УДК 796:111
Д. В. КОНСТАНТИНОВ щ С. С. ПЕТРОВ И
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ФИЛОСОФИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ПОДХОДА__________________________________________
В статье рассматриваются существующие в философии физической культуры и спорта подходы. Выделяется и анализируется метафизический подход. Показывается антропологическое содержание метафизического подхода. Подчеркивается, что применение метафизического подхода в философском исследовании физической культуры и спорта позволяет преодолеть ограничения сциентизма.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, метафизика, бытие человека, философская антропология, антропологические основания культуры.
Говоря о физической культуре и спорте, следует признать, что они являются достаточно сложными и многообразными составляющими современной культуры. Поэтому интерес к этой сфере со стороны гуманитарных наук вполне закономерен. Еще в 70-е гг. прошлого века в системе наук о физической культуре и спорте складывается культурологический подход, впоследствии трансформировавшийся в более широкий философский [1]. Однако до сих пор этот подход остается менее востребованным исследователями, что создает определенные трудности при анализе феномена физической культуры и спорта. В частности, Н. Н. Визитей справедливо утверждает, что естественнонаучные подходы к сфере физической культуры (он называет их позитивистскими) «правомерны и в педагогически-прикладном плане в определенной мере продуктивны, однако сами по себе они не обеспечивают подлинного понимания интересующих нас феноменов (физической культуры и спорта. — Авт.), поскольку работают с упрощенной их моделью» (курсив наш. — Авт.) [2].
Более того, позитивизм (точнее, сциентизм) зачастую преобладает и в собственно философских рассуждениях о физической культуре и спорте. Он выражается прежде всего в том, что философия физической культуры и спорта фактически сводится к логике и методологии научного исследования [3]. Таким образом, суть сциентистского подхода можно охарактеризовать следующим высказыванием
А. Д. Скрипко: «Философская рефлексия является методологической основой (курсив наш. — Авт.) в разработке всех составляющих знаний о ФК и спорте, всего обширного комплекса теоретических и прикладных дисциплин в этой области» [4, с. 2]. Такая позиция является прямым следствием того, что в рамках характерной для сциентизма логикометодологической парадигмы и сама философия зачастую рассматривается лишь как определенная методология познавательной и практической деятельности человека.
Но в то же время очевидно, что обозначенный выше подход к философии вообще и философии
физической культуры и спорта в частности не является единственным. Что же такое философия? И что она изучает? Дать исчерпывающий ответ на эти вопросы непросто. Поэтому, вероятно, нет и единства мнений относительно статуса философии. Кто-то скажет, что философия — это просто наука (наряду с другими) или вид человеческой деятельности, кто-то — что это определенный способ познания или что-то духовное, а кто-то — что это знание или образ мысли, помогающие разрешить большинство мировоззренческих вопросов. Мы, в свою очередь, придерживаемся точки зрения, что философия является не столько способом воссоздания целостного мировоззрения, сколько способом познания окружающего мира и самопознания, помогающим понять и воссоздать в целостности самих себя. Так, понимаемая философия связана не только с формированием определенного категориально-понятийного отношения к человеческой жизни, деятельности и культуре. Она, наряду с другими культурными феноменами, реализуется как средство воспроизводства на собственных основаниях самой человеческой жизни. М. К. Мамардашвили пишет об этом следующим образом: «...Философия выступает как аппарат понятий, представлений и действий, но одновременно и как способ личностного бытия, эксперимента с собственной жизнью, когда совпадает со способом жизни, который практикуется человеком. Это вытекает из того обстоятельства, что философия как таковая связана в глубинах своих с режимом нашей сознательной жизни в той мере, в какой эта жизнь представляет собой некоторую целостность и реализуется на основаниях, отличающихся от природных оснований. Я говорил вам, что по своей природе мы рассеянны; по своей природе некоторые духовные, культурные и другие человеческие состояния не могли бы удерживаться и рассеивались бы» [5, с. 78]. Такой подход к философии (именно его применительно к философии физической культуры и спорта
В. И. Муравьев называет метафизическим. [3])1 позволяет уже с иных позиций обозначить круг философских проблем физической культуры и спорта,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
что можно указать в качестве цели нашего исследования.
Рассмотрим более подробно суть метафизического подхода, реализуемого в рамках философии физической культуры и спорта. В понимании метафизики мы солидарны с И. А. Бондаренко, который интерпретирует ее следующим образом: «Метафизические. суждения — внеопытные, сверхприрод-ные, внечувственные и недоказываемые — представляют форму способа организации человеческой жизни в качестве человеческой. Когда, например, утверждается, что есть иная размерность мира (утверждение вытекает из основной метафизической процедуры — трансцендирования), где человек может быть собранным и завершенным, чего никогда не бывает в эмпирической жизни.» (в обоих случаях курсив Бондаренко. — Авт.) [6, с. 86]. Другими словами, сфера метафизики (или сфера онтологии) — это сфера трансцендентального (по И. Канту). Так понимаемая метафизика предполагает прояснение условий, позволяющих реализоваться эмпирическому опыту человека (например, событию понимания или нравственному поступку), но лежащих за пределами эмпирического опыта (именно эти условия мы можем назвать бытийственным измерением человека, или человеческой формой [7, с. 48]). Соответственно, метафизический подход к философскому исследованию феноменов физической культуры и спорта как раз и должен, по нашему мнению, выходить на данный уровень.
Обратим внимание на один важный для нас момент, а именно, на антропологичность метафизического подхода. Представляется, что именно антропологически ориентированный дискурс и позволит преодолеть те ограничения сциентистской философии, о которых говорит Н. Н. Визитей. Действительно, невозможно без значительного упрощения говорить о сфере физической культуры и спорта, если не рассматривать их в антропологическом, контексте культуры в целом. Поясним, что понимается здесь под антропологическим контекстом культуры.
В современной философии физическую культуру и спорт традиционно интерпретируют как часть культуры вообще. Что включает в себя культура? Мы предполагаем, что при ответе на этот вопрос нельзя ограничиться тривиальным определением культуры как всего того, что создано человеком. Феномен культуры вмещает в себя и нечто другое, лежащее в сфере трансцендентального. Поэтому, вероятно, еще нельзя назвать культурным человека, который просто умеет вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами. Культурный человек — это что-то большее. Как правило, такой человек обладает обширными знаниями в различных сферах человеческой жизни, однако при этом не просто владеет большим объемом информации, но и способен целенаправленно выбирать в нем что-то для себя в соответствии со своими ценностями и интересами. Более того, действительно культурный человек, совершая такой выбор, изменяется, становится другим — более сложным.. Поэтому можно согласиться с И. А. Бондаренко, который утверждает, что «культура есть усилие и одновременно умение практиковать сложность жизни (в том числе и сложность социальной жизни), поэтому не есть знания» [6, с. 87]. Именно это сверхприродное усилие и является тем стремлением к собранности и завершенности, которое проявляется в эмпирическом человеке, когда человеческая форма действует. Вот почему мы можем говорить об антропологическом контексте
культуры. «Сам мир культуры был изобретен человеком как такой мир, через который человек становится человеком» (курсив наш — Авт.), — пишет об этом М. К. Мамардашвили [5, с. 79]. Итак, можно сказать, что культура на протяжении всей человеческой истории выступает не только способом (и следствием) познания человеком окружающего мира и самопознания, но и способом формирования самого человека.
Рассмотрим теперь с указанной точки зрения собственно физическую культуру и спорт. При этом мы будем опираться на работы ряда современных философов (не претендуя на исчерпывающую по полноте охвата картину), в которых, по нашему мнению, прослеживается метафизический подход к осмыслению физической культуры и (или) спорта.
Нередко философы, анализирующие физическую культуру и спорт, рассматривают данные феномены в дискурсе аксиологии, т. е. с позиций их ценностного потенциала. Фактически в подобного рода исследованиях ставится вопрос о тех функциях физической культуры и спорта, успешная реализация которых непосредственно связана с удовлетворением конкретных потребностей, важных для человека. На первый взгляд, спектр таких потребностей достаточно широк. В связи с этим и физическую культуру, и спорт можно связать даже не с одной или двумя «ценностными единицами», а с определенным набором ценностей, побуждающих людей приобщаться к данным видам деятельности (что интересно, для разных социальных групп эти ценности могут и не совпадать [1]).
Что включает в себя указанный ценностный набор? Прежде всего отметим, что физическая культура привлекает большое количество самых разных по биофизиологическим и социокультурным характеристикам людей, объединенных стремлением к физическому совершенствованию. Многие обращаются к ней не только с целью поддержать здоровье, но и просто быть в хорошей физической форме. Спорт же, по замечанию В. Б. Барабановой, может рассматриваться как «способ выявления границ человеческой размерности, а именно, предельно выраженных естественно данных и культурно модифицированных телесных свойств индивида»2 [8, с. 82]. В связи с этим можно сделать достаточно очевидный вывод, что стремление человека сделать свое тело красивым, здоровым и сильным предполагает определенную ценность красивого, здорового и сильного тела. Человеческое тело как ценность в контексте физкультурно-спортивной деятельности человека рассматривают И. М. Быховская [9], Н. Н. Визи-тей [2], Б. Г. Акчурин [10], В. А. Баранов [11] и др.
Современными авторами часто подчеркивается, что понятие «физическая культура личности» должно включать в себя не только представление о физическом развитии человека, но и о развитии духовном. В связи с этим выделяются и анализируются духовные ценности, связанные с физической культурой и спортом. В частности, можно указать на использование человечеством спорта в качестве способа гуманизации отношений между различными людьми, группами, классами, народами, странами посредством мирного состязания. Спорт, по своей природе предполагающий конкуренцию и борьбу, в этом контексте выступает как средство мирного разрешения конфликтов [12]. В свою очередь, ориентация на конкуренцию помогает спорту легко вписаться в систему отношений индустриального общества, что делает сам спорт более профес-
сиональным, а в дальнейшем коммерциализирова-ным [13].
Можно отметить еще один интересный момент, связанный с духовными ценностями спорта. У спортсменов (и не только спортсменов) страны, проводящей какой-либо международный чемпионат, есть хорошая возможность познакомиться с культурой других стран в процессе общения с иностранными гостями. Аналогично, у иностранных участников появляется шанс в той или иной степени изучить культурные особенности данного государства. Таким образом, спорт как часть культуры может способствовать обмену культурными ценностями.
Итак, мы кратко обозначили ряд ценностей, отнесенных к сфере физической культуры и спорта. Безусловно, данный список отнюдь не претендует на исчерпывающую полноту3. Собственно, исчерпывающий анализ и не является нашей целью. Для нас представляет интерес другое. Рассмотрим ценности физической культуры и спорта с точки зрения метафизики. Метафизический подход предполагает выявление предельных оснований, позволяющих реализоваться феномену человека. Это означает, что задаваться вопросом о причинах таких оснований уже бессмысленно — в точке достижения предельных оснований причинно-следственный ряд обрывается. Если же пытаться выйти к предельным основаниям человека через ценности физической культуры и спорта, то представляется, что результат будет следующим.
Ранее мы показали, что в феноменах физической культуры и спорта проявляется отношение человека к телесности как ценности. Почему тело выступает для человека как ценность? Ответить на этот вопрос однозначно трудно. Вот один из возможных ответов: красивое (а главное, здоровое) тело является своего рода «маркером» успешности человека. Такой ответ, в свою очередь, продуцирует следующий вопрос: почему для человека настолько важно быть успешным? Ответ на этот второй вопрос неизбежно вызовет третий вопрос, и т. д. Другими словами, здесь может быть построена целая причинно-следственная цепочка. При этом независимо от длины такой цепочки и независимо от ее начальной точки (не имеет значения, какую именно связанную с физической культурой и спортом ценность мы возьмем в качестве исходной) в пределе она заканчивается, по нашему мнению, утверждением о постоянном стремлении человека к самореализации в качестве собранного и завершенного субъекта (чего не бывает в эмпирической жизни человека). Такое стремление, согласно нашей точке зрения, является характеристикой человеческой формы, базовой экзистенциальной потребностью человека [7]. Именно эта потребность, лежащая уже в сфере метафизики, и выступает движущей силой существования и развития всей культуры в целом и физической культуры в частности.
Подчеркнем, что сказанное ранее относится, по нашему мнению, не только к физической культуре, но и к спорту с той оговоркой, что в современном спорте с его ориентацией на зрелищность или даже коммерческую выгоду зачастую происходит подмена метафизических оснований другими. Такая подмена становится возможной в силу ряда причин. Среди этих причин можно отметить, например, одну особенность спорта, на которую обращает внимание Е. В. Павлов: «В отличие от зрелищ искусства и предполагающих создание художественного образа, следовательно, воспринимаемых как закончен-
ное произведение и осознаваемых в их условности, спортивное состязание воспринимается и преподносится как "настоящее", достоверное, несрежис-сированное событие» [13, с. 30]. Современная массовая культура использует это, превращая спорт в шоу, зрелище. Павлов справедливо указывает, что такая ситуация создает «пространство для злоупотребления». Сюда же вносит свой вклад неизбежная для профессиональных спортсменов необходимость показывать все более высокие результаты. В итоге спорт может не только не способствовать формированию целостного человека, но и разрушать уже созданное. Поэтому представляется, что кризис современного спорта, о котором пишут многие, носит прежде всего антропологический характер4.
Если же отстраниться от кризисных моментов в спорте, то следует признать, что метафизический подход к физической культуре и спорту позволяет рассматривать их как самоценные явления. В. Б. Барабанова справедливо указывает, что если интерпретировать спорт инструментально, то есть как «ответ на потребности, возникшие в совершенно иных сферах общественной жизни», то в объяснении генезиса спорта неизбежно возникают парадоксы [12, с. 61]. Сама же Барабанова, оставаясь в рамках метафизического подхода, утверждает, что «в спорте заложены возможности реализации человекосозидающей функции культуры.» (курсив Барабановой. — Авт.), а потребность человека выйти на границы своих возможностей является частью процесса человекотворчества [12, с. 61]. Таким образом, человек, пытаясь установить и реализовать свои предельные возможности, фактически стремится реализовать свое предназначение. Поэтому основная причина существования спорта как части культуры в концепции Барабановой — это жажда самореализации и самоутверждения, которая и заставляет человека обращаться к спорту. Вот почему, по наблюдению Барабановой, желанная победа в соревновании, доказывающая, что ты поднялся на вершину, которую до тебя никому не удалось покорить, переживается очень остро и эмоционально [12, с. 61].
Итак, мы выявили содержание и перспективы метафизического подхода, реализуемого в философском исследовании физической культуры и спорта. Безусловно, не следует рассматривать данный подход как единственно верный. Однако именно он позволяет, по нашему мнению, наиболее полно раскрыть потенциал физической культуры и спорта с точки зрения их антропологической составляющей.
Примечания
1 В. И. Муравьев пишет: «Представляется, что понимание культуры, а следовательно, и физической культуры, как метафизически ориентированных процессов должно быть углублено до потусторонних, надмирных основ» (курсив наш. — Авт.) [3, с. 300-301]. Другими словами, здесь речь как раз и идет о тех упоминаемых М. К. Мамардашвили внеприродных основаниях, которые позволяют реализоваться феномену человека в его целостности, собранности.
2 Помимо сферы телесности человека выявление границ человекоразмерности в спорте, по мнению В. Б. Барабановой, подразумевает также выход к предельной проявленности психических (воли, терпения, упорства и др.) и нравственных (ответственности, долга и др.) качеств [8, с. 82].
3 Более подробный анализ ценностей физической культуры и спорта осуществляет, например, Л. И. Лубышева [14].
4 Об актуальности данной проблемы свидетельствует в том
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
числе и интерес к ней со стороны исследователей, претендующих на соискание ученой степени доктора философских наук. См., например, [11, 15].
Библиографический список
1. Парыгина, Е. А. Эволюция системы российской науки в области физической культуры и спорта: вторая половина XIX — начало XXI вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Парыгина Елена Александровна. — Омск, 2010. — 24 с.
2. Визитей, Н. Н. Физическая культура и спорт как предмет философско-антропологического анализа [Электронный ресурс] / Н. Н. Визитей // Парадигма здорового образа жизни: духовные и физические компоненты : материалы Междунар. науч.-теорет. конф. 19 — 20 марта 2010 г. / Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. — Электрон. текстовые дан. — Киев, 2010. — Режим доступа: http:// miytrener.com/431-vizitej-nn-fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-predmet-filosofsko-antropologicheskogo-analiza.html (дата обращения: 21.08.2011).
3. Муравьев, В. И. Философия физической культуры: дуализм концептуальных подходов и их взаимоисключающая взаимодополняемость / В. И. Муравьев // Научные труды : ежегодник ; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. А. Аикина. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. - С. 299-301.
4. Скрипко, А. Д. Философские аспекты антропотехники в физической культуре / А. Д. Скрипко // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 9. — С. 2-6.
5. Мамардашвили, М. К. Введение в философию [Текст] / М. К. Мамардашвили // Философские чтения. — СПб. : Азбука-классика, 2002. — С 7—170.
6. Бондаренко, И. А. Жизнь сознания: конституирование новой онтологии сознания в культуре XX века / И. А. Бондаренко ; Омский гос. ун-т. — Омск : ОмГУ, 2002. — 320 с.
7. Константинов, Д. В. Физическая культура и спорт в контексте незавершенности человека / Д. В. Константинов // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 348. — С. 47 — 50.
8. Барабанова, В. Б. Спорт как проекция культурных смыслов / В. Б. Барабанова // Философия права. — 2007. — № 2. — С. 81 — 84.
9. Быховская, И. М. «Ното somatikos»: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. —М. : ЭдиториалУРСС, 2000. — 208 с.
10. Акчурин, Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала и как валеологическая ценность / Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 6. — С. 50-52.
11. Баранов, В. А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / Виктор Алексеевич Баранов. — М., 2011. — 42 с.
12. Барабанова, В. Б. Человек в контексте современного спорта / В. Б. Барабанова // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 2. — С. 59 — 62.
13. Павлов, Е. В. Феномен спорта в контексте цивилизационных процессов / Е. В. Павлов // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 301. — С. 29 — 30.
14. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6. — С. 10—15.
15. Барабанова, В. Б. Спорт: проблема человекоразмерно-сти : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / Виктория Борисовна Барабанова. — Нальчик, 2009. — 44 с.
КОНСТАНТИНОВ Дмитрий Владимирович, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории и философии.
Адрес для переписки: e-mail: konstantinov@sibgufk. ru, [email protected]
ПЕТРОВ Сергей Сергеевич, студент группы Г10СП гуманитарного факультета.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2011 г.
© Д. В. Константинов, С. С. Петров
Книжная полка
Ляшенко, В. П. Философия права : учеб. для вуззов / В. П. Ляшенко, Г. И. Иконникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 351 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-9916-1259-3.
В учебнике рассмотрены основы философии права как научной отрасли, отражающей взаимодействие философского и юридического знания. Показаны объект, предмет, функции, специфика философии права, ее связь с юриспруденцией, социологией, политологией, этикой, антропологией, аксиологией. Работа исключает политизацию рассматриваемых проблем и отражает современную тенденцию «выхода» философии права в самостоятельный ряд междисциплинарных философских дисциплин истории и философии конкретных наук (философии экономики, философии политики, философии психологии, философии социологии и др.). Для учебника характерно определенное дидактическое изложение материала: каждая глава состоит из трех частей — изложения проблемы, контрольных вопросов и заданий, списка литературы. В конце учебника предлагаются тесты для самоконтроля усвоения изучаемого материала. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Философия», «Юриспруденция», «Политология». Может быть использован студентами колледжей, а также всеми, кто интересуется историей и философией права.
Шпаргалка по философии : учебное пособие для вузов. - М. : Окей-книга, 2011. - 40 с. - ISBN 978-5-40900284-8.
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.