Научная статья на тему 'Антропные основания спорта как части современной культуры'

Антропные основания спорта как части современной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПНЫЕ ОСНОВАНИЯ / ФИЛОСОФИЯ СПОРТА / ОЛИМПИЗМ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / ANTHROPIC GROUNDS / PHILOSOPHY OF SPORTS / OLYMPISM / MODERN CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кутоманов С. А.

В статье проводится философско-культурологический анализ природы спорта, как феномена современной культуры. Акцент сделан на его антропных основаниях. Отмечается, что именно спорт наиболее удачно сочетает в себе физические, психологические и духовные практики. Отличительной чертой спорта является соревновательная деятельность, которая в отличие от других социальных видов деятельности не несет в себе антогонизма, так как не связана с вопросом выживания как отдельного индивида, так и человечества в целом. Непосредственно гуманистическая составляющая спорта характеризуется через принцип олимпизма. Именно эта установка отражает соответствующие фундаментальные ценности либерального мировоззрения. В этой связи объяснено наличие современного профессионального спорта как продукта индустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANTHROPIC GROUNDS OF SPORT AS PART OF MODERN CULTURE

The article presents philosophical and culturological analysis of the nature of sports as phenomenon of modern culture. Its anthropic grounds are in the focus of attention. It is stated that sports successfully combines physical, psychological and spiritual practices. At the same time competitive activity, which is characteristic of sports, does not bear antagonism because it is not connected with the problem of survival of neither individual nor mankind in general.Humanistic constituent of sports is expressed in the principle of Olympism. This principle reflects fundamental values of liberal world view. In this connection the existence of modern professional sports as a product of industrial society is explained by the author.

Текст научной работы на тему «Антропные основания спорта как части современной культуры»

УДК 796:13.11 DOI

АНТРОПНЫЕ ОСНОВАНИЯ СПОРТА КАК ЧАСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

THE ANTHROPIC GROUNDS OF SPORT AS PART OF MODERN CULTURE

С.А. Кутоманов S.A. Kutomanov

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: kutomanov@bsu.edu.ru

Аннотация

В статье проводится философско-культурологический анализ природы спорта, как феномена современной культуры. Акцент сделан на его антропных основаниях. Отмечается, что именно спорт наиболее удачно сочетает в себе физические, психологические и духовные практики. Отличительной чертой спорта является соревновательная деятельность, которая в отличие от других социальных видов деятельности не несет в себе антогонизма, так как не связана с вопросом выживания как отдельного индивида, так и человечества в целом. Непосредственно гуманистическая составляющая спорта характеризуется через принцип олимпизма. Именно эта установка отражает соответствующие фундаментальные ценности либерального мировоззрения. В этой связи объяснено наличие современного профессионального спорта как продукта индустриального общества.

Abstract

The article presents philosophical and culturological analysis of the nature of sports as phenomenon of modern culture. Its anthropic grounds are in the focus of attention. It is stated that sports successfully combines physical, psychological and spiritual practices. At the same time competitive activity, which is characteristic of sports, does not bear antagonism because it is not connected with the problem of survival of neither individual nor mankind in general.Humanistic constituent of sports is expressed in the principle of Olympism. This principle reflects fundamental values of liberal world view. In this connection the existence of modern professional sports as a product of industrial society is explained by the author.

Ключевые слова: антропные основания, философия спорта, олимпизм, современная культура. Key words: anthropic grounds, philosophy of sports, Olympism, modern culture.

В современном мире спорт является одним из популярнейших видов человеческой деятельности. В нем могут быть реализованы совершенно разные, но важные качества и способности человека - физические, моральные, личностные, эстетические, творческие и др. Спорт помогает реализовать весь имеющийся человеческий потенциал.

Как вид деятельности, спорт не представляет жестко регламентированного единства, а включает в себя различные уровни и этапы подготовки спортсменов, начиная с детского и любительского уровня, вплоть до уровня спорта высоких достижений, что позволяет обеспечивать его массовость. На сегодняшний день, несмотря на то, что мы живем в эпоху глобализации, не так много видов социальной деятельности, которыми активно занимаются

люди всего мира. Каждый человек, в соответствии со своими потребностями и возможностями, может быть включен в спортивную деятельность. Внутренний потенциал спорта сегодня настолько велик, что человек с любыми физическими, морально-волевыми задатками способен найти свою нишу и реализовать себя. Антропология современного спорта, заложенная в олимпизме П. де Кубертена [Кубертен, 2011], активно поддерживается в Олимпийской Хартии [Олимпийская.., 2013].

Сегодня спорт - это сложное социальное явление, включающее в себя большое число разных людей, объединенных общим целеполаганием, связанным со стремлением к наивысшему физическому совершенству. При этом влияние культуры, ее уровня и потребностей оказывает зачастую решающее влияние на формы, содержание и виды физического развития человека, что позволяет говорить о ярко выраженной биосоциальности спорта.

Особую роль в современном мире занимает проблема профессионального спорта, связанная с коммерциализацией и бизнесом. Для целого ряда спортсменов и функционеров спорт становится источником огромной прибыли, что делает необходимым осмысление всесторонних аспектов. Кроме того, роль профессиональных спортсменов сегодня очень велика. Их рассматривают в качестве своеобразного эталона совершенного человека, обладающего необходимым набором физических и моральных качеств. Спортсмены сегодня являются не только узкоспециализированными профессионалами, но и своеобразными иконами стиля, людьми публичными. Они активно реализуют себя в целом ряде социальных ролей - от министров и сенаторов до звезд шоу-бизнеса.

Применение спортсменами запрещенных препаратов не прекращается и является проблемой, решаемой в самых высоких политических кругах, являясь своеобразной разменной монетой и поводом для политического шантажа. В связи с этим можно наблюдать определенные нравственные деформации, в которых вытесняется идея честной борьбы, а спортсмен становится жертвой эксплуатации в области неспортивных интересов.

Современная наука не обходит вниманием изучение спорта. Философия спорта уже давно выделилась в качестве отдельного философского направления [Егоров, 2001; Морган, 2006; Ибрагимов, 2011; Константинов, Петров, 2012]. Не редкость защиты диссертаций, причем не только кандидатских, но и докторских [Богданова, 2015]. Издаются полноценные монографии, например, А. Гутманом [2016], А.А. Передельским [2011], В.И. Столяровым [2015]. Делается попытка осмысления феномена как спортивной культуры в целом [Филимонова, 2014], так и отдельных видов спорта [Айзенберг, 2006]. Проводятся круглые столы.

Рассуждая о спорте как части современной культуры, следует обратиться непосредственно к понятию «спорт». Несмотря на кажущуюся простоту и всеобщность обыденного понимания, наполненность данной дефиниции крайне неоднозначна. Это выражено в том, что в науке раз и навсегда принятого определения категории «спорт» не существует. Философские словари, в частности, вообще обходят стороной это понятие, а уделяют ему внимание только толковые и энциклопедические словари. Имеющиеся определения в спортивных словарях ограничивают понимание спорта одной лишь соревновательной и подготовительной деятельностью, что, на наш взгляд, не совсем верно. В данных определениях совершенно выпадает такой важный феномен спорта, как болельщик. Однако мы не ставим себе задачу досконально определиться с категорией, поэтому возьмем за основу готовое определение, которое в наибольшей степени отвечает целям и задачам нашей работы. Таковым, по нашему мнению, можно считать определение, данное С. Ожеговым, который под спортом понимает составную часть физической культуры - комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также систему организации и проведения этих соревнований [12]. Данное определение с одной стороны отражает деятельность, связанную с развитием отдельного человеческого организма в широком смысле слова, с другой, включает в себя соревновательную деятельность, что также нельзя не учитывать. Можно также отметить, что данное понятие

более узкое, нежели традиционное классическое, английское представление о спорте, как игре, забаве, связанной с азартом.

Ведущее отличие спорта именно как вида человеческой деятельности, рассмотренной с философской точки зрения, может вытекать из единства субъективного и объективного. Ключевой характеристикой спорта в данном случае можно считать возможность достигнуть максимальных, наибольших результатов с помощью действий, отвечающих идеалам гуманизма. Достижение такого рода результатов возможно в процессе соревновательной деятельности, которая происходит в противоборстве, которое, в свою очередь, и является главной сущностью любого спорта. Это противоборство неантогонистично по своей сути и включает в себя либо поединок, то есть носит явный социальный характер, либо выполнение каких-либо строго фиксированных упражнений по определенным правилам, то есть связанным с неявным противоборством, что можно отнести уже к ритуалу. Таким образом, содержащееся в спорте насилие носит игровой, регламентированный характер [Борисов, 2013]. Все это делает соревновательную деятельность исключительно социальной в противовес биологическому противоборству, наблюдающемуся в дикой природе и имеющему жизненоопределющее значение для животных, в нем участвующих. Поединок в животном мире имеет в качестве ставки проблему выживания конкретного индивида либо всего вида, связанную с борьбой за пищу, самку или территорию.

Спорт, в силу своего социального и, что более важно, игрового характера, не является обязательным условием выживания человеческого вида. Поэтому, на наш взгляд, соревновательная деятельность людей, обычно, не настолько серьезна, несмотря на то, что многие посвящают спорту жизнь. Но здесь мы имеем дело исключительно со смысложиз-ненным выбором конкретного человека, его свободой.

Характерной, гуманистической составляющей спорта, таким образом, выступает отсутствие антагонизма, которое наблюдается в отрицании самой возможности лишиться жизни, потерять какой-то социальный статус в случае проигрыша. Такого рода гуманизма мы не наблюдаем ни в одной другой форме человеческого взаимодействия, связанного с конкурентной борьбой. Однако обратной стороной данного рода деятельности может являться преодоление самим спортсменом внутренних ограничений, ориентированных зачастую не просто на развитие, а именно на преодоление заданных генетикой спортсмена барьеров, то есть попыткой прыгнуть «выше головы». Естественно, что это может привести не только к росту различных качеств индивида, но и к травмам либо несчастным случаям.

Ставка на развитие физических качеств, сделанная даже в ущерб этическим качествам, является оправданной в спорте с точки зрения эффективности. Мы имеем в виду различные «неспортивные» способы подготовки спортсмена либо использование уловок в ходе самого состязания. Хотя, с другой стороны, именно для этого и существуют правила соревнований, главная задача которых - регулирование отношений межу участниками соревнований. Все это вводит двойственную систему моральных норм. Для преодоления такой дисгармонии следует ориентироваться на примеры, которые в спорте представлены в своеобразном философско-социальном, этическом идеале - олимпизме. В животном мире, как мире аморальном, не существует правил, которые можно было бы обойти, что делает поведение животных, внешне напоминающее спортивное состязание, именно борьбой за существование.

Олимпизм как философия включает в себя принципы, балансирующие достоинства разума, воли и тела. Хотя, чаще всего, именно достоинства тела ставятся во главу угла адептами олимпийского движения. В философско-антрополоническом плане мы в значительной мере разделяем мнение А.Е. Егорова, который определяет олимпизм в качестве специфической философии жизни [2001]. Анализируя несомненное влияние философии жизни на принципы олимпизма, автор расширяет границы антропологического дискурса, предлагает

преодолеть односторонность рационалистической традиции (новаторскую трактовку человека как «тела», а не «сознания»), восстановить органическую целостность системности человека (телесность-воля-ум) [Егоров, 2001 ].

Антропология олимпизма синтетична в своей аксиологии и праксеологии (соединение спорта с культурой и образованием). Будучи продуктами техногенной цивилизации, олимпизм и олимпийское движение синтезировали ключевые ценности либерализма и гуманизма в рамках инструментально понимаемого спорта, то есть как эффективного инструмента, служащего для их утверждения и социальной реализации. В олимпизме спорт выступает не только в качестве некоего фрагмента культуры, напротив, он есть репрезентативная культура [Хейзенга, 2015] - не случайно в его принципах и идеалах фиксируются соответствующие фундаментальные ценности либерального мировоззрения и современного гуманизма. В данном контексте спорт может рассматриваться даже в качестве особого рода религии [Кутоманов, 2010; Передельский, 2014] либо легитимной войны [Кутоманов, 2009].

Самореализация человека в спорте может определенным образом выступать в качестве развития творческих способностей. По нашему мнению, нельзя считать спортивную деятельность только в узком аспекте достижения определенных результатов, что делает ее несколько односторонней. Развитие личности может выходить за узкие рамки конечных, то есть генетически определенных физических способностей. в том случае, если оно идет по целому ряду направлений, в которых генетические факторы не оказывают определяющего влияния.

Всестороннее развитие спортсмена является целью многих, если не всех видов спорта. Развитие способностей осуществляется вначале в развитии одной способности, а затем, используя ее в качестве своеобразной опоры, реализует новую задачу. Так развитие происходит по типу восходящей спирали, которая захватывает целый комплекс личностных характеристик. Такого рода подход может реализоваться через периодизацию тренировок. В качестве примера можно привести боевые искусства Востока, которые представляют из себя целый комплекс чередующихся физических, моральных и психоэмоциональных практик, которые мы можем наблюдать, например, в карате.

Следует иметь ввиду, что очень часто современный спорт, является профессией, и, как следствие, подчиняется закономерностям, которые характерны для других областей человеческой культуры, в которых тоже происходит производство ценностей. Спортсмен оказывается вовлеченным в производство результата, а именно зрелища, что приводит к зависимости от внешних проявлений своей деятельности. Поэтому неудачи в спорте могут привезти его к тем же результатам, что и затруднения в других видах деятельности. То есть, спортсмены сталкиваются с теми же проблемами, что и представители любого искусственного общественного образования, выполняющего, как и спорт, функции своеобразного ухода от реальности. А возможности реализации, выход за некие рамки, чаще всего пресекается различными путями как физического, так и психологического воздействия.

Такого рода феномены объясняются, по нашему мнению, тем, что любые изменения всевозможных сфер человеческой жизни, в первую очередь направлены во благо человека, но могут выступать, как это ни странно, и препятствиями на пути человеческого развития. Это может быть связано с самой природой человека, хотя ни в одной философской системе мы не найдем сколько-нибудь удобоваримой концепции, объясняющей эти влияния, хотя попытки, предпринимались и не раз. Они включали в себя и просвещение, и полное, даже насильственное, искоренение антигуманных проявлений.

Но, как часто это бывает, знание может быть использовано двойственно. Действие, в том числе и силовое, порождает равное по силе противодействие. Изменения же в структуре общества чреваты множеством противоречивых тенденций. Такую картину мы можем наблюдать в современном спорте, где первоначальные идеи античной гармонии подменяются (в антропологическом плане) культом силы и подавления. Мы уже не воспринимаем спортивное зрелище иначе, как пропаганду чего-то жестокого и бездуховного. Более того,

мы ищем в спорте эту жестокость, несмотря на постоянную, нарочитую агрессию современной культуры. В спорте эта бездуховность находит своё выражение в неверной постановке цели. То есть мы наблюдаем лишь материальный результат, выраженный либо в телесном, либо в финансовом итоге приобщенных к спорту. А материальный результат однозначно не может рассматриваться как цель самосовершенствования человека. Рассматривая эту проблему с точки зрения марксистской методологии, мы можем наблюдать превращение спортивной деятельности в производительную деятельность, в которой объект отделен от субъекта, а значит человек уже рассматривается как средство, а не цель. В спортивной деятельности, и в этом одна из ключевых ее особенностей, субъект и объект составляют единое целое. К этому присоединяется соперничество как сотрудничество, выраженное в неантогоническом взаимодействии между участниками соревнований, то есть соперниками. Таким образом происходит направленность изнутри субъекта вовне как при постановке, так и при достижении результата, что предполагает контроль внутреннего состояния, перестраивающего возможности организма.

Еще в тренировочном процессе выстраивается направленность от цели через подбор средств ее достижения к результату и, как следствие, к новой цели на основании имеющегося результата. Данная гегелевская триада имеет некие нюансы, так как в спорте объектом и средством достижения результата является спортсмен, то есть сам субъект. А значит мы можем наблюдать в спортивной деятельности некую специфику по сравнению с другими видами человеческой деятельности, связанную с разделением на внутреннее и внешнее в физической активности.

Спортсмен должен постоянно контролировать собственный организм и, как следствие, он получает новые знания об особенностях его функционирования, состоянии и возможностях дальнейшего физического развития. Говоря о мотивации, можно отметить, что она должна совпадать в ценностных составляющих спорта и спортсмена. В данной гармонии мы наблюдаем отсутствие «двойной морали» между внешними (по отношению к спортсмену) декларированными принципами и внутренними ценностями спортсмена.

Ресурсы человека имеют свойство приспосабливаться в каждый конкретный момент времени к выполнению основных задач. Это отражается на результате. Именно результат, поведение спортсмена во время соревнования и вне его, а также его высказывания позволяют комплексно оценивать развитие и результативность личностного развития.

Проявляя себя в качестве человеческой деятельности, спорт становится для определенного круга людей профессией. Профессионализм можно рассматривать в качестве товарно-денежных отношений, но также существуют подходы, трактующие спорт через принципы психологии и морали. В данном вопросе следует учитывать, что отношение спортсмена к своей деятельности как к полезному времяпрепровождению не только не станет основой для достижения высоких результатов, то есть рекордов, но даже и не позволит рассчитывать на высокий уровень собственного физического совершенства. Поэтому, говоря о профессионализме в спорте, часто имеют в виду коммерческую его направленность, причем не без основания, так как масштабы коммерциализации современного спорта получили повсеместное распространение. Но в словосочетании «профессионально-коммерческий спорт» мы должны учитывать неравнозначность предлагаемых понятий. Она вытекает из мотивационной деятельности участников соревновательной деятельности.

Конечно, получение спортсменом высокого дохода может рассматриваться в качестве основной его цели, но при этом следует учитывать, что именно наличие особых спортивных качеств будет способствовать высокому доходу. Финансовые же аспекты, по нашему мнению, сведут спорт лишь к разряду развлекательных мероприятий, в котором деятельность спортсменов будет подстраиваться под запросы зрителей по принципу «клиент всегда прав». Но данная тенденция профессионального спорта недопустима, так как она нивелирует суть спорта как орудия физического совершенства.

Таким образом, можно отметить однозначную антропогенность современного спорта. Выделение соревновательной, спортивной деятельности в качестве социального феномена достигает вершины на современном этапе, включая в себя формирование, с одной

стороны, особого рода человека, наделенного выдающимися физическими характеристиками, с другой стороны, предполагает наличие моральных аспектов, представляющих социальный фундамент спорта как части современной культуры. В данном аспекте спортивная деятельность приобретает профессиональную направленность, имеющую производительный характер.

Список литературы References

1. Айзенберг К. 2006. Футбол как глобальный феномен. Логос, 3 (54): 91-103.

Ajzenberg K. 2006. Futbol kak global'nyj fenomen [Football as a global phenomenon]. Logos, 3

(54): 91-103 (in Russian).

2. Богданова М.А. 2015. Спорт в современном обществе: антропокультурное измерение и перспективы гуманизации. Автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.13. Волгоград, 45 с.

Bogdanova M.A. 2015. Sport v sovremennom obshchestve: antropokul'turnoe izmerenie i perspek-tivy gumanizacii [Sport in contemporary society: anthropometrie measurement and prospects for humaniza-tion]. Avtoreferat dis. ... doktora filosofskih nauk: 09.00.13. Volgograd, 45 р. (in Russian).

3. Борисов С.Н. 2013. Философское понимание насилия в контексте современного российского самосознания: доминирующие смыслы и неявные коннотации. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. Том 25, 16 (159): 5-15.

Borisov S.N. 2013. Filosofskoe ponimanie nasiliya v kontekste sovremennogo rossijskogo samo-soznaniya: dominiruyushchie smysly i neyavnye konnotacii [Philosophical understanding of violence in the context of modern Russian identity: dominant meanings and implicit connotations]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Pravo. Volume 25, 16 (159): 5-15 (in Russian).

4. Гуттман А. 2016. От ритуала к рекорду: Природа современного спорта. Пер. с англ. М., Институт Гайдара: 304 с.

Guttman A. 2016. Ot rituala k rekordu: Priroda sovremennogo sporta [From ritual to record: the Nature of modern sport]. Per. s angl. M., Institut Gajdara: 304 р. (in Russian).

5. Егоров А.Е. 2001. Философское значение современного олимпизма. Теория и практика физической культуры, 7.

Egorov A.E. 2001. Filosofskoe znachenie sovremennogo olimpizma [Filosofskoe znachenie sovremennogo olimpizma]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 7.

6. Ибрагимов М.М. 2011. Сова Минервы и Аполлон или Два способа философского осмысления спорта. Теория и методика физической культуры, 4. С. 94-100.

Ibragimov M.M. 2011. Sova Minervy i Apollon ili Dva sposoba filosofskogo osmysleniya sporta [Owl Minerva and Apollo or Two ways of philosophical understanding of sport]. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury, 4. С. 94-100 (in Russian).

7. Константинов Д.В. Петров С.С. 2012. Философия физической культуры и спорта: перспективы метафизического подхода. Омский научный вестник. Философские науки, 3 (109): 85-88.

Konstantinov D.V. Petrov S.S. 2012. Filosofiya fizicheskoj kul'tury i sporta: perspektivy metafizi-cheskogo podhoda [Philosophy of physical culture and sport: perspectives of metaphysical approach]. Omskij nauchnyj vestnik. Filosofskie nauki, 3 (109): 85-88 (in Russian).

8. Кубертен, Пьер де. 2011. Олимпийские мемуары. Пер. с фр. М., Рид групп: 176 с.

Kuberten, P'er de. 2011. Olimpijskie memuary [Olympic memoirs]. Per. s fr. M., Rid grupp: 176

р. (in Russian).

9. Кутоманов С.А. 2010. Религия и спорт: основные этапы взаимоотношений. В кн.: Материалы региональной научно-практической конференции «Ценностные ориентации студенческой молодежи в свете духовно-нравственных и культурных традиций Российского общества» 13 апреля 2010 г. Белгород, БелГУ: 275-279.

Kutomanov S.A. 2010. Religiya i sport: osnovnye ehtapy vzaimootnoshenij [Religion and sport: the main stages of the relationship]. V kn.: Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Cen-nostnye orientacii studencheskoj molodezhi v svete duhovno-nravstvennyh i kul'turnyh tradicij Rossijskogo obshchestva» 13 aprelya 2010 g. [Materials of the regional scientific and practical conference "Value orientations of students in the light of the spiritual, moral and cultural traditions of the Russian society" 13 April 2010]. Belgorod, BelGU: 275-279 (in Russian).

10. Кутоманов С.А. 2009. Спорт, как форма легитимной войны. Философия и наука поверх барьеров: человек и культурно-исторические типы глобализации. В кн.: Материалы III научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Белгород, БелГУ: 117-120.

Kutomanov S.A. Sport, kak forma legitimnoj vojny. Filosofiya i nauka poverh bar'erov: chelovek i kul'turno-istoricheskie tipy globalizacii [Sport as a form of legitimate war. Philosophy and science on top of barriers: man and cultural-historical types of globalization]. V kn.: Materialy III nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh [Proceedings of the III scientific conference of students, postgraduates and young scientists]. Belgorod, BelGU: 117-120 (in Russian).

11. Морган У. 2006. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего. Логос, 3 (54): 147-159.

Morgan U. 2006. Filosofiya sporta: istoricheskij i konceptual'nyj obzor i ocenka ee budushchego [Philosophy of sport: historical and conceptual overview and assessment of its future]. Logos, 3 (54): 147-159 (in Russian).

12. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., Издательство «Азъ», 1992.

Ozhegov, N.YU. SHvedova. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. M., Izdatel'stvo «Az"», 1992.

13. Олимпийская Хартия (в действии с 9 сентября 2013 г). Лозанна, Международный олимпийский комитет. 2013.

Olimpijskaya Hartiya (v dejstvii s 9 sentyabrya 2013 g) [Olympic Charter (in force since 9 September 2013)]. Lausanne, international Olympic Committee, 2013.

14. Передельский А.А. 2011. Философия спорта. Метанаучные основания спортивного процесса. М.: Издательский Дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 480 с.

Peredel'skij A.A. 2011. Filosofiya sporta. Metanauchnye osnovaniya sportivnogo processa [Philosophy of sports. Meta-scientific basis of the sports process]. M.: Izdatel'skij Dom «MAGISTR-PRESS», 480 р. (in Russian).

15. Передельский А.А. 2014. Последняя мировая религия. Очерки по философии спорта. Набережные Челны, НФ Поволжской ГАФКСиТ: 242 с.

Peredel'skij A.A. 2014. Poslednyaya mirovaya religiya. Ocherki po filosofii sporta [The last world religion. Essays on the philosophy of sport]. Naberezhnye CHelny, NF Povolzhskoj GAFKSiT: 242 р. (in Russian)

16. Столяров В.И. 2015. Философия физической культуры и спорта. Книга I. Метафилософ-ский анализ: философия физической культуры и спорта как особая философская дисциплина. М.: Издательство СГУ: 374 с.

Stolyarov V.I. 2015. Filosofiya fizicheskoj kul'tury i sporta. Kniga I. Metafilosofskij analiz: filosofiya fizicheskoj kul'tury i sporta kak osobaya filosofskaya disciplina [Philosophy of physical culture and sports. Book I. Metaphilosophy analysis: the philosophy of physical culture and sport as a special philosophical discipline]. M., Izdatel'stvo SGU: 374 р. (in Russian).

17. Филимонова С.И. 2014. Проблемы пространства физической культуры и спорта в современных условиях. В кн.: Феномен спортивной культуры в аспекте философского, исторического и социально-педагогического анализа: научно-методические материалы и доклады Круглого стола 21 марта 2014 г. М., Физическая культура: 64-66.

Filimonova S.I. 2014. Problemy prostranstva fizicheskoj kul'tury i sporta v sovremennyh usloviyah [Problems of space of physical culture and sports in modern conditions]. V kn.: Fenomen sportivnoj kul'tury v aspekte filosofskogo, istoricheskogo i social'no-pedagogicheskogo analiza: nauchno-metodicheskie materialy i doklady Kruglogo stola 21 marta 2014 g. [The phenomenon of sports culture in the aspect of philosophical, historical and socio-pedagogical analysis: scientific and methodological materials and reports of the Round table on March 21, 2014] M, Fizicheskaya kul'tura: 64-66 (in Russian).

18. Хейзенга Й. 2015. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры. Спб., Издательство Ивана Лимбаха: 416 с.

Hejzenga J. 2015. Homo Ludens. Opyt opredeleniya igrovogo ehlementa kul'tury [Homo Ludens. Experience in defining the game element of culture]. Spb., the Publishing house of Ivan Limbach, 416 р. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.