2. Gontar, O.P. (2007), "Development of physical culture of the student's personality", News of the Herzen Russian State Pedagogical University, Vol. 17, No. 43-2, pp. 81-85.
3. Ilyin, E.P. (2010), Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.
4. Kovalenko, VA (2000), Physical culture: textbook, publishing house ASV, Moscow.
5. Kodzhaspirov, G.M. (2008), Pedagogy in schemes, tables and supporting abstracts, Iris-Press, Moscow.
6. Lukyanets, N.B (2005), Physical culture and healthy lifestyle of University students: training manual, Novokuznetsk.
7. Lubysheva, L.I. (1997), "Modern value potential of physical culture and sport and ways of its development by society and personality", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 10-15.
8. Kholodov, J.K. and Kuznetsov V.S. (2000), Theory and methods of physical education and sports, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2018
УДК 796.856.2
СОПРЯЖЕННАЯ СПУРТОВАЯ ТРЕНИРОВКА В МИКРОЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В статье приведен микроцикл подготовки высококвалифицированных тхэквондистов ВТФ к Чемпионату Европы среди студентов с использованием средств сопряженной спуртовой тренировки, отображено их влияние на функциональные показатели организма спортсменов и их спортивную результативность.
Ключевые слова: микроцикл подготовки, соревновательный период, сопряженная спуртовая тренировка, спортивная результативность.
CONJUGATE SPURT TRAINING IN THE MICROCYCLE OF PREPARATION OF ATHLETES IN TAEKWONDO VTF IN THE COMPETITION PERIOD
Oleg Georgiyevich Epov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian state University of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The article presents a microcycle of training the highly qualified Taekwondo fighters WTF to the European Championship among the students by using the means of the conjugate spurt training, their influence on the functional performance of the body of the athletes and their athletic performance.
Keywords: microcycle of training, competition period, conjugate spurt training, sports performance.
ВВЕДЕНИЕ
Соревновательный период у высококвалифицированных спортсменов в тхэквондо ВТФ длится от 3 до 8 месяцев, в течение которых необходимо грамотное распределение различных видов нагрузок и восстановительных мероприятий. От того, насколько оптимально подобраны средства в тренировочном микроцикле между соревнованиями, будут зависеть индивидуальный уровень спортивной подготовленности и соревновательная результативность тхэквондиста.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках подготовки студенческих спортивных сборных команд России по тхэквондо ВТФ (мужской и женской) к главному старту сезона - Чемпионату Европы среди
студентов (г. Москва, 2013 г.) - был разработан тренировочный микроцикл с включением сопряженной спуртовой нагрузки.
Задачами микроцикла являлись: повышение скоростно-силовых качеств, поддержание функционального состояния спортсмена, а также отработка коронных связок и комбинаций, шлифовка соревновательных ситуаций.
Особенностью данного микроцикла являлось выполнение сопряженной интервальной технико-тактической и физической нагрузок в особом режиме - с максимальной интенсивностью и короткой продолжительностью. В одном микроцикле - 2 сопряженные спуртовые тренировки.
Были выделены следующие отрезки сопряженной спуртовой тренировки:
Спурт ^ Активная технико-тактическая работа ^ Активный отдых
до 8 с по закреплению навыков 1 мин 1 мин
Распределение нагрузок в семидневном микроцикле осуществлялось следующим образом:
День 1. Три тренировки в день.
Утро: 7.00 - 8.15.
Суставная гимнастика.
Статодинамическая интервальная тренировка.
Работа на станциях:
Станция 1. Жим штанги лежа на скамье (50% от веса тела).
Станция 2. Пресс на перекладине: из положения виса подтягивание колен или касание носками перекладины.
Станция 3. Жим ногами веса на тренажере (50% от веса тела).
Станция 4. Планка (упражнение выполняется на локтях).
Станция 5. Отжимания на ладонях средним хватом.
Выполняется 2 серии.
Интервал работы на станциях - 30 с.
Интервал отдыха между станциями - 20 с.
Интервал отдыха между сериями - 3-5 мин (активный стретчинг).
День: 11.00 - 12.30.
Спуртовая тренировка.
Технико-тактические действия в парах на лапах.
В одном повторении - спурт 8 с, технико-тактическая работа (отработка коронных технико-тактических действий) - 1 мин, отдых - 30 с.
Выполняется 3 серии по 5 повторений в каждой серии.
Интервал отдыха между сериями - 3-5 мин до полного восстановления пульса.
Вечер: 17.00 - 18.30.
Отработка отдельных технико-тактических структур на жилетах в парах с учетом индивидуализации подготовки спортсменов.
Интервал работы - 4 раунда по 2 мин с интервалом отдыха 1 мин между раундами.
Затем - отдых 3-5 мин с учетом полного восстановления.
Далее - работа на лапах в парах для закрепления пройденного материала. Интервал работы - 8 раундов по 1 мин 30 сек с учетом смены партнеров.
День 2. Три тренировки в день.
Утро: 7.00 - 8.15.
Суставная гимнастика.
Бег с ускорениями в легкоатлетическом манеже.
200 м - втягивание, 30 м - ускорение, 70 м - легкий бег (активное восстановление), с учетом того, что 200 м, 10 ускорений за занятие. Таких - 2 серии.
Отдых - 3-5 мин между сериями (стретчинг в парах).
Затем - имитация поединка в парах с акцентом на движение без нанесения ударов.
Интервал работы - 2-3 мин.
Заминка, дыхательные упражнения, стретчинг.
День: 11.00 - 12.30.
Технико-тактическая работа (повторная тренировка) на жилетах в парах. Интервал работы - 8 раундов по 2 мин. Интервал отдыха между раундами - 1 мин.
Интервал отдыха после 4 раунда - 3-5 мин до полного восстановления. Вечер: 17.00 - 18.30.
Технико-тактическая работа (отработка коронных приемов с учетом индивидуализации моделей спортсменов) на жилетах в парах. Интервал работы - 8 раундов по 2 мин. Интервал отдыха между раундами - 1 мин.
Интервал отдыха после 4 раунда - 3-5 мин до полного восстановления (активный стретчинг).
Закрепление пройденного материала на лапах. Интервал работы - 8 раундов по 1 мин 30 с. Интервал отдыха между раундами - 30 с.
Интервал отдыха после 4 раунда - 3-5 мин до полного восстановления (активный стретчинг).
День 3. Три тренировки в день. Утро: 7.00 - 8.15. Суставная гимнастика. Тренировка на скакалке: Станция 1. Прыжки вверх.
Станция 2. Прыжки с разведением ног в стороны.
Станция 3. Прыжки влево-вправо.
Станция 4. Прыжки со сменой стойки.
Станция 5. Прыжки с высоким подниманием бедра.
Станция 6. Бег со скакалкой.
Выполняются 2 серии.
Интервал работы на станции - 1 мин.
Интервал отдыха между станциями - 1 мин.
Интервал отдыха между сериями - 3-5 мин до полного восстановления (активный стретчинг).
День: 11.00 - 12.30.
Игровая тренировка - футбол, баскетбол (отработка тактических навыков и командных взаимодействий).
Интервал работы - 2 тайма по 25 мин. Интервал отдыха - 10 мин. Вечер: 17.00 - 18.30.
Статодинамическая интервальная тренировка. Работа на станциях:
Станция 1. Жим штанги лежа на скамье (30% от веса тела).
Станция 2. Пресс на перекладине - из положения виса подтягивание колен или касание носками перекладины.
Станция 3. Жим ногами веса на тренажере (30% от веса тела).
Станция 4. Планка (упражнение выполняется на локтях).
Станция 5. Отжимания на ладонях средним хватом.
Выполняется 2 серии.
Интервал работы на станциях - 30 с.
Интервал отдыха между станциями - 20 с.
Интервал отдыха между сериями - 3-5 мин (активный стретчинг).
День 4. Три тренировки в день.
По первому дню.
День 5. Две тренировки в день.
Утро: 7.00 - 8.15.
Прогулка.
День: 11.00 - 12.30.
Спарринги (моделирование соревновательной ситуации).
Вечер: 17.00 - 18.30.
Спарринги (моделирование соревновательной ситуации).
День 6. Одна тренировка в день.
Утро: 7.00 - 8.15.
Прогулка.
День: 11.00 - 12.30.
Игровая тренировка - футбол, баскетбол (отработка тактических навыков и командных взаимодействий).
Интервал работы - 2 тайма по 25 мин.
Интервал отдыха - 10 мин.
Вечер: 17.00 - 18.30.
Массаж. Сауна.
День 7. Отдых.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По данным текущего обследования, внедрение в соревновательный период спортсменов - членов студенческих спортивных сборных команд России по тхэквондо ВТФ микроцикла с использованием сопряженных нагрузок максимальной интенсивности и длительности подходов 5-8 с привело к:
- увеличению и выходу на плато среднего ЧСС до 163-168 уд/мин;
- увеличению максимального ЧСС со 183 до 186 уд/мин;
- снижению ЧСС в период первой минуты восстановления до 141±7,1 уд/мин;
- высоким значениям концентрации лактата - 11,1±1,6 мМ/л спустя 3 мин восстановления после выполнения спурта;
- достоверному увеличению максимальной анаэробной мощности (MAW, W/kg) (p <0,05);
- отсутствию достоверных изменений физиологических показателей аэробных возможностей мышц (p <0,1).
ВЫВОДЫ
Вышеприведенный микроцикл с использованием интегральных нагрузок спурто-вого характера способствовал увеличению скоростно-силовых возможностей мышц спортсменов и улучшению их технико-тактической подготовленности. Реализованный в соревновательном периоде в комплексе с другими видами микроциклов, положительно повлиял на соревновательную результативность спортсменов - на 3-м Чемпионате Европы среди студентов по тхэквондо ВТФ, проходившем в г. Москве 22-25 ноября 2013 г., спортсмены России завоевали 25 наград различного достоинства, в том числе 9 золотых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Двойченко, В.В. Планирование специальной физической подготовки женской студенческой сборной команды России по тхэквондо ВТФ на предсоревновательном этапе / В.В. Двойченко, О.Г. Эпов // Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам : материалы конференции (26 ноября 2013 г.). - М., 2013. - Ч. 1. - С. 39-43.
2. Селуянов, В.Н. Современные подходы построения физической подготовки в единоборствах [Электронный ресурс] / В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков, Д.В. Максимов. - Режим доступа : https://mipt.ru/education/chair/sport/science/theory/work-17 (дата обращения: 06.06.2017).
3. Эпов, О.Г. Сопряжённая технико-тактическая и физическая подготовка спортсменов ударных видов единоборств, основанная на выполнении интервальных спуртовых упражнений на предсоревновательном этапе / О.Г. Эпов, Е.М. Калинин, Е.В. Соловьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 251-255.
REFERENCES
1. Dvoichenko, V.V. and Epov, O.G. (2013), "Planning of special physical training of women's student national team of Russia in Taekwondo VTF at the pre-competition stage", Improving the system of training in martial arts : proceedings of the conference (November 26, 2013), Part 1, Moscow, pp. 39-43.
2. Seluyanov, V. N., Tabakov S.E. and Maksimov, D.V. (2016), "Modern approaches to building physical training in martial arts", available at: https://mipt.ru/education/chair/sport/science/theory/work-17.
3. Epov, O.G., Kalinin, E.M. and Solovyova, E.V. (2017), "Conjugate technical and tactical and physical training of athletes of shock types of martial arts, based on the implementation of interval spurt exercises at the pre-competition stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, vol. 145, No. 3, pp. 251-255.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2018
УДК 796.332.6
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ЖЕНСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ
Ориф Латипович Эрдонов, кандидат педагогических наук, доцент, Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммад ал-Хоразмий (ТУИТ), Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы эффективного управления и факторная структура как базис целенаправленной спортивной подготовки студенток, специализирующихся по мини-футболу.
Ключевые слова: спортивная подготовка, тестирование, ведущие факторы, студенческий мини-футбол.
MANAGEMENT OF TRAINING PROCESS OF TEAMS FORMED BY FEMALE STUDENTS IN MINI-FOOTBALL
Orif Latipovich Erdonov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tashkent University of Information Technologies named after Muhammad al-Khwarizmi,
Tashkent, Republic of Uzbekistan
Annotation
The article deals with the issues of effective management and factorial structure as a basis of the purposeful sports training of the students specializing in mini football.
Keywords: sports training, testing, leading factors, student mini-football.
ВВЕДЕНИЕ
«Проблема рационализации способов построения тренировки всегда волновала специалистов и решалась в практике с той или иной степенью успешности. В области спорта накопился обширный экспериментальный материал, а практический опыт получил обстоятельное обобщение, появилась возможность дальнейшей разработки этой проблемы» [1].
Сложность решения проблем развития спорта среди студенток, обусловлена, с одной стороны, имеющейся у них разной квалификации [2, 3], постоянным обновлением состава обучающихся, связанных со сроками обучения и индивидуальной заинтересованностью в занятиях избранным видом спорта, а с другой - необходимостью формирования