Научная статья на тему 'Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей'

Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2134
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / МОДУЛЬНЫЕ МУЛЬТИМЕДИА СИСТЕМЫ / МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / MODULAR MULTIMEDIA OF SYSTEM / INTERSUBJECT INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочисов Валерий Константинович, Гогицаева Ольга Урузбековна, Тимошкина Наталья Викторовна

В статье рассматривается значение электронного образовательного ресурса как нового педагогического инструмента в условиях развития межпредметных связей, отражающих комплексный подход к воспитанию и обучению и позволяющих вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Качественная составляющая электронных образовательных ресурсов обеспечивается основными преимуществами открытых образовательных модульных мультимедиа систем, к которым в первую очередь относится отсутствие содержательных и технических ограничений; возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории обучаемого; открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the importance of e-learning resources as a new pedagogical tool in the development of interdisciplinary connections reflecting a comprehensive approach to education and training and enables to identify how the main elements of the content of education and the relationship between the academic subjects. Quality of electronic educational resources is provided by the main advantages of open educational modular multimedia systems in the first place is the lack of informative and technical constraints; the possibility of constructing the author's training course as a teacher and create an individual educational path of the student; the openness of the e-learning modules for changes, additions, modernization, etc.

Текст научной работы на тему «Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей»

Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей

Кочисов Валерий Константинович д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова», ул. Ватутина, 46, г. Владикавказ, 362025, (928)8641277 [email protected]

Гогицаева Ольга Урузбековна к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова», ул. Ватутина, 46, г. Владикавказ, 362025, (928)2358333 [email protected]

Тимошкина Наталья Викторовна к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова», ул. Ватутина, 46, г. Владикавказ, 362025, (928)8585597 timnatvik@,ramb ler.ru

Аннотация

В статье рассматривается значение электронного образовательного ресурса как нового педагогического инструмента в условиях развития межпредметных связей, отражающих комплексный подход к воспитанию и обучению и позволяющих вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Качественная составляющая электронных образовательных ресурсов обеспечивается основными преимуществами открытых образовательных модульных мультимедиа систем, к которым в первую очередь относится отсутствие содержательных и технических ограничений; возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории обучаемого; открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации и др. The article discusses the importance of e-learning resources as a new pedagogical tool in the development of interdisciplinary connections reflecting a comprehensive approach to education and training and enables to identify how the main elements of the content of education and the relationship between the academic subjects. Quality of electronic educational resources is provided by the main advantages of open educational modular multimedia systems in the first place is the lack of informative and technical constraints; the possibility of constructing the author's training course as a teacher and create an individual educational path of the student; the openness of the e-learning modules for changes, additions, modernization, etc.

Ключевые слова

Электронный образовательный ресурс, модульные мультимедиа системы,

межпредметное взаимодействие

Electronic educational resource, modular multimedia of system, intersubject

interaction

Общая характеристика ЭОР

В задачи современной системы образования входит не столько передача обучаемым как можно большего объема знаний, сколько умение их добывать, способность ориентироваться в потоке современной информации. Основная цель -подготовить интеллектуально-развитых, творческих личностей; раскрыть их индивидуальные способности на основе вовлечения в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знания. Необходимо гуманитарное, языковое развитие студентов, способствующее их общему культурному и интеллектуальному развитию.

Современный многосторонний учебный процесс состоит из целого ряда факторов, способствующих подготовке квалифицированных специалистов. От организации таких видов работ, как самостоятельная и проектная работы студентов, зависит качество и надежность знаний будущего специалиста, его умение самостоятельно решать сложные вопросы, успешность его будущей профессиональной деятельности.

Проблема создания высокоэффективного учебного заведения заключается в ориентации на организацию современной системы образования, включающей различные формы обучения. Авторитет учебного заведения и конкурентоспособность его выпускников зависит от выбранных моделей обучения, посредством которых осуществляется учебный процесс. Выявить и провести классификацию используемых моделей, предложить новые - в этом заключается решение поставленной проблемы.

В этих условиях, педагог, как один из важнейших участников образовательного процесса не может не учитывать в работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий (ИТ). С одной стороны, с каждым днем появляются новые средства, использование которых способствует повышению эффективности обучения. С другой, - информатизация большинства областей научной и практической деятельности человека объективно заставляет преподавателей пересматривать содержание обучения, оперативно расширять и углублять его за счет информации, полученной с помощью новейших ИТ, в частности электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [1].

ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В своем исследовании мы исходим из представления о том, что это наиболее современные и эффективные для использования в образовательном процессе образовательные ресурсы, воспроизведение которых осуществляется с помощью компьютера.

Все более широкое применение в образовательной практике ЭОР достигается благодаря таким основным инновационным качествам как:

I. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестация (контроль).

II. Интерактивность, обеспечивающая реальное резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Это принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, позволяет развивать

активно -деятельностные формы обучения.

III. Возможность более полноценного обучения вне учебной аудитории, т.е. возможность реализации вне аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только на занятии: изучение нового материала на предметной основе, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к экзамену, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.

Осин А.В. в своих работах, посвященных проблемам создания учебных материалов нового поколения, предлагает рассматривать эффективность использования новых педагогических инструментов, исходя из уровня их интерактивности, как базового инструмента компьютерных технологий обучения [2].

В своем исследовании, при определении уровня интерактивности мы исходим из международного определения уровня интерактивности:

1). Простой, или пассивный, уровень отличается минимальным количеством действий пользователя, и соответственно небольшими функциональными возможностями интерактива. В качестве примера можно привести управление презентацией (пуск, следующий слайд, предыдущий слайд, остановка и т.д.).

2). Ограниченный уровень характеризуется тем, что взаимодействие с учебным продуктом организуется как процесс, в котором обучаемый реагирует на отдельные запросы. Примером может служить процесс тестирования, который осуществляется как выбор одного или нескольких ответов.

3). Полноценный уровень интерактивности отличается разнообразной реакцией обучаемых на многочисленные учебные запросы, тем самым расширяется спектр способов взаимодействия. Например, распознавание речи, моделирование, использование сложной навигации и т.д.

4). Уровень реального масштаба времени заключается во взаимодействие обучаемого со средой, моделирующей реальные объекты и процессы, то есть полноценное использование интерактива, мультимедиа и моделинга, формирующих учебную среду, приближенную к виртуальной реальности [3].

Таким образом, уровень интерактивности - понятие качественное, отражающее уровень активности пользователя, которая определяется функциональными возможностями учебного продукта.

В качестве примера можно сослаться на LearningApps.org, которая является приложением Web 2.0 и предназначена для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей (рис.1).

Предлагаемые модули могут быть естественным образом включены в содержание обучения, но их можно и изменять, то есть создавать в оперативном режиме. Целью создания площадки LearningApps.org является создание коллекции интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность.

Рис. 1. Пример интерактивного задания для студентов на площадке

LearningApps.org.

В характеристике электронного образовательного ресурса обращается внимание на его содержание и навигацию. Контент, или содержание, является его основой, представлен, как правило информацией, разбитой по блокам, модулям в формализованном виде. Информационный блок представлен гораздо шире, чем требуется для запоминания обучаемому, так как речь идет не просто о передаче информации, но и о развитии исследовательских умений и навыков. Речь идет о формировании прагматичной системы знаний: получение информации, практические занятия и аттестация, которые осуществляются в активно-деятельностных формах обучения.

Навигация - вторая характеристика ЭОР, определяет способы перехода от одного раздела к другому, способствует движению по контенту.

Исходя из этих характеристик можно выделить пограничные уровни интерактивности ЭОР:

- минимальный уровень - смысловая нагрузка лежит на текстовых компонентах контента и навигация осуществляется по элементам текста;

- максимальный уровень - смысловая нагрузка распределяется по визуальным объектам, то есть основную нагрузку несут аудиовизуальные компоненты.

При реализации первого уровня интерактивности обучаемый путешествует исключительно по тексту и последовательно переходит от одного информационного раздела к другому (точно так же как мы пользуемся книгой).

Второй уровень интерактивности приближен к виртуальной реальности. В этом случае находят свое отражение натуральные объекты, процессы и т.д. (так мы познаем окружающий мир).

Образовательные модульные мультимедиа системы и ЭОР

Качество ЭОР обеспечивается основными преимуществами открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС):

1. Отсутствие содержательных и технических ограничений дает возможность полноценного использования новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделинга, коммуникативности и производительности пользователя -в сочетании с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях.

2. Возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории обучаемого обеспечивается благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей внутри ЭОР и возможности выбора их оптимальной с персональной точки зрения комбинации для курса по предмету [4,5].

3. Неограниченный жизненный цикл системы обеспечивается автономностью каждого учебного модуля, а также тем, что ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколько-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

4. Открытость разработанной архитектуры, прежде всего, совокупного контента ОМС, открытого для расширений как в аспекте тематических элементов (например, в случае открытия новых знаний по предмету), так и в аспекте вариативов (например, в случае появления новой методической идеи или более эффективной мультимедиа технологии для представления материала).

5. Открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации позволяет изменить, дополнить или использовать в качестве шаблона для создания ЭУМ с совершенно иным контентом исходный текст, ведь такие языки программирования, используемые для создания ЭОР, как Java script или XML являются интерпретируемыми.

6. Наконец, построенное по модульному принципу клиентское программное обеспечение ОМС позволяет неограниченно расширять, например, возможности плеера. В целом архитектура «клиент - сервер» определяет возможность многоплатформенного использования системы. При этом переход на другую платформу (например, от Windows к Linux) не требуется никаких изменений в электронных учебных модулях.

Итак, совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения. Определенные преимущества ОМС обеспечивают такой уровень качества ЭОР, который можно считать необходимым для их широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, а также открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в т. ч. - дистанционных.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, то имеем в виду, что такой ЭОР имеет определенные характеристики:

1. Способность одновременно воспроизводить на экране и в звуке некоторую совокупность объектов, представленных множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

2. Логическая связь всех представляемых объектов.

3. Подчинение определенной дидактической идее всех объектов.

4. Взаимозависимость всех представляемых объектов: изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других.

5. Развитые межпредметные связи всех представляемых объектов, позволяющие вместо запоминания фактов и стандартных действий проверить

понимание предмета, а что еще более важно - оценить знания, умения, навыки в комплексе, при наличии межпредметных связей. На наш взгляд это особо значимая характеристика, так как межпредметные связи включают обучаемых в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по разным предметам.

Появление электронных образовательных ресурсов вызвало не только естественную необходимость освоения компьютерных технологий преподавателями вуза, но и заставило принимать их динамичность, учиться быть активными их творцами. Сегодня быть современным педагогом означает органично использовать возможности ЭОР для повышения эффективности образовательного процесса, организации коммуникации участников обучения, дистанционного взаимодействия (рис.2, рис.3).

Рис. 2. Пример проведения компьютерной игры на тему «Что такое память?» на

площадке LearningApps.org.

Обширные коммуникационные сервисы интернет оказались чрезвычайно полезны и необходимы для организации сообществ профессионалов, позволили включать и заинтересовывать командной работой педагогов и студентов, повышая качество обучения, поддерживая заинтересованность и организуя необходимую межпредметную интеграцию. Таким образом, с одной стороны, создались комфортные условия для развития проектного движения самой разной направленности, а с другой стороны, потребовались в повседневной практике преподавателя новые компетенции, связанные с возможностями ЭОР. Полагаем, что создавая специальную среду, способствующую участию педагогов в интернет-проектах, мы будем помогать им развивать указанные компетенции, а значит, благотворно влиять на рост профессиональной компетентности в целом.

Рис. 3. Пример задания междисциплинарного характера на площадке «МооШе».

Предполагается, что результатом участия в коллективных интернет-проектах разной направленности станет не только формирование определенных компетенций у педагогов, но также сплочение коллектива кафедры, факультета, объединение преподавателей и студентов в реализации общих целей, интеграция и создание межпредметных связей, создание прозрачных и привлекательных условий для наблюдения за образовательным процессом.

Межпредметный характер ЭОР

Межпредметные связи (МПС) в обучении, отражают комплексный подход к воспитанию и обучению и позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.

На наш взгляд, межпредметное взаимодействие в образовательном процессе может осуществляться на разных уровнях. Первый уровень - это уровень низкого межнаучного взаимодействия (межпредметные связи осуществляются внутри предметов какого-либо цикла: биологического - ботаника, зоология и др., филологического - русский язык, литература и др.). Второй уровень - уровень среднего межнаучного взаимодействия (межпредметные связи осуществляются внутри предметов естественнонаучного цикла - биология, физика, гуманитарного цикла - педагогика, психология). Третий уровень - уровень высокого межнаучного взаимодействия (межпредметные связи осуществляются с дисциплинами, которые позволяют показать обучаемым связь частных понятий с философскими категориями).

Реализация межнаучного взаимодействия требует решения ряд задач, главной из которых является определение функции каждого предмета в общей системе образования.

Электронный образовательный ресурс с вышеперечисленными характеристиками может способствовать решению эмпирических задач в условиях, которые приближены к реальным. Получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, потому что на любой ступени образования нужно организовать практические занятия и итоговую аттестацию, осуществляемую (желательно) на предметной базе другой отрасли.

Как показывает жизненный опыт, решение любой практической задачи в реальных условиях всегда требует привлечения знаний из нескольких предметных областей. Поэтому основной вопрос, который необходимо решить - это вопрос о том, как подойти к решению этой проблемы в условиях, когда раздельное изучение предметов является одним из основополагающих принципов современного обучения? В связи с этим в педагогике серьёзно рассматривается проблема межпредметных связей. Отсюда следует, что придется отказаться от «попредметного» описания окружающего мира, которым мы пользовались до сих пор, и опровергнуть известный научный принцип: «Сначала анализ, затем - синтез».

При помощи электронных образовательных ресурсов мы можем достаточно точно представить фрагмент реального мира, и учебная задача, которую предстоит решить, не может не быть межпредметной, другими словами работа в виртуальной среде метапредметна. Отсюда вывод - необходимо уже сейчас задуматься об изменении одного из основных дидактических принципов обучения - разделении знаний по предметным областям. И как следствие, изменение педагогических технологий.

Анализ исследований Сергеева С.Ф. показал, что традиционные, классические модели обучения в виде дидактического треугольника, который включают в себя ученика, учителя и учебное содержание, отражают ряд дидактических принципов, рассматривающих в качестве важнейшего эффективного элемента среды обучения преподавателя, реализующего определенную методику обучения.

Ученик является субъектом педагогического воздействия, а значит его учебная деятельность, в известной мере, носит пассивный характер. Качество педагогического процесса определяются отношениями между педагогом и учеником В связи с чем, проектировщики электронных систем обучения и тренажеров считают, что для того, чтобы создать эффективную систему электронного обучения достаточно с помощью технологии смоделировать определенную рабочую среду, с функциями и логикой действий педагога. Это, безусловно во многом спорное с точки зрения психологии и педагогической психологии, предположение широко распространено в инженерно-педагогической среде и по сути дела является основой е-дидактики - комплексной дисциплины о методах обучения в условиях внедрения новых педагогических технологий.

Основной постулат концепции ориентирующей кооперации гласит, что обучающие системы - это системы, организующие и поддерживающие информационную среду в виде динамического комплекса, в котором проходят процессы коммуникации, которые ориентируют когнитивные и личностные механизмы ученика в зоне учебного содержания, направленные на порождение (конструирование) учебного результата (рис.4). В результате деятельности педагогической коммуникации, в процессе ее осуществления, формируется социальная система, которая производит в результате своей эволюции направленные изменения в когнитивной и личностной системах человека. Сергеев С.Ф. отмечает, что такие метасистемы возникают на период работы любой коммуникации.

Направленность на получение педагогического результата является отличием обучающей коммуникационной метасистемы. Роль преподавателя в этом процессе заключается в поддержании вектора обучающей коммуникации в направлении обеспечения обучающего эффекта. Таким образом, педагог создает

условия для возникновения обучающей коммуникации и при этом его деятельность остается самостоятельной. Следует отметить, что в процессе коммуникации его свобода и активность ограничены свойствами и механизмами самоорганизации, возникающими и действующими в конкретной учебной ситуации.

Исследования Сергеева С.Ф. в этом направлении привели его к следующим выводам о том, что создание современных эффективных компьютерных обучающих систем сдерживается ограничениями, вызываемыми классическими взглядами на обучение, формирующими дидактику е-обучения; развитие неклассической методологии обучения, ориентированного на среду, появление сетевых глобальных технологий и методов сетевой интеграции разнородных данных позволяет реализовать перспективные технологии обучения, учитывающие процессы самоорганизации в психике человека и социальной коммуникации в условиях тотальной информационной интеграции виртуального и физического миров [6,7].

Рис. 4. Пример структуризации лекционного материала на площадке «МооШе».

Практическая реализация проблемы исследования

В настоящее время методики преподавания, образовательные технологии развиваются непрерывно и необходимы существенные перемены, которые направлены на решение актуальных задач. Чаще всего педагоги, методисты говорят о проблемном подходе, деятельностных формах обучения, компетентностях. Издатели полиграфической продукции придумывают специальные рабочие тетради, учебно-методические комплекты и т.д. И те, и другие предпочитают заменять термин «обучение» (репродуктивное, в центре которого - учитель, передающий свои знания) на «учение» (продуктивное, в центре которого - достаточно самостоятельный ученик).

Психология традиционно является одним из самых обеспеченных с точки

зрения использования электронных изданий и ресурсов дисциплин. И это неслучайно, поскольку именно в психологии информационные и телекоммуникационные технологии могут выступать в качестве и объекта, и средства обучения. Большинство ресурсов, применяемых в обучении психологии, все-таки имеют инструментальный характер. С их помощью студенты овладевают приемами работы с конкретными информационными технологиями и получают знания об определенных психических явлениях.

Работа с компьютером носит интерактивный характер, так как с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь», пользователь получает какие-то результаты, например, разыскивает определенный фрагмент текстовой информации (рис.5, рис.6). Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики, несмотря на то, что найденный текстовый фрагмент, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в учебнике.

Рис. 5. Пример размещения интерактивного электронного контента на

площадке «МооШе».

Г! хТ В Я-!.. »Т^^'л

, LearningApps.org Л

О, Вси у примени» & Ноооч улрыигемии

Полневатсльмыс процессы

□б зтои припаз

Упражнение пришнать или отослать

Адрес а Мишине: Мр^/ииймАдо.ефИ 180ЗД

е 0ЩЙ

Ьпр ,4 »лстигк^рр«, егг^иы1 11002^-1

Рис. 6. Пример интерактивного задания на тему «Познавательные процессы» на

площадке LearningApps.org.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами - содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Тогда студент решает учебные задачи уже другого предмета, например, иностранного языка, на котором ведется переписка с преподавателем или даже специалистом другой области знаний.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом ЭОР. Заметим, что ЭОР, представляющий некоторый фрагмент реального или воображаемого мира, выполняет тем самым определённую функцию интеграции предметных областей, и учебная деятельность становится метапредметной [8].

Анализ и оценка исследования

Электронные образовательные ресурсы обладают такими инновационными характеристиками, как обеспечение всех этапов образовательного процесса: от получения информации до проведения практических занятий и аттестаций знаний студентов; интерактивность, которая обеспечивает значительное расширение возможностей самостоятельной учебной работы, позволяющей развивать активно-деятельностные формы обучения; возможность более полноценного обучения вне учебной аудитории (изучение нового материала на предметной основе, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к экзамену и т.д.).

Обучение с использованием ЭОР предоставляет широкие возможности не только для ознакомления студентов с новейшими технологическими разработками, но и повышения эффективности изучения ими фундаментальных основ психологии,

так как происходит развитие личности студента, осуществляется его подготовка к самостоятельной творческой деятельности в условиях современного информационного общества, благодаря особенностям общения с компьютером совершается развитие конструктивного, алгоритмического мышления. В процессе использования ЭОР в качестве тренажёров формируется умение принимать оптимальные решения в сложной ситуации. Участие студентов в разработке ЭОР ведет к развитию навыков исследовательской деятельности, они учатся обрабатывать получаемую информацию, трансформировать ее в новый вид, в конечном итоге, происходит формирование информационной культуры.

Использование ЭОР в ходе обучения дает студентам возможность получать необходимую информацию из разнообразных источников, опубликованных во всем мире, в том числе на английском языке; оперативно обмениваться информацией и идеями как с другими студентами и педагогами, так и со специалистами в других, смежных областях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве примера возьмём любой тематический элемент, который предстоит изучить и представим технологическую последовательность работы с ЭОР:

1. Изучение нового материала начинается не в аудитории, а дома, в качестве домашнего задания, представленного в одном из модулей ЭОР.

2. Проведение выборочного опроса не обязательно - просмотра результатов домашней самоаттестации оказывается достаточно, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса имеет гораздо большее значение, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса.

3. Замена одностороннего изложения учебного материала на процедуру ответов на вопросы, возникшие у студентов при выполнении домашнего задания. Последующее формулирование общих выводов студентами в процессе дискуссии, требующей от педагога детализации, дополнений, разъяснений.

4. Сравнение результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных предметных областей.

В данном модельном варианте занятие проходит преимущественно в форме активного общения.

Внедрение в учебный процесс дистанционных форм обучения постепенно меняет функцию преподавателя с доминирующей на поддерживающую, заставляя осваивать функции консультанта, тьютора, в чьи задачи входят: помощь в достижении наилучшего образовательного результата; отслеживание хода обучения; организация групповых и индивидуальных образовательных консультаций; поддержка студента в процессе реализации его индивидуального образовательного маршрута. В рамках учебного модуля «Психология» среди студентов психолого-педагогического факультета СОГУ им. К.Л. Хетагурова несколько лет подряд (20122015 гг.) проводится анкетирование, касающееся вопросов использования существующих и разработки собственных мультимедийных средств. Анализ полученных результатов, а также личные беседы с преподавателями общеобразовательных учреждений позволяет говорить о том, что для многих студентов и преподавателей на первый план выходит вопрос, касающийся разработки и последующего размещения в сетевом пространстве авторских образовательных видеоресурсов [9].

Электронное интерактивное обучение предполагает использование различных сетевых сервисов для организации онлайн-консультирования: web-сервисы для видеочатов (Skype, Google Hangouts), социальные сети (Вконтакте, Facebook), сетевые решения для проведения вебинаров и видеоконференций (iMind). Для организации онлайн-консультирования в образовательной среде относительно новым и наиболее интересным облачным сервисом является интерактивная виртуальная доска. Данный сетевой социальный ресурс позволяет совершать

совместные действия по созданию и редактированию различных текстовых документов, рисунков, размещению видео, проектированию. Участники работают удаленно, используя встроенные инструменты для размещения заметок и комментариев на рабочей поверхности доски, а также имеющиеся текстовые и видеочаты. Среди предлагаемых разработчиками сервисов (WikiWall, Scribblar) стоит выделить два ресурса для создания интерактивных виртуальных досок: Twiddla (www.twiddla.com) и RealtimeBoard (www.realtimeboard.com). В данных сетевых ресурсах пользователь имеет возможность размещать на рабочей поверхности различные файлы (презентации, электронные таблицы, текстовые файлы и файлы в формате pdf, рисунки, фотографии и различные геометрические элементы для создания разнообразных блок-схем, работать совместно над формулами, текстовыми документами, встраивать html-код и виджеты. Для организации общения и консультаций преподаватель может использовать текстовый и голосовой чат.

Конечно, такая модель имеет множество частных случаев. Например, компьютерный контроль можно провести в аудитории (во избежание сомнений в персонализации результатов) [10,11].

На этапе изучения нового материала можно проводить занятия также в компьютерном классе с преподавателем. При этом сокращение временных затрат по сравнению с устным изложением вполне ощутимо. Кроме того, с помощью ЭОР повышается информационный объем лекционного занятия, излагается больше материала. Заранее подобранный Интернет-ресурс позволяет выполнять аудиторно с необходимой скоростью, полнотой и корректностью такие действия, как, составление схем, установление этапов решения кроссвордов. Все это существенно повышает наглядность занятий, делает их более разнообразными, что вполне естественно привлекает внимание студентов и не может не оказать положительного влияния на мотивацию учащихся к изучению теоретического материала (рис.7).

Использование системы Moodle позволяет облегчить доставку учебного материала студентам и ускорить процесс оценивания результатов обучения (нет необходимости распечатывать выполненные студентами задания, сразу можно выставить оценку и отправить комментарии). Система Moodle позволяет использовать информационные ресурсы и виды деятельности различных типов. В настоящее время мы используем следующие типы информационных ресурсов: файл, ссылка на веб-страницу и глоссарий. Из видов деятельности - задание, тест, лекция. Элемент «Задание» используется для осуществления мероприятий текущего контроля знаний студентов, а при проведении промежуточной аттестации используется элемент «Тест». По результатам выполнения теста можно узнать, сколько студентов получили соответствующие оценки, а также просмотреть попытки ответа студента на вопросы теста и проанализировать допущенные ошибки.

Для анализа результатов обучения можно изучить график диапазонов оценок, который можно увидеть под итоговой таблицей с оценками. На таких графиках показано количества студентов, получивших различные оценки. Результаты разбиваются по диапазонам (например, в одном из тестов диапазон оценок 4,00 - 4, 25 получили 12 человек). Кроме того, на графиках можно увидеть, в какие интервалы попадает большинство оценок, полученных студентами. По этим данным можно судить об успеваемости группы. Если говорить о таблице результатов теста, то можно посмотреть общее среднее по каждому вопросу для всей группы и среднее по каждому вопросу по отдельному студенту. Если значение отрицательное, то студенту целесообразно дать рекомендации повторить материал по данному вопросу. Элемент «задание» используется для получения на проверку файлов заданий, выполненных студентами.

Рис. 7. Пример задания в виде кроссворда на площадке LearningApps.org. Заключение

Необходимо сказать о том, что возможности электронных образовательных ресурсов не могут быть реализованы в условиях традиционной образовательной системы. Это связано с тем, что преподаватель на занятиях и книга дома дают информацию, в аудитории пишут лекции, а на экзамене/зачете педагог проводит аттестацию, которая, к сожалению, довольно часто сводится к контролю запоминания законов, фактов и правил. Для оптимизации данных форм обучения требуется развитие новых образовательных технологий. Доминирующими тенденциями в этом процессе является расширение возможностей студентов в самостоятельной учебной работе (аудиовизуальная информация, практика, аттестация - вне аудиторного занятия) и рост творческого компонента в деятельности преподавателя в аудитории. Предполагается постепенный переход в деятельности педагога от вещания к дискуссии со студентами (когда ведущими направлениями деятельности преподавателя становятся сопровождение и поддержка, консультирование, создание условий для общения) и перенос многих традиционно аудиторных видов занятий во внеаудиторную (самостоятельную) часть учебной работы.

Информатизация лекций позволяет при объяснении нового материала демонстрировать возможности и области применения специализированных других компьютерных пакетов. Так, можно практически мгновенно и качественно построить схему, например, динамики развития конфликтной ситуации. Для этого лишь необходимо ссылки на специализированные пакеты и ресурсы собрать в соответствующих разделах ЭОР.

Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов позволяет расширить набор педагогических приёмов и методов преподавателя, нацелить студентов на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым

вопросам, совершенствование своих умений в переработке и представлении информации (подготовка рефератов, презентаций, сообщений, докладов, опорных конспектов и т.д.). Широкое внедрения ЭОР и эффективное их использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельностных форм обучения, открывают перспективы новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы [12,13].

Бесспорно, подобная работа педагога требует соответствующей подготовки, но зато и главные преимущества - повышение эффективности учебного процесса налицо.

Разумеется, разработка частных методик, опытная проверка основных положений ещё предстоит. При этом основная задача заключается в том, чтобы педагогический корпус стал не просто сторонником, но создателем новых методик и технологий, способов и средств обучения.

Для решения вышеуказанных проблем рекомендуется развивать в вузе интерес профессорско-преподавательского состава к инновационным технологиям и методам обучения, обеспечивать административные условия и материальное стимулирование для их использования. Важно организовать повышение квалификации преподавателей, проведение учебно-методических семинаров, вебинаров, всех форм обмена опытом по данной проблематике. Логическим завершением здесь будет продуманная система контроля, например, в виде зачета на знание принципов инновационного подхода, технологий и методов инновационного обучения, владение методикой использования отдельных видов ЭОР в образовательном процессе. Необходимо также продумать систему стимулирования преподавателей, активно использующих в учебном процессе инновационный подход, регулярно повышающих свою квалификацию, в частности, в области информационно-коммуникационных технологий, т.е. свою информационную культуру; имеющих разработки и публикации по инновационным методам и технологиям обучения.

Задача вуза обеспечить: возможность участия преподавателей в вебинарах по инновационным методам обучения и просмотр повтора материалов вебинара в записи; необходимым техническим оснащением каждой аудитории (мультимедийной установкой, экраном, ПК, интерактивной доской, программным обеспечением, видеотекой, и другими востребованными в образовательном процессе ИКТ), а также способствовать снижению конфликтности во взаимоотношениях по линии «преподаватель-студент» и «преподаватель-преподаватель».

Литература

1. Галеев И.Х. Проблемы и опыт проектирования ИОС // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2014. - V.17. - №4. - C.526-542. - ISSN 1436-4522. URL: http ://ifets.ieee.org/russian/periodical/j ournal. html

2. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы //Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып. 4. - М.: Просвещение, 2007.

3. Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения //Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - М.: Просвещение. - 2003. - №2.

4. Галеев И.Х., В.И. Чепегин, С.А. Сосновский МОНАП-II - авторские средства проектирования интеллектуальных обучающих систем // Управляющие системы и машины, № 3-4. 2002 г. - С. 80-86. - ISSN 0130-5395.

5. Галеев И.Х., Д.Л. Храмов, А.П. Светлаков, О.В. Колосов. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции

«Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. - С. 33-35.

6. Сергеев С.Ф. Еще раз про E-Learning дидактику: острые углы методологического круга //Образовательные технологии и общество. - Том 18. -№1. - 2015. - С. 589-599.

7. Сергеев С.Ф. Образовательные среды в постнеклассических представлениях когнитивной педагогики //Открытое образование. - 2012. - № 1. - С. 90-100.

8. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Тимошкина Н.В. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе //В мире научных открытий. - 2014. - № 11 (59). - С. 143-160.

9. Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Тимошкина Н.В. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе //Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18. - № 1. - С. 395-407.

10. Парфёнова A.C. Педагогические условия использования информационных ресурсов в обучении студентов профессионально-педагогического вуза /A.C. Парфёнова // Образование и наука. - 2010. - № 2(50). - С. 93-98.

11. Парфёнова, A.C. Повышение качества образования: информационная грамотность /A.C. Парфёнова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сб. науч. тр. / Под ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьева. - Екатеринбург: Изд-во «Трудиздат», 2009. - вып. 11. - С. 314-318

12. Стариков С.А. Информационные и коммуникационные технологии в системе образования //Образование и наука. Изв. УрО РАО. - 2009. - № 10(67). - С. 94101.

13. Educational software components of tomorrow website [Электронный ресурс]. -URL: http://civil5.org/e/educational-software-pdf-s24/ (дата обращения 10.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.