Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в контексте незавершенности человека'

Физическая культура и спорт в контексте незавершенности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
422
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / НЕПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / HUMAN EXISTENCE / HUMAN INCOMPLETENESS / HUMAN NON-PREDETERMINATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Константинов Дмитрий Владимирович

Рассматривается сфера физической культуры и спорта с точки зрения потребности человека в самореализации, возникающей в силу незавершенности человека. Показывается, что данная потребность является базовой экзистенциальной потребностью человека, его бытийственной характеристикой. Выявляется, что в таком контексте физическая культура и спорт могут рассматриваться как самоценные явления, несущие значительный гуманистический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the reasons of the existence of physical culture and sports from the point of view of human needs. Among the variety of these needs he seeks the key one, which allows existing of physical culture and sports as self-valuable phenomena. V.B. Barabanova analyses the approaches to the reasons of sport from the point of view of human needs. She points out that sport loses its intrinsic value and becomes an instrumental phenomenon when one explains the occurrence of sport genetically. In contrast, Barabanova asserts that physical culture and sports express human need for self-improvement, self-realization. In his turn, the author considers the existential-ontological roots of this need. He bases on the notion about the human as a creature that is not complete, that is constantly striving to go beyond oneself. Using the concept of the human form, the author shows that the human can be considered as a self-causal phenomenon. In other words, the condition of the human is the human himself. That is why the human is not something complete, once given. The aspiration to overcome ones incompleteness is an existential feature of the human, ones basic existential need. According to the author, this incompleteness is the reason and driving force of all human culture in its diverse manifestations of specific forms. If one considers the human need for self-realization as the principal reason of existence of physical culture and sports, in this case they really can be interpreted as self-valuable phenomena. The author shows that the human nature, besides incompleteness, also includes another important quality non-predetermination. Actual, absolute determinacy cannot exist in human life, because the human depends on many factors; and the human is not able to follow and take into account all of them. In the opinion of the author, the human non-predetermination is the reason of the dualism of transgressive art (V. B. Barabanova), which may lead to the destruction of the already created. The sphere of physical culture and sports is the area of the transgressive art, because it is connected with the expansion of the limits of physical and mental opportunities of the human. Hence, there is a risk of crossing (especially in professional sports) certain limits, beyond which the human in humans can be destroyed. It is possible, for aspiration to self-realization is natural for every human, but it exists as a possibility that might not be realized.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в контексте незавершенности человека»

Д. В. Константинов

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В КОНТЕКСТЕ НЕЗАВЕРШЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Рассматривается сфера физической культуры и спорта с точки зрения потребности человека в самореализации, возникающей в силу незавершенности человека. Показывается, что данная потребность является базовой экзистенциальной потребностью человека, его бытийственной характеристикой. Выявляется, что в таком контексте физическая культура и спорт могут рассматриваться как самоценные явления, несущие значительный гуманистический потенциал.

Ключевые слова: физическая культура и спорт; бытие человека; незавершенность человека; непредопределенность человека.

Едва ли сегодня есть необходимость доказывать, что физическая культура и спорт занимают важное место в современном обществе, находясь при этом в тесном взаимодействии с другими культурными феноменами.

Такое взаимодействие приводит к сложности и противоречивости процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта. Не случайно внимание ученых к этой сфере не ограничивается только медицинскими или педагогическими исследованиями - последние дополняются историческими, философскими, социологическими работами.

Отметим, что в философском дискурсе физическая культура и спорт рассматриваются с различных пози-ций1. С точки зрения философии для нас наибольший интерес представляет попытка дать ответ на следующий вопрос: «Почему существуют физическая культура и спорт?».

Данный вопрос предполагает выявление функций физической культуры и спорта как составляющих культуры в целом.

В свою очередь, как справедливо отмечает

В.Б. Барабанова, «исследование, развиваемое в направлении функционального анализа, вынуждено обращаться к мотивационно-потребностным сферам человеческой жизнедеятельности» [1. С. 59]. Другими словами, для ответа на поставленный ранее вопрос «следует выяснить, какие стороны многообразных потребностей человека удовлетворяются в спорте» [1. С. 59].

Следует отметить, что потребности человека, реализуемые посредством физической культуры и спорта, сложны и многообразны. Однако при этом мы придерживаемся точки зрения, что среди этих потребностей можно выделить ключевую, позволяющую существовать физической культуре и спорту как самоценным явлениям. Если бы физическая культура и спорт не обладали такой самоценностью, то, вероятно, они бы не существовали в человеческой культуре в течение столь длительного промежутка времени.

Итак, в данном исследовании мы предпринимаем попытку выявить ту потребность, которая побуждает человека к изменению «предельных возможностей собственной телесности» [1. С. 60] (сфера физической культуры), а также к измерению и демонстрации этих «предельных возможностей» через участие в соревновательной деятельности (сфера спорта).

Анализ подходов к выявлению причин возникновения спорта с точки зрения потребностей человека осуществляет В.Б. Барабанова [1]. Прежде всего, она выделяет попытку объяснить появление спорта генетически, в рамках которой указывает на две точки зрения. Согласно первой (традиционной, по определению Ба-

рабановой) точке зрения древний человек вынужден был совершенствоваться физически, чтобы выжить2

Помимо этого, как подчеркивает Барабанова, «...возникновение практики использования соревновательноигровой формы увеличивало эффективность физической подготовки и помогало определить степень физической и социальной зрелости индивида.

Кроме того, преподаванию уроков мужества, выдержки, настойчивости, находчивости и многих умений придавалась особая наглядность, облегчался процесс усвоения социальных ролей формирующейся личностью» [1. С. 60].

Вторая выделяемая В.Б. Барабановой точка зрения (называемая ею инновационной) относительно генезиса спорта заключается в том, что спорт изначально зародился как средство мирного разрешения конфликтов. При этом «физические упражнения и специальные тренировки возникли после появления мирных состязаний, а не до него» [1. С. 61].

Таким образом, в данном случае на первый план выходит потребность человека разрешать возникающие конфликты с минимальными потерями.

Недостатком обеих указанных версий, по мнению Барабановой, является то, что спорт в данном случае понимается инструментально, т.е. не обладает самоценностью.

Более того, в приведенных интерпретациях не рассматривается тот факт, что существовавшие изначально игровые соревнования значительно отличались от современных - преемственность древних состязаний и современного спортивного движения не столь однозначна [2].

В свою очередь, Барабанова, анализируя потреб-ностно-мотивационный аспект проблемы существования спорта, приходит к следующему выводу: «Потребность выйти на границы возможностей, да и само движение к ним, являются моментами процесса человекотворчества. Таким образом, в спорте заложены возможности реализации человекосозидающей функции культуры (курсив Барабановой. - Д.К.)» [1. С. 61].

Другими словами, физическая культура и спорт, согласно Барабановой, выражают потребность человека в самосовершенствовании, самореализации. Разделяя данную точку зрения, мы, в свою очередь, рассмотрим экзистенциально-онтологические корни указанной потребности. При этом мы будем опираться на представления о человеке как существе, которое не является завершенным, постоянно стремится выйти за пределы самого себя.

Следует отметить, что идея непредзаданности и незавершенности человека не нова. Наиболее отчетливо

она проступает в антропологически и экзистенциально ориентированной философии.

Здесь уместно сослаться на М.К. Мамардашвили, который говорит об этом следующим образом: «Человек как существо, обладающее какими-то естественным образом данными ему определенными свойствами, не является для философии предметом или объектом исследования. Объектом или предметом исследования и одновременно тем, что позволяет случиться тому, что потом изучается, является всегда не наличный человек, а тот возможный человек, который может сверкнуть на какое-то время, промелькнуть, установиться в пространстве некоторого собственного усилия (курсив Мамардашвили. - Д. К)» [3. С. 11].

Подчеркнем, что преодоление незавершенности каждого конкретного индивида - удел самого индивида. Только сам человек в состоянии совершать постоянное усилие зановорождения, становясь «таким человеком, каким он сделает себя сам» (по определению

Ж.-П. Сартра [4. С. 323]). Само же стремление к преодолению незавершенности, согласно нашей точке зрения, является бытийственной характеристикой человека, его базовой экзистенциальной потребностью. Для пояснения этого обратимся к понятию «человеческая размерность».

Под человеческой размерностью мы понимаем интегральную человеческую характеристику - характеристику целостности человека, проявляющуюся на нескольких уровнях. Во-первых, это те физиологические, морфологические и другие особенности, которые являются отличительной чертой человека как определенным образом устроенного живого существа. К таким особенностям можно отнести ограниченную продолжительность жизни человека (так, например, в настоящее время человек не может прожить 150 лет, а некоторые рептилии могут [5]), строение его органов чувств (в частности, человек не может ориентироваться в пространстве с помощью ультразвука, как это делает летучая мышь [6]) и др. Однако помимо указанных характеристик человека можно выделить другой, бытийст-венный, срез человеческой размерности - человеческую форму.

И. А. Бондаренко вводит человеческую форму следующим образом: «Человеческой формой будем называть возможность соразмерности (взаимодействия) человека с миром, нечто, что является условием и основанием понимания и познания мира, но что само всегда остается до конца непонятым и невыразимым» [7. С. 25].

Далее он делает важное уточнение, что «благодаря человеческой форме существуют свободные, самопричинные (курсив Бондаренко. - Д.К.) явления» [7. С. 25]. Особенность подобного рода явлений заключается в том, что они возможны, но не заданы наперед, не гарантированы.

В качестве примера можно рассмотреть событие понимания. Никто не может с уверенностью сказать, когда именно человек что-либо поймет (если поймет вообще). Понимания не достигают прохождением последовательности определенных шагов, его нельзя вызвать по своему желанию. Событие понимания всегда в какой-то степени неожиданно, и его нельзя отменить,

если оно уже случилось. А случается понимание потому, что возможность понимания укоренена в человеческой форме.

В свою очередь, мы исходим из того, что самопричинным явлением можно считать и самого человека. Именно поэтому человек не является чем-то завершенным, единожды заданным. Здесь можно привести следующие слова В.Д. Губина и Е.Н. Некрасовой: «Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он - ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого “что-то” (курсив мой. - Д.К.), которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто - это признак его универсальности, возможность свободы» [8. С. 160].

Таким образом, условием человека является сам человек. Другими словами, человеческая форма бытийст-венна в том смысле, что она выступает необходимым условием появления человеческого в человеке3.

Итак, человек всегда находится в состоянии рождения, появления. При этом данный процесс никогда не завершается, пока человек жив. Поэтому вслед за М.К. Мамардашвили можно сказать, что человек - это возможность большего человека; возможность, разрешаемая на конкретном индивиде, если действует человеческая форма. Собственно, сама незавершенность человека, открытость человека миру (по определению М. Шелера [9]), выступая условием созидания человеческого в человеке, есть характеристика человеческой формы, т.е. она бытийственна.

Именно эта незавершенность как бытийственная характеристика человека и является, согласно нашей точке зрения, причиной и движущей силой всей человеческой культуры в ее многообразных конкретных формах проявления. Человек стремится занять свое место в мире - в мире, в котором, казалось бы, все уже занято знанием, нормами. Однако человек рождается в истинных переживаниях, а не навязанных извне чужими мыслями и правилами. Поэтому он, не претендуя на какую-либо выгоду для себя, создает новые научные теории, художественные произведения, добивается высоких спортивных результатов и т.д.

Действительно, физическая культура и спорт сейчас могут решать исключительно инструментальные задачи. Более того, в современном спорте могут присутствовать и исключительно меркантильные мотивы - разговоры о коммерциализации спорта далеко не случайны. Однако если рассматривать потребность человека в самореализации как основную причину существования физической культуры и спорта, то в этом случае они действительно могут интерпретироваться как самоценные явления.

Но в то же время может возникнуть вопрос: если через сферу физической культуры и спорта реализуется базовая экзистенциальная потребность человека в самореализации, делающая физическую культуру и спорт самоценными явлениями, то почему тогда возникают проблемы, подобные проблеме гуманизации спорта [10]?

Представляется, что у таких проблем есть определенный философский аспект, который связан со следующим обстоятельством: природа человека, помимо

его незавершенности, включает в себя и другую важную характеристику - непредопределенность.

Действительно, абсолютной определенности в жизни человека быть не может, поскольку человек зависит от множества факторов, проследить и учесть которые в полном объеме он не состоянии. Поэтому В.Д. Губин и Е.Н. Некрасова справедливо указывают, что «человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра» [8. С. 165].

Если бы человек обладал таким знанием, это было бы равносильно существованию предзаданности всех событий в его жизни. Однако в этом случае в жизни человека не остается места для свободного выбора, свободного поступка. Следовательно, если бы не было непредопредленности, была бы невозможна открытость человека миру, обозначенная нами в качестве бытийственной характеристики человека.

Итак, человек живет, действует, выбирает всегда в ситуации неполноты информации. Фундаментальная особенность человека заключается в том, что он никогда не знает до конца своего истинного положения. Это и является, по нашему мнению, причиной того, что В.Б. Барабанова называет «дуализмом трансгрессивного творчества», которое «позитивно, так как расширяет сферу самореализации человека, и негативно, ибо разрушает зачастую уже созданное» [11.

С. 178].

Отметим, что областью трансгрессивного творчества как раз и является сфера физической культуры и спорта, связанная с расширением границ предельных телесных и психических возможностей человека. Никто не может дать гарантий человеку, что результатом его стремления к самореализации будет что-либо позитивное, особенно если эта самореализация осуществляется на пределе человеческих возможностей. Отсюда и появляется опасность перехода (особенно в профессиональном спорте) определенных границ, за которыми человеческое в человеке разрушается.

Такому переходу границ способствует также и то, что открытость человека миру присутствует в любом человеке изначально (она бытийственна), но присутствует как возможность, которая может не реализоваться.

М.К. Мамардашвили говорит об этом следующим образом: «Человек - это, очевидно, единственное существо в мире, которое... находится в состоянии постоянного зановорождения (курсив Мамардашвили. -Д.К), и это зановорождение случается лишь в той мере, в какой человеку удается собственными усилиями поместить себя в свою мысль, в свои стремления... (курсив наш. -Д.К.)» [3. С. 17].

Если индивид не стремится мыслить сам, своими мыслями, не стремится занять свое место, процесс зановорождения останавливается. В этом случае уже не идет речь о самореализации - в ситуации блокирования свободной мысли «реализация» будет осуществляться другими. В результате человек будет таким, каким его хотят видеть, однако при этом человеческое в человеке теряется - человек становится подобен машине, механизму, действующему по заложенной в него программе4.

Именно это, по нашему мнению, и может произойти с профессиональным спортсменом, которого порой безжалостно эксплуатирует машина современного спорта. Как раз в такой ситуации появляется опасность трансгрессии в нечеловекоразмерный мир (по терминологии В.Б. Барабановой).

Итак, если рассматривать сферу физической культуры и спорта в контексте незавершенности человека, то в этом случае физическая культура и спорт становятся подлинно самоценными явлениями.

Безусловно, путь самосозидания человека в спорте непрост и сопряжен с определенными опасностями. Однако сама возможность такого самосозидания позволяет относиться к физической культуре и спорту как явлениям культуры, несущим значительный гуманистический потенциал.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В частности, У. Морган рассматривает метафизический (анализ природы спорта как специфической активности человека), эпистемологический (исследование существования и организации знаний о спорте), аксиологический (анализ этических и эстетических контекстов спорта) аспекты философских рассуждений о спорте [12. С. 150-155]. С. Ласкене и В. Чингене выделяют две преобладающих в философско-культурологическом анализе спорта концептуальных схемы - онтологическую (анализ активности движения, природы игры и спорта) и аксиологическую (исследование проблем спортивной этики) [13. С. 118]. Многие исследователи обращают внимание на человекосозидающий потенциал физической культуры и спорта [14-16].

2 Разновидностью такого подхода можно считать точку зрения, что физическое совершенствование человека на протяжении всей истории было направлено в первую очередь на достижение военного превосходства. См., например: [17].

3 Бытие мы рассматриваем как все, что существует с позиции человека. При таком подходе говорить о бытии напрямую невозможно в силу отсутствия языка, предназначенного для этого. Рассмотрение бытия как условия того, что для человека что-то существует, - один из способов продуктивного говорения о бытии, который присутствует уже в античной философии. Действительно, если определенные минимальные условия не выполняются, то для человека нет ничего, ничего не существует.

4 Подобная ситуация описана в романе Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» [18].

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанова В.Б. Человек в контексте современного спорта // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 59-62.

2. Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2006. № 3 (54). С. 41-62.

3. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.

С. 8-22.

4. СартрЖ.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Пер. А. Санина // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

5. Сергеев Б. Животные-долгожители // Юный натуралист. 1982. № 1. С. 25-29.

6. Nagel T. What Is It Like to Be a Bat? // The Philosophical Review. 1974. Vol. 83, № 4. P. 435^50.

7. Бондаренко И.А. Жизнь сознания: конституирование новой онтологии сознания в культуре XX века. Омск: ОмГУ, 2002. 320 с.

8. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 240 с.

9. Шелер М. Положение человека в Космосе / Пер. А. Филиппова // Проблема человека в западной философии / Общ. ред. Ю.Н. Попова.

М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.

10. Философия и социология спорта в XXI веке: «круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры» совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК / В.И. Столяров, Л.П. Матвеев, Р. А. Пилоян [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6. С. 46-55.

11. Барабанова В.Б. Допинг в спорте как социальная проблема // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 176-178.

12. Морган У. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. 2006. № 3 (54). С. 147-159.

13. Ласкене С., ЧингенеВ. Возможности анализа спорта как социального феномена // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 117-125.

14. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 78-91.

15. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как предмет философско-антропологического анализа // Материалы Международной научнотеоретической конференции «Парадигма здорового образа жизни: духовные и физические компоненты», 19-20 марта 2010 г. Киев, 2010. иЯЬ: http://miytrener.com/431-vizitej-nn-fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-predmet-filosofsko-antropologicheskogo-analiza.html. Загл. с экрана.

16. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория

и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.

17. Компанієць Ю.А. Філософія фізичної культури чи фізична культура філософії? // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту / Зб. наук. праць за ред. проф. С.С. Єрмакова. Харків : ХДАДМ, 2009. № 7. С. 77-81.

18. Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту: роман // О скитаниях вечных и о Земле / Сост. и послесл. В.И. Скурлатова; вступит. слово В. А. Джанибе-

кова. М.: Правда, 1987. С. 7-152.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 8 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.