Научная статья на тему 'Роль электронных образовательных ресурсов в преподавании информатики в школе'

Роль электронных образовательных ресурсов в преподавании информатики в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭОР / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / E-LEARNING RESOURCES / FEDERAL EDUCATIONAL RESOURCES / SOFTWARE / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четвертакова Светлана Николаевна

В статье описаны различные источники получения электронных образовательных ресурсов, также рассмотрены программные продукты, которые могут использоваться педагогом для разработки и создания ЭОР. Даны методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING INFORMATICS AT SCHOOL

The article describes various sources of electronic educational resources as well as software products that can be used by teachers to develop and create EER. Methodical recommendations on the use of electronic educational resources in presenting the material at schools are given.

Текст научной работы на тему «Роль электронных образовательных ресурсов в преподавании информатики в школе»

формированию творческой активности студентов, повышению мотивации к занятиям искусством, повышению самооценки.

Выводы. В целом, подводя итоги, можно сказать, что изучение художественных дисциплин в вузе является необходимым для развития творческой личности будущего педагога дошкольного и начального образования. Разнообразие подходов, форм и методов работы в этом направлении будут способствовать тому, что к детям придет педагог, действительно заинтересованный в результатах своего труда, обладающий большим творческим потенциалом и умеющим раскрыть творческое начало в каждом ребенке.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015г. № 1457 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf

Педагогика

УДК: 372.8

магистрант Четвертакова Светлана Николаевна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье описаны различные источники получения электронных образовательных ресурсов, также рассмотрены программные продукты, которые могут использоваться педагогом для разработки и создания ЭОР. Даны методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ЭОР, Федеральный образовательный ресурс, программное обеспечение, рекомендации.

Annotation. The article describes various sources of electronic educational resources as well as Software products that can be used by teachers to develop and create EER. Methodical recommendations on the use of electronic educational resources in presenting the material at schools are given.

Keywords: electronic educational resources, e-learning resources, Federal educational resources, software, recommendations.

Введение. В условиях современных социальных и экономических преобразований, происходящих в российском обществе, система образования подверглась серьезным изменениям, из которых наиболее значимым стала модернизация, затронувшая все ступени, в том числе и школьное. С целью модернизации школьного образования на государственном уровне осуществляется реализация таких проектов и инициатив, как приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [2], проект «Модернизация образования», концепция развития образования РФ до 2020 г. [3] и др.

Изложение основного материала статьи. В статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29.12.2012 No273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] отмечается значимость создания в образовательных учреждениях электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя различные средства электронного и дистанционного обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.

Вопросом рассмотрения роли электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании школьного курса информатики занимались многие видные педагоги.

Так Доронина Е.В. в своей статье [5] пишет о том, что электронные образовательные ресурсы - это эффективное средство обучения, но при этом они должны быть правильно подобраны и соответствовать целям урока.

Работа Любимцевой Н.Ю. [6] описывает возможности применения электронных образовательных ресурсов на уроках информатики.

Публикация Панковой Е.В. [7] рассматривает вопросы целесообразного использования и определяет место ЭОР в образовательном процессе.

В статье Босовой Л.Л. [4] вводится понятие эффективности применения ЭОР, приводятся примеры использования электронных образовательных ресурсов в курсе информатики в основной школе.

Обобщив материалы различных авторов, можно сделать вывод, что использование электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики позволяет учителю изменить содержание, методы и организационные формы обучения, повысить качество и эффективность обучения.

В своей работе учитель может использовать различные источники получения электронных образовательных ресурсов. В первую очередь это Федеральные образовательные порталы, к которым относятся:

1. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru) - Интернет-ресурс в сфере образования и науки. Был создан в 2002 году. Здесь ежедневно публикуются самые актуальные новости, события, а также информационные материалы для учащихся, родителей и преподавателей.

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru) объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России.

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию ЭОР различного типа.

4. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/). Основные задачи портала -содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо

всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций.

5. Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su/) - является сообществом взаимопомощи педагогов России и стран СНГ. На сайте собрано множество материалов, затрагивающих самые разные аспекты образования и работы с детьми (поурочное планирование, открытые уроки, презентации и другое).

Также педагог может самостоятельно разрабатывать и создавать необходимые электронные образовательные ресурсы. Для этого можно использовать различные программные продукты.

1. PowerPoint + надстройка iSpring Suite. Microsoft PowerPoint — простая платная и в то же время многофункциональная программа для составления мультимедийных презентаций и слайд шоу. Этот продукт входит в состав комплекса Microsoft Office.

2. Инструменты iSpring (https://www.ispring.ru/ispring-suite) для создания курсов устанавливаются в форме надстройки для PowerPoint. Все функции iSpring доступны на отдельной вкладке, что позволяет превращать презентации в учебные материалы прямо в PowerPoint.

3. CourseLab. Редактор электронных курсов CourseLab (https://www.courselab.ru) - платное средство для разработки интерактивных учебных материалов - электронных учебников, учебных мультфильмов, симуляций программного обеспечения, видеолекций, видеоигр, диалоговых тренажеров и пр.

4. MOS Solo. MOS Solo (https://www.mindonsite.com/product/mos-solo/) - простой, бесплатный, но функциональный инструмент. Представляет множество возможностей в создании мультимедийного образовательного контента. С помощью MOS Solo можно создавать свои учебные курсы, презентации и тесты и распространять их без ограничений.

5. eBook Maestro. Платная программа eBook Maestro (http://www.ebookmaestro.com) позволяет создавать электронные журналы, галереи, тренинги, методические пособия, тесты, опросники, анкеты. Чтобы открыть книгу, созданную с помощью данной программы не потребуется никаких специальных программ для просмотра.

6. CamStudio. CamStudio (http://camstudio.org/) — бесплатная открытая компьютерная программа для записи того, что происходит на экране монитора в файл AVI, MP4 или SWF (флеш). Применяется для создания обучающих курсов по использованию программного обеспечения или создания видеопрезентаций.

7. HyperStudio. Программа HyperStudio (https://www.mackiev.com/hyperstudio/index.html) является бесплатной интерактивной системой для разработки ЭОР. В созданных программах реализуется возможность воспроизводить на экране текст (в том числе гипертекст), графические изображения, звук, анимации и видеофрагменты.

8. eAuthor. Условно-платная система eAuthor (http://www.hypermethod.ru/product/2) разработаны компанией ГиперМетод и является средой для разработки электронных курсов и интерактивных тренингов, тестов и упражнений.

9. LearningApps.org. LearningApps.org (https://learningapps.org) - это бесплатное приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать интерактивные модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен между педагогами, организовывать работу обучающихся.

10. Айрен. Айрен (https://irenproject.ru/) — это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах.

Однако, при самостоятельной разработке ЭОР учитель должен основываться на основные содержательно-методические и дизайн-эргономические требования:

■ удовлетворять нормативным требованиям, регламентируемым Министерством просвещения Российской Федерации;

■ соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.);

■ соответствовать возрастным особенностям обучаемых (соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых;

■ обеспечивать учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету;

■ обеспечивать возможность изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения;

■ обладать направленностью на достижение новых образовательных результатов (формирование общеучебных умений и компетенций);

■ развивать умения работы с информацией - поиск, оценка, отбор и организация информации;

■ развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности;

■ удовлетворять требованиям качества экранного дизайна (четкость представления текста и графики);

■ обеспечивать соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся;

■ обладать удобным интерфейсом;

■ обеспечивать высокую степень адаптации к учебному процессу.

При планировании учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов рекомендуется учитывать:

■ уровень технического оснащения образовательного учреждения;

■ наличие качественного подключения к сети Интернет;

■ уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения (педагогов и администраторов);

■ наличие компьютеров дома у учащихся.

Преподавание школьного курса информатики предполагается проведение занятий в компьютерном классе. При этом на каждый ученик использует компьютер на уроке. На уроках информатики компьютер выступает как инструмент (средство) обучения. Ученики могут работать со специальными программами и образовательными ресурсами, либо самостоятельно создавать учебный продукт (творческие работы, текстовые или мультимедиа сочинения, исследования в среде моделирования или виртуальной лаборатории, проекты).

При работе в компьютерном классе могут быть использованы электронные образовательные ресурсы практически всех типов. В случае если подключения компьютеров к сети Интернет расширяет возможности для работы учащихся.

Электронные образовательные ресурсы могут использоваться на всех этапах обучения.

Выводы. Таким образом, применение электронных образовательных ресурсов на уроках информатики рекомендовано тем, что они:

■ позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

■ способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

■ позволяют индивидуализировать процесс обучения;

■ повышают интерес к урокам;

■ активизируют познавательную деятельность учащихся;

■ развивают творческий потенциал учащихся;

■ осовременивают урок.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70291362/paragraph/1:0 (дата обращения: 04.08.2018)

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf (дата обращения: 10.03.2018).

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 05.03.2018)

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2013. № 4(52). С. 56-63.

5. Доронина Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 47-51. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10517/ (дата обращения: 13.09.2018).

6. Любимцева Н.Ю. Применение ЭОР на уроках информатики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/informatika/132451-primenenie-jeor-na-urokah-informatiki.html (дата обращения: 12.09.2018)

7. Панкова Е.В. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/031.pdf (дата обращения: 12.09.2018)

Педагогика

УДК 371

аспирант Швалюк Яна Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению поощрения и наказания как средств педагогической коррекции. В работе исследуются основные методические особенности и требования к применению методов поощрения и наказания, в также рассматриваются педагогические условия их использования.

Ключевые слова: метод воспитательного воздействия, средство педагогической коррекции, воспитание, воспитательный процесс, воспитательная работа, поощрение, наказание, воспитанники, условия, методика.

Annotation. The article is devoted to the study of encouragement and punishment as a means of pedagogical correction. The paper investigates the main methodological features and requirements for the use of methods of encouragement and punishment, and considers the pedagogical conditions of their use.

Keywords: method of educational influence, means of pedagogical correction, education, educational process, educational work, encouragement, punishment, pupils, conditions, methods.

Введение. Во все времена развития образования актуальным вопросом был поиск путей, методов и средств оказания воспитательного воздействия на личность. Актуальность данного вопроса не снизилась и на современном этапе развития образования как одного из важнейших социальных институтов.

В контексте анализируемой проблемы важным аспектом является поиск и подбор путей и средств. Это обосновывается тем, что не только определенный исторический период развития общества, но и социокультурные условия, а также конкретная педагогическая ситуация требуют индивидуального подхода, в частности в подборе методов и средств воспитания. Посему на протяжении всей истории развития педагогики как науки отмечается тенденции поиска новых путей воспитательного воздействия или совершенствования имеющихся форм, методов и средств воспитания.

Одними из древнейших методов стимулирования человеческой деятельности и реализации педагогической коррекции поведения являются методы наказания и поощрения. Весьма распространенными и широко употребляемыми данные методы воспитательного воздействия являются и сегодня. Однако их применение в современных социокультурных условиях с учетом гуманистической концепции реализации образования и других актуальных педагогических идей и принципов обладает своей спецификой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.