Научная статья на тему 'Использование методов программированного обучения для совершенствования подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся по волейболу'

Использование методов программированного обучения для совершенствования подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся по волейболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВОЛЕЙБОЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ТРЕНЕРСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Гусейн Исаевич

Цель. Совершенствование подготовки будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности методами программированного обучения. Методы. Наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. В ходе исследования выявлены объективные и субъективные причины недостаточной эффективности обучающих программ спортивного мастерства по волейболу будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Вывод. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся в волейболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование методов программированного обучения для совершенствования подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся по волейболу»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 796

Использование методов программированного обучения для совершенствования подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся по волейболу

© 2017 Магомедов Г. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Совершенствование подготовки будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности методами программированного обучения. Методы. Наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. В ходе исследования выявлены объективные и субъективные причины недостаточной эффективности обучающих программ спортивного мастерства по волейболу будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Вывод. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся в волейболе.

Ключевые слова: методы программированного обучения, волейбол, профессионально-педагогическое мастерство, тренерская практика.

Формат цитирования: Магомедов Г. И. Использование методов программированного обучения для совершенствования подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся по волейболу // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 89-93.

Using Educational Computing Methods for Perfection of Training the Physical Culture, Health and Safety Faculty Students, Specializing in Volleyball

© 2017 Guseyn I. Magomedov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to perfect the training of the future teachers of physical culture and health safety by the methods of educational computing. Methods. Observation, pedagogical experiment, methods of mathematics statistics. Results. The author of the article reveals the objective and subjective reasons of future physical culture and health safety (PCHS) teachers' training sportsmanship programme of

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017

volleyball efficiency lack. Conclusion. The effectiveness of training of PCHS faculty students, specializing in volleyball is proved by conducted pedagogical experiment.

Keywords: educational computing methods, volleyball, professional pedagogical excellence, coach internship.

For citation: Magomedov G. I. Using Educational Computing Methods for Perfection of Training the Physical Culture, Health and Safety Faculty Students, Specializing in VolleyBall. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 89-93. (In Russian)

Введение

Дальнейшее развитие физической культуры и спорта в нашей стране находится в непосредственной связи с повышением качества и эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.

Особенно в наше время исследование проблемы научной организации ученого труда, внедрение в высшую школу новых методов и средств обучения приобретает чрезвычайную важность и является актуальной государственной задачей. К этому нас призывает президент Российской федерации В. В. Путин в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения. Для реализации данных целей, президентом был также подписан указ о возрождении комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Важной предпосылкой для решения задач повышения качества и эффективности учебного процесса стали успехи и развитие программированного обучения многих наших ученых специалистов.

В последние годы идея программированного обучения все шире стала проникать в науку физического воспитания и спорта. Вместе с тем, практический опыт свидетельствует о том, что вопросы, имеющие принципиальное значение для совершенствования системы подготовки квалифицированных преподавателей физической культуры и тренеров до конца еще не решен. В их числе особое место занимает научное обоснование оптимальной организации учебного процесса по специализации. Обилие материала учебной программы, разнообразие и сложности игровых, гимнастических, легкоатлетических и других упражнений при жестком лимите времени, отведенного для занятий, требует четкой научной организации учебного процесса.

Однако, по мнению многих ведущих специалистов, методика обучения программному материалу по повышению спортивного мастерства (ПСМ) в каждом вузе строится произвольно, что влечет за собой низкое качество спортивно-технической и профессионально-педагогической подготовленности студентов [1-3].

Кроме того, отсутствие опыта с использованием программированного обучения студентов спортивно-педагогического и педагогического отделения факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФК и БЖ) Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) на занятиях по ПСМ, а также экспериментальных данных, подтверждающих эффективность применения того или иного типа обучающих программ при обучении студентов игровым упражнениям различной сложности, требует специальных исследований.

В настоящее время отсутствует полноценная научно-обоснованная методика формирования у студентов умений составлять и применять обучающие программы в практической деятельности, что приводит к задержке дальнейшего внедрения программированного обучения в физическое воспитание.

Мы предполагаем, что на основе систематизации учебного материала по курсу повышения спортивного мастерства в рациональной последовательности и использования наиболее целесообразного типа обучающих программ при освоении профилирующих игровых и других упражнений, можно существенно повысить эффективность и качество учебного процесса [3].

Также, предполагалось, что формирование у студентов спортивно-педагогического и педагогического отделения ФФК и БЖ умений составлять обучающие программы и использовать их на практике, будет способствовать повышению их профессионально-педагогического мастерства.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Получены экспериментальные данные эффективности применения программированного обучения студентов спортивно-педагогического отделения ФФК и БЖ на занятиях по повышению спортивного мастерства по волейболу в ДГПУ.

На основе анализа содержания учебной программы курса, специализации по волейболу игровые, гимнастические, легкоатлетические и другие упражнения различной сложности систематизированы в логической последовательности, и для них разработаны обучающие программы.

Рекомендуемая нами литература позволяет повысить технико-тактические результаты и физическую подготовленность студентов.

Кроме этого, получены данные, позволяющие судить о целесообразности обучения студентов спортивно-педагогического факультета отделения ФФК и БЖ умению составлять и применять обучающие программы.

Цель работы: создание эффективной методики обучения, позволяющей повысить качество технической и профессионально-педагогической подготовленности студентов ФФК и БЖ, специализирующихся по волейболу.

В работе были поставлены следующие задачи:

1) разработать обучающие программы и экспериментально проверить их доступность и актуальность;

2) определить эффективность применения обучающих программ, сравнительно с общепринятой методикой обучения;

3) разработать методику обучения студентов ФФК и БЖ программированным учебным материалом и экспериментально проверить эффективность этой методики.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной и методической литературы;

- педагогические наблюдения;

- метод хронометрирования;

- метод контрольных испытаний;

- метод экспериментальной оценки;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

Результаты и обсуждение

Исследования проводились в течение

2012-2015 гг. со студентами ФФК и БЖ Дагестанского государственного педагогического университета.

Первый этап проходил в 2012-2013 гг. Решались вопросы, связанные с предварительной подготовкой и организацией исследования.

Второй этап - 2013-2014 гг. - включил экспериментальные исследования (основной педагогический эксперимент).

Третий этап, протекавший в 2014-2015 гг., включил в себя экспериментальные исследования, связанные с обучением студентов ФФК и БЖ умениям составлять обучающие программы и применять их в период педагогической и тренерской практики.

Всего в течение 3-х лет в педагогических исследованиях приняло участие 68 человек.

Объект программирования - курс повышения спортивного мастерства студентов, специализирующихся по волейболу на спортивно-педагогическом отделении ФФК и БЖ.

Основной причиной этого выбора послужило низкое качество эффективности обучения с помощью традиционной методики.

Выбирая тип и структуру обучающей программы для обучения студентов спортивно-педагогического отделения ФФК и БЖ, специализирующихся по волейболу, был проведен анализ различных типов программирования, используемых учеными специалистами и по другим видам спортивной специализации при освоении игровых и других упражнений. Это дало нам основание использовать некоторые обучающие программы. При выборе метода были учтены его положительные стороны, которые заключаются в том, что в обучающей программе выбранного типа сочетается материал по физической, специально-двигательной и технико-тактической подготовке, которая базируется на использовании посильных, доступных для всех занимающихся учебных заданий, что является определенным стимулом при обучении двигательным действиям [4; 5].

Кроме того, анализ научной и научно -методической литературы, а также анализ содержания программы курса повышения спортивного мастерства позволили определить программирующие игровые и другие упражнения для технической подготовки студентов спортивно-педагогического факультета. На основе структурного сходства и последовательного усложнения, отобранные для обучения игровые элементы (24 упражнения) были систематизированы в базовую программу технической подготовки студентов, специализирующихся по волейболу. В целях облегчения процесса овладения учебными заданиями были использованы технические средства и вспомогательные устройства.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017

Непосредственное написание обучающих программ включало следующие операции:

- описание техники исполнения изучаемого упражнения;

- описание требований к усвоению теоретического опроса;

- описание требований к уровню готовности обучающихся, начинающих работать по обучающей программе;

- описание учебных заданий по сериям.

Выводы

В результате педагогических наблюдений и предварительных исследований выявлены субъективные и объективные причины недостаточной эффективности методики обучения студентов спортивно-педагогического отделения ФФК и БЖ на занятиях по повышению спортивного мастерства по волейболу:

- сравнительно низкий уровень физической и спортивно-технической подготовленности;

- ограниченный круг используемых методов организации занятий;

- низкая методическая подготовленность студентов старших курсов;

- недостаточное использование объективных педагогических методов контроля над ходом учебного процесса.

Анализ различных типов программирования и дальнейшие исследования эффективности обучающих программ позволили выявить их пригодность к эффективности при обучении студентов спортивно-педагогического факультета на занятиях по повышению спортивного мастерства по волейболу.

В результате проведенного педагогического эксперимента установлено, что наиболее целесообразной методикой обучения игровым упражнениям различной сложности на занятиях по повышению спортивного мастерства является предложенная методика с

1. Ибрагимова О. А., Минбулатов В. М. Педагогические средства развития двигательных качеств юных волейболистов (15-16 лет) на этапе специальной базовой подготовки // Вестник спортивной науки. 2004. № 2. С. 37-41.

2. Магомедов Г. И. Вопросы специальной подготовки волейболистов высокой квалификации. Монография. Махачкала: Даггосиздат, 1999. 120 с.

3. Магомедов Г. И. Организация и планирование тренировочного процесса спортивного совер-

доступными многочисленными сложными техническими элементами.

В процессе реализации экспериментальной методики обучения игровым упражнениям различной сложности достигнут более высокий уровень у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной:

а) повысился (в 1,3 раза) уровень обу-ченности или вероятность выполнения изучаемых упражнений;

б) уменьшилось (в 1,4 раза) общее количество занятий, необходимых для качественного разучивания игровых упражнений при одновременном увеличении (в 1,3 раза) плотности учебно-тренировочного процесса; это свидетельствует о более высокой эффективности организации занятий по обучающим программам;

в) несколько повысилась прочность приобретенных двигательных навыков;

г) возросла спортивная квалификация студентов в плане освоения программы третьего и второго разрядов;

д) существенно повысились показатели физической подготовленности.

Кроме того, достигнут более высокий уровень профессиональной подготовленности студентов, занимающихся в группах повышения спортивного мастерства.

Мы считаем, что необходимо:

- пересмотреть и содержание курса повышения спортивного мастерства с точки зрения профессиональной направленности, наряду со спортивно-педагогическим совершенствованием;

- в программе предусмотреть занятия, на которых студенты должны получить представление о современных методах обучения при повышении спортивного мастерства;

- ввести тренерскую практику по профессионально-педагогической подготовке студентов для работы в школе, детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), высших и средних учебных заведениях.

шенствования по волейболу в клубных и сборных командах. Махачкала: Даггосиздат, 1999. 67 с.

4. Николашвили И. А. Экспериментальное исследование некоторых вариантов круговой тренировки в процессе физической подготовки волейболистов. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 1971. 28 с.

5. Цыганков Н. Я. Эффективность повышается // Физическая культура в школе. 1969. № 9. С. 111-114.

Литература

Психолого-педагогические науки ••• 93

Psychological and Pedagogical Sciences •••

References

1. Ibragimova O. A., Minbulatov V. M. Pedagog- sbornykh komandakh [Organization and planning

ical means of development of motor abilities of young volleyball players (15-16 years old) at the stage of special basic training. Vestnik sportivnoy nauki [Bulletin of sport science]. 2004. No. 2. Pp. 37-41. (In Russian)

2. Magomedov G. I. Voprosy spetsial'noy pod-gotovki voleybolistov vysokoy kvalifikatsii. Mono-grafiya [Questions of special training of high qualification volleyball players. Monograph]. Makhachkala, Daggosizdat Publ., 1999. 120 p. (In Russian)

3. Magomedov G. I. Organizatsiya i plani-rovanie trenirovochnogo protsessa sportivnogo sovershenstvovaniya po voleybolu v klubnykh i

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магомедов Гусейн Исаевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных игр, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: physculture@ dgpu.net

Принята в печать 12.03.2017г.

of training process of sports perfection in volleyball at club and national team]. Makhachkala, Daggosizdat Publ., 67 p. (In Russian)

4. Nikolashvili I. A. Eksperimental'noe issledo-vanie nekotorykh variantov krugovoy trenirovki v protsesse fizicheskoy podgotovki voleybolistov [Experimental study of some options for circuit training in process of volleyball players' physical training]. Extended abstract of Ph. D. (Pedagogy) dissertation. Moscow, 1971. 28 p. (In Russian)

5. Tsygankov N. Ya. Efficiency is increased. Fizicheskaya kul'tura vshkole [Physical training at school]. 1969. No. 9. Pp. 111-114. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Guseyn I. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the head of the chair of Sport Games, the faculty of Physical Training and Health Safety, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 12.03.2017.

Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 372.811.161.1 (07)

Реализация принципа интеграции на уроках русского языка

© 2017 Мадиева З. З. 1 2, Мусаева В. А. 1, Эльдарова Н. М. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected] 2 Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи,

Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Показать, как можно усилить коммуникативную направленность обучения русскому языку путем использования на уроке принципа интеграции. Методы. Теоретический, социолого-педаго-гический. Результат. Рассмотрены виды и приемы работы на интегрированном уроке развития речи. Вывод. Предлагаемые виды и формы работы способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся, повышению интереса учащихся к обучению, развитию их творческой самостоятельности.

Ключевые слова: урок русского языка, интегрированный урок, развитие речи, коммуникативная компетенция, познавательная активность.

Формат цитирования: Мадиева З. З., Мусаева В. А., Эльдарова Н. М. Реализация принципа интеграции на уроках русского языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 93-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.