Научная статья на тему 'Спортивное, физическое, физкультурное воспитание как необходимые элементы спортивной культуры'

Спортивное, физическое, физкультурное воспитание как необходимые элементы спортивной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2085
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPORTS CULTURE / EDUCATION / TRAINING / SPORTS EDUCATION / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горфти Елена Анатольевна

В данной статье рассматриваются основные элементы, необходимые для организации обучения и формирования спортивной культуры в учебных заведениях и учреждениях внешкольной работы. Автор анализирует различные подходы в изучении «спортивной культуры». В статье дано описание педагогической деятельности и ее основных составляющих образования, обучения и воспитания. На основании работ исследователей определено, что именно воспитание формирует внутренние установки личности и оказывает самое существенное влияние на процесс формирования знаний и умений. На основании многочисленных научных работ дан анализ «физическому» и «физкультурному» воспитанию и описано их влияние на формирование спортивной культуры личности. Автор статьи указывает на необходимость спортивного воспитания, базируясь на исследованиях отечественных авторов С. Ю. Баринова, В. Е. Игнатьева, О. В. Козырева, Л. И. Лубышевой, В. И. Столярова, С. А. Фирсина и зарубежных исследователей французского педагога Пьера де Кубертена, ученого из Голландии Вима де Хеера, польского ученого А. Павлуцки. В статье говорится о необходимости развития направлений педагогической деятельности с учетом всех социокультурных условий, существующих на данный момент в обществе, в рамках воспитания спортивной культуры. Следовательно, основной задачей спортивного, физического и физкультурного воспитания является: приобщение подрастающего поколения к спорту; содействие в выработке знаний, умений, навыков и потребностей; норм и правил поведения; развитие позитивного отношения к спортивным мероприятиям с целью оздоровления, физического и духовного совершенствования при условии внедрения социально-культурных технологий в практику работы педагогов в учреждениях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS, PHYSICAL, SPORTS TRAINING AS NECESSARY ELEMENTS OF SPORTS CULTURE

In this article author considered basic elements necessary for the organization of training and formation of sports culture in educational institutions and establishments of out-of-school work. The author analyzes various approaches on studying of «sports culture» as each teenager needs to join sports activities and values of sports culture. In article author gave the description of pedagogical activity and of its main components education, training and education. On the basis of works of researchers, author defined what exactly education forms internal installations of the personality and has the most essential impact on process of formation of knowledge and abilities. On the basis of numerous scientific works author gave the analysis to «physical» and «sports» education and described their influence on formation of sports culture of the personality. The author of article indicates the need of sports education, being based on researches of domestic authors S. Yu. Barinov, V. Ye. Ignatyev, O. V. Kozyrev, L. I. Lubysheva, V. I. Stolyarov, S. A. Firsin and foreign researchers the French teacher Pierre de Coubertin, the scientist from Holland Wim de Heer, the Polish scientist A. Pavlutski. In article author told about need of development of directions of pedagogical activity taking into account all sociocultural conditions existing at the moment in society within education of sports culture. Therefore, main objectives of sports, physical and sports training are: familiarizing of younger generation with sport; assistance in development of knowledge, abilities, skills and requirements; norms and rules of behaviour; development of the positive relation to sport events, for the purpose of improvement, physical and spiritual improvement on condition of introduction of social and cultural technologies in practice of work of teachers in establishments of additional education.

Текст научной работы на тему «Спортивное, физическое, физкультурное воспитание как необходимые элементы спортивной культуры»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN EDUCATION PROBLEMS

СПОРТИВНОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ, ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ГОРФТИ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: egorfti@mail.ru

В данной статье рассматриваются основные элементы, необходимые для организации обучения и формирования спортивной культуры в учебных заведениях и учреждениях внешкольной работы.

Автор анализирует различные подходы в изучении «спортивной культуры».

В статье дано описание педагогической деятельности и ее основных составляющих - образования, обучения и воспитания. На основании работ исследователей определено, что именно воспитание формирует внутренние установки личности и оказывает самое существенное влияние на процесс формирования знаний и умений. На основании многочисленных научных работ дан анализ «физическому» и «физкультурному» воспитанию и описано их влияние на формирование спортивной культуры личности. Автор статьи указывает на необходимость спортивного воспитания, базируясь на исследованиях отечественных авторов - С. Ю. Баринова, В. Е. Игнатьева, О. В. Козырева, Л. И. Лубышевой, В. И. Столярова, С. А. Фирсина и зарубежных исследователей - французского педагога Пьера де Кубертена, ученого из Голландии Вима де Хеера, польского ученого А. Павлуцки.

В статье говорится о необходимости развития направлений педагогической деятельности с учетом всех социокультурных условий, существующих на данный момент в обществе, в рамках воспитания спортивной культуры. Следовательно, основной задачей спортивного, физического и физкультурного воспитания является: приобщение подрастающего поколения к спорту; содействие в выработке знаний, умений, навыков и потребностей; норм и правил поведения; развитие позитивного отношения к спортивным мероприятиям с целью оздоровления, физического и духовного совершенствования при условии внедрения социально-культурных технологий в практику работы педагогов в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: спортивная культура, образование, обучение, воспитание, спортивное воспитание, физическое воспитание, физкультурное воспитание.

Пристальное внимание к формированию культуры спорта у детей в настоящее время породило множество методик по организации обучения и формированию спортивных знаний в учебных заведениях и учреждениях внешкольной работы. В связи с этим необходимо более подробно изучить и проанализировать воспитание спортивной культуры личности и ее основные элементы.

Обращаясь к историческим фактам, мы выяснили, что интерес человечества к спорту существовал на всем протяжении развития цивилизации. Изначально это проявлялось, например, в охоте первобытного человека на зверя и демонстрации своих физических способностей перед племенем. С течением времени спортивные занятия модифицировались, подстраиваясь под уклад жизни и социокультурные обстоятельства, существующие в обществе. Это отразилось в появлении гладиаторских боев в Риме и Олимпийских соревнований в Греции. Уже тогда древнейшие философы признавали неоценимое значение спорта и необ-

ходимость привлечения к нему людей с самого раннего возраста. Вместе с развитием многообразия физкультурных мероприятий и спортивно-зрелищной культуры интерес исследователей к спорту со временем возрастал.

В настоящее время люди все с большим вниманием обращаются к физической культуре и спорту с целью оздоровления или просто активного отдыха. Большое распространение получили новые формы спортивных мероприятий, ориентированные на людей с различными физическими возможностями («Параолимпийские игры») и различные возрастные категории.

Современный исследователь профессор Л. И. Лубышева в своих многочисленных исследованиях указывает на то, что «...физическое воспитание, организуемое с начальной школы, лишь частично решает актуальную задачу современного образования, формирования жизнеспособной личности», - и предлагает: «... ввести в учебный процесс общеобразовательной школы

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

предмет «спортивная культура», чтобы каждый подросток имел возможность приобщиться к занятиям спортом и ценностям спортивной культуры». При этом «Спортивную культуру» автор рассматривает как часть общей культуры, понимая ее как - «наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним» [1].

Но прежде чем говорить о реализации такого предложения в жизнь, необходимо более подробно разобраться во всех тонкостях и нюансах данного направления.

Как правило, многие исследователи рассматривают образование, обучение, и воспитание как некие взаимосвязанные элементы одной целостной системы - педагогической деятельности.

В данной системе понятий авторы Столяров В. И., Фирсин С. А., Баринов С. Ю. понимают образование как педагогическую деятельность по «... формированию знаний, которые могут выступать в различных формах, в том числе как ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, мнения, гипотезы, концепции, теории и т. д. Образование призвано решить две главные задачи: обеспечить высокий теоретический уровень культуры личности и сформировать общую систему знаний» [2].

В образовательном процессе обучение также является одним из основных ключей в методике педагогической деятельности и рассматривается исследователями как педагогическая деятельность, способствующая формированию умений, навыков и способностей, которые побуждают личность к деятельности, и стимулируют ее поведение в нужном направлении.

Наконец, воспитание - это педагогическая деятельность, ориентированная на формирование мотивов личности: ее влечений, желаний, стремлений, интересов, установок, ценностных ориен-таций, целевых установок и т. д. Оно призвано настраивать дезориентированный настрой личности в определенное русло, на определенную деятельность в более осознанные ею установки, программы жизнедеятельности, внутренние мотивы и побуждения и тем самым формированию мотива-ционной готовности к деятельности [3].

Таким образом, имея образовательную основу, воспитательный процесс приобщает учеников в определенных условиях педагогической среды к необходимым социокультурным условиям, где основная цель воспитательной деятельности должна проявляться в развитии внутренних уста-

новок личности и оказании существенного влияния на процесс формирования знаний и умений.

Необходимость спортивного воспитания в обществе рассматривал еще в конце XIX в. основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен, который считал, что «.данное движение предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, отличается мужественностью и рыцарским духом и в совокупности с эстетическими и литературными занятиями является движителем национальной жизни и очагом гражданственности» [4]. С тех пор изучением спортивного воспитания занимались различные отечественные исследователи: С. Ю. Баринов, В. Е. Игнатьев, О. В. Козырева, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров, С. А. Фирсин и педагоги и социологи из других стран. Так, например, голландский ученый Вим де Хеер утверждал, что «спортивное воспитание заключает в себе в качестве составных компонентов помощь со стороны взрослых, а также создание предпосылок для следующих процессов: а) достижения хороших спортивных результатов в сочетании с моральным удовлетворением от спортивной деятельности; б) формирования спортивного поведения; в) определения места спорта в общем укладе жизни» [5]. Польский ученый А. Пав-луцки рассматривал «спортивное воспитание» как «... систему целенаправленных индивидуальных и коллективных воздействий на личность воспитуе-мого, которые должны приводить к усвоению вос-питуемым ценностей и норм культуры спорта, признаваемых и принятых социальной группой в качестве желательных. Речь идет о «введении воспитуемого в круг ценностей и эталонов «чистой» культуры спорта» [6].

Мы видим, что исследователи, говоря о формировании спортивного воспитания, акцентируют внимание на многогранности этого феномена. Развитие спортивной культуры личности должно отражаться не только в физических достижениях, но и моральных установках людей, что может проявляться в чтении необходимой литературы и даже в национальной идентичности. Также очевидна необходимость вовлечения в процесс воспитания спортивной культуры детей и подростков опытных взрослых педагогов.

Отечественный исследователь профессор Л. И Лубышева в своих работах утверждает, что «.спортивное воспитание предполагает развитие личностно значимых качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования человека в современном обществе. Целевая установка спортивного воспитания заклю-

УБ. А. ООКРТ1

134

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

чается в том, чтобы сформировать личность, способную преодолевать трудности, развивать волю, выжить, саморазвиваться и достигать успеха, победы, прежде всего, над самим собой» [1].

В обобщенном виде российские исследователи В. И. Столяров и С. Ю. Баринов считают, что спортивное воспитание - это педагогическая деятельность, которая направлена на содействие учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в формировании и повышении уровня их спортивной культуры.

О «физическом» и «физкультурном» воспитании одной из первой упомянула в своих работах профессор Л. И. Лубышева, которая дала подробное описание каждому из этих понятий, указав на их неразрывную взаимосвязь.

В ее работах физкультурное воспитание понимается как «педагогический процесс формирования физической культуры личности», а физическое воспитание - как «процесс, обеспечивающий направленное формирование лишь «части» этой культуры -двигательных навыков и физических качеств человека, «совокупность которых определяет его физическую работоспособность» [7].

Находясь в рамках определенной социокультурной среды, человек вынужден подстраиваться в условия, диктуемые ему внешним окружением. Это отражается не только в формировании его внешнего образа, моральных норм и правил поведения, но и его физических особенностей. Таким образом, людьми ведется сознательная, целенаправленная деятельность, основной целью которой является изменение своего физического состояния в нужном направлении, при этом используются разнообразные педагогические средства.

Исследователи С. Ю. Баринов, В. И. Столяров, С. А. Фирсин уверены, что «... в настоящее время физическое воспитание должно быть направлено на формирование у человека не только определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, но также глубоких знаний о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а ,кроме того, соответствующих интересов, потребностей, ценностных ориентаций и ведения определенного образа жизни» [2].

Главной целью такой педагогической деятельности многие исследователи считают содействие подростку в формировании и повышении уровня его физической культуры во всех ее направлениях:

- обучение двигательным действиям, формирование и совершенствование физических качеств - «физическое обучение»;

- воспитание интересов, потребностей, ценностей, связанных с физическим обликом людей и процессом его преобразования в соответствии с определенными социальными идеалами, нормами, культурными образцами - «физическое воспитание»;

- формирование соответствующих знаний -«физическое образование».

Вышеуказанные термины - «физическое образование», «физическое воспитание» и «физическое обучение» - используются в узком значении. Педагогическая деятельность включает в себя все эти компоненты, а значит уместно использовать термин «физическое воспитание», понимая его в широком смысле.

Поскольку молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим, формирующим и коррекционным методикам, заботиться о физическом состоянии необходимо, начиная с детского возраста, чтобы это стало одной из основных ценностей и естественной формой поведения в обществе. Следовательно, основной задачей спортивного, физического и физкультурного воспитания является приобщение подрастающего поколения к спорту, содействие в вырабатывании знаний, умений, навыков и потребностей, норм и правил поведения в этом виде деятельности, развитие позитивного отношения к спортивным мероприятиям, с целью оздоровления, физического и духовного совершенствования при условии внедрения социально-культурных технологий в практику работы педагогов в учреждениях дополнительного образования.

Литература

1. Лубышева Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 4. С. 2-7.

2. Столяров В. И., Фирсин С. А., Баринов С. Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): монография. Саратов, 2012.

3. Зеленов Л. А. Система культуры личности // Система культуры личности и ее значение для научно-технического прогресса: тезисы докл. к XIII межзо-нальн. симп. Горький, 1985. С. 11-12.

4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: сборник науч. мат-лов. М., 1974. С. 122-130.

5. Wim De Heer. Youth and sport now // Int. Journal of Physical Education. v. XII. issue 3. 1975. Р. 17-22.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

6. Павлуцки Ф. Воспитание к спорту - социо-педагогическая проблема // Спорт и культура: между-нар. семинар социологии спорта. Резюме докладов. Варшава; Яблонна, 1979.

7. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации: лекции по социологии физической культуры и спорта. М., 1996. Вып. 2. С. 5, 10.

References

1. Lubysheva L. I. Sportivnaya kul'tura kak uchebnyj predmet obshcheobrazovatel'noj shkoly // Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2004. № 4. S. 2-7.

2. Stolyarov V. I., Firsin S. А., Barinov S. Yu. Soderzhaniye i struktura fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya detej i molodezhi (teoreticheskij analiz): monografiya. Saratov, 2012.

3. Zelenov L. A. Sistema kul'tury lichnosti // Sistema kul'tury lichnosti i yeyo znacheniye dlya nauchno-tekhnicheskogo progressa: tezisy dokl. k XIII mezhzonal'n. simp. Gor'kij, 1985. S. 4-15.

4. D'yuri Zh. Olimpijskoye dvizheniye i vospitaniye // Vsemirnyj nauchnyj kongress «Sport v sovremennom obshhestve»: Sbornik nauchnykh materialov. M., 1974. S. 122130.

5. Wim De Heer. Youth and sport now // Int. Journal of Physical Education. v. XII, issue 3. 1975. P. 17-22.

6. Pavlutski F. Vospitaniye k sportu - sotsio-pedagogicheskaya problema // Mezhdunar. seminar sotsiologii sporta «Sport i kul'tura»: Rezyume dokladov. Varshava; Yablonna. 1979.

7. Lubysheva L. I. Lektsii po sotsiologii fizicheskoj kul'tury i sporta. Vyp. 2. Kontseptsiya fizkul'turnogo vospitaniya: metodologiya razvitiya i tekhnologiya realizatsii: M.,1996.Vyp. 2 S. 5, 10

* * *

SPORTS, PHYSICAL, SPORTS TRAINING AS NECESSARY ELEMENTS OF SPORTS CULTURE

GORFTI YELENA ANATOLYEVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: egorfti@mail.ru

In this article author considered basic elements necessary for the organization of training and formation of sports culture in educational institutions and establishments of out-of-school work. The author analyzes various approaches on studying of «sports culture» as each teenager needs to join sports activities and values of sports culture. In article author gave the description of pedagogical activity and of its main components - education, training and education. On the basis of works of researchers, author defined what exactly education forms internal installations of the personality and has the most essential impact on process of formation of knowledge and abilities. On the basis of numerous scientific works author gave the analysis to «physical» and «sports» education and described their influence on formation of sports culture of the personality. The author of article indicates the need of sports education, being based on researches of domestic authors - S. Yu. Barinov, V. Ye. Ignatyev, O. V. Kozyrev, L. I. Lubysheva, V. I. Stolyarov, S. A. Firsin and foreign researchers - the French teacher Pierre de Coubertin, the scientist from Holland Wim de Heer, the Polish scientist A. Pavlutski. In article author told about need of development of directions of pedagogical activity taking into account all sociocultural conditions existing at the moment in society within education of sports culture. Therefore, main objectives of sports, physical and sports training are: familiarizing of younger generation with sport; assistance in development of knowledge, abilities, skills and requirements; norms and rules of behaviour; development of the positive relation to sport events, for the purpose of improvement, physical and spiritual improvement on condition of introduction of social and cultural technologies in practice of work of teachers in establishments of additional education.

Key words: sports culture, education, training, education, sports education, physical training, sports education.

YE. A. GORFTI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.