Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов'

Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF EDUCATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драндров Г. Л., Тумаров К. Б.

В статье рассматриваются сущность и содержание личностно-ориентированного подхода к образованию и особенности его реализации в физическом воспитании студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Драндров Г. Л., Тумаров К. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN STUDENTS PHYSICAL EDUCATION FORMATION

The article considers the nature and content of personality-oriented approach to education and features of its realization in students' physical education.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов»

УДК 378.016:796

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Г.Л. Драндров - доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой спортивных дисциплин К.Б. Тумаров - аспирант кафедры спортивных дисциплин Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Чебоксары

THE PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION FORMATION

G.L. Drandrov - Doctor of Education, Professor, a head of the department of Sport Disciplines K.B. Tumarov - postgraduate student of Sport Disciplines department Cuvash State Pedagogical University after the name of I.Ya. Yakovlev

Cheboksary

e-mail: gerold49@,mail. ru

Ключевые слова: гуманизация образования, личностно-ориентированный подход, студенты, физическое воспитание, физическая культура.

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и содержание личностно-ориентированного подхода к образованию и особенности его реализации в физическом воспитании студентов.

Key words: humanization of education, personality-oriented approach, students, physical education, physical culture.

Summary. The article considers the nature and content of personality-oriented approach to education and features of its realization in students' physical education.

Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. Начало 90-х годов XX века было ознаменовано появлением нового педагогического мышления, сущность которого заключается в пересмотре системы ценностей и приоритетов в образовательной сфере. Ведущей идеей нового педагогического мышления является создание необходимых условий для развития личности [8].

Демократические преобразования, начавшиеся в России в конце 20-го столетия, затронули все стороны жизни нашего общества, в том числе и сферу образования. В первой фразе преамбулы Закона Российской Федерации «Об образовании» образование определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства». Во второй статье, формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашаются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [7, 11].

В соответствии с этими нормативными положениями одной из главных задач высшего профессионального образования становится «удовлетворение потребностей личности в

интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [6]. В качестве ведущей тенденции ее развития провозглашается последовательная гуманизация целей обучения в вузе, при которой общественно-ценные и личностно-значимые цели меняются местами по значимости. Конкретным выражением этой тенденции является принцип личностно-ориентированного подхода в образовании. При этом оптимальным вариантом реализации гуманистической направленности является гармоничное совпадение личностной и общественной целей.

Личностно-ориентированный подход предполагает такую систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной этих отношений, придавая им черты избирательности, системности, целостности, саморазвития, нарушая линейность процесса образования, чего нельзя добиться в старых авторитарных педагогических системах [16, 22].

По утверждению Е.Н. Шиянова [21], основным результатом личностно-ориентированного образования выступает перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, к другим людям, к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия. В основе культуры жизненного самоопределения лежит осознание субъектом идеалов, целей, планов («хочу»), личных и физических свойств, возможностей, склонностей, дарований («могу») и требований, предъявляемых к нему нормами, принятыми в группе, коллективе, обществе («требуют»), а также готовность вести относительно автономную жизнедеятельность в системе общественных отношений. Процесс соотнесения личностью «хочу», «могу» и «требуют» выступает регулятором поступков и поведения, определяет содержание, интенсивность, целенаправленность ее деятельности [8].

Образование при таком подходе направлено не на формирование индивида с заданными свойствами, а на создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций образовательного процесса, создание ситуации востребованности личности, её сил, саморазвития [16].

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности человека, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При этом индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого субъекта обучения, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей. Личностное начало в студенте нарушает программированность учебного процесса, создавая возможность выбирать нужное саморазвитию [22].

В.В. Сериков отмечает, что личностно ориентированный подход позволяет выявить новое содержание категории целей и содержания образования, методов обучения, конкретных технологий взаимодействия преподавателя и ученика, критериев эффективности образовательного процесса, создавая тем самым «регулятивы» преобразования педагогического сознания и практики. [16].

Идея личностно-ориентированного обучения знаменует переход образовательной политики с педагогики грамотности к педагогике развития [14]. Предметные знания из основной цели обучения превращаются в средство развития личностных возможностей учащихся [10]. На этой основе происходит существенные изменения в содержании учебных дисциплин, пересматриваются учебные программы, учебники и учебные пособия. На первый план выходит проблема реализации гуманистической направленности образования применительно к каждой конкретной образовательной области.

В настоящее время, идеи «гуманистической педагогики», которые ориентируют на выявление «уникальных» потенций человека, его самореализацию, получили широкое распространение и в теории физического воспитания [13, 18]. Эта теория рассматривает возможности физического воспитания через внутреннюю гармонию человека, через его мотивы и потребности в собственном физическом совершенствовании, через самопознание и самоопределение.

В материалах Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в Санкт-Петербурге в 2000 году [20], представлена концепция непрерывного образования по физической культуре, разработанная совместными усилиями специалистов Министерства образования РФ, ученых и педагогов Военного института физической культуры, Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Ее главной идеей является непрерывное физическое образование на основе учета индивидуальных потребностей личности, различных социальных групп и общества в целом. В соответствии с новой образовательной парадигмой по физическому воспитанию должен быть осуществлен переход от утилитарного использования ценностей физической культуры к развитию и учету индивидуальных возможностей и способностей каждого человека.

С.Д. Неверкович, В.В. Приходько считают, что формирование человека как физкультурно-деятельного становится возможным «когда устроенная по клубному принципу, с учетом интересов юных занимающихся, практика физкультурно-спортивных занятий так захватывает человека, что он не порывает с физическими упражнениями всю жизнь» [12, 6].

В настоящее время высказываемые учеными и педагогами мысли о необходимости гуманизации физического воспитания подкреплены соответствующими нормативными документами.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования физическое воспитание студентов должно быть нацелено на «формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности» [15, 42].

Достижение этой цели обеспечивается через решение системы частных задач. В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко [5] выделяют следующие, наиболее значимые, задачи физического воспитания студентов:

• включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии личности;

• содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

• овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающих философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры;

• формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

• формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта;

• овладение основами семейного физического воспитания и бытовой физической культуры.

Примерно этот же круг задач представлен и в учебной программе по физическому воспитанию студентов. В ней, в соответствии с социогуманитарной направленностью высшего профессионального образования, предусматривается «решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

1) понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к ее к профессиональной деятельности;

2) знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

3) формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

4) овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

5) обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

6) приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей» [ 19, 42].

Таким образом, анализ и обобщение научно-методической литературы и программно-нормативных документов показывает, что сформулированные в них цели и задачи физического воспитания студентов отражают его социогуманитарную направленность на формирование физкультурно-деятельной личности с учетом индивидуального своеобразия образовательных потребностей и возможностей личности каждого студента.

Между тем, В.К. Бальсевич [3], анализируя состояние практики, подчеркивает, что решение проблемы формирования личности, готовой к физкультурно-спортивной деятельности, невозможно в рамках традиционной системы физического воспитания, поскольку одним из ее основных противоречий является несоответствие имеющихся форм и содержания новым представлениям о личностно-приемлемых методах и организации процесса освоения ценностей физической культуры. В ней не учитываются основные требования современной социально-психологической парадигмы отношения к ученику как свободной личности, имеющей право свободного выбора вида занятий физическими упражнениями, их формы, индивидуально приемлемого результата в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности.

М.Я. Виленский [4] утверждает, что стержневым в структуре физической культуры личности студента является мотивационный компонент. Возникающие на основе потребностей мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности.

По мнению Л.И. Лубышевой [9], приоритетным направлением в повышении мотивации студентов к занятиям физической культуры должен стать отказ от унификации и стандартизации их содержания и создание возможно большего числа альтернативных программ по каждому виду физической культуры с учетом региональных, национально, культурно-исторических традициях, материально-технической оснащенности спортивных комплексов каждого вуза.

Л.Б. Андрющенко [2] говорит о необходимости предоставления студентам свободы выбора форм физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с личными склонностями каждого человека.

В связи с этим предлагается осуществлять индивидуализацию и дифференциацию содержания физического воспитания, что соответствует основным положениям личностно ориентированной парадигмы образования [13, 17]. Дифференциация предусматривает организацию физического воспитания с учетом индивидуального своеобразия физических

качеств и физкультурно-спортивных потребностей студентов. Внешняя дифференциация по физкультурно-спортивным интересам позволяет определить группы специализаций по видам спорта. Внутренняя дифференциация осуществляется по индивидуальным направлениям физического самосовершенствования студентов, позволяет выделить группы студентов согласно уровню физических способностей [17].

Выявление и учет ценностных ориентаций студентов в сфере физической культуры позволяет создать оптимальные условия для актуализации, стимуляции и самодвижения студентов к общекультурному, профессиональному и физическому развитию [1, 20]. В.К. Тихонова [18] также полагает, что созданию мотивационно-ценностной и благоприятной психологической обстановки в процессе занятий может содействовать учет интересов и желаний студентов в выборе видов и форм занятий в учебное и внеучебное время, организация занятий по спортивным специализациям.

Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о высокой практической эффективности реализации идей «гуманистической педагогики» в физическом воспитании студентов. К примеру, в диссертационном исследовании С.Ю. Альковой [1] показана эффективность реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании с учетом субъектного опыта студентов в области физической культуры. В работе Л.Б. Андрющенко [2] установлена педагогическая эффективность предоставления студентам свободы выбора содержания и форм организации физического воспитания в соответствии с их потребностями и интересами. Автор считает, что спортивно-ориентированная программа, направленная на углубленное изучение отдельных видов спорта и современных двигательных систем, позволяет формировать устойчивую потребность в регулярных занятиях.

Таким образом, одной из тенденций развития современной системы высшего профессионального образования является реализация личностно-ориентированного подхода, суть которого заключается в признании индивидуальности человека и создании необходимых и достаточных условий для его развития. Сформулированные в программно-нормативных документах цели и задачи физического воспитания студентов отражают его социогуманитарную направленность на формирование физкультурно-деятельной личности с учетом индивидуального своеобразия образовательных потребностей и возможностей личности каждого студента.

Литература

1. Алькова, С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С.Ю. Алькова. - М., 2002. - 21 с.

2. Андрющенко, Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов предмету «Физическая культура» / Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 4754.

3. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.

4. Виленский, М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 10. - С. 3-5.

5. Выдрин, В.М. Физическая культура студентов вузов : учебное пособие / В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 1991. - 128 с.

6. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. - 1996. - № 10. - С. 1-59.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. - 1996. - № 2. - С. 2-60.

8. Котова, И.Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И.Б. Котова, Б.Н. Шиянов. -Ростов н/Д : Ростовский педуниверситет, 1997. - 144 с.

9. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

10. Махмутов, М.И. Проблемное обучение : основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. - 337 с.

11. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. - М., 1994. - 92 с.

12. Неверкович, С.Д. Физкультурно-деятельная личность - ориентир для реформы предмета «Физическая культура» / С.Д. Неверкович, В.В. Приходько // Развитие инновационных процессов в организации физического воспитания детей и подростков : сб. статей. - Чебоксары : ЧГУ, 1998. - С. 13-18.

13. Олияр, В.И. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся / В.И. Олияр, В.С. Быков // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 1. - С. 11-15.

14. Петровский, А.В. Задачи педагогики и психологии высшей школы / А.В. Петровский // Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А.В. Петровского. - М. : МГУ, 1986. - С. 5-13.

15. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» : от 02.03. 2000 г., № 686 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.lexed.ru/doc.php?id=2797#.

16. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии / В.В. Сериков. -Волгоград, 1994. - 164 с.

17. Сорокин, Ю.Д. Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю.Д. Сорокин. - Саратов, 2002. - 19 с.

18. Тихонова, В.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В.К. Тихонова. - М., 2000. - 165 с.

19. Физическая культура // Примерные программы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших учебных заведений. - М. : Логос, 2001. - С. 45-62.

20. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2000. - 306 с.

21. Шиянов, Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя : учебное пособие / Е.Н. Шиянов. - М.-Ставрополь : МГПИ им. В. И. Ленина, 1991. - 180 с.

22. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская.

- М. : Сентябрь, 1996. - 96 с.

Literature

1. Al'kova, S.Yu. Pedagogical conditions of differentiated approach realization in physical education based on the subjective experience of students : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences : 13.00.04 / S.Yu. Al'kova.

- M., 2002. - 21 p.

2. Andryuschenko, L.B. Sports-oriented technology of teaching students the subject of "Physical Culture" / L.B. Andryushchenko // Theory and Practice of Physical Culture. - 2002. - No. 2. - P. 47-54.

3. Bal'sevich, V.K. Physical training in the education system of healthy lifestyle's culture (methodological, environmental and institutional aspects) / V.K. Bal'sevich // Theory and Practice of Physical Culture. - 1990. - No. 1. -P. 22-26.

4. Vilenskiy, M.Ya. Student as the subject of physical education / M.Ya. Vilenskiy // Theory and Practice of Physical Culture. - 1999. - No. 10. - P. 3-5.

5. Vydrin, V.M. Physical education of university's students : a manual / V.M. Vydrin, B.K. Zykov, A.V. Lotonenko. - Voronezh : VGU publishing house, 1991. - 128 p.

6. Russian Federal Law "On Higher and Postgraduate Professional Education" // Bulletin of the Russian State Committee on Higher Education. - 1996. - No. 10. - P. 1-59.

7. Russian Federal Law "On Education" // Bulletin of the Russian State Committee on Higher Education. -1996. - No. 2. - P. 2-60.

8. Kotova, I.B. Formation and development of humanistic pedagogy / I.B. Kotova, B.N. Shiyanov. -Rostov-on-Done : Rostov Pedagogical University, 1997. - 144 p.

9. Lubysheva, L.I. The concept of formation of Human's Physical Culture / L.I. Lubysheva. - M. : GTSOLIFK, 1992. - 120 p.

10. Mahmutov, M.I. Problem learning : key issues of the theory / M.I. Mahmutov. - M. : Pedagogika, 1975. -

337 p.

11. Mitina, L.M. A teacher as a person and a professional / L.M. Mitina. - M., 1994. - 92 p.

12. Neverkovich, S.D. Athletic and active personality - a reference to the reform of the subject "Physical Education" / S.D. Neverkovich, V.V. Prikhod'ko // The development of innovative processes in the organization of physical education of children and teenagers : Col. of articles. - Cheboksary : CSU, 1998. - P. 13-18.

13. Oliyar, V.I. Theoretical and methodological foundations of actualization of students' physical'self-education / V.I. Oliyar, V. S. Bykov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2002. - No. 1. - P. 11-15.

14. Petrovskiy, A.V. Objectives of pedagogy and psychology of higher school / A.V. Petrovskiy // Basics of pedagogy and psychology of higher school / under the editorship of A.V. Petrovskiy. - M. : MGU, 1986. - P. 5-13.

15. An order of the Ministry of Education of the Russian Federation "On approval of the state educational standards of higher education": d/d 02.03. 2000, No. 686 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.lexed.ru/doc.php?id=2797 #.

16. Serikov, V.V. Personal approach in education : the concept and technology / V.V. Serikov. - Volgograd, 1994. - 164 p.

17. Sorokin, Yu.D. Technological support of students' Physical Education formation : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences : 13.00.08 / Yu.D. Sorokin. - Saratov, 2002. - 19 p.

18. Tikhonova, V.K. University's students' readiness formation to the physical self-education : dis. ... Candidate of Ped. Science : 13.00.04 / V.K. Tikhonov. - M., 2000. - 165 p.

19. Physical Education // Sample programs of overall humanitarian and socio-economic disciplines of higher educational institutions. - M. : Logos, 2001. - P. 45-62.

20. Physical Culture and Sport of Millenniums : Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference. - SPb., 2000. - 306 p.

21. Shiyanov, E.N. Humanization of education and teacher's professional training : a training manual / E.N. Shiyanov. - M.-Stavropol : Moscow State Pedagogical Institute a/n. V.I. Lenin, 1991. - 180 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Yakimanskaya, I.S. Personality-oriented education in the modern school / I.S. Yakimanskaya. - M. : September, 1996. - 96 p.

Статья поступила в редакцию 09.05.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.