Научная статья на тему 'Методические особенности построения процесса обучения двигательным действиям слабовидящих и слепых юных дзюдоистов'

Методические особенности построения процесса обучения двигательным действиям слабовидящих и слепых юных дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ / ДЗЮДО / ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / METHODICAL FEATURES / TRAINING / BLIND AND VISUALLY IMPAIRED / JUDO / MOTOR ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова И.В., Шевченко А.В., Схаляхо Ю.М., Омарова П.Г.

Обучение двигательным действиям слепых и слабовидящих дзюдоистов происходит в соответствии с общими принципами и закономерностями спортивной тренировки, но имеет свои методические особенности реализации процесса спортивной подготовки. К этим особенностям можно отнести: половую принадлежность, возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, спортивной квалификации. В адаптивном дзюдо необходимо учитывать группу инвалидности и степень потери зрения спортсмена. Целью данного исследования явилось определение методических особенностей обучения двигательным действиям слепых и слабовидящих дзюдоистов и их учет в процессе спортивной тренировки. Наиболее подходящим для решения образовательных задач является методологическая концепция, предложенная М.М. Богеном (1985), в которой выделяются четыре этапа:1 этап формирование знаний; 2 этап формирование представлений; 3 этап формирование умений; 4 этап формирование навыков. В методику начального обучения слепых и слабовидящих спортсменов техническим действиям дзюдо целесообразно включить физические упражнения, обеспечивающие развитие кинестетических и кинетических способностей (совокупность телодвижений, обеспечивающих поведение человека в его невербальных проявлениях движения мышц лица, движения всего тела), с помощью которых можно было бы интерпретировать движения тела других спортсменов. В процессе тренировочного занятия спортсмену предлагается описывать образ динамики мышечных сокращений при выполнении двигательных действий и приемов дзюдо, создавая ассоциативные связи приема с понятными и знакомыми явлениями природы, социума и социальных отношений, а также пути и возможности обеспечения вариативности техники двигательных движений и направленности применения подводящих физических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова И.В., Шевченко А.В., Схаляхо Ю.М., Омарова П.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF TRAINING PROCESS CONSTRUCTION OF MOTOR ACTIONS FOR VISUALLY IMPAIRED AND BLIND YOUNG JUDOISTS

A training of motor actions of blind and visually impaired judoists is conducted according to general principles and regularities of a sports training, but it has its own methodical features of the realization process of the sports preparation. These features include gender, age, state of health, level of physical preparedness, sports qualification. In adaptive judo it is necessary to consider group of disability and the degree of an athlete’s vision loss. The objective of this research was the determination of methodical training features of motor actions for blind and visually impaired judoists and their accounting during the sports training. The most suitable for the solution of educational tasks is the methodological concept offered by M.M. Bogen (1985) where there are four stages: the 1st stage the formation of knowledge; the 2nd stage the formation of ideas; the 3rd stage the formation of abilities; the 4th stage the formation of skills. It is advisable to include physical exercises that make provision for the development of kinesthetic and kinetic abilities (a set of body movements, ensuring the behavior of a person in his non-verbal manifestations movements of the muscles of the face, movements of the whole body), with the help of which one could interpret the body movements of other athletes in the methodology of primary education of technical judo actions for blind and visually impaired athletes. During the training session the athlete is offered to describe an image of the dynamics of muscular contractions when performing physical actions and techniques of judo, creating associative communications of a technique with clear and familiar natural phenomena, society and the social relations and also the way and the possibility for the provision of variability of movement technologies and orientation of application of the lead-up physical exercises.

Текст научной работы на тему «Методические особенности построения процесса обучения двигательным действиям слабовидящих и слепых юных дзюдоистов»

УДК 796.853.23

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

И.В. Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики гимнастики,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, А.В. Шевченко, спортсмен-инструктор сборной команды Российской Федерации по спорту слепых (дзюдо),

Центр спортивной подготовки сборных команд России, г. Краснодар,

Ю.М. Схаляхо, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта,

П.Г. Омарова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: Tikhonova_I.74@mail.ru, a.shevch@mail.ru, omarova_patya@mail.ru.

Обучение двигательным действиям слепых и слабовидящих дзюдоистов происходит в соответствии с общими принципами и закономерностями спортивной тренировки, но имеет свои методические особенности реализации процесса спортивной подготовки. К этим особенностям можно отнести: половую принадлежность, возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, спортивной квалификации. В адаптивном дзюдо необходимо учитывать группу инвалидности и степень потери зрения спортсмена.

Целью данного исследования явилось определение методических особенностей обучения двигательным действиям слепых и слабовидящих дзюдоистов и их учет в процессе спортивной тренировки.

Наиболее подходящим для решения образовательных задач является методологическая концепция, предложенная М.М. Богеном (1985), в которой выделяются четыре этапа:1 этап - формирование знаний; 2 этап - формирование представлений; 3 этап - формирование умений; 4 этап - формирование навыков.

В методику начального обучения слепых и слабовидящих спортсменов техническим действиям

дзюдо целесообразно включить физические упражнения, обеспечивающие развитие кинестетических и кинетических способностей (совокупность телодвижений, обеспечивающих поведение человека в его невербальных проявлениях - движения мышц лица, движения всего тела), с помощью которых можно было бы интерпретировать движения тела других спортсменов.

В процессе тренировочного занятия спортсмену предлагается описывать образ динамики мышечных сокращений при выполнении двигательных действий и приемов дзюдо, создавая ассоциативные связи приема с понятными и знакомыми явлениями природы, социума и социальных отношений, а также пути и возможности обеспечения вариативности техники двигательных движений и направленности применения подводящих физических упражнений.

Ключевые слова: методические особенности, обучение, слепые и слабовидящие, дзюдо, двигательное действие.

Для цитирования: Тихонова И.В., Шевченко А.В., Схаляхо Ю.М., Омарова П.Г. Методические особенности построения процесса обучения двигательным

действиям слабовидящих и слепых юных дзюдоистов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 63-67.

For citation: Tikhonova I., Shevchenko A., Skhalyakho Y., Omarova P. Methodical features of training process construction of motor actions for visually impaired and blind young judoists. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 63-67 (in Russian).

Введение. Процесс обучения двигательному действию происходит в соответствии с подходами, выявленными и описанными ведущими отечественными учеными [1, с. 54; 2, с. 7-11; 3, с. 7-13; 7, с. 231-245; 8, с. 3-5; 9, с. 10-15], с учетом закономерностей педагогического процесса, своеобразия реализации принципов обучения для соответствующей категории обучающихся и конкретной постановки образовательных задач. На основе этих компонентов определяется оптимальный состав средств и методов обучения для контингента занимающихся, имеющих свои особенности.

В теории и методике спортивной тренировки воздействие средств дифференцируется в зависимости от половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, спортивной квалификации и возможных других переменных.

Однако реализующиеся при обучении слабовидящих и слепых дзюдоистов закономерности и принципы адаптивного спорта зависят и должны учитывать физическое состояние и возможности спортсмена.

Целью данного исследования явилось определение методических особенностей процесса обучения двигательным действиям слепых и слабовидящих дзюдоистов.

Изложение основного материала. В процессе формирования двигательных действий у слепых и слабовидящих дзюдоистов возникают задачи, которые можно решить непосредственно:

- при изучении отдельно взятого технического действия;

- при создании базы приемов, определяемых как объем техники данного дзюдоиста.

Это определяет особенности в построении методики технической подготовки слабовидящих и слепых дзюдоистов на начальном этапе спортивной подготовки [10, с. 241-256; 11, с. 255-257].

Обучение техническому действию слабовидящих и слепых дзюдоистов происходит на основе уже ранее изученных и выявленных закономерностей с возможностью адаптации содержания и методики обучения в соответствии с физическим состоянием данного контингента. Единственная проблема состоит в выборе подхода к выделению этапов. Из числа множественных подходов в нашем случае наиболее подходящим для решения образовательных задач является методологическая концепция, предложенная М.М. Богеном (1985), в которой выделяются четыре этапа, а именно:

1этап - формирование знаний;

2 этап - формирование представлений;

3 этап - формирование умений;

4 этап - формирование навыков.

Наиболее важным для изучаемого контингента в силу их физического состояния является формирование представлений. Следует определить способы замещения потока информации, поступающей обычно через зрительные анализаторы, либо использовать остаточные возможности зрения, обеспечивая опору на компенсаторные возможности их организма (степень соответствия уровню потери зрения: B1 - полная слепота; B2 - частичная потеря зрения; B3 - слабовидящие). Это обстоятельство приводит к резкому повышению значимости принципа индивидуализации.

В процессе обучения двигательным действиям необходимо учитывать наличие компенсаторных функций при утрате зрения. Например, в тренировочном процессе следует помнить о повышенной у слепых вибрационной чувствительности. На основе этого незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета, более эффективно происходит формирование навыков пространственной ориентировки, возрастает роль и возможности участия в движении вестибулярного аппарата при сохранении равновесия и пространственной ориентировки.

В этой связи в методику начального обучения техническим действиям дзюдо целесообразно включить физические упражнения, обеспечивающие развитие кинестетических (от греческого kineo - двигаюсь и aesthesis - ощущение, то есть способность человека ощущать движения, осознавать положение собственного тела и его частей, оценивать производимые мышечные усилия) и кинетических способностей (совокупность телодвижений, обеспечивающих поведение человека в его невербальных проявлениях (движения мышц лица, движения всего тела)), считывая которые можно интерпретировать движения тела других.

В ходе систематического включения в процесс спортивной тренировки физических упражнений, обеспечивающих развитие кинестетических и кинетических способностей, возникают условия для реализации способности к произвольным действиям. При этом усиливаются возможности оценки соперника, что, в свою очередь, обеспечивает применение и организацию адекватных ответных действий. Кроме того, появляется возможность корректировки программы деятельности, возможность регуляции программы, возможность корректировки собственной деятельности и действий по ходу их выполнения. В связи c чем обеспечивается улучшение способности обучения одному двигательному действию, а также усвоение определенного объема двигательных действий. Следовательно, обеспечиваются условия для повышения уровня основных компонентов технической подготовки незрячих спортсменов, и в двигательном поведении эти образы затем выстраиваются в определенный алгоритм, который руководит движениями и техническими приемами.

Методическими приемами развития кинестетических и кинетических способностей являются:

- формирование представлений о схеме, структуре и возможностях собственного тела;

- изучение, оценка и реализация противостоящих качеств движений (быстрые - медленные, тяжелые -легкие, сильные - слабые и др.);

- обучение и реализация различных техник движения и обозначение их качества путем сопоставления с известными явлениями (мягкое, плавное, быстрое, точное и др.);

- обеспечение выразительности и завершенности движений, предварительного выбора изменения движения;

- формирование положительного образа своего тела в пространстве и собственных движений по критериям оптимальности, целесообразности;

- обучение ритму исполнения двигательного действия и возможностей его изменения в зависимости от двигательной задачи;

- совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля, включение высших познавательных процессов, развитие навыков анализа своих проприоцептивных (внутренних) ощущений.

Сопутствующим фактором, существенно влияющим на скорость и качество усвоения нового приема или двигательного действия, является недостаточный уровень морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата и развития физических качеств спортсмена. В ряде научных работ и методических пособий [5, с. 5-15; 6, с. 45-47] отмечается, что зрительные нарушения вносят дискоординацию, нарушают свободу движений, мускулатура рук и ног становится слабой. Слабое развитие мышц туловища приводит к нарушениям осанки. У слепых и слабовидящих детей отмечается астеническое состояние, нервное истощение, повышенная утомляемость, значительное отставание в физическом развитии от сверстников.

Эффективным способом формирования ощущений и восприятия движений, позволяющим опираться на впечатления, которые уже были в опыте занимающегося, является выделение общих признаков явлений в процессе формирования умения. В нашем случае использован прием, предложенный и апробированный в работах М.А. Астахова (1976) и связанный с ведением специального дневника, где участники экспериментальной группы с помощью зрячих партнеров или же самостоятельно, в том числе и с помощью аудиоднев-ника, описывали технические действия (передвижения по татами, захваты, срывы захватов и др.), приемы дзюдо, комбинации, контрприемы, личные тактильные ощущения, слуховые ориентиры, сопровождающие движения и приемы, ориентиры направлений при выполнении деталей техники приемов, ритмические характеристики изучаемого движения.

Таким образом, в процессе спортивной подготовки слепых и слабовидящих предлагается уделять особое

внимание описанию образа динамики мышечных сокращений при выполнении двигательных действий и приемов дзюдо, ассоциативным связям приема с понятными и знакомыми явлениями природы, социума и социальных отношений, а также описанию путей и возможностей обеспечения вариативности техники движений, содержанию и направленности применения подводящих физических упражнений.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют определить основные методические приемы процесса обучения техническим действиям слепых и слабовидящих дзюдоистов, к которым можно отнести:

- учет закономерностей и принципов адаптивного спорта;

- наличие четырех этапов обучения: этап формирования знаний, этап формирования представлений, этап формирования умений, этап формирования навыков (методологическая концепция М.М. Богена, 1985);

- определение конкретных задач при обучении двигательному действию на начальном этапе спортивной тренировки слепых и слабовидящих дзюдоистов;

- использование физических упражнений, развивающих кинестетические и кинетические способности спортсмена, которые обеспечивают повышение уровня технической подготовленности незрячих спортсменов;

- применение методического приема М.А. Астахова (1976) при формировании двигательного умения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аганянц Е.К. Очерки по физиологии спорта / Е.К. Ага-нянц, Е.М. Бердичевская, А.Б. Трембач. - Краснодар: Экоинвест, 2001. - 204 с.

2. Астахов Л.М. Новое в методике обучения технике борьбы / Л.М. Астахов // Спортивная борьба: Ежегодник. - 1976. - С. 29-30.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Берн-штейн // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. - 2008. - №9 (57). - С. 7-11.

4. Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: Учебное пособие для слушателей и аспирантов / М.М. Боген. - М.: ГЦО-ЛИФК, 1985. - 43 с.

5. Еганов А.В. Методика начального обучения защитным действиям в борьбе дзюдо / А.В. Еганов, Р.М. За-киров, А.Е. Миллер // Физическая культура. - 2003. -№ 2. - С. 7-13.

6. Закиров Р.М. Методика начального обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо: учебное пособие / Р.М. Закиров. - Пермь: ГОУ ДОД ДЮСШ по дзюдо и самбо, 2008. - 39 с.

7. Зекрин Ф.Х. Методика специальной физической подготовки дзюдо и адаптивном дзюдо спортсменов до 18 лет: монография / Ф.Х. Зекрин, Р.М. Закиров, Ю.В. Наборщикова. - Пермь: От и До, 2011. - 151 с.

8. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебное пособие. - СПб, 2004. - 394 с.

9. Левицкий А.Г. Дифференцированный подход при обучении юных дзюдоистов сложным технико-тактическим действиям с учетом уровня их вестибулярной

устойчивости: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Левицкий. - Л., 1989. - 21 с.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - СПб.: Лань, 2004. - 160 с.

11. Тихонова И.В. Состав базовой техники и особенности ее изучения на начальном этапе спортивной тренировки слабовидящих и слепых дзюдоистов / И.В. Ти-

хонова, А.В. Шевченко. - Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. - Вып. 56. - Ч. VIII. - С. 241-247.

12. Тихонова И.В. Влияние визуального контроля на качество управления двигательным действием в процессе обучения слабовидящих и слепых спортсменов / И.В. Тихонова, А.В. Шевченко, П.Г. Омарова. - Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2017. - №11 (153). - С. 255-259.

METHODICAL FEATURES OF TRAINING PROCESS CONSTRUCTION OF MOTOR ACTIONS FOR VISUALLY IMPAIRED AND BLIND YOUNG JUDOISTS

I. Tikhonova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Theory and Methodology of Gymnastics Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

A. Shevchenko, Athlete-instructor of the national team of the Russian Federation Blind Sports Federation (judo), Center of Sports Training of National Teams of Russia, Krasnodar,

Y. Skhalyakho, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Theory and Methodology of Martial Arts, Weightlifting and Shooting Sports Department, P. Omarova, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer,

Professor of the Theory and Methodology of Martial Arts, Weightlifting and Shooting Sports Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: Tikhonova_I.74@mail.ru, a.shevch@mail.ru, omarova_patya@mail.ru.

A training of motor actions of blind and visually impaired judoists is conducted according to general principles and regularities of a sports training, but it has its own methodical features of the realization process of the sports preparation.

These features include gender, age, state of health, level of physical preparedness, sports qualification. In adaptive judo it is necessary to consider group of disability and the degree of an athlete's vision loss.

The objective of this research was the determination of methodical training features of motor actions for blind and visually impaired judoists and their accounting during the sports training.

The most suitable for the solution of educational tasks is the methodological concept offered by M.M. Bogen (1985) where there are four stages: the 1st stage - the formation of knowledge; the 2nd stage - the formation of ideas; the 3rd stage - the formation of abilities; the 4th stage - the formation of skills.

It is advisable to include physical exercises that make provision for the development of kinesthetic and kinetic abilities (a set of body movements, ensuring the behavior of a person in his non-verbal manifestations - movements of the muscles of the face, movements of the whole body), with the help of which one could interpret the body movements of other athletes in the methodology of primary education of technical judo actions for blind and visually impaired athletes.

During the training session the athlete is offered to describe an image of the dynamics of muscular contractions when performing physical actions and techniques of judo, creating associative communications of a technique with clear and familiar natural phenomena, society and the social relations and also the way and the possibility for the provision of variability of movement technologies and orientation of application of the lead-up physical exercises.

Keywords: methodical features, training, blind and visually impaired, judo, motor action.

References:

1. Aganyants E.K., Berdichevskaya, E.M., Trembach, A.B. Ocherkipo fiziologii sporta [Sketches on sport physiology]. Krasnodar: Ecoinvestment, 2001, 204 p. (in Russian).

2. Astakhov L.M. New in a technique of training in technology of fight. Sportivnaya bor'ba: Еzhegodnik [Wrestling: Yearbook], Moscow 1976, pp. 29-30. (in Russian).

3. Bernstein N.A. O Creation of Movements LFK i Massazh. Sportivnaya Medicina. LFKi massazh. Sportivnaya medicina [LFK and Massage. Sports Medicine]. Moscow, 2008, no. 9 (57), pp. 7-11. (in Russian).

4. Bogen M.M. Metodologicheskie osnovy teorii obucheniya dvigatel'nym dejstviyam [Methodological bases of the theory of training in physical actions]. Moscow: GTsOLIFK, 1985, 43 p. (in Russian).

5. Eganov A.V., Zakirov R.M., Miller A.E. Metodika of elementary education to protective actions in fight of judo. Fizicheskaya kul'tura [Physical Culture], 2003, no. 2, pp. 7-13. (in Russian).

6. Zakirov R.M. Metodika nachal'nogo obucheniya zashchit-nym taktiko-tekhnicheskim dejstviyam v dzyudo [Metodika of elementary education to protective tactical and technical actions in judo]. Perm: GOU DOD of sports school on judo and sambo, 2008, 39 p. (in Russian).

7. Zekrin F.H., Zakirov R.M., Naborshchikova Yu.V. Metodika special'noj fizicheskoj podgotovki dzyudo i adaptivnom dzyudo sportsmenov do 18 let [Metodika of special physical training judo and adaptive judo of athletes up to 18 years]. Perm: Completely, 2011, 151 p. (in Russian).

8. Kuramshin Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskojkul'tury [Theory and technique of physical culture]. National state university of physical culture, sport and healthof P.F. Lesgaft, St. Petersburg, 2004, 394 p. (in Russian).

9. Levitsky A.G. The differentiated approach when training young judoists in difficult technical and tactical actions taking into account the level of their vestibular stability. Extended abstract of candidate's thesis, L., 1989, 21 p. (in Russian).

10. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury. Vvedenie v predmet [Theory and technique of physical culture. Introduction to a subject], St. Petersburg: Fallow deer, 2004, 160 p. (in Russian).

11. Tikhonova I.V., Shevchenko A.V. Structure of the basic equipment and feature of its studying at the initial stage of a sports training of visually impaired and blind judoists. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], Yalta, 2017, no 56, vol VIII, pp. 241-247. (in Russian).

12. Tikhonova I.V., Shevchenko, A.V., Omarova, P.G. Influence of visual control on quality of management of physical action in the course of training of visually impaired and blind athletes. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of The University of P.F. Lesgaft]. St. Petersburg, 2017, no. 11 (153), pp 255-259. (in Russian).

Поступила / Received 01.03.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.