DOI 10.24411/1813-145X-2018-10246 УДК 376.0: 378.0
О. А. Денисова
https://orcid.org/0000-0002-0236-9181 О. Л. Леханова
https://orcid.org/0000-0002-0882-4632
Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного высшего образования
Авторы статьи представляют опыт Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов в вузах СевероЗападного федерального округа (РУМЦ СЗФО ЧГУ). Поддержанный Министерством науки и высшего образования Центр был создан на базе Череповецкого государственного университета в 2017 г. и явился логичным продолжением развития внутривузовской структуры поддержки студентов с инвалидностью и работающих с этой категорией лиц. Апробация разработанного авторами алгоритма сопровождения студентов с инвалидностью в сети вузов Северо-Западного федерального округа позволила авторам выйти на описание конкретных шагов сопровождающей деятельности. В статье обобщены и представлены мнения относительно условий поддержки студентов с инвалидностью и современные тенденции в сфере сопровождения студентов в образовательном пространстве инклюзивного высшего образования. Статья содержит описание этапов сопровождения образования студентов с инвалидностью, значимых исполнителей и результатов каждого этапа сопровождения. Алгоритм сопровождения описан как система профессиональной, согласованной деятельности сотрудников вуза, направленная на создание необходимых условий для успешной профориентации, образования, трудоустройства инвалидов, их интеграции в социум в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями. В статье представлены содержательные характеристики этапов, обеспечивающих поддержку инвалидов от довузовского периода до постдипломного сопровождения. Каждый этап сопровождения описывает задачи, цели, основных исполнителей. Алгоритмизация процесса сопровождения инклюзивного высшего образования позволяет транслировать описываемую практику в сходные условия и применять ее в работе современных университетов. На основе обзора собственной практики и имеющегося опыта в данной сфере авторы делают вывод о том, что эффективность сопровождения инвалидов в вузе определяется развитостью внутривузовского, межвузовского и межведомственного взаимодействия в образовательном и социальном пространстве.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, инвалидность, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, сопровождение, поддержка.
O. A. Denisova, O. L. Lekhanova
Support of Students with Health Disabilities in Educational Space of Inclusive Higher Education
The authors of the article present the experience of the Resource educational and methodological center for the training of disabled people and persons with disabilities in the universities of the North-West Federal District (REMC NWFD ChSU). The center was supported by the Ministry of Science and Higher Education and established on the basis of Cherepovets State University in 2017. The Center continued to develop the experience of supporting disabled students and people working with this category. The authors provided approbation of the developed algorithm to support students with disabilities in the network of universities in the North-West Federal District. This allowed us to describe specific steps accompanying activities. The article summarizes and presents views on the conditions for supporting disabled students and current trends in the field of support for people with disabilities at the university. The article contains a description of the stages of support for the education of students with disabilities, performers and the results of each stage of support. The support algorithm is described as a system of professional, coordinated activities of university staff, aimed at creating the necessary conditions for successful career guidance, education, employment of disabled people, their integration into society in accordance with the characteristics of psychophysical development and individual capabilities. The article presents the informative characteristics of the stages that provide support for persons with disabilities from the pre-university period to postgraduate support. Each stage of the accompaniment describes the tasks, goals, main performers. Algorithmization of the process of support of inclusive higher education allows you to translate the described practice in similar conditions and apply it in the work of modern universities. Based on the analysis of their own practice and experience in this field, the authors conclude that the effectiveness of support for people with disabilities at a university is determined by the development of intra-university, inter-university and inter-agency cooperation in the field.
Keywords: higher education, disability, inclusive education, support.
© Денисова О. А., Леханова О. Л., 2018
Введение
В последние годы российское общество демонстрирует устойчивую тенденцию к внедрению практики образовательной инклюзии на всех уровнях образования. Это связано не только с необходимостью обеспечения права лиц с инвалидностью на доступное и качественное образование, но и с запросом современного общества на ценностное отношение к личности и потребностям каждого человека во всем многообразии индивидуальных проявлений и различий.
Эффективная реализация инклюзивного образования представляется невозможной без сопровождения инклюзии и выработки технологий реализации сопровождающей деятельности. Сопровождение высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в данном контексте представляется осуществимой на разных уровнях реализации: личностном уровне - уровне сопровождения субъектов инклюзивного высшего образования и поиска личностных ресурсов для эффективного включения в инклюзивное образовательное пространство; социальном уровне - уровне сопровождения релевантных групп и объединений и поиска социальных ресурсов для научной, методической, социокультурной, общественной, информационной и т. д. поддержки инклюзивного образования; институциональном уровне -уровне сопровождения организаций и учреждений и поиска комплекса условий и ресурсов, обеспечивающих гарантированное внедрение и принятие практики инклюзивного образования.
Описание последовательности действий (шагов) сопровождающей деятельности, динамические показатели продвижения от исходных характеристик к заданным, регламент сопровождающей деятельности и будут составлять суть алгоритма сопровождения, обеспечивающего не только технологизацию сопровождающей деятельности, но и саму возможность ее инсталляции в сходные образовательные и социальные среды.
Опыт Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов в вузах СевероЗападного федерального округа (РУМЦ СЗФО ЧГУ), созданного Минобрнауки РФ на базе образованного в 2012 г. Ресурсного центра поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц в Череповецком государственном университете [2], позволяет говорить о том, что алгоритм сопровождения студентов с инвалидностью есть система профессиональной, согла-
сованной деятельности сотрудников вуза, направленная на создание необходимых условий для успешной профориентации, образования, трудоустройства инвалидов, их интеграции в социум в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями. Сопровождение обеспечивает поддержку всех субъектов инклюзивного образования в вузе, преодоление актуальных проблем обучения развития и призвано помочь обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью сделать осознанный жизненный выбор на всех этапах его жизненного пути.
Материалы и методы
С целью оценки существующего опыта сопровождения высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ в России и за рубежом были проведены анализ современных работ в проблемном поле исследования и рефлексивная оценка собственной практики, спроектировано и представлено описание алгоритма сопровождения инклюзивного высшего образования.
Обзор литературы
Существующий опыт и мнения относительно проблемы сопровождения инклюзивного образования в вузе предполагает комплекс теоретических и методических подходов к данному вопросу. Условно все работы в проблемном поле настоящей статьи могут быть разделены на два больших блока - первые описывают результаты исследований и трудности, с которыми сталкиваются субъекты инклюзивного образования в процессе реализации практики сопровождения, вторые сосредоточены на поиске условий для реализации образовательной инклюзии.
Так, K. Ballard и T. McDonald [18], описывая конкретный кейс, говорят о том, что из-за чрезмерного внимания со стороны окружающих обучающиеся с инвалидностью находятся в постоянной стрессовой ситуации. По мнению A. D. Vlachou [26], чтобы войти в культурную среду сверстников, обучающимся с инвалидностью приходится постоянно доказывать, что они что-то могут не только благодаря специальным условиям, критериям оценки и педагогам. Практически об этом же пишут J. Bailey and B. Banton [17], описывая раздражение ученика с инвалидностью по поводу бесконечного беспокойства окружающих о его состоянии и потребностях.
Guanglun Michael Mu, Yang Hu, Yan Wang [19] отмечают, что педагоги могут существенно повлиять на уверенность обучающихся с инвалид-
ностью. Именно их поддержка и помощь определяют успехи этих студентов.
S. M. Mines [20] считает, что проблемы сопровождения инвалидов вызваны по большей части психосоциальными факторами, связанными с изоляцией и отвержением. Именно они формируют общие проблемы развития людей с ограниченными возможностями.
P. R. Smith [23] описывает мифы, сложившиеся в сознании людей относительно инклюзивного образования. По мнению автора, развенчать мифы возможно посредством работы с речевыми шаблонами и тереотипами высказываниями об инвалидах их самих и социального окружения.
Ashwini Tiwari, Ajay Das, Manisha Sharma [25] подчеркивают, что имеющиеся в обществе установки и доминирующая в житейском сознании идеология приводит к тому, что педагоги допускают совместное образование лишь в теории, на практике же не желают включать инвалидов в образовательное пространство.
Ю. А. Кальгин [8], рассматривая проблемы сопровождения инвалидов, говорит о том, что предоставляемые государством социальные гарантии, с одной стороны, являются средством защиты и поддержки инвалидов, с другой -сдерживающим для самостоятельности и стремления к независимой жизни фактором. Качество человеческих ресурсов, готовность к участию в политической, культурной и социальной жизни общества определяются не только и не столько академической подготовленностью, сколько сформированностью социальных компетенций, адаптивностью и стремлением к развитию. Именно эти составляющие, по мнению автора, должны выступать целевыми ориентирами для сопровождения, обеспечивая разумное разрешение дилеммы между оказанием помощи обучающимся с инвалидностью и необходимостью активизации их собственных ресурсов.
Rutherford [22] отмечает, что неравенство в образовании порождается идеологией «особых потребностей». Такое дискриминационное сознание уменьшает возможности к обучению студентов с инвалидностью. По мнению автора, необходимо актуализировать специальные педагогические инструменты, которые будут разрушать педагогические стереотипы и изживать «педагогику дискомфорта».
В целом, актуализируя проблемы сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ, авторы подчеркивают включенность рассматриваемой проблематики в широкий социальный контекст, зависи-
мость существующих в данной сфере проблем от общего уровня развития общества и сформирво-анных в нем ценностных и целевых установок.
Что касается путей разрешения проблем, то исследовательские инициативы сосредоточены на различных (социальных, организационных, методических, кадровых, материально-технических, информационных и пр.) ресурсах сопровождения инклюзивного высшего образования в целом и студентов с инвалидностью в частности.
Так, в статье О. В Зиневич и В. В. Дегтяревой [7] отмечается, что социализация студентов с инвалидностью возможна лишь при условии формирования единого коммуникативного пространства социализации субъектов образовательного процесса. При этом основной задачей реализации инклюзивной практики является развитие психолого-педагогической, научно-исследовательской и учебно-методической инфраструктуры инклюзивного образовательного процесса в вузе.
А. В. Шелия [16], анализируя британский опыт, подчеркивает, что инклюзия в образовательную среду сверстников возможна только при социальном включении, предполагающем формирование имиджа успешности среди сверстников, профилактике одиночества и унижения, нахождении разумного баланса между созданием специальных условий и обеспечением независо-мости и самостоятельности.
А. Э. Симановский [14] отмечает, что современное образование должно учитывать индивидуальные особенности учащихся и выстраивать в соответствии с этими особенностями индивидуальные образовательные траектории. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора, является использование дистанционных технологий, позволяющих компенсировать имеющиеся у студента с инвалидностью физические или сенсорные дефекты.
А. И. Ахметзянова [3], рассматривая практические инструменты внедрения практики сопровождения, предлагает кластерную модель, предполагающую взаимодействие структурных подразделений вуза и выполнение конкретных задач по обеспечению доступа к образовательным программам и услугам. По мнению автора, кластерная модель обеспечивает взаимо- и саморазвитие субъектов кластера, осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом.
А. А. Бикбулатова, А. А. Солдатов,
М. В. Невская [4], определяя суть и содержание деятельности по сопровождению трудоустройства инвалидов, рассматривают организационные условия для реализации этой деятельности в вузе. Авторы выделяют этапы работы, ее формы, кадровые и материально-технические условия.
Т. В. Фуряева и Е. А. Фуряев [15] пишут о необходимости функционирования в вузе особых инклюзивных поддерживающих структур, которые обеспечивают компенсацию имеющихся у студентов с инвалидностью ограничений за счет льгот и особых условий при организации образовательного процесса, образовательной среды и при оценивании результатов образования. Такие структуры, по мнению авторов, призваны учитывать крайнюю вариативность ограничений по здоровью, «неявность» инвалидности почти в 90 % случаев, а также обеспечивать постоянную связь с академической группой. Авторы считают, что пересмысление проблемы свободы от барьеров, развитие практики консультирвоания студентов, гибкость образовательного процесса и финансовой поддержки обеспечат принятие и развитие идеи многообразия в вузовской среде.
С. В. Алехина и А. Ю. Шеманов [1, с. 5] в качестве ценностной основы для изменения высшего образования инвалидов определяют инклюзивную культуру, обеспечивающую создание в вузе включающего сообщества, в котором «базовые допущения его участников содействуют воплощению ценностей инклюзии (принятию разнообразия и обеспечению участия)».
Л. А. Осьмук и О. А. Серебрянникова [13] полагают, что сопровождение есть основа инклюзивного лифта в отечественном образовании. По мнению авторов, основная проблема неэффективности инклюзивного лифта - несформиро-ванность механизмов перехода с уровня на уровень, что возможно преодолеть посредством созданной в России сети Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов в вузе.
Согласно позиции Е. А. Мартыновой и Д. Ф. Романенковой [10], сопровождение в вузе призвано обеспечить педагогическое содействие формированию у студентов с инвалидностью мотивов к самообразованию, содействие осознанию ими профессиональных и жизненных задач, выстраиванию моделей вероятных индивидуальных образовательных траекторий, освоение устойчивых навыков научной организации само-
стоятельной учебно-познавательной деятельности.
Описывая практику сопровождения инклюзивного высшего образования, З. А. Мовкебаева [12] представляет опыт Казахстана, где, согласно Государственной программе, в каждом вузе предусмотрено открытие консультативно-практических центров, нацеленных на психолого-педагогическое, информационно-адаптивное и материально-техническое сопровождение студентов-инвалидов. Координирует работу вузовских центров республиканский ресурсный консультативный центр, осуществляющий эксперт-но-правовую, контрольно-оценочную, организационную, информационно-просветительскую, нучно-исследовательскую и методическую деятельность и деятельность по координации взаимодействия республикансих структур и ведомств.
Н. В. Карпушкина и Е. А. Ольхина [9], анализируя практики сопровождения инвалидов в вузах Западной Европы, делают выводы о существующих в университетах сервисах по сопровождению инклюзивного высшего образования. Сервисы включают особую организацию аттестации и практик студентов-инвалидов; сетевое взаимодействие в ходе их трудоустройства; специальные стандарты финансовой поддержки таких студентов; оценку доступности и качества образования; вариативные подходы к организации службы тьюторства и ассистентства и к организации деятельности ресурсных центров высшего образования для инвалидов.
В статье Ю. В. Мельник, С. В. Панюковой, Г. Г. Саитгалиевой и О. А. Серебрянниковой [11] выделены основные средства сопровождающей деятельности, применяемые в практике инклюзивного высшего образования за рубежом: академическое сопровождение посредством предоставления сервиса «академический консультант», помощи в записи лекций, отсрочке экзаменов и др.; информационное сопровождение посредством предоставления информации в доступной форме; переводческое сопровождение посредством предоставления услуг переводчика; ассистивное сопровождение посредством предоставления ассистивных/адаптивных технологий обучения; техническое сопровождение посредством предоставления специальных технических средств; архитектурное сопровождение посредством создания безбарьерной среды.
K. Stoddard, M. Hewitt [24] отмечают, что участие педагогов в исследовании инклюзивных
парктик оказывает положительное влияние на их готовность к сопровождению инклюзивного образования.
Deborah Robinson [21] описывает положительное влияние сопровождения педагогов инклюзивного образования (школьного, образования в колледже, в университете) со стороны профессионального сообщества специалистов по сопровождению. По мнению автора, сотрудничество между профессиональным сообществом и практиками, партнерские отношения между университетом и образовательными организациями содействуют формированию продвижения инвалидов на другой уровень образования. О пользе кураторства инклюзивных педагогов со стороны наставников пишут и Federico R. Waitoller, Alfredo J. Artiles [27].
Таким образом, в современных работах, посвященных проблеме сопровождения инклюзивного образования в вузе, имеется ярко выраженная тенденция перехода дискуссий из сферы целесообразности и необходимости образовательной инклюзии к поиску конкретных технологий,
Таблица
Алгоритм сопровождения студентов с инвалидностью в образовательном пространстве инклюзивного высшего образования_
1 этап Сопровождение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ на довузовском этапе Содержание работы на этапе. Информирование целевой аудитории о возможности ИВО, о региональном рынке труда, перспективах и возможностях работы по специальности. Демонстрация толерантности и лояльности вуза в сфере ИВО - проведение интегрированных социокультурных мероприятий, создание условий для развития волонтерства. Профессиональное ориентирование абитуриентов с инвалидностью в рамках интегрированных и адресных профориентационных мероприятий (в т. ч. в сети РУМЦ). Взаимодействие со школами, колледжами, родителями с целью информирования об ИВО. Диагностика и профориентационное консультирование. Анализ и прогнозирование контингента абитуриентов. Взаимодействие с работодателями и РОИВ в профориентировании абитурентов с инвалидностью. Основные исполнители: РЦ ИВО, отделы УВР и УСР, приемная комиссия. Ключевой результат: адекватный и осознанный профессиональный выбор
2 этап Приемная кампания: консалтинг, сопровождение Содержание работы на этапе. Консультирование о правилах и порядке приема, о возможности обучения в вузе лиц с ОВЗ и инвалидностью по выбранной специальности. Взаимодействие с МСЭК, школами города, родителями абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью с целью обеспечения осознанного и адекватного выбора направления подготовки (специальности). Заполнение специальной анкеты абитуриента с ОВЗ с целью выявления особых образовательных потребностей поступающего и необходимых для него специальных условий обучения. Создание специальных условий для лиц с ОВЗ и инвалидностью на этапе подачи документов и поступления в вуз. Обсуждение с абитуриентам с ОВЗ и инвалидностью прогнозируемой траектории обучения и трудоустройства по выбранной специальности (с учетом нозологии нарушения). Основные исполнители: РЦ ИВО, отделы УВР, УМР и УСР, приемная комиссия. Ключевой результат: готовность к поступлению с учетом ограничений по здоровью, направлений подготовки и регионального рынка труда
методик и механизмов ее обеспечения с учетом региональной специфики и ресурсов каждого конкретного вуза. С учетом общей тенденции, исходя из сложившегося в Череповецком государственном университете опыта, представим алгоритм сопровождения образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
Основное содержание
Инструментом практического обеспечения сопровождения высшего инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в Череповецком государственном университете является реализуемая с 2012 г. программа [5, 6].
В ходе реализации программы и проектирования необходимых для ее осуществления моделей и алгоритмов были определены основные этапы сопровождения высшего инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и соответствующие им направления работы специалистов (см. Таблица).
3 этап Поступление в университет Содержание работы на этапе. Анализ поступившего контингента лиц с ОВЗ и инвалидностью, анализ ИПР (А) и анкет (информация для первичного инструктажа администрации, ППС и УВП, тьюторов, тренеров адаптационных дисциплин, отдела расписаний, учебно-методического отдела), разработчиков образовательных программ и рабочих программ учебных дисциплин). Информирование структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава и должностных лиц, работающих со студентами с ОВЗ и инвалидностью, о необходимости создания специальных условий обучения и учета особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ и инвалидностью. Обеспечение специальных условий обучения (инфрастуруктура доступа, методические и учебные материалы) студентам с ОВЗ и инвалидностью с учетом поступившего контингента. Основные исполнители: РЦ ИВО, отделы УВР, УМР и УСР, приемная комиссия. Ключевой результат: со стороны абитуриента - успешное поступление в вуз, со стороны вуза - понимание специфики контингента поступивших
4 этап Адаптация к вузу Содержание работы на этапе. Диагностика адаптационных возможностей и динамическое отслеживание успешности адаптации к вузу студентов с инвалидностью. Создание в вузе особой социокультурной среды, способствующей развитию и формированию у субъектов ИВО принимающей позиции и толерантного отношения. Развитие практики студенческого тьюторства и волонтерства. Включение в АОП специальных технологий, методов и приемов. Реализация адаптационных дисциплин и специализированного адаптационного модуля для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Консультирование по вопросам преодоления трудностей адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью (работа ПП-совета). Вовлечение студентов с ОВЗ в организацию и проведение в культурно-массовых, творческих и внеучебных мероприятий. Основные исполнители: РЦ ИВО, отделы УВР, УМР и УСР, деканат/директорат. Ключевой результат: успешная адаптация к вузу, участие в жизни университета
5 этап Сопровождение обучения по выбранному направлению (специальности) Содержание работы на этапе. Включение в программы РПД (М), НИР, ГИА специальных технологий, методов и приемов. Внедрение в содержание обучения адаптированных учебно-методических комплексов. Повышение квалификации ППС и УВП по вопросам обучения инвалидов. Введение практики образовательного тьюторинга. Использование ДОТ и ЭОР как фактора повышения доступности и качества ИВО. Создание условий для образовательной реабилитации, при необходимости - разработка индивидуального образовательного маршрута. Консультирование по вопросам преодоления трудностей обучения и профилактике академических рисков у студентов с ОВЗ и инвалидностью (работа ПП-совета). Создание условий для адаптивной физической культуры. Основные исполнители: РЦ ИВО, отделы УВР, УМР и УСР, деканат/директорат. Ключевой результат: успешное освоение образовательной программы
6 этап Прохождение практики Содержание работы на этапе. Адаптирование программ практики с учетом состояния здоровья обучающихся и нозологии нарушения. Определение индивидуальных вариантов прохождения практики с учетом противопоказаний к занятию отдельными видами профессиональной деятельности и гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов. Консультирование работодателей и наставников по вопросам создания условий и сопровождения инвалидов на рабочем месте в процессе прохождения практики. Создание возможности альтернативного прохождения практики с учетом требований ФГОС ВО. Осуществление взаимодействия между руководителями, базами практик и Центром содействия трудоустройству в подборе баз прохождения практики для лиц с ОВЗ с перспективой дальнейшего трудоустройства. Основные исполнители: РЦ ИВО, РЦ трудоустройства, отдел практик, деканат/директорат. Ключевой результат: успешное прохождение практики, наличие перспективы для трудоустройства инвалида на базе практики
7 этап Содействие трудоустройству Содержание работы на этапе. Диагностика и консультирование студентов с ОВЗ и инвалидностью по вопросам профессионального самоопределения и закрепления на рабочем месте. Обучение основам построения карьеры, технологиям профессионального роста. Взаимодействие с общественными организациями, РОИВ и работодателями с целью трудоустройства выпускников, заключения отложенных трудовых договоров. Проведение Дней карьеры, Ярмарок вакансий и др. мероприятий по трудоустройству (в т. ч. в сети РУМЦ). Анализ регионального рынка труда, квотируемых рабочих мест. Взаимодействие в сфере инклюзивного трудоустройства с рекрутерами и службами занятости с целью поиска вакансий и размещения резюме. Основные исполнители: РЦ ИВО, РЦ трудоустройства, деканат/директорат. Ключевой результат: трудоустройство в течение 3 месяцев после окончания вуза
8 этап Постдипломное сопровождение Содержание работы на этапе. Мониторинг трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью. Взаимодействие с общественными организациями, РОИВ и работодателями с целью оказания поддержки в трудоустройстве выпускников с инвалидностью и ОВЗ. Информирование выпускников о вакансиях и мероприятиях по трудоустройству, приглашение на Дни карьеры, Ярмарки вакансий и др. мероприятия по трудоустройству (в т. ч. в сети РУМЦ). Взаимодействие в сфере инклюзивного трудоустройства с рекрутерами и службами занятости с целью поиска вакансий и размещения резюме. Консультирование работодателей и наставников по вопросам создания условий и сопровождения инвалидов на рабочем месте в процессе прохождения практики. Взаимодействие в сфере инклюзивного трудоустройства с рекрутерами и службами занятости с целью поиска вакансий и размещения резюме. Основные исполнители: РЦ ИВО, РЦ трудоустройства. Ключевой результат: формирование базы данных по трудоустройству выпускников, формирование положительного имиджа инклюзивного трудоустройства
Представленный алгоритм сопровождения включает восемь основных этапов, ориентированных на реализацию конкретного содержания, конкретных исполнителей и конкретный результат. Корректировка содержания работы на этапе осуществляется Психолого-педагогическим советом университета, призванным обеспечивать учет индивидуальных особенностей и вариативность образовательного и социального маршрута студентов с инвалидностью. Сопровождение инклюзивного высшего образования (ИВО) предполагает создание следующих условий:
1. Создание в вузе атмосферы толерантности и поддержки субъектов ИВО.
2. Постоянный мониторинг социального заказа на услуги ИВО и согласование его с возможностями вуза.
3. Подготовка кадров к профессиональной деятельности в условиях ИВО к осуществлению сопровождения индивидуальной траектории студентов с инвалидностью.
4. Создание в вузе службы сопровождения (системы взаимодействия специалистов), отработка механизмов сетевого взаимодействия с целью реализации ИВО.
Заключение
Успешность сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью как процесса определяется взаимодействием всех субъектов инклюзивного высшего образования в инклюзивном и социокультурном пространстве. Система сопровождения призвана активизировать и осуществлять поиск ресурсов, которые обеспечат успешное включение студентов с инвалидностью в образовательное пространство, его адаптацию к вузу, интеграцию в образовательную и социокультурную среду, актуализацию способности студентов к саморазвитию, мотивацию к труду и независимой жизни. Система психолого-педагогического сопровождения, с одной стороны, интегрирует все виды внутренней и внешней политики вуза, с другой стороны - включает сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.
Библиографический список
1. Алехина, С. В., Шеманов, А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования [Текст] / С. В. Алехина, А. Ю. Шеманов // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход : сборник статей. - Сер. «Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». -М. : МГППУ, 2018. - С. 5-14.
2. Афанасьев, Д. В., Денисова, О. А., Леханова, О. Л. Специфика взаимодействия Ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного Федерального округа [Текст] / Д. В. Афанасьев, О. А. Денисова, О. Л. Леханова // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход : сборник статей. - Сер. «Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». - М. : МГППУ, 2018. - С. 72-82.
3. Ахметзянова, А. И. Кластерный подход к организации инклюзивного образования в Казанском федеральном университете [Текст] / А. И. Ахметзянова // Филология и культура. - 2015. - № 1 (39). -С. 301-306.
4. Бикбулатова, А. А., Солдатов, А. А., Невская, М. В. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях [Текст] / А. А. Бикбулатова, А. А. Солдатов, М. В. Невская // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - № 3 (13). -С. 36-40.
5. Денисова, О. А., Леханова, О. Л. Анализ состояния высшего инклюзивного образования в вузах Северо-западного федерального округа [Текст] / О. А. Денисова, О. Л. Леханова // Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов : материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л. М. Кобрина. - СПб. : ЛГУ, 2017. - С. 21-26.
6. Денисова, О. А., Леханова, О. Л. Концепция создания и функционирования ресурсного учебно-методического центра в многопрофильном вузе [Текст] / О. А. Денисова, О. Л. Леханова // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - М. : МГППУ 2017. - С. 380-384.
7. Зиневич, О. В., Дегтярева, В. В. Круглый стол «Инклюзивное образование студентов с ограниченными возможностями здоровья: мировой и российский опыт» [Текст] / О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева // Философия образования. - 2014. - № 3(54). -С. 249-264.
8. Кальгин, Ю. А. Современные подходы к формированию психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования инвалидов в вузе [Текст] / Ю. А. Кальгин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2011. - № 622. - С. 119-132.
9. Карпушкина, Н. В., Ольхина, Е. А. Анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы [Текст] / Н. В. Кар-пушкина, Е. А. Ольхина // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - С. 10.
10. Мартынова, Е. А., Романенкова, Д. Ф. Педагогическое содействие в формировании способностик самообразованию лиц с инвалидностью и ограничен-
ными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения по программам высшего образования [Текст] / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход : сборник статей. - Сер. «Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». - М. : МГППУ, 2018. - С. 40-46.
11. Мельник, Ю. В., Панюкова, С. В., Саитгалие-ва, Г. Г., Серебрянникова, О. А. Международный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью [Текст] / Ю. В. Мельник, С. В. Панюкова, Г. Г. Саитгалиева, О. А. Серебрянникова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. -№ 1. - С. 88-97.
12. Мовкебаева, З. А. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов в вузах республики Казахстан [Текст] / З. А. Мовкебаева // Инклюзия в образовании. - 2016. -№ 1 (1). - С. 140-148.
13. Осьмук, Л. А., Серебрянникова, О. А. Концепция инклюзивного лифтав отечественном образовании [Текст] / Л. А. Осьмук, О. А. Серебрянникова // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход : сборник статей. - Сер. «Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». - М. : МГППУ, 2018. - С. 22-29.
14. Симановский, А. Э. Использование дистанционных технологий для обучения студентов-инвалидов [Текст] / А. Э. Симановский // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. - № 4. - С. 238-240.
15. Фуряева, Т. В., Фуряев, Е. А. Инклюзивная высшая школа за рубежом [Текст] / Т. В. Фуряева, Е. А. Фуряев // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2015. - № 4 (34). - С. 78-82.
16. Шелия, А. В. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду: британский опыт [Текст] / А. В. Шелия // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. -№ 2. - С. 59-62.
17. Bailey J., Banton, B. The impact of hospitalization on school inclusion: the experiences of two students with cronic illness, in K. Ballard (ed.), Inclusive Education: International Voices on Dis-ability and Justice. London: Falmer, 1999.
18. Ballard K., McDonald, T. Disability Inclusion and exclusion: some insider accounts and interpretations, in K. Ballard (ed.), Inclusive Educa-tion: International Voices on Disability and Justice. - London : Falmer, 1999. P. 110.
19. Guanglun Michael Mu, Yang Hu, Yan Wang Building resilience of students with disabilities in China: The role of inclusive education teachers // Teaching and Teacher Education, Volume 67, 2017, Pages 125-134.
20. Mines S. M. That feeling of not being seen as whole: holistic therapy and people with disabilities (rehabilitation). Degree: Ph.D. Institute: The Union for Experimenting Colleges and Universities. 1988.
21. Robinson D. Effective inclusive teacher education for special educational needs and disabilities: Some more thoughts on the way forward // Teaching and Teacher Education, Volume 61, 2017, Pages 164-178.
22. Rutherford I. Questioning special needs-ism: Supporting student teachers in troubling and transforming understandings of human worth // Teaching and Teacher Education, Volume 56, 2016, Pages 127-137.
23. Smith P. R. «I know how to do»: stories of choice, control, and power in the lives of people with developmental disabilities Dissertation Abstracts International, 60 (11) A (University Microfilms № 9951862). 2000.
24. Stoddard K. Hewitt M. Inclusive practices through teacher research // Remedial & Special Education. 1996. T. 17. № 4. C. 237-244.
25. Tiwari A., Das A., Sharma M. Inclusive education a «rhetoric» or «reality»? Teachers' perspectives and beliefs // Teaching and Teacher Education. Volume 52, 2015, Pages 128-136.
26. Vlachou A. D. Struggles for Inclusive Education. - Buckingham : Open University Press, 1997. P. 125.
27. Waitoller F. R., Artiles A. J. Teacher learning as curating: Becoming inclusive educators in school/university partnerships // Teaching and Teacher Education, Volume 59, 2016, Pages 360-371.
Reference List
1. Alehina, S. V., Shemanov, A. Ju. Inkljuzivnaja kul'tura kak cennostnaja osnova izmenenij vysshego obrazovanija = Inclusive culture as a valuable basis of the higher education changes [Tekst] / S. V. Alehina, A. Ju. Shemanov // Razvitie inkljuzii v vysshem obrazovanii: setevoj podhod : sbornik statej = Development of inclusion in the higher education: network approach: collection of articles - Ser. «Biblioteka zhurnala «Psihologicheskaja nauka i obrazovanie». - M. : MGPPU, 2018. - S. 5-14.
2. Afanas'ev, D. V, Denisova, O. A., Lehanova, O. L. Specifika vzaimodejstvija Resursnogo uchebno-metodicheskogo centra Cherepoveckogo gosudarstven-nogo universiteta s sub#ektami inkljuzivnogo obrazovanija na territorii Severo-Zapadnogo Federal'nogo okruga = Specifics of interaction of the Resource educational and methodical center of Cherepovets state university with subjects of inclusive education in the territory of the Northwestern Federal District [Tekst] / D. V Afanas'ev, O. A. Denisova, O. L. Lehanova // Razvitie inkljuzii v vysshem obrazovanii: setevoj podhod : sbornik statej = Development of inclusion in the higher education: network approach: collection of articles - Ser. «Biblioteka zhurnala «Psihologicheskaja nauka i obrazovanie». - M. : MGPPU, 2018. - S. 72-82.
3. Ahmetzjanova, A. I. Klasternyj podhod k organi-zacii inkljuzivnogo obrazovanija v Kazanskom feder-al'nom universitete = Cluster approach to the inclusive education organization in Kazan Federal University [Tekst] / A. I. Ahmetzjanova // Filologija i kul'tura. -2015. - № 1 (39). - S. 301-306.
4. Bikbulatova, A. A., Soldatov, A. A., Nevskaja, M. V. Sozdanie centrov sodejstvija trudoustrojstvu invali-dov i lic s OVZ v vysshih uchebnyh zavedenijah = Creation of the centers to assist employment of disabled people and persons with visual impairment in higher educational institutions [Tekst] / A. A. Bikbulatova, A. A. Soldatov, M. V Nevskaja // Vestnik UGU-JeS. Nauka, obrazovanie, jekonomika. Serija: Jekonomi-ka = Bulletin of USUES. Science, education, economy. Series: Economy - 2015. - № 3 (13). - S. 36-40.
5. Denisova, O. A., Lehanova, O. L. Analiz sostojanija vysshego inkljuzivnogo obrazovanija v vuzah Severo-zapadnogo federal'nogo okruga = The analysis of statement of the higher inclusive education in higher education institutions of the Northwestern Federal District [Tekst] / O. A. Denisova, O. L. Lehanova // Voprosy profession-al'nogo obrazovanija lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja i invalidov : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. L. M. Kobrina = Questions of professional education of persons with health limitations and disabled people: materials of the International scientific and practical conference / editor-in-chief L. M. Kobrin - SPb. : LGU, 2017. - S. 21-26.
6. Denisova, O. A., Lehanova, O. L. Koncepcija soz-danija i funkcionirovanija resursnogo uchebno-metodicheskogo centra v mnogoprofil'nom vuze = The concept of creation and functioning of the resource educational and methodical center in versatile higher education institution [Tekst] / O. A. Denisova, O. L. Lehanova // Inkljuzivnoe obrazovanie: preemstvennost' inkljuzivnoj kul'tury i praktiki : sbornik materialov = IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Inclusive education: continuity of inclusive culture and practice: collection of materials of the IV International scientific and practical conference - M. : MGPPU, 2017. -S. 380-384.
7. Zinevich, O. V., Degtjareva, V. V Kruglyj stol «Inkljuzivnoe obrazovanie studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: mirovoj i rossijskij opyt» = Round table «Inclusive education of students with health limitations: international and Russian experience» [Tekst] / O. V. Zinevich, V V Degtjareva // Filosofija obrazovanija. - 2014. - № 3(54). - S. 249-264.
8. Kal'gin, Ju. A. Sovremennye podhody k formiro-vaniju psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija inkljuzivnogo obrazovanija invalidov v vuze = Modern approaches to formation of psychological and pedagogical support of inclusive education of disabled people in higher education institution [Tekst] / Ju. A. Kal'gin // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Bulletin of Moscow state linguistic university. Education and pedagogical sciences. - 2011. - № 622. - S. 119-132.
9. Karpushkina, N. V, Ol'hina, E. A. Analiz modelej soprovozhdenija inkljuzivnogo vysshego obrazovanija v stranah Zapadnoj Evropy = The analysis of models of supporting inclusive higher education in countries of
Western Europe [Tekst] / N. V Karpushkina, E. A. Ol'hina // Vestnik Mininskogo universiteta. Bulletin of Minin university. - 2016. - № 4 (17). - S. 10.
10. Martynova, E. A., Romanenkova, D. F. Pedagogicheskoe sodejstvie v formirovanii sposob-nostik samoobrazovaniju lic s invalidnost'ju i ogranichen-nymi vozmozhnostjami zdorov'ja v processe inkljuzi-vnogo obuchenija po programmam vysshego obrazovani-ja = Pedagogical assistance in formation of abilities to self-education of persons with disability and health limitations in the course of inclusive training in programs of the higher education [Tekst] / E. A. Martynova, D. F. Romanenkova // Razvitie inkljuzii v vysshem obra-zovanii: setevoj podhod : sbornik statej. - Ser. «Bibliote-ka zhurnala «Psihologicheskaja nauka i obrazovanie». Development of inclusion in the higher education: network approach: collection of articles. - M. : MGPPU, 2018. - S. 40-46.
11. Mel'nik, Ju. V, Panjukova, S. V., Saitgalieva, G. G., Serebrjannikova, O. A. Mezhdunarodnyj opyt vuzov po obucheniju i soprovozhdeniju studentov s inval-idnost'ju = The international experiment of higher education institutions on training and support of disabled students [Tekst] / Ju. V. Mel'nik, S. V. Panjukova, G. G. Saitgalieva, O. A. Serebrjannikova // Psiholog-icheskaja nauka i obrazovanie. - 2017. - T. 22. - № 1. -S. 88-97.
12. Movkebaeva, Z. A. Organizacija psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija studentov-invalidov v vuzah respubliki Kazahstan = Organization of psychological and pedagogical support of disabled students in higher education institutions of the Republic of Kazakhstan [Tekst] / Z. A. Movkebaeva // Inkljuzija v obrazovanii. -2016. - № 1 (1). - S. 140-148.
13. Os'muk, L. A., Serebrjannikova, O. A. Koncepcija inkljuzivnogo liftav otechestvennom obrazovanii = The concept of the inclusive lift in national education [Tekst] / L. A. Os'muk, O. A. Serebrjannikova // Razvitie inkljuzii v vysshem obrazovanii: setevoj pod-hod : sbornik statej = Development of inclusion in the higher education: network approach: collection of articles. - Ser. «Biblioteka zhurnala «Psihologicheskaja nau-ka i obrazovanie». - M. : MGPPU, 2018. - S. 22-29.
14. Simanovskij, A. Je. Ispol'zovanie distancionnyh tehnologij dlja obuchenija studentov-invalidov = Use of remote technologies for training of disabled students [Tekst] / A. Je. Simanovskij // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2012. -T. 2. - № 4. - S. 238-240.
15. Furjaeva, T. V., Furjaev, E. A. Inkljuzivnaja vysshaja shkola za rubezhom = Inclusive higher school abroad [Tekst] / T. V. Furjaeva, E. A. Furjaev // Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva. Bulletin of Krasnoyarsk
state pedagogical university named after V P. Astafiev. -2015. - № 4 (34). - S. 78-82.
16. Shelija, A. V. Vkljuchenie detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v obrazovatel'nuju sredu: britanskij opyt = Inclusion of children with health limitations in educational environment: British experience [Tekst] / A. V Shelija // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Yaroslavl pedagogical bulletin - 2013. - T. 2. -№ 2. - S. 59-62.
17. Bailey J., Banton, B. The impact of hospitalization on school inclusion: the experiences of two students with cronic illness, in K. Ballard (ed.), Inclusive Education: International Voices on Dis-ability and Justice. London: Falmer, 1999.
18. Ballard K., McDonald, T. Disability Inclusion and exclusion: some insider accounts and interpretations, in K. Ballard (ed.), Inclusive Educa-tion: International Voices on Disability and Justice. - London : Falmer,
1999. P. 110.
19. Guanglun Michael Mu, Yang Hu, Yan Wang Building resilience of students with disabilities in China: The role of inclusive education teachers // Teaching and Teacher Education, Volume 67, 2017, Pages 125-134.
20. Mines S. M. That feeling of not being seen as whole: holistic therapy and people with disabilities (rehabilitation). Degree: Ph.D. Institute: The Union for Experimenting Colleges and Universities. 1988.
21. Robinson D. Effective inclusive teacher education for special educational needs and disabilities: Some more thoughts on the way forward // Teaching and Teacher Education, Volume 61, 2017, Pages 164-178.
22. Rutherford I. Questioning special needs-ism: Supporting student teachers in troubling and transforming understandings of human worth // Teaching and Teacher Education, Volume 56, 2016, Pages 127-137.
23. Smith P. R. «I know how to do»: stories of choice, control, and power in the lives of people with developmental disabilities Dissertation Abstracts International, 60 (11) A (University Microfilms № 9951862).
2000.
24. Stoddard K. Hewitt M. Inclusive practices through teacher research // Remedial & Special Education. 1996. T. 17. № 4. S. 237-244.
25. Tiwari A., Das A., Sharma M. Inclusive education a «rhetoric» or «reality»? Teachers' perspectives and beliefs // Teaching and Teacher Education. Volume 52, 2015, Pages 128-136.
26. Vlachou A. D. Struggles for Inclusive Education. - Buckingham : Open University Press, 1997. P. 125.
27. Waitoller F. R., Artiles A. J. Teacher learning as curating: Becoming inclusive educators in school/university partnerships // Teaching and Teacher Education, Volume 59, 2016, Pages 360-371.
ПСИХОЛОГИЯ
DOI 10.24411/1813-145X-2018-10247
УДК 159
В. Д. Шадриков
https://orcid.org/0000-0002-4905-4136 В. А. Мазилов
https://orcid.org/0000-0003-0646-6461
Мышление, мысль, одаренность
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда проект № 18-18-00157
Статья посвящена попытке осмыслить феномен мышления. В статье отмечается, что, несмотря на многочисленные усилия исследователей, продвижение не так велико, как того хотелось бы. В статье, основываясь на данных истории психологии, авторы приходят к заключению, согласно которому невыраженный прогресс в раскрытии механизмов мышления связан с тем, что при анализе мышления недостаточно используется методологический анализ. В статье также поддерживается позиция, высказанная В. Д. Шадриковым, о необходимости возвращения в психологию мышления понятия «мысль». В статье мышление раскрывается как предмет и проблема психологии. Утверждается, что представленные в советской и постсоветской психологической литературе трактовки мышления сложились в определенной традиции, которая связывала рассмотрение мышления преимущественно с философскими и логическими позициями. В этом контексте мышление человека противопоставлялось чувственному познанию и трактовалось как высший уровень познания. В статье сформулировано понимание мышления как психологического процесса, имеющего качественную специфику: сущность мышления как психологического процесса состоит в порождении мыслей и в работе с мыслями. Это становится возможным на основе использования системы интеллектуальных операций, направленной на разрешение задач посредством раскрытия объективных свойств, связей и отношений. С учетом достижений современной нейрофизиологии в статье предлагается новое решение психофизической проблемы. Можно полагать, что предложенное решение адекватно природе и функциям мышления. В статье предпринят анализ ключевых аспектов формирования мышления, представлена трактовка мышления как способности. В работе развиваются идеи классика отечественной психологии С. Л. Рубинштейна, согласно которым овладение мыслительными операциями рассматривается как процесс формирования интеллекта. Прослеживаются преимущества авторского подхода и понимания мысли как центрального понятия в теории мышления.
Ключевые слова: мышление, мысль, процесс, базовая категория, моделирующие представления, образ, психический процесс, интеллектуальные операции, способность.
PSYCHOLOGY
V. D. Shadrikov, V. A. Mazilov
Thinking, Thought, Giftedness
The article is devoted to the attempt to comprehend a thinking phenomenon. In the article it is noted that, despite numerous efforts of researchers, advance is not so big as it shoould be. In the article, based on data of psychology history, authors come to conclusion according to which insufficiently expressed progress in disclosure of mechanisms of thinking is connected with the fact that the methodological analysis is under-exploited in the analysis of thinking. In the article the position stated by V. D. Shadrikov about need of return of the thought concept into thinking psychology is also supported. Thinking is presented in the article as a subject and a problem of psychology. It is claimed that the interpretations of thinking presented in the Soviet and Post-Soviet psychological literature developed in a certain tradition which connected consideration of thinking mainly with philosophical and logical positions. In this context the person's thinking was opposed to sensory perception and treated as the highest level of knowledge. In the article is formulated understanding of thinking as a psychological process having qualitative specifics: thinking entity as a psychological process consists in generation of thoughts and in work with thoughts. It becomes possible on the basis of use of the system of intellectual operations directed to solve tasks by means of disclosing objective properties, communications and relations. Taking into account achievements of modern neurophysiology a new solution of a psychophysical problem is proposed in the article. It is possible to believe that the proposed solution is adequate to the nature and functions of thinking. In the article the analysis of key aspects of thinking formation is undertaken. Here the interpretation of thinking as an ability is presented in the article.
© Шадриков В. Д., Мазилов В. А., 2018