Научная статья на тему 'Некоторые особенности обучения двигательным действиям юных дзюдоистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Некоторые особенности обучения двигательным действиям юных дзюдоистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1557
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ДЗЮДО / ЮНЫЕ ДЗЮДОИСТЫ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ПОРАЖЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА / МЯГКИЕ СИСТЕМЫ ЕДИНОБОРСТВ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наборщикова Юлия Владимировна, Закиров Расим Мирзазянович, Медведков Виктор Дмитриевич

Определены концептуальные подходы, и сформированы базовые технологии к построению и содержанию методики обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с поражением опорно-двигательного аппарата на основе Концепции развития дзюдо в России, принципов обучения адаптивному дзюдо, коррекционной направленности педагогического процесса с учетом медико-физиологических, психологических особенностей нарушений в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Наборщикова Юлия Владимировна, Закиров Расим Мирзазянович, Медведков Виктор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности обучения двигательным действиям юных дзюдоистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

УДК 796.8:615.825 ББК 75.715.8 Н 14

Ю.В. Наборщикова

Кандидат экономических наук, научный сотрудник Пермского филиала Института экономики; E-mail: _ivn-mail@,mail. ru

Р.М. Закиров

Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеской спортивной школы по дзюдо; E-mail: judosambo1@mail. ru

В.Д. Медведков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики единоборства Чайковского государственного института физической культуры; E-mail: judosambo1@mail. ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Определены концептуальные подходы, и сформированы базовые технологии к построению и содержанию методики обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с поражением опорно-двигательного аппарата на основе Концепции развития дзюдо в России, принципов обучения адаптивному дзюдо, коррекционной направленности педагогического процесса с учетом медико-физиологических, психологических особенностей нарушений в развитии.

Ключевые слова: адаптивное дзюдо, юные дзюдоисты с нарушением опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, поражения спинного мозга, мягкие системы единоборств, двигательные действия, технико-тактические подготовительные действия.

Yu.V. Naborshchikova

Candidate of Economics, Scientist of Perm Branch of Institute of Economics; E-mail: jvn-mail@mail. ru

R.M. Zakirov

Director of Municipal Educational Institution of Children’s Complementary Education Children-Youth’s Sports School of Judo; E-mail: judosambo1@mail. ru

V.D. Medvedkov

Doctor of Pedagogy, Professor of Theory and Techniques of Martial Arts at Tchaikovsky State Institute of Physical Training; E-mail: judosambo1@mail.ru

SOME FEATURES OF TRAINING YOUNG JUDOISTS WITH INFRINGEMENTS OF THE LOCOMOTIVE SYSTEM TO IMPELLENT SKILLS

Abstract. The paper discusses conceptual approaches and base technologies for construction and the content of a technique of training to technical-tactical preparatory actions of young judoists with the locomotive system defeat on the basis of the Concept of judo development in Russia, principles of training to an adaptive judo and a correctional orientation of pedagogical process taking into account medical-physiological and psychological features of infringements in development.

Keywords: an adaptive judo, young judoists with infringement of the locomotive system, a children's cerebral paralysis, spinal cord defeats, soft systems of martial arts, impellent skills, technical-tactical preparatory actions.

Адаптивная физическая культура на основе восточных единоборств - великолепная база для решения задачи по развитию силы, ловкости, координации, удовлетворению потребности в движении, в тактильном и психологическом общении с взрослыми и сверстниками, для повышения социальной адаптации, укрепления эмоционально-волевой сферы и общего физического здоровья. Этикет дзюдо как одного из древних видов воинского искусства и его двигательные средства успешно используются в психотерапевтических и реабилитационных целях. В Европе действует программа «Дзюдо для всех». Одна из значимых частей программы - дзюдо для инвалидов, людей с безграничным потенциалом.

В России это направление только начало активно развиваться. Федерация дзюдо России, приняв программу по развитию дзюдо среди широких слоев населения, осуществляет опыт его применения в работе с инвалидами, имеющими нарушение сенсорики (слепые, глухие), опорно-двигательного аппарата, психики (аутисты, невротики, страдающие гипер- и гиподинамией, задержками психического развития), интеллекта (умственно отсталые), речи (заикающиеся, логопаты), нарушения, возникающие вследствие длительной социальной и тактильной депривации (сироты, дети из трудных семей) (Франко Капеллетти, Энвик Галеа, С.В. Юдаев; И.Д. Свищёв, 2005; А.В. Сидоров, 1985; Э.Л. Глушкова, 2007).

Анализ зарубежного и отечественного, в том числе исторического, опыта, показывает, что медико-физиологические и психологические особенности для лиц с церебральными и спинальными поражениями опорно-двигательного аппарата (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, А.А. Потапчук, Е.Ю. Шапкова, Л.Д. Хода, 2007 и др.), основы Концепции развития дзюдо в России, принципы обучения адаптивному дзюдо, коррекционная направленность педагогического процесса определяют область

исследований и практического применения, в том числе по средствам обучения тактикотехническим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушениями опорнодвигательного аппарата.

Под эгидой дзюдо, одной из мощнейших Федераций, с 2000 года в

соревновательную практику привлекаются и дзюдоисты с нарушением опорно-

двигательного аппарата (ОДА).

Впервые открываются специализированные школы, центры и секции,

использующие опыт японской, французской и итальянской программ по работе с маленькими детьми на основе дзюдо. С 1994 года начинаются занятия в группах «Мягкой Школы» А.В. Сидорова на основе прикладных разработок в дзюдо и мягких системах единоборств. С 1998 года регулярные занятия телесно-ориентированной психотерапии проходят в системе «Мягкой Школы» Э. Глушковой для малышей с 1,5 до 10 лет совместно с родителями. С 29 августа 2006 года начинаются специализированные занятия дзюдо с детьми, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Центре образования №1422 «Дзюдо-Печатники».

Индивидуальные и командные соревнования для юных дзюдоистов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе с церебральными и спинальными поражениями) проводятся в соответствии с правилами Федерации дзюдо России (ФДР) на следующих соревнованиях:

Всероссийские детские Паралимпийские Игры;

Региональные турниры;

^ Спартакиады.

Всего на сегодняшний день в Пермском крае занятиями дзюдо охвачено свыше 6 тысяч детей и подростков, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. В Перми создается и развивается реабилитационное направление дзюдо по работе с детьми, имеющими нарушение сенсорики (слепые, глухие), опорно-двигательного аппарата на базе специальных общеобразовательных школ, школ-интернатов, дворцов творчества юных, где открыты спортивные секции занятий адаптивным дзюдо. Освоение юными

дзюдоистами с ограниченными возможностями здоровья мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей адаптивного дзюдо способствуют рациональной организации своего стиля жизни, проявлению у них внутренней дисциплины, собранности, выносливости, быстроте оценки ситуации и принятия решения, настойчивости в достижении цели, гибкости тела, координации движений и др.

Движение является одним из основных проявлений жизнедеятельности организма. Все важнейшие функции человека (дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи) реализуются в конечном счете движением - сокращением мышечного аппарата.

У лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что естественно оказывает неблагоприятное воздействие на формирование нервно-психических функций.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер (табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (С.П. Евсеев, 2007)

Патологии опорно-двигательного аппарата

церебральное спинальное

- нарушение постуральных рефлексов, мышечного тонуса, опороспособности, равновесия; - нарушения вертикальной позы, локомоции, точностных движений рук, координации микро- и макромоторики; - нарушение мышечно-суставного чувства, ощущения положения собственного тела и его частей и ориентировки в пространстве; - дисгармоничность физического развития; - мышечная гипотрофия, спастичность и ригидность мышц, контрактуры, остеопороз; - нарушение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - заболевания внутренних органов. Остеохондроз позвоночника. Нарушения зрения, слуха, интеллекта, речи; - низкая работоспособность, эмоциональная неустойчивость. - полная или частичная утрата движений, чувствительности; - расстройство функций тазовых органов, нарушение уродинамики; - нарушение вегетативных функций, пролежни; - тромбоз глубоких вен; - остеопороз. При вялом параличе - атрофия мышц, при спастическом - спастичность мышц, тугоподвижность суставов, контрактуры. При высоком (шейном) поражении - нарушение дыхания, недостаточность гемодинамики, терморегуляции; - нарушения обменных процессов

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную группу среди них представляют дети с церебральным параличом (89%).

В специализированных школах существует программа по физическому воспитанию детей с поражением ОДА, но только для 1-4 классов (1986). Эта программа является единственной для всех школ данного типа. Физическое воспитание в рамках данной программы составляют элементы лечебной физкультуры на основе индивидуального подхода и дидактических принципов. Виды спорта в программе не выделены в самостоятельные разделы, а лишь используются доступные упражнения по упрощенным правилам.

С учетом особенностей двигательных нарушений, непосредственно связанных со спецификой заболевания, выделим задачи двигательной реабилитации детей с церебральным поражением:

1) нормализация дыхательной функции;

2) тренировка удержания головы;

3) тренировка поворотов туловища;

4) тренировка ползания на четвереньках;

5) тренировка сидения;

6) тренировка стояния;

7) тренировка ходьбы;

8) коррекция осанки;

9) нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;

10) коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук;

11) коррекция сенсорных расстройств;

12) профилактика и коррекция контрактур;

13) активизация психических процессов и познавательной деятельности.

При этом задачи двигательной реабилитации должны решаться в совокупности с образовательными, воспитательными и коррекционными задачами.

Отечественными и зарубежными школами накоплен следующий арсенал общих реабилитационных средств и методов работы с детьми с поражением спинного мозга:

1) традиционные методы - массаж, лечение положением, пассивные и активные движения ног, активные упражнения для сохранных мышечных групп, ходьба с дополнительной опорой;

2) дополнительные технические методы - оксибаротерапия, инструментальная вибрация, электростимуляция паретичных мышц;

3) тренажерные методы - велотренажер, степпер, тренажер для тренировки вертикальной позы (ветрикализатор), динамический параподиум, тренировка паретичных мышц с помощью биологической обратной связи и т.д.;

4) специальные методы стимуляции локомоторной активности - программируемая стимуляция мышц в ходьбе, ходьба в подвесной парашютной системе, тренировка на тредмиле, фармакологическая стимуляция локомоторных возможностей, инициация локомоторной активности естественной проприоспинальной стимуляцией и электростимуляцией спинного мозга.

Последовательность мероприятий двигательной реабилитации детей с поражением спинного мозга представлена в табл. 2.

Применение основ восточных единоборств в практике адаптивной физической культуры - великолепная база для решения задачи по развитию в детях с церебральными и спинальными поражениями опорно-двигательного аппарата силы, ловкости, координации, удовлетворения потребности в движении, в тактильном и психологическом общении с взрослыми и сверстниками, для повышения социальной адаптации, укрепления эмоционально-волевой сферы и общего физического здоровья.

Таблица 2.

Этапы двигательной реабилитации (Е.Ю. Шапкова, 1999)

Этап, тип по Frankel Задачи этапа Критерии завершения этапа (адаптационный статус)

Этап I тип А, В 1. Активизировать и тренировать спинальную локомоторную активность. 2. Активизировать проспинальные связи. 3. Восстановить элементы произвольного контроля движений Проявление произвольных движений или произвольно инициируемой спастики

Этап II тип С 1. Тренировать спинальную локомоторную активность. 2. Тренировать проспинальные связи. 3. Расширить произвольный контроль движений. 4. Сформировать позу стоя на коленях с опорой на руки Освоение позы на коленях с опорой на руки Проявление элементов естественной локомоторной активности (тетрапедальная ходьба)

Этап III тип С 1. Тренировать спинальную локомоторную активность. 2. Активизировать доступные формы естественной локомоции. Передвижения стоя на коленях с дополнительной опорой руками («ходунки»)

Этап, тип по Frankel Задачи этапа Критерии завершения этапа (адаптационный статус)

3. Расширить произвольный контроль движений.

Этап IV тип D, С 1. Тренировать доступные формы естественной локомоторной активности. 2. Тренировать поддержание вертикальной позы. 3. Формировать технику ходьбы. Поддержание вертикальной позы, ходьба в облегченных условиях

Этап V тип D, Е, С 1. Развивать силу мышечных групп, обеспечивающих ходьбу. 2. Тренировать ходьбу Ходьба без ограничений по времени

Методика обучения технико-тактическим подготовительным действиям в адаптивном дзюдо для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата формируется на основе практического опыта и исследований:

1) прикладных разработок в дзюдо и мягких системах единоборств;

2) телесно-ориентированной психотерапии;

3) системы «Мягкой Школы» А.В. Сидорова, Э.Л. Глушковой (в работе с детьми и инвалидами);

4) французской и итальянской программ по работе с маленькими детьми на основе

дзюдо.

Задачи обучения технико-тактическим подготовительным действиям в адаптивном дзюдо для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;

- увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей;

- нормализация мышечного тонуса и позотонических реакций;

- нормализация силы мышц;

- развитие мышечно-суставного чувства и мышечно-сенсорной координации;

- формирование вестибулярной реакции, равновесия и ориентировки в пространстве;

- формирование опороспособности нижних конечностей;

- развитие манипулятивной функции рук;

- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

- нормализация вегетативных функций;

- повышение адаптации организма к физическим нагрузкам;

- абилитация организма ребенка, формирование необходимых двигательных навыков;

- развитие речи, мышления, памяти, внимания;

- снижение реактивности и тревожности;

- стабилизация эмоциональной сферы;

- воспитание самостоятельности, независимости, социальная и бытовая реабилитация.

Требования к занятиям адаптивным дзюдо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения;

- чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки;

- упражнения должны соответствовать возможностям занимающихся;

- индивидуальный подход;

- рационально дозировать нагрузку, не допуская переутомления;

- обеспечивать профилактику травматизма и страховку.

На занятиях адаптивным дзюдо необходим постоянный врачебный контроль для регулирования нагрузки и рационального сочетания адаптивного дзюдо с другими методами комплексной реабилитации.

Взаимодействие и взаимовлияние борцов в период занятий вносит в процесс реабилитации свои сложности и особенности, поэтому важен оптимальный подбор пары. Необходимы четко согласованные и экономные действия юных дзюдоистов в период проведения схватки, поскольку каждый момент их взаимодействия - это балансирование в движении, а баланс возможен только в движении. Потеря баланса в период занятий может происходить во всех направлениях - вперед, назад, в сторону. Перед началом занятий нужно закрепить у ребенка знания и представления о схеме тела, научить контролировать положение головы, так как не правильное положение может запустить действие патологических тонических рефлексов, развивать умение ребенка осознавать и контролировать положение собственного тела.

Двигательное поведение дзюдоиста необходимо развивать с туловища, а затем переходить на конечности, так как важно создать стабильную опору для движений рук и ног. В двигательном развитии маленького ребенка первого года жизни также вначале происходит подъем и удержание головы, повороты, а затем опора на плечи, локти и кисти. И только тогда, когда ребенок осваивает перечисленные навыки, он начинает осваивать хватательные движения пальцами. Вначале движения размашисты, с большими физическими затратами, затем они оптимизируются и становятся экономными, с минимальной затратой сил. Таким образом, вначале происходит освоение движения, а затем формируется координация. При формировании двигательных действий большинство суставов находятся в среднефизиологическом положении, обеспечивая наиболее оптимальное воздействие на мышцы, что особенно важно для коррекции двигательных нарушений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Двигательная реабилитация с помощью последовательного обучения техникотактическим подготовительным действиям на этапе начальной подготовки юных дзюдоистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлена в табл. 3.

В соответствии с исходным неврологическим и адаптационным статусом пациентов (Индекс активности в повседневной жизни по Katz.S.), этапами двигательной реабилитации определена последовательность обучения ТТПД в виде алгоритма с последовательным усложнением и расширением задач.

На начальных этапах последовательного обучения технико-тактическим подготовительным действиям юные дзюдоисты не могут усилить или ослабить вызванные движения ног, они происходят помимо их воли.

Во время процедуры тренер-преподаватель просит прислушиваться к ощущениям, сопровождающим вызванные движения, поскольку появление чувствительности обычно опережает прогресс в двигательной сфере.

Переход от спинальной локомоции на начальных этапах реабилитации к естественной происходит через постепенное усложнение: от тетрапедальной ходьбы (передвижение на четвереньках) к ходьбе на коленях с дополнительной опорой, затем к бипедальной ходьбе в облегченных условиях.

На поздних этапах реабилитации (ГУ-У) вызванная локомоторная активность носит вспомогательный, потенциируюший характер и дает возможность юному дзюдоисту, помимо технических заданий, разрабатывать стратегию проведения схватки.

Таблица 3.

Двигательная реабилитация с помощью последовательного обучения технико-тактическим подготовительным действиям на этапе начальной подготовки юных дзюдоистов с нарушениями

опорно-двигательного аппарата

анг о Этап Технико-тактические подготовительные действия Коррекционная направленность

I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА Проявление произвольных движений или произвольно инициируемой спастики

21 I II 2 ' III IV V Смена своего захвата Расслабление мышц; тренировка поворотов туловища; нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей; коррекция позотонических реакций (структура движения); развитие пространственной ориентации и точности движений; коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук; профилактика и коррекция контрактур.

28 I 2 II III V Уменьшить дистанцию (борьба в плотном захвате) и обострение ситуации в схватке Тренировка ползания на четвереньках; тренировка сидения; нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей; коррекция позотонических реакций (структура движения); формирования равновесия; развитие пространственной ориентации и точности движений; коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук; активизация психических процессов и познавательной деятельности

29 I 2 II III IV V Толчок руками от себя Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей; коррекция позотонических реакций (структура движения); формирование равновесия

44 I 4 П III IV V Использование физического качества силы Тренировка удержания головы; тренировка поворотов туловища; тренировка ползания на четвереньках; тренировка сидения; формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности

58 I 5 п III IV V Использование физического качества выносливости -утомить соперника Нормализация дыхательной функции; коррекция сенсорных расстройств

60 I 6 п III IV V Использование физического качества гибкости Расслабление мышц; коррекция осанки; формирование равновесия; профилактика и коррекция контрактур

II. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НА КОЛЕНЯХ С ОПОРОЙ НА РУКИ Освоение позы на коленях с опорой на руки, появление элементов естественной локомоторной активности (тетрапедальная ходьба)

3 3 п IV V Использование маневрирований (передвижений, перемещений относительно соперника: вправо, влево, назад, вокруг него и т.д.) Нормализация дыхательной функции; расслабление мышц; тренировка удержания головы; тренировка поворотов туловища; тренировка ползания на четвереньках; формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности; коррекция осанки; нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей; коррекция позотонических реакций (структура движения); формирование равновесия; развитие пространственной ориентации и точности движений; активизация психических процессов и познавательной деятельности

17 1 II III IV V Передвижение в противоположном направлении для тактической подготовки Расслабление мышц; тренировка удержания головы; тренировка поворотов туловища; тренировка ползания на четвереньках; формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности; тренировка стояния; нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних

анг о Этап Технико-тактические подготовительные действия Коррекционная направленность

конечностей; коррекция позотонических реакций (структура движения); формирование равновесия; развитие пространственной ориентации и точности движений; активизация психических процессов и познавательной деятельности

III. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ НА ОДНОМ ИЛИ ОБОИХ КОЛЕНЯХ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОПОРОЙ НА РУКИ Передвижение стоя на коленях с дополнительной опорой руками «ходунки»

8 8 ш IV V Рывки вниз, вверх, в стороны и т.д. Тренировка сидения; коррекция осанки; формирование равновесия; профилактика и коррекция контрактур

15 III IV 1 V Блокирование - ограничение подвижности кого-либо одного звена туловища соперника: плеча, локтя, бедра, колена и т.д. Тренировка сидения; формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности; формирование равновесия; развитие пространственной ориентации и точности движений; коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук; профилактика и коррекция контрактур; активизация психических процессов и познавательной деятельности

23 2 III V Использование физического качества скорости для осуществления тактической подготовки Тренировка поворотов туловища; тренировка ползания на четвереньках

56 1^ Увеличение дистанции: например, после плотной борьбы с выходом на дальнюю дистанцию создаётся удобная ситуация для проведения своего броска Тренировка поворотов туловища; тренировка ползания на четвереньках; нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей; коррекция позотонических реакций (структура движения); коррекция сенсорных расстройств; активизация психических процессов и познавательной деятельности

IV. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОПОРОЙ Поддержание вертикальной позы, ходьба в облегченных условиях

43 4 IV V Использование физического качества ловкости с целью тактической подготовки броска Расслабление мышц; тренировка удержания головы; тренировка поворотов туловища; формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности; тренировка стояния; тренировка ходьбы; коррекция осанки; нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей; коррекция позотонических реакций (структура движения); формирование равновесия; развитие пространственной ориентации и точности движений

V. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ Ходьба без ограничений во времени

6 6 V Контратака - действие борца, направленное на выполнение ответного броска Тренировка удержания головы; тренировка поворотов туловища; коррекция осанки; нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей; развитие пространственной ориентации и точности движений; коррекция сенсорных расстройств; активизация психических процессов и познавательной деятельности

59 5 V Смена своей стойки. Например, правосторонней на левостороннюю или, наоборот, низкой на высокую и др. Нормализация дыхательной функции; расслабление мышц; тренировка удержания головы; тренировка поворотов туловища; формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности; тренировка ходьбы; коррекция осанки; нормализация произвольных

анг О Этап Технико-тактические подготовительные действия Коррекционная направленность

движений в суставах верхних и нижних конечностей; коррекция позотонических реакций (структура движения); формирование равновесия; коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук

При обучении технико-тактическим подготовительным действиям в адаптивном дзюдо для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями .

1. Тренировочные программы по адаптивному дзюдо для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата разрабатываются индивидуально для каждого. Продолжительность каждого этапа обучения ТТПД индивидуальна и определяется тяжестью церебральных или спинальных поражений, однако наиболее сложными и длительными являются 1-11 этапы.

2. В период проведения занятий в контакте с соперником включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса.

3. В период проведения занятий юный дзюдоист старается сохранить равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и «проблемные» мышцы; ритмичные колебания во время передвижений передаются сопернику и усиливают расслабление спастичных мышц.

4. Адаптивное дзюдо уменьшает амплитуду и количество гиперкинезов, улучшает координацию движений юного дзюдоиста.

5. Адаптивное дзюдо развивает ориентацию ощущения пространства и ощущения своего тела в пространстве, влияя самым естественным образом на оба полушария.

6. В силу особенностей психофизического состояния детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата преодоление чувства страха необходимо учитывать при обучении юных дзюдоистов двигательным действиям на протяжении всех этапов.

7. В период проведения занятий подавляется чувство страха, происходит максимальная мобилизация волевой сферы, при этом у юного дзюдоиста появляется уверенность, самоутверждение, и занятия воспринимаются как развлечение, игра, удовольствие.

8. Адаптивное дзюдо помогает освоению сложных точных движений, воздействуя на разные части тела и улучшая зрительно-моторную и слухомоторную координацию, вестибулярный аппарат, формируя схему собственного тела.

9. Занятия адаптивным дзюдо предполагают слаженные действия следующих участников тренировочного процесса. пара юных дзюдоистов, тренер-преподаватель, врач и судья.

Таким образом, активное участие лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в занятиях адаптивным дзюдо, и особенно в соревнованиях различного уровня -от местных, региональных до всероссийских и международных соревнований, позволяет построить своеобразные мостики между массовым, специальным и адаптивными видами спорта, что в значительно более короткие сроки позволяет добиться реальной интеграции в социум. Поскольку в адаптивном дзюдо необычайно велика роль самовоспитания (самообладания, самооценки, самоконтроля, самовнушения, саморегуляции и т.п.), без которой невозможно достичь серьезных результатов, то занятия дзюдо представляют собой уникальные возможности для социальной интеграции, среди возможностей -задатки и склонности, вариативность посещения, объем занятий, наличие желания занимающегося.

Примечания:

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорнодвигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): метод. пособие / под ред. А.А. Потапчук. СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003.

2. Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: учеб. пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1985. 43 с.

3. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата. М., 2000.

4. Дзюдо. Система и борьба: учебник / под общ. ред. Ю.А. Шулика, Я.К. Коблева, В.М. Невзорова, Ю.М. Схаляхо. Ростов н/д: Феникс, 2006. 800 с.

5. Еганов А.В. Методика начального обучения в дзюдо: учебник для тренеров-преподавателей. Челябинск, 2008. 281 с.

6. Закиров Р.М. Методика обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 26 с.

7. Закиров Р.М., Наборщикова Ю.В. Методические рекомендации к начальному обучению защитным тактико-техническим действиям в дзюдо: метод. пособие. Пермь: МОУ ДОД «ДЮСШ по дзюдо», 2009. 45 с.

8. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата / под общ. ред. Н.А.Гросса. М.: Сов. спорт, 2005.

9. Теория и организация адаптивной физической культуры: в 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общ. ред. С.П. Евсеева. М.: Сов. спорт, 2007. 448 с.

10. Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петё: Развитие детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата. М.: Академия, 2003. 136 с.

11. Частные методики адаптивной физической культуры / под общ. ред. Л.В. Шапковой. М.: Сов. спорт, 2007. 608 с.

12. Шапкова Е.Ю. Вызванная спинальная локомоторная активность у человека: автореф. дис. ... канд. биол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

13. Шоо М. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2003. 112 с.

14. Официальный сайт Федерации дзюдо России. URL: www.JUDO . ru

15. Официальный сайт Паралимпийского комитета. URL: www .haralymp . ru

References:

1. Adaptive physical training in work with children having infringements of the locomotive system (at a children's cerebral paralysis disease): the methodical manual / Ed. A.A. Potapchuk - SPb.: P.F.Lesgaft SPBGAFK, 2003.

2. Bogen M.M. Methodological bases of the theory of training to impellent skills: the manual for listeners and post-graduate students / M.M. Bogen. - М.: GTSOLIFK, 1985. - 43 p.

3. Gross N.A. Physical rehabilitation of children with infringements of functions of the locomotive system / N.A.Gross - М., 2000.

4. Judo. System and wrestling: the textbook for SDYUSHOR, sports faculties of pedagogical institutes, technical schools of physical training and schools of an Olympic reserve / Eds. Yu.A.Shulika, Ya.K. Koblev, V.M. Nevzorov, Yu.M.Skhalyakho. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. - 800 p.

5. Eganov A.V. A technique of elementary education in judo // Textbook for trainers-teachers / A.V.Eganov. - Chelyabinsk, 2008. - 281 p.

6. Zakirov R.M. A technique of training to protective tactical-technical actions in judo: Author’s summary of Dissertation for Candidate of Pedagogy degree / R.M.Zakirov - М., 2009. - 26 p.

7. Zakirov R.M. The methodical recommendation to elementary education to protective tactical-technical actions in judo: the methodical manual / R.M. Zakirov, Yu.V.Naborshchikov - Perm: MOU DOD “DYUSSH in judo”, 2009. - P. 45.

8. Modern techniques of physical rehabilitation of children with infringements of the locomotive system / Ed. N.A.Gross - М.: Soviet Sports, 2005.

9. The theory and the organization of adaptive physical training: Textbook in 2 v. - V.2: the content and techniques of adaptive physical training and the characteristic of its principal kinds / Ed. Professor S.P.Yevseyev - М.: Soviet Sports, 2007. - 448 p.

10. Fink A. A.Petyo's conductive pedagogy: Development of children with infringements of the locomotive system / Preface by O.Shpeka; trans. From German by T.E. Braudo, B.A. Maksimov, A.A.Mikhlin; Editor of Russian N.M. Nazarov - М.: Publishing centre “Academy”, 2003. - 136 p.

11. Private techniques of adaptive physical training: Textbook / Ed. Professor L.V. Shapkova -M.: Soviet Sports, 2007. - 608 .

12. Shapkova E.Yu. Induced spinal locomotor activity at the person: Author’s summary of Dissertation of Cand.Biol.Sci. - SPb.: St.Petersburg State University, 2005.

13. Shoo Michael. Sports and outdoor games for children and teenagers with infringements of the locomotive system: The manual for students speech pathology faculties of pedagogical institutions / trans. From German by N.A. Gorlova. Editor of Russian N.M.Nazarova - M.: Publishing Centre “Academy”, 2003. - 112 p.

14. www.JUDO.ru (an official site of the Federation of Judo of Russia).

15. www.haralymp.ru (an official site of Paralympics Committee).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.