Научная статья на тему 'Особенности обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха'

Особенности обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ДЗЮДО / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ADAPTIVE JUDO / TRAINING PROCESS OF EDUCATION / TECHNICAL AND TACTICAL PREPARATORY ACTIONS OF YOUNG JUDOISTS WITH A HEARING DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиров Разим Мирзаянович

Адаптивное дзюдо – эффективное коррекционно-оздоровительное средство, создающее детям с поражением слуха благоприятные условия для мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической культуры и спорта. В период тренировочно-реабилитационного процесса любой интенсивности необходим функциональный контроль юных дзюдоистов с поражением слуха. Разработаны тактико-технические подготовительные действия в адаптивном дзюдо с учетом специфических особенностей, обусловленных нарушением слуха. Выявлены особенности обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закиров Разим Мирзаянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING IN TECHNICAL AND TACTICAL PREPARATORY ACTIONS OF YOUNG JUDOISTS WITH THE HEARING DISORDER

Adaptive judo is the effective correctional and health improving remedy, creating favorable conditions for mobilization, technological, intellectual, motive, integration and other values of physical culture and sport at children with a hearing disorder. During training and rehabilitation process of any intensity, functional control of young judoists with a hearing disorder is needed. Tactical and technical preparatory actions are developed in adaptive judo taking into account the specific features caused by a hearing disorder. This paper shows features of training in technical and tactical preparatory actions for young judoists with a hearing disorder.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха»

УДК 796.853.23 ББК 75.715.8 З 18

Р.М. Закиров

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной и лечебной физической культуры Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета; E-mal: permjudo@mail. ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ

СЛУХА

(Рецензирована)

Аннотация. Адаптивное дзюдо - эффективное коррекционно-оздоровительное средство, создающее детям с поражением слуха благоприятные условия для мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической культуры и спорта. В период тренировочно-реабилитационного процесса любой интенсивности необходим функциональный контроль юных дзюдоистов с поражением слуха. Разработаны тактикотехнические подготовительные действия в адаптивном дзюдо с учетом специфических особенностей, обусловленных нарушением слуха. Выявлены особенности обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха.

Ключевые слова: адаптивное дзюдо, тренировочный процесс обучения, технико-тактические подготовительные действия юных дзюдоистов с нарушением слуха.

R.M. Zakirov

Candidate of Pedagogy, Associate Professor ofAdaptive and Medical Physical Culture Department, Perm State Pedagogical and Humanities University; E-mail: permjudo@mail. ru

FEATURES OF TRAINING IN TECHNICAL AND TACTICAL PREPARATORY ACTIONS OF YOUNG JUDOISTS WITH THE HEARING DISORDER

Abstract. Adaptive judo is the effective correctional and health improving remedy, creating favorable conditions for mobilization, technological, intellectual, motive, integration and other values of physical culture and sport at children with a hearing disorder. During training and rehabilitation process of any intensity, functional control of young judoists with a hearing disorder is needed. Tactical and technical preparatory actions are developed in adaptive judo taking into account the specific features caused by a hearing disorder. This paper shows features of training in technical and tactical preparatory actions for young judoists with a hearing disorder.

Keywords: adaptive judo, training process of education, technical and tactical preparatory actions of young judoists with a hearing disorder.

Актуальность проблемы исследования. Федерации дзюдо различных уровней принимают программы по развитию дзюдо среди широких слоев населения, осуществляют опыт его применения в работе с дзюдоистами, имеющими нарушение сенсорики (слепые, глухие), опорно-двигательного аппарата, психики (аутисты, невротики, страдающие гипер- и гиподинамией, задержками психического развития), интеллекта (умственно отсталые), речи (заикающиеся, логопаты); нарушения, возникающие вследствие длительной социальной и тактильной депривации (сироты, дети из трудных семей). Область этой работы весьма интересна и имеет большое поле для исследований и практического применения, в том числе по средствам обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха в доступном для них виде.

Анализ зарубежного и отечественного, в том числе исторического, опыта показывает,

что существуют специфические медико-физиологические и психологические особенности для лиц с нарушением слуха [1; 2; 3]. Как показывает практика, адаптивное дзюдо представляет собой уникальные возможности для социальной интеграции, представляя возможность выбора исходя из своих задатков и склонностей, вариативности посещения и объема занятий, возможных только при наличии желания занимающегося [4]. В частности, в адаптивное дзюдо необычайно велика роль самовоспитания (самообладания, самооценки, самоконтроля, самовнушения, саморегуляции и т.п.) как для лиц с сенсорными нарушениями, так и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, без которых невозможно достичь серьезных результатов [5; 6].

Изучение специальной литературы и обобщение передового практического и собственного опыта работы выявили противоречие, выразившееся между:

- отсутствием научно-методических разработок для тренировочной и соревновательной деятельности юных дзюдоистов с нарушением слуха;

- активным развитием адаптивного дзюдо в мире и недостаточной разработанностью тренировочного процесса дзюдоистов с нарушением слуха в теоретическом и методическом аспектах.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы особенности формирования двигательных навыков в процессе обучения технико-тактическим подготовительным действиям в адаптивном дзюдо.

Объект исследования - тренировочный процесс дзюдоистов с нарушением слуха.

Предмет исследования - процесс обучения тактическим действиям борцов дзюдо с нарушением слуха.

Гипотеза: процесс обучения технико-тактическим подготовительным действиям улучшит двигательно-координационные качества юных дзюдоистов с нарушением слуха.

Цель исследования - разработать технико-тактические подготовительные действия юных дзюдоистов с нарушением слуха.

Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи:

1. Разработать новые тактико-технические действия по формированию двигательнокоординационных качеств в процессе тренировочного процесса в адаптивном дзюдо.

2. Выявить особенности обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: ГБОУ ДОД

«Специализированная детско-юношеская спортивная школа по дзюдо и самбо» Пермского края; Краевая школа-интернат для детей с нарушением слуха, г. Пермь; РОО «Федерация дзюдо Пермского края». В исследовании приняли участие учащиеся Краевой школы-интерната для детей с нарушением слуха г. Перми и Специализированной детско-юношеской спортивной школы по дзюдо и самбо Пермского края.

Практическая значимость. Разработанные технические действия по обучению технико-тактической подготовки обеспечивают устойчивую связь реабилитационного и тренировочного процессов, повышая уровень двигательной координации дзюдоистов с нарушением слуха. Применение технических действий для дзюдоистов с нарушением слуха основано на применении современных технологий, обобщении опыта ведущих реабилитологов, тренеров, которые в значительной мере могут быть использованы и для дзюдоистов, имеющих сенсорные нарушения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованной и реализованной в практике программой исследования; применением адекватных цели и задачам педагогических методов исследования; корректностью математико-статистической обработки первичных данных и материала педагогического эксперимента; экспериментальной проверкой рекомендаций и выводов проведенного исследования

За время педагогического эксперимента прошло три экспериментальных и два контрольных этапа. На протяжении эксперимента велось постоянное наблюдение за

формированием двигательно-координационных качеств юных дзюдоистов с нарушением слуха.

Этапы тренировочного процесса юных дзюдоистов с нарушением слуха:

Экспериментальный этап. С сентября 2011 г. по май 2012 года - учебнотренировочный процесс с элементами формирования двигательной координации на татами спортивного зала Краевой школы-интерната для детей с нарушением слуха, а также соревновательная практика районного, краевого, всероссийского уровней;

Контрольный этап. Июль 2012 года - усиленные тренировочные нагрузки на спортивной базе «Олимпиец», п. Павловск Очерского района Пермского края.

В исследовании выделено 61 тактическое подготовительное действие, а также включены и физические качества, которые способствуют тактической подготовке [2]. Нас в исследовании интересовали технико-тактические подготовительные действия, которые возможны на этапе оптимальной реализации индивидуальных возможностей с учетом специфических особенностей, обусловленных как самим нарушением слуха, так и вторичными изменениями (табл. 1) [7].

Таблица 1.

Ранг тактико-технических подготовительных действий в адаптивном дзюдо с учетом специфических особенностей, обусловленных как самим нарушением слуха, так и вторичными изменениями (по данным А.В.Еганова (2002), в нашей модификации)

Наименование тактико-технических подготовительных действий Ранг

1. «Загрузить» атакуемую ногу соперника. 11

6. Контратака - действие борца, направленное на выполнение ответного броска. 3

8. Рывки вниз, вверх, в стороны и т.д. 2

11. Атака при движении соперника назад: соперник отступает или делает шаг назад-в сторону. 1

17. Передвижение в противоположном направлении своего броска для тактической подготовки. 4

18. «Навязывание» сопернику выгодного для себя захвата для создания ситуации при проведении броска. 5

28. Уменьшить дистанцию (борьба в плотном захвате); и обострение ситуации в схватке. 9

30. Выведение соперника из равновесия в сторону, вверх, вправо-вперёд и т.д. - выведение проекции цента тяжести за границу площади опоры соперника. 6

34. Заведение - действие, вынуждающее двигаться соперника вокруг атакующего. 7

43. Использование физического качества ловкости с целью тактической подготовки броска. 10

58. Использование физического качества выносливости с целью утомить соперника, а затем провести свой бросок. 8

60. Использование физического качества гибкости. 12

Считаем целесообразным отметить только основные положения, определяющие подходы к содержательной разработке тренировочной программы обучения техникотактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха, что позволит выявить направления тренировочного процесса как в целом по дзюдоистам с нарушением слуха, так и каждому из них в отдельности.

Нами было проведено исследование технологий обучения технико-тактическим подготовленным действиям дзюдоистов и реабилитационных программ для ребят с нарушением слуха в сотрудничестве:

- с воспитателями, учителями по физической культуре, медицинским персоналом Краевой школы-интерната для детей с нарушением слуха, г. Перми;

- с тренерами-преподавателями Федерации дзюдо Пермского края;

- со спортивными врачами физкультурно-спортивного диспансера;

- с реабилитологами Главного бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю, экспертный состав №7.

Для достижения цели проводилось интервьюирование специалистов по программе реабилитации дзюдоистов с нарушением слуха по разработанной нами анкете. Интервью предполагает выяснение перспектив реабилитационных мер юных дзюдоистов с нарушением

слуха посредством адаптивного дзюдо. Исследование проводилось в период с 2011 по 2012 годы, всего было опрошено 23 специалиста.

Согласно методике исследования всего выделено 12 действий (табл. 2), характеризующих особенности технико-тактической подготовленности на разных этапах формирования двигательной координации дзюдоистов с нарушением слуха.

Таблица 2.

Основные коррекционные направления последовательного обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха (по данным Р.М. Закирова, Ю.В.

Наборщиковой, В.И. Плотникова, 2009)

Ранг Технико-тактические подготовительные действия Коррекционная направленность

1. Атака при движении соперника назад: соперник отступает или делает шаг назад-в сторону. Развитие мелкой моторики

2. Контратака - действие борца, направленное на выполнение ответного броска. Преодоление чувства страха

3. Передвижение в противоположном направлении своего броска для тактической подготовки. Координация движений

4. «Навязывание» сопернику выгодного для себя захвата для создания ситуации при проведении броска. Динамическое равновесие

5. Выведение соперника из равновесия в сторону, вверх, вправо-вперёд и т.д. - выведение проекции цента тяжести за границу площади опоры соперника. Согласование движений рук и ног

6. Заведение - действие, вынуждающее двигаться соперника вокруг атакующего. Пространственная ориентация

7. Использование физического качества выносливости с целью утомить соперника, а затем провести свой бросок Дифференцировка мышечных усилий

8. Уменьшить дистанцию (борьба в плотном захвате); и обострение ситуации в схватке. Дифференцирование пространственных параметров движения

9. Рывки вниз, вверх, в стороны и т.д. Дифференцирование пространственных усилий

10. «Загрузить» атакуемую ногу соперника. Дифференцирование динамических усилий

11. Использование физического качества ловкости с целью тактической подготовки броска Концентрация внимания

12. Использование физического качества гибкости. Дифференцировка динамических параметров движения

На каждое действие были выявлены основополагающие коррекционные направления, соответствующие двигательно-координационным качествам (табл. 2).

Выявлены особенности обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением слуха.

1. В тренировочном процессе обучения адаптивному дзюдо игровой метод используется только в виде сюжетных заданий, эстафет, образных сравнений, необычного использования стандартного инвентаря и т.д., а также в виде упражнений на концентрацию и переключение внимания.

2. Традиционная разминка проводится сразу на татами. Это обусловлено повышенными требованиями к дисциплине и необходимостью поддержания высокой плотности тренировки.

3. При проведении технико-тактических подготовительных действий партнер находится на одном или обоих коленях, что облегчает проведение страховки и уменьшает чувство страха падения.

4. В связи с нарушениями ориентирования освоение технико-тактических подготовительных действий придает юному дзюдоисту с нарушениями слуха уверенность на татами, позволяя в дальнейшем обучать основным видам движений в дзюдо.

5. Проводятся открытые уроки, на которых юные дзюдоисты с нарушениями слуха демонстрируют свои достижения.

6. Особую роль уделяют развитию дыхательных мышц на первых 10 занятиях в связи с трудностью сочетания дыхания с движениями рук и ног при проведении схватки.

7. Не используются удушающие приемы и броски в период подготовительного этапа, поскольку они создают дискомфортные состояния для зрительной, дыхательной, опорнодвигательной систем, вызывают дополнительное давление на барабанные перепонки, дезориентируют и вызывают чувство страха у юных дзюдоистов с нарушениями слуха.

8. Для пространственного освоения татами применяются игры и эстафеты в вариативных условиях.

9. Для регулирования уровня эмоционального фона занятий, психологического состояния и поведения юных дзюдоистов с нарушениями слуха применяются специальные задания игровой направленности.

10. Для полного осмысления заданий в занятии необходимо чередовать физическую деятельность с интеллектуальной. Разбираются основы упражнения и его элементы с помощью специальных карт-заданий. Добавляется проговаривание ключевых слов после каждой тренировки.

11. Для обеспечения психологической поддержки при обучении технико-тактическим подготовительным действиям на татами используется индивидуальный подход с положительной оценкой.

12. Выполняются задания с оценкой действий партнером, что является дополнительным психологическим стимулом в освоении технико-тактических подготовительных действий [8].

13. Доступность предлагаемого материала обеспечивается сочетанием применения наглядных пособий, дополнительных ориентиров, дактильной речи, выразительной артикуляции.

14. К особенностям наглядного обучения можно отнести и то, что показ упражнения осуществляется непосредственно перед их выполнением. Это является дополнительным способом организации группы, помогает сконцентрировать внимание юных дзюдоистов с нарушениями слуха на содержании упражнения.

Полученные нами данные позволяют улучшить процесс обучения техникотактическим подготовительным действиям для более эффективного последующего совершенствования двигательно-координационных качеств юных дзюдоистов с нарушением слуха. Научно-методическая разработка по обоснованию планирования разделов тактической подготовки в дзюдо на этапах начальных обучения внедрена в практику подготовки дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья Пермского края, а также легли в основу программы начальной спортивной подготовки для детско-юношеских спортивноадаптивных школ, отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования для тренеров-преподавателей, организующих обучение дзюдо для детей и подростков с нарушениями слуха и зрения.

Примечания:

1. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебник / под ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Сов. спорт, 2007. 308с.

2. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140с.

3 Совершенствование силовой подготовки в процессе обучения технико-тактическим действиям дзюдоистов с нарушением слуха / В.И. Плотников, Ф.Х. Зекрин, Р.М. Закиров, Ю.В. Наборщикова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. С. 25-29.

4. Muller-Deck Dr. Hans. Der Weg zum Top-Judoka. Wien: Infostrada Sports, 2007. 280 S.

5. Крет Я.В. Коррекция психофизического развития глухих детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев, 2000. 21 с.

6. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. Л.В. Шапко-вой. М.: Сов. спорт, 2007. 608 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Вержбицкий И.В. Моделирование соревновательной деятельности как компонента учебно-

тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2010. № 2. С. 157-161.

8. Еганов. А.В. Методика начального обучения в дзюдо: учебник для тренеров-преподава-телей. Челябинск, 2008. 281 с.

References:

1. Yevseyev S.P., Kurdybaylo S.F., Suslyaev V.G. Material and technical support of adaptive physical culture: a textbook / ed. by Prof. S.P. Yevseyev. M.: Sov. sports, 2007. 308 pp.

2. Litosh N. L. Adaptive physical culture. The psychological and pedagogic characteristics of children with the disturbance of development: a manual. M.: SportAcademPress, 2002. 140 pp.

3. The development of power training in the course of training technical and tactical actions of judoists having hearing disorder / V.I. Plotnikov, F.Kh. Zekrin, R.M. Zakirov, Yu.V. Naborshchikova // Physical culture: upbringing, education, training. 2010. No. 3. P. 25-29.

4. Muller-Deck Dr. Hans. Der Weg zum Top-Judoka. Wien: Infostrada Sports, 2007. 280 pp.

5. Kret Ya.V. Correction of psychophysical development of deaf children of the late pre-school age: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. Kiev, 2000. 21 pp.

6. Private techniques of adaptive physical culture: a textbook / ed. by L.V. Shapkova. M.: Sov. sports, 2007. 608 pp.

7. Verzhbitsky I.V. Modelling of competitive activity as a component of educational and training process of judoists at the initial stage of training // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: The AGU publishing house. 2010. Issue 2. P. 157-161.

8. Eganov. A.V. Methods of elementary education in judo: a textbook for trainers. Chelyabinsk, 2008. 281 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.