Научная статья на тему 'Совершенствование силовой подготовки в процессе обучения тактико-техническим действиям дзюдоистов 14-17 лет с нарушением зрения'

Совершенствование силовой подготовки в процессе обучения тактико-техническим действиям дзюдоистов 14-17 лет с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
322
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ДЗЮДО / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЮНОШИ И ДЕВУШКИ 14-17-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ADAPTIVE JUDO / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / YOUNG PEOPLE OF 14-17 YEAR WITH BREACH OF THE VISION / TACTICIAN-TECHNICAL ACTIONS / POWER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Закиров P. M., Шаров А. В., Леготкин А. Н., Наборщикова Ю. В.

Концентрированное применение средств и методов силовой подготовки, предусматривающее локальное физиологическое воздействие на отдельные мышечные группы, несущие основную нагрузку в соревновательных условиях, дает возможность значительно повысить уровень физической подготовленности юношей и девушек 14-17 лет с нарушением зрения, занимающихся адаптивным дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Закиров P. M., Шаров А. В., Леготкин А. Н., Наборщикова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of power preparation in process of the education tactician-technical Judo action 14-17 ages with breach of the vision

Concentrated using the facilities and methods of power preparation providing local physiological influence on separate muscular groups, carrying main load in competition condition, enables vastly to raise the level of physical preparation of young people 14-17 years with breach of the vision, concerning with adaptive judo.

Текст научной работы на тему «Совершенствование силовой подготовки в процессе обучения тактико-техническим действиям дзюдоистов 14-17 лет с нарушением зрения»

УДК 796.853.23

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ДЗЮДОИСТОВ 14-17 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

P.M. Закиров, А.В. Шарое, А.Н. Леготкин, Ю.В. Наборщикова*

Пермский государственный педагогический университет,

*Федерация дзюдо Пермского края, г. Пермь

Концентрированное применение средств и методов силовой подготовки, предусматривающее локальное физиологическое воздействие на отдельные мышечные группы, несущие основную нагрузку в соревновательных условиях, дает возможность значительно повысить уровень физической подготовленности юношей и девушек 14-17 лет с нарушением зрения, занимающихся адаптивным дзюдо.

Ключевые слова: адаптивное дзюдо, адаптивная физическая культура, юноши и девушки 14—17-летнего возраста с нарушением зрения, тактико-технические действия, силовая подготовка.

Уровень физического развития и физической подготовленности юношей и девушек с нарушением зрения 14-17-летнего возраста по некоторым характеристикам значительно отстает от нормально видящих сверстников (табл. 1): нарушена координация движений, возникают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног, мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия и др. [5]. Эти данные свидетельствуют о низкой двигательной и познавательной активности, следовательно, меньшей выносливости и работоспособности детей с нарушением зрения (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, Л.Н. Ростомашвили, 2007 и др.).

Юноши и девушки с нарушением зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. С возрастом показатели физического развития у детей со зрительной депривацией увеличиваются, но медленнее по сравнению с теми, кто занимается адаптивным дзюдо [1].

У юных дзюдоистов с нарушением зрения уже на начальном этапе обучения отмечаются менее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития дзюдоистов с нарушением зрения сохраняется в границах допустимых отклонений, что позволяет повысить уровень их физического развития.

Таким образом, занятия адаптивным дзюдо носят комплексный характер, т. е. оказывают положительное влияние на ослабленные функции ребенка, обеспечивая оптимальные условия для его жизнедеятельности и развития.

Цель силовой подготовки в процессе обучения технико-тактическим подготовительным действиям в адаптивном дзюдо - адаптация организма дзюдоистов с нарушением зрения к нагрузкам различной направленности и интенсивности физиологического воздействия.

У дзюдоистов выделено четыре основных фактора топографии мышечной силы: передняя и задняя группы мышц плеча, передняя и задняя группы мышц бедра, задняя группа мышц голени, мышцы туловища (мышцы груди, спины и живота) (Н. Н. Яковлев, 1983).

Именно на эти мышечные группы в основном направлена силовая подготовка дзюдоистов 14-17 лет с нарушением зрения, которые ежедневно, кроме специальной работы на татами, занимались 30-40 минут силовой подготовкой по разработанной специальной программе [4]. Применяемые средства и методы не отличаются от традиционно используемых в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов. Отличие заключается в том, что дзюдоисты традиционно использовали рассредоточенный метод силовой подготовки, то есть после основной части тренировочного занятия они подвергали силовому воздействию мышечные группы, в основном, всех частей тела. В то время как дзюдоисты 14-17 лет с нарушением зрения подвергали силовому воздействию мышечные группы только одной части тела (например, мышцы рук). Силовое воздействие происходит до полного локального утомления мышечных групп этой части тела. Мышечные группы каждой части тела подвергаются массированному силовому воздействию только один раз в неделю.

Силовое воздействие направлено и рассредоточено в недельном цикле следующим образом [3]:

Проблемы двигательной активности и спорта

Таблица 1

Сравнительная характеристика физического развития и двигательных нарушений юношей и девушек 14-17 лет с нарушением зрения

№ п.п. Показатель Фактическое отклонение от нормы, % Границы допустимых отклонений, %

1 Длина тела До 3,5 3

2 Масса тела До 18 10

3 Окружность грудной клетки 5-8,5 5

4 Жизненная емкость легких 6-10 5

5 Мышечная сила (кистевая динамометрия) До 28 20

6 Г ибкость 12-15 10

7 Координация движений 28-52 10

8 Прыжковая способность 16-24 10

9 Двигательная активность 48-71 15

10 Формирование быстроты движений 5-7 3

И Формирование статической выносливости 11-18 3

12 Мышечная слабость 12 -

13 Наличие плоскостопия 30-54 15

14 Нарушение осанки юноши девушки 59 58 20 14

15 Удельный вес состоящих в специальных медицинских группах 87 20

1) понедельник - на сгибатели и разгибатели спины;

2) вторник - на разгибатели и сгибатели плеча;

3) среда - круговая тренировка;

4) четверг - на разгибатели голени и бедра;

5) пятница - на мышцы живота;

6) суббота - акробатическая подготовка;

7) воскресенье - отдых.

В среду дзюдоисты с нарушением зрения проводят круговую тренировку, направленную, в основном, на повышение уровня анаэробных возможностей.

Примерная схема упражнений при круговой тренировке:

1) лазание по канату без помощи ног (6 метров) -1 раз;

2) 10 бросков чучела через грудь;

3) 10 отжиманий на брусьях;

4) 10 подтягиваний на перекладине;

5) 10 прыжков в длину из глубокого приседа;

6) 6 вырываний штанги на грудь (60 % от собственного веса);

7) 6 приседаний с партнером равного веса;

8) 15 отжиманий от пола;

9) 10 сгибаний туловища, сидя на гимнастической скамье, с отягощением 3 кг за головой;

10) 10 разгибаний туловища, лёжа на животе на гимнастической скамье, с отягощением 3 кг за головой.

Количество подходов равняется 4 кругам, пе-

реходы от станции к станции без отдыха, время отдыха между кругами до 5 минут. Во время отдыха дзюдоисты выполняют упражнения на гибкость.

При развитии силовых способностей дзюдоистов 14-17 лет с нарушением зрения большое значение имеет место использование специальных упражнений, направленных на развитие алактатно-анаэробного и аэробно-анаэробного компонента специальной выносливости. Данные упражнения способствуют повышению внутри- и межмышеч-ной координации, то есть специальные упражнения выступают как прекрасное средство скоростносиловой подготовки. Причем для совершенствования внутримышечной координации дзюдоисты с нарушением зрения выполняли имитацию специальных упражнений без бросков с максимальным сопротивлением [2].

Упражнения алактатно-анаэробной и смешанной (аэробно-анаэробной) направленности физиологического воздействия составляли 43 % от общего объема упражнений, выполняемых дзюдоистами с нарушением зрения. Эти упражнения выступают как наиболее мощные из всех средств специальной силовой подготовки дзюдоистов.

I комплекс специальных упражнений — скоростные броски в тройках. Упражнение выполняется в максимальном темпе. Продолжительность упражнения в одном повторении не более 15 секунд. Время отдыха между повторениями 2-3 минуты,

Закиров Р.М., Шаров А.В,, Леготкин А.Н., Наборщикова Ю.В.

Совершенствование силовой подготовки в процессе обучения тактико-техническим действиям...

между сериями из 4 повторений - по 5-7 минут. Количество серий - 6. Комплекс способен рекрутировать в работающих мышцах все двигательные единицы и за 15 секунд исчерпать запас аденозин-трифосфарной кислоты (АТФ) и креатинфосфата (КрФ) во всех мышечных волокнах. Появление свободного креатина активирует окислительные процессы и регулирует синтез сократительных белков.

II комплекс специальных упражнений - скоростные броски в тройках. Упражнения выполняются методом повторной максимальной работы по 30, 45 и 60 секунд через равные промежутки времени - 1 минуту. Упражнения прекращаются при снижении скорости их выполнения. Комплекс направлен на развитие мощности аэробно-анаэробного компонента специальной выносливости. Данные упражнения продолжительностью до 30 секунд позволяют практически полностью исчерпать запас КрФ во всех мышечных волокнах.

Так как применяемые комплексы специальных упражнений воздействуют на отдельные мышечные группы с меньшей мощностью, чем массированное силовое воздействие на эти же мышцы раз в неделю, то они будут способствовать более быстрому их восстановлению. В данном случае выполнение специальных упражнений является активным отдыхом для мышц, подвергавшихся массированному силовому воздействию.

Макроцикл предсоревновательной подготовки дзюдоистов 14-17 лёт с нарушением зрения продолжался с января 2008 года по март 2008 года и составил 90 дней. Из них тренировочных и соревновательных - 78 дней.

Дзюдоисты с нарушением зрения тренировались 6 раз в неделю по 1,5 часа. Проводилось 4 занятия на татами и 2 занятия по общефизической подготовке. Распределение учебно-тренировочной работы юношей и девушек с нарушением зрения на этапе предсоревновательной подготовки представлено в табл. 2.

Общее время, затраченное на тренировочную работу, составило 6241 мин. «Чистое» время, затраченное на выполнение упражнений, -5170 мин, что составляет 82 % всего времени. Это указывает на достаточно высокую плотность занятий, проведенных юношами и девушками с нарушением зрения.

Объем общефизической подготовки за весь период педагогического эксперимента составил 57 % от общего времени, затраченного на тренировку.

Учебно-тренировочные занятия дзюдоистов с нарушением зрения (табл. 3) были направлены как на совершенствование специальной, так и на развитие общей (силовой) подготовленности.

Работа на татами строилась на базе специальных упражнений дзюдоистов, которые были классифицированы по направленности и интенсивности физиологического воздействия на организм дзюдоистов.

Предлагаемая классификация даст возможность тренерам решать вопрос планирования учебнотренировочного занятия, в котором обычно применяются упражнения различной направленности физиологического воздействия на организм спортсменов.

Как показывают результаты анализа данных (табл. 3), дзюдоисты с нарушением зрения вначале (1-УП микроциклы) выполняли большие объемы нагрузок по силовой подготовке (до 69 %). С приближением соревнований эти средства и методы постепенно заменяются специальными комплексами упражнений на татами, а объем нагрузок по силовой подготовке уменьшается до 44% от общего объема выполненных упражнений.

При применении упражнений с локальным воздействием на отдельные мышечные группы в ходе одного тренировочного занятия отмечается значительное повышение показателей скоростносиловой подготовленности дзюдоистов 14-17 лет с

Таблица 2

Распределение учебно-тренировочной работы дзюдоистов с нарушением зрения в микроциклах этапа предсоревновательной подготовки

День недели 1-УП микроциклы УШ-ХШ микроциклы

Понедельник 1. Специальная работа на татами. 2. Силовая подготовка 1. Специальная работа на татами. 2. Силовая подготовка

Вторник 1. Специальная работа на татами. 2. Силовая подготовка 1. Специальная работа на татами. 2.Силовая подготовка

Среда 1. Общефизическая подготовка. 2. Скоростно-силовая подготовка 1. Специальная физическая подготовка на татами. 2. Силовая подготовка

Четверг 1. Специальная работа на татами. 2. Акробатическая подготовка 1. Специальная работа на татами. 2. Силовая подготовка

Пятница 1. Специальная работа на татами (спарринги). 2. Силовая подготовка 1. Специальная работа на татами (спарринги). 2. Силовая подготовка

Суббота 1. Общефизическая подготовка. 2. Восстановление 1. Общефизическая подготовка. 2. Восстановление

Проблемы двигательной активности и спорта

Таблица 3

Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок дзюдоистов 14-17 лет с нарушением зрения

Микроцикл ■ неделя

_п_______

Ш_______

JV_______

_V_______

_VI______

VII

VIII _IX______

_х_______

XL______

XII

XIII Всего

К

н

5 св

2 со <d ^ СХ 2 И Л

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD СГ

а °

Я 03

ю о

3 &

к

X

о

СХ

Н

МИН

350

495

510

545

520

533

505

490

535

442

416

520

380

6241

к

о

н

о

К

&

X «

^ К

а> со Ю ><

Л л я> ж В*

о

03

о а, к

X <и Си Ь

МИН

249

366

444

462

416 405 475

417 471 380 375 452 258 5170

и Я

о х н а>

У S Я

£Г

Я

н

К

X

а

i 1 °

g 3 о я \о а,

2 о я £ ^ зз

н * а> ^ н"

71

74

87

85

80

76

94

85

86

90

87

68

82

а>

Си

m

зЯ

Я

К

сЗ

£Х

X

>-.

X

2

х

л

Я

X

МИН

145

154

174

208

210

221

207

225

248

199

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

216

290

181

2678

я

X

о>

S >я

<о Я си н

РЭ 05

S' л

2 со

Я X а>

е

0

Я X си 2 а> ы

а> 5 5

К щ

a I

1 *

5 *

%

41 31 34 38

40

42

41 46 46 45 52 56 48

43

ЕГ

О

И

о

&

X

а>

сх

н

- * ЭК щ

<Й р & с С >Я >•» О

к ю w о

§

сх

m

МИН

205

341

336

337 310 312 298 265 287 243 200 230 199 3563

>Я >■> >5

S S

ас и

си ас 3 « X

Ю

оЗ о СП

СХ и X

ас CD И £

W CQ У

ас о S CD О н о & о я о сх

сх о

ю с а>

<L> я зН О &

щ 4J в м о ч S X С]>

о Я S <!>

ас о

ь О сх

и с 03

%

59 69 66 62

60

58

59 54

54

55 48 44 52 57

нарушением зрения. Основное внимание следует обратить на значительное увеличение нагрузок алак-татной анаэробной (до 13 %) и аэробно-анаэробной (до 33 %) направленности по физиологическому воздействию на организм спортсменов.

Построение учебно-тренировочного процесса на основе оценки срочных тренировочных эффектов, получаемых посредством регламентации специальных упражнений по направленности и интенсивности физиологического воздействия на организм дзюдоистов с нарушением зрения в различных циклах спортивной подготовки, позволяет значительно повысить эффективность учебнотренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности.

Литература

1. Закиров, P.M. Роль дзюдо в социальной интеграции лиц с поражением слуха, зрения и опорнодвигательного аппарата / P.M. Закиров, В.И. Плотников // Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы инновационного

развития физической культуры и спорта». — Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009. - С. 335-339.

2. Закиров, P.M. Методика обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо: автореф. дис. ... канд. пед. наук / P.M. Закиров. -М., 2009. -26 с.

3. Зекрин, Ф.Х. Организация и методика специальной физической подготовки дзюдоистов 15— 18-летнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ф.Х. Зекрин. - М., 2007. -23 с.

4. Коррекционная направленность процесса обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением зрения. Специальность 032102 (022500) — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура): метод, рекомендации / под ред. P.M. Закирова, В.И. Плотникова, Ю.В. Наборщиковой. — Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2010. - 56 с.

5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник/под общей ред. проф. Л.В. Шап-ковой. — М.: Советский спорт, 2007. — 608 с.

Поступила в редакцию 21 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.