Научная статья на тему 'Бытие человека и человеческая размерность'

Бытие человека и человеческая размерность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
497
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / СОЗНАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФОРМА / HUMAN DIMENSION / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL PROBLEM / HUMAN EXISTENCE / CONSCIOUSNESS / HUMAN FORM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Константинов Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается и уточняется понятие « человеческая размерность», введенное М. К. Петровым и М. К. Мамардашвили. Подчеркивается, что указанное понятие может использоваться в качестве интегральной характеристики особенностей целостного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human existence and human dimension

In the article the concept.human dimension., introduced by M. K. Petrov and M. K. Mamardashvili, is considered and specified. It is emphasized that this concept can be used as an integrated characteristic of peculiarities of an entire human.

Текст научной работы на тему «Бытие человека и человеческая размерность»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

УДК 111 : И : 572] Д. В. КОНСТАНТИНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ________________________________________________

В статье рассматривается и уточняется понятие «человеческая размерность», введенное М. К. Петровым и М. К. Мамардашвили. Подчеркивается, что указанное понятие может использоваться в качестве интегральной характеристики особенностей целостного человека.

Ключевые слова: человеческая размерность, психофизиологическая проблема, бытие человека, сознание, человеческая форма.

Кризис классического идеала рациональности, настигший науку и философию в начале прошлого века, заставил обратить внимание на человека как субъекта познания. Постепенно человек, рассматриваемый с той или иной его стороны, занял центральное положение в большинстве неклассических гносеологических концепций, заменив абстрактного субъекта, находящегося вне мира, но обладающего безграничными возможностями его познания — классическая субъектно-объектная оппозиция утратила свое господствующее положение, а на смену ей пришел антропологически ориентированный подход. В связи с этим представляется уместным обратиться к введенному М. К. Петровым и М. К. Мамардашвили понятию человеческой размерности, или, по определению Петрова, человекоразмерности1. В качестве цели такого обращения можно указать на необходимость конкретизации этого понятия и уточнения его содержания.

М. К. Мамардашвили использует термин «человеческая размерность» для характеристики тех (прежде всего, морфологических) особенностей, которые отличают человека от любого другого живого существа. Так, например, он пишет: «...Вот есть мир, в нем есть существо, называемое "человек". Но это существо ведь частное и случайное, в смысле его психической, нервной организации, поскольку допустима и какая-то другая организация. В некоторый момент времени, в силу разрешающих способностей нашего аппарата зрения, мы видим (согласно размерности этого аппарата) какие-то части мира. А ведь возможно и другое зрение.»2 [1, с. 125]. Таким образом, Мамардашвили подчеркивает, что помимо человека существуют и другие живые существа, воспринимающие окружающий мир. Однако их восприятие, вообще говоря, не обязательно должно совпадать с восприятием человека3.

М. К. Петров рассматривает другой (но в то же время связанный с упомянутым выше) аспект человеческой размерности. Петров обращает внимание, что человек несоразмерен созданному им самим массиву знаний. Даже если ограничиться только научными знаниями в рамках какой-либо дисциплины, то для отдельного человека с его конечной продолжительностью жизни такой «камень» окажется неподъемным [2]. В связи с этим любой человек, профессионально занимающийся наукой, вынужден работать в более или менее узкой области. В любой другой сфере деятельности человека ситуация аналогична — «общества любых типов, если они несут

через поколения массив знаний, превышающий возможности индивида», вынуждены «фрагментировать, этот массив на части, посильные человеку» [3, с. 32]. Но в отличие, например, от пчел или муравьев, у которых такая фрагментация реализуется генетически заданной программой и представляет собой специализацию особей по видам деятельности, в случае человека фрагментация производится с помощью знакового кодирования, ее можно проследить в структуре семиотических систем, созданных человеком.

Таким образом, и у М. К. Петрова, и у М. К. Мамардашвили понятие «человеческая размерность» указывает лишь на отдельные особенности целостного человека. В свою очередь, мы предполагаем расширить содержание этого понятия до значения интегральной человеческой характеристики.

Рассмотрим прежде так называемую психофизиологическую проблему, сущность которой заключается в поиске соотношения между ментальными состояниями человека и его физиологией. Эта проблема может выражаться в различных вопросах: насколько работа сознания человека связана с работой его мозга, как человек интерпретирует данные, поступающие от его органов чувств, насколько когнитивные возможности человека определяются генетикой и т. п. Однако по существу все эти вопросы указывают на то, что человек всегда в той или иной степени ограничен своей телесностью (слово «ограничен» не несет здесь никакой аксиологической нагрузки). Едва ли возможно, таким образом, отрицать, что человеческая размерность с биологической точки зрения связана прежде всего с морфологией и физиологией человека. Известно, что на фоне соматической симметрии в морфологии человека отмечаются явления асимметрии правых и левых частей парных органов, признаки которых объединены в три группы: моторные, сенсорные, психические. Конкретное сочетание этих особенностей обозначается как индивидуальный профиль асимметрии [4]. Однако, с точки зрения работы сознания интересна, например, функциональная асимметрия полушарий головного мозга. В частности, многие исследователи обращают внимание, что левое полушарие мозга в основном осуществляет абстрагирующую деятельность, совершает операции с абстрактными и идеальными объектами, в то время как работа правого полушария коррелирует с наглядным образным мышлением [5 — 7]. В связи с этим возникает вопрос: насколько очевидна связь работы сознания человека со строением его мозга?

В ХХ веке с развитием нейробиологии было установлено, что восприятие внешних сигналов головным мозгом осуществляется импульсной поляризацией по всей нейронной сети, включая сам головной мозг [8]. Разнообразие специализаций нейронной сети дает ту человеческую размерность, в которой возможно прямое восприятие посредством органов чувств одних объектов окружающего мира и косвенное — других (таких, например, как инфракрасное излучение или ультразвук). Таким образом, функциональная деятельность мозга указывает на определенные соматические предпосылки активности сознания человека. Это не могло не заинтересовать философов. В результате было создано множество натуралистических концепций сознания, вплоть до «так называемой теории тождества сознания и мозга», согласно которой «ментальное событие в буквальном смысле слова тождественно некоторому событию или состоянию в мозге» [9, с. 131]. Но в то же время даже сторонники теории тождества, как правило, отрицают, что «предложения (то есть высказывания. — Д. К.) о сознании означают то же самое, что и предложения о процессах в мозге» [9, с. 136]. Другими словами, как отмечает Б. В. Марков, «научный и философский дискурсы о человеке несоизмеримы, (курсив наш. — Д. К.) и при этом биологические знания о человеке в такой же мере относятся к идеальным объектам, как философско-антропологические учения» [10]. Кроме того, критики теории тождества и подобных ей концепций указывают и на тот факт, что физикалистские гипотезы не поддаются ни верификации, ни фальсификации, по крайней мере, на современном этапе развития науки [9, 11]. Действительно, зафиксировать содержание мысли методами нейробиологии пока никому еще не удалось.

К разновидности натуралистических концепций сознания можно отнести и теории генного детерминизма, которые также достаточно широко распространены. Ярким примером здесь может служить позиция Д. И. Дубровского. Он пишет: «Генетические структурные особенности мозга данного индивида должны в существенной мере определять те онтогенетические структурные особенности его мозга, ускользающие пока еще от прямого анализа, которые непосредственным образом ответственны за психологические особенности данного индивида» [12, с. 129]. В свою очередь, оппоненты Дубровского уверены, что «в судьбе реального индивида не только психика и информация в мозгу, но и строение и физиология тела, организация ПНС и ЦНС могут возыметь решающее значение, так же как и множество непредсказуемых факторов природной и социальной среды»4 [13, с. 155]. Вероятно, наиболее продуктивный материал для размышления над этой проблемой представляют случаи афферентной5 ограниченности индивида при полном сохранении им психического здоровья.

В частности, уникален феномен О. И. Скороходовой — слепоглухонемой, которая в условиях научно-лечебного учреждения смогла получить развитие до уровня ученого, создавшего несколько книг с описанием своего опыта. В тексте ее книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» читатель постоянно сталкивается с высказываниями: «Я увидела, я услышала». Сама Скороходова отмечает: «.Мне приходится пользоваться на каждом шагу языком зрячих и слышащих людей. Ведь не существует же отдельного языка для слепых и глухонемых» [14, с. 168]. У языка в ситуации

Скороходовой можно выделить два взаимоисключающих качества: с одной стороны, он позволяет мыслить, с другой — мешает мыслить, поскольку требует от сознания специфической работы. Иначе говоря, память Скороходовой может содержать только обонятельные, осязательные, гравитационные образы, для которых конвенциональный язык зрячих и слышащих людей даже не имеет зачастую знака. Однако ей приходится интеллектуально осваивать этот язык, оформлять с его помощью свои собственные представления и сохранять в памяти логику пространственных отношений, выходящую за рамки собственного пространственного опыта6. Сама возможность такого освоения говорит о том, что между мозгом Скороходовой и мозгом видящего и слышащего человека нет, вероятно, принципиальной разницы. Как отмечает Э. В. Ильенков, «работа со слепоглухонемыми детьми категорически заставляет считаться с тем обстоятельством, что таковыми — "условными" — оказываются на поверку те фундаментальные рефлексы, которые по традиции — и совершенно бездоказательно — считаются безусловными, то есть врожденными, связанными с морфологией мозга. Это касается таких категорий, как "рефлекс цели", "рефлекс свободы", и, что особенно интересно, "поисково-ориентировочного рефлекса"» [15, с. 89]. Другими словами, приходится признать, что область генетически детерминированного в работе сознания человека может оказаться не такой уж и широкой. И. А. Плеханов, например, ссылаясь на исследования Института мозга, утверждает, что «зависимости между генетически врожденной структурой и особенностями биологически нормального функционирования мозга и индивидуальными особенностями, способностями и чертами личности нет» [13, с. 161]. Более того, можно, вероятно, согласиться с Б. В. Марковым, который пишет следующее: «Социальное и индивидуальное, природное и культурное, эмоциональное и рациональное, духовное и телесное — все это теоретические противоположности, закрепленные сложившейся специализацией научных дисциплин. Но в реальном человеке все эти противоположности пересекаются и переплетаются» [10].

Итак, в силу неразложимой целостности человека одного лишь натуралистического подхода недостаточно для характеристики понятия «человеческая размерность». Это становится очевидным, если рассматривать проблему человекоразмерности на онтологическом уровне, то есть с точки зрения бытия человека. Мы, вслед за М. К. Мамардашвили, подразумеваем под бытием условие «того, что вообще существуют (с точки зрения человека. — Д. К.) какие-то предметы, и в то же время это условие или нечто не есть ни один из этих предметов» [1, с. 123]. Таким образом, бытийственными можно назвать те наиболее общие и сущностные отношения, которые являются условием любого опыта человека, не требуя при этом для своего обоснования отсылки к чему-либо внешнему7. В свою очередь, если рассматривать сознание как включенность человека в мир, благодаря которой можно этот мир воспринимать и понимать, то проблема бытия сознания — это проблема прояснения условий, при которых в мире возможна мысль. В данном случае не имеет значения, о чем именно человек мыслит. Поэтому обращение к онтологии сознания предполагает, что речь идет о самом факте сознания, а не о каком-либо осознава-емом содержании сознания.

В связи с вышесказанным уточним теперь, что мы понимаем под человекоразмерностью. С одной

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

стороны, человеческая размерность включает в себя те особенности человека, которые отличают его от других живых существ — морфологические, физиологические, психологические и т. д. Само наличие этих особенностей говорит о том, что человек уже занимает какое-то место в мире (а не находится вне его), а это, в свою очередь, накладывает на человека определенные ограничения. С другой стороны, существует иное, бытийственное, измерение человеческой размерности, которое уже невозможно описать в биологических или психологических терминах. Отталкиваясь от философии И. Канта, его можно определить как человеческую форму. Кант вводит понятие формы следующим образом: «То в явлении, что соответствует ощущениям, я называю его материей, а то, благодаря чему (курсив наш. — Д. К.) многообразное в явлении... может быть упорядочено определенным образом, я называю формой явления. Так как то, единственно в чем ощущения могут быть упорядочены и приведены в известную форму, само, в свою очередь, не может быть ощущением, то, хотя материя всех явлений дана нам только a posteriori, форма их целиком должна для них находиться готовой в нашей душе a priori и потому может рассматриваться отдельно от всякого ощущения» [16, с. 127]. Таким образом, термин «форма» у Канта используется для обозначения того бытийственного среза, который, не являясь ощущением, выступает как условие любого ощущения. В свою очередь, термин «человеческая форма» вводится И. А. Бондаренко: «Человеческой формой будем называть возможность соразмерности (взаимодействия) человека с миром, нечто, что является условием и основанием понимания и познания мира, но что само всегда остается до конца непонятым и невыразимым» [17, с. 25].

Но в то же время подчеркнем, что проблема человеческой размерности не является только лишь онтологической. В частности, у человека (как в случае О. И. Скороходовой) может и отсутствовать тот или иной канал получения информации о внешнем мире — речь здесь также идет о человекоразмерности в нашем ее понимании, но бытие раскрывается не на этом уровне. Онтологию может интересовать не наличие или отсутствие какого-либо конкретного органа чувств, а сама возможность интерпретации поступающих от органов чувств данных как условие соразмерности человека окружающему его миру.

Из вышесказанного следует, что человеческая размерность не является застывшей и неизменной величиной, замкнутой в бытии. Собственно, это и дает возможность человеку изменяться, расширять границы своей размерности, поскольку бытие — сфера полноты. Человек же всегда незавершен, несводим к наличному. Он продолжает творить самого себя. Именно познавательная деятельность (особенно в рамках науки) и может рассматриваться как попытка человека выйти за пределы своего наличного бытия. Однако как бы мы ни назвали процесс раздвигания человеком границ его размерности — открытостью человека миру [18], достройкой человека [19], расширением фенотипа [20] — он становится возможным благодаря действию человеческой формы. В данном случае можно указать на взаимосвязь гносеологии не только с философской антропологией, но и с онтологией.

Итак, как бы далеко человек ни отодвигал границы своей размерности, выйти за ее пределы он все же не в состоянии. Мир с неизбежностью отображается сознанием человека через призму человеческой целостности, поскольку работу сознания какого-либо

другого познающего субъекта мы себе представить не можем. Человек же на протяжении всей своей истории создает теории, концепции, научные аппараты, которые зачастую свидетельствуют о нем самом больше, чем об окружающем мире. Все теоретические построения человека, оставаясь конвенциональными, всегда становятся недостаточными, неспособными обрести статус органического целого, поскольку единственное сознающее органическое целое — это сам человек.

Примечания

1 Термин «человекоразмерность» использует также

В. С. Степин, однако в его трактовке человекоразмерность не является собственно человеческой характеристикой. Так, например, Степин рассматривает человекоразмерные системы, под которыми он понимает самоорганизующиеся структуры, включающие человека как необходимый компонент. К таким системам Степин относит биосферу как глобальную экосистему, биогеоценозы, объекты современных биотехнологий, социальные объекты, системы современного технологического проектирования. См., например, [21, с. 629 — 632].

2 Следует отметить, что эта идея не нова — схожую мысль высказывал еще Секст Эмпирик. См. [22, с. 226 — 227].

3 Более того, человеческий опыт, каким бы широким он ни был, не позволяет понять, как чувствует себя изнутри существо иной размерности. На это обращает внимание американский философ Томас Нагель: «...Сонар летучей мыши, безусловно являясь органом чувств, совершенно не похож ни на один из наших органов чувств, и у нас нет никаких оснований предполагать, что он субъективно напоминает нечто, что мы способны испытать или представить себе. Это весьма затрудняет для нас понимание того, на что похоже быть летучей мышью» [11, с. 438].

4 Плеханов здесь излагает точку зрения Э. В. Ильенкова. См. [23].

5 Афферентные нервные волокна передают возбуждение от периферии (тканей) к центру (мозгу); эфферентные — от центра к периферии.

6 Т. Нагель пишет: «.Субъективный опыт человека, слепого и глухого от рождения, мне так же недоступен, например, как ему недоступен мой опыт» [11, с. 440]. Анализ феномена О. И. Скороходовой позволяет считать это утверждение слишком категоричным.

7 В частности, примером здесь может являться совесть. Человек может испытывать угрызения совести тогда, когда совесть есть. Однако при этом угрызения совести нельзя вызвать усилием воли, как и нельзя найти причину для совести, отличную от самой совести (в противном случае речь идет уже не о совести, а о чем-то другом). См. [17, с. 26].

Библиографический список

1. Мамардашвили, М.К. Лекции по античной философии [Текст] / М.К. Мамардашвили ; под ред. Ю.П. Сенокосова. — М. : Аграф, 1998. — 320 с.

2. Петров, М.К. Человекоразмерность и мир предметной деятельности [Текст] / М.К. Петров // Человек. — 2003. — № 1. — С. 5—18.

3. Петров, М.К. Язык, знак, культура [Текст] / М.К. Петров. — М. : Наука, 1991. - 328 с.

4. Доброхотова, Т.А. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека [Текст] / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина // Вопросы философии. - 1986. - № 7. - С. 13-27.

5. Деглин, В.Л. Функциональная асимметрия — уникальная способность мозга человека [Электронный ресурс] / В.Л. Деглин // Die Metapher und Das Gestalt. — 2001. — № 1. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа : http://metaphor.nsu.ru/mise/ num1/num1_deglin.htm. — Загл. с экрана.

6. Геодакян, В.А. Эволюционные теории асимметризации организмов, мозга и тела [Текст] / В.А. Геодакян // Успехи физиологических наук. — 2005. — Т. 36, № 1. — С. 24—53.

7. Меркулов, И.П. Когнитивная эволюция [Текст] / И.П. Меркулов. - М. : РОССПЭН, 1999. - 310 с.

8. Хьюбел, Д. Глаз, мозг, зрение [Текст] / Д. Хьюбел; [пер. с англ. канд. биол. наук О.В. Левашова, канд. биол. наук Г.А. Шараева ; под ред. А. Л. Бызова]. — М. : Мир, 1990. — 239 с.

9. Прист, С. Теории сознания [Текст] / Стивен Прист ; пер. с англ. и предисл. А.Ф. Грязнова. — М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000. — 287 с.

10. Марков, Б. В. Философская антропология ХХ века [Электронный ресурс] / Б. В. Марков ; интернет-проект «Философская антропология». — Электрон. текстовые дан. — [Б. м.], [200?]. — Режим доступа : http://anthropoloav.ru/ru/texts/ markov/phanxx.html. — Загл. с экрана.

11. Nagel, T. What Is It Like to Be a Bat? [Text] / Thomas Nagel // The Philosophical Review. — 1974. — Vol. 83, № 4. — P. 435 — 450.

12. Дубровский, Д.И. Мозг и психика (О необоснованности философского отрицания психофизиологической проблемы) [Текст] / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. — 1968. — № 8. — С. 125—135.

13. Плеханов, И.А. Д.И. Дубровский и Э.В. Ильенков: неоконченный спор о природе психики и идеальном [Текст] / И.А. Плеханов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2007. — № 1 (6). — С. 153 — 162.

14. Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир [Текст] / О.И. Скороходова. — М. : Педагогика, 1972. — 448 с.

15. Ильенков, Э.В. Психика человека под «лупой времени» [Текст] / Э.В. Ильенков // Природа. — 1970. — № 1. — С. 88 — 91.

16. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / Иммануил Кант ; [пер. с нем. Н. Лосского ; вступ. ст. В. С. Соловьева]. — Минск : Литература, 1998. — 959 с.

17. Бондаренко, И.А. Жизнь сознания: конституирование новой онтологии сознания в культуре XX века [Текст] / И.А. Бондаренко ; Омский гос. ун т. — Омск : ОмГУ, 2002. — 320 с.

18. Шелер, М. Положение человека в Космосе [Текст] / Макс Шелер ; пер. А. Филиппова // Проблема человека в западной философии : пер. с англ., нем., фр. ; сост. и послесл. П. С. Гуревича ; общ. ред. Ю. Н. Попова. — М. : Прогресс, 1988. — С. 31 — 95.

19. Фейгенберг, И.М. Человек Достроенный и биосфера [Текст] / И.М. Фейгенберг // Вопросы философии. — 2006. — № 2. —

С. 151-161.

20. Dawkins, R. The Extended Phenotype. The Long Reach of the Gene [Text] / Richard Dawkins ; afterword by Daniel Dennet. — Oxford : Oxford University Press, 1999. — viii, 313 p.

21. Степин, В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция [Текст] / В.С. Степин. — М. : Прогресс-Традиция, 2000. — 743 с.

22. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений [Текст] / Секст Эмпирик ; [пер. с древнегреч. Н.В. Брюлловой-Шаскольской] // Сочинения в двух томах. Т. 2 / общ. ред. А.Ф. Лосева. — М. : Мысль, 1976. — С. 207 — 380.

23. Ильенков, Э.В. Психика и мозг (ответ Д. И. Дубровскому) [Текст] / Э.В. Ильенков // Вопросы философии. — 1968. — № 11. — С. 145—155.

КОНСТАНТИНОВ Дмитрий Владимирович, старший преподаватель кафедры педагогики.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]. [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2010 г.

© Д. В. Константинов

УДК 141.3 : 316.3 Е. А. ФИНК

Омский государственный технический университет

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

В статье предложены две позиции определения статуса информационной сферы общества. Первая основывается на том, что информационная сфера общества — это часть социальной сферы, а вторая—что информационная сфера является самостоятельной общественной системой, имеющей свою структуру. В статье раскрыта структура информационной сферы общества, выделены ее элементы и определен системообразующий фактор этой системы.

Ключевые слова: информация, социальная информация, информационное взаимодействие, информационная сфера общества, субъекты информационной сферы общества, общественные отношения, информационная инфраструктура.

В современном социально-гуманитарном знании существует некоторая дилемма: можно ли выделить информационную сферу общества в отдельную сферу, или же она есть часть социальной сферы общества. Исследователь информационных процессов в обществе В. Д. Попов дает следующее определение информационной сферы общества. «Информационная сфера общества — структурный элемент

социосферы, в котором информация рассматривается в качестве субстрата общественных отношений. К информационной сфере относятся средства массовой информации (телевидение, радио, печатная пресса), технические средства хранении и распространения информации (библиотеки, Интернет), средства индивидуальной связи и коммуникации (телефоны, телеграф, почта). Если исходить из уси-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.