Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 3
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
О.М. Корчажкина
ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Настоящая статья посвящена проблеме развития ИКТ-компетенции учителя иностранного языка. В работе рассматривается ряд теоретических и практических вопросов, связанных с разработкой авторских электронных образовательных ресурсов на базе программных сред компании Microsoft и отечественных мультимедийных компаний. Предлагаемые технологии доступны для освоения учителем, не являющимся специалистом в области ИКТ.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информационная компетенция, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), компьютеризация.
The paper deals with the problem of developing teachers' of English ICT-com-petence and looks at the means of some theoretical and practical ways of creating an English language teaching (ELT) computer course based on Microsoft applications as well as a few platforms of Russian computer companies. The techniques described can be easily mastered by any non-expert-in-ICT teacher with some limited practice of using the personal computer.
Key words: information computer technologies (ICT), ICT-competence, computer-based/electronic teaching materials/resources, computing.
Перед учителями иностранного языка (ИЯ), освоившими базовый этап профессиональной подготовки в области информационно-ком -муникационных технологий (ИКТ), встает задача интеграции ИКТ и традиционных методов обучения. Естественно, решение этой задачи связано с применением мультимедийных материалов, разрабатываемых фирмами - производителями электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Однако адаптировать электронные материалы, созданные другими авторами без учета конкретных условий обучения, не всегда бывает продуктивно, а порой весьма затруднительно.
Неоднократно приходилось слышать отзывы о прекрасно реализованных с программной точки зрения ресурсах, которые либо
Корчажкина Ольга Максимовна - канд. техн. наук, учитель английского языка ГОУ Центра образования № 1678 "Восточное Дегунино" Северного ОУО ДО г. Москвы; тел.: 8-916-935-97-52; e-mail: olgakomax@gmail.com
не подходят учителю тематически, либо не удовлетворяют целям, задачам или содержанию конкретного урока, методическому подходу или профессиональной концепции учителя. Учитель, не имея возможности "вмешиваться" в подобные ресурсы, вынужден искать иные пути, в большинстве случаев приводящие его к необходимости создания авторских электронных материалов.
Естественно, что ни один обучающий программный продукт, каким бы профессионалом он ни был разработан, не способен заменить учителя и предоставить учащемуся все многообразие видов деятельности и способов иноязычного общения, получаемого им на уроке. Именно поэтому для успешной интеграции ИКТ и традиционных методов обучения программная среда, предназначенная для разработки ЭОР по ИЯ, должна предусматривать максимально возможный набор интерактивных функций, помогающих учителю оптимизировать процесс обучения. Эта оптимизация достигается за счет рационального совмещения содержательного компонента урока, облеченного в мультимедийную, интерактивную форму, и "живых компонентов" - вербальных и невербальных способов взаимодействия учителя с учащимися и учебным материалом, осуществляемого с помощью личностных возможностей субъектов учебного процесса и возможностей, предоставляемых ИКТ. В этом состоит успех интегрированного подхода к обучению с помощью ИКТ.
К сожалению, учителя ИЯ средних школ, в отличие от вузовских преподавателей, не имеют возможности пользоваться услугами профессиональных программистов, поскольку в школах нет специальных подразделений, занимающихся разработкой программных ресурсов "на заказ", т.е. таких, которые необходимы данному учебному заведению или конкретному учителю. Поэтому основная нагрузка по решению данной проблемы ложится на самого учителя.
Как правило, учитель, освоивший базовый курс ИКТ, либо сам создает демонстрационные материалы с помощью приложения MS PowerPoint, либо дает задание на их разработку своим ученикам. На самом же деле материалы, которые создаются в этой программной среде, обладающей рядом неплохих, хотя и ограниченных, дидактических возможностей, нельзя назвать полноценными ЭОР. Такие разработки содержат в основном лишь информационные блоки, а тренировочные упражнения и контрольно-измерительные материалы, столь важные и необходимые в процессе освоения предмета, либо совсем отсутствуют, либо реализуются с помощью анимации и гиперссылок.
Что же делать учителю, не желающему находиться в тесных рамках готовых ОЭР, но и не удовлетворенному теми простейшими электронными материалами-презентациями в PowerPoint, с которых он начинал и которыми сначала так гордился? Решившись приступить
к серьезным авторским разработкам, учитель должен четко представлять себе функциональные возможности того программного продукта, который он планирует получить на выходе. А поскольку электронная версия учебных материалов привязана к определенной программной среде, учителю следует предварительно изучить ее свойства.
Прежде всего, программная среда для разработки ЭОР должна позволять учителю создавать три основных типа учебных блоков: информационный, предназначенный для введения нового и презентации дополнительного учебного материала, тренировочных упражнений и заданий, направленных на закрепление изученного материала, а также блока контрольно-измерительных материалов.
Информационные блоки в ЭОР по ИЯ должны иметь возможность включать как иллюстративный, так и достаточно объемный текстовой материал, просмотр которого производился бы в режиме одного окна. При работе с текстом необходимо делать пометки и выделять отдельные фрагменты текста, пользоваться услугами "всплывающих подсказок", содержащих перевод или толкование слов и словосочетаний, прослушивать отдельные фрагменты текста. Кроме того, разрабатываемые ресурсы по ИЯ должны включать справочные материалы, а также аудио- и видеофайлы, вызываемые непосредственно со страниц ресурса.
Блоки тренировочных заданий и упражнений должны предусматривать возможность отработки аспектов языка и навыков речевой деятельности. Специфика языковых и речевых упражнений требует от их электронной реализации соблюдения определенных условий, заключающихся в наличии ряда интерактивных функций, как то: перетаскивание объектов по полю электронной страницы (задание на соответствие и "упорядочить последовательность"), ввод текста с клавиатуры (задание на заполнение пропусков в тексте), выделение вариантов задания и отдельных компонентов текста, прослушивание аудиоэпизодов и просмотр видеофрагментов с одновременным выполнением заданий различных форматов и др. В блоке тренировочных упражнений на отработку произносительных навыков желательно предусмотреть функцию записи речи и последующего сравнения ее с эталоном, а в блоке заданий на формирование навыков письменной речи - вызов страницы Word для выполнения письменного задания.
Что касается блока контрольно-измерительных материалов, то для этих целей могут использоваться как автономные тестовые программные среды, импортируемые в учебный курс, так и тестовые блоки, уже включенные в универсальные среды для разработки учебных курсов.
Первый вариант решения проблемы по созданию авторских ЭОР предлагается тем учителям, которые не страшатся заглянуть в еще одну профессиональную область - программирование. Безусловно,
для учителя-гуманитария это пугающая на первый взгляд задача и поэтому, как думают многие из них, практически нереальная. Это происходит потому, что они, являясь пользователями, а не программистами, не знают, что в так горячо любимую ими программную среду MS PowerPoint "вложен" один из простейших для освоения непрофессионалами, но достаточно богатый по своим дидактическим возможностям язык объектно ориентированного программирования Visual Basic for Applications (VBA). Благодаря этому встроенному языку можно значительно расширить дидактические возможности программной среды MS PowerPoint и на ее базе, пройдя соответствующую крайне неизнурительную подготовку, создавать интерактивные программные продукты учебного назначения, т.е. полноценные ОЭР, включающие все необходимые компоненты - блоки информации, блоки-тренажеры, блоки контрольно-измерительных материалов. Кроме того, известно, что программная среда MS PowerPoint позволяет импортировать внешние файлы практически всех цифровых форматов, что делает ее дидактические свойства еще более универсальными.
Интерактивные свойства программной среды MS PowerPoint1 реализуются с помощью различных элементов управления событиями, которые размещаются непосредственно на слайдах. Интеграция MS PowerPoint с VBA предоставляет возможность конструировать на слайдах программируемые элементы управления: поля для отображения текстовой информации, поля для ввода данных с клавиатуры, командные кнопки, переключатели типа "флажок" и "радиокнопка", списки, полосы прокрутки и др. В информационном разделе MS PowerPoint позволяет создавать текстовые поля для ввода текстов большого объема с полосой прокрутки, вызов аудио- и видеофайлов, элементов Flash-анимации и открытые образовательные модульные мультимедиасистемы (ОМС), всплывающие подсказки. В разделе тренировочных упражнений и тестовых заданий реализуются форматы типа "множественный выбор", "соответствие", "упорядочить последовательность" и "свободный ввод текста с клавиатуры".
Кроме того, среда MS PowerPoint позволяет подсчитывать очки и выводить результат выполнения задания, производить анализ ошибок и выдавать рекомендации пользователю, блокировать ответы перед подсчетом очков и фиксировать число доступа к заданию, а также фиксировать или задавать время выполнения задания.
К недостаткам программной среды MS PowerPoint можно отнести некоторую "тяжеловесность", а отсюда низкую эффективность работы в режиме "on-line". Однако для работы в условиях локальных
1 См.: Корчажкина О.М. Интерактивность как показатель дидактических возможностей современных электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование. 2008. № 7. С. 108-109.
сетей или в автономном режиме (загрузки с CD или с жесткого диска компьютера) эта среда является в настоящее время, по-видимому, одной из самых оптимальных за счет своей многофункциональности.
Второй вариант подходит, с одной стороны, тем учителям, которым необходимо создавать авторские ЭОР с большим набором интерактивных тренировочных и контрольно-измерительных материалов, а с другой - тем, кому трудно по разным причинам освоить язык VBA, чтобы затем реализовать свои идеи в среде MS PowerPoint. Для этого существуют специально разработанные отечественными и зарубежными фирмами программные среды для создания ЭОР, с помощью которых грамотные пользователи, "вбивая" в них необходимые учебные материалы, в короткие сроки могут создавать качественные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям. Подобные программные среды уже содержат шаблоны различных по формату интерактивных заданий, а также предоставляют возможность учителю самостоятельно проектировать электронный курс, выбирая для него требуемую структуру, как правило достаточно разветвленную. Среди подобных программных сред можно назвать следующие: "КМ-Школа" (компания "Кирилл и Мефодий"), "eAuthor" (ЗАО "ГиперМетод"), "Система организации и поддержки образовательного процесса" (Компания "1С"), среды web, "Moodle", "SanRav BookEditor" и др.
Информационный интегрированный продукт ""КМ-Школа". Информационный интегрированный продукт (ИИП) компании "Кирилл и Мефодий" "КМ-Школа" предоставляет учителю-предметнику, и учителю ИЯ в частности, богатые возможности по разработке авторских учебных материалов в виде электронных наглядных и учебных пособий. Неоспоримыми преимуществами данной программной среды являются:
• простота в использовании (если имеются навыки работы в PowerPoint);
• возможность создания широкого спектра ОЭР (уроков, циклов уроков, медиалекций, обучающих модулей и т.п.);
• возможность создания интерактивных обучающих и контрольно-измерительных материалов - тренировочных упражнений, викторин, контрольных работ, тестов десяти различных форматов;
• возможность ввода текстов различного объема и их интерактивного анализа;
• совместимость с различными медиаобъектами (изображениями, аудио- и видеофайлами, объектами Flash-анимации, энциклопедическими статьями и другими электронными материалами из мультимедийного контента "КМ-Школы", интернет-ресурсами и т.п.);
• возможность работы в локальной сети и загрузка уроков с сервера компании, допускающих последующую доработку.
Хотя ИИП "КМ-Школа" имеет некоторые функциональные ограничения2, которые постепенно устраняются программистами ком -пании, она является в настоящее время одной из самых богатых по своим дидактическим возможностям, мобильных и удобных в использовании программных сред. Эта среда предоставляет возможность учителю организовать разнообразные виды коммуникации на уроке ИЯ, а также создавать интересные познавательные и проблемные задания для групповой или индивидуальной работы учащихся.
Программные среды разработки цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) компаний "1С" и "ГиперМетод". Программная среда разработки ЦОР компании "1С" - "Система организации и поддержки образовательного процесса" и среда разработки учебного материала компании "ГиперМетод" под названием "еАиШог" довольно просты и доступны даже для начинающих разработчиков ЭОР. Они обладают прекрасными возможностями по созданию учебных курсов сложной, разветвленной структуры, включающих части, разделы, подразделы, блоки упражнений и заданий, разделы справочной литературы и методического сопровождения. Удобные системы навигации облегчают как структурирование курсов, так и поиск нужных разделов. Обе среды позволяют импортировать внешние файлы - изображения, аудио- и видеофайлы - достаточно большого набора форматов, а также Иа8Ь-ролики. Блоки тренировочных упражнений дают возможность создавать задания с помощью "радиокнопок", переключателей типа " флажок", "выпадающих списков" и "полей для ввода текста". Интерфейсы программ отвечают всем требованиям дизайн-эргономики, причем в среду "еА^Иог" заложено несколько цветовых решений интерфейса, а также различные варианты организации оглавления.
Ооднако по результатам первичной апробации был сделан вывод о несколько ограниченных возможностях программных сред "Система организации и поддержки образовательного процесса"3 и "еАиШог" в плане разработки учебных курсов по ИЯ. Создатели обоих ресурсов не предусмотрели, например, возможность расположения нескольких полей для ввода текста на одном слайде, а также возможность свободного перемещения управляющих элементов по полю слайда, что
2 См.: Корчажкина О.М. Мультимедийный обучающий модуль по английской литературе для профильной школы // Вопр. Интернет-образования. 2008. № 60 // http://vio.fio.ru/vio_60/cd-site/Articles/art_14.htm
3 См.: Корчажкина О.М. Создание электронного учебного пособия по английскому языку на базе программной среды "Система организации и поддержки образовательного процесса" компании "1С" // Докл. и выступления участников Восьмой Междунар. науч.-практ. конф. «Новые информационные технологии в образовании (Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий "1С")», 3-4 февраля 2009 г. Ч. 2. М., 2009. С. 157-162 // http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/theses/ ?y=2009&s=28&t=540
значительно сужает дидактические свойства обеих сред и затрудняет создание и выполнение языковых заданий.
Web-среда. Создание учебных курсов с использованием web-технологий представляет собой одну из самых сложных задач для учителя-гуманитария. Однако, находясь на продвинутом уровне базовой ИКТ-компетенции, учитель вполне может освоить язык разметки гипертекста html и использовать его для создания информационных блоков в своих авторских курсах. При разработке блоков тренировочных упражнений и тестовых заданий учителю потребуется язык программирования высокого уровня JavaScript, освоение которого в ограниченных пределах также является посильной задачей. Поняв последовательность разработки тестового задания и порядок ввода правильного ответа, он сможет использовать созданные уже шаблоны, всякий раз модифицируя их под конкретный случай. Форматы тестовых заданий, которые можно создать на базе web-среды, - это "один из многих", "многие из многих", "Да/Нет/Нет информации", "упорядочить последовательность", соответствие, трансформация предложений, словообразование и заполнение пропусков. Кроме того, web-среда позволяет проверять правильность ответов и подсчитывать количество набранных баллов.
Как программная оболочка для разработки курсов по ИЯ web-среда является наиболее привлекательным электронным средством реализации учебных задач: она обладает богатыми возможностями дизайна, "легка на подъем", учитель может расположить ее на своем образовательном сайте или перевести в автономный режим работы (с CD или жесткого диска компьютера). Быстро загружаясь сама, она позволяет осуществлять быструю загрузку по гиперссылке внешних аудио- и видеофайлов, Flash- и gif-роликов. На базе web-среды могут быть реализованы сколь угодно сложные по структуре курсы, управление которыми можно сделать легким благодаря удобной системе навигации. Кроме того, подобные курсы можно оснастить рациональной поисковой системой, способной производить быстрый поиск разделов, упражнений, заданий, справочных материалов и т.п. по ключевым словам, тематике или дате размещения ресурса.
Таким образом, второй путь решения проблемы по созданию авторских ЭОР состоит в подборе медиаобъектов, заключающих в себе дидактические компоненты курса, и подходящей программной среды для импорта этих объектов.
Третий вариант, который можно назвать универсальным, т.е. устраивающим все категории пользователей, предоставляется учителю проектом по созданию ЭОР нового поколения. Этот проект осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития образования и заключается в создании беспрецедентного по объему и качеству методического и программного исполнения
гиперресурса, состоящего из предметных электронных модулей, называемых открытыми образовательными модульными мульти-медиасистемами (ОМС).
На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru) в свободном доступе находится около 1500 ОМС по английскому языку. ОМС - это тематически и дидактически завершенные файлы, созданные в среде Macromedia Flash и загружаемые из сети с помощью специальной программы. Созданы три разновидности таких модулей, что позволяет включать в учебный процесс по данной теме или проблеме все необходимые дидактические компоненты. Это модуль получения информации (И-тип), модуль практических занятий - упражнений, заданий, тренажеров (П-тип) и модуль контроля (К-тип). Из этих модулей, как из кирпичиков, можно создавать учебные курсы или разрабатывать циклы уроков: они могут импортироваться в любую из описанных ранее программных сред для разработки авторских ЭОР. Кроме того, ими можно пользоваться как автономными ресурсами, просто вызывая во время урока нужный модуль по ходу изучения материала.
В заключение отметим, что учитель ИЯ средней школы, равно как и преподаватель вуза, перед которым стоит задача создания авторских ЭОР, может пройти соответствующую подготовку по программе "Разработка мультимедийных учебных материалов для ИКТ-сопровождения предметов гуманитарного цикла". Полный текст программы курса опубликован по адресу: http://flmoscow1678. ucoz. ru/load/6-1-0-14
Список литературы
Аветисян Д.Д. Проблемы создания современных мультимедийных ЦОР: Тез. докл. // Мат-лы XVIII Междунар. конф. "Применение новых технологий в образовании", 27-28 июня 2007 г, г. Троицк Московской области. Троицк, 2007.
Азевич А.А. Электронный учебник своими руками // ИКТ в образовании. 2008. № 10 (22).
Шишкин В.В. Методическое пособие по дисциплине "Технология разработки
программных продуктов". Смоленск, 2005. eAuthorv.3.0 Инструмент разработки электронных изданий учебного назначения: Руководство пользователя. М.; СПб., 2006.