Научная статья на тему 'Педагогические аспекты образовательной деятельности в процессе формировании физической культуры личности студента в вузе'

Педагогические аспекты образовательной деятельности в процессе формировании физической культуры личности студента в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Цетиев Асвад Адамович, Ибракова Джемилат Сайпудиновна

В статье раскрыты педагогические аспекты формирования физической культуры личности студента как неотъемлемой части образовательного процесса в вузе. Статья обуславливает актуальность усвоения личностью область социализации физической культуры, что дает результат многокомпонентного личностного образования и характеризует понимание ценностей физической культуры, развития личности студента как социально-детерминированной области общей культуры человека. В статье проанализированы аспекты создания условий, необходимых для развития физической культуры личности и рассматривает их как фундаментальную ценность в физкультурно-спортивной деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspects of educational activity in the process of forming the physical culture of personality of student in the higher school

The article reveals the pedagogical aspects of the formation of the student's physical culture as an integral part of the educational process in the university. The article stipulates the urgency of mastering by the personality of the socialization of physical culture, which gives the result of the multicomponent personal education and characterizes the understanding of the values of the physical culture of the student's personality development as a socially determined area of the general human culture. The article analyzes the aspects of creating the conditions necessary for the development of the physical culture of the individual and considers them as a fundamental value in the student’s physical culture and sport activities

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты образовательной деятельности в процессе формировании физической культуры личности студента в вузе»

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/ (дата обращения: 15.03.2018).

2. О плане мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 г. № 893-р // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572298/ (дата обращения: 15.03.2018).

3. РУМЦ ТОГУ [Электронный ресурс] // Портал инклюзивного образования. - Режим доступа: http://инклюзивноеобразование.рф./румц/33 (дата обращения: 15.03.2018).

REFERENCES

1. Interdepartmental integrated action plan of measures to ensure accessibility of professional education for disabled people and people with special needs for 2016-2018 years, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384.

2. About the action plan to increase the employment rate of disabled people for 2017-2020 years, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572298/.

3. RTMC PNU, Inclusive Education Portal, available at: http://инклюзивноеобразование.рф./румц/33.

Контактная информация: Shetinina65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.05.2018

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА В ВУЗЕ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Асвад Адамович Цетиев, старший преподаватель, Джемилат Сайпудиновна Ибракова, тренер-преподаватель, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия

Аннотация

В статье раскрыты педагогические аспекты формирования физической культуры личности студента как неотъемлемой части образовательного процесса в вузе. Статья обуславливает актуальность усвоения личностью область социализации физической культуры, что дает результат многокомпонентного личностного образования и характеризует понимание ценностей физической культуры, развития личности студента как социально-детерминированной области общей культуры человека. В статье проанализированы аспекты создания условий, необходимых для развития физической культуры личности и рассматривает их как фундаментальную ценность в физкультурно-спортивной деятельности студента.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физические качества, физическая подготовленность.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMING THE PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY OF STUDENT IN THE

HIGHER SCHOOL

Salman Baysultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Asvad Adamovich Tsetiev, senior teacher, Jamilat Saipudinovna Ibrahova, trainer-teacher, Chechen State University, Grozny, Russia

Annotation

The article reveals the pedagogical aspects of the formation of the student's physical culture as an integral part of the educational process in the university. The article stipulates the urgency of mastering by the personality of the socialization of physical culture, which gives the result of the multicomponent personal

education and characterizes the understanding of the values of the physical culture of the student's personality development as a socially determined area of the general human culture. The article analyzes the aspects of creating the conditions necessary for the development of the physical culture of the individual and considers them as a fundamental value in the student's physical culture and sport activities

Keywords: physical culture, physical education, physical development, physical qualities, physical readiness.

Физическая культура личности характеризуется как область общей культуры человека, которая представляет собой его мотивационно-ценностной ориентации, социально-духовного развития в физкультурно-образовательной деятельности.

Первостепенной задачей системы физического воспитания в практике образовательной деятельности педагога в вузе является, сохранение и укрепление здоровья, а также путем использования различных средств физической культуры и спорта повысить уровень психофизической подготовки к социально-профессиональной деятельности и в целом формирование физической культуры личности студента. Она также является педагогической системой, которое обеспечивает единство компонентов телесного, социально-психологического и воздействует на мотивационно-потребностную сферу приобщая устойчивую потребность у студента к самостоятельной организации здорового стиля жизни.

Стиль жизни обусловливается определенным типом поведения личности, который характеризует его черты, манеры, вкусы, привычки и склонности. Позволяет индивиду сформировать себя как личность соответственно в духовном, нравственном и физическом отношении.

Одной из доминирующей направленности системы физического воспитания в образовательной деятельности является формирования творческой и целостной личности в физической культуре, что позволяет человеку успешно адаптироваться в окружающей среде. Творческий потенциал развитый путем физической культуры в период вузовского обучения рассматривается как фундаментальное строение личности, которая обеспечивает ее социально биологический потенциал что способствует гармоничному развитию и повышению уровня социальной активности.

Процесс формирования физической культуры личности студента включает в себя единство компонентов телесного, мировоззренческого и интеллектуального. Которые тесно взаимосвязаны с развитием эмоциональной, духовной и физической сферой человека. Однако, только в случае тесного взаимодействия и освоения процессов теоретических знаний, также его практического применения в самоорганизации здорового образа жизни, образовательная сфера физического воспитания будет оправдана и более эффективна.

Таким образом, образовательный подход к физическому воспитанию должен проходить в тесном сочетании с устойчивой мотивацией, интересом и ценностным отношением к физической культуре с учетом личного состояния здоровья студента.

Немалое значение имеет при формировании физической культуры личности учет личностных качеств, характера, темперамента, целеустремленности и выдержки. После определения типа темперамента, существенно выявляется возможность эффективного приобщения его к сознательной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Рассматривая студента как личность определяющего свою позицию в обществе и как субъекта социальных отношений необходимо учитывать в процессе формирования физической культуры личности некоторые немаловажные факторы как, индивидуальные особенности его психики, интереса, уровень культуры, активность, степень осознанности, развития самосознания, самооценки, устойчивость психических качеств, т.е. самореализация самого человека.

В целях эффективности формирования физической культуры личности, в практике образовательной деятельности немаловажно обращать внимание на влияние

биологического ритма жизнедеятельности студента, к которым относятся (например, многолетние, годовые, сезонные, месячные, и суточные ритмы). Особое внимание следует уделять суточным ритмам жизнедеятельности организма при регулировании работоспособности студента на занятиях физической культурой. Так как график воспитательно-образовательного процесса в частности расписание студентов не всегда дает возможность проводить занятия физической культурой в соответствии с биоритмами жизнедеятельности студентов. А также следует учитывать и тот факт, т.е. тип нервной системы, темперамент и ценностные ориентации человека, поскольку они являются основой структурных образований определяющий ее различные психологические характеристики.

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Поэтому их следует рассматривать как способ, с помощью которого используется эти ценности в целях саморазвития и самовоспитания.

Определенным аспектом системы социально-культурного воспитания является создания оптимальной обстановки для развития и самоактуализации студента, владеющего мировоззренческим потенциалом, культурой общения и поведения, способного к профессиональному творчеству. Система социально-культурного воспитания является значимым фактором развития как креативной, многогранной, перспективной личности.

ВЫВОДЫ

Применение вышеизложенных в статье педагогических аспектов в области освоения предмета физическая культура, позволяет педагогу качественно и эффективно реализовать образовательный процесс физического воспитания студента в вузе, успешно формируя физическую культуру личности. Достижение личностью такой гармонии повышает уровень его социальной устойчивости, что создает психологический комфорт и продуктивное включение в жизнь. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

2. Гонтарь, О.П. Развитие физической культуры личности студента / О.П. Гонтарь // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Том 17. - № 43-2. - С. 81-85.

3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 120 с.

4. Коваленко, В.А. Физическая культура : учебное пособие / В.А. Коваленко. - М. : Издательство АСВ, 2000. - 432 с.

5. Коджаспарова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджас-парова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.

6. Лукъянец, Н.В. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов в вузе : учебное пособие / Н.В. Лукъянец. - Новокузнецк : [б.и.], 2005. - 164 с.

7. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.

8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. -480 с.

REFERENCES

1. Gogunov, E.N. and Martyanov, B.I. (2000), Psychology of physical education and sports: -textbook, publishing center "Academy", Moscow.

2. Gontar, O.P. (2007), "Development of physical culture of the student's personality", News of the Herzen Russian State Pedagogical University, Vol. 17, No. 43-2, pp. 81-85.

3. Ilyin, E.P. (2010), Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.

4. Kovalenko, VA (2000), Physical culture: textbook, publishing house ASV, Moscow.

5. Kodzhaspirov, G.M. (2008), Pedagogy in schemes, tables and supporting abstracts, Iris-Press, Moscow.

6. Lukyanets, N.B (2005), Physical culture and healthy lifestyle of University students: training manual, Novokuznetsk.

7. Lubysheva, L.I. (1997), "Modern value potential of physical culture and sport and ways of its development by society and personality", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 10-15.

8. Kholodov, J.K. and Kuznetsov V.S. (2000), Theory and methods of physical education and sports, Academy, Moscow.

Контактная информация: cetiev.asvad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2018

УДК 796.856.2

СОПРЯЖЕННАЯ СПУРТОВАЯ ТРЕНИРОВКА В МИКРОЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В статье приведен микроцикл подготовки высококвалифицированных тхэквондистов ВТФ к Чемпионату Европы среди студентов с использованием средств сопряженной спуртовой тренировки, отображено их влияние на функциональные показатели организма спортсменов и их спортивную результативность.

Ключевые слова: микроцикл подготовки, соревновательный период, сопряженная спуртовая тренировка, спортивная результативность.

CONJUGATE SPURT TRAINING IN THE MICROCYCLE OF PREPARATION OF ATHLETES IN TAEKWONDO VTF IN THE COMPETITION PERIOD

Oleg Georgiyevich Epov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian state University of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

The article presents a microcycle of training the highly qualified Taekwondo fighters WTF to the European Championship among the students by using the means of the conjugate spurt training, their influence on the functional performance of the body of the athletes and their athletic performance.

Keywords: microcycle of training, competition period, conjugate spurt training, sports performance.

ВВЕДЕНИЕ

Соревновательный период у высококвалифицированных спортсменов в тхэквондо ВТФ длится от 3 до 8 месяцев, в течение которых необходимо грамотное распределение различных видов нагрузок и восстановительных мероприятий. От того, насколько оптимально подобраны средства в тренировочном микроцикле между соревнованиями, будут зависеть индивидуальный уровень спортивной подготовленности и соревновательная результативность тхэквондиста.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках подготовки студенческих спортивных сборных команд России по тхэквондо ВТФ (мужской и женской) к главному старту сезона - Чемпионату Европы среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.