Научная статья на тему 'Актуальность создания регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Тихоокеанского государственного университета'

Актуальность создания регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Тихоокеанского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / ВУЗ / ПОТЕНЦИАЛ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

В работе обоснована актуальность создания регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе Тихоокеанского государственного университета в рамках проводимого Минобрнауки России рассмотрения проектов по созданию ресурсных учебно-методических центров с целью формирования межведомственной сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования. Даётся анализ транспортной доступности университета в рамках Дальневосточного федерального округа, Хабаровского края и г. Хабаровска; архитектурной доступности; кадрового потенциала университета; положительного опыта организации деятельности по созданию инклюзивной среды вуза, а также опыта сетевого взаимодействия и проектной деятельности научно-педагогического и административно-управленческого персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topicality of establishing regional resource-methodological center for education of disabled people and people with special needs based on Pacific National University

The article grounds topicality of establishing the regional resource training and methodological center for education of disabled people and people with special needs based on Pacific National University within the framework of projects conducted by Ministry of Education and Science of the Russian Federation about creation of the resource training and methodological centers in order to form the interdepartmental network of resource training and methodological centers for the education of disabled people and people with the special needs based on educational organizations of higher education. The analysis of transport accessibility of the University is conducted in the article within the framework of Far Eastern Federal District, Khabarovsk Krai and Khabarovsk city, as well as the analysis of architectural accessibility, staff potential of the University, positive experience of organizing activities in forming the inclusive environment of the University, as well as the experience of networking and project activities of the scientific-pedagogical and managerial personnel.

Текст научной работы на тему «Актуальность создания регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Тихоокеанского государственного университета»

5. Biomechanical protocol to assist training of arm-throw wrestling technique / I. Barbas, N. Aggeloussis, B. Podlivaev, Y. Shakhmuradov, B. Mirzaei, H. Tunnemann, S. Kazarian // International Journal of Wrestling Science. - 2012. - Vol. 2. - № 2. - P. 93-103.

REFERENCES

1. Kuptsov, A.P. (1980), Evolution and application of wrestling sports classification, systemat-ics and terminology: guidelines, SCOLIPC, Moscow.

2. Tupeyev, Yu.V. (2010), "Features of kinematic structure of motor actions technique in the freestyle wrestlers with different qualification", Fizicheskoye vospitanie studentov, No. 1, pp. 106-108.

3. Shalmanov, A.A. and Scotnikov, V.F. (2013), "Biomechanical monitoring of technical and speed-power fitness of weightlifters", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 103-106.

4. Shiyan, V.V. (1998), "Age dynamics of throw rhythmic structure temporal characteristics in wrestlers during fatigue", Yubileynyy sbornik trudov uchenych RGAFK, posvyashchonnyy 80-letiyu akad-emii, Vol. 4, pp. 65-71.

5. Barbas, I., Aggeloussis, N., Podlivaev, B., Shakhmuradov, Y., Mirzaei, B., Tunnemann, H. and Kazarian, S. (2012), "Biomechanical protocol to assist training of arm-throw wrestling technique", International Journal of Wrestling Science, Vol. 2, No. 2, pp. 93-103.

Контактная информация: tabularasa86@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2017

УДК 378

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА БАЗЕ ТИХООКЕАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

В работе обоснована актуальность создания регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе Тихоокеанского государственного университета в рамках проводимого Минобрнауки России рассмотрения проектов по созданию ресурсных учебно-методических центров с целью формирования межведомственной сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования. Даётся анализ транспортной доступности университета в рамках Дальневосточного федерального округа, Хабаровского края и г. Хабаровска; архитектурной доступности; кадрового потенциала университета; положительного опыта организации деятельности по созданию инклюзивной среды вуза, а также опыта сетевого взаимодействия и проектной деятельности научно-педагогического и административно-управленческого персонала.

Ключевые слова: ресурсный учебно-методический центр, обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, инклюзивная среда, вуз, потенциал, сопровождение, Дальневосточный федеральный округ, Хабаровский край.

TOPICALITY OF ESTABLISHING REGIONAL RESOURCE-METHODOLOGICAL CENTER FOR EDUCATION OF DISABLED PEOPLE AND PEOPLE WITH SPECIAL NEEDS BASED ON PACIFIC NATIONAL UNIVERSITY

Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific National University, Khabarovsk

Annotation

The article grounds topicality of establishing the regional resource training and methodological center for education of disabled people and people with special needs based on Pacific National University within the framework of projects conducted by Ministry of Education and Science of the Russian Federa-

tion about creation of the resource training and methodological centers in order to form the interdepartmental network of resource training and methodological centers for the education of disabled people and people with the special needs based on educational organizations of higher education. The analysis of transport accessibility of the University is conducted in the article within the framework of Far Eastern Federal District, Khabarovsk Krai and Khabarovsk city, as well as the analysis of architectural accessibility, staff potential of the University, positive experience of organizing activities in forming the inclusive environment of the University, as well as the experience of networking and project activities of the scientific-pedagogical and managerial personnel.

Keywords: resource training and methodological center, education of disabled people and people with special needs, inclusive environment, University, potential, accompanying, Far Eastern Federal District, Khabarovsk Krai.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) на всех ступенях образования является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Существенное внимание уделяется вопросам повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вузов по организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечивающие создание системы сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования.

В этой связи в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы и Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы [3] Минобрнау-ки России с целью формирования межведомственной сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования проводит рассмотрение проектов по созданию региональных ресурсных учебно-методических центров (далее - РУМЦ) в 2017 г. (письмо Ми-нобрнауки России от 08.08.2017 г. № ЛО-1579/05).

РУМЦ создается на базе вузов, имеющих опыт обучения студентов с инвалидностью, располагающих соответствующим структурным подразделением, обеспечивающим сопровождение обучения студентов с инвалидностью и содействие их последующему трудоустройству. Их деятельность направлена на сопровождение деятельности вузов, закрепленных за РУМЦ, по обучению инвалидов, а также трансляцию передового опыта вузов-лидеров по работе со студентами с инвалидностью.

Тихоокеанским государственным университетом (далее - ТОГУ) подготовлен проект по созданию ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе университета в рамках проводимого Минобрнауки России рассмотрения проектов по созданию РУМЦ. В контексте данной работы представлена актуальность создания регионального ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе ТОГУ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация высшего образования - потенциальная площадка РУМЦ - в своей деятельности должна соответствовать показателям качества и доступности оказания образовательных услуг для лиц с инвалидностью, обладать ресурсным потенциалом в соответствии с обозначенными параметрами: транспортной доступностью, архитектурной доступностью, кадровым потенциалом, материально-техническим оснащением, готовностью к реализации партнерских отношений с организациями высшего образования, общественными организациями инвалидов, органами власти, работодателями и др.

Большое значение имеет транспортная доступность вуза в рамках федерального округа (по отношению к другим субъектам Российской Федерации), в рамках субъекта Российской Федерации для посещения представителями других организаций высшего образования, в рамках города.

ТОГУ находится в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) - самом большом по площади федеральном округе. Удельный вес округа в территории России составляет 36,0% (6 169,3 тыс. км2). В состав округа входят 9 субъектов Российской Федерации (в таблице 1 представлены субъекты с указанием их численности населения и численности населения административных центров) [4].

Таблица 1 - Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа____

№ Субъект ДФО Численность населения, чел. Административный центр Численность населения, чел.

1 Приморский край 1 923 116 г. Владивосток 606 589

2 Хабаровский край 1 333 294 г. Хабаровск 616 242

3 Республика Саха (Якутия) 962 835 г. Якутск 307 911

4 Амурская область 801 752 г. Благовещенск 224 419

5 Сахалинская область 487 344 г. Южно-Сахалинск 194 882

6 Камчатский край 314 729 г. Петропавловск-Камчатский 180 454

7 Еврейская автономная область 164 217 г. Биробиджан 74 095

8 Магаданская область 145 570 г. Магадан 92 711

9 Чукотский автономный округ 49 822 г. Анадырь 15 468

Примечание: оценка численности постоянного населения на 1 января 2017 г.

Административный центр округа (с базированием администрации ДФО) - г. Хабаровск - крупнейший (с 2015 г.) по численности населения город округа (616,242 тыс. чел.), традиционно обладает наибольшей притягательной силой во внутри дальневосточных миграциях. Хабаровск удалён от г. Москвы на расстояние по прямой 6 141 км.

В ДФО практически все субъекты (кроме Амурской области и Еврейской автономной области) имеют выход к морю, а один субъект (Сахалинская область) не имеет сухопутной границы с другими субъектами и основной территорией России. Другой особенностью округа является наличие сухопутной границы с КНДР и КНР, а также морских границ с Японией и США.

Через территорию ДФО проходит транспортный коридор, соединяющий страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона; пересекаются международные воздушные транспортные коридоры, связывающие страны Европы с Японией, странами АТР и Северной Америкой.

ТОГУ расположен в столице ДФО г. Хабаровске и доступен к проезду всеми видами транспорта (наземный, воздушный, водный).

Доступность ТОГУ в рамках Хабаровского края. Хабаровский край является вторым по численности населения субъектом в ДФО и имеет центральное географическое положение. Благодаря удачному расположению, через Хабаровский край проходят все основные транспортные потоки федерального и регионального значения. Транспортный комплекс Хабаровского края занимает ведущие позиции в единой транспортной системе ДФО и представлен всеми видами транспорта. С 2013 г. в крае реализуется государственная программа Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края» (сроки реализации программы 2013-2022 гг.), направленная на создание современной транспортной сети, взаимоувязанной со всеми видами транспортной отрасли [2].

Хабаровск имеет регулярное сообщение со всеми районными центрами края наземным, воздушным и водным транспортом.

Доступность ТОГУ в рамках г. Хабаровска. Учебные здания ТОГУ расположены в Центральном и Краснофлотском районах г. Хабаровска. Данные районы удобны в расположении и доступны для проезда из любой точки города любым видом транспорта. Педа-

гогический институт ТОГУ расположен в самом центре г. Хабаровска, в шаговой доступности от административного центра, основных культурных и исторических мест города. Общежития институтов ТОГУ расположены в шаговой доступности от учебных корпусов.

Архитектурная доступность университета. ТОГУ является одним из крупнейших высших учебных заведений ДФО. Контингент обучающихся по всем уровням образования составляет 15 596 человек. В состав университета входят 16 факультетов и 5 институтов, ряд самостоятельных учебно-научных подразделений.

Общее количество объектов университета, на которых предоставляются услуги в сфере образования, - 21. Общее число учебных корпусов в университете, задействованных в процессе обучения и сопровождения, - 8. Из них создана безбарьерная среда для обучающихся:

- с нарушениями зрения частично в 2 корпусах;

- с нарушениями слуха частично в 8 корпусах;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата полностью создана в 1-ом корпусе, частично в 6 корпусах.

Число специализированных санитарно-гигиенических помещений в корпусах - 2 (в учебном здании).

Вход в учебные корпуса и общежития оборудован пандусами, кнопками вызова сотрудника.

Имеется стоянка автотранспортных средств для инвалидов (учебное здание).

Имеется специализированный лифт для инвалидов (учебное здание).

В общежитии № 1 переоборудована секция для проживания инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 места), которая имеет специализированное санитарно-гигиеническое помещение и кухню. Численность студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, приходящихся на одно специализированное место в общежитие, - 1,0.

Физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном оборудован пандусом на входе, специализированным санитарно-гигиеническим помещением.

На сайте университета функционирует раздел с версией для слабовидящих.

Для проведения обследования и паспортизации доступности для инвалидов объектов университета и предоставляемых услуг была создана комиссия (приказ от 19.02.2016 г. № 001/53), в состав которой входит председатель Хабаровского краевого отделения Общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

В университете разработан и утверждён, согласно приказу от 28.03.2016 г. № 048/96 «Об утверждении Паспорта и Дорожной карты», Паспорт доступности для инвалидов объектов ТОГУ и предоставляемых на них услуг в сфере образования и План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Модернизация университета по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов проводится в соответствии с разработанной «дорожной картой».

Кадровый потенциал университета. Статус одного из крупнейших вузов в Дальневосточном регионе подтверждён кадровым потенциалом университета. В ТОГУ в настоящее время численность профессорско-преподавательского состава (III 1С) - 779 человек; численность учебно-вспомогательного персонала - 287 человек.

Ученые степени ППС университета имеют 479 человек (61,5%), в том числе: докторов наук - 12,3% (96 чел.), кандидатов наук - 49,2% (383 чел.). Из них штатных сотрудников по отраслям наук, связанных со знанием особенностей психофизического состояния обучающихся, в том числе с инвалидностью:

- педагогических наук: 14 докторов наук, 50 кандидатов наук;

- психологических наук: 4 доктора наук, 19 кандидатов наук;

- медицинских наук: 1 доктор наук;

- социологических наук: 2 доктора наук, 19 кандидатов наук.

Из них 13 человек имеют дефектологическое образование.

Институты, факультеты и кафедры университета, сотрудники которых непосредственно работают по вопросам инклюзивного образования и имеют квалификацию по работе со студентами с инвалидностью:

1. Педагогический институт ТОГУ. В структуре института можно выделить 3 факультета:

- факультет начального, дошкольного и дефектологического образования. В структуре факультета выделена кафедра теории и методики педагогического и дефектологического образования с тем же педагогическим составом;

- факультет психологии и социально-гуманитарных технологий. В структуре факультета выделена кафедра психологии с тем же педагогическим составом;

- факультет физической культуры. В составе факультета кафедры: теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта, физического воспитания и спорта.

2. Институт социально-политических технологий и коммуникаций ТОГУ. В структуре института кафедра социальной работы и психологии.

На кафедрах Педагогического института ТОГУ реализуются образовательные программы магистратуры:

- на кафедре теории и методики педагогического и дефектологического образования магистратура «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» (код 44.04.01);

- на кафедре теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности магистратура «Технологии физической культуры и здоровьесбережения в дошкольном образовании» (код 44.04.01).

В университете внесены изменения в положения отдельных структурных подразделений и на них возложены функции по обеспечению обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 02.07.2015 № 020/228).

В целях организации деятельности по созданию инклюзивной среды университета создан «Центр по здоровьесбережению и работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (с октября 2015 г). Центр подчиняется в своей деятельности проректору по учебной работе, ответственному за координацию работ по обеспечению обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университете.

Приоритетные направления деятельности Центра:

- ведение специализированного учёта инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления, обучения и трудоустройства;

- разработка локальных нормативных актов и методических рекомендаций, касающихся вопросов обеспечения инклюзивного образования в университете;

- оказание консультационной и информационной поддержки преподавателям и работникам университета по вопросам образования инвалидов и лиц с ОВЗ;

- оказание консультационной помощи инвалидам и лицам с ОВЗ, обучающимся в университете, а также их родителям в части предоставления образовательных услуг;

- комплексное сопровождение совместно со структурными подразделениями университета образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии;

- обеспечение довузовской подготовки и профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами и лицами с ОВЗ;

- обеспечение трудоустройства выпускников с инвалидностью и с ОВЗ;

- мониторинг и аналитическое сопровождение реализации программ развития инклюзивной среды университета;

- участие в формировании здоровьесберегающей среды в университете, создании условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом в рамках учебных занятий по физической культуре доступными видами двигательной активности, внеучеб-ной физкультурно-оздоровительной деятельности и др.;

- разработка и участие в реализации программ курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала университета по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- проведение научных исследований по проблемам образования инвалидов и лиц с ОВЗ;

- изучение, обобщение, распространение и внедрение опыта инклюзивного образования в России и за рубежом; установление рабочих контактов, обмен информацией с различными структурами, работающими по проблеме обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

На основании функций Центра основными структурными подразделениями, с которыми Центр осуществляет взаимодействие, являются:

- Управление формирования контингента студентов - по вопросам довузовской подготовки и профориентационной работы с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью;

- Управление по воспитательной и внеучебной работе со студентами - по вопросам комплексного сопровождения образовательного процесса и здоровьесбережения лиц с ОВЗ и инвалидностью и по социокультурной реабилитации;

- Управление информатизации - по вопросам развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- Учебно-методическое управление - по вопросам разработки адаптированных программ и учебно-методического обеспечения для лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- Управление по капитальному ремонту и строительству - по вопросам создания безбарьерной архитектурной среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Психологический центр - по вопросам психологического сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ и их профессионального становления;

- Центр профессионального роста и сопровождения карьеры - по вопросам содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью.

В университете создана постоянно действующая комиссия по вопросу организации инклюзивной среды университета (приказ от 23.12.2016 г. № 119/523).

Сотрудники ТОГУ компетентны в организации повышения квалификации в сфере реализации инклюзивного обучения и работы с лицами с инвалидностью, что подтверждается удостоверениями о повышении квалификации в ведущих вузах России (Московский государственный психолого-педагогический университет; Новосибирский государственный технический университет (Институт социальных технологий и реабилитации); Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург и др.). Сотрудниками ТОГУ проводятся курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования, а также семинары для педагогических работников учебных заведений края. На факультете переподготовки и повышения квалификации ТОГУ реализуются программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

С целью психологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов с 2016 г. создан Психологический центр ТОГУ - структурное подразделение университета. Организация психологического сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений работы Психологического центра.

Соотношение студентов с инвалидностью с общей численностью студентов в вузе. Категории обслуживаемых инвалидов в университете: с нарушениями зрения; с

нарушениями слуха; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе на кресле-коляске; с другими видами нарушения здоровья.

Количество студентов с инвалидностью в абсолютном и процентном отношении от общей численности студентов университета:

- 2014/15 уч. г. - 13 человек (0,09%);

- 2015/16 уч. г. - 25 человек (0,15%);

- 2016/17 уч. г. - 25 человек (0,16%).

В 2016/17 уч. г. численность инвалидов в университете на 01.10.16 г. на всех формах обучения составляла 25 человек (0,16% от общего контингента по университету), из них обучаются по программе бакалавриата - 22 чел. (очная форма - 20 чел., очно-заочная - 2 чел.); магистратуры - 3 чел. (очно-заочная форма - 1 чел., заочная - 2 чел.). Численность инвалидов, поступивших в 2016 г. по категориям льготного обеспечения очной формы обучения, - 10 чел., из них дети-инвалиды - 6 чел.; выпуск инвалидов - 6 чел., из них 1 человек продолжил обучение в магистратуре.

Общее число укрупненных групп направлений подготовки, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью, - 11. Общее число направлений подготовки, по которым обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью, - 17.

Организация сопровождения лиц с инвалидностью в процессе получения образования. Студентам с инвалидностью в ТОГУ оказывается комплексное социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-реабилитационное сопровождение. Создана система внеучебной воспитательной работы, которая предусматривает вовлечение и активное участие всех обучающихся, в том числе и инвалидов и лиц с ОВЗ, в общественную, культурно-досуговую, спортивную жизнь, их адаптацию и социализацию в среде вуза. Осуществляется организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, их родителями и законными представителями; организация деятельности по содействию трудоустройству выпускников.

В 1997 г. в ТОГУ создан первый на Дальнем Востоке Информационный центр занятости молодежи (с 2009 г. - Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников «Старт-карьера», с 2016 г. - Центр профессионального роста и сопровождения карьеры). Основная цель деятельности центра - создание инфраструктуры, способствующей профессиональной самоориентации и профессиональному росту обучающихся, а также развитие системы содействия эффективному трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников университета.

Наличие опыта реализации совместных проектов с образовательными организациями, с общественными организациями инвалидов. Партнерские отношения ТОГУ, направленные на оказание поддержки в получении образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, опираются на оказание содействия в повышении квалификации специалистов, работающих с данной группой. Преподаватели кафедры теории и методики педагогического и дефектологического образования Педагогического института участвуют в создании и разработке методического обеспечения технологий для обучения педагогов различных образовательных учреждений по взаимодействию с инвалидами, проводят в рамках курсов повышения квалификации для всех категорий педагогов в Хабаровском краевом институте развития образования модуль по работе с детьми с ОВЗ в образовательных организациях, участвуют в различных семинарах.

Кафедра психологии педагогического института ТОГУ также участвует в проведении семинаров, взаимодействует с образовательными учреждениями, реализующими адаптированные программы обучения (школа для детей с нарушением зрения, школа для детей с нарушением слуха), что позволяет эффективнее выстраивать взаимодействие со студентами-выпускниками этих школ. Кафедра взаимодействует с Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в рамках реализации социально-значимых проектов.

Центр здоровьесбережения и работы с обучающимися с ОВЗ тесно сотрудничает с общественными организациями инвалидов, приглашает их для совместных проектов и консультаций по вопросам доступности архитектурной среды. Результаты мониторинга, проведенного в 2016 г. активистами Молодой Гвардии Хабаровского края совместно с представителями регионального отделения общества инвалидов, показали, что в дальневосточной столице из 5 ведущих вузов только 2 (и среди них на первом месте ТОГУ) отвечают стандартам наличия инфраструктуры для людей с ОВЗ. Результаты мониторинга лягут в основу федеральной карты доступности высших учебных заведений.

Необходимость создания ресурсной базы для поддержки инклюзивного процесса в системе высшего образования, как наименее доступного по ряду причин для инвалидов и лиц с ОВЗ, особенно актуальна для Дальневосточного федерального округа. Так, по данным Минобрнауки России, в рейтинге федеральных округов по количеству вузов, в которых обучаются больше 20 инвалидов, Дальневосточный федеральный округ находится на последнем месте (из 27 вузов округа только в 6 вузах количество инвалидов более 20 человек).

В то же время только в Хабаровском крае, по данным министерства образования и науки Хабаровского края [1], в системе общего образования края в 2014/15 уч. г. обучалось 10 902 учащихся с ОВЗ, что составляет 8,6% от общего числа обучающихся, в том числе интегрировано в условиях общеобразовательного класса 4 608 человек (42% от общего количества учащихся с ОВЗ).

В общеобразовательных школах, школах-интернатах и специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждениях обучается 2 461 ребёнок-инвалид, в том числе в общеобразовательных школах - 1 188 человек, что составляет 48% от общего количества обучающихся детей-инвалидов.

Обучение на дому по медицинским показаниям организовано для 818 детей-инвалидов, что составляет 33%, из них 152 ребенка-инвалида обучаются с использованием дистанционных технологий. На реализацию мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в крае направлено 10,5 млн. рублей. Техническое сопровождение дистанционного обучения в рамках работы краевой образовательной сети осуществляется Тихоокеанским государственным университетом.

В краевых профессиональных образовательных организациях из 21 024 студентов очной формы обучения инвалиды и лица с ОВЗ составляют 4,7% (997 человек).

Формирование сети РУМЦ направлено на достижение следующих результатов:

1) увеличения количества лиц с инвалидностью, ориентированных на получение высшего образования, в том числе поступивших в вузы;

2) увеличения количества студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение по программам высшего образования;

3) увеличения количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность создания на базе Тихоокеанского государственного университета регионального ресурсного учебно-методического центра обусловлена следующими предпосылками:

- во-первых, идеальной транспортной доступностью университета в рамках Дальневосточного федерального округа, Хабаровского края и г. Хабаровска (развилка всех транспортных путей Дальневосточного региона; имеется регулярное сообщение со всеми районными центрами края наземным, воздушным и водным транспортом; удобное расположение и доступность для проезда из любой точки города любым видом транспорта);

- во-вторых, положительным опытом организации деятельности по созданию инклюзивной среды высшего учебного заведения (в университете создан центр по со-

провождению студентов с ОВЗ и инвалидностью, ведётся обучение студентов с инвалидностью различных нозологических групп по многим направлениям подготовки);

- в-третьих, мощным кадровым потенциалом университета в обучении, повышении квалификации в области инклюзивного образования, опытом сетевого взаимодействия и проектной деятельности научно-педагогического и административно-управленческого персонала.

ТОГУ участвовал в конкурсе проектов, проводимых Минобрнауки России по созданию РУМЦ, и вошёл в перечень 16 вузов, на базе которых будут созданы РУМЦ в 2017 г. (приказ Минобрнауки России от 20.10.2017 г. № 1021). На базе ТОГУ будет создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Дальневосточного федерального округа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа Хабаровского края «Доступная среда» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12. 2015 г. № 491-пр (в ред. от 28.03. 2017 г.). - Режим доступа: http://laws.khv.gov.ru/pdf/%D0%BF%D0%BF_00091_28032017_001. pdf?v=0,6121773 (дата обращения: 14.10.2017).

2. Государственная программа Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края» [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 05.05.2012 г. № 146-пр (с изменениями на 11.09.2017 г.). - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/995151445 (дата обращения: 14.10.2017).

3. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы [Электронный ресурс] : утв. Правительством РФ 23.05.2016 г. № 3467п-П8) // Информационно-правовой портал «Гарант. ру». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/ (дата обращения: 14.10.2017).

4. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям по состоянию на 01.01.2017 г. [Электронный ресурс] // Портал «Федеральная служба государственной статистики». - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a 39ab251f2bafc3a6fce (дата обращения: 14.10.2017).

REFERENCES

1. Government program of Khabarovsk Krai "Accessible Environment" for 2016 - 2020 years: approved by the decree of the Government of Khabarovsk Krai dated 30.12.2015 № 491-pr (in redaction dated 28.03. 2017), available at: http://laws.khv.gov.ru/pdf/%D0%BF%D0%BF_00091_28032017_001.pdf?v=0,6121773.

2. Government program of Khabarovsk Krai "Development of transport system of Khabarovsk Krai", approved by the decree of Government of Khabarovsk Krai dated 05.05.2012 № 146-pr (with amendments of 11.09.2017), available at: Access mode: http://docs.cntd.ru/document/995151445.

3. Interdepartmental integrated action plan of measures to ensure accessibility of professional education for disabled people and people with special needs for 2016-2018 years, approved by the decree of Government of the Russian Federation 23.05.2016 № 3467p-P8), available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/.

4. The population of the Russian Federation for municipalities as of 01.01.2017, available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a 39ab251f2bafc3a6fce.

Контактная информация: Shetinina65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.