Педагогика
УДК 796.011.1
кандидат педагогических наук, доцент Соколова Инна Викторовна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (г. Санкт-Петербург)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ
Аннотация. В статье рассматриватся философский поход к оздоровительной физической культуре. раскрывается ее функция в контексте социальных и духовных ценностей, предопределяется ценностная значимость оздоровительной физической культуры в контексте культурного, социального и биологического начал в человеке.
Ключевые слова: физическая культура, оздоровительная физическая культура, здоровье, философия спорта, ценности.
Annоtation. The article deals with the philosophical approach to health-improving physical culture. the function of health-improving physical culture in the context of social and spiritual values is revealed, the value significance of health-improving physical culture in the context of cultural, social and biological principles in man is predetermined.
Keywords: physical culture, health physical culture, health, philosophy of sports, values.
Введение. Наша страна, избравшая путь духовного возрождения и экономических преобразований, столкнулась с невероятные трудностям, для преодоления которых нужны материальные и человеческие ресурсы. Очевидно, что инертные, пассивные, бездуховные и физически слабые люди не в состоянии это сделать. Нужны творчески одаренные, активные, физически развитые, стремящиеся к проявлению своих способностей и выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе.
Реальность же не соответствует желаемому, Но особенно тревожит то, что во всех сферах жизни у различных слоев населения наблюдается обесценивание духовных, нравственных ценностей.
Для улучшения ситуации нужны комплексные меры социально-педагогического воздействия, при активном участие других сфер жизни человека: медицины, психологии, искусства, физической культуры и др. В средствах названных дисциплин, и особенно в физической культуре, как наиболее "демократическому", доступному виду деятельности, заложены огромные возможности для гуманистического воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия к спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека. Что касается взаимоотношений человека, и культуры в современном обществе: то можно сказать о том, что человек преобразуя окружающую среду при помощи культуры [1].
Изложение основного материала статьи. Анализ показывает, что сложившаяся социально-педагогическая система использования средств физической культуры имеет серьезные недостатки. Назовем следующие. По-прежнему быстро ухудшается здоровье людей, особенно молодежи и детей, снижается их физическая подготовленность, большая часть призывного контингента оказывается не пригодной к службе в армии. Увеличивается число людей с ограниченными возможностями - инвалидов, сейчас их в стране более 10 млн.человек [6], нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации. В рамках данной системы сложились такие формы работы, которые предполагают включение человека либо в занятия физической культурой и спортом, либо в какие-то виды творческой (занятия живописью, музыкой, танцами), научной или технической деятельности. Поэтому физкультурная деятельность, творчество и другие виды деятельности, способные органично дополнять друг друга в акте социально-педагогического воздействия на человека, оказались изолированными, оторванными друг от друга.
Кроме того, господствует "одномерная", односторонняя модель физкультурно-спортивной работы, нацеленная на решение узкого круга задач и использование небольшого набора средств для их решения. Современными авторами часто подчеркивается, что понятие «физическая культура личности» включает в себя не только представление о физическом развитии человека, но и развитии духовном. В связи с этим, выделяются и анализируются духовные ценности, связанные с физической культурой и спортом [2].
Акцентируя внимание на важности значения регулярных занятий физической культурой и спортом для физического совершенствования человека, упускают из виду духовный потенциал этих занятий. Слишком узко понижают и физическое воспитание, не придавая значения таким важным задачам физического воспитания, как формирование глубоких и полных знаний о своем физическом состоянии и путях его улучшения, а также интересов, потребностей, ориентирующих человека на здоровый образ жизни, на деятельность по совершенствованию своего физического состояния и т.д.
Односторонность сложившейся системы физкультурной и спортивной работы проявляется и в том, что как на учебных, так и на учебно-тренировочных занятиях основное внимание уделяется лишь физическому развитию. Такие занятия редко используются для формирования и совершенствования творческих, эстетических и других духовных способностей человека, его нравственной, коммуникативной, экологической культуры.
Однобокость физкультурно-спортивной работы проявляется также в организации занятий и соревнований как в рамках спорта высших достижений, так и массового спорта, "спорта для всех", где используется лишь одна модель. Она обязательно предусматривает конкуренцию, соперничество друг с другом, выявление победителей и побежденных, поощрение призами победителей, разделение на группы в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовленности и т.д. Во многих соревнованиях на первый план выдвигается грубая физическая сила, насилие, агрессивность и т.д. Все это приводит к девальвации нравственных и других духовных ценностей в стране.
Большое число людей спортивные соревнования привлекают тем, что здесь можно заработать деньги, приобрести материальные блага, славу, поднять свой престиж, наблюдать и проявлять жестокость, агрессию, грубую физическую силу, превосходство одного человека над другим, одной нации над другой. Соревнования часто приводят к вспышкам насилия, агрессивности, национализма, к побоищам между
болельщиками. Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей часто наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов, применения методов подготовки спортсменов, которые подрывают здоровье, калечатся физически и духовно, подрывают авторитет страны.
Негативные явления присущи не только спорту высших достижений, но и "спорту для всех", массовому спорту. Снижение ценности спортивного движения оказывают так называемые смотры спортивной работы различных коллективов, в которых имеют место такие негативные явления, как приписки, завышения результатов и т.д.
Перечисленные недостатки заставляют думать о кардинальном изменении сложившейся системы физкультурно-спортивной работы, поиска новых подходов к ее организации с целью более полного и эффективного использования гуманистического, социально-культурного потенциала физической культуры и спорта.
Следующее понятие, которое мы должны уточнить, это понятие физическая культура. В.И.Столяров утверждает, Одно из них характеризует тот указанный выше элемент культуры, который связан с телесностью человека, включенной в процесс социализации. Для обозначения этого элемента культуры использовался термин "физическая (телесная, соматическая) культура". Второе понятие выделяет элемент культуры, связанный с определенными формами двигательной активности человека, которые используются для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, отдыха, формирования эстетической и нравственной культуры, культуры общения человека и т.д. Для обозначения этого элемента культуры использовался традиционный термин "занятия физическими упражнениями (физкультурой)". На основе анализ а работ, посвященных физической культуре, было показано, что два указанных элемента культуры авторы постоянно смешивают, недостаточно четко отличают друг от друга
Таким образом, обнаруживается, что одни авторы связывают физическую культуру с определенными параметрами, характеристиками человека, с его физическими качествами и способностями, другие - со средствами и результатами процесса физического воспитания, третьи понимают под физической культурой занятия физическими упражнениями, четвертые причисляют к ней и такие явления, как спорт, туризм и т.д.
В.И.Столяров предлагает использовать термин "физическая культура" для обозначения относительно самостоятельной области культуры, в основе которой лежит деятельность, направленная на социальное преобразование тела человека, его физическое состояние, и которая включает в себя социально сформированные средства, механизмы и результаты этой деятельности, связанные с ней нормы и правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, ценностные ориентации и т.п. социальные институты и отношения.
Физическая культура имеет сложную структуру. В ней можно выделить ряд подсистем: операционную подсистему определенных способностей( умения, навыки)человека; информационную подсистему соответствующих знаний и мотивационную подсистему определенных интересов, потребностей, норм и образцов поведения. Компонентами физической культуры являются: культура физического здоровья, культура телосложения и двигательная культура. Важное место в физической культуре занимает блок разнообразных средств (педагогических, гигиенических, медикаментозных и др.), применяемых для воздействия на тело человека, на его физическое состояние, блок результатов этого воздействия (социально сформированных физических качеств и способностей).
Ряд авторов требует пересмотреть сложившиеся взгляды на соотношение физической и духовной культуры, на попытку их разделения и даже противопоставления. Они считают, что при таком подходе физическая культура лишается своего духовного содержания и сводится только к физическому, телесному, материальному. Физическое, телесное становится элементом культуры лишь в той мере, в какой оно подвергается процессу социализации, а он осуществляется на основе определенных установок, ценностных ориентации и других компонентов духовного мира человека. Следовательно, физическая культура как культура, а не престо как физическое состояние человека, включает в себя и ряд явлений духовного мира, знания, мотивы, нормы и образцы поведения. Человек с высокой физической культурой должен хорошо знать закономерности функционирования и развития организма, пути, механизмы и средства воздействия на него. У человека должна быть выработана потребность в воздействии на свое физическое состояние с целью изменения его в нужном направлении. Но этому поводу можно вспомнить Гегеля, который, рассматривая разнообразные примеры сознательного изменения человеком своего тела, подчеркивал, что "у действительно культурных людей изменение фигуры, способа держать себя и всякого рода внешних проявлений имеет своим источником высокую духовную культуру".
Приведенное выше понятие физическое культуры позволяет поставить ряд важных в теоретическом и практическом отношениях философских и социальных проблем. Прежде всего, это проблема соотношения социального и биологического в физическом развитии человека, а так же стихийного и сознательного социального воздействия на это развитие. С этими проблемами связан вопрос о взаимоотношении различных средств воздействия - педагогических, гигиенических, медицинских и др. - и их роль в целенаправленном формировании физических, способностей человека на различных этапах развития общества. Можно высказать предположение, что по мере развития общества все более возрастает значимость различных средств сознательного воздействия на физическое состояние человека, а среди них - педагогических средств. Важным является и вопрос о том, какое место здоровье, физическая подготовленность и физическое совершенство занимает на различных этапах общественного развития в системе ценностных ориентации человека, различных социальных групп, на какие идеалы и ценности ориентируются люди, пытаясь целенаправленно воздействовать на свое физическое состояние.
Каждый вид физкультурной двигательной активности имеет свои задачи, средства и методы. Мы рассматриваем только оздоровительную физическую культуру и ее особенности.
Прежде всего, необходимо уточнить смысл понятия оздоровительная физическая культура в целом и каждого слова, составляющего это понятие. Вначале обратился к понятию "здоровье". Исследования показывают, что во-первых, здоровье определяется через свое логическое отрицание - болезнь; во-вторых, возникновение болезни рассматривается как негативное явление, хотя, это противоречит таким очевидным фактам, как ограниченная продолжительность жизни человека и необратимость его развития во времени; в-третьих, в основе исследовании лежит теоретически оформленное разъединение природы человека на "социальное" и "биологическое", единство которых не учитывается в оценке здоровья. Опыт развития
философской мысли говорит о том, что желаемое единство и не может быть выявлено ни в одной из указанных сторон природы человека е силу специфики его жизнедеятельности. По-видимому, путь нахождения этого единства лежит в самой жизнедеятельности человека. Это проблема оценки здоровья через параметры жизни [5].
Парадокс состоит в том, что ценность здоровья осознается тогда, когда оно почти утрачено.
Наиболее распространенным определением здоровья является определение Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) "как состояние полного физического, психического и социального благополучия", а не просто отсутствие болезней. По мнению ряда авторов, эта формулировка имеет социально-политическое значение, она определяет каким должно быть здоровье, а не что такое здоровье. Академик Н. Амосов настаивает на определении здоровья через его количество, резервные мощности, запас адаптационных возможностей организма. Академик В.П. Казначеев считает, что « здоровье - это эволюционно-генетическое, эмоциональное, идеологическое, культурное (моральное) поведение поколений, семьи - с воспитанием, образованием детей, подростков»[3] и в целом поддерживает определение ВОЗ,, но уточняет, что здоровье это не статическое понятие, а процесс в динамике.
Интересна позиция альтернативной медицины широко распространенной в Индии и Китае, в которой подчеркивается, что проблему здоровья, нельзя решить только совершенными техническими средствами диагностики и лечения болезней. К ней следует подходить с учетом как индивидуального отношения к здоровью (осознание, образ жизни), так и социальных факторов жизнедеятельности (здоровые условия жизни и деятельности, жилище, характер питания, окружающая социальная и природная среда).
Теперь, когда мы обозначили проблему, уточнили варианты понятия «здоровья» и «физической культуры», можно попытаться назвать задачи и содержание оздоровительной физической культуры. На первый взгляд задачи и содержание вытекают из самого названия - оздоровление человеческого организма средствами физической культуры. Однако, за этим простым и, в принципе, верным определением лежит множество вариантов и большое количество средств и методов педагогического, психологического воздействия.
Нам кажется, что обсуждая этот конкретный вопрос, мы не можем не обратиться к глобальной философской проблеме о смысле жизни. Определив свое отношение к этой проблеме, нам легче будет пояснять свои взгляды, но обсуждаемой теме. Здесь нам кажется наиболее привлекательной точка зрения Н.Бердяева, который утверждает, что смысл жизни человека в его духовной свободе и творчестве. При этом творчество понимается в широком смысле слова, не только творчество в области науки, искусства, а творчество во всем, всех проявлениях ее жизнедеятельности. Это определенная жизненная позиция человека-творца в состоянии духовной свободы, конечно критики, которые скажут, что это невозможно в наших условиях, однако, с этим можно спорить, к тому же в любом случае нужен идеал.
Итак, творчество в жизни предполагает и творческое отношение к понятию, которое мы называем оздоровительной физической культурой. Здесь огромное поле деятельности в этом, сравнительно новом, направлении физкультурной активности. Мы уже говорили, что признаки здоровья человека находятся в жизнедеятельности - концепция потребностей человека - здоровье выступает условием и средством свободного неограниченного развития и поэтому является его обьективной потребностью, осознается она или нет. Человек нуждается в здоровье не только для того, чтобы чувствовать себя комфортно, а для того, чтобы проявлять себя в деятельности, полезной ему самому и обществу. Только будучи здоровым, человек может полностью самореализовываться. Отсюда мода на здоровье в таких странах, как США, Канада, Япония и др. Здоровье предполагает способность человека хорошо выполнять свою работу, а, следовательно, не вполне здоровый человек не имеет шансов получить хорошую, интересную, высокооплачиваемую работу. В пашей стране из-за «не несовершенства законодательства и сломившихся традиции болеть "выгодно". Имеется в виду оплата больничных листов за счет налогоплательщиков. И дело здесь не в отсутствии гуманности к страждущим, а в неверной позиции многих законопослушных граждан. Общество должно быть гуманным по отношению к инвалидам, страждущим, обездоленным, но и человек должен чувствовать свою ответственность перед обществом за свое здоровье, ибо он часть общества с вытекающими из этого последствиями.
Годы жизни, прожитые нами в обществе, именующим себя социалистическим, выработали у наших граждан оправданную для того времени позицию когда государство и общество "обязано" было "бесплатно" обучать, лечить, организовывать физкультурно-спортивную работу. Не желая осуждать прошлое, тем более, что в нем было немало положительного и в области физической культуры, мы должны согласиться с тем, что эти структуры, к сожалению, разрушены полностью, мы имеем в виду сферу физкультурной деятельности. Государство, которое даже не знает в какой общественно-политической формации оно существует, теперь не считает себя чем-то обязанным своим гражданам, оно даже не гарантирует ежемесячную выплату заработной платы, не говоря уже о сфере физической культуры, поэтому инициатива "снизу" более вероятна в обсуждаемом нами вопросе.
Надо сказать, что в нашей стране на протяжении десятилетии вплоть до настоящего времени в здравоохранении проводилась однобокая, дискриминационная и не научная по сути политика. Командно-бюрократическая система наложила уродливые отпечаток на советское здравоохранение, а "гиппократовская" модель медицины с ее ограниченностью и плановостью вписалась в эту систему. Человек с медицинской точки зрения рассматривался как "работающая машина", которую можно "разобрать на части, расчленить, подсыпать в нее для смазки лекарственные порошки. Лишь в последнее время в нашей стране стали возрождаться принципы натуральной гигиены, причем по инициативе "низов". Связано это, прежде всего, с интенсивным загрязнением окружающей внутренней среды человеческого организма, что стало основой заболеваемости многим болезням, в том числе смертельно опасными. К числу других причин следует отнести массовую аллергию к лекарственным препаратам и различным веществам, а также тягу человека к познанию своего организма и его скрытых резервов.
До сих пор неуверенно и медленно решается проблема тесного союза медицины и физической культуры, чему способствует ведомственная разобщенность службы здоровья, а главное - отсутствие единых понятий здоровья и болезни единой всех рангов и всех специальностей не хотят вводить в оборот практическое медицины иную, кроме лекарственное терапии, практику, Нам же как раз необходимо здравоохранение нового типа, которое должно сделать человека сознательным и грамотным хозяином своего здоровья.
Говоря об оздоровительной физической культуре, мы не можем не коснуться такого понятия и явления, как здоровый образ жизни(ЗОЖ). Оздоровительная физическая культура органично входит составной частью в здоровый образ жизни. М.А.Серова считает, что ЗОЖ - общественная потребность, по ее мнению это обусловлено, по крайней мере, тремя обстоятельствами. Во-первых, ЗОЖ является способом адаптации человека к закономерностям развития социума, поражающим нервно-психические, эмоциональные, информационные и другие перегрузки. Во-вторых ЗОЖ является средством активизации неспецифических защитных сил организма, т.е. средством, дающим общую сопротивляемость организма всем болезням. В-третьих, концепция ЗОЖ - теоретическое обоснование принципа профилактики. Недостатки медицинского и другого обслуживания населения в значительной степени вызваны неразвитостью представлений о ЗОЖ.
Активизация человеческого фактора теоретически опирается на концепцию целостного гармоничного бытия человека, одним из параметров которого является здоровый образ жизни. Философия, разрабатывая проекты человеческой жизни, должна знать ответ на вопрос: как жить, чтобы не болеть, какие способы жизнедеятельности благоприятно сказываются на здоровье, а какие подрывают его.
Теперь, когда мы рассмотрели основные понятия термина "оздоровительная физическая культура", попытаемся кратко подвести итоги. Из приведенных выше пояснений различных авторов можно сделать вывод, что здоровье определяют как гармоничное единство биологических, психических и трудовых функций человека, обеспечивающее полное, неограниченное его участие в разнообразных видах трудовой и общественной жизни. Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов -социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.
К условиям, определяющим сохранение здоровья, бесспорно следует отнести и физическую культуру и в частности оздоровительную физическую культуру, которая создает необходимые предпосылки для здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимаются такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют успешному восстановлению, поддержанию и развитию его резервных возможностей, полноценному выполнению личностью социально-профессиональных функций.
Выводы. Оздоровительная физическая культура, являясь понятием комплексным, имеет свои специфические особенности. Эти особенности связаны с целью занятий оздоровительной физической культурой, а именно - сохранение и укрепление здоровья средствами физкультурной двигательной активности. Но не только двигательная активность составляет содержание оздоровительной физической культуры. Средствами ее являются также знания о строении человеческого организма, закономерностях его функционирования, психических процессах, законах саморегуляции, общения друг с другом и с природой и многое другое. Сложно сказать, что занятия оздоровительное физической культурой являются процессом расширения познания о себе самом и окружающем мире, может быть, самой главной составной частью оздоровительное физической культуры является коррекция психики и поворот его сознания на позитивное мышление, поскольку сознание, как известно, отражает не реальную действительность, а действительность, преломленную через индивидуальные опыт и индивидуальные жесткие установки.
Эффективность занятий оздоровительной физической культурой зависит от используемых средств и методов, а также профессиональной подготовленности руководителей занятий.
Литература:
1. Барабанова В.Б. Философия в конексте физической культуры. / Успехи современного естествознания. - 2011. - № 6 - С. 60-62
2. Д.В. Константинов, С.С. Петров Философия физической культуры и спорта: перспективы метафизического подхода / Омский научный вестник. 2012 г., №3 (109), с. 85-88.
3. Казначеев В.П. Здоровье нации, культура, футурология XXI века. Сборник статей и докладов В.П. Казначеева(2007-2012 гг.). / Под общей редакцией д.м.н. А.В. Трофимова. Составители Ромм В.В., Чиркова С.В. - Новосибирск: ЗСОМСА, 2012 г. - 386 с., илл.
4. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии, 1988, № 4, с. 78-92.
5. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2
6. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс] // URL: https://sfri.ru (дата обращения: 22.01.19 г.)
Педагогика
УДК 371.3 ББК 74.20
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики преподавания английского языка Стуколова Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики преподавания английского языка Костина Наталья Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРАКТИВНОСТИ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, используемые в зарубежном высшем образовании, возможные для адаптации и применения в высшем педагогическом образовании Российской Федерации; приводятся базисные принципы организации занятий в вузе, являющиеся основой для повышения интерактивности и эффективности лекций и семинаров, сохранения баланса между материалом, осваиваемым на лекции и материалом, используемым на практических занятиях, делается предположение о возможных путях интенсификации процесса педагогического образования в России, ставится вопрос об изменении данного процесса в сторону придания ему большей практической направленности через