БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ
© Алёшина С.Н.*
Технологический институт Южного федерального университета,
г. Таганрог
Физическое воспитание и спорт являются формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека.
В процессе физического воспитания обеспечивается соответствующий уровень жизненно важных двигательных навыков и необходимых физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости и др., что позволяет быстрее и лучше осваивать новые профессии, овладевать современной сложной техникой, более интенсивно и качественно трудиться. Особое значение имеет физическая культура и спорт в профессионально-прикладной подготовке, с помощью которой развиваются физические качества и формируются двигательные навыки, значимые для определенной профессиональной деятельности.
Физическая культура и спорт являются важным социальным фактором снижения заболеваемости и травматизма на производстве. В процессе воспитания физической культуры осуществляется умственное развитие занимающихся, которое имеет две стороны - образовательную и воспитательную.
Спорт является сферой предельных проявлений человека, деятельностью, в ходе которой осуществляется выход за пределы «обычного» в человеческой жизни, повседневного и рядового. В спорте не просто реализуются «предельные» потенции человека - они обнаруживаются, открываются как самим спортсменом, так и соучастниками спортивного события. Становится очевидным то, что ранее (на тренировках, в беседах с тренером и т.п.) только предполагалось [2].
Важно отметить, что вообще всякая деятельность, которая осуществляется на пределе возможностей, всегда имеет исключительно продуктивный, творческий характер. Она приводит к открытию человеком себя, но в ходе ее происходит и открытие чего-либо нового в мире, создание шедевра - уникального и совершенного произведения. Однако предельные проявления и открытия возможностей человека, осуществляемые в спорте, принципиально отличаются от различного рода невероятных, потрясающих и великих достижений человеческого гения в других областях жизне-
* Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат философских наук
деятельности. Последние - индивидуальны, не запланированы и не предполагают повторений, в то время как в спорте прорывы за рамки горизонта обычного не только множатся, но и целенаправленно преодолеваются новым, более мощным прорывом.
Так В.Б. Барабанова подчеркивает, что конституирующим элементом спортивной деятельности, ее смыслообразующей составляющей, реализуемой в разнообразных единичных, существующих в пространстве и времени актах, оформленных как игры-соревнования, является определение человекоразмерности. Причем последнее имеет два лика или уровня: индивидуальный (единичный) и общечеловеческий (всеобщий).
Занятия спортом заставляют человека в значительной мере сконцентрировать внимание на постижении биологической стороны человеческой природы, естественных возможностей человеческого существа, тех, что даны природой. Ведь до сих пор потенциал, заложенный в человеке природой, лишь в незначительной степени открыт нашему сознанию и освоен нами.
Философской основой сущности и существования человека является вопрос взаимосвязи социального и биологического. С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы. Биологическое в человеке - организм, который представлен его телесной физической структурой, задатками, темпераментом, динамикой психических процессов, способностью действовать. С другой стороны, он творец, активный участник исторического процесса развития материального производства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с нормами и ценностями, существующими в обществе. Таким образом, биология приобретает важное социальное значение. Связь природного (биологического) и социального изучает такая наука как социобиология. Социобио-логия [5] - это систематическое изучение биологического базиса социального поведения у животных и человека (определение одного из основателей социобиологии Э. Уилсона). Как говорит сам А.В. Олескин : «Социо-биологи рассматривают человека как бы через перевернутый телескоп -на увеличенном расстоянии и уменьшенным в размерах, пытаясь определить место человеческого рода среди других социальных общностей, обитающих на Земле». Круг интересов социобиологов весьма широк, рассматриваются самые разнообразные вопросы - от социальных последствий генной инженерии и клонирования людей до эвтаназии (прерывания жизни неизлечимо больного пациента по его просьбе) и разработки биологического оружия.
Как же связаны эти два начала - природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности? То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом опре-
деляет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.
На наш взгляд, в его решении есть две стороны: во-первых, раскрытие социальной обусловленности и соответственно специфики биологии человека и, во-вторых, изучение обратного воздействия социально детерминированной биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции.
В социальной философии существует несколько тенденций понимания этой проблемы, однако нам ближе идеи тех ученых, которые утверждают, что человек - биосоциокультурная система, уникальность которой определяется сплавом природных, врожденных особенностей индивида и впитанных ею в ходе становления ценностей культуры, влияния социальной среды, в которой личность формировалась [4]. В то же время характер социализации не может не зависеть от природных данных индивидуума: своеобразия его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, креативных способностей, специфической организации и одаренности [1].
Человек - система биосоциальная, причем биологическое начало не является в нем определяющим. Оно лишь материал, природная основа для его становления, формирования его общественных качеств, свойств, способностей. Человек - это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в высшей форме своего проявления, но и качественно новое, принципиально особое явление с присущими только ему социальными качествами и свойствами, складывающимися в результате взаимодействия людей друг с другом.
Представление о природе человека, разрабатываемое в рамках биосоциальности, соответствует концепции так называемой генно-культурной коэволюции, подразумевающей взаимообусловленность изменения генотипа человека и эволюции культуры [5]. По мысли Э.О. Уилсона и Ч. Лам-сдена, культурные традиции служат средством обеспечения преимуществ для определенных социальных групп при передачи генов потомству; в то же время развитие самой культуры происходит в результате естественного отбора генотипов, а именно: отбора на интеллектуальность, по лидерским способностям (которые как раз и присутствуют, в частности, у спортсменов) и другим качествам, позволяющим носителям данных генов создавать, поддерживать и приумножать культурные традиции общества.
Биосоциальность создает особый мир, особую целостность, с одной стороны, способную чувствовать, переживать, хотеть быть неодолимой, иметь силу жизненной необходимости. С другой, - действовать, переживать, но не только за себя, но и за других, и испытывать радость не только
(и не столько) из-за утоления чувства голода, но и от прекрасного. Социальное вырастает из природного. В нем навсегда сохраняются живые начала, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а социального существа. Так, например, принятые в человеческом обществе ритуалы, как и у животных, направляют агрессию в безопасное русло, препятствуя смертоносным конфликтам [5]. В этой связи можно указать на военные парады, спортивные состязания и другие формы «конфликтов». То есть социальное - качественно новое состояние жизни, ее регуляция.
Медицинские стандарты нормальной жизнедеятельности, характеризующие биологические особенности здорового человека, во многом зависят от социальных условий жизни и влияния вредных факторов окружающей среды. Измененная окружающая среда, измененный темп жизни в течение обозримого промежутка времени - это серьезное испытание человека на прочность. Новое сегодняшнее качество жизни ставит условием и новое качество человека, и как следствие - качественно иной подход к проблеме его здоровья.
Любое эмоциональное, физиологическое, физическое или химическое воздействие (радость, горе, волнение, болевое раздражение, изменение атмосферного давления, прием лекарства и др.) может явиться толчком к выходу организма из состояния динамического равновесия, в котором он пребывает. Такое воздействие принято называть «возмущающим». Оно ведет к возникновению сложного комплекса реакций, направленных на приспособление организма к изменившимся условиям, на предотвращение и сглаживание возможных сдвигов в гомеостазе. Происходят колебания состава, физико-химических и биологических свойств крови, выведение из организма или задержка продуктов обмена веществ, гормонов, ионов, медиаторов, изменение проницаемости тканевых барьеров, биологических мембран, повышение или снижение тонуса и реактивности комплексной вегетативно-гуморально-гормональной системы.
Систематические занятия физическими упражнениями изменяют весь облик человека. Изменяется его телосложение, особенно в подростковом возрасте, улучшается физическое развитие, человек становится подтянутым и стройным. Регулярные физические нагрузки делают человека всесторонне развитым, физически активным, закаленным и работоспособным. При преимущественном использовании тех или иных видов упражнений может по-разному формироваться тип сложения человека.
Физические упражнения как средство тренировки и оздоровления известны человеку, по крайней мере, уже несколько тысяч лет, однако научное понимание их значения для организма начало складываться лишь в нашем столетии.
Еще раз хочется подчеркнуть, что особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер, состоит, прежде в сего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке.
Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что может усиливаться или в зависимости от активности который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.
По мнению многих ученых, отличительные особенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность [3]. Иными словами, физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека.
В связи с вышесказанным, можно привести слова А.В. Олескина: «Человек - многомерная система, и биология дает знания только о некоторых из его аспектов. Но даже эвристические ограничения биополитики (биосоциологии), как составной части социальной доктрины - преимущество, поскольку тем самым создаются предпосылки для ее социальной и культурной эластичности».
Таким образом, соотношение понятий биологического и социального позволяет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленности этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры и спорта.
Список литературы:
1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977.
2. Барабанова В.Б. Спорт: проблема человекоразмерности. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2004.
3. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная педагогическая антропология. - М., 1996.
4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Олескин А.В. Потенциал современной биологии в условиях России // Вестник Российской Академии Наук. - 1999. - Т. 69. - № 3.