ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРФТИ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье автор поднимает актуальную проблему формирования педагогических основ олимпийского образования и воспитания детей и подростков в школах и учреждениях дополнительного образования, дает исторический анализ развитию физической культуры и спорта в России с начала XX в. Рассматривается организационно-педагогическая подготовка к культурно-спортивным мероприятиям с момента создания в нашей стране в 1911 г. Российского олимпийского комитета и проведения первых Спартакиад народов СССР и Олимпийских игр до настоящего времени. Автор считает, что наиболее острой проблемой современного олимпийского движения является малоизученность системы олимпийского образования и воспитания и его внедрение в педагогический процесс. В связи с этим, изучает работы различных исследователей: Л. И. Лубышевой, В. И. Столярова, С. Ю. Баринова, Ф. Ландри, М. Зергайни, и отражает их научные взгляды. Выясняет, что основной вклад в становление организационно-педагогической системы олимпийского образования и воспитания в России внес доктор философских наук, профессор В. И. Столяров. Автор подчеркивает, что различные точки зрения ученых подтверждают интерес общества к занятию спортом, и, в частности, интерес к олимпийскому движению как к явлению, которое занимает твердую позицию в социально-культурной жизни современного общества. В пользу этого автор приводит аргумент, который заключается в разработке научно-методических материалов для создания научно обоснованной системы олимпийского образования «Сочи-2014» в связи с проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи. В результате анализа теоретических исследований и опыта мировой практики в сфере формирования олимпийского воспитания и образования, автор делает вывод о том, что главной особенностью олимпийского образования является содержание целей и задач данной педагогической деятельности и правильное внедрение соответствующих социально-культурных технологий в практику работы педагогов в учреждениях образования для получения учениками разносторонних и объективных знаний.
Ключевые слова: спортивная культура, олимпийская культура, олимпийское воспитание, олимпийское образование, олимпийские знания.
В настоящее время спорт является одним из наиболее развивающихся социально-культурных явлений современного общества. Существует множество педагогических методик по организации обучения и формирования спортивных знаний детей и подростков в школах и учреждениях дополнительного образования. Тем не менее, проблема формирования педагогических основ олимпийского образования остается малоизученной.
Обращаясь к историческим источникам, мы видим, что наиболее пристальный интерес к развитию физической культуры и спорта в России начинается в начале ХХ в., что проявляется в активной подготовке кадров владеющих методикой преподавания физического воспитания. Происходит строительство новых школ, оснащенных необходимым спортивным инвентарем, ориентированных на воспитание спортивной культуры уча-
щихся, разрабатываются научно-методические программы, открываются спортивные кружки, спортивные клубы. В советской системе физического воспитания спортивная культура органично вплеталась в систему культурной жизни общества в целом.
В марте 1911 г. в стране создается Российский олимпийский комитет (РОК), что способствовало объединению деятельности многочисленных обществ по отдельным видам спорта, а также возможности участия наших спортсменов на международных соревнованиях.
В 1928 г. было проведено крупномасштабное спортивное мероприятие в рамках страны - I Всесоюзная Спартакиада народов СССР, открывшаяся в Москве. Массовые культурно-спортивные мероприятия, которые предшествовали финальным соревнованиям, объединяли целые города,
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
области и автономные республики. Спартакиады, проводимые в советское время, сыграли важнейшую роль в развитии отечественного спорта и спортивной культуры.
Итак, уже в это время система спортивной подготовки развивалась быстрыми темпами. Воспитание в духе олимпийских идеалов стало основным направлением культурно-спортивной политики в нашей стране после знаменитых Летних Олимпийских игр 1980 г. в Москве. Первые Олимпийские игры на территории СССР представляли собой не только грандиозный спортивный праздник, но и явились одним из важнейших экономических, политических и культурных событий в истории страны.
Наиболее острой проблемой современного олимпийского движения является малоизучен-ность системы олимпийского образования и воспитания и его внедрение в педагогический процесс учреждений школьного и дополнительного образования. Олимпийская культура за время ее возникновения, культивирования и бурного расцвета проникала во все сферы жизни общества, пронизывая различные жанры и направления сферы культуры: спорт, живопись, поэзию, музыку, архитектуру, танец, драматургию, кино и др. Но на практике это привело лишь к тому, что с целью приобщения молодого поколения к идеалам и ценностям олимпийской культуры очень часто проводятся не связанные между собой мероприятия.
Очевидна необходимость уточнения понятий «олимпийское воспитание» и «олимпийское образование».
Олимпийское образование, как особая форма педагогической деятельности, утрачивает свою специфику, отождествляясь с другим видом педагогической деятельности - спортивным воспитанием. Профессор Л. И. Лубышева в своих работах утверждает, что «...спортивное воспитание предполагает развитие личностно значимых качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования человека в современном обществе. Целевая установка спортивного воспитания заключается в том, чтобы сформировать личность, способную преодолевать трудности, развивать волю, выжить, саморазвиваться и достигать успеха, победы прежде всего над самим собой » [1]. На основании исследований ученых В. И. Столярова и С. Ю. Баринова спортивное воспитание можно представить как педагогическую деятельность, которая направлена на содействие учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образо-
вания в формировании и повышении уровня их спортивной культуры.
Огромный вклад в становление организационно-педагогической системы олимпийского образования и воспитания в России внес доктор философских наук, профессор В. И. Столяров, который впервые стал исследовать это научное направление.
Ученый считает, что «.в настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации олимпийского воспитания как определенной системы» [2]. Иными словами, в сложившихся условиях многогранности системы воспитания и образования возникает потребность в конкретизации направлений именно олимпийского образования.
В процессе формирования и развития определенных знаний в рамках системы олимпийского воспитания, по мнению В. И. Столярова, очень часто допускаются две крайности. Первая состоит в очень широком истолковании знаний, которые могут в себя включать практически все знания связанные со спортом: спортивная тренировка, физическое воспитание, сохранение и укрепление здоровья человека и т. д., и исключают специфику олимпийского образования как такового. Вторая крайность представляет собой сведение олимпийского воспитания лишь к формированию теоретических знаний об истории и современном состоянии Олимпийских игр, идеалах и ценностях олимпийского движения [2].
Очевидно, что сведение процесса олимпийского образования к какой-либо из этих систем не позволит в полном объеме сформировать олимпийские знания учащихся. Такое образование будет неполным, однобоким, что негативно повлияет на формирование подростками отношения к олимпийской культуре в рамках спортивной культуры общества, а так же на достижение ими спортивных успехов.
Среди основных задач олимпийского воспитания у учащихся В. И. Столяров выделил три основные группы знаний [3]:
1) знания об Олимпийских играх и олимпийском движении, истории, целях, задачах, основных идеалах; о социально-культурном потенциале спорта и его возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, культуру человека и его интеллектуальные способности; о концепции и основных идеях гуманизма, касающихся отношений между людьми;
2) знания, связанные с формированием и развитием у детей и подростков определенных инте-
Е. А. ООКРТ!
ресов, потребностей, ценностных ориентаций: стремление к победе, зарабатывание денег, приобретение славы, гуманное отношение людей друг к другу и к природе, проверка физических и психических возможностей человека, потребности в активных занятиях спортом, интерес к Олимпийским играм, ориентация на спортсменов-олимпийцев, чувства личной ответственности за реализацию в спорте;
3) формирование и развитие способностей и умений, связанных со спортом и проявляемых в реальном поведении в жизни: умение заниматься спортом без вреда здоровью, проявление мужества и воли в спорте, умение правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, умение общаться, умение любить и оберегать природу, умение пропагандировать идеи олимпизма. В. И. Столяров подчеркнул, что «...решение этих задач - одно из наиболее слабых звеньев педагогической деятельности, проводимой в настоящее время в олимпийском движении [3].
Случается, что на практике, в процессе формирования олимпийских знаний детей и подростков, педагоги отдают предпочтение одному из вышеперечисленных пунктов, упуская из вида другие направления деятельности. Именно поэтому необходимо отлаживать данную систему образования в пользу многостороннего развития учащихся.
Также существуют несколько иных точек зрения относительно задач олимпийского воспитания и образования. Исследователь Ф. Ландри считает, что задача олимпийского образования состоит «.в эффективном и широком разъяснении спортсменам, молодежи, населению в целом многообразных аспектов спорта и Олимпийских игр, их значения, а также спортивного и социокультурного потенциала применительно как к отдельным странам и культурам, так и к международному сообществу» [4]. Ученый из Алжира М. Зергайни дает такое определение олимпийскому воспитанию: «Это сумма методов и действий, направленная на воспитание тела, духа и мысли с целью создания всесторонне развитого, гармоничного человека» [5].
Различные точки зрения ученых лишь подтверждают неугасимый интерес общества к занятию спортом, и, в частности, интерес к олимпийскому движению как к явлению, которое заняло твердую позицию в социально-культурной жизни современного общества.
Подтверждением этому является проведенная масштабная работа Департаментом образования Оргкомитет «Сочи 2014» по разработке научно-
методических материалов для создания научно обоснованной системы олимпийского образования «Сочи-2014» в связи с проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи. Целью системы является «..распространение олимпийских и паралим-пийских идеалов для создания дружественной среды для XXII Олимпийских зимних Игр и XI Паралимпийских зимних Игр в Сочи в 2014 г., а также интеграция олимпийского знания в образовательную систему России для формирования полного представления об олимпийском движении и индустрии спорта» [6].
Проведение Олимпиады в Сочи дало огромный толчок в решении проблемы формирования организационно-педагогической системы олимпийского образования и воспитания.
Таким образом, в результате исследования многочисленных научных материалов мы выяснили, что большинство ученых, занимающихся проблемой формирования педагогических основ олимпийского образования и воспитания в системе спортивной культуры, таких как С. Ю. Бари-нов, М. Зергайни, Ф. Ландри, В. И. Столяров, С. А. Фирсин при разработке концепции олимпийского образования зачастую отдавали предпочтение понятию «олимпийское образование», а не термину «олимпийское воспитание». Это происходило в связи с тем, что перед учеными была поставлена задача формирования знаний об олимпийском движении и передачи этих знаний подрастающему поколению в полном объеме как яркой запоминающейся модели олимпийской жизни, которая отражала бы все нюансы жизни современного человеческого общества, ориентируясь на основные правовые, духовные, нравственные нормы и эстетические ценности. Следовательно, главная особенность вовсе не в выборе термина «образование» или «воспитание», а в содержании целей и задач данной педагогической деятельности и правильного внедрения соответствующих социально-культурных технологий в практику работы педагогов в учреждениях школьного и дополнительного образования с целью получения учениками объективных знаний в сфере Олимпийского движения.
Литература
1. Лубышева Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 4. С. 2-7.
2. Столяров В. И. Спартианская система воспитания, образования и организации досуга // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. 5, Ч. I: СПб.; М.: 1997. С. 9-127.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
3. Столяров В. И., Фирсин С. А., Баринов С. Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): монография. ООО Издательский центр «Наука»: Саратов, 2012. С. 269.
4. Landry Fernand. Olympic Education and International Understanding: Educational Challenge or Cultural Hegemony? // IOA. Report of the 25th Session. Lausanne. 1986. Р. 139-155.
5. Zerguini Mohamed. The I.O.C.'s Contribution to Olympic Education: A Paper Presented to the 7th International Session for Educationists. 30 July-6 August 1986. IOA. Р. 12.
6. Методические рекомендации для классных руководителей по проведению олимпийского урока «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения». АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» Департамент образования. Москва-Сочи, 2010. С. 40. URL: http: // www.Sochi2014.com
References
1. Lubysheva L. I. Sportivnaya kul'tura kak uchebnyj predmet obshcheobrazovatel'noj shkoly // Fizi-cheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2004. № 4. S. 2-7.
2. Stolyarov V. I. Spartanskaya sistema vospitaniya, obrazovaniya i organizatsii dosuga // Proyekty, program-my, tekhnologii. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. (Du-khovnost'. Sport. Kul'tura. Vyp. pyatyj, chast' I): Sb.; M.:. 1997. S. 9-127.
3. Stolyarov V. I., Firsin S. A., Barinov S. Yu. Soderzhaniye i struktura fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya detej i molodezhi (teoreticheskij analiz): Mono-grafiya: OOO Izdatel'skij tsentr «Nauka». Saratov. 2012. S. 269.
4. Landry Fernand. Olympic Education and International Understanding: Educational Challenge or Cultural Hegemony? // IOA. Report of the 25th Session. -Lausanne. 1986. P. 139-155.
5. Zerguini Mohamed. The I.O.C.'s Contribution to Olympic Education: A Paper Presented to the 7th International Session for Educationists, 30 July - 6 August 1986, IOA. P. 12.
6. Metodicheskiye rekomendatsii dlya klassnykh rukovoditelej po provedeniyu olimpijskogo uroka «Tsen-nosti Olimpijskogo i Paralimpijskogo dvizheniya». - ANO «Orgkomitet «Sochi 2014» Departament obrazovaniya. Moskva-Sochi, 2010. S. 40. URL: http: // www.Sochi2014.com
* * *
FORMATION OF PEDAGOGICAL BASES OF OLYMPIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF SCHOOL AND ADDITIONAL EDUCATION
GORFTI ELENA ANATOLYEVNA Tambov Sate University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author considers actual problem, formations of pedagogical bases of the Olympic education and education of children and teenagers at schools and institutions of additional education; gives the historical analysis to development of physical culture and sport in Russia since the beginning of the XX century; considers organizational and pedagogical preparation for cultural sporting events from the moment of creation in our country of the Russian Olympic committee and holding the first Sports contests of the people of the USSR and Olympic Games so far in 1911. The author considers that the most burning issue of the modern Olympic Movement is low-study of system of the Olympic education and education and its introduction in pedagogical process. In this regard author studies works of various researchers L. I. Lubysheva, V. I. Stolyarov, S. Yu. Barinov, F. Landri, M. Zerguini, also reflects their scientific views; finds out that doctor of philosophy, professor V. I. Stolyarov made the main contribution to formation of organizational and pedagogical system of the Olympic education and education in Russia. The author emphasizes that various points of view of scientists confirm interest of society in sports, and in particular, interest in the Olympic Movement as to the phenomenon which takes a firm position in the social and cultural life of modern society. In favor of it, the author adduces argument which consists in development of scientific and methodical materials for creation of evidence-based system of the Olympic education of «Sochi-2014» in connection with holding the Winter Olympic Games in Sochi. As a result of the analysis of theoretical researches and experience of world practice in the sphere of formation of the Olympic education and education, the author makes a conclusion that the main feature of the Olympic education is the maintenance of purposes and problems of this pedagogical activity and the correct introduction of appropriate social and cultural technologies in practice of work of teachers in establishments of education for receiving versatile and objective knowledge by pupils.
Key words: sports culture, Olympic culture, Olympic education, Olympic education, Olympic knowledge.
E. A. GORFTI