Научная статья на тему 'Активизация юного дзюдоиста с ограниченными возможностями здоровья'

Активизация юного дзюдоиста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ДЗЮДО / МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ADAPTIVE JUDO / METHODS OF EDUCATIONAL PROCESS / YOUNG ATHLETES WITH SPINAL CORD DAMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиров Расим Мирзазянович

Адаптивное дзюдо эффективное коррекционно-оздоровительное средство, создающее детям с сенсорными нарушениями благоприятные условия для мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической культуры и спорта, способствуют коррекции двигательных нарушений, осмыслению двигательной и речевой информации, активизации интеллектуальной деятельности юных дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закиров Расим Мирзазянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGIZATION OF YOUNG JUDOIST WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Adaptive judo is effective correctional and wellness mean. For children whose sensory violation is hit favorable conditions creates for mobilization, intelligent, motive, integration and other values of physical culture and sport. It furthers correction of motive violation, comprehension of motive and speaking information, energization of young Judaist’s intellectual activity who has limited capacity of health.

Текст научной работы на тему «Активизация юного дзюдоиста с ограниченными возможностями здоровья»

2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 330 с.

3. Величко В.М., Тимошенко С.И., Панков Ю.И. Современный пожарно-прикладной спорт. М.: Стройиздат, 1983. 167 с.

4. Платонов KX. Пособие по пожарно-прикладному виду спорта. М.: Стройиздат, 1971. 191 с.

Голованов Александр Александрович, аспирант, svetacokolova@mail. ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Оганджанов Александр Леонович, д-р пед. наук, проф., svetacokolova@mail.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет

SPECIFICATIONS MODEL COMPETITIVE ACTIVITY ATHLETES TO OVERCOME 100-METER OBSTACLE IN FIRE-APPLIED SPORTS

A.A. Golovanov, A.L. Ogandzhanov

In the study, the structure of competitive activity in one of the core disciplines of fire-applied sports - 100 m obstacle course designed model characteristics of competitive activity for athletes with different qualifications.

Key words: fire-applied sports, 100-m obstacle course, simulation training athletes, model characteristics of competitive activity.

Alexander Golovanov Aleksandrovich, a graduate student, svetacokolova@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Ogandzhanov Aleksandr Leonovich, doctor of pedagogic, professor, svetacokolova@mail.ru, Russia, Moscow City Pedagogical University

УДК 796.8

АКТИВИЗАЦИЯ ЮНОГО ДЗЮДОИСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Р.М. Закиров

Адаптивное дзюдо - эффективное коррекционно-оздоровительное средство, создающее детям с сенсорными нарушениями благоприятные условия для мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической культуры и спорта, способствуют коррекции двигательных нарушений, осмыслению двигательной и речевой информации, активизации интеллектуальной деятельности юных дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптивное дзюдо, методы процесса обучения, юные спортсмены с сенсорными нарушениями.

Основная цель Концепции развития дзюдо - создание гражданам России необходимых условий для развития их физической и духовной культуры посредством занятий дзюдо, качественной профессиональной подготовки,

интересного физически активного отдыха и эффективного медикореабилитационного сервиса.

Одним из основных направлений деятельности по развитию дзюдо в России является «Развитие массового дзюдо и его использование в физкультурно-оздоровительной работе», где обоснована необходимость разработки и реализации программы адаптивного дзюдо для лиц с поражением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

В зависимости от степени нарушения ограничений возможностей здоровья тренеры используют разные способы восприятия учебно-тренировочного материала:

1. Слабовидящие с остротой зрения от 0,1 до 0,4 D (с оптической коррекцией на лучшем глазу) зрительно воспринимают предметы, явления и действия, ориентируются в большом пространстве[4]. Юные дзюдоисты с тяжелыми формами нарушения зрения, но имеющие остаточное зрение, пользуются осязательно -зрительным или зрительно-осязательным способами. Тотально незрячие воспринимают окружающий мир осязательно-двигательнослуховым способом;

2. Определенные особенности зрительного реагирования, связанные с восприятием тонко дифференцированных структур устной речи, мимики и жестов, обусловливают специфику зрительного восприятия у глухих юных дзюдоистов и в последующих возрастных периодах: нормальная острота зрения (1,0 и выше) наблюдается у 58 % глухих и 54 % слабослышащих детей; около 18 % глухих детей имеют зрение в пределах 0,8-0,9. Тактильная чувствительность юных дзюдоистов с нарушением слуха носит индивидуальный характер. Колебания между самым высоким и самым низким порогом раздражения достигают у глухих 1,52 у.е., у слабослышащих - 1,14 у.е. и у слышащих - 0,83 у.е. В свою очередь возбуждение вибрационных механизмов тела способствует усилению как слуховых, так и тактильных ощущений [3];

3. Общие реабилитационные методы и средства используются для

двигательной реабилитации на этапе начальной подготовки юных дзюдоистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: с

церебральными поражениями - основу составляет тактильная и сенсорная чувствительность; с поражениями спинного мозга на первых этапах по средствам специальных методов стимуляции локомоторной активности проявляются произвольные движения или произвольно инициируемая спастика, с последующим тактильным и сенсорным воздействием [1].

Воспитание юного дзюдоиста с ограниченными возможностями здоровья проводится совместными усилиями (рис.):

1. родителей;

2. воспитателей детских садов, учителей школ, преподавателей вузов и других учебных заведений;

3. тренеров-преподавателей - на занятиях адаптивным дзюдо;

4. реабилитологов - для контроля за состоянием спортсменов с ограниченными возможностями здоровья в учебно-тренировочный период.

Взаимодействие заинтересованных сторон в процессе обучения дзюдо юных спортсменов с ограниченными возможностями здоровья

Отличительную особенность реабилитационных воздействий юных дзюдоистов составляет активное использование дополнительных технических приспособлений и тренажерных методов.

Таким образом, в работе с данными категориями юных дзюдоистов могут использоваться все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебно -тренировочного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться сохранными анализаторами [5].

1. Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности юных дзюдоистов. Чтобы совершенствовать у юных дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений. Учитывая трудности восприятия материала, юный дзюдоист с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе учебно-тренировочных заданий, которые вызывают у юных спортсменов доверие, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.

Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

- выполнение технико-тактических подготовительных действий по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

- выполнение движения в облегченных условиях;

- выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);

- варьирование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);

- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, тактильные и др.);

- использование имитационных упражнений;

- подражательные упражнения;

- подбор в паре дзюдоистов с разными видами нарушений;

- использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают юному дзюдоисту уверенность при выполнении технико-тактических подготовительных действий;

- использование изученного движения в сочетании с другими действиями;

- изменение в процессе выполнения технико-тактических подготовительных действий таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;

- изменение исходных положений для выполнения технико -тактических подготовительных действий (например, начало схватки с взятия захвата в положение на обоих коленях или в стойке на одном колене);

- изменение внешних условий выполнения учебно -

тренировочных заданий;

- варьирование состояния юных дзюдоистов при выполнении

технико-тактических подготовительных действий: в условиях

контроля (самоконтроль, взаимоконтроль и т. д.); в соревновательных

условиях (внутри группы, районные, городские и т. д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни [2];

- изменение эмоционального состояния (эстафеты, подвижные игры, выполнение с речитативами, узыкалмым сопровождением

и пр.).

2. Метод слова: беседа, описание, объяснение,

инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр. [5]. Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями спортсмена на расстоянии посредством устных команд как подготовительном этапе общего назначения («поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т.д.), в последующем специализированных терминов дзюдо («мате», «хаджиме», «иппон», «куми-ката» и др.).

3. Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, мышечная память). Этот метод направляет внимание юного дзюдоиста на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.

4. Метод наглядности является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. Рассматривание предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.

Требования к средствам наглядной информации: большие

размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у юных дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья полноценное восприятие учебно-тренировочного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием и тактильным знакомством, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.

5. Метод стимулирования двигательной активности необходим для как можно частого поощрения юных дзюдоистов с

ограниченными возможностями здоровья, давая им почувствовать радость движений, успеха; по возможности создавая условия, помогая избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха, неуверенности в своих силах.

Если тренер хочет добиться от своего ученика высоких результатов в адаптивном дзюдо, то, прежде всего внутреннее и внешнее окружение юного дзюдоиста должно стать его верным союзником. Практика показывает, что положительное отношение родителей и близких друзей к занятиям адаптивным дзюдо дает хорошие результаты и, наоборот, -отрицательное отношение уменьшает возможности роста спортивных результатов спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.

Помощь родителей в достижении желаемого результата юному дзюдоисту с нарушением слуха:

- участие родителей в отработке специальной системы жестов поможет юному дзюдоисту не только в учебно-тренировочном процессе, но и в соревновательной практике;

- использование дополнительных ориентиров (практические, наглядные, словесные и звуковые), включая различные сенсорные системы, прибавит юному дзюдоисту уверенности, как на занятиях, так и в реальных условиях социума;

- оценивание процесса тренировок и соревнований, поощрение, некоторых ситуаций и заданий, совместное с ребенком проговаривание в слух - даст хороший стимулирующий эффект;

- хорошо освоенные и безопасные приемы дзюдо на занятиях с открытыми глазами, затем с закрытыми, необходимо в домашних условиях повторять со страховкой, поддержкой, помощью.

Помощь родителей в достижении желаемого результата юному дзюдоисту с нарушением зрения:

- объяснения, сопроводительные пояснения, лаконичные комментарии и замечания родителей при выполнении домашних упражнений помогут юному дзюдоисту быстрее сориентироваться в различных ситуациях, предполагая управление действиями юного дзюдоиста на расстоянии;

- стимулирование родителями многократного повторения отдельных элементов техники дзюдо, с опорой при этом на зрительные, слуховые, осязательные и мышечно-двигательные ощущения формирует у юного дзюдоиста доверие и ощущение надежной страховки;

- заслуженные поощрения родителей юного дзюдоиста дают ему возможность почувствовать радость движений, создают условия успеха, помогают избавиться от чувства страха пространства;

- использование родителями при общении с ребенком нетрадиционного спортивного инвентаря (например, мячи, борцовские пояса и др.) с эффектом озвучивания, ароматизирования, фиксирования,

температурных изменений и др. создают юному дзюдоисту ощущение безопасности и комфортности.

Помощь родителей в достижении желаемого результата юному дзюдоисту с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- формирование родителями умений и навыков у юного дзюдоиста прислушиваться к ощущениям, сопровождающим вызванные движения, проявляет в нем чувствительность, опережая прогресс в двигательной сфере;

- четкое соблюдение и рациональное дозирование нагрузки в домашних условиях, не допустит переутомления юного дзюдоиста, и сформирует психофизическую основу для формирования двигательных способностей;

- использование вызванной локомоторной активности, переводя ее во вспомогательный, потенциируюший характер, даст возможность юному дзюдоисту, помимо технических заданий разрабатывать стратегию проведения схватки;

- учитывая индивидуальные особенности юных дзюдоистов, родители обеспечивают совместно с тренером и врачом-реабилитологом профилактику травматизма и страховку.

Методы и методические приемы, применяемые тренерами-преподавателями и родителями в процессе обучения, коррекции и развития юных дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья по средствам адаптивного дзюдо способствуют освоению технико-тактических подготовительных действий в адаптивном дзюдо, интенсификации тренировочного процесса, коррекции двигательных нарушений, осмыслению двигательной и речевой информации, активизации интеллектуальной деятельности юных дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): метод. пособие / под ред. А.А. Потапчук. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003.

2. Дзюдо. Система и борьба: учебник для СДЮШОР,

спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / под общ. ред. Ю.А. Шулика, Я.К. Коблева, В.М. Невзорова, Ю.М. Схаляхо. Рн/Д: Феникс, 2006. 800 с.

3. Крет Я.В. Коррекция психофизического развития глухих детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ...канд. психол. Наук. Киев, 2000.

4. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (нач. школа): учеб .-метод. пособие. СПб, 1997.

5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2007. 608с.

Закиров Расим Мирзазянович, канд. пед. наук, доц., yermiudo@,mail.ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

ENERGIZATION OF YOUNG JUDOIST WITH LIMITED POSSIBILITIES

OF HEALTH

R.M. Zakirov

Adaptive judo is effective correctional and wellness mean. For children whose sensory violation is hit favorable conditions creates for mobilization, intelligent, motive, integration and other values of physical culture and sport. It furthers correction of motive violation, comprehension of motive and speaking information, energization of young Judaist’s intellectual activity who has limited capacity of health.

Key words: adaptive judo, methods of educational process, young athletes with spinal cord damage.

Rasim Mirzazjanovich Zakirov, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, permiudo@mail.ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian Pedagogical University

УДК 796.352.2

УЛЬТРАДИАННЫЕ РИТМЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ГОЛЬФЕ

А.Н. Корольков

В статье рассмотрены вопросы определения низкочастотных ритмов работоспособности в гольфе. По данным экспериментальных исследований получены амплитудно-частотные спектры работоспособности гольфистов и определены критические частоты изменения работоспособности.

Ключевые слова: гольф, мини-гольф, ультрадианные ритмы,

работоспособность, утомление, спектральный анализ, когерентность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучению различных ритмов и колебаний, влияющих на результаты деятельности человека, посвящено множество исследований [1, 3]. Наиболее изученными являются различные периодические процессы, связанные, в первую очередь, с сокращениями сердца, изменениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.