Научная статья на тему 'Интернет-ресурсы для создания электронных образовательных ресурсов по информатике'

Интернет-ресурсы для создания электронных образовательных ресурсов по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭОР / ВОЗМОЖНОСТИ / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИС / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / EER / OPPORTUNITIES / SOFTWARE PRODUCT / INTERNET SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четвертакова Светлана Николаевна

В статье рассматривается актуальность использования электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики. Приводится характеристика интернет-ресурсов для создания ЭОР учителем самостоятельно. В заключении описываются преимущества использования авторских электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET RESOURCES FOR CREATING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN COMPUTER SCIENCE

The article deals with the relevance of the use of electronic educational resources in the teaching of the school course of Informatics. The characteristic of Internet resources for creation of EER by the teacher independently is given. In conclusion, the advantages of using the author's electronic educational resources are described.

Текст научной работы на тему «Интернет-ресурсы для создания электронных образовательных ресурсов по информатике»

жизни, овладения практикой и методикой развития личностных качеств для успешной профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.

Выводы. Процесс формирования здоровьесберегающих компетенций должен быть основан на концепции формирования физической культуры личности; на применении различных форм здоровьесберегающей деятельности; на использования инновационных форм обучения, в том числе использовании информационно-коммуникационных технологий; на индивидуализации обучения в зависимости от мотивации студентов, состояния их здоровья; на учете психологических параметров и образа жизни и т.п. В вузе эта миссия возложена на дисциплины, входящие в базовую часть профессионального цикла практически всех направлений подготовки студентов: «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Культурология», «Психология».

Таким образом, формирование здоровьесберегаюших компетенций связано с организацией и содержанием обучения, где обучающийся решает задачи коррекции собственного здоровья и удовлетворения личностно-значимых потребностей. Как показан опрос, студенты выражают удовлетворенность занятиями и интерес к физической культуре, если они: 1) получили оптимальную нагрузку; 2) научились новым двигательным умениям; 3) получили знания образовательного характера; 4) в занятии присутствовал элемент соперничества. При создании мотивационной среды необходимо учитывать, что каждый студент обладает определённым жизненным опытом, поэтому ему интересно, если его опыт учитывается в приобретении новых знаний; он понимает, как полученные знания могут применяться в его повседневной жизни и профессиональной деятельности: он ощущает личную заинтересованность и ответственность, а также заинтересованность и компетентность преподавателя.

Литература:

1. Агаев Н.Ф., Челнокова Е.А. Применение информационных технологий в физическом воспитании и спортивных занятиях. В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2014. С. 9-12.

2. Аусти Л. Мотивационная работа. Ярославль: Добро, 2002

3. Бушма Т.В. Решение учебно-познавательных задач на методико-практических занятиях. СПб: Центр СПБ ГМУ, 2004.

4. Виленский, М. Я. Здоровый образ и стиль жизни студента: методологический анализ // Педагогическое образование и наука. 2009. №3, с. 15-18

5. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре. СПб: СПБ ГТУ, 2000.

6. Волкова Г.Л. Влияние физкультурно-оздоровительных технологий на формирование здоровьесберегающих компетенций. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 325-327

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика -Пресс, 1999.

8. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2004.

9. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ. - URL: http://www.zakonrf.info (дата обращения: 27.10.2017).

10. Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Использование инновационных форм обучения в формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 3 (43), с. 155-162

11. Мельникова О.А. Педагогический контроль формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов в образовательном процессе физического воспитания. Омский научный вестник № 3 (139) 2015. С. 173-176

12. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Т.6 №1 (22). С. 6

13. Jane Armstrong, Russian youth keep hard-drinking tradition alive, Globe and Mail, 13 June 2008

Педагогика

УДК: 372.8

магистрант Четвертакова Светлана Николаевна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО

ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность использования электронных образовательных ресурсов в преподавании школьного курса информатики. Приводится характеристика интернет-ресурсов для создания ЭОР учителем самостоятельно. В заключении описываются преимущества использования авторских электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, ЭОР, возможности, программный продукт, интернет-сервис.

Annotation. The article deals with the relevance of the use of electronic educational resources in the teaching of the school course of Informatics. The characteristic of Internet resources for creation of EER by the teacher independently is given. In conclusion, the advantages of using the author's electronic educational resources are described.

Keywords: electronic educational resources, EER, opportunities, software product, Internet service.

Введение. Важным этапом модернизации российского образования стал переход на образовательные стандарты (ФГОС), которые предполагают внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс школы.

Изложение основного материала статьи. В статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29.12.2012 No273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] отмечается значимость создания в образовательных учреждениях электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя различные средства электронного и дистанционного обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

А.В.Осин дает следующее определение: «ЭОР - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства» [2, с. 3].

Инновационный потенциал электронных образовательных ресурсов, многоплановость применения могут способствовать реализации широкого спектра задач, решаемых на уроках, что делает возможным создание учителем на их базе комплексной авторской системы обучения и ведет к раскрытию потенциала общеобразовательных предметов в формировании информационной компетентности обучающихся.

Преподавание школьного курса информатики предполагает проведение занятий в компьютерном классе. При этом на каждый ученик использует компьютер на уроке. На уроках информатики компьютер выступает как инструмент (средство) обучения. Ученики могут работать со специальными программами и образовательными ресурсами, либо самостоятельно создавать учебный продукт (творческие работы, текстовые или мультимедиа сочинения, исследования в среде моделирования или виртуальной лаборатории, проекты).

При работе в компьютерном классе могут быть использованы электронные образовательные ресурсы практически всех типов. Подключение компьютеров к сети Интернет расширяет возможности для работы учащихся.

Электронные образовательные ресурсы могут использоваться на всех этапах обучения.

Современные электронные образовательные ресурсы способны обеспечить:

- поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;

- изменение роли учителя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащегося (активная вовлеченность в учебный процесс);

- управление темпом обучения и чувство ответственности за получаемый результат;

- переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;

- реализацию новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.

В общеобразовательных учреждениях могут использоваться электронные образовательные ресурсы, размещенные на федеральных образовательных порталах, и ресурсы, разработанные учителем самостоятельно.

Одним из важных этапов создания ЭОР является выбор программного продукта. При этом необходимо обратить внимание на функционал выбранной программы, будут ли созданные с их помощью электронные образовательные ресурсы интересными и полезными.

В настоящее время существует множество программных продуктов для создания ЭОР. Рассмотрим некоторые более подробно.

Инструменты iSpring (https://www.ispring.ru/ispring-suite) для создания курсов устанавливаются в форме надстройки для PowerPoint. Все функции iSpring доступны на отдельной вкладке, что позволяет превращать презентации в учебные материалы прямо в PowerPoint.

С помощью панели инструментов iSpring в PowerPoint можно записать или импортировать аудио- и видео-сопровождение, а также синхронизировать его со слайдами и анимациями презентации.

С помощью инструментов iSpring возможно быстро создавать интерактивные тесты и опросы при помощи встроенного инструмента iSpring QuizMaker.

Благодаря возможностям iSpring, информация в ЭОР может быть представлена в интересной и удобной форме. Можно быстро и легко создавать интерактивные блоки с помощью кнопки «Интерактивность» на панели инструментов iSpring:

■ Книга - можно создать трехмерную книгу, украсить ее изображениями, оформить обложку и задать текстуру страниц;

■ Часто задаваемые вопросы - позволяет создать список часто задаваемых вопросов и ответов на них. Возможность поиска по ключевым словам обеспечивает быстрый поиск нужной информации;

■ Каталог - можно создать глоссарий, справочник или каталог наименований. Возможна вставка изображений, аудио- и видеофайлов, Flash-роликов. Доступен поиск по ключевым словам;

■ Временная шкала - позволяет визуализировать хронологию событий в виде временной шкалы. Описание периодов и событий может сопровождаться изображениями, а также аудио и видео материалами.

CourseLab. Редактор электронных курсов CourseLab (https://www.courselab.ru) - платное средство для разработки интерактивных учебных материалов - электронных учебников, учебных мультфильмов, симуляций программного обеспечения, видеолекций, видеоигр, диалоговых тренажеров и пр.

Функциональные возможности редактора:

■ создание и редактирование учебного материала в среде WYSIWYG;

■ создание нелинейных траекторий прохождения курсов, в зависимости от действий обучаемых;

■ база настраиваемых дизайнов электронных курсов, инструменты создания собственного дизайна;

■ встроенные инструменты для анимации;

■ создание тестов любой сложности, в том числе адаптивных;

■ механизмы работы со звуковыми файлами для озвучивания курсов;

■ специальный инструмент захвата экранов для создания демонстраций и симуляций программного обеспечения;

■ импорт из PowerPoint, и создание на основе презентации ЭОР;

■ использование web-шрифтов для идентичного отображения текста в любых браузерах и на любых устройствах;

■ расширение библиотеки шаблонов и объектов самим пользователем.

MOS Solo. MOS Solo (https://www.mindonsite.com/product/mos-solo/) - простой, бесплатный, но функциональный инструмент. Представляет множество возможностей в создании мультимедийного образовательного контента. С помощью MOS Solo можно создавать свои учебные курсы, презентации и тесты и распространять их без ограничений.

Контент, созданный в MOS Solo, может быть экспортирован в XLM и HTML. Совместим с мобильными устройствами. Обучение может проводиться на всех основных мобильных устройствах и планшетах: iPad, iPhone, Android, Windows.

Возможно интегрировать в разрабатываемый ЭОР:

■ документы (Microsoft, OpenOffice, Adobe);

■ фотографии, аудио-клипы, видео, flash-анимации;

■ содержания электронного обучения (AICC, SCORM 1.2 и 2004);

■ все типы веб-Контента.

eBook Maestro. Платная программа eBook Maestro (http://www.ebookmaestro.com) позволяет создавать электронные журналы, галереи, тренинги, методические пособия, тесты, опросники, анкеты. Чтобы открыть книгу, созданную с помощью данной программы не потребуется никаких специальных программ для просмотра.

В содержание страниц создаваемой книги или журнала можно внести различные элементы оформления.

Поддержка Speech API обеспечивает голосовое воспроизведение выделенного фрагмента или всего текста.

Другие функциональные возможности:

■ информативные всплывающие подсказки по функциям и настройкам;

■ отключение возможности копирования в буфер обмена и функции кнопки Print Screen;

■ запрет на печать издания;

■ программа запоминает последнее состояние книги - размеры и положение окна, открытую страницу;

■ предварительный просмотр книги до компиляции.

CamStudio. CamStudio (http://camstudio.org/) — бесплатная открытая компьютерная программа для записи того, что происходит на экране монитора в файл AVI, MP4 или SWF (флеш). Применяется для создания обучающих курсов по использованию программного обеспечения или создания видеопрезентаций.

Также программа позволяет записывать аудио, что делает CamStudio эффективным инструментом для создания видеопрезентаций и обучающих курсов. В настройках можно задавать область экрана с которого будет происходить запись, скрывать/отображать курсор, редактировать параметры аудио/видео и многое другое.

HyperStudio. Программа HyperStudio (https://www.mackiev.com/hyperstudio/index.html) является бесплатной интерактивной системой для разработки ЭОР. В созданных программах реализуется возможность воспроизводить на экране текст (в том числе гипертекст), графические изображения, звук, анимации и видеофрагменты.

Пакет HyperStudio позволяет создавать системы гипермедиа различного объема и сложности. Возможна также запись и редактирование видеофрагментов, воспроизведение и использование цифровых видеозаписей.

eAuthor. Условно-платная система eAuthor (http://www.hypermethod.ru/product/2) разработаны компанией ГиперМетод и является средой для разработки электронных курсов и интерактивных тренингов, тестов и упражнений.

Возможности системы:

■ создание структуры курса, блоков тестирования;

■ интеграция внешних программ;

■ включение в публикацию файлов различных форматов и т.д. Удобно вставлять в курс различные объекты: тексты, рисунки, таблицы и др.;

■ возможность создания интерактивных практикумов, ситуационных игр, тестирование обучаемых, показ действий или модели поведения при работе с системой или решении других задач.

LearningApps.org. LearningApps.org (https://learningapps.org) - это бесплатное приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать интерактивные модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен между педагогами, организовывать работу обучающихся.

Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты.

Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко определённых действий со стороны ученика.

Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку:

■ выбор - упражнения на выбор правильных ответов;

■ распределение - задания на установление соответствия;

■ последовательность - на определение правильной последовательности;

■ заполнение - упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;

■ онлайн-игры - упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.

Айрен. Айрен (https://irenproject.ru/) — это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах.

Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.

При сетевом тестировании учитель видит на своем компьютере подробные сведения об успехах каждого из учащихся. По окончании работы эти данные сохраняются в архиве, где их в дальнейшем можно просматривать и анализировать с помощью встроенных в программу средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, предусмотрено создание тестов в виде автономных исполняемых файлов, которые можно раздать учащимся для прохождения тестирования без использования сети и без сохранения результатов. Такой режим ориентирован прежде всего на тесты, предназначенные для самопроверки. Учащемуся, чтобы

приступить к тестированию, достаточно запустить полученный файл на любом компьютере с Windows, установка каких-либо программ для этого не требуется.

Выводы. Подводя итог вышесказанному, мы видим, что перечисленные Интернет-ресурсы отличаются большим разнообразием по содержанию, форме, способу подачи и представлению материалов. Использование учителем электронных образовательных ресурсов, которые были разработаны им самостоятельно, позволяет:

- оптимально применять в изучении дисциплины;

- выявлять существующие недостатки в ЭОР и своевременно корректировать;

- адаптировать электронный образовательный ресурс под особенности и потребности учащихся;

- грамотно подбирать материал для создания.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0 (дата обращения: 04.08.2018)

2. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. - М.: Агентство «Социальный проект», 2007. - 32 с.

Педагогика

УДК:378.2

аспирант Чотчаева Фатима Аубекировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА КОЛЛЕДЖА В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Рассматриваются подходы к развитию творческой активности преподавателей и мастеров производственного обучения в сфере инклюзивного образования в учреждении среднего профессионального образования. В качестве средства формирования выступает внутриколледжная система повышения квалификации, в основе которой находится модель обучения на рабочем месте. Представлен опыт конкретного образовательного учреждения - одного из субъектов Российской Федерации (Ставропольский край) - по организации работы с педагогами по развитию их творческой активности в рамках курсов повышения квалификации. Приведены примеры результативности работы колледжа в исследуемом направлении.

Ключевые слова: модель обучения на рабочем месте, корпоративный семинар, творческая активность, механизм развития творческой активности.

Annotation. Approaches to the development of creative activity of teachers and masters of industrial training in the field of inclusive education in the institution of secondary vocational education are Considered. As a means of formation acts intracollegiate system of training, which is based on the model of training in the workplace. The article presents the experience of a particular educational institution - one of the subjects of the Russian Federation (Stavropol region) - on the organization of work with teachers to develop their creative activity in the framework of training courses. Examples of the effectiveness of the College in the research direction are given.

Keywords: workplace learning model, corporate seminar, creative activity, mechanism of creative activity development.

Введение. Одним из ведущих показателей профессионализма современного учителя является его отношение к творчеству и участие в творческой деятельности. Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования (Д.Б. Богоявленский, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, А.Маслоу, Б.М. Теплов, И.С. Якиманская и др.) проблема развития творческой активности педагогов в образовательных учреждениях всех уровней образования в том числе и среднего профессионального требует дальнейшего изучения. Чаще всего рассмотрение этого аспекта являлось предметом исследований, посвящённых подготовке будущего учителя в вузе. Однако возможности системы повышения квалификации в развитии творческого потенциала педагогов являются недостаточно изученными. В то время как потенциал этой системы огромен. Таким образом, актуальность исследования обозначенной темы очевидна.

Формулировка цели статьи: раскрыть опыт организации экспериментальной работы по развитию творческой активности педагогов в сфере инклюзивного образования средствами повышения квалификации в учреждении среднего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. В течение пяти лет в Ставропольском колледже связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова реализовывалась экспериментальная программа «Создание универсальной безбарьерной среды в системе среднего профессионального образования» (2012 г.). В рамках эксперимента разработан и апробирован в экспериментальном режиме проект «Подготовка инженерно-педагогического персонала колледжа к инклюзивному образованию средствами повышения квалификации».

С целью выявления исходного уровня готовности персонала колледжа к компетентной работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья и определения наиболее перспективной модели повышения квалификации был проведён экспресс-опрос, в котором приняли участие 60 респондентов (40 преподавателей и 20 мастеров производственного обучения).

Анкета включала следующие вопросы: «В чём Вы видите для себя смысл повышения квалификации?», «Какие варианты повышения квалификации были бы для Вас наиболее предпочтительными?», «Что стимулирует повышение квалификации?», «В чём Вы испытываете затруднения в реализации идей инклюзивного образования?».

Анализ ответов, полученных в ходе опроса, позволил определиться как с формой повышения квалификации, так и содержанием программы обучения. Большинство - 80% респондентов определили в качестве оптимальной формы работы корпоративный семинар колледжа и педагогическая гостиная, то есть отдали предпочтение модели обучения на рабочем месте. Если анализировать данную модель с точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.