УДК 796.8
В. О. Пешкова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ДЗЮДО СПОРТСМЕНОВ 16-20 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей организации занятий по адаптивному дзюдо. В статье на основе анализа данных научно-методической литературы и педагогического наблюдения показаны методы и методические приемы, используемые в тренировочном процессе с дзюдоистами, имеющими нарушения слуха и зрения.
Ключевые слова: адаптивное дзюдо, спортсмены с сенсорными нарушениями, методы обучения.
Актуальность. Известно, что в последние годы адаптивный спорт выходит на новый уровень развития, и связано это с тем, что одной из государственных задач в современном обществе является повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным федеральной службы государственной статистики, в России на 2014 год общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения, составляет 90. Доля инвалидов трудоспособного возраста старше 18 лет, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, составляет 240 тысяч человек (6,5 %) [1].
Вопросам адаптивной физической культуры и спорта в последнее время уделяется большое внимание. Разрабатываются частные методики адаптивной физической культуры, программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, отделений и групп по адаптивному спорту [2, 3].
К примеру, федерации дзюдо принимают программы по развитию дзюдо среди широких слоев населения, осуществляют опыт его применения в работе с дзюдоистами, имеющими различные нарушения в состоянии здоровья.
Анализ отечественного опыта показывает, что существуют специфические медикофизиологические и психологические особенности для лиц с нарушением слуха и зрения. Адаптивное дзюдо представляет собой уникальные возможности для социальной интеграции, предоставляя возможность выбора исходя из своих задатков и склонностей, вариативности посещения и объема занятий, возможных только при наличии желания занимающегося [4].
Таким образом, адаптивное дзюдо - эффективное коррекционно-оздоровительное средство, создающее людям с поражением слуха или зрения благоприятные условия для мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической культуры и спорта.
Объект исследования - тренировочный процесс дзюдоистов с нарушениями слуха и зрения.
Предмет исследования - обучение технике дзюдо спортсменов 16-20 лет с нарушениями слуха и зрения.
Цель исследования - выявить и описать основные методические особенности обучения технике дзюдо спортсменов 16-20 лет с нарушениями слуха и зрения.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1) ознакомиться с программным материалом занятий адаптивным дзюдо;
2) изучить особенности организации занятий для дзюдоистов с нарушениями слуха и зрения.
92
Гуманитарные исследования
Методы исследования:
1) анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
2) опрос тренеров и спортсменов;
3) педагогические наблюдения.
Организация исследования. Педагогическое наблюдение осуществлялось на базе муниципального учреждения СДЮСШОР «Витязь» города Пенза, в спортклубе «Яма-Араши», по адресу Нагорный проезд 2а, г. Пенза. Также педагогическое наблюдение проводилось на базе РГУФК по адресу город Москва, Сиреневый бульвар, 4; на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпиец» города Курска по адресу урочище Солянка, 14. Наблюдение проводилось в реальных условиях учебно-тренировочного и соревновательного процесса среди слабослышащих и слабовидящих детей и подростков в период с мая 2012 по апрель 2015.
Три тренера-преподавателя (М. В. Шепелев, Э. В. Копылов, Н. Н. Самойлова), используя указанные нами наработки и методики, подготовили спортсменов, которые улучшили свои спортивные показатели, выполнив нормативы 1 разряда по дзюдо среди подобной группы населения согласно требованиям ЕВСК.
Педагогическое наблюдение осуществлялось в спортзалах дзюдо по указанным адресам.
Адаптивное дзюдо - великолепное средство для удовлетворения потребности в движении, в тактильном и психологическом общении, для социальной адаптации, для укрепления психического и физического здоровья спортсменов с нарушениями слуха и зрения.
На занятиях адаптивным дзюдо необходим постоянный врачебный контроль для регулирования нагрузки и рационального сочетания адаптивного дзюдо с другими методами комплексной реабилитации.
В тренировочном процессе дзюдоистов с нарушениями слуха и зрения используются все методы обучения, но, учитывая особенности восприятия материала, есть некоторые различия в приемах. Они зависят от физических возможностей занимающихся, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться сохраненными анализаторами.
Таким образом, можно выделить основные методы, используемые на занятиях дзюдоистов с сенсорными нарушениями [5]:
1. Метод практических упражнений. Метод основывается на двигательной деятельности дзюдоистов. Так как спортсмены имеют ограниченные возможности, все задания должны вызывать у занимающихся доверие, ощущение безопасности, комфортности и надежности страховки.
2. Словесный метод. К нему относятся: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечания, указания, команды и так далее.
3. Метод наглядности. Данный метод является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета. Наглядность должна сопровождаться словесным описанием и тактильным знакомством. Предметы должны быть больших размеров, насыщенных и контрастных цветов.
4. Метод стимулирования двигательной активности. Этот метод необходим для поощрения дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья, помогает избавиться от чувства страха, от комплекса неполноценности, неуверенности в своих силах.
5. Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств. Этот метод направляет внимание дзюдоиста на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах,
93
Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015
суставах при выполнении двигательных действий, и позволят совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.
Методы и методические приемы, применяемые в процессе обучения, способствуют освоению технико-тактичеких, подготовительных действий в адаптивном дзюдо, интенсификации тренировочного процесса, осмыслению двигательной и речевой информации, активизации интеллектуальной деятельности.
Цель спортивной подготовки дзюдоистов, имеющих нарушения зрения и слуха, заключается в достижении физического и нравственного совершенства. Для достижения данной цели необходимо решить три группы задач - образовательных, воспитательных, оздоровительных. Группа образовательных задач направлена на усвоение теоретических и методических основ дзюдо, овладение двигательной культурой дзюдо и навыками противоборства с партнером (соперником), включая подготовку к соревнованиям (тренировку) и достижение высоких спортивных результатов.
Решение воспитательных задач предусматривает воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств личности. Оздоровительные задачи позволяют контролировать развитие форм и функций организма, сохранять и укреплять здоровье на основе использования адекватной физической нагрузки и восстановительных мероприятий.
Занятия, организуемые для этого контингента дзюдоистов, подразделяются на типы: теоретические, организационные, направление на освоение двигательной культуры дзюдо, овладение навыками противоборства, занятия по развитию физических качеств, воспитанию психических качеств, рекреационные занятия.
На теоретических занятиях дзюдоист овладевает историческим опытом и теоретическими компонентами двигательной культуры дзюдо, осваивает методические основы (планирование, методы обучения, тактику), обучается способам наблюдения, регистрации и обобщения тренировочных и соревновательных данных. Организационные занятия предусматривают контроль за сохранением здоровья (медицинский осмотр, углубленное медицинское обследование, комплексное обследование), овладение двигательной культурой дзюдо (показательные выступления, судейство соревнований), создание традиций коллектива (проведение общих собраний, спортивных вечеров, турниров).
Занятия по формированию навыков противоборства подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные, модельные, а соревнования - на главные, основные, подготовительные.
На учебных занятиях изучают различные элементы техники и тактики, исправляют ошибки, закрепляют ранее изученные двигательные действия, знакомятся с новыми бросками, приемами лежа, защитами, техническими действиями. В тренировочных занятиях многократно повторяются хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляются их варианты в условиях различного объема нагрузки и интенсивности их выполнения. Учебно-тренировочные занятия представляют собой тип занятий, объединяющий учебные и тренировочные занятия. В них осваивается новый учебный материал и закрепляется пройденный. Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки подготовленности дзюдоиста по основным разделам - технической, тактической, физической, волевой. Модельные занятия предусматривают соответствие содержания занятий программе предстоящих соревнований, их регламенту и контингенту участников. Занятия по развитию физических и психических качеств состоят из упражнений на основе двигательных действий дзюдо и других видов спорта. В занятиях дзюдоистов с сенсорными нарушениями также используются тренировочные и контрольные формы, круговая тренировка. Рекреационные занятия характеризуются малым объемом нагрузки, средней или низкой интенсивностью, а также эмоциональностью -прогулки по лесу, посещение сауны, применение массажа, душа, ванн, использование бассейна.
94
Гуманитарные исследования
Выводы
В соответствии с целями и задачами нашей работы, исходя из педагогического наблюдения и анализа научной литературы, можно сделать следующие выводы:
1. В содержание программного материала входят: средства физической подготовки, средства подвижных и спортивных игр, средства технической подготовки, средства воспитания личности занимающихся, средства теоретической и методической подготовки, средства соревновательной подготовки, средства оценки подготовленности.
Рекомендуемые задания позволяют формировать основы техники дзюдо и повышать физическую подготовленность дзюдоистов. При проведении занятий необходимо учитывать принципы доступности и индивидуализации [6].
2. Для дзюдоистов с сенсорными нарушениями необходимо ограничение тренировочного пространства лентами, баннерами, матами или другими предметами. Требуется оббить стены зала мягким покрытием и обозначить зоны передвижения рифлеными полосами в зоне безопасности и вокруг площадки. В середине татами на расстоянии 1 м друг от друга крепятся две полоски белого и синего цвета, размером 5 см х 50 см, обозначающие место начала поединка. Для дзюдоистов с нарушениями зрения предпочтительно, чтобы рабочая зона была красного цвета.
Необходимый минимум для подготовки к занятиям дзюдоистов с нарушением зрения - спортивный инвентарь с шумовыми эффектами, мягкие поролоновые маты толщиной от 10 до 20 см, свисток, пособия и приспособления с вербальной информацией и тактильными эффектами.
Необходимый минимум для подготовки спортивного зала к занятиям дзюдоистов с нарушением слуха - спортивный инвентарь с тактильными эффектами, наглядные пособия с тактильными эффектами, которые размещены на стенах зала, на подходах к месту занятий, в местах переодевания.
Для пространственного освоения татами применяются игры и эстафеты [7].
Для обеспечения психологической поддержки при обучении используется индивидуальный подход с положительной оценкой.
При работе со спортсменами с нарушениями слуха и зрения необходимы повышенные требования к дисциплине на занятии.
В период подготовительного этапа не используют удушающие приемы и броски, поскольку они создают дискомфортные состояния для зрительной, дыхательной, вызывают дополнительное давление на барабанные перепонки, дезориентируют и вызывают чувство страха у дзюдоистов с нарушениями слуха и зрения [8].
Список литературы
1. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта. - М., 2013. - 93 с.
2. Дзюдо : программа начальной спортивной подготовки для детско-юношеских спортивноадаптивных школ (ДЮСАШ), отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования / С. В. Ерегина, Р. М. Закиров, К. В. Наборщикова, В. И. Плотников, И. И. Мингалиев. - Пермь : ОТ и ДО, 2011. - 111 с.
3. Адаптивное физическое воспитание : учеб. пособие / под общ. ред. С. Б. Нарзулаева. - Томск : ТГПУ, 2001. - 177 с.
4. Бегидова, Т. П. Основы адаптационной физической культуры : учеб. пособие / Т. П. Бегидова. -М. : Физическая культура и спорт, 2007. - 192 с.
5. Закиров, Р. М. Активизация юного дзюдоиста с ограниченными возможностями здоровья / Р. М. Закиров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 2. - С. 108-115.
95
Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015
6. Частные методики адаптивной физической культуры / под общ. ред. Л. В. Шапковой. - М. : Советский спорт, 2007. - 608 с.
7. Маллаев, Д. М. Игры для слепых и слабовидящих / Д. М. Маллаев. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 136 с.
8. Рубцова, Н. О. Психолого-педагогические аспекты работы тренера в Адаптивном спорте /
Н. О. Рубцова, Ю. Л. Щербинина. - М. : : Принт Центр, 2008. - 74 с.
Пешкова Виктория Олеговна студентка, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected] УДК 796.8 Peshkova Viktoriya Olegovna student, Penza State University
Пешкова, В. О.
Методические особенности обучения технике дзюдо спортсменов 16-20 лет с нарушениями слуха и зрения / В. О. Пешкова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 4 (12). -C. 92-96.
96