Научная статья на тему 'Человекоразмерность в спорте как потенциал социальных технологий'

Человекоразмерность в спорте как потенциал социальных технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / РЕЗЕРВЫ / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ И МЕНТАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанова В. Б.

Автор предлагает принципиально другой ракурс осмысления феномена спорта, поставлен вопрос иным образом: не является ли спорт своеобразным пространством определения некоторых параметров человеческой размерности, границ человеческой природы, не становится ли он выражением предельных проявлений тела и духа человека? Спорт высших достижений рассматривается как сфера запредельных и неадекватных как для тела, так и для духа нагрузок. В статье анализируется растущий кризис современного спорта, сущность которого, заключается в тенденции нарушения спортом пределов человеческой размерности. Определяются перспективы развития и, главное предлагаются средства, применение, которых оздоровит и гуманизирует сферу спорта. Материалы статьи могут использоваться при организации теоретических занятий по физической культуре послужит разработке различных спецкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человекоразмерность в спорте как потенциал социальных технологий»

В.Б. Барабанова

ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНОСТЬ В СПОРТЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание, как спорт. В наше время роль и значение спорта стали такими весомыми и в то же время противоречивыми, как никогда в прежней истории.

Спорт стал неотъемлемой частью образа жизни, средством самосовершенствования личности, способом установления различного рода контактов - от межличностных до международных. К тому же далеко не так много можно привести видов деятельности, которые могут быть приравнены к спорту по популярности, а тем более по степени деятельного участия большой массы людей.

Важно подчеркнуть, что значимость спорта возрастает на фоне новых реалий современной жизни. Во-первых, это связано с тем, что спорт как специфическая форма организации жизнедеятельности человека все больше становится составной частью «лифта социальной мобильности», позволяя существенно изменять социальный статус. Во-вторых, спорт по-прежнему выполняет функции оформления образа жизни человека, что делает его одной из содержательно значимых и расширяющихся социальных практик современного общества.

С одной стороны, этому способствует ускоряющаяся динамика развития всех сторон общественной жизнедеятельности, в результате которой усиливается роль стрессогенного фактора во взаимоотношениях людей. С другой - растет степень комфортности жизни в развитых странах и, как следствие, обостряются проблемы со здоровьем, вызванные гиподинамией, современным питанием и т.п. Все это ведет к тому, что спорт становится чрезвычайно важным и динамичным общественным явлением, гибко связанным со многими другими явлениями [1, с. 33].

Если говорить о природе спорта, непосредственно замыкающейся на личности, то следует отметить, что она основана на стремлении свободного излияния человеческой витальности, проявления избыточности природных сил, психических и интеллектуальных возможностей человека, его «неспособности» прерывать свое развитие и останавливаться на достигнутом. Именно поэтому спорт может выступать в качестве одного из важнейших «измерителей» и инструментов совершенствования человека как существа, стремящегося знать, каковы его резервы, потенциал развития и границы оптимума, реализующего способность к расширению этих границ [2].

В спорте человек раскрывает и «измеряет» не только свой биологически заданный потенциал. Если говорить о спорте как о феномене культуры, то, безусловно, следует иметь в виду его роль в становлении «человека гармоничного», в единстве разных сторон своей природы, в оптимальном сочетании физических и ментальных возможностей. Любое нарушение оптимального взаимодействия этих сторон содержит в себе опасность выхода за пределы допустимого на данном этапе развития напряжения сущностных сил, что вызывает дисгармонию и неизбежные негативные последствия. Происходит нарушение одной из сущностных сторон взаимодействия человека с миром - его человекоразмерности.

Не означает ли это, что в самом спорте заложены разрушительные для человека начала? Но, может быть, эти деструкции связаны не со спортом, а с какими-то принципами и формами человеческой жизнедеятельности, лишь находящими свое специфическое воплощение в спорте? Возможно, он только создает питательную среду для проявления этих принципов и форм и, следовательно, причины возникающих в спорте тенденций к преодолению человекоразмерности находятся вне него? Возникает множество вопросов, на которые необходимо найти ответы.

Современный философско-культурологический дискурс по проблемам спорта отчетливо сориентирован на всестороннее осмысление единства духовной и двигательной сторон спортивной деятельности, направленной на гармоническое развитие сущностных (физических, интеллектуальных, эмоциональных) сил человека. Благодаря спорту личность творит себя, испытывая многообразие чувств духовнофизического подъема и состояния вдохновения, «мышечной радости». В ней доминирует мотивационноэмоциональная сторона сознания, наслаждение процессом деятельности, в ходе которого человек все более глубоко понимает самого себя, преображает свою душу и интеллект [3, с. 12].

В реальной спортивной практике та содержательная характеристика спортивной деятельности, которая заключается в утверждении, что спорт есть развитие духовно-телесной целостности человека, весьма часто подвергается искажению или утрачивается вовсе. Естественным образом возникает вопрос: верно ли утверждение, что спортивная деятельность есть процесс совершенствования человеческой телесности и духовности, развивающихся в единстве? Ведь на практике акцент часто смещается на развитие физических данных. В понимание ее важнейших составляющих - цель-средства-результат - вкладывается строго определенное содержание, реализация которого никак не способствует личностному развитию вовлеченного в данную деятельность индивида. Между тем снова требуется ответ на вопрос: в полной ли мере адекватно отражают как первый, так и второй из вышеизложенных подходов, объективное содержание спортивной деятельности?

Для того чтобы решить проблему определения предметного содержания спортивной деятельности, места в культуре, которое может быть занято только спортом, надо вообще выйти из рамок ее анализа, задаваемых названными выше подходами.

Необходимо избрать принципиально другой ракурс осмысления данного феномена, поставить вопрос иным образом: не является ли спорт своеобразным пространством определения некоторых параметров человеческой размерности, границ человеческой природы, не становится ли он выражением предельных проявлений тела и духа человека? А если это так, то не в этом ли заключается содержательная характеристика спорта?

Размышляя над поставленными вопросами, следует обратиться к самой проблеме человекоразмерности - в той ее форме, в какой она выступает в современном философском дискурсе. Исходить при этом следует из базовых оснований исследования данной проблематики. А они созданы М.К. Петровым и М.К. Мамардашвили. Без понимания генезиса самого феномена вряд ли возможен адекватный ответ на поставленные вопросы, поскольку человекоразмерность есть исторически изменяющаяся характеристика мира. Античность выступает как стадия формирования человекоразмерности мира. Действительность начинает открывать себя человеку, и степень этого «раскрывания» определяется потенциалом самого человека. Новое время высвечивает новые грани человекоразмерности: человек овладевает миром. Мир рассматривается субъектом как предмет познания и практического воздействия. А это ведет к выдвижению требования компетентности: человек должен быть способным осваивать мир, быть целеустремленным и оснащенным знаниями. Опираясь на расширившиеся возможности научного познания и преобразования природной, а затем и социальной действительности, человек обретает уверенность в том, что его потенциал формирования человекоразмерного мира безграничен. Главной в этих основаниях становится убежденность в универсальности человеческих возможностей, в способности освоить сознанием весь круг природных и социальных явлений и воздействовать на них практически. Проявлением экспансии активизма в условиях современности становятся создание и расширение технической среды обитания человека, возникновение человеко-машинного общества, формирование и укрепление технократических тенденций его развития.

При этом происходит новая трансформация качества человекоразмерности мира. Объем его восприятия человеком начинает определяться не собственными возможностями (как в Античности) и не устремлениями (Новое время) самого человека, а воздействием искусственной, технической системы. Показания приборов, решения, принимаемые компьютерными устройствами, не просто расширяют, а уже и формируют человеческое восприятие.

Одним из первых разработчиков рассматриваемой темы в современной отечественной философии является М.К. Петров. Он сформулировал и включил в содержательную область философского мышления понятие «человекоразмерность», которое рассматривал следующим образом: «Сумму ограничений, которую человек как существо естественное (суточные и биологические ритмы жизни, движение по возрастным группам, универсалии общения и взаимопонимания, закономерности психики, физические и ментальные возможности и ограничения) накладывает на социальные структуры коллективной жизни и деятельности, мы предлагаем назвать человекоразмерностью — неустранимой характеристикой социальных реалий, которая выступает на правах условия осуществимости любой коллективной деятельности» [4, с. 5]. Подчеркнем - неустранимой характеристикой социальных реалий в самом широком смысле этого слова.

Проблема человекоразмерности фактически расслаивается им на два аспекта. Согласно первому, мир рассматривается как реальность, ограниченная возможностями человека. Вторая сторона проблемы человекоразмерности раскрывается в идее ограниченности самого человека, не безграничности его возможностей [4, с. 11-16]. Высокая ценность вклада М.К. Петрова в российскую философию в целом и в разработку проблемы человекоразмерности, в частности, заключается в его попытке преодолеть

пансоциологизм в понимании природы человека, который в теоретическом плане проявляет себя в гипертрофировании и абсолютизации значения социальных характеристик человека, а в деятельностнопрактическом отношении находит выражение в подчинении личности обществу, индивида -коллективу.

Другой известный философ, М.К. Мамардашвили, связывает проблему человекоразмерности с необходимостью определения той меры, в какой человек владеет своим естественным и искусственным (культурным) достоянием, насколько он овладел не только своими силами, но и факторами их развития, содержащимися в культуре [5, с. 41]. Ученый считает, что «человеческая мера или, вернее, размерность человечески возможного» содержится в культуре, благодаря которой происходит «сохранение, кодирование и трансляция какого-то опыта и умений, преобразующих и окультуривающих спонтанные отношения индивида к миру и к другим индивидам» [5, с. 42].

Так, благодаря крупнейшим российским философам второй половины ХХ века, намечаются контуры чрезвычайно важной проблематики. Ее значимость и сложность обусловливаются просматривающимися сегодня признаками завтрашнего дня. Многие реалии нашего времени выражают такую степень угрозы, что у многих возникает чувство тревоги за будущее человечество. И пожалуй, главная опасность, которая может возникнуть перед человеком, перешедшим определенные рубежи, которые, возможно, переходить нельзя, - это опасность вступления в нечеловекоразмерный мир, в котором столкнутся культура, природа и человек.

Как это проявляется в области спорта? Образуется возможность использования специальных тренажеров, могущих выводить на индикационное табло показатели состояния организма, мышечной активности, результативности действий спортсмена. На основе этого возникает возможность планирования его перспективы, режимов тренировки и т. п. Машина становится посредником между тренером и спортсменом, постепенно формируя технократическое мышление того и другого, что является результатом становления предпосылок возникновения некоего «машиноразмерного» бытия в рамках еще человекоразмерного мира!

Спорт, конечно же, есть сфера предельных проявлений человека, деятельность, в ходе которой осуществляется выход за пределы «обычного» в человеческой жизни, повседневного и рядового. В спорте не просто реализуются «предельные» потенции человека - они обнаруживаются, открываются как самим спортсменом, так и соучастниками спортивного события. Предельные проявления и открытия возможностей человека, осуществляемые в спорте, принципиально отличаются от различного рода невероятных, потрясающих и великих достижений человеческого гения в других областях жизнедеятельности. Последние - индивидуальны, не запланированы и не предполагают повторений, в то время, как в спорте прорывы за рамки горизонта обычного не только множатся, но и целенаправленно преодолеваются новым, более мощным прорывом.

Спорт высших достижений - это сфера запредельных и неадекватных как для тела, так и для духа нагрузок, а внутри него сквозь бытие (тренирующегося или соревнующегося спортсмена) просматривается инобытие - посредством сигналов, посылаемых организмом о приближении критической ситуации. На стыке биологической информации о пределе допустимой физической нагрузки и социальнопсихологической установки решается вопрос о грани, которую может перешагнуть или не перешагнуть спортсмен в этих особых условиях. Пересечение границы фактически есть выход в Иное -в сферу болезней, кризисов самосознания, психических надломов. Определение человекоразмерности в области спорта состоит в фиксации предельно выраженных естественно данных и культурно модифицированных телесных свойств индивида, возможностей оперативного интеллекта, а также, безусловно, определенных психических характеристик личности (прежде всего, воли, упорства, настойчивости, терпения) и нравственных качеств (например, чувства ответственности, долга, товарищества - особенно, если речь идет о командных видах спорта и некоторых др.).

Спорт - это не просто сфера жизни, в которой происходит выход за горизонты обычного существования, но это в широком смысле слова эксперимент, в котором человек исследует сам себя, себя «измеряет». Что является предметом «измерения» в спорте? «Вместимость» каких качеств определяется? Не отдельное спортивное соревнование или конкретное выступление того или иного спортсмена, а спорт как таковой, как феномен культуры, является процессом, средством, с помощью которого человек определяет границы своей «вместимости». В этом как раз и заключаются сущность спорта, его субстанциональная характеристика, а сам процесс выявления человекоразмерности и составляет основное содержание спортивной деятельности.

М.К. Петров писал, что человек определен двумя источниками - внешними (объективными) и внутренними - ментальными и физическими возможностями, которыми он обладает как существо

естественное [4, с. 16]. М.К. Мамардашвили уточнял: человеческий феномен воспроизводится в качестве особого, не природой данного, хотя в природе же объективно наблюдаемого существа [З, с. 43]. Так, какие возможности человека определяются («измеряются») спортом: ментальные или физические, дарованные культурой или природой? В первую очередь, к ним относятся те человеческие потенции (способности и умения), которые формируются на основе задатков, заключенных в органическом теле человека, ибо спортивная деятельность возникает, прежде всего, на базе двигательной активности (хотя ни в коем случае не сводится к ней). Занятия спортом заставляют человека в значительной мере сконцентрировать внимание на постижении биологической стороны человеческой природы, естественных возможностей человеческого существа, тех, что даны природой. В процессе совершенствования физических данных индивида формируется духовная личность. Сами соревнования создают такие условия деятельности, которые требуют наличия у спортсмена особых личностных, духовных качеств. Вместе с тем в утверждениях, что спорт развивает личность как духовно-телесную целостность, вероятно, все же желаемое выдается за действительность. И сами физические способности в разных видах спорта развиваются односторонне, часто за счет других, и нравственные качества формируются выборочно - с ориентацией на профессиональную систему норм, не всегда и во всем своем объеме отражающую общечеловеческую систему нравственных ценностей. По-видимому, следует все же признать, что возможность спорта служить способом определения человекоразмерности ограничивается той областью человеческого бытия, которая связана с телесностью. «Телесность» есть категория, обозначающая то, чем становится естественно данное человеческое тело в ходе его социальных модификаций, поэтому эту категорию, безусловно, нельзя рассматривать вне сопряжения с другой очень важной категорией - «духовностью». Данные понятия, как и обозначаемые ими феномены, взаимосвязаны. В телесности присутствуют элементы духовности, вместе с тем телесность является формой бытия духовности в физическом мире. А потому, безусловно, спорт, являясь способом определения и фиксации меры развитости человеческой телесности, имеет отношение не столько к физическим характеристикам индивида, сколько к его личностным качествам в их разнообразных проявлениях.

Спорт можно рассматривать как своеобразный «эксперимент», связанный с «измерением» предельных проявлений человеческого тела и духа, то что в этом «эксперименте» используется в качестве «измерительного средства»? Чем можно измерить человека, который сам, как известно, является «мерой» всех вещей?

Безусловно, наиболее адекватной и универсальной мерой человека является культура. Она создана человеком, является продуктом его деятельности, и в ней овеществлены, опредмечены, объективированы его знания, способности и умения. Культура - это «свое иное» по отношению к человеку, его зеркало, это то, вглядываясь во что, он найдет самого себя. Культура выступает «мерой» по отношению к человеку во всей совокупности его «сущностных свойств».

Таким образом, можно подчеркнуть, что конституирующим элементом спортивной деятельности является определение человекоразмерности. Она имеет два уровня: индивидуальный единичный (прежде всего, когда спортсмен определяет в соревновании собственную размерность - что в силах он сделать и чего сделать не в состоянии, что способен и не способен преодолеть) и общечеловеческий (всеобщий) - то, что достигнуто человеком в целом. Проблема человекаразмерности спорта как социальной практики человеческого сообщества становится не только актуальной теоретически. Она несет в себе такой же практический потенциал, как высокоинтеллектуальные технологии или нанотехнологии.

Литература

1. Бекарев А.М. Социальные «стандарты» человека // Общество и человек: пути самоопределения. СПб.: Петрополис, 1994. Вып. 1.

2. Гутнер Л.М. Измерение в структуре теоретических отношений. Л.: ЛГУ, 198З.

3. Дмитриев С.В. Отражение духовного мира в двигательных действиях человека // Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сб. трудов. СПб.: ЛГПИ, 1997.

4. Петров М.К. Человекоразмерность и мир предметной деятельности // Человек. 2003. № 1.

З. Мамардашвили М.К. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.