Научная статья на тему 'Спортивные игры как средство формирования нравственных взаимоотношений будущих учителей физической культуры и педагогов-тренеров'

Спортивные игры как средство формирования нравственных взаимоотношений будущих учителей физической культуры и педагогов-тренеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / НРАВСТВЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Гусейн Исаевич

Цель. Определить роль спортивных игр в формировании нравственных взаимоотношений у будущих учителей физической культуры и педагогов-тренеров. Методы. Беседа, анкетирование, наблюдение, социометрия, ретроспективный анализ литературных источников, проектирование специально заданных игровых ситуаций, эксперимент, метод математической статистики. Результаты. Автором были внесены дополнения в учебные программы курсов по спортивным играм как на теоретическом, так и на практическом уровнях, созданы игровые модели, в которых участвовали специально подобранные в команды игроки с различным уровнем понимания игры как средства формирования взаимоотношений и коллективного взаимодействия для достижения победы. Вывод. Экспериментально доказано, что спортивные игры в профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры и тренеров по игровым видам спорта являются эффективным средством формирования у них нравственных взаимоотношений и способствуют достижению победного результата в соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Гусейн Исаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные игры как средство формирования нравственных взаимоотношений будущих учителей физической культуры и педагогов-тренеров»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 796

Спортивные игры как средство формирования нравственных взаимоотношений будущих учителей физической культуры и педагогов-тренеров

© 2017 Магомедов Г. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Определить роль спортивных игр в формировании нравственных взаимоотношений у будущих учителей физической культуры и педагогов-тренеров. Методы. Беседа, анкетирование, наблюдение, социометрия, ретроспективный анализ литературных источников, проектирование специально заданных игровых ситуаций, эксперимент, метод математической статистики. Результаты. Автором были внесены дополнения в учебные программы курсов по спортивным играм как на теоретическом, так и на практическом уровнях, созданы игровые модели, в которых участвовали специально подобранные в команды игроки с различным уровнем понимания игры как средства формирования взаимоотношений и коллективного взаимодействия для достижения победы. Вывод. Экспериментально доказано, что спортивные игры в профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры и тренеров по игровым видам спорта являются эффективным средством формирования у них нравственных взаимоотношений и способствуют достижению победного результата в соревнованиях.

Ключевые слова: спортивные игры, нравственные взаимоотношения, формирование здорового образа жизни, развитие творческого потенциала гуманитарная парадигма.

Формат цитирования: Магомедов Г. И. Спортивные игры как средство формирования нравственных взаимоотношений будущих учителей физической культуры и педагогов-тренеров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 57-61.

Sport Games as the Means of Future Physical Training Teachers and Coachers' Moral Relations Formation

© 2017 Gusein I. Magomedov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. The aim of the article is to define the role of sport games in future physical training teachers and coachers' moral relations formation. Methods. Interview, questionnaire, observation, sociom-etry, retrospective analysis of literature sources, projection of the specially given game situations, experiment, method of mathematical statistics. Results. The author of the article makes supplements to the curriculum courses of sport games both at the theoretical and practical levels, creates the play models in which the quorum of players with different level of understanding the game as the means of relation and collective interactions formation take part. Conclusion. It is experimentally proved, that sport games in professional training of future physical training teachers and coachers' in team sports are effective means of moral relations formation and conduce the performance in games.

Keywords: sport games, moral relations, a healthy lifestyle formation, development of creativity, humanitarian paradigm.

For citation: Magomedov G. I. Sport Games as the Means of Future Physical Training Teachers and Coachers' Moral Relations Formation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 57-61. (In Russian)

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 1. 2017

Введение

Подготовка учителя физической культуры в современном профессиональном образовательном пространстве является актуальной для воспитания физически и нравственно здорового поколения.

Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью общей культуры, обеспечивающей не только здоровье человека, но и формирование его нравственного развития. При формировании здорового образа жизни поколения необходимо особое внимание обратить на использование спортивных игр. Общеизвестно, что они являются важнейшим средством нравственного воспитания человека с первых шагов его жизни, сопровождая его на всех этапах воспитания и развития личности.

Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол и другие, в стандарте высшего профессионального образования по профилю «Физическая культура и спорт» в своём содержании формируют качества нравственных взаимоотношений: честность, коллективизм, выдержку, взаимопомощь и компоненты (мотивационно-потребностный, эмоционально-чувственный, ценностно-смысловой, поведенческо-волевой, нравственно-действенный и др.), которые проявляются участниками игр лично и в командных соревнованиях.

Цель исследования: определить роль спортивных игр в формировании нравственных взаимоотношений у будущих учителей физической культуры.

При проведении исследования мы использовали следующие методы: анкетирование, наблюдение, беседу, проектирование специально заданных игровых ситуаций, эксперимент, метод математической статистики.

Обсуждение и результаты

Потенциал спортивных игр в подготовке учителей по физической культуре многогранен, поэтому в своём исследовании мы рассматриваем игры как эффективное средство не только физического, но и нравственного развития. Основным противоречием в подготовке учителей по физической культуре является недостаточное использование этого потенциала в профессиональной деятельности, в основе которой не учитываются специфические особенности и важная роль игры как средства физического и особенно нравственного развития будущих специалистов физкуль-

туры, реализующих на разных уровнях образования: от дошкольного до высшего профессионального это средство.

Исследованием были охвачены студенты факультета физической культуры, а также специализирующиеся по спортивным играм члены сборных команд университета. Первоначально мы изучали понимание студентами роли и места спортивных игр в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры и тренера-преподавателя по волейболу. Для выяснения этого вопроса нами была разработана анкета, которая способствовала определению у будущих специалистов роли спортивных игр в воспитании и, особенно, в формировании нравственных взаимоотношений.

Анкетированием были охвачены студенты первых и четвёртых курсов бакалавриата и магистратуры факультета физической культуры и спорта, члены сборных команд по спортивным играм. Охваченные анкетированием респонденты показали разный уровень понимания роли спортивных игр в профессиональной подготовке, но лишь 28 % ответов затронули их роль как средства нравственного воспитания и лишь 14 %, отметили их как условия формирования нравственных взаимоотношений, в основном члены сборных команд по футболу, волейболу, баскетболу.

При проведении стыковых командных игр и соревнований различного уровня мы наблюдали и фиксировали взаимоотношения игроков, проявляемые в своих командах при выполнении игровых задач во взаимодействии друг с другом для достижения победы над соперником. Как показали наблюдения от 40 до 54 % наблюдаемых и фиксируемых нами игровых действий реализовали совместные положительные, можно сказать нравственные взаимоотношения для достижения командной победы над противником. К ним можно отнести взаимовыручку, взаимопомощь, ответственность при выборе игрового действия для достижения командного результата, подавления личной амбиции ради командной победы на соперником.

Для создания мотивации в тренировочном и учебно-воспитательном процессе нами использовался метод беседы как индивидуальной, так и групповой. Это способствовало пониманию роли игровых

действий и поступков, ранее выявленных у играющих и внесению корректив при организации учебно-тренировочной деятельности по спортивным играм.

В ряде случаев, некоторые игроки команд даже не понимали положительной роли взаимоотношений как фактора успеха команды, а считали, что каждый игрок должен технически и тактически грамотно выполнять свою функцию в игре. Этот показатель составлял от 14 до 22 %. Выяснив у них, почему они думают так, мы выявили, что в учебно-воспитательном и тренировочном процессе акцент преподавателя, тренера был сосредоточен на правильности техники выполнении игровых приемов и игровых действий, физической подготовке, без учёта командных взаимоотношений.

Таким образом, с помощью вышеописанных методов исследования нами были выяснены уровни понимания студентами, спортсменами и их преподавателями и тренерами роли спортивных игр как средства формирования нравственных взаимоотношений у будущих учителей физической культуры и тренеров-педагогов по игровым видам спорта.

Для устранения этого пробела в подготовке будущих учителей физической культуры, педагогов-тренеров, нами были внесены дополнения в учебные программы курсов по спортивным играм как на теоретическом, так и на практическом уровнях. В процессе экспериментального построения учебного процесса по спортивным играм, мы использовали метод проектирования специально заданных игровых действий, направленных на формирование нравственных взаимоотношений в совместной игре у будущих учителей физической культуры и тренеров-педагогов по спортивным играм. С этой целью, нами создавались игровые модели, в которых участвовали специально подобранные в команды игроки с различным уровнем понимания игры как средства формирования взаимоотношений и коллективного взаимодействия для достижения победы.

Такой подход, с использованием смоделированных игровых ситуаций, способствовал проявлению различных уровней взаимоотношений в игре участниками команд, а после завершения игры мы совместно разбирали игровые действия каждого игрока и игроков противоборствующих команд, результата, полученного по-

сле завершения игры, что позволяло каждому игроку понять, как его индивидуальные игровые действия способствовали решению командной борьбы для достижения общей победы над соперником или поражения.

Следующим шагом исследования было - организация формирующего эксперимента с различными группами занимающихся спортивными играми: студентами факультета физической культуры и спорта, членами сборных команд по волейболу, баскетболу, футболу, преподавателями спортивных игр и тренерами команд по спортивным играм. Для проведения эксперимента и достижения цели исследования, нами был проведён семинар и даны установки по методике организации занятий и тренировок по спортивным играм, а также предложены матрицы со специальным материалом, включающим специально разработанные игровые задания, игровые ситуации, направленные на реализацию поставленных задач в исследовании.

Наряду с этим, преподавателям и тренерам спортивных игр было предложено внести дополнения в планы и программы по реализации поставленных экспериментатором задач, направленных для достижения цели исследования. Экспериментом были охвачены специально сформированные команды и группы студентов факультета физической культуры и спорта, а другие занимались по общей программе.

В ходе проведения эксперимента, после двух-трёх месяцев и на протяжении всего учебного года и тренировочного цикла преподаватели, тренеры, студенты и спортсмены фиксировали свои действия и связанные с ними результаты в специально подготовленных таблицах, которые сопоставлялись с прописанными в них нравственными качествами и их влиянием на формирование нравственных взаимоотношений и развитие игровых взаимодействий, а также на результат игры.

Проведённая за этот короткий период, экспериментальная работа преподавателями и тренерами положительно сказалась на взаимоотношениях студентов, что можно было наблюдать со стороны визуально. Будущие учителя и тренеры сами отмечали при опросе, что занятия по экспериментальной программе повлияли не только на результат игры, но и способствовали налаживанию нравственных взаимоотношений между участниками этого процесса.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017

••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 1. 2017

Это подтверждается и многочисленными и многолетними исследованиями, проводимыми с различными категориями лиц в период с 1979-1992 гг. исследователем игровой деятельности Д. М. Маллаевым. Он отмечал, что игра является эффективным средством социальной активности, формирования взаимоотношений, коррекции нарушений физического и нравственного развития. В своей научной работе «Теория игры с позиций деятельностного подхода», он теоретически обосновал и научно подтвердил роль игровой деятельности в формировании и развитии личности в различных возрастных периодах и особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья [1; 2].

В исследовании (Маллаев Д. М., Гасано-ва Д. И.), посвященном теории и практике использования элементов психотехники в специальной организованной деятельности, раскрыты возможности специально организованных игр, которые могут эффективно повлиять на подготовку спортсменов по различным видам спорта [3].

Многие другие исследователи педагоги и психологи (Ушинский К. Д., В. П. Филин В. П., Эльконин Д. Б.) отмечали в своих научных трудах преимущество игровой деятельности как средства духовного, нравственного и физического развития, спортивной подготовки и формирования личности [4-6].

В дальнейшей работе, мы продолжили проведение специально организованных занятий и тренировок по спортивным играм по разработанным нами заданиям в течении года, а также рекомендовали преподавателям и тренерам вести эту экспериментальную работу. Они, уже в первые полгода, отмечали положительное влияние экспериментальной программы и эффективность подготовительных игровых заданий в налаживании положительных нравственных взаимоотношений между участниками эксперимента.

1. Маллаев Д. М. Психология и педагогика игры слепого и слабовидящего ребенка. М. : Академия, 2008. 328 с.

2. Маллаев Д. М. Теория игры в современной психолого-педагогической науке с позиции деятельностного подхода / Современные проблемы педагогики, психологии, экологии // Материалы Международной научно-практической конференции. Хасавюрт, ДГПУ, 2010. 140 с.

Особенно, положительно оценили экспериментальные задания тренеры сборных команд университета по волейболу, баскетболу, футболу. Было также отмечено тренерами команд, что климат и командный дух усилился, игроки команд стали более сплочены и мотивированы к победе в соревнованиях, чем было ранее.

Выводы

Полученные в ходе исследования положительные результаты подтвердили нашу гипотезу, что спортивные игры при проведении специальных игровых заданий и ситуаций, техник, способствуют формированию нравственных взаимоотношений у будущих учителей физической культуры и тренеров по спортивным играм. При этом были выявлены более высокие и качественные результаты в спортивных турнирах и соревнованиях по спортивным играм. Например, сборная команда университета по волейболу становилась многократным победителем среди женщин.

Таким образом, нами была достигнута цель исследования: было экспериментально доказано, что спортивные игры в профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры и тренеров по игровым видам спорта являются эффективным средством формирования у них нравственных взаимоотношений и способствуют достижению победного результата в соревнованиях.

Наряду с этим, в процессе годичного эксперимента были получены результаты, подтверждающие, что общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции формируются более успешно при активном использовании спортивных игр в подготовке будущих учителей физической культуры и тренеров. Исследование в дальнейшем предполагает более продвинутый по времени эксперимент, результаты которого будут представлены в следующих научных публикациях.

3. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. Теория и практика психотехнических игр. М. : Владос, 2013. 149 с.

4. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы. М. : Юрайт, 2016. 284 с.

5. Филин В. П. Современная система спортивной подготовки. М. : Педагогика, 1995. 284 с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Владос, 1999. 360 с.

Литература

References

1. Mallaev D. M. Psikhologiya i pedagogika igry slepogo i slabovidyashchego rebenka [Psychology and pedagogy of a game of the blind and visually impaired child]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 328 p. (In Russian)

2. Mallaev D. M. Game theory in modern psychological and pedagogical science from the position of activity approach. Sovremennye problemy pedagogiki, psikhologii, ekologii. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii [Modern problems of pedagogy, psychology, ecology. Proceedings of International scientific-research conference]. Khasavyurt, DSPU, 2010. 140 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедов Гусейн Исаевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных игр, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 09.11.2016 г.

3. Mallaev D. M., Gasanova D. I. Teoriya i praktika psikhotekhnicheskikh igr [Theory and practice of psychotechnical games]. Moscow, Vlados Publ., 2013. 149 p. (In Russian)

4. Ushinsky K. D. Pedagogika. Izbrannye raboty [Pedagogy. Selected works]. Moscow, Yur-ait Publ., 2016. 284 p. (In Russian)

5. Filin V. P. Sovremennaya sistema spor-tivnoy podgotovki [Modern system of sports training]. Moscow, Pedagogika Publ., 1995. 284 p. (In Russian)

6. Elkonin D. B. Psikhologiya igry [Psychology of a game]. Moscow, Vlados Publ., 1999. 360 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Gusein I. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the head of the chair of Sport Games, the faculty of Physical Training and Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: physculture@ dgpu.net

Received 09.11.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.016:91

Научные знания - основа развития мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии

© 2017 Магомедова А. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть методы формирования научных знаний по физической географии у учащихся во время уроков географии, а также во внеклассной работе. Методы. Наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В результате проведения системы уроков-практикумов, внедрения инновационных технологий, методов и технических приемов происходит формирование научных знаний и их дальнейшая трансформация в научное мировоззрение. Вывод. Новизна содержания учебного материала, обновление знаний, усвоенных ранее, их практическая значимость являются эффективными стимулами развития интереса к мировоззренческим знаниям и познавательной активности школьников в целом.

Ключевые слова: научные знания, мировоззрение, урок физической географии, внеклассная работа по географии, взгляды, идеалы, убеждения.

Формат цитирования: Магомедова А. И. Научные знания - основа развития мировоззрения учащихся в процессе обучения физической географии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2017. Т. 11. № 1. С. 61-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.