Л.Н. Тернова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УДК 372.881.111.1
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР-КОНСТРУКТОРОВ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье анализируются дидактические возможности современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), дается обзор открытых онлайн инструментов для создания учебных материалов. Рассматриваются базовые элементы и функционал ЭОР-конструкторов, приводятся примеры их использования в обучении английскому языку.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, открытые образовательные ресурсы, ЭОР-конструктор.
PECULIARITIES OF E-LEARNING BUILDERS FOR CREATING FOREIGN LANGUAGE TEACHING MATERIALS
The article analyses didactic opportunities of modern electronic educational resources (EER), provides an overview of various open online tools for creating personal teaching materials. The author focuses on the description of basic elements and functional characteristics of e-learning builders and gives examples of their use in ELT.
Keywords: electronic educational resources, open educational resources, e-learning builder.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, стали неотъемлемой частью современного общества и образования. Никого не удивишь умением подбирать и использовать разнообразные Интернет-ресурсы, в том числе, и в преподавании иностранного языка. Однако не всегда представляется возможным найти подходящий электронный образовательный ресурс (ЭОР), полностью соответствующий цели урока и нуждам обучающихся. В таком случае встает вопрос создания собственных цифровых материалов. И здесь возникает проблема - преподаватели не всегда готовы к решению подобной задачи. Многие из них просто отказываются от идеи разработки ЭОР в силу ряда причин, а именно: низкого уровеня ИКТ-грамотности и ИКТ компетенции самого учителя, информационного «вакуума», в котором он зачастую находится, а также нехватки времени, что сокращает процесс подготовки к уроку до минимума.
В данной статье мы попытаемся показать, как цифровые ресурсы облегчают организацию учебной деятельности, например, при автоматизации системы контроля, на какие федеральные стандарты необходимо опираться при создании дидактических материалов, и каким образом можно ускорить разработку ЭОР.
ЭОР представляет собой образовательный ресурс в электронно-цифровой форме, имеющий определенную структуру, предметное содержание и метаданные [1]. Структура, методы, средства разработки ЭОР определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретной информационно-образовательной среде [1]. Предметное содержание при этом должно соответствовать уровню получаемого образования и способствовать формированию заданных программой дисциплины компетенций, а метаданные (т.е. описание ресурса) должны включать краткую характеристику всех параметров ЭОР. Единая стандартная модель метаданных позволяет систематизировать и вести учет существующих электронных ресурсов, а также дает возможность найти их в сети Интернет.
В настоящее время в России создано несколько федеральных Интернет-порталов и Интернет-хранилищ ЭОР, предназначенных для свободного распространения и использования цифровых дидактических материалов в системе общего и профессионального образования. Наиболее известные из них - это Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/, Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru, а также Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru. Данные сайты представляют собой коллекции разнообразных ЭОР, методических материалов, программных средств для поддержки образовательного процесса и эффективной организации учебной деятельности. Все ресурсы содержат метаданные установленного образца и структурированы по типу, тематике, дидактическим возможностям и функциям, что значительно облегчает их поиск.
Следует отметить, что существует множество классификаций цифровых образовательных ресурсов, и это создает определенные проблемы при их каталогизации. Так, в зависимости от конкретного определяющего признака ЭОР подразделяются на несколько групп:
• по типу (учебник, справочник, лабораторный практикум, тестирующая система);
• по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе (программно-методические, учебно-методические, обучающие, вспомогательные);
• по характеру представляемой информации (учебный план, учебная программа, методические указания, задания для практических занятий, учебное пособие, практикум);
• по формату основной информации (текстовой, графический, звуковой, программный, мультимедийный);
• по форме изложения (конвекционные, программированные, проблемные, комбинированные (универсальные));
• по характеру взаимодействия с пользователем (детерминированный, недетерминированный);
• по целевому назначению (общее среднее, среднее специальное, высшее, специалисты);
• по организации текста ресурса (моноиздания, сборники);
• по наличию печатного эквивалента (электронный аналог печатного издания, самостоятельное электронное средство);
• по технологии распространения (локальный, сетевой, комбинированного распространения) [2, 3].
В соответствии с представленной классификацией один и тот же ресурс можно охарактеризовать по-разному, например: по типу - компьютерный учебник, по формату информации - мультимедийный, по форме изложения материала - комбинированное учебное издание, по характеру взаимодействия пользователя - детерминированный, по целевому назначению -общее среднее, по организации текста - сборник, по наличию печатного эквивалента - самостоятельное средство, по технологии распространения - локальный.
При создании и внедрении ЭОР в образовательный процесс необходимо опираться на следующие нормативные документы:
1. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. http://docs.cntd.ru/document/1200082196,
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы http: //kremlin. ru/acts/bank/41919/page/1,
3. Проект «Современная цифровая образовательная среда» http://neorusedu.ru/about,
4. Проект «Цифровая школа» https://goo.gl/Dwym4y,
5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ИИТО ЮНЕСКО
http://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_c836705638fa4ef2bf87c825e4e e57bf,
6. Стандарты ИКТ-компетентности для учителей: стратегические основы. ИИТО ЮНЕСКО, М. - 2009г. http://www.ifapcom.ru/files/ Docu-ments/2009/strat_o sn. pdf.
Кроме того, следует обратить внимание на ряд дидактических, организационных и технических требований к образовательным ресурсам. Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических принципов построения ЭОР. К ним относятся:
• педагогическая целесообразность использования ресурса в учебном процессе,
• научность содержания, т.е. достаточная глубина, корректность и научная достоверность представленного материала, а также учет последних научных достижений в изучаемой предметной области,
• систематичность и последовательность обучения - последовательное и системное усвоение определенных знаний, умений и навыков,
• доступность - соответствие сложности и глубины материала возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся,
• проблемность - создание учебной проблемной ситуации, для решения которой необходима активная мыслительная деятельность,
• наглядность - акцент на чувственном восприятии изучаемых объектов для повышения эффективности усвоения материала,
• сознательность, самостоятельность обучения - понимание обучающимися конечных целей и задач, возможность самостоятельного поиска и извлечения информации, принятия самостоятельных решений,
• прочность приобретенных знаний - глубокое осмысление и переработка материала, его запоминание и применение на практике,
• модульность и вариативность изложения - разбивка содержания ЭОР на учебные модули и микромодули минимальные по объему, но замкнутые по содержанию, благодаря чему доступен выбор индивидуальной траектории обучения [4].
ЭОР также должны обеспечивать выполнение требований интерактивности, адаптивности, системности и структурно-функциональной связанности материала, целостности и непрерывности цикла обучения [5].
Вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства, в том числе и ЭОР, является учебный материал изучаемой предметной области. Создание электронного ресурса включает в себя 2 этапа: подготовку материала и его компановку. Сначала учитель подбирает источники, разрабатывает основное содержание, структурирует и обрабатывает данные как текстовые, так и графические, мультимедийные. На первом этапе возможно использование программных средств общего назначения: текстовых и графических редакторов (Word, Paint, Photoshop, Corel Draw, Picture Publisher), программ оцифровки аудио и видео (Movie Maker, VideoPad Video Editor, Wave Editor, Free Audio Editor).
Для сокращения поиска необходимой информации мы предлагаем воспользоваться следующими ссылками:
1. Бесплатные фотографии, статистические и анимированные изображения представлены на сайтах:
• Dreamstime https://www.dreamstime.com/,
• Free Digital Photos http://www.freedigitalphotos.net/,
• Public Domain Pictures http://www.publicdomainpictures.net/,
2. Подборка учебных аудио и видеоклипов:
• Pixabay https: //pixabay.com/,
• English Central https://ru. englishcentral.com/videos,
• Lingvo Elf https://lingvoelf.ru/video-en.
3. Текстовые материалы разнообразной тематики:
• Dream Reader http://dreamreader.net/,
• ESL Printables https://www.eslprintables.com/,
• Breaking News English https://breakingnewsenglish.com/.
На втором этапе все элементы ЭОР (информационные, обучающие, контролирующие) обьединяются в единое целое. Для этого можно исполь-
зовать различные алгоритмические языки (С++, Visual Basic.NET, Java, Delphi). Однако для обычного учителя иностранного языка, не имеющего специализированных знаний в области программирование, это не под силу. В данном случае мы не рассматриваем возможность привлечения квалифицированных разработчиков.
Альтернативным способом компановки учебного матерала является применение готовых программных средств общего и специального назначения [6]. К первой группе относятся программы PowerPoint, Adobe Acrobat, Adobe Flash или Adobe Animate CC. Необходимо отметить, что функционал подобных средств недостаточен для разработки полноценных ЭОР. Так, например, в PowerPoint учебный материал представлен с преимущественно линейной навигацией, ограничены способы создания интерактивных упражнений для самоконтроля и тренинга.
Гораздо большие возможности предоставляют специальные средства, называемые авторскими системами или ЭОР-конструкторами [6]. Они позволяют создавать ресурсы на основе мультимедиа: гипертекстов, статических и анимированных изображений, видео и аудиоклипов. Работа с подобными программами происходит непосредственно в браузере, без необходимости использования дополнительных средств форматирования и редактирования материалов. Наличие специальных панелей-«помощников» упрощает и ускоряет поцедуру оформления гиперссылок, текстовых документов, таблиц, графиков, аудио и видео фрагментов. Большие документы при этом разбиваются на отдельные части с автоматической навигацией внутри. Преподаватель может создавать материалы не только к целому курсу, но и к отдельным занятиям и предоставлять доступ с любой, даже мобильной платформы, поскольку готовый ресурс сохраняется как в локальной версии (для записи на носители), так и в онлайн варианте.
В качестве примера рассмотрим пакет приложений ISpring Suite для создания мультимедийных ЭОР с встроенными YouTube и Flash роликами, интерактивными упражнениями и тестовыми заданиями различного типа. Мы выбрали данную программу по ряду причин: во первых, она имеет простой, понятный интерфейс, так как является дополнением к популярному и наиболее распространенному редактору презентаций Microsoft PowerPoint (PPT). Во вторых, приложение дает возможность создавать различные типы ЭОР: курсы, тесты, интерактивные задания, тренажеры, видеоуроки. Для этого достаточно найти подходящий шаблон или макет в библиотеке готового контента. В третьих, материалы презентаций легко преобразуются в электронные курсы формата SCORM, что позволяет интегрировать их в любые системы дистанционного обучения. И наконец, созданные ЭОР можно использовать не только на персональных компьютерах, но и на мобильных устройствах, которые есть практически у каждого обучающегося. В этом случае даже недостаточное техническое оснащение кабинета не препятствует использованию ИКТ в учебном процессе.
Для разработки отдельных элементов ЭОР мы также используем следующие программные средства:
• для создания интеллект-карт - Coggle https://coggle.it/;
• для построения временной шкалы - Histropedia http://www.histropedia.com/index.html,
• для обучающих игр - Kahoot https://kahoot.com/7utm_ name=controller_app&utm_source=web_app&utm_medium=link;
• для создания анимации - Мультатор http://www.algodoo.com/.
Ряд программ помогает преподавателю сократить время подготовки к
уроку. Так, например, ЭОР-конструкторы значительно облегчают трудоемкий процесс составления технологической карты, поскольку уже содержат готовые шаблоны всех типов урока и набор стандартных формулировок:
• Мастер технологических карт http://mastertk.ru/,
• Московская электронная школа https://dnevnik.mos.ru/help/ in-structions/general-education/content-planning/createprogram/createplanusetemp,
• Электронный конструктор урока http://gym498.ru/elektronnyy-konstruktor-uroka.
При работе с данными редакторами учителю достаточно выбрать нужный вариант из предложенных или ввести свой и сохранить его для дальнейшей работы. Базовые компоненты шаблонов включают: цели, задачи, ожидаемые результаты по УУД и этапы урока ( в зависимости от его типа).
Большие возможности для сокращения временных затрат дает автоматизация системы контроля. Наиболее удобные, по нашему мению, следующие конструкторы тестов: iSpring QuizMaker https://www.ispring.ru/ispring-quizmaker, Online Test Pad https://onlinetestpad.com/ru/testmaker, Конструктор тестов.ру https://konstruktortestov.ru/. Данные оболочки позволяют создать разные виды тестов, задать количество попыток, ограничить время ответа на каждый вопрос, включить автоматическое подведение итогов. Создав один раз онлайн тест, учитель в дальнейшем экономит время на проверке и оценке результатов, так как после прохождения теста обучающиеся мгновенно получают результаты на электронную почту или сервер в виде общего количества баллов или детального отчета с правильными ответами и комментариями по каждому вопросу.
Таким, образом, различные ЭОР-конструкторы дают возможность педагогам создавать необходимые дидактические материалы с учетом требований ФГОС, значительно упростить процесс подготовки к уроку и организацию учебной деятельности, оптимизировать систему контроля и оценки обучающихся. Использование ЭОР позволяет разнообразить содержание и методику обучения иностранному языку, сделать образовательный процесс личностно ориентированным, усилить активность и творчество, повысить качество обучения.
Список использованной литературы
1. ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2008 URL: http://docs.cntd.ru/document/1200053103. (дата обращения: 07.02.2020).
2. Основы разработки электронных образовательных ресурсов: Информация [Электронный ресурс] // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/4103/1165/lecture/19307. (дата обращения: 10.02.2020).
3. Гаврыш С.В. Электронные средства обучения как компоненты ИО [Электронный ресурс] // ГАУ ДПОС «Смоленский институт развития образования» URL: http://docplayer.ru/60541641-Elektronnye-sredstva-obucheniya-kak-komponenty-ios.html. (дата обращения: 10.02.2020). ,
4. Темников Д. А., Сидельников Т. Т. Разработка электронных образовательных ресурсов: реализация основных педагогических принципов: учеб.-метод. пособие. Казань: КГУ, 2008.
5. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Идеальный сервис», 2004. 320 с.
6. Программные инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: https://mybiblioteka.su/tom2/2-87828.html. (дата обращения: 17.02.2020).
Т.В. Ханжина
Пензенский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева
УДК 378.14
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
В современных условиях ведется активный поиск способов, позволяющих повысить мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом военном вузе и улучшить качество языковой подготовки курсантов. Такими способами являются мультимедийные технологии и аутентичные видеоматериалы. Автор показывает возможности использования указанных способов, анализирует их преимущества, рассматривает задания, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку в военном вузе.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, мотивация, мультимедийные технологии, визуальность, аутентичные видеоматериалы.
FOREIGN LANGUAGE TRAINING FOR FUTURE OFFICERS
In modern conditions, methodologists are in an active search for the ways to increase motivation to learn a foreign language at non-linguistic departments of military universities. Moreover, another urgent task today is to improve the quality of language teaching of cadets. Such methods include multimedia technologies and authentic audio-visual resources. The author shows the possibilities of using these methods, analyzes their advantages, and considers tasks that can be used in foreign language teaching at a military university.
Keywords: communicative competence, motivation, multimedia technologies, visuality, authentic audio-visual resources.
Современные геополитические процессы обусловили рост межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни. Организация и проведение международных учений и маневров, обмен информацией военно-