12. Суслов, Ф.П. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 479 с.
13. Футбольный арбитр. Обзорная информация / Госкомспорт-ВНИИФК. - М. : [б.и.], 1984. - 71 с.
14. Футбольный арбитр России. - М. : Комитет по физической культуре и спорту РСФСР, 1981. - 82 с.
15. Чемпионат России 2008. Обзорная информация к учебно-методическому материалу. -М. : Изд-во «Центр - «Футбольный арбитр», 2009. - 136 с.
REFERENCES
1. Budogossky, A.D. and Spirin A.N. (2003), Refereeing. A view of a problem, "The center -"The football arbitrator", Moscow.
2. Budogossky, A.D. and Turbines E.A. (2014), I have undressed "Bases of the theory of single combats. The abstract of lectures for students of schools, courses, the centers ofpreparation and training of young football arbitrators". "The guide to the III All-Russian training Football Program. Rules of the game of2014-2015", "The center - "The football arbitrator", Moscow.
3. Vihrovs, K.L. (1987), Training of the football arbitrator, Health, Kiev.
4. Zuev, B.H. (2004), Sports arbitrator, Soviet sport, Moscow.
5. Latyshev, N.G. (1965), Refereeing of competitions in Football, Physical culture and sport, Moscow.
6. Latyshev, N.G. (1977), Practical work of the football arbitrator, Physical culture and sport, Moscow.
7. Lipatov, V.G. (2003), Football. First World Cup of the new millennium, KFA, Moscow.
8. Lipatov, V.G. (1998), Game one - goddesses different, Vladmo, Moscow.
9. Lipatov, V.G. (2000), Football. Third team of a match, Dominant, Moscow.
10. Materials of meetings of the Control and qualification commission of Inspection committee RFU for 2008 (2009), IK RFS, Moscow.
11. Rules of the game 2014/2015. (2014), RFU, Moscow.
12. Suslov, F.P. and Tyshler, D. A. (2001), Sport Terminology. Explanatory dictionary of sports terms, SportAkademPress, Moscow.
13. Football arbitrator. Survey information (1984), State Committee on Physical Training and Sports-VNIIFK, Moscow.
14. Football arbitrator of Russia (1981), VRKS, Moscow.
15. Championship of Russia 2008. Survey information to educational methodically material (2009), "The center - "The football arbitrator", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.03.2016
УДК 796.91
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ
Вера Владимировна Доминова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы детско-юношеского спорта, анализируется соревновательная практика в детско-юношеском конькобежном спорте, предлагается теоретическая модель соревнования, соответствующая ценностям и целям детско-юношеского спорта. В статье рассматривается роль соревновательной практики и проблематика детско-юношеского спорта России. Рассматривается содержание различных моделей соревновательной практики.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, модели детско-юношеского спорта, соревновательная деятельность конькобежцев.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p67-73
THEORETICAL MODEL OF COMPETITIVE PRACTICE IN YOUNG SKATERS'
TRAINING ACTIVITY
Vera Vladimirovna Dominova, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk
Annotation
The article considers the modern problems of youth sport, it analyzes the competitive practices in youth speed skating, the theoretical model of competition, corresponding to the values and goals of youth sport. The article discusses the role of competitive practice and perspectives of youth sport in Russia. The content of competitive practice of various models is considered.
Keywords: youth sports, youth sports' model, competitive activities skaters.
В настоящее время в нашей стране идёт процесс перестройки системы физического воспитания юных спортсменов. Учёные и специалисты всё более склоняются к тому, что эта система должна быть основана на принципах гуманистической педагогики и психологии. Важнейшей ценностью является: усиление внимания к личности каждого спортсмена как к высшей социальной ценности [2].
Уже разработаны и реализуются интересные перспективные программы гуманизации физического развития юных спортсменов.
В меньшей степени эта инновационная деятельность затронула детско-юношеский спорт. В спортивной практике с юными спортсменами обычно используется традиционная модель, которая предполагает жесткую конкуренцию, соперничество, изоляцию спорта от других видов творческой деятельности. Такая модель формирует у спортсменов стремление победить любой ценой (даже за счёт здоровья и несоблюдения нравственных принципов), что приводит к одностороннему развитию. Детско-юношеский спорт рассматривается, прежде всего, как резерв для подготовки спортсменов высокого класса, а не как самоценное направление (модель) развития спорта.
Современный Олимпийский спорт немыслим без соревнования, соревнование определяет саму его природу, внутренне присуще ему. Идея борьбы или продолжительного усилия составляет главную сущность спорта. Эта идея означает непременное стремление сделать больше и лучше того, что уже было сделано другим или самим действующим лицом, иначе говоря: улучшить, сравняться, унизить, превзойти, конкурировать или победить, смотря по тому, что является объектом усилия [7].
В связи с этим, как отмечает В.И. Столяров, возникла важная социальная проблема: найти пути, формы, методы для того, чтобы сохранить и максимально полно использовать позитивные стороны соперничества, устранить негативные, хотя бы смягчить, т.е. содействовать гуманизации соперничества, повышению его гуманистической ценности для личности и отношений между спортсменами [8, 9].
По отношению к обычным жизненным соревновательным ситуациям такого родам соревнование выступает как их гуманная модель. Её гуманность состоит в том, что в соперничестве не ставится задача ранить, унизить, уничтожить, все соперники действуют в одинаковых условиях, по одним и тем же правилам, и само соперничество призвано дать им возможность объективно оценивать свои способности и содействовать развитию их личностных качеств. [1, 5]
Проблема нашего исследования заключается, в недостаточном несоответствии программы соревновательной деятельности, предмета соревнований, критериев и способов определения победителей возрастным особенностям юных конькобежцев, ценностям и целям детско-юношеского спорта.
Целью нашего исследования является, разработка гуманистически-ориентированной модели соревнований в конькобежном спорте.
Задача заключается, в разработке способов включения в тренировочный процесс юных спортсменов моделей соревнования, обеспечивающих эффективную подготовку к соревновательной деятельности.
Соревновательная практика конькобежцев проходит в острой бескомпромиссной борьбе, спортсмены показывают ряд высоких результатов, которые обновляют мировые рекорды, в связи с этим сильнейшие мастера соревнуются в равных условиях. Большое значение в условиях острой конкуренции предъявляют жесткие требования в подготовке юных спортсменов. Резервом роста спортивных результатов будет, совершенствование гуманистически-ориентированной модели соревновательной практики, в подготовке юных конькобежцев [4].
Модель спорта рассматривается нами как форма спортивного движения, отличающаяся ведущими ценностями, целью, задачами, формами и способами организации соревновательной деятельности. В модель соревновательной практики включается: предмет состязания, критерии определения победителя и способы определения победителя [10].
В программу нашего исследования включается проведение педагогического эксперимента, проходящее на ст. «Красная звезда» в спортивной школе БУДО г. Омска «СДЮСШОР №23» по конькобежному спорту, в течение трёх лет. Занятия проводятся 4 раза в неделю, в эксперименте участвуют юные конькобежцы 9-12 лет, групп начальной подготовки. В эксперименте приняли участие 4 группы по 20 человек, с равным количеством мальчиков и девочек, разделенных на две возрастные группы.
Суть эксперимента заключается, в реализации разработанной нами модели соревнования. Нами представлена модель соревновательной практики в подготовке юных конькобежцев 9-12 лет. Эта модель соревновательной практики направлена на смягчение соперничества и конкуренции, адаптацию юных спортсменов к соревновательным условиям и реализацию гуманистического потенциала соревнования. [3, 6]
Модель соревновательной практики в подготовке юных конькобежцев включает в себя виды соревнования:
I) Календарные основные соревнования:
Содержание и критерии определения победителей;
Основные:
1. По календарному плану спортивных мероприятий.
2. Нормативы общей физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки.
3. Переводные нормативы по ОФП к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей.
Дополнительные:
1. Организация и проведение праздников соревнования.
2. Количественные показатели, характеризующие надежность, стабильность, прогрессивность (рост) спортивных результатов;
а) Надежность спортивных результатов.
Отношение количества спортивных результатов, не ниже заданного уровня к общему количеству результатов, показанных на протяжении всего спортивного сезона ^удач.рез. / ^бщ.рез. х 100% (по В.Б. Коренбергу, 1980, Ю.И. Смирнову, 1987).
б) Стабильность спортивных результатов.
Количество результатов (или их % от общего числа выступлений в соревнованиях) в году, показанных в пределах требуемого уровня (расчётной зоны спортивной формы, квалификационного норматива и т.д.) Мнормрез. /Мобщрез. х 100% (по В.Б Коренбергу, 1970).
в) Прогрессирование (рост) спортивных результатов.
Разница между лучшим индивидуальным результатом в предыдущем году и результатом в текущем цикле тренировки,
Лучшее - ^текущее, (по Л.П. Матвееву,1965, 1977). 3. Выезд в спортивные лагеря.
I Критерии определения победителей:
- по правилам соревнований +,
- динамика прироста личного результата (время);
- оценка за качество выполнения отдельных элементов соревновательного упражнения (техника старта, стартового разгона, бега по повороту, бега по прямой);
- время выполнения соревновательного упражнения + оценка за технику. Задачами учебно-тренировочного процесса являются:
- выполнение разрядов по классификационным соревнованиям;
- подведение итогов соревнования; обучение техники бега на коньках, обучение техники бега по повороту, обучение техники бега со старта и в посадке;
- всемерное содействие развития личности;
- накопление опыта участия в соревновании;
- минимизировать последствия соревнования;
- сохранение игрового опыта с юными спортсменами;
- нравственное развитие в воспитании подрастающего поколения;
- заинтересованность больше у юных спортсменов к спортивной деятельности. II) Дополнительные (специально-организованные) соревнования: Содержание и критерии определения победителей;
Личные соревнования по программе на дистанции:
- дистанции:10, 20, 30,50, 80,200,400,800 метров;
- бег по повороту;
- подвижная игра с различными элементами;
- эстафеты с выполнением различных элементов техники;
- техническая программа. Командные соревнования:
- в парах выполнения упражнения на технику и на время выполняемого движения;
- в тройках стартуют;
- в тройках выполняют упражнения;
- подвижные игры и эстафеты с другими спортсменами спортивной школы.
II Критерии определения победителей:
- по правилам соревнования+:
- в личных и в командных соревнованиях;
- по улучшению времени к движениям, введённым в разрабатываемую нами модель соревнования;
- по сумме показателей результата и техники соревновательного упражнения;
- бонусы за улучшение результата;
- поступки в стиле «Фэйр Плэй».
Задачами учебно-тренировочного процесса являются:
- совершенствование техники бега на коньках;
- формирование технико-тактических навыков;
- повышение интереса к спорту у юных спортсменов;
- психологическая подготовка.
Дополнительные соревнования, введены в связи с малым объёмом соревновательной практики для реализации гуманистического и воспитательного потенциала соревнования.
III) Элементы соревнования в учебно-тренировочном процессе (соревновательный метод):
Содержание и критерии определения победителей;
Подготовительные упражнения: основы техники и тактики конькобежного спорта; правильность выполнения движения; бег по повороту.
Подводящие упражнения: основы старта и стартового разгона; правила соревнований по конькобежному спорту (викторина, тесты)
III Критерии определения победителей
- максимального прирост своего личного результата;
- оценка за качество выполнения отдельных элементов соревновательного упражнения (техника старта, стартового разгона, бега по повороту, бега по прямой);
- время выполнения соревновательного упражнения и оценка за технику.
Задачами учебно-тренировочного процесса являются:
- формирование позитивного отношения к соревнованию;
- формирование готовности к соревновательной деятельности;
- повышение эффективности процесса физической подготовки;
- повышение эффективности технической подготовки.
Мы дополнили нашу модель неклассическими дистанциями, тем самым разнообразили соревновательную практику детей соответствующего возраста и тренировочный процесс. Занятия должны строиться на богатой по содержанию базе по ОФП и СФП, но у юных спортсменов нет достаточной готовности к соревновательной нагрузке, как у спортсменов высокого класса. Мы включаем в тренировочный процесс подвижные игры с элементами техники соревновательного упражнения, различные эстафеты и упражнения на технику и тактику конькобежного спорта, в которых оценивалось качество выполнения заданий.
Критериями определения победителей, являлись: прирост личного результата, оценка за качество выполнения отдельных элементов соревновательного упражнения (т.е. техника старта, стартового разгона, бега по повороту, бега по прямой, специальных упражнений конькобежцев, оцениваемые в баллах по шкале оценок).
С целью повышения положительной мотивации, число призовых мест было увеличено на 10-15 мест за результат на дистанции, а так же включалось определение юных победителей, за выполнение результата и техники на дистанции в личных и командных соревнованиях, по сумме показателей результата и техники соревновательного упражнения, награждение по оценкам и баллам за качество отдельных выполненных элементов соревновательного упражнения, за поступки в стиле "Фэйр Плэй".
Мы увеличили количество спортивных праздников в зимнем сезоне, т.е. соревнований, что в свою очередь привело к улучшению освоения техники бега на коньках. У юных спортсменов появляется большая заинтересованность в спорте, нет боязни перед стартом, они более адаптированы к соревновательному процессу, улучшился психологический климат в группах. Всё это, средство нашей подготовки юных спортсменов. Наша модель соревновательной деятельности реализуется в условиях воспитания «Фэйр Плэй" и Олимпийского образования, соответствует нормам образовательных учреждений.
Результаты нашего эксперимента показали, что разрабатываемая нами модель соревнования детско-юношеского конькобежного спорта для юных спортсменов 9-12 лет соответствует целям и задачам детского спорта. Количественные показатели, характеризующие надёжность спортивных результатов, не ниже заданного уровня к общему количеству результатов, показанных на протяжении всего спортивного сезона, дают основания отметить, что прирост экспериментальной группы составил, от 33^50% в показателе надёжности. Стабильность спортивных результатов (их % от общего числа выступлений в соревнованиях) в году, показанных в пределах требуемого уровня (расчётной зоны спортивной формы, квалификационного норматива) показали прирост от 50% до 83%.
В экспериментальной группе, прогресс (рост) спортивных результатов показал, разницу между лучшим индивидуальным результатом в предыдущем году и результатом в текущем цикле тренировки, дают основание отметить, что прирост в экспериментальной группы увеличился на 40%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бауэр, В.Г. Анализ современных проблем юношеского спорта / В.Г. Бауэр, В.П. Филин, В.Г. Никитушкин // Физическая культура и спорт. - 1996. - № 2. - С. 85-88.
2. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта : учебник / Л.В. Волков.
- М. : Физическая культура, 2000. - 224 с.
3. Вишневский, В. И. Комплексный анализ массовых спортивных соревнований школьников / В.И. Вишневский, В.И. Столяров // Дети России образованны и здоровы : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва,16-17 апр. 2009 г.) / Санкт-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры ; Российский пед. ун-т им А.И. Герцена. - М., 2009. - С. 40-47.
4. Губа, В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.П. Губа. - М. : Сов. спорт, 2008. - 304 с.
5. Егоров, А.Г. Фэйр Плэй в современном спорте : учеб. пособие / А.Г. Егоров, М.А. Захаров. - Смоленск : [ б.и.], 2006. - 188 с.
6. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник / В.Г. Никитушкин.
- М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.
7. Романович, В.А. Содержание и организация спортивного образования старшеклассников в общеобразовательной школе сибирского региона : автореф. : дис. ... канд. пед. наук / Романович В.А. - М., 2010. -24 с.
8. Столяров, В.И. Комплексная оценка гуманистического значения детского спорта / В.И. Столяров // Детский тренер. - 2007. - № 1. - С. 54-69.
9. Столяров, В.И. Пути повышения гуманистической ценности детского спорта / В.И. Столяров // Детский тренер. - 2007. - № 4. - С. 10-36.
10. Столяров, В.И. Формирование гуманистически ориентированной модели спорта XXI века / В.И. Столяров // Олимпийское движение и социальные процессы : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар : [б. и.], 1996. - Часть I. - С. 9-20.
REFERENCES
1. Bauer, V.G., Filin, V.P. and Nikitushkin, V.G. (1996), "Analysis of contemporary problems of youth sports", Physical Culture and sport, Moscow, pp.85-88.
2. Volkov, L.V. (2000), Theory and methodology of children and youth sports, textbook, Physical culture, Moscow.
3. Vishnevsky, V.I. and Stolyarov, V.I. (2009), "Comprehensive analysis of mass sports competitions school", Children Russian Education and health: Materials of the VII All-Russian scientific-practical conference (Moscow, 16-17 apr.2009.), St. Petersburg Scientific Research Inst Phys. Culture, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Moscow, pp.40-47.
4. Guba, V.P. (2008), Theory and practice of sports selection and early orientation in sports, Soviet sport, Moscow.
5. Egorov, A. G. (2006), Fair Play in modern sport, textbook, Smolensk, pp.188.
6. Nikitushkin, V.G. (2010), Theory and methodology of youth sport, textbook, Physical culture, Moscow.
7. Romanovich, V.A. (2010), The content and organization of sports education students in a secondary school in the Siberian region, dissertation, Moscow.
8. Stolyarov, V. I. (2007), "A comprehensive assessment of the humanistic values of children's sports", Kids coach, No. 1, pp. 54-69.
9. Stolyarov, V I. (2007), "Ways to improve the humanistic values of children's sports", Kids coach, No. 4, pp.10-36.
10. Stolyarov, V.I. (1996), "The formation of the humanistically oriented model of sport of the XXI century", Olympic movement and social processes, Materials of the VII Russian scientific and practical conference, Part I, Krasnodar, pp.9-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2016
УДК 37.034
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ
Игорь Михайлович Дугин, кандидат философских наук, доцент,
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье на методологической основе системно-антропологического подхода развиваются представления о педагогических средствах нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны, В ходе исследования было выдвинуто предположение, что педагогические средства нравственного воспитания в совокупности должны обеспечивать целостность нравственного развитие учащихся. Было доказано, что нравственное развитие учащегося как субъекта нравственной активности осуществляется в деятельном модусе и должно формировать у них способность осуществлять нравственный выбор, ответственные поступки, социально полезную деятельность, нравственное саморазвитие.
Ключевые слова: системно-антропологический подход, нравственное воспитание, педагогические средства нравственного воспитания, нравственно-антропологическая целостность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p73-76
ABOUT PEDAGOGICAL MEANS OF MORAL EDUCATION OF PUPILS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE
Igor Mikhailovich Dugin, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Military Space Academy, St. Petersburg
Annotation
The article develops on the methodological basis of the system and anthropological approach the ideas about the pedagogical means of moral education of pupils of educational institutions of the Ministry of Defense. During the research the assumption has been made that pedagogical means of moral education in total have to provide the integrity of moral development of pupils. It has been proved that moral development of the pupil as subject of moral activity is carried out in an active mode and has to form at them the ability to carry out the moral choice, responsible acts, socially useful activity, moral self-development.
Keywords: system-anthropological approach, moral education, pedagogical means of moral education, moral and anthropological integrity.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ научных работ по вопросам нравственного воспитания в общеобразовательных учреждений МО РФ показывает, что в них при исследовании его процессуальных компонентов акцент делается на обосновании методов нравственного воспитания учащихся [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Исследованию же педагогических средств нравственного воспитания внимания уделено значительно меньше. Поэтому у субъектов нравственного воспитания не сложилось целостного научно-обоснованного представления о педагогических средствах нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев. Между тем разработка такого представления актуальна в теоретическом и практическом отношении.
МЕТОДОЛОГИЯ
В ходе исследования было выдвинуто предположение, что педагогические средства нравственного воспитания в совокупности должны обеспечивать целостность нрав-