УДК 316.4
Бабаева Виолетта Магамедовна
аспирант кафедры
Академии физической культуры и спорта, Южный федеральный университет [email protected]
Бабаев Магамед Амрах оглы
кандидат педагогических наук, доцент,
Донской педагогический колледж maba baev@sfed u. т
Кадыров Аслан Меджидович
доцент кафедры спортивных дисциплин, Академия физической культуры и спорта, Южный федеральный университет amkadyrov@sfed u. т
Насевич Сергей Валентинович
доцент кафедры
Академии физической культуры и спорта, Южный федеральный университет E-mail: [email protected]
Violetta M. Babaeva
Postgraduate student,
Department of the Academy of Physical
Culture and Sports,
Southern Federal University
Magamed A. Babayev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Don Pedagogical College maba baev@sfed u. ru
Aslan M. Kadyrov
Associate Professor, Department of Sport Disciplines, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University amkadyrov@sfed u. ru
Sergey V. Nasevich
Associate Professor,
Department of the Academy of Physical
Culture and Sports,
Southern Federal University
maba baev@sfed u. ru
Социально-педагогические
особенности развития двигательных качеств детей 7-8 лет в процессе дополнительного образования на основе применения подвижных игр с элементами единоборств
Socialand pedagogical features of development of motive qualities of children of 7-8 years in the course of additional education on means of application of mobile games with elements of single combats
Аннотация. В рамках статьи рассматривается направленность социально-педагогических действий на развитие двигательных качеств с учетом возрастных особенностей. Речь идет о том, что развитие двигательных качеств у детей 7-8 лет в процессе занятий спортивными единоборствами, выявило специфические социально-педагогические условия, которые способствовали поиску и апробированию инновационных игровых и соревновательных форм, адаптированных к школьникам младшего возраста.
Ключевые слова: двигательные качества, дети, спортивные единоборства, дополнительное образование, физическое развитие, квест, подвижные игры, игровые формы и комплексы.
Annotation. In the framework of the article, the focus of socio-pedagogical actions on the development of motor qualities, taking into account age-related characteristics, is considered. We are talking about the fact that the development of motor qualities in children 7-8 years old in the process of practicing martial arts, revealed specific social and pedagogical conditions that contributed to the search and testing of innovative game and competitive forms adapted to young schoolchildren.
Keywords: motor qualities, children, martial arts, physical development, additional education, quest, outdoor games, game forms and complexes.
В настоящее время развитие системы дополнительного образования позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивать формирование, развитие и сохранение здоровья детей [1]. Спортивные учреждения активно развивают научное направление по совершенствованию системы организации и планирования учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных объединениях [2, 3]. На современном этапе повышенный интерес к спортивным единоборствам обеспечивается не только масштабной организацией ее распространения, но и разнообразием форм, видов и большим количеством проведения спортивных мероприятий [4]. Вместе с тем, осуществляемая работа, как на государственной, так и на коммерческой основе не дает желаемого результата по развитию физических качеств и укреплению как физического, так и психосоциального здо-ровьяподрастающего поколения [5].
Проблематика развития двигательных качеств детей 7-8 лет в процессе дополнительного образования на основе применения подвижных игр с элементами единоборств, нашла свое отражение в работах: А.М. Ачилова, О.В. Гончарова, А. М. Дурова, М.Н. Жукова, Б. Б. Кипчакова, И.В. Стародубцевой, Н.Я. Прокопьева и др. Как подчеркивает Б.Б. Кипчакова, применение подвижных игр с элементами единоборств позволяет повысить общий уровень физической подготовленности детей [6].
Основные задачи физического воспитания детей -укрепление их здоровья, содействие правильному физическому и соматическому развитию. Однако не менее важным является своевременное обучение их жизненно важным двигательным навыкам, главными из которых следует считать навыки ходьбы, бега, прыжков и метаний, то есть упражнений, составляющих основы легкой атлетики.
Определение уровня физического развития, функциональных и двигательных возможностей развивающегося детского организма при начальном отборе и на базовом этапе занятий спортом, является одной из актуальных про-блемсовременной спортивной социально-педагогической науки. При этом объективная оценка физического развития детей возможна при условии создания мониторинговой системы в каждом регионе, для обоснования «местных» стандартов [7, 8].
Одной из причин сложившегося положения является недостаточный учет различных факторов, влияющих на развивающийся организм детей. Наиболее отрицательно на развитие мышления и основных двигательных качеств влияют техногенные, физические и химические факторы окружающей среды. Отсутствие экологических паспортов спортсооружений, научно-обоснованных практических и методических рекомендаций по проведению занятий актуализирует необходимость разработки технологий, обеспечивающих оздоровительную и развивающую направленность учебно-тренировочного процесса [9].
Целью данной статьи является разработка и апробирование социально-педагогических основ развития двигательных качеств у детей 7-8 лет в процессе занятий спортивными единоборствами в рамках дополнительного образования. Объектом исследования выступает процесс дополнительного образования по спортивным единоборствам. Предмет исследования составляют социально-педагогические особенности развития двигательных качеств у детей 7-8 лет в процессе занятий спортивными единоборствами.
Остановим взор на результатах исследования. Изучение состояния проблемы двигательных качеств свидетельствует о недооценке возрастных особенностей детей в процессе занятий спортивными единоборствами по дополнительному образованию. Об этом свидетельствуют современные тенденции преимущественного изучения приемов борьбы и тренировочных поединков, которые не могут успешно решать задачи по овладению двигательными действиями и укреплять здоровье детей. Наиболее негативно тренировочные схватки воздействуют на состояние эмоционально-психической сферы детей 7-8 летнего возраста. Проигравшие схватку дети проявляют реакции возбуждения или торможения, что отражается на их психическом развитии.
Учитывая возрастные особенности детей 7-8 лет для развития двигательных качеств в процессе занятий спортивными единоборствами, были определены следующие социально-педагогические условия:
- подбор и выполнение специальных подвижных игр с элементами спортивных единоборств, в которых определяется замысел и сюжет игры;
- разработка различных видов соревновательной деятельности по выполнению основных двигательных действий спортивных единоборств;
- дозирование физических нагрузок оздоровительной направленности с учетом индивидуальных возможностей детей в реальных условиях тренировочных занятиях;
- ранжирование детей по успешности выполнения поставленных задач в подвижных играх и различных видов соревновательной деятельности.
В качестве специальных подвижных игр с элементами спортивных единоборств были определены: игры в касания, игры теснения, игры за овладение предметом, игры на внимание, игры на опережение, игры на перетягивание и выталкивание.
Остановимся на рассмотрении обозначенных выше подвижных игр.
1) Игры теснения.Смысловое задание данного вида игр с элементами единоборств, заключается в вытеснении, выведении из положения статического и динамического равновесия соперника на определенной территории. Границы территории могут варьироваться в зависимости от игровой ситуации.
- Исходное положение (И.п.) лицом друг к другу, ноги согнуты в коленных суставах. Задача: перетолкать соперника;
- «Петушиный бой»: И.п. стоя на одной ноге, руки за спиной. Задача: перетолкать соперника или до касания второй ноги ковра;
- Тиснение из круга, (в скрестном захвате борец должен вытеснить соперника из круга).
2) Игры за овладение предметом.
- «Отбирание мяча»: И.п. лежа на животе, мяч прижат к груди. Задача: за 30 сек. забрать мяч у соперника, после чего борцы меняются;
- за овладение гимнастической палкой из различных исходных положений (стоя на ногах, на коленях, лежа на спине и животе);
- И.п. упор лежа. Задача: кто быстрее вытащит платочек из-за пояса соперника.
3) Игры на внимание. Задачей игр на внимание является приучить детей слышать тренера, а не просто выполнять знакомые упражнения и элементы по привычке.
- Дети строятся в одну колонну по росту, в центре зала. Задача: добежать до правой стены зала, (а тренер при объяснении показывает влево);
- дети стоят в одной шеренге. Задача: сделать пять кувырков вперед, задание начинается по свистку, (либо заранее оговоренному условному сигналу), однако подается другой сигнал, - не тот, о котором было сказано.
Показатели физической
4) Игры на опережение. «Кто быстрее встанет» (игровой комплекс по заданию): И.п. лежа на животе, руки за головой; руки за спиной в захвате; лежа на спине - руки вдоль туловища; руки за головой в захвате. Задача: по сигналу тренера как можно быстрее встать на ноги: зайти за спину соперника в партере, (один из борцов по жребию или указанию тренера становится в высокий партер, а соперник, осуществив один из атакующих захватов, по сигналу должен забежать ему за спину, т.е. заработать выигрышный балл);
- И.п. стоя на ногах, спиной друг к другу. Задача: по сигналу, забежать за спину сопернику и взять захват;
- И.п. упор лежа (сгибание-разгибание рук). Задача: по сигналу, забежать за спину сопернику.
5) Игры перетягивания, вытягивания.
- И.п. стойка борца, руками держать соперника за запястья (за кисти «борцовский захват»). Задача: кто перетянет соперника за обозначенную линию; занимающиеся делятся на две равные команды, одна команда ложится на живот лицом друг к другу, соединяя руки в захват образуя «ромашку», в центре ковра, вторая команда находится за пределами рабочей зоны ковра. Задача: вытащить соперников за пределы рабочей зоны ковра.
В последнее время в различных сферах образования (лингвистике, художественной литературе, математике и т.д.) применяются различные формы сюжетных игр - «квесты» (от англ. «Quest - поиск»). Показатели квеста (физической подготовленности детей) представлены в таблице № 1.
Таблица 1
вленности детей 7-8 лет
Тесты Мальчики Девочки
В начале года В конце года В начале года В конце года
Прыжок в длину, см 113 ± 4,7 117 ± 4,6 112 ± 4,6 118 ± 4,3
Бег 10 метров, с 4,1 ± 0,2 3,9 ± 0,2 4,3 ± 0,3 4,1 ± 0,2
Поднимание прямых ног, раз 17 ± 18 19 ± 1,7 14 ± 1,6 17 ± 1,9
Бег 150 м. 55,5 ± 0,3 54,3 ± 0,3 59,5 ± 0,2 57,0 ± 0,3
Челночный бег 3*10м,с 12,0 ± 0,7 11,3 ± 0,7 12,5 ± 0,5 11,8 ± 0,6
Квест - это инновационная дидактическая игра с определенным сюжетом, предполагающим разрешение различных головоломок и логических заданий, требующих быстрого принятия решения. На базе Ростовского Педагогического колледжа преподаватели экспериментальной подготовки провели квест по теме: «История физической культуры и спорта». Так какучащиеся были спортсменами, преподаватели предложили смешанную форму квеста, в котором было необходимо проявлять физические качества при перемещении от задания к заданию (броски мяча в цель, жим гири, прыжки в длину с места и т.д.), а также знания из истории возникновения и развития спорта.
Как показала практика применения квеста: из скучного варианта викторины, в котором учащиеся неохотно принимали участие, получилось яркое, психоэмоционально интересное мероприятие. Дети узнали лучше друг друга в испытаниях, проявили сплоченность и взаимовыручку.
Таким образом, нам представляется перспективной разработка тематических «квестов» с различными акцентами на развитие двигательных качеств в совокупности с проявлением различных видов мышления («мобильность», «гибкость», «быстрота» и т.д.) [10].
В целом, в результате наших исследований, в рамках заявленной проблематики, мы пришли к выводам о том, что:
- наблюдение за учащимися 7-8 лет выявило высокую активность в участии, повышенную мотивированность в поведении, положительноеп-сихоэмоциональное реагирование как результат двигательной деятельности;
- необходимо применение дидактически обоснованных интерактивных педагогических технологий, требующих методической подготовки, таких
Литература:
1. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи: риски разрушения в условиях глобализации / Н.Х. Гафиатулина, А. В. Верещагина, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 26-31.
2. Стародубцева И.В. Особенности развития дошкольников 6-7 лет, занимающихся различными видами физкультурно-спортивной деятельности. // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12.
3. Христов В.В. Управление тренировочным процессом в спортивных школах на основе показателей этапного контроля / В.В. Христов, Д.Н Макаридин, М.В. Алексеева, М.Б. Солошенко // Теория и практика физической культуры. 2017. № 12. С. 53-55.
4. Олонец С.Б. Физкультурно-спортивная деятельность в среде студенческой молодежной как главный фактор повышения потенциала здоровья / С.Б. Олонец, А.М. Кадыров, Л.К. Олонец // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6.
5. Гафиатулина Н.Х. Спортивное движение как эффективное средство развития социального здоровья российской молодежи / Н.Х. Гафиатулина, С.С. Косинов, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 19-22.
6. Кипчаков Б.Б. Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры // Молодой ученый. 2010. № 7. С. 325-330.
7. Симонова Е.А. Оценка физической подготовленности школьников к выполнению норм ВФСК «готов к труду и обороне» / Е.А. Симонова, С. В. Дмитриева // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12. С. 21-23.
8. Прокопьев Н.Я. Динамика физического развития мальчиков 8 лет на начальном этапе занятий спортом / Н.Я. Прокопьев, А.М. Дуров // Теория и практика физической культуры. 2017. № 12. С. 49-53.
9. Карвунис Ю.А. Эффективность факультативных программ для школьников по основам спор-
как: «квесты-игры», специализированные игровые комплексы и т.д.
Последнее связано с тем, что в отличие от традиционных методов проведения уроков физического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективность физической подготовленности и развитие двигательных качеств с применением подвижных игр с элементами единоборств происходит значительно быстрее и обнаруживает повышенную мотивированность в поведении.
Literature:
1. Gafiatulina N.Kh. Social health of Russian youth: the risks of destruction in the context of globalization / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Vereshchagina, S.I. Samy-gin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 10. P. 26-31.
2. Starodubtseva I.V. Features of development of preschool children of 6-7 years who are engaged in various types of sports activity // Theory and practice of physical education. 2016. № 12. P. 27-29.
3. Hristov V.V. Management of the training process in sports schools based on indicators of staged control / V.V. Hristov, D.N. Makridin M.V Alekse-eva, M.B. Soloshenko // Theory and practice of physical culture. 2017. № 12. P. 53-55.
4. Olonets S.B. Physical culture and sports activities among student youth as the main factor in increasing the health potential / S.B. Olonets, A.M Kadyrov, L.K. Olonets // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2019. № 6.
5. Gafiatulinа N.Kh. The sports movement as an effective tool for the development of social health of Russian youth / N.Kh. Oafta^^, S.S. Kosinov, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 3. P. 19-22.
6. Kipchakov B.B. Features of the methodology for the use of outdoor games with martial arts elements in physical education lessons // Young scientist. 2010. № 7. P. 325-330.
7. Simonova E.A. Assessment of physical preparedness of schoolchildren to meet the norms of VFSK «ready for work and defense» / E.A. Simonova, S.V. Dmitrieva // Theory and practice of physical culture. 2016. № 12. P. 21-23.
8. Prokopiev N.Ya. Dynamics of physical development of boys 8 years at the initial stage of sports / N.Ya. Prokopiev, A.M. Durov // Theory and practice of physical culture. 2017. № 12. P. 49-53.
9. Karvounis U.A. The Effectiveness of optional programs for students on the basics of sports and
тивно-оздоровительного туризма / Ю.А. Карву-нис, Л. В. Капелевич // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12. С. 87-89.
10. Писнова О.Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. Казань : Молодой ученый, 2019. С. 8-11.
health tourism / U.A. Karvounis, L.V. Kapelevich // Theory and practice of physical culture. 2016. № 12. P. 87-89.
10. Pisnova O.Yu. Quest game as interactive learning technology in the formation of research activity of students / Innovative educational technology : materials of the IX Intern. science. Conf. Kazan, 2019. P. 8-11.