ЛИТЕРАТУРА
1. Ажицкий, К.Ю. Оперативная запись боевых действий фехтовальщика и анализ их эффективности / К.Ю. Ажицкий, Ю.В. Варганов. - Л. : [б.и.], 1977. - 34 с.
2. Бергер, М. Л. Запись фехтовального боя / М. Л. Бергер // Теория и практика физ. культуры. - 1961. - Т. XXIV, вып. 2. - С. 145-146.
3. Тышлер, Д.А. Фехтование на саблях. Техника. Тактика. Обучение. Тренировка / Д.А. Тышлер. - М. : Академический проект, 2007. - 212 с.
4. Федоров, В.Г. Качественные показатели технического мастерства фехтовальщиков высокой квалификации / В.Г. Федоров, Г.Б. Шустиков, Е.А. Нечаева // Материалы итоговой научно-практической конференции ППС НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта за 2015 г. / Нац. гос. ун-т физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2016. - С. 50.
5. Шустиков, Г.Б. Систематизация базовых терминологических понятий в современном фехтовании / Г.Б. Шустиков, В.Г. Федоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 3 (109). - С. 200-205.
6. Шустиков, Г.Б. Психокоррекция готовности фехтовальщиков высокой квалификации к соревновательной деятельности / Г.Б. Шустиков, В.Г. Федоров, Е.А. Нечаева // Материалы Х1 Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методические проблемы спортивного фехтования». - Смоленск, 2016. - С. 25-31.
7. Шустиков, Г.Б. Повышение надежности средств ведения боя к ошибочным действиям судьи в фехтовании на саблях / Г.Б. Шустиков, В.Г. Федоров, Е.А. Нечаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 259-264.
REFERENCES
1. Azhitsky, K.Yu. and Varganov, Yu.V. (1977), Expeditious record offighting of the fencer and analysis of their efficiency, Leningrad.
2. Berger, M.L. (1961), "Record of fencing fight", Theory and practice physical cultures, Vol. XXIV, Issue 2, pp. 145-146.
3. Tyshler, D.A. (2007), Fencing sable. Technique. Tactic. Training. Trick, Academic project, Moscow.
4. Fedorov, V.G., Shustikov, G.B. and Nechaeva, E.A. (2016), "Quality indicators technical skill of fencers of high qualification", Materials of the final scientific-practical conference PPP NSU physical culture, sport and health them. P. F. Lesgaft for 2015, NSU physical culture, sport and health them. P. F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 50.
5. Shustikov, G.B. and Fedorov, V.G. (2014), "Systematization of the basic terminology in modern fencing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 200-205.
6. Shustikov, G.B., Fedorov, V.G. and Nechaeva, E.A. (2016), "Psychocorrection readiness fencers of high qualification for competitive activity", Materials of XIall-Russian scientific-practical conference "Scientific and methodological problems of sport fencing", Smolensk, pp. 25-31.
7. Shustikov, G.B. Fedorov, V.G. and Nechaeva, E.A. (2016), "Improving the reliability of the tools of warfare to erroneous actions of a judge in fencing on swords", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 259-264.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2018
УДК 378
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по созданию условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ позволяет получить
объективную информацию о состоянии высшего инклюзивного образования и определить перспективы его развития. В работе представлены результаты мониторинга состояния высшего инклюзивного образования в Дальневосточном федеральном округе по оценочной карте доступности образовательной организации высшего образования для лиц с инвалидностью. Проводится анализ состояния высшего инклюзивного образования; обозначены проблемы, стоящие перед вузами, по обеспечению условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ; определены мероприятия, способствующие улучшению работы вузов по данному направлению деятельности.
Ключевые слова: вуз, инклюзивное образование, мониторинг, обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождение, безбарьерная среда, ресурсный учебно-методический центр, Дальневосточный федеральный округ.
MONITORING OF CONDITION OF HIGHER INCLUSIVE EDUCATION IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific National University, Khabarovsk
Annotation
Monitoring of activity of the educational organizations of higher education in creating conditions for higher education for the disabled people and people with special needs provides the objective information about the conditions of the higher inclusive education and determine the prospects for its development. The article presents the results of monitoring of the higher inclusive education conditions in the Far Eastern Federal District according to the assessment map of the accessibility of the educational organization of higher education for the disabled people. The analysis of the conditions of higher inclusive education is conducted; the challenges of providing the conditions for higher education for the disabled people and people with special needs, which Universities face, are set out; the activities that contribute to improving the work of Universities within the subject matter area are defined.
Keywords: University, inclusive education, monitoring, education of disabled people and people with special needs, accompanying, barrier-free environment, resource training and methodological center, Far Eastern Federal District.
ВВЕДЕНИЕ
Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и обеспечения для них специальных условий для получения образования, трудоустройства выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) является одним из важных мероприятий, представленных в Межведомственном комплексном плане мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8) [1].
В связи с этим Минобрнауки России осуществляет мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по созданию условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ в виде заполнения мониторинговых форм на информационном портале «Инклюзивное высшее образование». В мониторинге принимают участие все образовательные организации высшего образования, независимо от того, обучаются или нет в данных организациях инвалиды и лица с ОВЗ (Письма Минобрнауки России «О проведении мониторинга» от 10.10.2017 № ФС-962/05; от 17.05.2017 г. № ЛО-1115/05; от 28.09.2016 № 05-16174).
В рамках деятельности ресурсных учебно-методических центров (далее - РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования для проведения мониторинга состояния высшего инклюзивного образования на «закрепленной территории» в 2017 г. была утверждена оценочная карта доступности образовательной организации высшего образования для лиц с инвалидностью, содержащая основные ключевые показатели.
В рамках работы РУМЦ Тихоокеанского государственного университета [3] был проведён мониторинг состояния высшего инклюзивного образования по представленной оценочной карте на «закрепленной территории» в Дальневосточном федеральном округе (ДФО): Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область. Всего в мониторинге приняли участие 12 вузов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мониторинг состояния высшего инклюзивного образования выявил следующую ситуацию в вузах ДФО.
Специальное структурное подразделение, ответственное за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью (при невозможности его создания соответствующие функции уже переданы существующей структуре в вузе), есть только в 4 вузах (33,3%), в 8 вузах отсутствует.
В 7 вузах (58,3%) издан приказ о назначении ответственных лиц за работу с лицами с инвалидностью и ОВЗ, в 5 вузах - нет.
У большинства вузов на сайте есть специальный раздел для лиц с ОВЗ и инвалидностью (10 вузов); положения, регламентирующие работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, размещены на официальном сайте (9 вузов); утвержден паспорт доступности зданий (10 вузов).
Утвержден план мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе, включающий разделы:
- профориентация - в 5 вузах;
- обучение - 8 вузах;
- сопровождение - 8 вузах;
- содействие трудоустройству - 8 вузах;
- постдипломное сопровождение - 3 вузах;
- повышение квалификации сотрудников - 8 вузах.
Утвержден план мероприятий по развитию профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ только в 3 вузах, утвержден план мероприятий по трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ только в 5 вузах.
В штатном расписании 8 вузов есть должность педагога-психолога (от 1 до 3 человек), в 5 вузах есть должность социального педагога (от 1 до 3), 4 вузах есть должность специалиста по техническим и программным средствам (от 1 до 2). Переводчик русского жестового языка и тифлопедагог есть только в одном вузе, сурдопедагог отсутствует во всех вузах.
Численность специалистов в штате вуза, обеспечивающих сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью, в среднем по 12 вузам составляет: педагог-психолог - 0,9 человека; социальный педагог (социальный работник) - 0,7; специалист по техническим и программным средствам - 0,4; переводчик русского жестового языка - 0; тифлопедагог -0; сурдопедагог - 0.
Численность профессорско-преподавательского состава и специалистов в вузе, прошедших повышение квалификации в области обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ (за 2016-2017 гг.), в среднем по вузам составляет 40,8 человека. В 5 вузах численность прошедших повышение квалификации составляет от 0 до 10 человек, в 4 вузах - до 30 человек, в 1 вузе - 60 человек, в 2 вузах - 136 и 190 человек.
Количество аудиторий, оснащенных специальным оборудованием для лиц с нарушением слуха, в вузах в среднем составляет 1,2 аудитории (в 6 вузах от 1 до 5 аудиторий, в 6 вузах аудитории отсутствуют), зрения - 1,7 аудитории (в 8 вузах от 1 до 5 аудиторий, в 4 вузах аудитории отсутствуют), опорно-двигательного аппарата - 1,2 аудитории (в 7 вузах от 1 до 5 аудиторий, в 5 вузах аудитории отсутствуют).
Наличие специализированного оборудования для аудиторий, предназначенных для лиц с нарушением слуха:
- индукционная панель (информационная система) в количестве от 1 до 2 штук есть только в 3 вузах, в 9 вузах отсутствует;
- акустическая система есть только в 4 вузах;
- радиокласс и индивидуальные БМ-системы есть только в одном вузе;
- БМ-системы коллективного использования есть только в одном вузе в количестве 1 штука.
Наличие специализированного оборудования для аудиторий, предназначенных для лиц с нарушением зрения:
- видеоувеличители стационарные есть в 5 вузах;
- видеоувеличители портативные - 4 вузах;
- дисплеи Брайля - в одном вузе;
- программное обеспечение для невизуального доступа к информации (программы экранного доступа) (число лицензий) - 6 вузах;
- принтеры Брайля есть только в 2 вузах;
- читающая машина есть только в 3 вузах;
- нагреватели для рельефной печати есть только в одном вузе;
- информационный терминал есть в 6 вузах (от 1 до 5 штук в вузе).
Наличие специализированного оборудования для аудиторий, предназначенных для лиц с нарушением опорно-двигательной активности:
- специальные клавиатуры есть только в одном вузе.
Количество студентов с инвалидностью и ОВЗ в 2017/18 уч. г. в вузах составляет (таблица 1):
- в 2 вузах - более 100 человек;
- в 1 вузе - 31 человек;
- в 8 вузах - менее 20 человек;
- в 1 вузе - инвалиды отсутствуют.
В среднем по вузам количество студентов с инвалидностью составляет 30 человек, из них с нарушением слуха - 2,8 человека; нарушением зрения - 4,3; нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - ОДА) - 7,3; другое - 15,6 человек.
Таблица 1 - Количество студентов с инвалидностью и ОВЗ в 2017/18 уч. г. в вузах ДФО
(чел.)
Вуз Общее в вузе: С нарушением слуха С нарушением зрения С нарушением ОДА Другое
СВФУ им. М.К. Аммосова 126 22 29 26 49
КамчатГТУ 9 1 1 5 2
КамГУ им. Витуса Беринга 7 1 1 2 3
ДВФУ 108 3 9 19 77
ВГУЭС 17 0 1 9 7
КнАГУ 12 2 1 4 5
ХГУЭП 8 0 2 0 6
АмГУ 31 1 4 15 11
БГПУ 19 1 2 1 15
СВГУ 11 0 1 2 8
СахГТИ 0 0 0 0 0
ПГУ им. Шолом-Алейхема 12 3 1 4 4
Примечание: количество студентов с инвалидностью в вузах на декабрь 2017 г.
Количество выпускников с инвалидностью и ОВЗ в предыдущем учебном году (2016/17 уч. г.) составляло в среднем 4,5 человека, из них с нарушением слуха - 0,3 человека; нарушением зрения - 0,7; нарушением опорно-двигательного аппарата - 0,9; другое - 2,6 человека. При этом также в 2 вузах по отношению к другим существенно преобладает
количество выпускников с инвалидностью (14 и 19 человек), в 2 вузах количество выпускников составило 5 и 7 человек, в 5 вузах - не более 2 человек, в 3 вузах отсутствовали выпускники-инвалиды. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Количество выпускников 2016/17 уч. г. с инвалидностью и ОВЗ в вузах ДФО (чел.)______
Вуз Общее в вузе: С нарушением слуха С нарушением зрения С нарушением ОДА Другое
СВФУ им. М.К. Аммосова 14 3 3 2 6
КамчатГТУ 2 0 0 1 1
КамГУ им. Витуса Беринга 0 0 0 0 0
ДВФУ 19 0 3 0 16
ВГУЭС 5 0 1 2 2
КнАГУ 0 0 0 0 0
ХГУЭП 2 0 0 2 0
АмГУ 7 0 1 2 4
БГПУ 2 0 0 0 2
СВГУ 1 0 0 1 0
СахГТИ 0 0 0 0 0
ПГУ им. Шолом-Алейхема 2 1 0 1 0
В большинстве вузов (10 вузов) есть волонтерские проекты, направленные на организацию сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в 2 вузах отсутствуют.
Резюмируя результаты исследования, можно выделить следующее.
Деятельность большинства вузов по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью обеспечена нормативно-правовой документацией и локальными актами. Планы мероприятий по развитию инклюзивного образования вузов представлены в основном разделами обучения, сопровождения, содействия трудоустройству, повышения квалификации сотрудников. Во многих вузах отсутствует план мероприятий по профориентации и постдипломному сопровождению инвалидов.
Обеспеченность кадрами процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузах является недостаточной. Существенно, на наш взгляд, также то, что во многих вузах отсутствует структурное подразделение, ответственное за организацию получения образования студентами с инвалидностью и осуществляющее, как правило, координацию между структурными подразделениями вуза по созданию условий для обеспечения инклюзивного образования обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ.
Мониторинг показал, что во многих вузах имеется недостаточная обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью техническими средствами. При этом среди всех вузов существенно лучше положение по наличию специализированного оборудования для аудиторий, предназначенных для лиц с нарушением слуха, нарушением зрения и нарушением опорно-двигательного аппарата, в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова. В Приамурском государственном университете имени Шо-лом-Алейхема для реализации данного направления работы имеется положительный опыт использования перечня ресурсов ОГАОУ «Центр образования «Ступени», используемых в сетевой форме в рамках реализации части образовательных программ бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры, при освоении этих программ студентами с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата.
Из 12 вузов ДФО, принимавших участие в мониторинге, только в 3 вузах количество обучающихся инвалидов более 20 человек. Наибольшее количество обучающихся инвалидов и выпускников с инвалидностью было в Дальневосточном федеральном университете и в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова.
Оценивая отношение вузов к проведению мониторинга, можно констатировать, что вузы были заинтересованы в мониторинге и положительно относились к нему. С вузами, участвовавшими в мониторинге, была проведена предварительная работа: согласованы цели, задачи мониторинга - выявление состояния инклюзивного образования, обозначение
существующих проблем. Ряд пунктов мониторинга требовал согласования с представителями вузов единого подхода при оценке показателей.
На наш взгляд необходимо внесение корректив в некоторые пункты оценочной карты, что может улучшить процедуру оценки доступности образовательной организации высшего образования для лиц с инвалидностью.
Так, пункт о наличии специального структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью, или при невозможности его создания о передаче соответствующих функций существующей структуре в вузе позволяет даже при отсутствии специального структурного подразделения трактовать, что оно есть. Целесообразней разделить пункт на 2 подпункта и конкретизировать:
а) наличие структурного подразделения (или его отсутствие);
б) при невозможности его создания наличие существующих структур, которым переданы его функции.
Пункт об издании приказа о назначении ответственных лиц за работу с лицами с инвалидностью и ОВЗ следует дополнить словами: «в должности не ниже проректора». Что соответствует Резолюции Межведомственного совещания по вопросам повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью от 22.06.2017 г. [2]: «Назначить ответственного в должности не ниже проректора за работу по повышению доступности и качества образования для лиц с инвалидностью, организацию их профори-ентационной работы, а также содействие трудоустройству выпускников».
Также, на наш взгляд, выделение отдельными пунктами в оценочной карте вопросов относительно наличия в вузах плана мероприятий по развитию профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ и плана мероприятий по трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ дублирует пункт «Утвержден план мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе», в котором перечислены разделы плана, в том числе раздел профориентация и содействие трудоустройству. Целесообразнее, на наш взгляд, было бы вместо этих пунктов включить в оценочную карту пункты о наличии в вузах утвержденной программы содействия трудоустройству выпускников и программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам высшего образования (не менее 3-х лет после окончания вуза). Пункты о наличии этих программ в вузах входят в мониторинговые формы, заполняемые всеми вузами с 2016 г. в соответствии с письмами Минобрнауки России «О проведении мониторинга», обозначенными нами ранее. А разработка и реализация программ, особенно постдипломного сопровождения, как показал опрос вузов, вызывает много вопросов.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются вузы при организации получения образования студентами с ОВЗ и инвалидностью, следующие:
1. Невозможность полного и оперативного выполнения требований создания безбарьерной архитектурной среды и материально-технического обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ ввиду недостаточного и сокращающегося финансирования вузов.
2. Отсутствие профильных специалистов для работы с инвалидами и лицами с
ОВЗ.
3. Недостаток актуальной методической информации по организации образовательного процесса и созданию условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.
ВЫВОДЫ
1. Проведённый мониторинг позволил выявить состояние высшего инклюзивного образования в Дальневосточном федеральном округе и обозначить проблемы, стоящие перед вузами, по обеспечению условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ.
2. Мониторинг состояния высшего инклюзивного образования на «закрепленной территории» необходимо проводить в системе. Это поможет систематизировать работу вузов и улучшить состояние высшего инклюзивного образования.
3. Необходимо разработать примерный план мероприятий по развитию инклюзивного образования в вузе, включающий разделы профориентации, обучения, сопровождения, содействия трудоустройству, постдипломного сопровождения, повышения квалификации сотрудников. Это поможет улучшить работу вузов по данному направлению деятельности.
4. Необходимо разработать примерную программу содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью и примерную программу постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы [Электронный ресурс] : утв. Правительством РФ 23.05.2016 г. № 3467п-П8 // Информационно-правовой портал «Гарант. ру». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/ (дата обращения: 26.01.2018).
2. О направлении резолюции (Резолюция Межведомственного совещания по вопросам повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, состоявшегося 22 июня 2017 г.) [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки РФ от 11.07.2017 г. № Л0-1476/05. -Режим доступа: http://www.rsuh.ru/upload/inclusive/01-38-880.pdf (дата обращения: 26.01.2018).
3. РУМЦ ТОГУ [Электронный ресурс] // Портал инклюзивного образования. - Режим доступа: http://инклюзивноеобразование.рф./румц/33 (дата обращения: 26.01.2018).
REFERENCES
1. Interdepartmental integrated action plan of measures to ensure accessibility of professional education for disabled people and people with special needs for 2016-2018 years, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384
2. About resolution dispatch (Resolution of the interdepartmental meeting on improving the accessibility and quality of higher education for people with disabilities, held on June 22, 2017), letter from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 11.07.2017№ L0-1476/05, available at: http://www.rsuh.ru/upload/inclusive/01-38-880.pdf.
3. RTMC PNU, Inclusive Education Portal, available at: http://инклюзивноеобразование.рф./румц/33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.02.2018
УДК 796.856.2
СОПРЯЖЕННАЯ СПУРТОВАЯ ТРЕНИРОВКА В ТХЭКВОНДО ВТФ
Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается спуртовая тренировка как вид и компонент системы сопряженной тренировки в тхэквондо ВТФ, приведены ее структурные элементы, задачи, принципы, механизмы контроля и условия проведения.
Ключевые слова: спуртовая тренировка, система сопряженной тренировки, фазовая структура, методика спуртовой тренировки.