также развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых мышечных волокон в скелетных мышцах. Таким образом, большинство специальных физических качеств легкоатлетов в скоростно-силовых видах (92% от всех дисциплин легкой атлетики лиц с ПОДА) генетически детерминировано, поэтому необходим учёт данного фактора при формировании методики подготовки в ходе долгосрочного учебно-тренировочного процесса.
Важным вопросом тренировки является направленность воздействия на развитие более или менее податливых сторон подготовки спортсменов. Проведя педагогический эксперимент с квалифицированными и высококвалифицированными бегунами на 400м, нами установлено, что наибольший спортивный результат в самых ответственных соревнованиях достигается при использовании методики с акцентированным развитием генетически детерминированных специальных физических качеств [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ворошин, И.Н. Особенности соревновательной деятельности спортсменов-паралимпийцев с поражением ОДА при метании и толкании со станка / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 2 (42). - С. 14-17.
2. Ворошин, И.Н. Особенности техники толкания ядра атлетов-паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата, при использовании метательного станка с вертикальным шестом / И.Н. Ворошин, А.В. Донец // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 40-47.
3. Ворошин, И.Н. Техника метания диска сидячими легкоатлетами-паралимпийцами с поражением ОДА с использованием вертикального опорного шеста / И.Н. Ворошин, А.В. Донец // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 1 (53). - С. 22-25.
4. Ворошин, И.Н. Управление подготовкой бегунов на 400 метров с учётом их генетических особенностей / И.Н. Ворошин, В.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 30-32.
REFERENCES
1. Voroshin, I.N. (2010), "Features of sports performance of Paralympic athletes with musculoskeletal disorders at a throwing and pushing from the frame", Adaptive physical culture, No. 2(42), pp. 14-17.
2. Voroshin, I.N. and Donets, А^. (2010), "Technique features of shot put performed by Paralympic athletes with musculoskeletal disorders using throwing frame with a vertical holding bar", Adaptive physical culture, No. 1 (53), pp. 22-25.
3. Voroshin, I.N. and Donets, А^. (2013), "Technics features of discus throw performed by Paralympic athletes with musculoskeletal disorders using throwing frame with a vertical holding bar", Adaptive physical culture, No. 3 (43), pp. 40-47.
4. Voroshin, I.N. and Medvedev, V.N. (2006), "Management of preparation of runners on 400 meters according to their genetic predisposition", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 3032.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2015.
УДК 796.093
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Вера Владимировна Глазова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
В статье рассматривается роль соревновательной практики в подготовке юных спортсменов и проблематика детско-юношеского спорта России. Осуществляется анализ современных проблем
детско-юношеского спорта, исследуется опыт соревновательной практики в детско-юношеском спорте, предлагается теоретическая модель соревнования, соответствующая ценностям и целям детско-юношеского спорта. Рассматривается содержание различных моделей соревновательной практики. В статье подвергается анализу множество видов комплексных международных соревнований в детско-юношеском спорте, главными из которых являются Юношеские Олимпийские игры. В статье даётся обзор соревновательных практик в детско-юношеском спорте России, которые имеют богатую историю и традиции детско-юношеского спорта.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, модели детско-юношеского спорта, спортивные и олимпийские движения, модели соревновательной практики, международные комплексные соревнования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p52-58
YOUTH SPORTS: HUMANISTIC MODEL FOR THE COMPETITIVE PRACTICAL
TRAINING
Vera Vladimirovna Glazova, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Annotation
This article examines the role of the competitive practical training for the young athletes' preparation and the youth sports problems in Russia. The youth sports contemporary issues analysis is carried out; the competitive practices experience in youth sports is investigated. A competitions theoretical model is proposed, which is consistent with the youth sports values and objectives. We consider the content of the various models of competitive practical training. The article has analyzed many kinds of complex international competitions in youth sports; the main ones are the Youth Olympic Games. The article gives the competitive practices' overview in youth sports of Russia, which has rich history and traditions of youth sport.
Keywords: youth sports, youth sports models, sports and the Olympic movement, competitive practical training model, complex international competitions.
Современные исследователи отмечают, что в настоящее время невозможна реализация универсальной модели спортивной практики. В XXI веке особое внимание уделяется развитию юношеского спорта и формированию мировоззренческих основ спорта и олимпизма представителей юного поколения [1].
Конфликт ценностей в современном спорте заключается в противоречии между идеалом и ценностями, провозглашаемыми философией олимпизма и ценностями технократического общества, связанными с неуклонным обновлением и исключительным значением результата. Практика современного спорта показывает, что гуманистические ценности и традиции олимпизма часто приносятся в жертву успеху, результату, наивысшему достижению [9].
Основным вопросом является разработка инновационной модели организации соперничества, в рамках которой авторы стремятся исключить негативные последствия спортивных соревнований для личностного развития и социальных отношений юных спортсменов [8].
По своей структуре детско-юношеский спорт обладает особым потенциалом, ценнейшим для воплощения идеалов и ценностей олимпизма. Гуманитарный потенциал «классического олимпизма» сохраняет важность и актуальность в современном мире. В настоящее время в связи с тенденцией спортизации физического воспитания в нашей стране и повышения роли детско-юношеского спорта в мире особую актуальность приобретает проектирование эффективных и адекватных возрасту и интересам школьников моделей соревнования. Задачами исследования являются:
1) описание и систематизация моделей соревнований, реализуемых в детском спорте России;
2) обоснование моделей соревнований, наиболее адекватных задачам специфике детско-юношеского спорта.
Развитие спорта характеризуется социальной дифференциацией, т.е. формами спорта, которые отличаются собственным пониманием спорта, собственными идеологиями, особой формой занятий и организации спорта. Спорт не является единой однородной структурой, а делится на различные модели спорта. Например, К. Хайнеманн выделяет следующие «модели спорта»: экспрессивную модель спорта, соревновательную, коммерческую и функционалистическую модели спорта [10].
Модель спорта - это форма спортивного движения, отличающаяся ведущими ценностями, целью, задачами, формами, а так же способами организации соревновательной деятельности.
Таким образом, развитие спорта характеризуется тем, что возникают и развиваются частично в конкуренции друг с другом различные модели спорта. Эта возрастающая социальная дифференциация спорта на различные модели для самого спорта не остается без последствий; различные модели обладают для разных групп лиц большей или меньшей привлекательностью. Представители различных социальных групп, мужчины и женщины, по-видимому, отдают предпочтение разным моделям; отдельные организации должны в равной мере использовать эти различные модели. В настоящее время в спортивной практике представлен более широкий круг моделей спорта (экстремальный спорт, адаптивный спорт, корпоративный и др.). При этом выделение этих моделей, их описание является важной задачей. Одной из наиболее значимых моделей для развития спортивного и олимпийского движения в мире является модель детско-юношеского спорта. Построение такой модели является целью нашего исследования, для реализации этой цели необходимо глубокое изучение её различных аспектов: исторического, гуманистического, воспитательного, содержательного и организационного.
Актуальность вопроса о способах организации соперничества в детско-юношеском спорте обусловлена тем, что в последние годы в отечественную теорию физического воспитания прочно вошла идея спортизации школьной практики физического воспитания. Школьный спорт является одним из направлений детско-юношеского спорта. В.К. Бальсевич назвал процесс спортизации конверсией высоких спортивных технологий в физическое воспитание школьников. При этом, как отмечают учёные, необходимо глубокое осознание и совершенствование реально имеющихся в практике детско-юношеского спорта форм спортивного соревнования и методов целенаправленного преобразования физического потенциала ребёнка. Что можно осуществить на основе изучения и дальнейшего обогащения опыта работы в сфере детско-юношеского спорта [2, 5].
Первый теоретически обоснованный опыт включения детей, подростков и юношей в соревновательную практику относится к временам Античности. Известно, что подростки и юноши принимали участие в общеэллинских состязаниях (Олимпийских, Пифий-ских, Истмийских и Немейских играх). Участие детей и подростков в таких крупных состязаниях нашло своё обоснование в трудах Аристотеля и Платона. Теоретические воззрения Аристотеля не утратили своего значения до сегодняшнего дня. Аристотель сделал наблюдение о том, что победитель среди мальчиков в играх редко становился победителем среди взрослых. Это явление мыслитель объяснял тем, что юные победители подвергались излишним нагрузкам, которые не соответствовали их возможностям и преждевременно истощали организм. Таким образом, проблематика детско-юношеского спорта была обозначена ещё в эпоху Античности.
Значительный вклад в идеологию спорта внёс Томас Арнольд, разработав положения школьного физического воспитания в Англии, основанного на соревновательной и игровой деятельности. Т. Арнольд одним из первых выдвинул принцип единства церкви и спортивной площадки. Исходный тезис его педагогики гласит: через посредство физических движений и эмоций, связанных с игрой, учащаяся молодёжь способна формироваться на спортивной площадке и в позитивном смысле, если с этим согласуется так же воспитательная деятельность церкви, школы и интерната [3].
Детско-юношеский спорт в России имеет богатую историю и традиции. В настоящее время нами изучено многообразие соревновательных практик в детско-юношеском спорте нашей страны. Первый опыт детского спортивного движения в России восходит к скаутскому и сокольскому движению. Целью скаутского движения являлось содействие развитию молодых людей для достижения их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ. Сокольское движение, основанное в Праге в 1892 г. М. Тыршем, выражало идеи связи физического воспитания с идеалами свободы и общеславянского единства. В Россию идею сокольского движения принесли чешские преподаватели гимнастики.
Обращаясь к опыту советского периода, следует отметить, что идеология и содержание физкультурного движения в значительной степени определялись в рамках комплекса «Готов к труду и обороне СССР», введённого в 1931 г. Комплекс ГТО составил основу всех учебных программ по физическому воспитанию в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах, в спортивных секциях. В 1934 г. был введён комплекс испытаний по физической подготовке школьников «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) - начальная ступень всестороннего развития детей, начиная с семи летнего возраста [11].
В советский период нашей страны проводились различные по содержанию и способам организации всесоюзные детско-юношеские соревнования по различным видам спорта, которые начинались с дворовых и заканчивались Всесоюзными и зональными соревнованиями.
Анализ практики детско-юношеского спорта нашей страны, позволил выявить следующие модели организации соревновательной практики:
- атрибутивно и идеологически оформленные движения (скаутское и сокольское движения);
- рационально-нормативный комплекс (БГТО);
- комплексные многоуровневые соревнования («Всесоюзная спартакиада школьников», «Всесоюзные соревнования среди пионеров и школьников», «Всесоюзные спортивные игры молодёжи»);
- клубные многоступенчатые соревнования («Старты надежд», «Весёлый дельфин», «Белая ладья», «Весёлые старты», «Дружба», «Зарница», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Серебряные коньки», «Стремительный мяч», «Колосок»).
В 90-е годы ХХ века в России в практике детско-юношеского спорта новые формы приобрело клубное движение, однако клубы осуществляли свою работу в масштабе региона (Клуб Добрыни Никитича, организованный в 1993 г. в Москве; Центральный спортивный клуб «Шиповка юных», созданный в 1994 г. и др.) [4].
В XXI веке особого внимания заслуживают международные комплексные соревнования юных спортсменов. За последние десятилетия в детско-юношеском спорте появилось множество видов комплексных международных соревнований, главными из которых являются Юношеские Олимпийские игры. I летние Юношеские Олимпийские игры прошли в Сингапуре 2010 г., I зимние в Инсбруке в 2012 г, II летние Юношеские Олимпийские игры прошли в Нанкине в 2014 г. Важной особенностью Юношеских Олимпийских игр является участие в отдельных номерах программы смешанных команд (юноши и девушки), проведение комбинированных соревнований и участие континентальных сборных команд. Международным спортивным сообществом этот проект был признан вполне успешным [8].
В пространстве этих движений реализуются соответствующие гуманистические образовательные программы как социально-педагогические практики, корректирующие процесс социализации ребёнка, вовлеченного в сферу спорта. Главной целью таких программ является оздоровление атмосферы в спорте и вокруг спорта, повышение его ду-
ховности и развития культуры личности и общества.
Анализ документов, регламентирующих различные формы детско-юношеского спорта в современном мире, дают основания сделать вывод о необходимости концептуализации детско-юношеского спорта. В настоящее время актуально построение современной модели детско-юношеского спорта, которая ориентирована на использование новых моделей соревновательной практики, более «мягких» по сравнению с традиционной моделью. Одним из примеров такой модели является «спартианская» модель, предложенная в проекте «СпАрт» В.И. Столяровым. Эта модель соревновательной практики, ориентирована на повышение духовно-нравственных ценностей. Одним из важнейших отличий этой модели является её комплексный характер, объединение спорта с искусством и с другими видами творческой деятельности, причём как в применявшихся ранее, так и в совершенно новых формах их интеграции [6, 7].
Модель соревнования - это способ организации соревнования, представляющая единство ценностей, целей, задач, процесса педагогических последствий соревнования, в которых составляют: предмет соревнования, критерии и способы определения победителей. Модель соревновательной практики, должна соответствовать ценностям, целям и задачам детского спорта. Прежде всего, это всестороннее развитие личности, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Основываясь на значительном богатстве и разнообразии отечественного опыта в сфере детского спорта, мы осуществили проектирование моделей соревнования для организации соревновательной практики юных конькобежцев.
Реализация гуманистических ценностей в детско-юношеском спорте, безусловно, требует новых подходов в организации соперничества (соревнования). Модель соревнования должна поддерживать цель, идеологию и принципы детско-юношеского спорта.
На основе результатов теоретического и экспериментального исследования мы предлагаем модель соревнования по конькобежному спорту, построенную с учётом требований, представленных в программных нормах БУДОД г. Омска «СДЮСШОР № 23».
В традиционную модель соревнования детско-юношеского конькобежного спорта включают следующие компоненты: программа соревнований классификационная: 100 м, 300 м, 500 м, 1000 м; эстафеты; соревнования по ОФП. Критерий определения победителей: по правилам соревнования (наилучший результат на различных дистанциях). Способ определения победителей: по результату на дистанции.
В разрабатываемую модель организации соперничества, мы внесли ряд изменений: программа соревнований дополнена следующими упражнениями: дистанции 10 м, 30 м, 50 м, 200 м; бег по повороту; подвижная игра; эстафеты. Круг критериев определения победителей значительно расширен, в него включены: результат, оценка за качество выполнения отдельных элементов соревновательного упражнения (техника старта, стартового разгона, бега по повороту, прямой и техники финиширования); время выполнения соревновательного упражнения; улучшение результата по сравнению с ранее показанным результатом; улучшение качества выполняемого упражнения. Способ определения победителей, увеличено число победителей: в личных и командных результатах; результаты в эстафете; по результату на дистанции; по улучшению времени в упражнениях, введённых в разрабатываемую модель; по сумме показателей результата и техники соревновательного упражнения. В рамках разрабатываемой нами модели смысл соревнования смещается с результативной на процессуальную сторону, следовательно, может быть изменено:
- отношения спортсменов-соперников, в ряде случаев могут быть включены различные формы сотрудничества;
- предмет состязаний не ограничивается традиционными соревновательными упражнениями;
- круг критериев и способов определения мест соревнующихся может быть значительно расширен.
Таким образом, традиционная соревновательная модель спорта, которая основана на таких принципах, как соперничество, конкуренция, превосходство, максимальная результативность, изменение и сравнимость результатов, выявление победителей, должна быть трансформирована в более гуманную модель.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в Российской школе / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
3. История физической культуры и спорта. Антология. Кн. II. - М. : Русь-Олимп, 2011. -
320 с.
4. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник / В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.
5. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2010. - 310 с.
6. Романович, В. А. Содержание и организация спортивного образования старшеклассников в общеобразовательной школе сибирского региона : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Романович В. А. - М., 2011. - 24 с.
7. Столяров, В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 2.
8. Столяров, В.И. Спорт, духовные ценности, культура / В.И. Столяров // Спорт, духовность, культура. - М. : Гуманитарный центр «Спарт» РГАФК, 1997. - Выпуск № 7. - С. 17-130.
9. Столяров, В.И. Формирование гуманистически ориентированной модели спорта XXI века / В.И. Столяров // Олимпийское движение и социальные процессы : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. - Краснодар, 1996. - С. 9-20.
10. Хайнеманн, К. Модели спорта / К. Хайнеманн // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост. : В.И. Столяров [и др.]. - М. : Физическая культура, 2005. - Ч. 1. - С. 277-278.
11. Энциклопедический словарь юного спортсмена / сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. - М. : Педагогика, 1979. - 478 с.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. (2006), Sports vector of physical education in the Russian school, Theory and Practice of Physical Culture and Sports, Moscow.
2. Balsevich, V.K. (1988), Physical education for all and for everyone, Physical culture and sport, Moscow.
3. History of physical culture and sports. Anthology. (2011), publishing house "Rus-Olimp", Moscow.
4. Nikitushkin, V.G. (2010), Theory and methods of youth sports: textbook, Physical culture, Moscow.
5. Platonov, V.N. (2010), Elite sport and the training of national teams for the Olympic Games, Soviet Sport, Moscow.
6. Romanovich, V.A. (2011), The content and organization of sports education high school students in a secondary school of the Siberian region, dissertation, Moscow.
7. Stolyarov, V.I. (1997), "Sport and Modern Culture: methodological aspects", Theory and Practice of Physical culture, No.7, pp. 2.
8. Stolyarov, V.I. (1997), "Sport, spiritual values and culture", Center for the Humanities "Sparta"RGAFK, Issue 7, pp. 17-130.
9. Stolyarov, V.I. (1996), "Formation of humanistic oriented model of the XXI century sports", Olympic movement and social processes. Proceedings of the VII All-Russian scientific-practical conference, Part I, Krasnodar, pp. 9-20.
10. Haynemann. K. (2005), "Models Sports", Readings in Sociology of Physical Education and Sport, Physical Education, Moscow, Part 1, pp. 277-278.
11. Ed. Sosnovsky, I.Yu. and Chaykovsky, A.M. (1979), Encyclopedic dictionary of the young athlete, Pedagogy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2015.
УДК 796.91
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ
Вера Владимировна Глазова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
В статье рассматривается роль соревновательной практики в подготовке юных конькобежцев. В статье так же обосновывается значение соревнования, как средство подготовки спортсменов 9-12 лет. На основании анализа разнообразных форм соревнования, предлагается модель включения различных видов состязания, процесс подготовки юных конькобежцев, и их классификация. Предлагается сюжетная организация, которая адекватна возрастным особенностям и задачам спортивной подготовки юных спортсменов. Спортивные праздники предлагают разнообразие программных норм соревнования, нестандартных видов и нестандартных форматов, а так же нестандартные оценки состязания. Исследуются пути гуманизации соревновательной практики и тренировочного процесса юных спортсменов
Ключевые слова: спортивная подготовка, сюжетная организация, соревновательная практика, соревнование, юные конькобежцы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p58-61
COMPETITIVE PRACTICE OF THE TRAINING OF YOUNG SPEED SKATERS
Vera Vladimirovna Glazova, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Annotation
The article discusses the competition practice role for the young skaters' preparation. The article justifies the value of competition as a tool for the preparation of sportsmen aged 9-12 years. Based on the competitions various forms analysis, the model including various types of events, the young skaters preparation and their classification is proposed. The plot organization has been proposed, which is adequate to the age characteristics and objectives of the young athletes' sports training. Sports holidays offer a variety of the competition program standards, non-standard events and non-standard formats including the nonstandard evaluation of the contest. The ways for the humanizing of the competition practice and training process for the young athletes are explored
Keywords: sports training, plot organization, competitive practice, competition, young skaters.
В настоящее время в системе оздоровления, организации досуга и воспитание детей всё шире и чаще применяется детский спорт. Ежегодно расширяется число соревнований, специально организуемых для детей и подростков. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) детские спортивные соревнования под названием « Малые Олимпиады».
В нашей стране в течение многих лет проводились Всесоюзные соревнования по легкоатлетическому четырёхборью «Дружба», всесоюзные спортивные игры «Старты надежд», в которых участвовали 2-10-х (11) классов, соревнования под названием « Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья!», соревнования на призы клубов «Кожаный мяч». «Золотая шайба», «Лёд надежды нашей» и другие. Всё более широкий размах получали международные детско-юношеские спортивные соревнования [4].
Физкультурно-спортивные движения призваны объединить на добровольной основе людей, которые активно занимаются физкультурой и спортом, направляют свои усилия на всемерное развитие "спорта для всех" и "спорта высших достижений", на полную реализацию их гуманистического, социально-культурного потенциала. Физкультур-