УДК 316.4
Олонец Светлана Борисовна
доцент кафедры физической культуры и спорта, Академия физической культуры и спорта, Южный федеральный университет [email protected]
Кадыров Аслан Меджидович
доцент кафедры спортивных дисциплин, Академия физической культуры и спорта, Южный федеральный университет ат кас!у гоу@зТес1 и. ги
Олонец Любовь Константиновна
врач по ЛФК и спортивной медицине отделения спортивной медицины и реабилитации взрослых спортсменов, Государственное бюджетное учреждение Ростовской области
«Лечебно-реабилитационный центр № 1» [email protected]
Svetlana B. Olonets
Associate Professor at the Department of Physical Culture and Sports, Academy of Physical and Sports, Southern Federal University [email protected]
Asian M. Kadyrov
Associate Professor, Department of Sport Disciplines, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University am kady rov@sfed u. ru
Lubov K. Olonets
Doctor on LFK and Sports Medicine
Offices of Sports Medicine
and Rehabilitations of adult athletes,
State budgetary Institution
of the Rostov region
«Medical and rehabilitation center № 1»
физкуаыурно-спортивная деятельность в среде студенческой молодежи как главный фактор повышения потенциала здоровья
Physical education
and sports activities among student youth as the main factor in increasing health potential
Аннотация. В рамках данной статьифизкуль-турно-спортивная деятельность рассматривается в качестве ключевого фактора повышения потенциала здоровья студенческой молодежной с точки зрения трех аспектов здоровья: физического, психического, социального. В статье представлены данные авторского исследования и проведен компаративный анализ вторичных исследований отношения молодежи к физической культуре и спорту как важным факторам образа жизни, формирующим здоровье.
Ключевые слова: потенциал здоровья, социальное здоровье, физическая культура, спорт, физкультурно-спортивная деятельность, студенческая молодежь, образ жизни.
Annotation. In this article, physical culture and sports is considered as a key factor in improving the health potential of student youth in terms of three aspects of health: physical, mental, and social. The article presents the data of the author's research and conducted a comparative analysis of secondary studies of the attitude of young people to physical culture and sports as important lifestyle factors that shape health.
Keywords: health potential, social health, physical education, sports, physical education and sports activities, students, lifestyle.
Подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных молодых специалистов, наряду с формированием, сохранением и укреплением их физического, психического и социального здоровья в условиях образовательного процесса и профессиональной социализации [1] является составной частью современной стратегии социального развития и государственной
молодежной политики. Именно на это направлены государственные программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг., а также «Развитие физической культуры и спорта» [2]. Вэтой связи существеннымизадачами современной социально-педагогической практики становится поиск новых форм и технологий укрепления и поддержания здоровья, стимулирование
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в молодежной среде с целью повышения потенциала здоровья молодых россиян [3]. Ибо физкультурно-спортивная деятельность ставит молодежь вусловия, требующие развития духовно-нравственных, морально-волевых качеств; повышения физического и психосоциального потенциала, постоянного самосовершенствования [4].
Таким образом, одним из основных направлений, насущно необходимых для формирования здорового российского общества во всех его ипостасях, является развитие физической культуры и спорта в молодежной среде.
С целью рефлексивного и более глубокого понимания студенческой молодежью физкультур-но-спортивной деятельности как ключевого фактора повышения потенциала здоровья, необходимо обратиться к социальному анализу таких категорий, как «физическая культура» и «спорт». При изучении разнообразной базы научных источников от медико-социальных и социально-психологических до законодательных, мы обнаружили, что данные категории могут интерпретироваться, как минимум, с двух точек зрения. Так, физическую культуру и спорт можно рассматривать как два самостоятельных, обособленных понятия; или анализировать спорт в контексте физической культуры, т.е. спорт рассмат-риватькак составную часть, компонент физической культуры. Такая амбивалентная позиция отслеживается, в частности, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Так, в Законе говорится, что физическая культура - это часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, тогда как спорт является сферой социально-культурной деятельности (совокупности видов спорта), сложившейся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. С другой стороны, в этом же законе указывается, что физическая культура включает в себя спорт, как составную часть, «спорт является составной частью физической культуры, исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности и специальной подготовки спортсменов к соревнованиям» [5].
Специалист в области социальной гигиены Ю.П. Лисицын, базируясь на модели экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в качестве ключевых факторов здоровья выделяет образ жизни, социально-экономические условия, качество окружающей среды, генетические и биологические факторы, систему здравоохранения [6]. При этом образ жизни вносит наибольший вклад в состояние здоровья (50-55 %).
Целесообразным считаем обозначить те из факторов образа жизни, которые зависят, прежде всего, от самой студенческой молодежи, от качества формированияею здорового образа жизни, это [7]:
1) оптимальная двигательная активность, гармоничное физическое развитие и оптимальная физкультурно-спортивная подготовленность;
2) рациональное питание и поддержание нормальной массы тела;
3) плодотворный труд с разумным сочетанием режима труда и отдыха, а также активный отдых;
4) психогигиена, позитивное мышление, отсутствие вредных привычек и наличие полезных привычек;
5) высокая медицинская активность и соблюдение личной гигиены;
6) проживание в здоровой окружающей среде;
7) высокая культура общения и поведения, наличие физического, психического и социального комфорта; а также психологическое и социальное благополучие.
Однако одним из самых главных факторов повышения потенциала здоровья (как физического, так и психосоциального) среди молодежи является физическая культура и спорт (в рамках этой статьи мы имеем ввиду физическую культуру и спорт массовый, непрофессиональный, т.е. такой, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов).
Мы полагаем, что только физическая культура и спорт, будучи оздоравливающими факторами, способны в большей степени, в соответствии с определением ВОЗ, одновременно воздействовать на все составляющие здоровья: физическое, психическое и социальное, а также способствовать многогранному развитиюличности молодого человека [8].
Итак, зададимся вопросом, - какой смысл (на когнитивном уровне) вкладывают студенческая молодежь в понятие «физическая культура» и «спорт»? Согласно проведенному нами опросу, большинство респондентов (порядка 78,3 %) сходятся во мнении, что эти категориисоставля-ют часть общей культуры, ядро содержания которой составляет разумное использование индивидом двигательной активности в целях физического и психосоциального развития, а также укрепления потенциала здоровья. Некоторые респонденты толкуют понятие физической культуры или очень узко, как комплекс физических у п р аж нений (9,8 %), или, напротив,весьма широко, как часть культуры отдельной личности, группы и общества (5,7 %).
Согласно исследованиям М.А. Груздевой и А.В. Короленко, здоровье занимает лидирующую позицию в системе ключевых ценностей среди молодежи. Участвовать в физкультурно-спортивной деятельности и принимать меры по укреплению здоровья молодежь, как правило, «мотивируют потребность в хорошем самочувствии (46 % ответов), стремление хорошо выглядеть (32 %) и нежелание доставлять неудобства близким (32 %)» [9, с. 44]. Однако среди молодых людей в возрасте до 30 лет менее популяр-
ной оказалась утренняя зарядка (регулярно ею занимаются лишь 10 % респондентов). В качестве детерминирующих причин слабой физической активности молодежь называет дефицитсвобод-ного времени и личную неорганизованность (лень) - по 40 % ответов. «Повысить физическую активность, по мнению представителейданной группы населения, помогло бы увеличение дохода (47 % ответов) и снижение цен наспортив-ный инвентарь и абонементы в спортклубы (37 % ответов)» [9, с. 46].
В ходе социологического опроса нами была осуществлена попытка выяснить, какую роль играет физкультурно-спортивная деятельность в становлении физического, психического и социального здоровья студенческой молодежи. По результатам исследования о том факте, что физическая культура и массовый спорт в молодежной среде совершенствуют физические, соматические и психосоциальные аспекты здоровья, респонденты нисколько не сомневаются. При этом студенческой молодежью были отмечены, в основном, такие показатели, которые бы они хотели улучшить во время занятий физической культурой и спортом и которые являются для них ведущим мотивирующим фактором: корригировать осанку, усовершенствовать внешний вид, приобрестикрасивую фигуру, сформировать развитую мускулатуру тела (59,7 %); стать более гибким, быстрым, выносливым (47,5 %); укрепить иммунитет, повысить сопротивляемость простудным заболеваниям, а также профилактиро-вать другие видызаболеваний, вызванные низкой двигательной активностью и неактивным образом жизни (39,8 %).
При этом значительно больший перечень качеств называют студенты, когда речь заходит об улучшении потенциала психического и социального здоровья. Так, в частности, физкультурно-спортивная деятельность помогает молодым людям, в первую очередь:
- повышать продуктивность умственного труда и стимулировать мыслительно-интеллектуальную деятельность в учебно-образовательном процессе (34,9 %);
- активно развивать познавательные психические процессы ощущений и восприятия, внимания и памяти (38,7 %);
- управлять своей эмоционально-чувственной сферой, рефлексировать и контролировать ее, а также вести борьбу с различными негативными психоэмоциональными состояниями: страхом и
Литература:
1. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности // «Инженерный вестник Дона», 2013, № 3. Ш1_ : http://www.ivdon.ru/ тада2те/агс11ме/п3у2013/1824 (доступ свободный).
тревожностью, гневом, агрессивностью и раздражительностью (54,2 %);
- снимать психосоциальное напряжение и повышать устойчивость к стрессам и (55,7 %), вырабатывать силу воли и решительность характера (48,9 %), укреплять уверенность в себе и своих силах, повышать личностную самооценку (43,9 %);
- строить взаимоотношения с социальным окружением, вступать в конструктивное взаимодействие с другими людьми и обществом в целом.
Согласно исследованию у студенческой молодежи социальных аспектов здоровья, проведенному С.В. Бердниковым С.Б. Гурьевым, физическая культурно-спортивная деятельность помогает молодым людям:
- грамотно организовать активный отдых и рационально использовать свободное время;
- отвлекать от асоциальных групп и негативных поступков; устанавливать контакты и находить друзей, достигать наиболее высокого уровня социальной и физической активности, благодаря, например, массовым физкультурно-оздоровительным мероприятиям;
- ускорять процесс адаптации к новым требованиям общественной среды, приобретать социальный опыт при работе в команде;
- находить пути выхода из проблемных ситуаций, а также достойно переносить победы, поражения и неудачи в жизни;
- формировать ценности, необходимые в дальнейшей профессионально-трудовой деятельности - ответственность, целеустремленность, исполнительность, дисциплинированность, трудолюбие [10, с. 21].
В свете того, что было сказано выше, неудивительным становится и то, почему среди основных причин, по которым молодежи нравится заниматься физической культурой и спортом, называются, прежде всего, такие, как: повод пообщаться со сверстниками (33,3 %) и доброжелательная атмосфера (46,7 %).
Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность в среде студенческой молодежи является важным фактором повышения потенциала здоровья, способствуя становлению всех аспектов здоровья: физического, психического и социального.
Literature:
1. GafiatulinaN.Kh. Health-saving models of professional socialization of students in the context of social uncertainty // «Engineering Bulletin of the Don», 2013, № 3. URL : http://www.ivdon.ru/ magazine/archive/n3y2013/1824 (free access)
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» от 15 апреля 2014 г. № 302. Ш1_ : www.minsport.gov.ru
3. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи : монография. Рос-тов-н/Д. : РАС ЮРГУЭС, 2009. 166 с.
4. Пономарев И.Е. Массовый спорт и спорт высших достижений как современный социокультурный феномен / И.Е. Пономарев, Л.Ю. Стриева, С. Б. Олонец // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 236-240.
5. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 50. С. 6242.
6. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2002. 520 с.
7. Кораблева Е.Н. Основы здорового образа и стиля жизни человека. СПб., 2007. 85 с.
8. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva (2008).
9. Гоуздева М.А. Поведенческие факторы сохранения здоровья молодежи / М.А. Груздева, А. В. Короленко // Анализ риска здоровью. 2018. № 2. С. 41-51.
10. Бердников С.В. Роль физической культуры и спорта в обеспечении здоровья студенческой молодежи / С.В. Бердников, С.Б. Гурьев // Физи-ческаякультураиспорт: материалы науч.-практич. конференции. Екатеринбург, 2018. С. 16-23.
2. State program of the Russian Federation «Development of physical culture and sport» of April 15, 2014 № 302. URL : www.minsport.gov.ru
3. Gafiatulina N.Kh. Health as a value among young students : monograph. Rostov-on/D. : RAS RSUES, 2009. 166 p.
4. Ponomarev I.E. Mass sport and sports of the highest achievements as a modern socio-cultural phenomenon / I.E. Ponomarev, L.Yu. Striyeva,
5.B. Olonets // State and municipal management. Scientists notes. 2019. № 1. P. 236-240.
5. Federal Law of 04.12.2007 № 329-03 «On physical culture and sports in the Russian Federation» (ed. 05.12.2017) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2007. № 50. P. 6242.
6. Lisitsyn Yu.P. Public health and healthcare. M., 2002. 520 p.
7. Korableva E.N. Basics of a healthy and lifestyle. SPb., 2007. 85 p.
8. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva (2008).
9. Gruzdeva M.A. Behavioral factors of preserving the health of young people / M.A. Gruzdeva, A.V. Korolenko // Health risk analysis. 2018. № 2. P. 41-51.
10. Berdnikov S.V. The role of physical culture and sports in ensuring the health of students / S.V. Berdnikov, S.B. Guriev // Physical culture and sport: materials of the scientific-practical conference. Yekaterinburg, 2018. P. 16-23.