Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии оздоровительной физической культуры на организм студентов специальной медицинской группы'

К вопросу о влиянии оздоровительной физической культуры на организм студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
724
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL CULTURE / HEALTH / EXERCISE / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панина Ирина Викторовна, Курганова Екатерина Николаевна

В статье представлено обоснование целесообразности использования оздоровительной физической культуры со студентами специальной медицинской группы. Представлены исследования, подтверждающие положительное влияние средств оздоровительной направленности на сердечнососудистую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панина Ирина Викторовна, Курганова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON THE BODY OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

The article presents the substantiation of expediency of use of physical culture with students of special medical group. Presents research confirming the positive influence of health-improving orientation on the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии оздоровительной физической культуры на организм студентов специальной медицинской группы»

УДК 796.012.61

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

TO THE QUESTION ABOUT THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON THE BODY OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Панина Ирина Викторовна старший преподаватель кафедры «Физическая культура» Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева, г. Орел, Россия

Panina Irina Viktorovna Senior Lecturer of the department «Physical culture»

Orel State University, Orel, Russia

Курганова Екатерина Николаевна старший преподаватель кафедры «Физическая культура» Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева, г. Орел, Россия

Kurganova Ekaterina Nikolaevna Senior Lecturer of the department «Physical culture»

Orel State University, Orel, Russia

Аннотация. В статье представлено обоснование целесообразности использования оздоровительной физической культуры со студентами специальной медицинской группы. Представлены исследования, подтверждающие положительное влияние средств оздоровительной направленности на сердечнососудистую систему.

Summary. The article presents the substantiation of expediency of use of physical culture with students of special medical group. Presents research confirming the positive influence of health-improving orientation on the cardiovascular system.

Ключевые слова. Оздоровительная физическая культура, здоровье, физические упражнения, физическая активность.

Keywords. Physical culture, health, exercise, physical activity.

Физическая подготовка студентов - одна из основополагающих задач, решаемых в процессе обучения в высших учебных заведениях.

В Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.07 г. № 329-Ф3 говорится, что образовательные организации с учетом местных условий и интересов, обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности [7].

В перечне существующих частей настоящего Закона одним из первостепенных является формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья, а также проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания в образовательном учреждении [7].

Контингент обучающихся в ВУЗе студентов по состоянию здоровья различен. К сожалению, общее количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья различного характера, превалируют над числом здоровых. Основываясь на различные литературные источники и научные данные, приведенные в результате ежегодных медицинских исследований, до 60% учащейся в высших учебных заведениях молодежи определяются по состоянию здоровья в подготовительную и специальную медицинские группы. К огромному сожалению, данное явление имеет постоянную негативную динамику.

Существующий ряд отрицательных факторов, препятствующих формированию здорового духом и телом человека (гиподинамия, отсутствие здорового образа жизни, увлечение вредными привычками, бесконтрольное злоупотребление лекарственными средствами, экология, генные, медицинские и социальные факторы) объясняет ежегодное увеличение числа людей, имеющих хронические заболевания.

Существенное влияние на низкий уровень здоровья оказывает и неудовлетворительно организованный процесс физического воспитания в дошкольных и школьных учебных заведениях, следовательно, «физкультурная неграмотность» ребенка закладывается с малых лет.

Программа по физическому воспитанию в ВУЗе предусматривает решение огромного спектра задач с учетом индивидуальных особенностей студентов, а именно: возрастно-половых особенностей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, направленности их будущей профессии и т.д.

Однако наиболее острым остается вопрос об использовании средств физического воспитания со студентами, имеющими различные заболевания, в силу которых, зачастую, не в состоянии выполнять нагрузку, предусмотренную для лиц, имеющих первую группу здоровья и отнесенных к основной медицинской группе.

Зачастую такие студенты стесняются на общем фоне выглядеть более слабыми, менее подготовленными. Они не проявляют интереса на занятиях физической культурой, избегают физических нагрузок, не понимают практической значимости занятий физической культурой, не имеют общего представления о взаимосвязи физической культуры и функционирования всех органов и систем организма, ведут малоподвижный образ жизни, используют преимущественно пассивный отдых. Данный контингент молодого поколения не имеет ни малейшего представления, какими резервами возможностей обладает каждый их них. И

примерами в данном случае служат истории из жизни спортсменов-параолимпийцев, которые, превозмогая все трудности, упорно идут к победе и достижению высоких спортивных результатов.

Наряду с этим проблема обостряется отсутствием ответственного отношения родителей к физическому воспитанию детей с ослабленным здоровьем. Нередко родители пытаются оградить свое чадо от всяческой физической нагрузки, внушая ему избегать занятия физической культурой, дабы не усугублять проблемы со здоровьем еще в большей степени.

Высокая доля ответственности возлагается и на работников медицинской сферы, нередко освобождающих из года в год от занятий физической культурой учащуюся молодежь, имеющую в анамнезе заболевания, при которых, наоборот, показания к физкультурным занятиям носят обязательный характер.

Вопрос о качестве жизни студента становится все более актуальным в настоящее время, в век научно-технического прогресса. Время научных достижений позволяет использовать в быту вспомогательные технические средства, значительно облегчающие жизнедеятельность человека с одной стороны, и, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье индивида с другой. Резкое снижение двигательной активности посредством использования различных бытовых приборов и оборудования, средств передвижения и т.п. влечет за собой снижение адаптации и к социально-бытовым условиям жизни. Следствием чего является увеличение числа людей, приобретающих отклонения в состоянии здоровья.

Г. Сигерист писал: «Здоровым может считаться человек, отличающийся гармоническим развитием и хорошо адаптированным к окружающей его физической и социальной среде».

Еще в 20 веке здоровье определялось как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения).

В настоящее же время работники медицинской сферы отмечают отсутствие абсолютно здоровых людей и, все большую актуальность приобретает понятие «практически здоровый человек» в виду возможных патологических сдвигов в состоянии здоровья, не влекущих за собой серьезных последствий, но тем или иным образом сказывающихся на самочувствии и работоспособности человека.

Основываясь на выше изложенное, целесообразно заключить, что задача активизации физической активности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в образовательном процессе остается приоритетной. Важно не только донести до студентов с ослабленным здоровьем практическую значимость занятий физической культурой, содействовать сохранению и укреплению их здоровья, всестороннему развитию организма, поддержанию высокой работоспособности на всем этапе обучения, но и приобщать их к спортивным и физкультурно-оздоровительным мероприятиям с целью воспитания высоких моральных, волевых и нравственных качеств, устойчивого позитивного отношения к ценностям физической культуры.

В связи с этим, огромное практическое значение несет оздоровительная физическая культура.

Оздоровительная физическая культура - составная часть физической культуры, отличительной особенностью которой является использование средств оздоровительной направленности с целью коррекции имеющихся отклонений в

состоянии здоровья, повышения резервных сил организма, восстановления утраченных функций, ускорения обменных процессов, регуляции массы тела.

Основными задачами, решаемыми оздоровительной физической культурой студента, являются:

^ оздоровление и закаливание организма; ^ предупреждение и коррекция заболеваний;

^ повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

окружающей среды; ^ повышение иммунной системы; ^ гармоничное развитие физиологических функций;

^ сохранение высокого уровня общей работоспособности на протяжении

всего периода обучения; ^ развитие профессионально важных физических качеств; ^ формирование потребности к систематическим занятиям физическими

упражнениями; ^ формирование навыков здорового образа жизни и т.д.

Оздоровительная физическая культура студента выполняет образовательную, рекреативную, оздоровительную, гигиеническую и воспитательную функции [5, 6].

Образовательная функция представляет собой применение средств оздоровительной физической культуры с целью формирования у студентов специальных знаний, практических умений и навыков в области физической культуры, необходимых для плодотворной жизнедеятельности, ведения здорового образа жизни.

Рекреативная функция - это отдых, восстановление психофизических резервов организма средствами оздоровительной физической культуры.

Оздоровительная функция представлена в виде использования средств оздоровительной физической культуры с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения сопротивляемости организма внешним факторам окружающей среды, восстановления работоспособности с учетом индивидуальных особенностей, а также будущей профессиональной направленности студентов.

Гигиеническая функция - использование различных форм оздоровительной физической культуры, включенные в рамки повседневного быта; оптимизация функционального состояния организма в повседневном быту и расширенном отдыхе.

Воспитательная функция - использование средств оздоровительной физической культуры с целью формирования высоких моральных, волевых и нравственных качеств, устойчивого позитивного отношения к ценностям физической культуры, а также воспитания свойств и черт характера, позволяющих оптимизировать личностные отношения в семье и обществе.

Существует перечень правил, при соблюдении которых достигается положительное влияние на здоровье человека:

^ на занятиях оздоровительной физической культурой должны быть использованы средства и методические приемы, имеющие научное обоснование их оздоровительной ценности;

^ физическая нагрузка должна планироваться с учетом возрастно-половых, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности;

^ в процессе занятий средствами и формами оздоровительной физической культуры необходимо обеспечить регулярность педагогического и врачебного контроля, а также самоконтроля.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями - важнейшее средство укрепления здоровья. Они улучшают физическое развитие, повышают функциональные возможности организма студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, реабилитируют их состояние здоровья и уровень физической подготовленности. Это подтверждают результаты многочисленных исследований, представленных на рисунке 1 [1, 4].

Анализ отдельных показателей гемодинамики студентов с диагнозом вегетососудистая дистония (первичная гипотония) до и после регулярных занятий физической культурой оздоровительной направленности в специальной медицинской группе подтверждает повышение таких показателей, как систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД) и снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС). При этом показатели артериального давления до начала занятий находились ниже нормы по сравнению с морфофункциональными константами данного возраста [1,4].

86 85 84

и

Л83 й 82

8" 81

!=Г

80 79 78 77

не занимавшиеся

занимавшиеся

физкультурой физкультурой

а) средняя частота сердечных сокращений

не занимавшиеся занимавшиеся

физкультурой физкультурой

■ САД ■ ДАД б) систолическое и диастолическое артериальное давление

Рисунок 1. Показатели гемодинамики студентов с диагнозом вегетососудистая дистония (первичная гипотония) до и после регулярных занятий физической культурой в специальной медицинской группе

Высокая эффективность занятий оздоровительной физической культурой со студентами специальной медицинской группы достигается посредством правильного подбора методических приемов. В данном случае целесообразно использование наиболее рациональных средств и методов физического воспитания, отвечающих состоянию здоровья, уровню физической подготовленности обучающихся с учетом медицинских показаний и противопоказаний, индивидуальных особенностей организма занимающихся, а также педагогических рекомендаций [1,3].

Здоровье играет фундаментальную роль в обеспечении жизнедеятельности человека, его физической работоспособности, творческой самореализации, материального и духовного благополучия. Оно обеспечивает гармоничное развитие личности, является важнейшей предпосылкой к самоутверждению, к познанию окружающего мира, влияет на уровень жизни и производительность труда.

Применение средств оздоровительной физической культуры на занятиях по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы носит профилактический и развивающий характер. Грамотное их применение способствует не только нормализации деятельности всего организма, восстановлению утраченных функций и повышению работоспособности, но и

улучшению психологического фона занимающихся, появлению уверенности в своих силах.

а

Список литературы

1. Курганова, Е. Актуальность формирования медицинских групп в ВУЗах / Е. Курганова, И. Лопусева // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы 3-й Международной науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, май 2015). - Улан-Удэ, 2015. - С.169-171.

2. Курганова, Е. К вопросу формирования в ВУЗах специальных медицинских групп для занятий физической культурой / Е. Курганова // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы 7-й Международной науч.-практ. конф. (Орел, 27-30 апреля 2015). - Орел, 2015. -С. 94-99.

3. Капилевич, Л. В. Организация занятий лечебной физической культурой с освобожденными от физического воспитания студентами / Л. В. Капилевич, В. Л. Солтанова, К. В. Давлетьярова // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 7. - с. 29-32.

4. Судакова, Ю. Е. Внедрение оздоровительных методик в учебные занятия студентов специальной медицинской группы / Ю. Е. Судакова, О. В. Пархаева, Е. С. Каменек, М. В. Яценко // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2-1 (82). - С. 26-29.

5. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура [Электронный ресурс] URL: http://www. syl. ru/article/195997/new_ozdorovitelnaya-i-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura.

7. Физическая культура и спорт в системе образования (статья 28) [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631/page/11.

References

1. Kurganova, E. The relevance of the formation of medical groups in universities / E. Kurganova, I. Lopusova // Particularities of formation of healthy lifestyle: factors and conditions: proceedings of the 3rd International scientific.-practical. Conf. (Ulan-Ude, may 2015). - Ulan-Ude, 2015. - P. 169-171.

2. Kurganova, E. Formation at universities of special medical groups for physical culture / E. Kurganova // Physical culture, sports and tourism. Processes of integration of science and practice: proceedings of the 7th International scientific.-practical. Conf. (Eagle, 27-30 April 2015). - Orel, 2015. - P. 94-99.

3. Kapilevich, L. V. the Organization of classes of medical physical culture exempt

from physical education students / L. V. Kapilevich, V. L. Soltanov, K. V. Davletyarova // Theory and practice of physical culture. - 2008. - No. 7. - P. 29-32.

4. Sudakova, Yu. E. Implementation of Wellness techniques in the training of students of special medical group / J. E. Sudakova, O. V. Parhaeva, E. S. Kaminek, M. V. Yatsenko // news of Altai state University. - 2014. - № 2-1 (82). - P. 26-29.

5. Kholodov, Zh. K., Kuznetsov V. S. Theory and methods of physical education and sport: textbook for stud. the high. proc. institutions. - Moscow: Publishing center "Academy", 2000. - P. 480.

6. Health-improving and adaptive physical culture [Electronic resource] - URL: http://www.syl.ru/article/195997/new ozdorovitelnava-i-adaptivnava-fizicheskava-kultura.

7. Physical culture and sport in the education system (article 28) [Electronic resource] - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631/page/11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.