УДК 316.4 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-225-229
ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Пономарев кандидат социологических наук, профессор,
Игорь Ростовский государственный экономический университет (РИНХ]
Евгеньевич (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69).
E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com
Барсуков преподаватель, Ростовский государственный экономический
Сергей университет (РИНХ] (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,
Владимирович ул. Большая Садовая, 69). E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена проблемам организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в среде студенческой молодежи. Такую работу необходимо строить по следующим направлениям: профилактическому, коррекционному, воспитательно-социализационному, развивающему. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий и развитие студенческого спорта способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов и сохранению целостности массового физкультурно-спортивного движения. Формирование здорового образа жизни становится важным направлением молодежной политики в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: физическая культура, массовый спорт, спортивно-массовая работа, физкультурно-оздоровительная работа, социальное оздоровление, спортивные мероприятия, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающее поведение, студенческий спорт.
Социально-экономический кризис 1990-х годов XX в. наряду с политическими реорганизациями и социально-экономической нестабильностью отрицательно отразился на всех сферах социальной жизнедеятельности Российского общества [1], включая сферу физической культуры и массового спорта. Заметно снизился интерес среди молодых россиян к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности. Количество молодых людей, регулярно занимающихся массовой физической культурой, с целью сохранения и поддержания здоровья сократилось. Как показывают проведенные социологические исследования, в настоящее время в российском обществе физическими упражнениями постоянно и систематически занимаются только около 11% населения [2]. Поэтому одной из приоритетных задач физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы является широкое вовлечение студенческой молодежи в систематические занятия физической культурой и массовым спортом с учетом состояния здоровья, функциональной, физической и двигательной готовности [3].
Направление развития физической культуры и студенческого спорта отдельно прописано в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года», что свидетельствует в пользу его актуальности и приоритетности. Занятия физической культурой и спортом - это мерило социально-экономического развития общества, элемент единения нации, ориентир на здоровый образ жизни (ЗОЖ] среди молодых поколений россиян.
Проблемы организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, а также содержания студенческого спортивного движения рассматривались отечественными специалистами И.С. Арефьевой, О.С. Васильевой, Н.А., Дегаевой, С.В. Лапочкиным, В.А. Литвиновым, Л.И. Лубышевой, В.А. Масляковым, В.В. Орловой, Л.Р. Правдиной, Р.Н. Шаровым и многими другими. Так, С.В. Лапочкин отмечает, что физическая культура и ее составной компонент - массовый студенческий спорт - в структуре образовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов «выступают не только в роли учебной гуманитарной дисциплины, но и как средство направленного развития целостной личности» [4, с. 109].
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры и ее оздоровительного эффекта, но при этом реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К массовому спорту имеет отношение группа молодых людей, чей уровень спортивных результатов невысок и общедоступен.
Как подчеркивают В.В. Орлова, О.Е. Халалеева, основные отличия массового спорта определяются тем, что «обычная спортивная деятельность в нем строится в зависимости от профессиональной, а потому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты
времени и сил на спортивные занятия довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений» [5, с. 145].
Массовый спорт предоставляет возможность молодым людям совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным рискогенным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Главной целью занятий различными видами массового спорта является укрепление здоровья, улучшение физического развития, подготовленности и активного отдыха.
В проведенном исследовании И.С. Арефьевой отмечается, что практически вся студенческая молодежь признает важную роль физкультурно-оздоровительной деятельности в жизни каждого человека, но при этом регулярно занимаются ею от 5 до 15%; и реально придерживаются правил и требований здорового образа жизни (ЗОЖ] менее 10% молодых людей. При этом большая часть респондентов обратилась с вопросом, как можно «утерянный нормальный, здоровый» образ жизни. Иными словами, теоретически все понимают необходимость ЗОЖ и здоро-вьесберегающего поведения: оптимальной двигательной активности, физкультурно-спортивных нагрузок, соблюдения режима труда и отдыха, предотвращения вредных привычек и культивирование полезных и считают, что понимания вполне достаточно. Как показало исследование, проведенное И.С. Арефьевой, студенческая молодежь, сообщившая, что ведет активный образ жизни и предпочитает активный отдых, при этом подразумевает под «активностью» посещение различных молодежных мероприятий (дискотек, клубов, «тусовок»] и таких большинство - порядка 70% [6]. Это большинство формирует студенческий «социум», который определяет модели поведения при использовании досугового времени, с предпочтением пассивного отдыха.
В целом, по данным социологических опросов, для студенческой молодежи характерно выдавать желаемое за действительное [7]. Для молодых людей характерно считать себя здоровыми, т.е. ничем не отличаться по психосоматическим и физическим возможностям от сверстников или превосходить их. Так, даже будучи информированными о неудовлетворительном состоянии своего здоровья, большинство молодых людей продолжают считать себя здоровыми, имеющими лишь незначительные резервы для здоровьепотребляющего поведения [8].
Для того чтобы мотивация к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности студенческой молодежи возросла, целесообразно разрабатывать специализированную молодежную политику, ориентированную на формирование ЗОЖ в молодежной среде и организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, направленную на достижение следующих мероприятий:
- разработка стратегии и основных направлений развития физкультурно-спортивной отрасли в целях формирования и реализации единой молодежной политики в области физической культуры и спорта;
- создание условий для оздоровления и физического воспитания студенческой молодежи, развития детского и юношеского массового спорта и создание условий для подготовки спортивного резерва;
- культивирование пропаганды здорового образа жизни в среде студенческой молодежи с предоставлением широких возможностей для реализации ее различных физкультурно-оздоровительных направлений;
- организация пропаганды физической культуры и массового спорта с целью соматического, психофизического и социального оздоровления, а также улучшение качества агитационной молодежной политики посредством проведения регулярных спортивных мероприятий [9];
- формирование у студенческой молодежи мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, повышению уровня знаний в области физической культуры и массового спорта [10];
- «организация привлечения к занятиям физической культурой и спортом всех слоев населения для их физического совершенствования и оздоровления через спортивные школы, секции, клубы и другие физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, по месту жительства и в местах массового отдыха» [11, с. 12];
- постоянное совершенствование нормативно-правовой, а также материально-экономической базы с целью удовлетворения потребностей студенчества в физической культуре и спорте, в том числе средствами клубного спорта, физической культуры и массового спорта в учебно-образовательных учреждениях, другими формами физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с молодыми людьми по месту их жительства [12];
- строительство новых, модернизация и реконструкция имеющихся физкультурно-спортивных сооружений, доступных для студентов и позволяющих предоставлять им услуги высокого качества, а также осуществление координации и контроля за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов [13];
Мы полагаем, что организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с необходимостью должна включать следующие направления:
Во-первых, профилактическое - предупреждение заболеваний, в том числе и социального генеза (алкоголизма, наркомании]. Данное направление предполагает интегрировать студенческую молодежь в культурно-досуговую сферу, которая, в свою очередь, обеспечит стимулирование молодых людей к проявлению физкультурно-спортивной активности и инициативности.
Соответственно принципам организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой профилактической работы: «непрерывность, начало работы с первых курсов обучения, интегрированность в учебный процесс, сочетание оздоровительных и обучающих технологий, контроль эффективности, проведение индивидуального мониторинга здоровья, индивидуальный подход» целесообразно включить принцип планирования дифференцированной работы со студентами в соответствии с курсами обучения [14, с. 15].
Во-вторых, коррекционное направление - реализация целого ряда мероприятий по социальной адаптации, которые должны быть ориентированы на приспособление студенчества к учебно-образовательным условиям. В основу коррекционного направления должны быть положены общесоциальные, общеметодические и специальные принципы профессионально физической культуры. В частности: оздоровительная нацеленность учебных занятий при соблюдении оптимально допустимой физической нагрузки и обеспечении регулярного мониторинга динамики здоровья и физического развития; создание условий для воспитания и формирования у студентов комплекса личностных качеств, способствующих их осознанному участию в собственном образовательном процессе; «непрерывность и поэтапность выполнения программы с целью получения кумулятивного эффекта в целостной системе коррекционно-формирующего процесса» [15].
В-третьих, воспитательно-социализационное - формирование параметров социально эффективной и социально ответственной личности, а также формирование гражданской позиции, которая определяет диапазон управленческих решений, в том числе по отношению к вопросам здоровья и социального оздоровления, и, в конечном итоге, безопасности жизни. Работа в данном направлении предполагает поэтапное включение студентов с различным уровнем активности в полезную деятельность, тем самым обеспечивая преодоление социальной пассивности.
В-четвертых, развивающее - стимулирование социальной самореализации, т.е. предполагается создание системы заинтересованности каждого студента в максимальном применении своего креативного потенциала. В рамках развивающего направления важно обозначить «спортизи-рованное» физическое воспитание, которое является эффективным средством привлечения студенческой молодежи к массовому спорту. А.О. Егорычев и И.М. Бутин выделяют следующие принципы организации физкультурно-оздоровительного и массового спорта: сочетание мастерства и массовости; индивидуальный подход; система соревнований (охват различного уровня физической и спортивной подготовленности студентов]. По утверждению авторов, «спортизиро-ванное физическое воспитание удовлетворяет индивидуальные интересы значительного количества студентов (до 60%] в избранном виде массового спорта; выполнение массовых спортивных разрядов служит маркером того, что уровень соматического и физического здоровья студентов приближается к безопасному» уровню, его перспективы развития связаны, с одной стороны, с комплексным развитием спортивной базы, а с другой - учитывают индивидуальный интерес студенческой молодежи и развития у нее креативного потенциала [16, с. 141].
Таким образом, следование профилактическому, коррекционному, воспитательно-социали-зационному, развивающему направлениям в процессе организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, так или иначе, будет способствовать развитию студенческого спорта и подготовке высококвалифицированных специалистов при сохранении целостности массового физкультурно-спортивного движения.
В целом, физическая культура и массовый спорт в среде студенческой молодежи необходимы для ее социального становления, поскольку являются важным средством всестороннего гармоничного развития личности. Без привлечения к физкультурно-оздоровительной деятельности и массовому спорту студенческой молодежи не представляется возможной эффективная модернизация государства и общества.
Литература
1. Игнатова Т.В., Подольская Т.В. Возможности глобального управления мировой финансовой системой: реалии и перспективы // Век глобализации. 2014. Вып. №2 (14). С. 119-128.
2. Дегаева Н.А. Актуальные проблемы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/
3. Шашкин Н.Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы в вузе [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://pravmisl.ru/
4. Лапочкин С.В. Отдельные аспекты проектирования развития студенческого спорта и физической культуры в студенческой среде // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. №2 (54). С. 107 - 110.
5. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Студенческий спорт как фактор подготовки спортсменов высших достижений // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №3 (47). С. 140 - 163.
6. Арефьева И.С. Формирование здоровьесберегающего поведения как основа профилактической работы среди молодежи // Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. М., 2017. С. 16 - 21.
7. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи в гендерном измерении // Вестник Пермского университета. 2015. № 17. С. 146 - 157.
8. Барабанова В.Б. Социально-воспитательная деятельность в массовом и профессиональном спорте // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. № 5. С. 45 - 52.
9. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, №3. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
10. Пономарев И.Е., Литвинов В.А., Пономарев О.И. Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №4. С. 60 - 63.
11. Гуляев М.Д. Модель управления системой физической культуры и спорта в Республике Саха // Актуальные проблемы подготовки спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего совершенствования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чурапча, 2015. С. 10 - 13.
12. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи: Монография. Ростов н/Д.: РАС ЮРГУЭС, 2009. 166 с.
13. Пономарев И.Е., Чалохян С.И., Косинов С.С. Чемпионат мира по футболу 2018 года как импульс развития спортивного движения в среде российской молодежи // Национальное здоровье. 2018. №1. С. 319 - 325.
14. Арефьева И.С. Интегрированный портрет студентов МНЭПУ для организации профилактической работы // Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. М., 2017. С. 11 - 15.
15. Кабачков В.В., Ерохина О.А., Буров А.Э. Структура и организация профессиональной физической культурой студентов с учетом направленности видов спорта на снижение воздействия факторов риска // Вестник спортивной науки. 2009. №1. С. 50 - 53.
16. Егорычев А.О., Бутин И.М. Инновационные направления развития массового спорта в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2. С. 137 - 142.
Ponomarev Igor Evgenyevich, Candidate of sociology, professor, Rostov State University of Economics (RINH) (69, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com
Barsukov Sergey Vladimirovich, Teacher, Rostov State University of Economics (RINH) (69, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com
ORGANIZATION OF SPORTS-MASS AND HEALTH-IMPROVING WORK IN THE YOUTH ENVIRONMENT Abstract
This article is devoted to the problems of organizing sports-mass and sports and recreational work among students. Such work needs to be built in the following areas: preventive, corrective, educational, socializing,
developing. Conducting sports and recreational activities and the development of university sports contributes to the preparation of highly qualified specialists and preserve the integrity of the mass sports and sports movement. Formation of a healthy lifestyle becomes an important direction of youth policy in the field of physical culture and sports.
Keywords: physical culture, mass sports, sports mass work, sports and fitness work, social rehabilitation, sports activities, health, healthy lifestyles, health-saving behavior, student sport.
References
1. Ignatova T.V., Podol'skaya T.V. Vozmozhnosti global'nogo upravleniya mirovoj finansovoj sistemoj: realii i perspektivy // Vek globalizacii. 2014. Vyp. №2 (14). P. 119-128.
2. Degaeva N.A. Aktual'nye problemy organizacii fizkul'turno-ozdorovitel'noj i sportivno-massovoj raboty [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://nsportal.ru/
3. SHashkin N.G. Organizaciya fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty v vuze [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://pravmisl.ru/
4. Lapochkin S.V. Otdel'nye aspekty proektirovaniya razvitiya studencheskogo sporta i fizicheskoj kul'tury v studencheskoj srede // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №2 (54). P. 107 - 110.
5. Orlova V.V., Halaleeva O.E. Studencheskij sport kak faktor podgotovki sportsmenov vysshih dosti-zhenij // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2015. №3 (47). P. 140 - 163.
6. Aref'eva I.S. Formirovanie zdorov'esberegayushchego povedeniya kak osnova profilakticheskoj raboty sredi molodezhi // Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii: Materialy mezhdis-ciplinarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2017. P. 16 - 21.
7. Gafiatulina N.H. Social'noe zdorov'e studencheskoj molodezhi v gendernom izmerenii // Vestnik Permskogo universiteta. 2015. № 17. P. 146 - 157.
8. Barabanova V.B. Social'no-vospitatel'naya deyatel'nost' v massovom i professional'nom sporte // Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2018. № 5. P. 45 - 52.
9. Gafiatulina N.H. Zdorov'esberegayushchie modeli professional'noj socializacii studencheskoj molodezhi v usloviyah social'noj neopredelennosti [Elektronnyj resurs] // «Inzhenernyj vestnik Dona», 2013, №3. - Rezhim dostupa: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824 (dostup svo-bodnyj) - Zagl. s ekrana. - YAz. rus.
10.Ponomarev I.E., Litvinov V.A., Ponomarev O.I. Sostoyanie obshchestva, zdorov'e cheloveka i problemy vospitaniya, obrazovaniya i ozdorovleniya studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury // Gumani-tarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2016. №4. P. 60 - 63.
11.Gulyaev M.D. Model' upravleniya sistemoj fizicheskoj kul'tury i sporta v Respublike Saha // Aktual'nye problemy podgotovki sportsmenov v olimpijskih i nacional'nyh vidah sporta na raznyh etapah mnogoletnego sovershenstvovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. CHurapcha, 2015. P. 10 - 13.
12.Gafiatulina N.H. Zdorov'e kak cennost' v srede uchashchejsya molodezhi: Monografiya. Rostov n/D.: RAS YURGUES, 2009. 166 p.
13.Ponomarev I.E., CHalohyan S.I., Kosinov S.S. CHempionat mira po futbolu 2018 goda kak impul's razvitiya sportivnogo dvizheniya v srede rossijskoj molodezhi // Nacional'noe zdorov'e. 2018. №1. P. 319 - 325.
14.Aref'eva I.S. Integrirovannyj portret studentov MNEPU dlya organizacii profilakticheskoj raboty // Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii: Materialy mezhdisciplinarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2017. P. 11 - 15.
15.Kabachkov V.V., Erohina O.A., Burov A.E. Struktura i organizaciya professional'noj fizicheskoj kul'turoj studentov s uchetom napravlennosti vidov sporta na snizhenie vozdejstviya faktorov riska // Vestnik sportivnoj nauki. 2009. №1. P. 50 - 53.
16.Egorychev A.O., Butin I.M. Innovacionnye napravleniya razvitiya massovogo sporta v vuze // YAro-slavskij pedagogicheskij vestnik. 2012. №2. P. 137 - 142.