8. Omboeva N. А. Pedagogicheskie usloviya samorealizatsii podrostkov v uchebnoj deyatel'nosti [Pedagogical conditions of self-realization and under-shoots in the educational activities]. Dissertation of Ph. D. (Pedagogy). Volgograd, 2002. 211 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Алиева Сарият Адзиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: valiraya_9@mail.ru
Алиева Сабият Тагировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: pedagogika.dgpu@mail.ru
Закарьяева Сиядат Зияудиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: pedagogika.dgpu@mail.ru
Раджабова Раиса Валиевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: valiraya_9@mail.ru
Принята в печать 15.02.2017г.
9. Postanovlenie pravitel'stva «O gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2016-2020gg.» ot 30 dekabrya 2015 [Government resolution "On state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020 from December 30 2015". No. 1493. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Sariyat A. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: valiraya_9@mail.ru
Sabiyat T. Alieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: pedagogi-ka.dgpu@mail.ru
Siyadat Z. Zakaryaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: pedagog-ika.dgpu@mail.ru
Raisa V. Radzhabova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; email: valiraya_9@mail.ru
Received 15.02.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
Педагогические условия организации игровой деятельности как средства нравственного воспитания юных спортсменов
© 2017 Гаджиев О. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gadgiev-osman@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Разработать педагогические условия организации игровой деятельности в системе подготовки юных спортсменов как средство развития нравственных и физических качеств. Методы. Анализ теоретической и педагогической литературы, метод наблюдения и экспериментальный метод. Результат. Аналитический обзор литературы показал, что использование подвижных и спортивных игр способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению физической подготовленности и работоспособности юных спортсменов. Вывод. Подвижные и спортивные игры, а также игры-эстафеты при создании адекватных педагогических условий способствуют в своей совокупности физическому развитию всего организма. Они также являются средством нравственного, умственного и эстетического воспитания.
Ключевые слова: педагогические условия, нравственное воспитание, подвижные игры, спортивные игры, игры-эстафеты, юные спортсмены, физическая подготовка, физическая работоспособность.
Формат цитирования: Гаджиев О. М. Педагогические условия организации игровой деятельности как средства нравственного воспитания юных спортсменов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 42-47.
Pedagogical Conditions of Play Activity Organization as a Means of Young Athletes' Moral Education
© 2017 Osman M. Gadzhiev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gadgiev-osman@mail.ru
ABSTRACT. Aim. To develop the pedagogical conditions of play activity organization in the system of training the young athletes as a means of moral and physical qualities development. Methods. Analysis of the theoretical and pedagogical literature, observation and experimental method. Result. Analytical review of the literature shows that the use of mobile and sporting games promotes physical and moral qualities, enhance physical fitness and health of young athletes. Conclusion. Mobile and sports games and games-relay under the adequate pedagogical conditions contribute collectively to the physical development of the whole organism. They are also a means of moral, mental and aesthetic education.
Key words: pedagogical conditions, moral education, active games, sports games, games-relays, young athletes, physical training, and physical performance.
For citation: Gadzhiev O. M. Pedagogical Conditions of Play Activity Organization as a Means of Young Athletes' Moral Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 42-47. (In Russian)
Введение
Проблема воспитания в современном социуме является основой для нравственного развития подрастающих поколений и в этом контексте игровая деятельность охватывает все возрастные периоды становления индивида и личности человека. Рассматривая игровую деятельность для решения проблемы, особенно нравственного воспитания мы используем различные виды игр: спортивные игры, подвижные игры, народные игры и игры-эстафеты.
В различных видах игр, связанных с соревновательными действиями такими как, например, спортивные игры и игры-эстафеты, каждому участнику предоставляется возможность соревноваться и добиваться превосходства над другими партнерами в силе, быстроте, ловкости, подвижности, прыгучести и выносливости. Игра как эффективное средство физического и нравственного воспитания детей школьного возраста играет важную роль в развитии двигательных и координационных способностей, а также в формировании физических и нравственно-волевых качеств юных спортсменов [1-3].
Подчеркивая воспитательное и развивающее значение подвижных игр и народ-
ных игр соревновательного характера, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «В игре формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорить, что игры представляют будущий характер и будущую судьбу ребёнка, то оно верно в двойном смысле: не только в игре высказываются наклонности ребёнка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу» [6].
По мнению известных российских ученых - педагогов (А. П. Усова, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, Е. А. Покровский, З. Б. Контаутене, С. В. Григорьев, Е. М. Гельфан, З. М. Богуславская) и психологов (А. В. Запорожец, Ф. И. Фрадкина, Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, Д. М. Маллаев, Н. А. Нарбишева, Л. С. Выготский, Н. Н. Подъяков, Д. Б. Эльконин) в подвижных играх и играх-эстафетах содержится большой воспитательный и развивающий потенциал. Они высоко оценили воспитательное и развивающее значение игровой деятельности и исследовали её влияние на физическое, психическое и нравственное развитие детей.
В диссертационных исследованиях Ф. И. Фрадкиной (1950), Н. Н. Турсунова (1964), Р. И. Жуковской (1967), А. И. Ткаченко (1977), З. Ф. Контаутене (1977), М. М. Нур-медова (1979), Х. Ф. Анакулова (1980), В. И. Иванова (1983), В. М. Григорьева (1984), О. И. Лившец (1990), С. В. Григорьева (1991), Д. М. Маллаева (1993), Н. Н. Гринь (1994), М. Н. Алиева (1995), Н. А. Асадул-лаевой (1998), Р. М. Абдулаевой (2002) подвижные и спортивные игры рассматриваются как эффективные средства физического, нравственного воспитания и как фактор общеличностного развития детей школьного возраста.
Однако в исследованиях этих ученых недостаточно освещены и слабо раскрыты воспитательные и развивающие возможности различных видов игр в системе физического воспитания и спортивной тренировки детей школьного возраста в условиях детских юношеских спортивных школ.
Подвижные игры и игры с различными движениями, проводимые в соревновательной форме, являются важнейшими средствами физического и нравственного воспитания детей школьного возраста. Они оказывают многостороннее влияние на воспитание и развитие личности юного спортсмена, формируя его физические и нравственные качества, необходимые для спортивной деятельности.
Целью данной статьи является разработка педагогических условий, принципов и методов организации игровой деятельности в системе подготовки юных спортсменов для развития нравственно-волевых и физических качеств.
Методы
В процессе работы над данной статьей нами были использованы современные методы анализа теоретической и педагогической литературы, метод наблюдения и экспериментальный метод.
Обсуждение
В процессе нашего исследования установлено, что в различных играх имеется большой воспитательный и развивающий потенциал. Они являются эффективными средствами развития нравственно-волевых и физических качеств. При рациональном использовании игр-эстафет с различными движениями в сочетании с общеразвива-ющими, гимнастическими, акробатическими упражнениями и элементами спор-
тивных игр создаются благоприятные предпосылки для развития нравственно-волевых и физических качеств подростков.
Наше исследование показало, что в научно-методической литературе, недостаточно разработаны педагогические условия, принципы и методы организации игровой деятельности в системе подготовки юных спортсменов для развития нравственных и физических качеств. Это обусловлено отсутствием научно-обоснованных педагогических рекомендаций по созданию эффективных педагогических условий, при организации игровой деятельности юных спортсменов.
Педагогические условия организации игровой деятельности с целью нравственного воспитания юных спортсменов недостаточно разработаны.
С целью нравственного воспитания и развития нравственно-волевых и физических качеств и повышения общей физической подготовки юных спортсменов на предварительном этапе начальной специализации необходимо использовать игры-эстафеты с различными движениями, игровыми заданиями, выполняемыми в соревновательной форме. Это будет способствовать развитию нравственно-волевых и физических качеств юных спортсменов. Поэтому разработка педагогических условий организации игровой деятельности с юными спортсменами является актуальным.
Важными условиями для правильного применения игр-эстафет и игровых упражнений, направленных на повышение общей физической подготовки и развитие физических, нравственно-волевых качеств юных спортсменов, должны быть: четкая организация учебно-тренировочных занятий с широким применением общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений, в том числе и игр-эстафет с различными движениями; разумная дисциплина, основанная на соблюдении правил выполнения игровых заданий, команд и указаний тренера-педагога; обеспечение преемственности при использовании новых игровых упражнений, включенных в игры-эстафеты; соблюдение дидактических принципов (сознательности, активности, систематичности, последовательности, доступности и индивидуализации).[4; 5]
Руководящая роль при организации и проведении игр-эстафет и игровых упраж-
нений принадлежит тренеру-педагогу, работающему в детской юношеской спортивной школе. Он должен воспитать у юных спортсменов необходимые физические и нравственные качества, заботиться о здоровье занимающихся, формировать положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом.
Приступая к организационной работе, учитель, тренер-педагог должен создать следующие педагогические условия, которые учитывают следующие требования: отбор и планирование соответствующее возрасту юных спортсменов и уровню физической и нравственной подготовленности.
Игры-эстафеты должны соответствовать уровню подготовленности юных спортсменов. В содержание игры-эстафеты должны входить, ранее освоенные и знакомые виды движений. Каждая игра-эстафета должна быть доступной, чтобы её участник мог преодолеть препятствия, требующие проявления волевых усилий. Различные виды игр и игры-эстафеты где не предусмотрено преодоление трудностей, требующих волевых усилий малоэффективны. Они в должной мере не развивают физические и волевые качества (смелость, решительность, силу воли, терпеливость, настойчивость, целеустремленность), необходимые для повышения технико-тактического мастерства юных спортсменов. Эти волевые качества являются наиболее важными при психологической подготовке юных спортсменов к ответственным соревнованиям [3; 5].
Большое значение для воспитания уверенности детей в своих силах и преодоления боязливости во время выполнения двигательных действий, требующих волевых усилий имеет доступность игровых упражнений, входящих в содержание игр-эстафет. Как правило, непосильные игровые задания снижают у юных спортсменов интерес к тренировочным занятиям, вызывают перенапряжение и утомление. Это оказывает отрицательное влияние на рост спортивных результатов юных спортсменов.
С целью повышения активности и воспитания интереса юных спортсменов к тренировочным занятиям педагог должен использовать разнообразные игровые задания, включая их в содержание игры-эстафеты. Он должен творчески подходить к организации игр-эстафет, подбору и
применению игровых заданий, создавая развивающую предметную среду и благоприятные педагогические условия. Двигательный опыт и уровень развития физических качеств у начинающих спортсменов не велики. Поэтому очень важно на начальном этапе физической подготовки юных спортсменов использовать несложные игры-эстафеты, включая в их содержание доступные игровые задания. Необходимо от простых игровых заданий переходить к более сложным играм-эстафетам с элементами бега, прыжков, передачей и переносом различных предметов, с постепенным усложнением выполняемых заданий и преодолеваемых препятствий.
При четком соблюдении правил игры-эстафеты её участниками воспитательный и развивающий эффект игр-эстафет значительно усиливается. Тренер-педагог должен кратко, в доступной форме объяснить правила выполнения игровых заданий и в необходимых случаях показать способы их выполнения.
Игру-эстафету следует начинать по сигналу. Перед началом игры-эстафеты педагог заранее сообщает о намеченном сигнале. Условным сигналом для начала игры-эстафеты могут быть: свисток, хлопок руками, команда, взмах рукой или флажком. Для развития двигательной реакции юных спортсменов желательно использовать различные команды. Перед началом игры-эстафеты педагог обязан напомнить им о необходимости соблюдения правил игры и вносить поправки по ходу выполнения игровых заданий. В ходе игры-эстафеты следует контролировать правильное выполнение всех игровых заданий. При нарушении правил, игра-эстафета теряет свою педагогическую ценность. Поэтому очень важно приучить участников игры-эстафеты, чтобы они соблюдали правила и останавливались по условному сигналу.
В процессе организации и проведении игр-эстафет необходимо добиться сознательной дисциплины. На тренировочных занятиях необходимо воспитать у юных спортсменов сознательное отношение к играм как средствам нравственного воспитания. Для этого очень важно разъяснить юным спортсменам значение игр-эстафет в развитии физических и нравственно-волевых качеств и повышении физической подготовленности.
Во время организации и проведения игр-эстафет юных спортсменов можно привлечь к судейству, назначить счетчика-
ми, давать различные задания (следить за правильным выполнением игровых упражнений; раздать, собрать спортивный инвентарь). Это способствует воспитанию дисциплины и организованности подростков.
Умело подобранные различные виды игр, в том числе и игр-эстафет с различными движениями, способствовали развитию нравственных качеств (самостоятельности, инициативности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности перед коллективом). В играх-эстафетах содержится богатый материал для комплексного развития физических и нравственно-волевых качеств.
Одним из основных педагогических условий являлись педагогические требования к организации и проведению игр-эстафет. По окончании каждой игры-эстафеты тренер-педагог должен подвести итоги и объявить ее результаты. При определении результатов командных игр-эстафет следует учитывать не только быстроту, но и качество выполнения заданий. При объявлении результатов игры-эстафеты необходимо указать на ошибки, допущенные участниками в процессе выполнения игровых заданий, отметить лучших учеников, показавших высокие результаты.
В играх-эстафетах, проводимых с юными спортсменами, следует использовать методы поощрения и стимулирования, отмечая их успехи и положительные результаты, достигнутые в выполнении игровых зданий. Похвала и поощрение стимулируют их активность в играх-эстафетах, и они стремятся показать лучшие результаты.
Заключение
Важнейшими педагогическими условиями и требованиями для рациональной организации и проведения игр-эстафет,
1. Алиев М. Н., Гаджиев О. М. Нравственное воспитание юных спортсменов средствами физической культуры и спорта // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 5. С. 86-95.
2. Абдулаева Р. М., Алиев М. Н. Подвижные игры как средства физического и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Физическая культура, спорт и туризм. 2001. № 2. С. 12-14.
3. Гаджиев О. М., Магомедов Г. И. Игровые технологии как средство нравственного воспитания и физической подготовки юных спортсме-
направленных на воспитание физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов, являются:
- четкая организация и разумная дисциплина, основанная на соблюдении правил игры-эстафеты, команд и указаний педагога;
- обеспечение преемственности при использовании игр-эстафет и освоении новых игровых упражнений и заданий; соблюдение дидактических принципов (систематичности и последовательности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации) при обучении игровым упражнениям;
- создание развивающей игровой среды с использованием различных игр-эстафет с разнообразными движениями, выполняемыми в соревновательной форме;
- применение игровых заданий с учетом возраста и уровня подготовленности юных спортсменов; постепенное повышение трудностей используемых игр-эстафет и выполняемых заданий, требующих проявления максимальной быстроты, силы и выносливости.
Соблюдение этих педагогических условий и требований позволяет существенно улучшить физическую подготовку юных спортсменов и обеспечить должный уровень развития физических, нравственно-волевых качеств, необходимых для освоения техники и тактики избранного вида спорта.
Учитывая это, спортивная тренировка юных спортсменов на этапах предварительной подготовки и начальной специализации должна быть направлена на комплексное развитие физических, нравственно-волевых качеств с применением игр-эстафет в сочетании с различными общеподготовительными и специально-подготовительными упражнениями.
нов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 1. С. 52-56.
4. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. Теория и практика психотехнических игр. М. : Владос, 2013. 149 с.
5. Маллаев Д. М. Теория игры с позиции дея-тельностного подхода // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 16-23.
6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. М., 1950. 516 с.
Литература
Reference
1. Aliev M. N., Gadzhiev O. M. Moral education of young athletes by means of physical culture and sport. Izvestija Juzhnogo federal'nogo univer-siteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical Sciences]. 2012. No. 5. Pp. 86-95. (In Russian)
2. Abdulaeva R. M., Aliev M. N. Outdoor games as a means of physical and moral education of children of preschool and younger school age. Fizicheskaja kul'tura, sport i turizm [Physical training, sports and tourism]. 2001. No. 2. Pp. 12-14. (In Russian)
3. Gadzhiev O. M., Magomedov G. I. Gaming technologies as a means of moral education and physical training of young athletes. Izvestija Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Гаджиев Осман Магомедэминович,
старший преподаватель кафедры спортивных игр, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gadgiev-osman@mail.ru
Принята в печать 24.11.2016 г.
[Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. No. 1. Pp. 52-56. (In Russian)
4. Mallaev D. M., Gasanova D. I. Teorija i praktika psihotehnicheskih igr. [Theory and practice of psychotechnical games]. Moscow, Vlados Publ., 2013. 149 p. (In Russian)
5. Mallaev D. M. Game theory from the standpoint of the activity approach. Izvestija Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2007. No. 1. Pp. 16-23. (In Russian)
6. Ushinsky K. D. Sobranie sochineniy [Collected of works]. Vol. 10. Moscow, 1950. 516 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Osman M. Gadzhiev, senior lecturer, the chair of Sport Games, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gadgiev-osman@mail.ru
Received 24.11.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
Организационно-педагогические условия развития профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации
© 2017 Исамуллаева Д. Р. 1, Романовская И. А. 2, Трещев А. М. 2
1 Спортивная школа Олимпийского резерва им. Л. А. Тихомировой,
Астрахань, Россия; e-mail: dilia_@mail.ru
2 Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия; e-mail: kafedrapnpo@gmail.com; a.m.treshev@gmail.com
РЕЗЮМЕ. Цель. Выявление и обоснование организационно-педагогических условий для эффективной организации системы внутришкольного повышения квалификации с целью развития профессионально значимых качеств тренеров. Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта. Результат. Описаны организационно-педагогические условия, способствующие развитию профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации. Вывод. Выявленные организационно-педагогические условия способствуют повышению эффективности системы внутришкольного повышения квалификации тренеров.
Ключевые слова: внутришкольное повышение квалификации, организационно-педагогические условия, профессионально значимые качества, самообучающаяся организация, спортивная школа, тайм-менеджмент, тренер.