СПОРТ - СФЕРА ПРЕДЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ЧЕЛОВЕКА
© Алёшина С.Н.*
Технологический институт Южного федерального университета,
г. Таганрог
В статье рассматриваются вопросы связанные с предельными возможностями человека в современном спорте. Определение человеко-размерности в области спорта. Процесс физического совершенствования человека.
Спорт является сферой предельных проявлений человека, деятельностью, в ходе которой осуществляется выход за пределы «обычного» в человеческой жизни, повседневного и рядового. В спорте не просто реализуются «предельные» потенции человека - они обнаруживаются, открываются как самим спортсменом, так и соучастниками спортивного события. Становится очевидным то, что ранее (на тренировках, в беседах с тренером и т.п.) только предполагалось [1].
Важно отметить, что вообще всякая деятельность, которая осуществляется на пределе возможностей, всегда имеет исключительно продуктивный, творческий характер. Она приводит к открытию человеком себя, но в ходе ее происходит и открытие чего-либо нового в мире, создание шедевра - уникального и совершенного произведения. Однако предельные проявления и открытия возможностей человека, осуществляемые в спорте, принципиально отличаются от различного рода невероятных, потрясающих и великих достижений человеческого гения в других областях жизнедеятельности. Последние - индивидуальны, не запланированы и не предполагают повторений, в то время как в спорте прорывы за рамки горизонта обычного не только множатся, но и целенаправленно преодолеваются новым, более мощным прорывом.
Так В.Б. Барабанова подчеркивает, что конституирующим элементом спортивной деятельности, ее смыслообразующей составляющей, реализуемой в разнообразных единичных, существующих в пространстве и времени актах, оформленных как игры-соревнования, является определение человекоразмерности. Причем последнее имеет два лика или уровня: индивидуальный (единичный) и общечеловеческий (всеобщий) [1].
Занятия спортом заставляют человека в значительной мере сконцентрировать внимание на постижении биологической стороны человеческой
♦ Старший преподаватель кафедры Физического воспитания
природы, естественных возможностей человеческого существа, тех, что даны природой. Ведь до сих пор потенциал, заложенный в человеке природой, лишь в незначительной степени открыт нашему сознанию и освоен нами. Между тем многие исследователи утверждают, что человек в спорте должен уметь «вверить себя своему телу». Например, В.В. Лукоянов пишет, что отделы спинного мозга, контролирующие психомоторную систему, древнее, чем эволюционно более молодой головной мозг. Поэтому они обрабатывают информацию, получаемую сенсорными системами, в 1,3 млн. раз быстрее. Спортсмену необходимо научиться в экстремальных ситуациях отключать свое сознание, чтобы в лобных долях головного мозга не возникли процессы торможения. Поэтому, как ни пытаются некоторые авторы отнести понятие «органическое тело» к сфере биологии, они не могут отрицать, что никакое проявление индивидом себя в сфере спорта невозможно без актуализации заложенных в органическом теле возможностей. Более того, личность в спорте, в сущности, деперсонифи-цируется и раскрывает не столько собственный телесный потенциал, сколько возможности человеческого организма, как такового. Но, безусловно, человеческая телесность есть единство естественного и социокультурного, а спортсмен демонстрирует модифицированные (культурой) качества органического тела. Так В.И. Столяров обращает внимание на то, что техника ходьбы, плаванья и т.п. не задана человеку генетически [2]. Техника вообще есть феномен культуры, и разные ее виды, в том числе технику двигательной активности, человек должен освоить, чтобы стать полноценным субъектом деятельности. Выход же на пределы реализации своих возможностей в соревновании означает максимальную степень овладения ею спортсменом. Специфика техники двигательной активности заключается в автоматизации действия, создающей возможность эффективного решения возникающих в спортивном соревновании задач. Последнее осуществляется благодаря тому, что происходит перестройка механизмов регуляции психики. Возникает парадокс автоматизированного действия: оно развертывается самостоятельно, без контроля сознания, и вместе с тем максимально им контролируется. Это удается сознанию потому, что оно начинает работать в «режиме мерцания» [2].
Спортсмен не сосредотачивает свое внимание на оценке внешнего раздражителя, затем на определении программы движения, запуске ее, - выполнении всей этой последовательности шагов воспрепятствовало бы осуществлению высокоскоростного действия. Вместо этого мастерство в выполнении движения шлифуется до такой степени, что двигательный образ, двигательное чувство и само движение сливаются воедино. Снимаются границы между средой и субъектом деятельности, между внешним и внутренним, стирается дистанция между спортсменом, его «Я», и
окружающим миром. Спортсмен «погружается» в движение. Возникают специфические «чувства» воды, мяча, готовности и т.п. [3].
Сами соревнования создают такие условия деятельности, которые требуют наличия у спортсмена особых личностных, духовных качеств. Эти условия характеризуются, прежде всего, экстремальностью, вызываемой лимитом времени, необходимостью уплотнять моторные действия, преодолевать активное сопротивление соперника, снимать рассогласование между замыслом и информацией о результатах усилий. Поэтому спортсмен должен обладать развитым оперативным интеллектом, включающим способности динамического узнавания, структурирования элементов задачи, «свертывания» способов ее решения и выбора наиболее оптимального из них, прогнозирования наиболее вероятного течения ситуации, анализа возможных «ходов» и необходимых ограничений. Такого рода «мышление основывается на «видении с места всего решения с начала до конца» [3].
Таким образом, как утверждает В.Б. Барабанова [1], определение чело-векоразмерности в области спорта состоит в фиксации предельно выраженных естественно данных и культурно модифицированных телесных свойств индивида, возможностей оперативного интеллекта, а также, безусловно, определенных психических характеристик личности (прежде всего, воли, упорства, настойчивости, терпения) и нравственных качеств (например, чувства ответственности, долга, товарищества - особенно если речь идет о командных видах спорта и некоторых др.).
Хочется подчеркнуть, что особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.
В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другие социальные фак-
торы, действуя на человека, зависят от его сознания и воли. Одним из них выступает физическая культура. Целесообразно воздействуя на процесс физического совершенствования человека, она позволяет обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее воздействия является физическое воспитание. По мнению многих ученых, отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Иными словами, физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека.
Но было бы слишком недальновидно считать физическую культуру и спорт участвующих только в воспроизведении физической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Специфическая задача физкультурного воспитания -воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон -физической культуры.
Поэтому нельзя смешивать понятия «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание». Первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе -активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть - это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека [4], основная задача которого - сознательно и целенаправленно познавать и реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека.
В современной теории физической культуры все четче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» акцент традиционно ставится на двигательном, биологическом моменте, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.
Итак, упражнения улучшают приспособляемость сердца и органов дыхания к условиям физических нагрузок. Внутренние органы можно тренировать так же, как и любую группу мышц. Однако, что более важно,
систематические физические нагрузки влияют на процессы обмена веществ в тканях, тормозя процесс старения.
Физические нагрузки являются универсальным средством, положительно воздействующим на все системы и органы человеческого тела, и подготавливают их к различным неблагоприятным ситуациям, нередко возникающим в жизни каждого человека. Физические нагрузки закаляют, тренируют организм и, что очень важно повышают неспецифическую сопротивляемость организма к различным инфекционным факторам. Ведь ни для кого не секрет, что люди, регулярно и длительно занимающиеся физкультурой и спортом, почти не болеют простудными заболеваниями. Эти люди легче переносят холод и жару, потому что центры теплорегуля-ции у них гораздо тренированнее.
Спортсмен - не важно, принадлежит ли он к «массовому» или «большому» спорту, - это личность, действующая на пределе своих физических и ментальных способностей, поэтому спортсмен всегда выразитель общечеловеческого стремления испробовать свои силы.
Важную роль также играет самооценка спортсменом себя как субъекта спорта, спортивной деятельности, своих спортивных возможностей, своих перспектив в спорте. Адекватная самооценка выступает как условие эффективного развития спортсмена на пути его спортивного совершенствования. При этом необходимо отметить, что адекватной самооценкой для спортсмена является самооценка, при которой имеет место некоторое завышение своих возможностей. С ростом мастерства и зрелости у спортсмена появляется стремление к самовоспитанию, тем самым, обеспечивая условия, при которых вполне реальна актуализация возможностей человека.
Список литературы:
1. Барабанова В.Б. Спорт: проблема человекоразмерности. - Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2004.
2. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. - 1988. - № 4. - С. 81.
3. Лукоянов В.В. Основные аспекты синтеза психофизической подготовки в спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 9. - С. 62.
4. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная педагогическая антропология. - М., 1996.