Научная статья на тему 'Актуализация методики подготовки конькобежцев 11-12 лет в современных условиях'

Актуализация методики подготовки конькобежцев 11-12 лет в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1335
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ / АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / SPEED SKATING FOR YOUTH AND CHILDREN / ACTUALIZATION OF TRAINING PREPARATION METHODIC / SPECIAL TRAINING PREPARATION / NOWADAYS CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко Иван Владимирович

Данная работа посвящена актуализации методики подготовки конькобежцев 11-12 лет в условиях крытого катка с увеличенными объемами специальной тренировки. Основные особенности предложенной методики заключаются в увеличении продолжительности периода ледовой подготовки и объемов специальной направленности и изменении соотношения видов нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is concerned with actualization of training preparation methodic of speed skaters of the age 11-12 years in conditions of indoor skating ovals with the increase in volume of special training exercises. The proposed methodic includes the specialties of increasing of duration of ice preparation, volumes of special training preparations and the change of correlation of types of loads.

Текст научной работы на тему «Актуализация методики подготовки конькобежцев 11-12 лет в современных условиях»

УДК 796.91 ББК75.719.6

Мартыненко Иван Владимирович

кандидат педагогических наук заведующий кафедрой теории и методики конькобежного спорта Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Martynenko Ivan Vladimirovich candidate of pedagogical Sciences head of the Department of theory and methodology of speed skating Ural State University of Physical Education Chelyabinsk [email protected]

Актуализация методики подготовки конькобежцев 11-12 лет

в современных условиях Actualization of training preparation methodic of speed skaters of the age 11-12

years in nowadays conditions

Данная работа посвящена актуализации методики подготовки конькобежцев 11-12 лет в условиях крытого катка с увеличенными объемами специальной тренировки. Основные особенности предложенной методики заключаются в увеличении продолжительности периода ледовой подготовки и объемов специальной направленности и изменении соотношения видов нагрузок.

This paper is concerned with actualization of training preparation methodic of speed skaters of the age 11-12 years in conditions of indoor skating ovals with the increase in volume of special training exercises. The proposed methodic includes the specialties of increasing of duration of ice preparation, volumes of special training preparations and the change of correlation of types of loads.

Ключевые слова: детско-юношеский конькобежный спорт, актуализация методики подготовки, специальная тренировка, современные условия.

Key words: speed skating for youth and children, actualization of training preparation methodic, special training preparation, nowadays conditions.

Современный конькобежный спорт характеризуется быстрым ростом спортивных достижений и обострившейся конкуренцией на международной спортивной арене, что заставляет ученых, специалистов и тренеров-преподавателей вести поиск наиболее эффективных методик подготовки в нынешних условиях как высококвалифицированных, так и начинающих конькобежцев. Максимальные достижения спортсменов в юном возрасте являются ре-

альным фактором отражения возросших физических нагрузок, увеличения интенсивности средств общефизической и специальной подготовки в плане многолетнего построения учебно-тренировочного процесса [5; 8].

Исследования последних лет выявили, что в подготовке юных скороходов тренеры применяют те же средства и методы, что и конькобежцы высокой квалификации [2; 6; 9]. Данный метод, конечно же, дает свои «положительные» результаты уже в первые годы тренировок, однако не является гарантией для успешного выступления в соревнованиях старших возрастных групп [3; 4]. Все это приводит к тому, что занятия конькобежным спортом в 11-12-летнем возрасте оказываются неэффективными, нанося серьезный вред в формировании двигательного стереотипа, развитии навыка «пластичности» и «слитности» движений, и невозможности дальнейшего устранения и «утилизации» наработанных технических ошибок у юных скороходов. Получается, методика тренировки не в полной мере отвечает современным условиям подготовки юных конькобежцев в крытых катках [1; 7].

Неизученность многих «белых пятен» в детско-юношеском конькобежном спорте продолжает оставаться одной из важнейших проблем в воспитании скороходов высокого класса и создания полноценного резерва для пополнения сборной команды страны для участия в международных турнирах [10; 11]. Сегодня многие вопросы требуют своего разрешения, и, в частности, методика подготовки скороходов 11-12 лет в современных условиях, которая еще не нашла в полной мере своего отражения в научной и методической литературе. В связи с этим исследования в данном направлении признаются необходимыми и актуальными.

В настоящем исследовании целью является экспериментальное обоснование эффективности методики подготовки юных конькобежцев в современных условиях с увеличенными объемами специальной тренировки. Считаем, предложенная методика может существенно улучшить процесс совершенствования координации движений скороходов 11-12 лет при формировании основных

элементов техники бега на коньках и при этом не повлияет на снижение уровня развития общей физической подготовки и не приведет к натаскиванию юных конькобежцев на результат.

Настоящее исследование проводилось на базе МБУ ДОД СДЮСШОР № 1 по конькобежному спорту, МБУ ДОД СДЮСШОР по конькобежному спорту им. Л. П. Скобликовой и ледового дворца «Уральская Молния» г. Челябинска в 2012-14 гг. На формирующем этапе скомплектованы три одинаковые по возрасту, функциональному и физическому развитию группы начальной подготовки по скоростному бегу на коньках - две контрольные и экспериментальная. В них вошли мальчики 11-12 лет по 15 человек в каждой. Контрольные группы (КГ) тренировалась в соответствии с рекомендациями, изложенными в отечественных методических материалах, программных документах для ДЮСШ, то есть по классической методике обучения для открытых катков. Отличие КГ1 от КГ2 состояло в том, что учебно-тренировочные занятия во второй группе проводились в крытом катке. Подготовка третей - экспериментальной группы (ЭГ), осуществлялась по новой, авторской методике, учитывающей современные условия. В методику тренировки ЭГ были внесены изменения в соотношении общей и специальной подготовки. Увеличена доля специально-физических нагрузок игровой направленности за счет снижения объемов общефизической тренировки. Также было увеличено количество ледовых тренировок с октября по апрель. Период делился на семь мезоциклов, каждый из которых состоял из восьми учебно-тренировочных занятий на льду и четырех - в «зале» с их последующим чередованием два к одному. Авторская методика предусматривала подбор специальных упражнений на технику, при выполнении которых необходимо умение координировано выполнять специфические действия, характерные для скоростного бега на коньках. В данной методике использовались следующие специальные упражнения: скольжение по прямой на двух ногах стоя - опускаясь в глубокий присед; «Пистолетик» - скольжение на предельно согнутой ноге, руки и свободная нога вытянуты вперед; повороты

кругом в левую и правую стороны в движении (упражнение выполняется со страховкой тренера); «Волчок» - бег по кругу малого радиуса; скольжение на одном коньке по дуге вперед-наружу; скольжение на одном коньке «Змейкой»; скольжение на одном коньке в посадке конькобежца - свободная нога отведена назад или в сторону; скольжение на одном коньке с закрытыми глазами (упражнение выполняется со страховкой тренера).

На протяжении педагогического эксперимента данные упражнения применялись два раза в неделю по 20 минут непосредственно в начале основной части тренировочных занятий.

Для определения уровня развития общей физической подготовки использовалась проба Бондаревского - удержание позы «Аист» на одной ноге (левая + правая) на время с закрытыми глазами; легкоатлетический бег на 60 м со старта; челночный бег 3х10 м; прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину с места; прыжок вверх с места со взмахом руками.

Уровень технической подготовки определяли с помощью следующих тестов: бег «змейкой» на 50 метров с возвращением к месту старта, обегая кубики через каждые пять метров; скольжение на одной ноге (сумма проката на двух ногах) с предварительным разгоном 10 метров; скольжение на двух ногах в посадке новичка с предварительным разгоном 10 метров; бег на коньках на 100, 300 и 500 м.

Исследование выявило, что в ЭГ учебно-тренировочные занятия, которые проводились по авторской методике в современных условиях, оказали положительное влияние на совершенствование двигательных навыков при формировании основных опорных центров техники бега на коньках у юных скороходов. Почти во всех показателях, оценивающих уровень физической подготовки конькобежцев 11-12 лет, результаты по сравнению с контрольными группами показаны в одних нормативных границах, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности конькобежцев опытных групп в процессе начальной подготовки (Х±т)

Показатели гРУп пы Эксперимент Различия

Начало (Х1±т1) Конец (Х2±т2) в группах между г руппами

Р W (%) Начало (Р) Конец (Р)

Легкоатлетический бег на 60 м со старта, с ЭГ 10,04±0,04 9,64±0,13 Р < 0,05 4,15 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05

КГ 1 10,02±0,16 9,58±0,13 Р < 0,05 4,59

КГ 2 9,97±0,18 9,60±0,09 Р < 0,05 3,85

«Челночный бег» 3х10 м, с ЭГ 8,57±0,14 8,23±0,11 Р < 0,05 4,13 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05

КГ 1 8,54±0,15 8,19±0,08 Р < 0,05 4,27

КГ 2 8,52±0,13 8,13±0,07 Р < 0,05 4,78

Прыжок в длину с места, м ЭГ 174,23±2,80 205,84±3,90 Р < 0,05 18,14 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05

КГ 1 180,23±3,04 207,92±3,61 Р < 0,05 15,36

КГ 2 177,53±2,82 207,15±3,84 Р < 0,05 16,68

Тройной прыжок в длину с места, см ЭГ 531,76±8,89 594,0±2,96 Р < 0,05 11,70 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05

КГ 1 536,53±8,72 594,84±3,77 Р < 0,05 10,84

КГ 2 537,38±6,63 593,92±3,57 Р < 0,05 10,52

Прыжок вверх с места со взмахом руками, см ЭГ 20,0±1,11 26,61±0,69 Р < 0,05 33,10 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05

КГ 1 19,30±1,33 26,92±0,53 Р < 0,05 39,48

КГ 2 20,38±0,97 25,46±0,81 Р < 0,05 24,93

Проба Бондаревского - удержание позы «Аист», с ЭГ 210,06±24,76 247,84±9,05 Р < 0,05 17,99 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 > 0,05 Р1.3 > 0,05 Р2-3 > 0,05

КГ 1 212,39±21,05 238,39±9,56 Р < 0,05 12,24

КГ 2 211,83±25,58 234,57±15,98 Р < 0,05 10,74

Примечание - ЭГ - экспериментальная группа; КГ 1 - контрольная группа 1; КГ 2 - контрольная группа 2; Х1 и Х2 - средние арифметические значения показателей до и после педагогического эксперимента; т1 и т2 - ошибка средних арифметических значений показателей до и после педагогического эксперимента; Р1-2 - достоверность различий результатов в ЭГ и КГ1, Р1-3 - достоверность различий результатов в ЭГ и КГ2, Р2-3 - достоверность различий результатов в КГ1 и КГ2; W - темпы прироста

Из таблицы 1 видно, что все тесты статистически достоверны (Р<0,05). Наибольшие изменения зафиксированы в тесте, направленном на выявление координационных способностей (проба Бондаревского). Положительная динамика произошла из-за целенаправленной работы с юными конькобежцами на льду, а, именно, - за счет комплексного воздействия средств специальной подготовки с включением в методику элементов координационной направленности.

В показателях, направленных на оценку специальной подготовки у конькобежцев 11-12 лет произошли следующие изменения: в беге на коньках на 100 м в ЭГ прирост результатов составил, в среднем, 15,2 %, в КГ1, соответственно, - 6,8 %, в КГ2 улучшение произошло на 3,6 %. В беге на коньках на 300 м в ЭГ прирост результатов составил 15,4 %, в КГ1 - 5,9 %, а в КГ2 - 4,4 %. В беге на

коньках на 500 м в ЭГ прирост результатов оказался не так существенен и составил, в среднем, 11,0 %, в КГ1 - 7,3 %, в КГ2 - 4,7 %. В беге «змейкой» на коньках на 50 м с возвращением к месту старта уровень технической подготовки у юных скороходов ЭГ улучшился на 21,61 %, в КГ1 - на 5,5 %, а в КГ2 -6 %. В контрольном упражнении - скольжение на коньках на одной ноге (оценивалась сумма проката на левой и правой ногах) прирост результатов оказался самым значительным в ЭГ и составил - 83,6 %, в КГ1 - 40,8 %, в КГ2 - соответственно 35,7 %. В заключительном тесте - скольжение на коньках на двух ногах в посадке новичка прирост результатов в ЭГ оказался также существенным и составил - 79 %, в КГ1 - 46,6 %, а в КГ2 - всего 32,5 %.

Во всех показателях специальной подготовки в ЭГ произошла положительная динамика, в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 - Показателей специальной подготовленности конькобежцев опытных групп в процессе начальной подготовки (Х±т)

Показатели ГРУп пы Эксперимент Различия

Начало (Х1±Ш1) Конец (Х2±Ш2) в группах между п руппами

Р W (%) Начало (Р) Конец (Р)

Бег на коньках 100 м, с ЭГ 15,27±0,27 11,89±0,09 Р < 0,05 28,43 Р1-2 > 0,05 Р1-3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 < 0,05 Р1-3 < 0,05 Р2-3 < 0,05

КГ 1 15,46±0,30 12,74±0,12 Р < 0,05 21,35

КГ 2 15,20±0,29 13,25±0,15 Р < 0,05 14,72

Бег на коньках 300 м, с ЭГ 41,44±0,48 30,26±0,17 Р < 0,05 36,95 Р1-2 > 0,05 Р1-3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 < 0,05 Р1-3 < 0,05 Р2-3 < 0,05

КГ 1 41,23±0,61 33,85±0,48 Р < 0,05 21,80

КГ 2 41,91±0,44 35,87±0,44 Р < 0,05 16,84

Бег на коньках 500 м, с ЭГ 63,21±1,13 46,94±0,28 Р < 0,05 34,66 Р1-2 > 0,05 Р1-3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 < 0,05 Р1-3 < 0,05 Р2-3 < 0,05

КГ 1 63,07±1,20 50,33±0,67 Р < 0,05 25,31

КГ 2 62,16±1,01 53,07±0,65 Р < 0,05 17,13

Бег «змейкой» на 50 метров, с ЭГ 24,56±0,23 18,23±0,31 Р < 0,05 34,72 Р1-2 > 0,05 Р1-3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 < 0,05 Р1-3 < 0,05 Р2-3 < 0,05

КГ 1 24,36±0,18 20,11±0,24 Р < 0,05 21,13

КГ 2 24,77±0,31 21,89±0,36 Р < 0,05 13,16

Скольжение на одной ноге (сумма проката на двух ногах), м ЭГ 20,29±1,03 49,45±0,40 Р < 0,05 143,72 Р1-2 > 0,05 Р1-3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 < 0,0; Р1-3 < 0,05 Р2-3 < 0,05

КГ 1 20,48±0,85 30,99±0,30 Р < 0,05 51,32

КГ 2 20,31±0,69 29,15±0,21 Р < 0,05 43,53

Скольжение на двух ногах в посадке новичка, м ЭГ 42,69±2,96 98,53±0,79 Р < 0,05 130,80 Р1-2 > 0,05 Р1-3 > 0,05 Р2-3 > 0,05 Р1-2 < 0,05 Р1-3 < 0,05 Р2-3 < 0,05

КГ 1 43,61±2,80 69,38±0,71 Р < 0,05 59,09

КГ 2 43,07±2,39 59,84±0,51 Р < 0,05 38,94

Примечание - ЭГ - экспериментальная группа; КГ 1 - контрольная группа 1; К " 2 - кон-

трольная группа 2; Х1 и Х2 - средние арифметические значения показателей до и после педагогического эксперимента; ш1 и ш2 - ошибка средних арифметических значений показателей до и после педагогического эксперимента; Р1-2 - достоверность различий результатов в ЭГ и КГ1, Р1-3 - достоверность различий результатов в ЭГ и КГ1, Р2-3 - достоверность различий результатов в КГ1 и КГ2; W - темпы прироста_

Из таблицы 2 видно, что более достоверные изменения зафиксированы в следующих тестах: бег «змейкой», скольжение на одной ноге, скольжение на двух ногах в посадке «новичка».

Учебно-тренировочные занятия, проводимые в современных условиях с увеличенной долей специальной тренировки в годичном цикле, улучшили показатели технической подготовки юных конькобежцев в ЭГ и КГ1. Положительные изменения оказались более выражены в ЭГ, в связи с использованием в экспериментальной методике средств направленных на формирование двигательного стереотипа, а также развития навыка «пластичности» и слитности движений. Менее выраженные изменения зафиксированы в КГ2, потому как данная группа тренировалась на открытом катке в естественных условиях.

Таким образом, актуализированная методика тренировки конькобежцев 11-12 лет в современных условиях включает в себя следующие особенности: продолжительность периода ледовой подготовки с октября по апрель; увеличение объемов средств специальной направленности на 12,2 %, что составляет 56 часов в год; количество учебно-тренировочных занятий на льду и в «зале» составляет 70 % и 30 %.

Педагогическое исследование данной методики подтвердило, что: увеличение средств ледовой подготовки значительно улучшает технические результаты конькобежцев 11-12 лет; повышает эффективность разучивания и закрепления необходимых технических элементов; уровень развития физических качеств скороходов соответствует программно-нормативным требованиям без снижения показателей общей подготовки. В современных условиях данная ме-то дика подготовки конькобежцев 11-12 лет может быть рекомендована для

внедрения в практическую работу тренеров-преподавателей специализированных детско-юношеских школ олимпийского резва.

Библиографический список

1. Альшевский, А. А. Исследование методики подготовки начальной спортивной подготовки конькобежцев 10-12-летнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук /

A. А. Альшевский. - М., 1976. - 24 с.

2. Барышников, Ю. А. Конькобежный спорт : поурочная программа для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и детско-юношеских школ / Ю. А. Барышников, Г. К. Подарь. - М. : Союзспортобеспечение, 1983. - 83 с.

3. Богданова, Л. А. Соотношение тренировочных нагрузок юных конькобежцев на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Богданова ; РГАФК. - М., 1994. - 24 с.

4. Ильена, Л. Е. Структура и содержание учебно-тренировочного процесса конькобежек групп начальной подготовки спортивных школ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Е. Ильена ; РГАФК. - М., 1990. - 23 с.

5. Конькобежный спорт : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /

B. П. Кубаткин, Г. М. Панов, Л. Е. Ильина, И. В. Орлова. - М. : Советский спорт, 2006. -128 с.

6. Мартыненко, И. В. Особенности методики подготовки юных конькобежцев в условиях искусственного льда / И. В. Мартыненко // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1. - С. 40-43.

7. Мартыненко, И. В. Методика тренировки конькобежцев на этапе начальной подготовки в условиях крытого катка : монография / И. В. Мартыненко, Т. М. Мелихова. - Челябинск : Уральская академия, 2012. - 104 с.

8. Мартыненко, И. В. Теоретические аспекты построения спортивной подготовки конькобежцев на начальном этапе : учебное пособие / И. В. Мартыненко. - Челябинск : Уральская Академия, 2013. - 58 с.

9. Матюхов, Д. М. Методика тренировки юношей на этапе начальной подготовки в спортивной ходьбе : монография / Д. М. Матюхов, Т. М. Мелихова. - Челябинск : Уральская академия, 2015. - 154 с.

10. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сборник официальных документов и материалов. - 2001. - № 5. - С. 27-42.

11. Типовое положение по виду спорта. Конькобежный спорт. Программа для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М., 1995. - 260 с.

Bibliography

1. Alshevskiy, A. A. The study of methodic of basic sport training for speed skaters 10-12 years old : autoabstract of PhD / A. Alshevskiy. - M., 1976. - 24 с.

2. Baryshnikov, Y. A. Speed skating: lesson program for special schools of Olympic reservation for children and youth / Y. A. Baryshnikov, G. K. Podar. - M. : Soyuzsportobespechenie, 1983. - 83 с.

3. Bogdanova, L. A. Correlation of training loads of young speed skaters at the stage of basic sport specialization: autoabstract of PhD / L. A. Bogdanova; RGAFK. - М., 1994. - 24 с.

4. Ilyena, L. E. Structure and content of training process for basic groups of female speed skaters of sport schools: autoabstract of PhD/ L. E. Ilyena ; RGAFK. - М., 1990. - 23 с.

5. Speed skating : preliminary program of sport preparation for sport schools of Olympic reservation for children and youth / V. P. Kubatkin, G. M. Panov, L. E. Ilina, I. V. Orlova. - M. : Soviet Sport, 2006. - 128 c.

6. Martynenko, I. V. Specialties of training preparation methodic for young speed skaters in conditions of artificial ice / I. V. Martynenko // Theory and practice of physical education. -2010. - № 1. - C. 40-43.

7. Martynenko, I. V. Methodic of training preparation methodic at basic stage in conditions of artificial ice / I. V. Martynenko, T. M. Melekhova. - Chelyabinsk : Ural academy,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Martynenko, I.V. Theoretical aspects of sport preparation of speed skaters at basic stage / I.V. Martynenko. - Chelyabinsk: Ural academy, 2013. - 58 c.

9. Matyukhov, D. M. Methodic of sport training preparation for young male speed walkers / D. M. Matyukhov, T. M. Melekhova. - Chelyabinsk : Ural academy, 2015. - 154 c.

10. Typical plan-prospect of studying program for schools for children and youth and for special schools of Olympic reservation for children and youth // Collection of official documents and materials. - 2001. - № 5. - C. 27-42.

11. Standard statute of kind of sports. Speed skating. Program for special schools of Olympic reservation for children and youth. - M., 1995. - 260 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.