Научная статья на тему 'Общество и личность: характеристика спортивной культуры'

Общество и личность: характеристика спортивной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
396
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чупанова Нина Вадимовна

Цель раскрытие проблем специфичности спортивной культуры деятельностного и ценностного подходов, складывающихся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, выявление, систематизация, обобщение способов ценностного отношения личности к спорту. Результат. Определены социально апробированные установки восприятия, осмысления и применения основных форм спортивной культуры личности. Вывод. Доказана эффективность разработанных критериев развития спортивной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чупанова Нина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общество и личность: характеристика спортивной культуры»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

1

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 796/799+008

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-105-110

Общество и личность: характеристика спортивной культуры

© 2018 Чупанова Н. В.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - раскрытие проблем специфичности спортивной культуры деятельностного и ценностного подходов, складывающихся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, выявление, систематизация, обобщение способов ценностного отношения личности к спорту. Результат. Определены социально апробированные установки восприятия, осмысления и применения основных форм спортивной культуры личности. Вывод. Доказана эффективность разработанных критериев развития спортивной культуры личности.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивная культура, деятельностный и ценностный подходы, критерии развития.

Формат цитирования: Чупанова Н. В. Общество и личность: характеристика спортивной культуры // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 105-110. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-105-110

Society and Personality: Characteristics of Sport Culture

© 2018 Nina V. Chupanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to explain the problem of specificity of the sport culture of the activity and value approaches developing in the course of competitions and sport training for them. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, identification, systematization, generalization of the methods of the person's value attitude to sport. Result. Socially approved the attitudes of perception, comprehension and application in the basic forms of sport culture of the person are defined. Conclusion. Efficiency of the developed criteria for the development of athletic personality culture is proved.

Keywords: physical training, sport, sport culture, activity and value approaches, criterias of development.

For citation: Chupanova N. V. Society and Personality: Characteristics of Sport Culture. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 105-110. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-105-110 (In Russian)

Введение

В научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная

культура» [1-5]. В подходах к определению сущности и содержания данного понятия исследователи придерживаются различных позиций. В сложившейся ситуации возникла необходимость рассмотрения этого понятия с позиции ее места и роли в общей и физической культуре личности, изучения влияния спортивной и физической культуры на развитие и функционирование друг друга в процессе жизнедеятельности человека.

В связи с этим цель нашего исследования заключалась в анализе представленных в научно-методической литературе подходов к пониманию спортивной культуры как социального феномена и свойства личности.

Результаты исследования

Физическая культура и спорт как социальные феномены имеют общие и частные признаки, занимая свое место в социуме и выполняя специфическую роль в обществе. Общей основой физической культуры и спорта как составляющих общечеловеческой культуры является двигательная деятельность, направленная на преобразование физического и духовного потенциала человека. Наряду с этим В. К. Бальсевич [1] отмечает, что спорт как феномен общечеловеческой культуры является самодостаточной сферой человеческой деятельности, которая имеет собственное предназначение, выполняя эвристические, эстетические, эталонные, оздоровительно-рекреативные, экономические и зрелищные функции.

Психологическая структура физической культуры и психологическая структура спорта как видов двигательной деятельности существенно различаются между собой в отношении целевой направленности, содержания и достигаемых результатов. Г. Л. Драндров с соавторами [3] утверждает, что различия в этих видах деятельности по содержанию и присваиваемым в процессе их осуществления материальным и духовным ценностям обусловлено различиями в их мотивах. Спорт как вид деятельности отличается от физической активности возникновением и доминированием соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации, выделением в физической активности тренировочной и

соревновательной деятельности с

предельными физическими и психическими нагрузками, возникновением новых ценностей, которые вместе с ценностями физической культуры характеризуют спортивную культуру личности.

Л. И. Лубышева [6] отмечает, что целью спорта как вида деятельности является достижение спортивного мастерства и достижение наивысших результатов в соревнованиях на основе организации тренировочного процесса. Основным содержанием спортивной деятельности выступают соревновательные упражнения, связанные с максимальным проявлением физических и психических способностей в процессе соперничества, состязательности, борьбы между спортсменами и личности спортсмена с самим собой. Результатом спортивной деятельности являются активно присваиваемые личностью

интеллектуальные, интенционные,

нравственные, достиженческие,

валеологические, мобилизационные

ценности двигательного характера, ценности здоровьесберегающих технологий

спортивной подготовки.

Л. И. Лубышева рассматривает спортивную культуру [6] как составную часть общей культуры, включающую спортивную деятельность и ее результат, связанную с высокими спортивными достижениями и подготовкой к ним, а также совокупность материальных благ, социальных и личностных ценностей спорта, присвоение которых способствует формированию гармонически развитой личности.

По мнению ряда авторов, спортивная культура - позитивное ценностное отношение социального субъекта к спорту, социальная деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию тех его разновидностей, сторон, функций, компонентов, которые данным субъектом рассматриваются как наиболее важные, значимые, т. е. как ценности. К ценностям спортивной культуры относит социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность.

Эти элементы объединены в три компонента: общекультурный; социально-психологический; специфический.

Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического,

информационного и образовательного полей социального пространства. Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта («тренер -спортсмен», «спортсмен - спортивный коллектив» и т. д.). Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации,

формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания.

Спортивная культура соединяет в себе как культуру социального субъекта, так и культуру социальной группы и общества в целом. В соответствии с этим выделяются спортивная культура личности, социальной группы и общества в целом [2].

Спортивная культура личности, по мнению Л. И. Лубышевой [4], содержит специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и

тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые

обеспечивают ее эффективность. За основу классификаций ценностей спортивной культуры личности взята потребность в самоорганизации здорового стиля жизни, успехе, достижении высокого спортивного результата, поскольку ценность как социальная категория всегда связана с удовлетворением человеческих

потребностей. Потребности человека

многообразны и многие из них проявляются и в сфере спортивной культуры. В процессе удовлетворения потребностей и создаются культурные ценности, в том числе и в сфере спорта.

Основу спортивной культуры личности, по мнению С. Ю. Баринова [2], составляет позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, стали достоянием его собственного внутреннего мира.

Н. И. Пономарев [5] считает, что ценности спорта связаны с его использованием как средства удовлетворения социальных и биологических потребностей людей, культурных запросов общества. К ценностям спорта он относит: уровень здоровья людей, их физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки,

функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание и др. Ценности спорта могут проявляться и опосредованно - в виде повышения производительности труда людей, занимающихся физическими упражнениями.

В. И. Столяров, С. Ю. Баринов [6] подчеркивают, что в качестве ценностей для каждой личности могут выступать различные аспекты спортивной деятельности. Основой ее ценности может служить возможность на основе спортивных тренировок и соревнований формировать и

совершенствовать свои физические кондиции, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех и т. п.

Спортивная деятельность может быть привлекательна для личности тем, что она позволяет ему укреплять и сохранять свое здоровье. Человек может рассматривать спорт как средство достижения материальных благ, славы, демонстрации превосходства над другими и т. д.

Поэтому позитивное отношение конкретной личности к спорту всегда носит

не общий, а конкретный характер: подразумевает не спорт вообще, а определенные его аспекты, компоненты, функции, виды и т. д. Те или иные ценности спорта, т. е. то, что для человека является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним определяет конкретное содержание, направленность, специфику, т. е. форму его спортивной культуры.

Нами выделены формы спортивной культуры личности:

- спортивно-прагматическая культура. Эту форму спортивной культуры личности характеризует прагматическая направленность: наиболее важными, значимыми в спорте для индивида являются утилитарные, прагматические ценности -например, возможность на спорте зарабатывать деньги, формировать и совершенствовать с помощью занятий спортом физические качества или психические способности, когда они рассматриваются сами по себе в отрыве от других качеств и способностей;

- антигуманная спортивная культура. Особенность этой формы спортивной культуры личности состоит в том, что спорт привлекателен для индивида возможностью продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои националистические идеи, проявить свою агрессивность и т. п.

Формирование спортивно-гуманистической культуры личности - центральная задача спортивной работы с детьми и молодежью в настоящее время. Основными формами спортивно-гуманистической

культуры личности являются олимпийская и спартианская культура.

Исходя из сущности и содержания спортивной культуры (знание, понимание, мотивация, интересы, потребности, реальное поведение, спортивная квалификация, спортивный стиль жизни), нами выделены три уровня сформированности спортивной культуры личности:

- низкий - слабое развитие всех компонентов;

- средний - достаточное развитие основных компонентов;

- высокий - высокое развитие всех компонентов.

Выводы

Общей основой физической культуры и спорта как составляющих общечеловеческой культуры является физическая активность, направленная на преобразование физического и духовного потенциала человека. Наряду с этим спорт является самодостаточной сферой человеческой деятельности, выполняющей свойственные ему функции.

С позиций деятелъностного подхода специфичность спортивной культуры как вида человеческой деятельности проявляется в его целевой направленности (достижение спортивного мастерства и наивысших результатов в соревнованиях), содержании (спортивное соревнование, подготовка к нему, связанные с ним социальные отношения) и результатах

(интеллектуальные, интенционные,

нравственные, достиженческие,

валеологические, мобилизационные

ценности двигательного характера, ценности здоровьесберегающих технологий

спортивной подготовки).

С позиций ценностного подхода спортивная культура определяется как совокупность наработанных в обществе и передающихся из поколения в поколение общекультурных, социально-психологических и личностных ценностей, социально-педагогических

процессов и отношений, складывающихся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним.

Ценностное отношение личности к спорту всегда носит не общий, а конкретный характер: те ценности спорта, которые являются наиболее значимыми для конкретной личности, определяют специфику содержания и направленности его спортивной культуры. С учетом этого выделяются следующие основные формы спортивной культуры личности: спортивно-прагматическая (наиболее значимыми для индивида являются утилитарные, прагматические ценности спорта), антигуманная спортивная культура (спорт привлекает возможностью

продемонстрировать свое превосходство над другими, реализовать свои

националистические идеи, проявить свою агрессивность), спортивно-гумани-стическая (знание, понимание, позитивная оценка и реальное действенное принятие

гуманистических идеалов и ценностей спортивной деятельности, умения, качества и способности действовать в соответствии с такой ориентацией).

Критериями развития спортивной культуры личности являются:

- образованность в сфере спорта;

- психические и физические качества и спортивные способности;

1. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М. : Теория и практика физической культуры и спорта. 2006. 112 с.

2. Баринов С. Ю. Спортивная культура как элемент культуры личности студента / Философия и будущее цивилизации // Тезисы докладов М-й Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая. 2005. Т. 4. М. : Современные тетради, 2005. С. 576-577.

3. Драндров Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры.

1. Balsevich V. K. Sportivnyy vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole [Sports vector of physical education in the Russian school]. Moscow, Teoriya I praktika fizicheskoi kultury I sporta Publ., 2006. 112 p. (In Russian)

2. Barinov S. Yu. Sports culture as a part of the culture of the student's personality. Philosophy and the future of civilization. Tezisy dokladov IV-y Rossiyskogo filosofskogo kongressa [Abstracts of the IV Russian Philosophical Congress]. Moscow, 24-28 of May. 2005. Vol. 4. Moscow, Sovremennye tetradi Publ., 2005. Pp. 576-577. (In Russian)

3. Drandrov G. L. Theoretical bases of interaction of physical and sports culture. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2013. No. 6. Pp. 14-21. (In Russian)

4. Lubysheva L. I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta. Uchebnoe posobie dlya

- мотивационно-ценностное отношение к спортивной деятельности;

- умения и навыки эффективно осуществлять спортивную деятельность;

- способность показывать высокий спортивный результат;

- спортивный стиль жизни.

2013. № 6. С. 14-21.

4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов высшых учебных заведений. 3-е изд. переработанное и дополненное. М. : Академия, 2010. 272 с.

5. Пономарев Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. 217 с.

6. Столяров В. И. Понятие и формы спортивной культуры личности: проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. С. 366-370.

studentov vysshykh uchebnykh zavedeniy. 3-e izd. pererabotannoe i dopolnennoe [Sociology of physical culture and sports. Textbook for students of higher education. 3rd ed. revised and expanded]. Moscow, Akademiya Publ., 2010. 272 p. (In Russian)

5. Ponomarev N. I. Fizicheskaya kul'tura kak element kul'tury obshchestva i cheloveka [Physical culture as an element of society and human culture]. Saint Petersburg, 1996. 217 p. (In Russian)

6. Stolyarov V. I. Ponyatie i formy sportivnoy kul'tury lichnosti: problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kul'tury, sporta i olimpizma [The concept and forms of sports culture of personality: problems of improvement of physical culture, sports and Olympism]. Omsk, SSUPTS Publ., 2009. Pp. 366-370. (In Russian)

Литература

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Чупанова Нина Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 22.01.2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Nina V. Chupanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theoretical Bases of the Physical Training and Sport, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail:

[email protected]

Received 22.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.