Теоретические и практические проблемы
ФИЛОСОФИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА В ГЛОБАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
В. Е. Билогур - д. филос. н., проф.,
Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого (г. Мелитополь, Украина)
E-mail: [email protected]
Основное содержание данной статьи направлено на выяснение теоретических и практически проблем философии современного спорта, который развивается в условиях цивилизационного измерения бытия, в основе которого возрастание роли спорта в жизни человека и общества. Актуальность темы исследования в том, что спорт сегодня выходит на арену жизнедеятельности современной цивилизации, в связи с чем необходимо изучение современных тенденций спорта в условиях глобализации, его профессионализации, коммерциализации, превращения спорта в зрелище и борьбу. Основная цель статьи - сформировать концепцию философии современного спорта, показать, что спорт как социальноценностная и телесно-духовная система, нормативно упорядоченная деятельность людей, которая возникает из сопоставления физических, технических и интеллектуальных способностей людей, рождает различные проблемы современного спорта, которые требуют своего решения, возникают в глобальном измерении.
Ключевые слова: философия спорта, глобализация, цивилизация, коммерциализация спорта, гармония души и тела, гуманизация спорта.
Theoretical and practical problems
OF MODERN SPORT PHILOSOPHY IN A GLOBAL THE MEASUREMENT
V. E. Bilogur is a Doctor of Philosophy, professor,
Melitopol State Pedagogical University of Bogdan Khmelnitsky (Melitopol, Ukraine)
The main content of this article is aimed at clarifying the philosophy of sport as one of the new scientific directions, based on the growing role of sport in lives of individuals and society. Actual research topic in that sport today is the arena of life experience, in connection with what is necessary to study the trends of modern sport in the context of globalization, its professionalization, commercialization, transformation of sport in sight. The main purpose of this article - to form philosophical concept of sport, show that the sport as a social-evaluative and bodily-spiritual system, the regulatory activities of people ordered that emerges from a comparison of physical, technical and mental abilities of people.
Keywords: philosophy of sport, globalization, commercialization of sport, the harmony of body and soul, humanization of sports.
© Билогур В. Е., 2014_______________________________________________
ISSN 2307-3705. Философия и космология/Philosophy & Cosmology 2013
Становление и развитие философии спорта как одного из новых научных направлений в контексте социально-философского дискурса происходит на стыке наук - философии, психологии, социологии, культурологии, педагогики, валеологии. Актуальность темы определяется объективными процессами, которые свидетельствуют, во-первых, о возрастании роли спорта в жизни человека и общества, который становится важнейшим показателем самоорганизации социальной и духовной жизни, позволяет восстановить непосредственно жизненные силы расколотой человеческой природы; во-вторых, о качественных изменениях в жизнедеятельности человека и применении ценностнодеятельностного подхода к определению спорта как сложного социального и культурного феномена; в-третьих, о необходимости изучения современных тенденций спорта в условиях глобализации, его профессионализации, коммерциализации, превращения спорта в зрелище; в-четвёртых, именно спорт позволяет гармонизировать тело и душу, дух и чувственность, свободу и биологическую природу человека. Социальная проблематика спорта составляет целый комплекс вопросов социального, социально-психологического, политологического, культурологического планов. В самом общем виде - это вопрос о том, как было и как сейчас возможно спортивное действие в качестве спонтанной или управляемой коллективной функции; как возможно функционирование спорта в его специфических программах, создающих одну из важнейших в современном обществе сфер деятельности и интересов? Какие социальные потребности способен удовлетворять спорт? Какие потребности вне спорта способствуют формированию и развитию его системы? Как и насколько возможны и оправданы инструментальные ранги спорта, и в каких кругах они должны выполняться? Несколько разделов в книге Ю. Липеца посвящены специальному рассмотрению проблем олимпизма: «Логос современного олимпизма», «В поисках идеала современности», «Олимпизм и проблема свободы», «Прекрасное в олимпизме», «Аксиологические проблемы олимпийской архитектуры», «Основы олимпийского воспитания», «Олимпизм и культура». Здесь рассматриваются многие важные и актуальные вопросы, такие как соотношение специализации и универсализма, спорт как средство и условие осуществления свободы, основные направления и тенденции физического совершенствования человека и др. Ю. Липец высоко оценивает место и роль философии спорта в системе современного философского знания, хотя замечает, что видных исследователей здесь не так уж много. В их ряд он включает, например, Х. Ленка, Р. Макинтоша, Ф. Ландри, Й. Поуэлла, З. Кравчика и В. Столярова.
В. Морган в работе «Философия спорта: Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего» отмечает: «Решающую роль в академическом дебюте философии спорта сыграли два события. Первым было появление исследования спорта из старой и сложившейся области физического воспитания. Если традиционное физическое воспитание основывалось исключительно на медицинских и психологических исследованиях физической активности, то новая, зарождавшаяся область спортивных исследований преследовала более амбициозные интеллектуальные цели, дополняя медицинские и педагогические исследования философскими, историческими и социологическими. Это оттеснение науки и педагогики как основных направлений работы сделало возможным изучение культурных и исторических контекстов спорта» [Morgan, 2003: p. 206].
Место спорта до сих пор не соответствует его подлинной роли в достижении высокого уровня культуры и гармонизации векторов развития современной цивилизации. В условиях кризиса и катастроф биологическая природа людей оказалась бессильной перед чрезмерными нагрузками технического (индустриального) века - психологическими, химическими, мутагенными, что свидетельствует о том, что человеческий организм проигрывает в соревновании с техникой (увеличение стрессов, психических заболеваний, наркомании, нездорового поколения молодых людей). Спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система - это нормативно упорядоченная деятельность людей, которая возникает, во-первых, из соревновательного сопоставления физических, технических и интеллектуальных способностей людей; во-вторых, из совокупности социальных отношений людей, которые втягиваются в процесс подготовки (тренировок) и осуществления целого комплекса спортивной деятельности (соревнований). Семантическое поле термина «философия спорта» имеет несколько векторов своего становления и развития: l) личностное (человек, который занимается спортом); 2) институциональное (спортивная деятельность субъектов хозяйственной деятельности); з) организационное (организация спортивных зрелищных шоу, которые заключаются в проведении различного рода спортивных состязаний) [Mechikoff, Steven, 2006: p. 12].
В современных условиях особенное значение приобретает раскрытие теоретических и практических аспектов становления и развития философии спорта как одного из направлений в контексте социально-философского дискурса, а именно формирования ценности физического здоровья и спорта, ценностных ориентаций личности и общества, духовно-эстетического измерения спорта. Принцип состязательности в спорте моделирует ситуацию спортивного самоопределения личности-спортсмена и свидетельствует о жизнеспособности спорта как самой высокой аксиологической ценности. Спорт как реализация человеческой экзистенции связан с идеей самоутверждения «Я» личности-спортсмена как неповторимого творческого духа, выхода человека за пределы своих творческих возможностей, что требует разработки философии спорта, основанной на ценностно-деятельном подходе, включающем экзистенциальные, аксиологические, феноменологические, онтологические аспекты.
Сам процесс гуманизации спорта направлен на формирование личности, способной достичь высоких спортивных результатов, здорового образа жизни людей. Человекотворческая функция спорта, которая имеет общекультурную и объективную значимость, реализуется благодаря таким функциям, как: социокультурная, оценочно-нормативная, символическая, гуманистическая, аксиологическая, интегрирующая, коммуникативная, функция защиты внутреннего мира, интегративная, генерализующая, познавательная, коммуникативная, гедонистическая, иллюзорно-компенсаторская, социоэмоциональная, эстети-чески-эмоциональная, политическая, социализации, социальной мобильности, ценностного ориентирования [Holowchak, Heather, 2011: p. 15-16].
Функции спорта направлены на развитие не только культуры движений, телосложения и нравственного здоровья людей, но и на совершенствование чувственно-эмоциональной сферы, на развитие универсальной чувственности и духовности.
Философия спорта как подсистема профессионального образования и одно из научных направлений вызвана к жизни тем, что в контексте данного направления происходит расширение горизонта социально-философского ос-
мысления спорта. С самого начала зарождения спорта это были физические упражнения, игры, единоборства спортивного характера, состязания в метании дротика, копья, камней, прыжки через препятствия, бег с преследованиями, действия, которые были связаны с добыванием средств к существованию. В XVIII-XIX веках спорт возводится в ранг фундамента воспитания личности в целом. По мнению Ж.-Ж. Руссо, теория «естественного воспитания» сможет исцелить пороки его времени [Руссо, 1971: с. 220]. В современном понимании спорт - стремление человека к расширению границ своих физических возможностей, реализуемых через систему физических упражнений, участие в состязаниях.
По нашему мнению, теоретические измерения спорта относятся, с одной стороны, к социальной педагогике, а с другой - к социальной философии, которая аккумулирует социально-коммуникативное и экзистенциально-личностное измерения [Бтогур, 2013a: с. 141]. Основная сущность философии спорта -это социально-философское осмысление спорта как важнейшей предпосылки формирования культуры человека, в контексте которой выдвигаются нравственные основы спорта. Спорт, вырастающий из духа состязательности, моделирует ситуацию человеческого самоопределения, которое возможно только в ситуации «Я-Другое», в сопоставлении своих показателей с показателями «Другого». Спорт - это совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одна из основных форм подготовки человека к физическому труду, общественно необходимым видам человеческой деятельности.
Спорт - это одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и, наконец, популярнейшее зрелище, общественная значимость которого начинает стремительно возрастать [Бтогур, 2013b: с. 221]. Философия спорта как подсистема профессионального образования имеет гуманистическую направленность лишь в том случае, если в спорте реализуются творческие потенции личности, а не узко прагматические интересы, если спорт остаётся фактом культуры и обогащает духовную жизнь общества в плане её насыщения образностью самобытного «Я». Спорт как социальноценностная и телесно-духовная система обладает способностью к самоорганизации. Социально-коммуникативное и духовно-экзистенциальное измерение спорта позволяет глубже осознать ценностный характер спортивной деятельности, выражающейся в гармонизации телесного, душевного и духовного начал. Общество должно быть другим, чтобы реализовывалась гармония спорта высших достижений, чтобы преодолеть отношение к спорту только как средству коммерциализации [Kretchmar, 2005: p. 91].
Сегодня следует сформировать интерперсональную концепцию спорта как субстанциональности и ценности личности, согласно которой спортивные достижения, с одной стороны, есть продукт личностного развития, а, с другой стороны, спорт - это явление общепланетарного масштаба [Morgan, 2003: p. 205-212]. Поэтому, как отмечает украинский философ М. Ибрагимов, исследующий философию спорта, предметом философии спорта есть учение о сущности и жизненном смысле спорта в дискурсе социокультурного феномена, который представляет собой создание и воспроизведение в образах физической культуры эталонов человеческой телесности [1брагЫ.ов, 2011b: с. 54].
Если мы действительно считаем, что современный спорт, развивающийся в контексте европейской культуры и цивилизации, представляет собой не только философию телесности, но и социокультурный феномен, то мы должны развивать философию спорта как новое научное направление, которое исследует онтологические, метафизические, аксиологические, феноменологические, экзистенциальные основания спорта как сложного не только социального, но и культурного феномена. Если бизнес вкладывает большие деньги в спорт, то это означает, что спорт отвечает внутренним импульсам современного общества и культуры. Хотя практика свидетельствует, что бизнес спекулирует на теле спорта в своих корыстных интересах, переносит в мир спорта свои жестокие законы, спорт всё-таки не потерял свою чистоту и моральность [Ибрагимов, 2011а: с. 229].
Можно сделать вывод, что в современной концепции философии спорта мы должны обратить внимание на проблемы спорта, которые имеют место не только в Украине, но и в других странах: коммерциализация спорта, его политизация и монополизация, девиация спорта, рыночный механизм осуществления спортивных мероприятий и деятельности, низкий уровень государственного регулирования спортивной отрасли, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства; требует усовершенствования система взаимодействия государственных, коммерциализационных и гражданских структур в спорте. Необходимо решить проблему, связанную с падением развития детского, юношеского, массового спорта, способствовать повышению эффективности всей мировой и национальной спортивной системы (уровня развития современной спортивной науки, современной спортивной инфраструктуры), практической реализации Национальной доктрины спорта в Украине [Ибрагимов, 2011а: с. 233]. Мы согласны с М. Ибрагимовым, который отмечает, что необходимо «вынести в качестве предмета для научной дискуссии следующую дефиницию: философия спорта - это учебная дисциплина и междисциплинарная область знания, раскрывающая содержание идеалов спорта и физической культуры, а также исследующая специфику их воплощения в цивилизационное пространство как культурно-исторических феноменов» [Ибрагимов, 2011а: с. 235].
Исследуя практические аспекты философии современного спорта, следует подчеркнуть, что в среде спорта развиваются деструктивные явления и проблемы: противоречие между реальной ориентацией участников спортивного движения на прагматические ценности и теми гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает философия спорта. Эти идеалы, как отмечает известный немецкий ученый О. Групе, «можно свести к следующим пяти моментам: концепция гармоничного развития личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным достижениям; принцип любительства как проявление самодисциплины и отказ от материальной выгоды; этический кодекс спорта; формирование спортивной элиты». Практически эти идеалы сводятся к концепции единства физического, интеллектуального и духовного развития личности, которая всё реже реализуется в спорте, так как самосовершенствование уже не расценивается выше победы на Олимпийских играх; редко встречается ориентация на гармоничное развитие, поэтому учёные ставят вопрос: «много ли найдётся в современном спорте приверженцев принципа единства физического, интеллектуального и духовного развития личности?». В этой ситуации многие учёные и общественные деятели обращают внимание на всё возрастающую «потребность в обновлённой философии
спорта, в новой формулировке философской основы спортивного движения», ставят вопрос о необходимости разработки «новой философии олимпизма».
Как подчёркивает, например, С. Эрдем, член МОК, президент НОК Турции, «нуждается в переосмыслении и сама концепция олимпизма, да и сама роль спорта в современном мире в целом». Для данного исследования важным ключевым моментом являются идеи Мирослава Мылика, получившего религиозно-философское образование, который рассматривает содержание и развитие спорта с позиций неотомизма, принимая за исходные объяснительные принципы взгляды на соотношение духовного и телесного Фомы Аквинского. Одной из центральных категорий, характеризующих сущность спорта, у Мылика является «исправность» (sprawnosc), под которой понимается соответствие чего-либо, кого-либо (но прежде всего, конечно, человека) своей природе или функции. Поскольку употребляемое Фомой Аквинским латинское «habitus» не покрывается в своём значении польским «sprawnosc», Мылик выделяет два смысла понятия «исправность»: широкое и узкое. В широком смысле это понятие означает функциональность, соответствие, пригодность, и применимо к вещам и животным. В этом же значении оно применимо и для характеристики тела человека, его физических телесных возможностей и способностей. Что же касается самого человека, то к нему применимо лишь узкое понимание исправности - как полное подчинение функциональных структур духу, разуму и воле. Другими словами, узкий смысл понятия «исправность» - это исправность духа, действующего в теле и посредством тела. Именно духовная исправность, направляющая и организующая физическую, и составляет сущность и содержание физической культуры. Специальные разделы книги М. Мылика посвящены этическим основаниям спорта, которые он рассматривает с точки зрения конечных целей человека в свете католического учения. С этих же позиций трактуется вопрос о свободе человеческого выбора и свободе человеческой воли, достаточно чётко выражающих свою сущность и структуру в сфере спортивной деятельности [Mylik, 1997: p. 128; Lipes, 1999: p. 109]. В сборнике «Спорт, духовность, культура» профессора В. И. Столярова помещены переводы некоторых ключевых глав из книг Мирослава Мылика [Столяров, 1998:
с. 148-149].
Спорт как гуманистическое развитие личности - это отражение во внутреннем мире человека всей совокупности многообразия отношений, обращённых к миру природы, обществу, человеку, которое культивирует определённые идеалы красоты, достоинства, самоценные, смысловые способы бытия, зафиксированные переживаниями спортивных действий. В основе спорта как гуманистической основы развития личности - всечеловеческие ценности и потребности, обращённые к воле, моральным нормам, физическому и духовному здоровью человека, актуализация тех ценностей спортивного бытия, которые рождают восторг, укрепляют здоровые силы человека, культивируют спортивные идеалы и нормы. Спорт как гуманистическая основа человеческого бытия указывает на культурное, общественное или личностное значение спортивных явлений и фактов, которые оцениваются с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, морали и антиморали, сублимации и трансгрессии (выхода за пределы себя, за пределы возможного). В связи с этим спортивные ценности выполняют роль аксиологического основания потребностей и интересов, переживаний и целей, планов и способов реализации спортивных ценностей. Спорт как гуманистическая основа развития личности отражает внут-
реннее состояние бытия человека, которое является формой отражения существования нации, взаимосвязи индивидуального и всечеловеческого. В то же время спорт является важной платформой коммуникации людей и важной частью жизни большинства людей. Спортивные ценности, которые продуцируются развитием спорта, - это продукты материальной, физической и духовной деятельности, ценности которых не уменьшаются и не уничтожаются вследствие их употребления, а всё более возрастают в условиях глобализации [Бтогур, 2013с: с. 322].
Отметим, что теоретические аспекты философии современного спорта, в которых исследуются природа, происхождение и развитие ценностей в отношении человека к миру, принадлежат сфере аксиологии (учению о ценностях). В соответствии с общей теорией ценностей, любая ценность определяется значимостью или смыслом того или иного явления культуры, общества, спорта. Постоянная внутренняя активность человеческой природы приводит к тому, что возникает потребность заниматься спортом, укреплять здоровье, мечтать, изобретать, жить внутренней духовной жизнью. Эта жизнь становится не только обслуживающим спортивную деятельность в виде предоставления определённого рода услуг (маркетинг спортивных услуг), но и самоценностью человека, его имманентной сущностью, проявляемой в тех или иных видах спорта. Поэтому спортивная жизнь - это одна из форм эмоциональной, интеллектуальной и чувственной деятельности, благодаря которой формируется спортивное сознание и самосознание субъекта действия, которые почти не изучены. Субъектами спортивной деятельности могут быть не только отдельные индивиды, но и целые сообщества, которые в целом культивируют спортивный дух нации и её приоритеты. Спортивную жизнь общества можно разделить условно на такие категории: 1) спортивная деятельность; 2) спортивное производство; 3) спортивная культура; 4) спортивное сознание и самосознание; 5) спортивная материальная культура. В целом спортивная деятельность, которая направлена на культивирование физического и духовного здоровья как отдельного человека, так и всей нации, закрепляется успехами спортивных состязаний [Бтогур, 20^: с. 186].
В связи с этим спорт как гуманистическая основа развития личности придаёт смысл индивидуальному бытию, поэтому спорт трансформируется в те или иные виды спортивной практики бытия человека и выступают элементом самого жизненного процесса индивида, взаимосвязи духовного и материального, личностного и общественного. Сущностная связь спорта и духовности выступает опосредованным началом между интеллектом и инстинктом, переживанием человека своего отношения к миру спорта и обществу. Спорт, в конечном счёте, приводит к смысловой гармонии, соединяя образы мира с моральными законами личности. В духовно-экзистенциальном смысле спорт - это гармония души с индивидуальным внутренним миром, реализация принципов духовности в спортивной деятельности. Спорт как гуманистическая основа развития личности укоренённая в самом образе личности, это единство физического и духовного элементов человеческой деятельности, в котором основное место занимают спортивные (физические) доминанты культуры, моральные составляющие, которые в целом приводят к спортивному прогрессу как личности, так и всего общества. Каждый человек должен осознать телесность своего физического бытия, которое является основой духовности, чтобы существование и деятельность человека совпадали и приобретали смысл, который состоит
из ценностей физических и духовных. Спортивное развитие человека и общества зависит, в конечном счёте, как от самого человека, так и от тех социокультурных условий общества, в которых он живёт, от его способности к саморегуляции своей деятельности, от раскрепощения своих сущностных сил, от потенциальных возможностей быть «самим собой» [Бтогур, 2013е: с. 35].
Как свидетельствуют учёные, спорт как гуманистическая основа развития личности - это основа самореализации и способ самостроительства, свободный выбор видов спортивного бытия, высший уровень саморегуляции всех потенциальных способностей человека, самосозидающий фактор того социокультурного сообщества, к которому принадлежит спортсмен. Спорт как реальность бытия кристаллизуется в сознании человека и его самосознании, выявляет ту совокупность физических возможностей, которая должна быть раскрыта спортсменом и направлена на выявление его спортивной индивидуальности. Поэтому спорт выступает формой самореализации и самоопределения личности в тех или иных видах спортивных соревнований и состязаний, в процессе которых происходит становление индивидуальности и основополагающих качеств личности. Спорт - это способ бытия человека, наполненного духом, а дух - состояние активности, которое представляет собой семантическое поле как совокупность предметных единиц спортивной культуры индивида, объединённых общностью значений, которые не могут быть растворёнными в стихии всеобщего, а представляют собой предметное, понятийное и функциональное тождество процессов и явлений, которые духом обозначаются.
В связи с изменениями, которые произошли в современном мире спорта за последние десятилетия, возникает закономерно вопрос: как могут отобразиться современные изменения глобального и регионального измерений в мире на феномене спорта? Прежде всего, следует отметить, что в новой ситуации рынка и коммерциализации спорта речь идёт не о смене основных идеалов и ценностей спорта. По нашему мнению, спорт должен культивировать идеалы спорта, этики, культуры и воспитания, базироваться на ценностях того культурно-спортивного образа жизни, который идёт от менталитета и традиций нации, которая получает радость и восторг от достижения спортивных успехов, воспитательных ценностей хорошего примера, уважения и самоуважения к всеобщим этическим и моральным принципам. Лозунги и призывы в спортивной деятельности должны соответствовать принципам морального поведения нации в спорте и исключать лозунги и призывы типа «победа любой ценой». В то же время, спорт есть фундамент трудового и морального воспитания человека, является основой целеустремлённости, комплекса волевых стремлений, морально-этических принципов. Главными факторами спортивного успеха являются: 1) природа человека и его биологические наклонности; 2) трудолюбие спортсмена, настойчивость в достижении цели, упорство на тренировках и на спортивных состязаниях; 3) психологическая настроенность на победу, которая детерминируется сверху (непонятный источник силы), то есть те психологические возможности человека, которые управляют человеческим организмом [Кге^таг, 2005: р. 91].
В связи с этим большую роль играют: 1) мотивация спортсмена как один из самых главных факторов в достижении спортивной цели. Однако не следует считать, что чем выше мотивация спортсмена, тем результаты его выше. Награда является стимулом, а представления о ней есть мотивация, однако чрезвычайно высокая мотивация повышает чувство тревоги, беспокойства, быстро-
ты реакции; 2) психологическое обеспечение выступает решающим фактором в достижении успеха, поэтому необходимо тесное сотрудничество врача, психолога и тренера, которые обеспечивают создание условий для достойного психоэмоционального климата в коллективе, эффективную психодиагностику, что способствует выбору оптимального стиля деятельности спортсмена с учётом типологии нервной системы, личностных особенностей спортсмена; для начала следует научить спортсмена искусству самоконтроля и саморегуляции, сознательного управления собой на всех этапах спортивной деятельности; 3) следует избегать в спортивной деятельности агрессии (англ. aggression) - действия, которое нацелено на нанесение физических или моральных убытков человеку, вплоть до его физического уничтожения, детерминированное отрицательными эмоциями и подходом к ведению спортивного состязания.
В философии спорта существует ряд концепций агрессии: 1) теория инстинкта, которая рассматривает агрессивное поведение как «врождённое» (З. Фрейд); 2) теория фрустрации-агрессии (Доллард); 3) теории смещённой агрессии (Миллер); 4) когнитивная модель, которая выдвигает в центр эмоциональные и когнитивные процессы, находящиеся в основе этого типа поведения; 5) теория агрессии как социального явления, а именно формы поведения [Пелагеша,2008]. В соответствии с данными американских спортивных психологов, к личностным чертам спортсмена относится именно высокий уровень агрессивности, который находится под контролем у спортсменов только высокого класса, высокий уровень мотивации, самоконтроль, сенситивность, активность в преодолении преград. В целом личностные особенности, как и типологические, следует учитывать в индивидуализации спорта и спортивной деятельности [1брагмов, 2011: с. 54].
Сама философия олимпийского движения в условиях цивилизации сегодня переживает свой кризис, который порождает ряд проблем, идущих вразрез с великими идеалами спорта, с гуманистической символикой олимпийских игр, красотой их открытия, отношением к Олимпийским играм. Имеет место противоречие между реальной ориентацией участников олимпийского движения на прагматические ценности и теми гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает олимпийская философия. Согласно О. Групе, эти идеалы следует свести к следующим характеристикам, которые отражаются в гуманистической теории спорта: 1) концепция гармонического развития личности; 2) возможность усовершенствования личности на пути к достижению высоких спортивных результатов; 3) соблюдение принципа самодисциплины и самоконтроля; 4) этический кодекс спортсмена; 5) формирование спортивной элиты страны. В то же время, практически эти идеалы все реже используются в Олимпийском спорте, так как: 1) усовершенствование личности не расценивается как идеал на Олимпийских играх; 2) всё реже встречается ориентация на гармоническое развитие личности; 3) не много спортсменов являются сторонниками физического, интеллектуального и духовного развития личности. В этой ситуации учёные обращают внимание на то, что следует формировать обновлённую концепцию Олимпийского движения, которая бы учитывала все тенденции глобального развития цивилизации, ставят вопрос о «новой философии олимпизма» и о роли спорта в современном мире в целом. Тем более, что социокультурная мысль философии спорта акцентирует внимание на ослаблении гуманистической ориентации олимпийского движения, отказе от ранее провозглашенных ценностей.
Некоторые учёные считают, что сегодня невозможно выполнить принцип «требования универсальности», который был ранее связан с ожиданием идеала достижения гармонической и развитой личности и осуществления этого идеала - соединения умственных, физических и моральных норм и принципов. Выдвигается мысль о том, что морально-этическое начало уже не является руководящим принципом в олимпийском движении, которое на первый план выдвигает прагматические концепции, ставшие в ХХ1 столетии симбиозом спорта и бизнеса в глобальном масштабе.
Поэтому в современных условиях следует усиливать гуманистическую направленность олимпийской философии спорта, более чётко определять гуманистические цели и приоритеты. Ведь неоднократно ставился вопрос даже об изменении девиза олимпийского движения «Citius. Altius. Fortius», поскольку он формирует у спортсменов желание добиться победы любой ценой - часто путём нарушения состояния здоровья или морально-этических принципов. Поэтому в ХХ1 веке следует формировать новую философию спорта в целом, в основе которой - гармоническое развитие личности, физическое и духовное здоровье, красота и грация личности. Гуманистические тенденции в спорте связаны с формированием красоты, телесности, здоровья. Сегодня, к превеликому сожалению, отсутствует гуманистическая философия олимпийского движения, а кризисные тенденции отмечаются всеми - и политиками, и тренерами, и самими спортсменами. Сегодня нужна такая философия олимпийского движения, которая раскрыла бы духовно-моральный и гуманистический смысл всего спортивного движения, которое базируется на аксиологических конструктах спорта. Поэтому именно философский дискурс спорта направлен на выявление проблем спортивного движения - от уличного до массового и олимпийского, а также учёт антропологических, аскиологических, метафизических, онтологических констант бытия, в основе которых гуманизм и человеколюбие. В связи с этим, так необходимо осмысление спорта как социального, культурного, экономического феномена и многомерного явления. В то же время, следует отметить, что в условиях глобализации спорт является неотъемлемой частью глобальной культуры, а понятие «большой спорт» становится неотъемлемой частью «большой политики». Спорт в современном мире играет роль влиятельной силы, способной как консолидировать, так и разъединять большие группы людей. Спорт в массовом сознании людей стал больше выражать социальную и культурную солидарность народов [Edensor, 2002: p. 54].
Как отмечает Н. Пелагеша, спорт стал важным элементом культуры и одним из самых распространённых видов деятельности в европейских странах, им занимаются постоянно все возрастные категории населения, в том числе люди пожилого возраста, люди с ограниченными способностями, дети, молодёжь. Более 20 % населения в первых 15 странах-членах ЕС являются членами спортивных клубов. В 700 тысячах спортивных клубов Европы спортом занимаются около 70 миллионов человек. Как самое большое социальное движение в странах-членах ЕС спорт связан не только с социальной и культурной сферами, но и с бизнесом, например, 36 % мировой спортивной торговли происходит в ЕС. Впереди только США, которые имеют 42 %. Как подчёркивается в исследованиях и аналитических материалах Еврокомиссии, спорт имеет первостепенное значение в экономическом развитии любой страны, поскольку он связан со здоровьем нации [Пелагеша, 2008: с. 186].
В спортивных клубах, школах, на групповых занятиях проявляются культурные отличия, хотя они способствуют социальной интеграции. Благодаря массовому и олимпийскому спорту устанавливаются контакты не только между профессиональными спортсменами из разных стран, но и гражданами этих стран. Что касается роли профессиональных спортсменов, то они, с одной стороны, способствуют идентификации граждан с собственными государствами-нациями, а с другой, - мыслят сверхнациональными и глобальными категориями. Участие представителей разных этнических групп в составе единой спортивной команды укрепляет межэтническую солидарность и способствует толерантности в обществе. Поэтому спорт в поликультурном обществе играет роль объединяющей силы, способной сплотить все народы благодаря своим гуманистическим ценностям в условиях глобализации.
Таким образом, можно сделать вывод, что философия современного спорта в глобальном измерении - это очень молодое, но перспективное философское направление, которое включает много проблем сферы спорта:
1) становление и развитие олимпийского движения в условиях глобализации;
2) спорт как главная субстанция самореализации личности; 3) формирование концепции современного спорта как системы ценностных ориентаций молодёжи в условиях глобализации; 4) спорт как знаково-символическая и коммуникативная система; 5) человекоизмерительность спорта как реализация родовой сущности человека; 6) экзистенциальные основы спорта в реализации транс-ценденции и свободы. В связи с вышеизложенным можно сказать, что философия спорта - это самое перспективное направление, в котором соединяются интересы личности и общества, личности и организаций, личности и личности, личности и окружающей среды, личности и социума, личности и государства.
Ш Литература
Білогур, 2013а - Білогур В.Є. Філософія спорту як новий науковий напрямок і нова навчальна дисципліна // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії: [зб. наук. пр.]. - Запоріжжя: Вид-во ЗДІА, 2013. - Вип. 54. - С. 138-154. Білогур, 2013Ь - Білогур В.Є. Філософія сучасного спорту як сублімативного вираження індивідуальної і соціальної життєдіяльності людини // Гілея: науковий вісник:
[зб. наук. пр.]/ - К.: Вид-во УАН ТОВ «НВП» «ВІР», 2013. - Вип. 73. - С. 220-223. Білогур, 2013с - Білогур В.Є. Формування концепції сучасного спорту як системи ціннісних орієнтацій молоді в умовах глобалізації // Гілея: науковий вісник: [зб. наук. пр.]. - К.: Вид-во УАН ТОВ «НВП» «ВІР», 2013. - Вип 75. - С. 322-325.
Білогур, 20lзd - Білогур В.Є. Екзистенційні засади спорту як реалізації трансценденції і свободи // Гілея: науковий вісник: [зб. наук. пр.]. - К.: Вид-во УАН ТОВ «НВП» «ВІР», 2013. - Вип. 77. - С. 185-190.
Білогур, 2013Є - Білогур В.Є. Спорт як знаково-символічна і комунікативна система в контексті соціогуманітарного дискурсу // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії: [зб. наук. пр.]. - Запоріжжя: Вид-во ЗДІА, 2013. -Вип. 55. - С. 33-44.
Ибрагимов, 2011а - Ибрагимов М.М. Философия спорта и кризис современного физкультурно-спортивного мировоззрения // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2011. - № 4. - С. 229-236.
Ібрагімов, 2011Ь - Ібрагімов М. «Філософія спорту»: чи буде плідною філософія на ниві спорту? // Молода спортивна наука України. - 2011. - Т. 4. - С. 48-55.
Пелагеша, 2008 - Пелагеша Н. Україна у смислових війнах постмодерну:
трансформація української національної ідентичності в умовах глобалізації. - К.: НІСД, 2008. - 288 с.
Руссо, 1971 - Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании (книги I-IV) // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. - М., 1971. - 560 с.
Столяров, 1998 - Столяров В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 2: Сб. - М.: Гуманит. Центр "СпАрт" РОГАФК, 1998. - С. 141-314.
Edensor, 2002 - Edensor T. National Identity. Popular Culture and Everyday Life. - Oxford-New-York, 2002. - P. 37-59.
Holowchak, Heather, 2011 - Holowchak M, Heather L.R. Aretism: an ancient sports philosophy for the modern sports world. - Lanham, Md. : Lexington Books, 2011. - 234 p.
Kretchmar, 2005 - Kretchmar R. Scott. Practical philosophy of sport and physical activity. -Champaign, IL: Human Kinetics, 2005 . - 320 p.
Lipes, 1999 - Lipes J. Philosophy of Olympism. - Warszawa, 1999., - 234 p.
Mechikoff, Steven, 2006 - Mechikoff R., Steven E. A history and philosophy of sport and physical education: from ancient civilizations to the modern world. - Boston, Mass. Mc Graw-Hill, 2006. - 432 p.
Morgan, 2003 - Morgan W. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // Jay Coakley and Eric Dunning (eds.) Handbook of Sports Studies. London: Sage, 2003. - P. 205-212.
Mylik, 1997 - Mylik M. Filosoficzne podstawy sportu. - Warszawa, 1997. - 236 p.
Bilogur V.E. Filosofiya sporta yak novy naukovy napryamok i nova navchalna distsiplina [Philosophy of sport as a new scientific direction and a new academic discipline] // Gumanitarny visnyk Zaporizkoi derzhavnoi inzhenernoi akademii [sb. naukovyh praci].
- Zaporizhzhya: vidavnitstvo ZDIA, 2013 - Vipusk 54. - P. 138-154.
Bilogur V.E. Filosofiya suchasnogo sportu yak sublimativnogo virazhennya individualnoi i sotsialnoi zhittediyalnosti lyudini [Philosophy of modern sport as sublimativnogo expression of individual and social of human life] // Gileya. Naukovy visnyk [sb. naukovyh praci]. - K.: vidavnitstvo UAN TOV "NWP" "VlR", 2013. - Vipusk 73. - P. 220223.
Bilogur V.E. Formuvannja conzepzii suchasnogo sportu yak sistemi zinnisnich orientacij mo-lodi v umovach globalizacii [Formation of the concept of modern sports as a system of value orientations of young people in the context of globalization] // Gilea: Naukovy visnyk: [sb. naukovyh praci]. - K.: vidavnitstvo UAN TOV "NWP" "VIR", 2013. - Vipusk 75. - P. 322-325.
Bilogur V.E. Exzistencijni zasadi sportu yak realizacii transcendencii I svobodi [Existential
foundations of sport as a realization of transcendence and freedom ] // Gilea: Naukovy visnyk: [sb. naukovyh praci] - K.: vidavnitstvo UAN TOV "NWP" "VlR", 2013. - Vipusk 77. - P. 185-190.
Bilogur V.E. Sport yak znakovo-simvolichna I komunikativna sistema v konteksti sozioguma-nitarnogo diskursu [Sport as iconic and symbolic and communicative system in the context of socio-humanitarian discourse] // Gumanitarny visnyk Zaporizkoi derzhavnoi inzhenernoi akademii [sb. naukovyh praci]. - Zaporizhzhya: vidavnitstvo ZDIA, 2013 -Vipusk. 55. - P. 33-44.
Ibragimov M.M. Filosofiya sporta I krizis sovremennogo fizkulturno-sportivnogo mirovozzre-nija [Philosophy and the crisis of modern sport athletic and sports world] // Sloboz-hanskiy naukovo-sportivnij visnyk. - 2011. - № 4. - P. 229-236.
Ibragimov M. “Filosofiya sportu”: Chi bude plidnoju filosofiya na nivi sportu? ["Philosophy of sport": Will fruitful philosophy in the field of sports?] // Moloda sportivna nauka Ukraini. - 2011. - T. 4. - P. 48-55.
References
Pelagesha N. Ukraina u smislovich vijnach postmodemu:transformatsiya ukrainskoi
natsionalnoi identichnosti v umovach globalizatsii [Ukraine in the wars of the postmodern meaning: transformation of Ukrainian national identity in the context of globalization] // - K.: 2008. - 288 p.
Rousseau J.-J. Emil ili o vospitanii [Emile, or On Education] (books I-IV) // Chrestomatija po istorii pedagogiki / A.I. Piskunov. - M., 1971. - Р. 220-222 .
Stolyarov V.I. Gumanisticheskaya kulturnaja cennost sovremennogo sporta I olimpijskogo dvizeniya [Humanistic cultural value of modern sport and the Olympic movement] // Vipusk 2. - M.: 1998. - P. 141-314.
Edensor T. National Identity. Popular Culture and Everyday Life. - Oxford-New-York, 2002.
- P. 37-59.
Holowchak M., Heather L.R. Aretism: an ancient sports philosophy for the modern sports world. - Lanham, Md. : Lexington Books, 2011. - 234 p.
Kretchmar R. Scott. Practical philosophy of sport and physical activity. - Champaign, IL: Human Kinetics, 2005. - 320 p.
Lipes J. Philosophy of Olympism. - Warszawa, 1999. - 234 p.
Mechikoff R., Steven E. A history and philosophy of sport and physical education: from ancient civilizations to the modern world. - Boston, Mass. Mc Graw-Hill, 2006. - 432 p.
Morgan W. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // Jay Coakley and Eric Dunning (eds.) Handbook of Sports Studies. London: Sage, 2003. - P. 205-212.
Mylik M. Filosoficzne podstawy sportu. - Warszawa, 1997. - 236 p.