Везиров Т.Т.
мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы в профессиональной подготовке студентов бакалавриата
Современное образовательное пространство для формирования профессионально значимой личности требует создания условий, при которых становятся возможными процессы получения знаний самими обучающимися, их активная и продуктивная познавательная деятельность. развитие форм электронного обучения, организация их в учебном заведении активно обсуждается в профессиональном сообществе и реализуется в системе подготовки профессиональных кадров. Создание современного информационного пространства, дающего новые возможности, делающего жизнь и обучение более интересными и увлекательными, требует использования в образовательном процессе таких инноваций, как компьютерные технологии обучения, интерактивные мультимедиа, обучение на основе web-технологий, on-line обучение, case-технология и т.п., позволяет повысить уровень квалификации современного преподавателя, способствует мобилизации самостоятельности обучающегося и улучшают его профессиональную подготовку.
Одним из направлений, существенно повышающим интерес обучающихся и рост качества образования на данном этапе, можно считать широкое внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов.
Современные образовательные стандарты и нормативы указывают на возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов (эОр) в учебном процессе вместе с печатными (или вместо них). Причем, при расчёте количества экземпляров учитывается количество компьютеров, с которых возможен доступ к конкретному ресурсу.
Согласно п.1. ст.18 Закона «Об образовании в рФ» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) [1].
В нормативных документах также определяются возможности применения
эОр для целей образования. эти возможности связаны с дидактическими свойствами эОр, такими как «интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизация различных видов учебных работ». При этом интерактивность созданного эОр должна рассматриваться по структуре изложения материала, логике содержания и возможностей пользовательского интерфейса, по месту студентов как субъектов образовательного процесса, их восприятия и видов деятельности.
на актуальность использования эОр в учебном процессе указывают исследования Л.Л. Босовой, Л.Х. Зайнутдиновой, А.А. кузнецова, И.В. роберт и др., в которых показано, что ИМЗУ способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения. кроме того, в этих работах делается вывод, что в условиях применения эОр осуществляется индивидуализация обучения, формируются умения осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие.
Вопросами применения электронных средств обучения в вузе занимаются такие ученые, как С.г. Гусева, Ю.С. Залогин, А.А. Леонтьев, Л.Ф. Соловьева, А.А. Кузнецов Н.Г. Семенова, В.А. Стародубцев и др. Они указывали, что система высшего образования должна осуществлять опережающую подготовку специалистов в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности и способствовать комплексному формированию у них информационной культуры.
Технологии создания и применения эОр посвятили исследования такие авторы, как О.В. Солнышкова [6], Ю.С. романова [5], Е.Н. Остроумова [4] и многие другие.
В практике педагогической деятельности преподавателей ВУЗа можно выделить два основных направления понимания сущности эОр. Отправной точкой для первого направления является понятие «электронный ресурс», предоставляющее возможность исследователям данной проблемы провести знак равенства между любым видом учебного материала в электронной форме и электронным ресурсом. Таким образом, к электронному образовательному ресурсу можно отнести любой воспроизводимый посредством компьютера информационный продукт.
Основу второго направления определения понятия «электронный образовательный ресурс» составляет его рассмотрение как комплексного феномена, т.е. это комплексный тематически выстроенный учебный материал, представленный в компьютерной сети. Тогда, можно считать, что под электронным учебником подразумевается целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, аудио, видео и т.п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования у них совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области.
По характеру представления информации ГОСТ р 52657-2006 [2] подразделяет эОр на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Тем самым эОр позиционируется как главное понятие, находящееся на вершине иерархической системы.
Одним из эОр, относящихся к категории педагогических электронных образовательных ресурсов, является электронный учебно-методический комплекс.
Проблема «электронного учебно-методического комплекса» как средства радикального повышения эффективности подготовки обучающихся и их активизации самостоятельной работы за счет кардинального улучшения понимаемости учебных материалов, развития творческого подхода, «погружения» в изучаемую дисциплину в форме мультимедийной и интерактивной среды, является актуальным в образовательных учреждениях, в которых происходит интеграция науки и образования.
В своей работе Л.А. Карнаух [3] отмечает, что для развития профессиональной подготовки будущего специалиста процесс обучения в вузе необходимо организовать так, чтобы он стимулировал погружение студентов в работу с информацией, побуждал их сознательно формировать и развивать навыки работы с информацией, давал возможность закрепить полученные навыки в непосредственной учебной деятельности.
По нашему мнению, большую роль в профессиональной подготовке играет такое вузовское образование, которое формирует специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производства информации и дальнейшего ее использования.
В результате исследований, проводимых научно-исследовательским институтом психологии, установлено, что человек усваивает 10% того, что видит, 40-50% того, что видит и слышит, 60-70% того, что видит, слышит и имеет возможность проговаривать, 90% того, что видит, слышит, проговаривает и делает. Именно последний вариант реализуется в организации обучения на основе электронного учебно-методического комплекса (эУМК) за счет использования различных форматов представления образовательных ресурсов и инновационных технологий обучения, что дает возможность обучающимся быстро и качественно усваивать очень большой объем информации и получать навыки практической деятельности.
нелинейная структура образовательных модулей, технологические карты, правильно подобранные фрагменты видеофильма, озвученные интерактивные слайд-фильмы и встроенные в занятие фрагменты учебных программ подбираются педагогом, исходя из семантической составляющей занятия и неизбежно несут собственную учебную информацию. При этом обучающийся, самостоятельно осваивающий содержание соответствующего объема, активизирует когнитивные процессы и формирует собственную информационную картину.
Мультимедийные средства, берущие на себя функции проектирования хода занятия, обеспечивают их использование (на всех этапах учебного занятия). В
большинстве случаев такие средства недостаточно приспособлены к традиционным технологиям обучения: как готовый продукт они содержат заранее заданные цели своего автора и ориентированы на некую идеальную целевую группу.
В этом случае деятельность педагога ограничивается техническим менеджментом в процессе самообразования обучающихся.
Другое дело, если такой мультимедийный продукт разрабатывает сам педагог. Тогда он учитывает все возможности: свои образовательные цели, прагматические потребности конкретной группы и возможности отдельного обучающегося. Современные мультимедийные средства позволяют использовать их как конструктор учебной деятельности, как средство дифференцированного и программированного обучения.
Разумеется, не может идти речи о замене педагога целиком или частично. В конечном счете именно педагог ответственен за учебное занятие, и он определяет, какую учебную функцию возьмет на себя определенное им мультимедийное средство. Однако при организации эффективного обучения педагог должен быть готов к изменению ролей: от сценариста занятия к сопровождающему процесс обучения на основе готовых информационно-учебных модулей.
ЭУМК нами рассматриваются как один из важнейших элементов информационной образовательной среды (ИОС) вуза, и считаем, что ее внедрение в вузе увеличивает разнообразие средств обучения, а значит, повышает познавательную активность в ходе самостоятельной работы студентов. В аудиториях к таким средствам относятся: интерактивные доски, классы с системами видеоконференций, компьютеры с доступом к широкому спектру учебного контента, виртуальные тренажёры и др. Вне аудиторий студент получает доступ к различным ЭУМК (к электронной библиотеке вуза, к мультимедийным учебникам в сети или на носителях, к видеоконтенту, другим сетевым образовательным ресурсам).
Использование эУМк предоставляет возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого студента и осуществления перехода от простого усвоения совокупности знаний к деятельностному, развивающему обучению, а в результате - формированию профессиональной компетентности в условиях современной информационной образовательной среды.
В Дагестанском государственном университете на кафедре информационного права и информатики нами разрабатываются ЭУМК по дисциплинам, читаемым будущим информатикам-юристам. При этом учитываются три важнейших направления современного образования: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, сетевая форма реализации образовательных программ.
Профессиональная подготовка информатика-юриста существенно отличается от аналогичной подготовки будущего юриста или программиста. Информа-тик-юрист получает бинарную профессиональную подготовку. Во-первых, как специалист в области юриспруденции он должен быть наделён знаниями в области традиционной логики, восходящей к Аристотелю. Во-вторых, как специалист в области информационных технологий он должен обладать знаниями в
области математической логики и теории алгоритмов.
Информатик-юрист в своей профессиональной деятельности решает правовые задачи с использованием математического аппарата и средств вычислительной техники. Информатик-юрист должен быть подготовлен к решению задач по созданию, внедрению и обслуживанию информационно-правовых систем; разработке компьютерных моделей решения правовых задач; расследованию преступлений в сфере компьютерных технологий; обеспечению программной и правовой защиты информационных систем; решению задач глобальной информатизации всей правовой деятельности в целом по стране.
Сложность профессиональной подготовки будущих информатиков-юри-стов заключается в том, что успех в профессиональной деятельности не гарантируется только приобретением необходимых знаний, умений, навыков и формированием профессионально значимых качеств, но необычайно актуализируется способность выпускника к алгоритмическому мышлению и мотивационно-цен-ностное стремление к постоянному обновлению своих профессиональных знаний.
Поскольку полученные знания не успевают за лавинообразным ростом объема информации, а также развитием компьютерных средств, причем очевидно, что этот рост в дальнейшем будет только увеличиваться. Поэтому особенно им необходимо своевременное пополнение знаний в соответствии с современными научными разработками и достижениями в данной области. Именно вышесказанное обусловливает специфику профессиональной подготовки будущих информатиков-юристов и определяет формирование у них профессиональных компетенций, важную роль в котором играет ИОС вуза.
эУМК по нашим дисциплинам имеет блочно-модульную структуру, основу содержания которого составили идеи развивающего, проблемно-модульного и личностно-ориентированного обучения, аксиологического подхода, эвристического и исследовательского методов, направленных на формирование познавательной самостоятельности, творческого развития и саморазвития личности обучающегося.
эУМК состоит из блоков, объединяющих в единую систему, содержание которой может постоянно совершенствоваться и включает в себя: информационный, теоретический, практический и контрольный блоки. на рисунке 1 мы видим, как происходит взаимодействие между блоками.
В качестве системы управления процессом обучения нами используется среда виртуального обучения Moodle, которая позволяет унифицировать работу преподавателя и обучающихся, изменить их роли в процессе обучения, сместить акцент с однозначного преподнесения материала к интерактивному взаимодействию, совместно наполнить курс учебным контентом.
разработка эУМК на платформе Moodle подчиняется требованиям, которые каждое образовательное учреждение может для себя определить. Обязательными составными частями эУМК являются: • рабочая программа дисциплины.
• Календарно-тематический план курса.
• Материалы для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в виде контрольных работ, тестов и т.п.
• Глоссарий.
В состав ЭУМК могут быть включены справочные издания, энциклопедии, ссылки на другие образовательные ресурсы, в том числе и в сети Интернет, хрестоматии и проч. рабочая учебная программа курса является основным нормативно-методическим документом, который определяет объем, содержание и порядок изучения учебного курса. Она разрабатывается на основе ФГОС. В рабочей программе указываются:
1. Цели освоения дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
4. Структура и содержание дисциплины.
5. Образовательные технологии.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Календарно-тематический план учебного курса содержит наименования
разделов и тем по учебной программе. В плане определяется количество часов, отведенных на теоретические, практические занятия, на самостоятельную работу обучающихся.
К каждому учебному курсу определяются общие требования:
• Материалы курса должны формироваться с учётом знаний, навыков и умений целевой аудитории (обучающихся).
• Содержание должно быть ориентировано на практическое применение полученных знаний.
• Материал должен быть структурирован, разбит на модули, темы и подтемы.
• Каждый раздел должен включать внутреннее оглавление.
• Язык изложения должен быть максимально простым.
• Контент курса должен быть сформирован таким образом, чтобы обучающийся мог самостоятельно его изучить и понять.
Кроме того, для представления материала учебного так же существуют определенные правила.
• Каждый отдельный элемент учебного курса (страница) должен содержать содержательную и иллюстративную компоненты.
• Страница должна содержать не менее одного графического изображения.
• Для каждого логически завершенного раздела должна присутствовать практическая работа, которая может быть осуществлена с помощью тестовых
заданий или практических интерактивных элементов.
• Интерактивный элемент должен предусматривать активное взаимодействие обучающегося с курсом, возможность повтора действий и их корректировки. Кроме того, интерактивный элемент должен предусматривать обратную связь — возможность обучающегося видеть результаты выполненных заданий.
• В состав элементов ЭУМК должны входить видео- и аудиоматериалы и тренажёры.
• В процессе обучения можно проводить онлайн-встречи.
Каждый учебный курс, размещенный в Moodle, должен предусматривать такие формы отчетности, как самостоятельная работа (лабораторная, контрольная работы, домашнее задание) обучающихся по каждой теме курса.
Согласно структуре ЭУМК учебный процесс происходит следующим образом. По завершению теоретического раздела обучающийся переходит на прохождение промежуточного тестирования. Промежуточное тестирование является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов и повышающим мотивацию к изучению предмета. Затем на основе анализа результатов тестирования студента определяют переход на уровень сложности практического задания, чтобы обеспечить адекватность степени его подготовленности, а также выдаются индивидуальные задания по неусвоенному материалу. Это способствует более эффективному усвоению учебного материала при самостоятельной работе в индивидуальном режиме в условиях ограниченной методической помощи со стороны преподавателя.
Рис. 1. Структура электронного учебно-методического комплекса Учебный процесс при самостоятельной работе с ЭУМК представляет собой структурно-иерархически упорядоченную совокупность циклов познания
на основе поставленной цели и диагностики промежуточных и итоговых результатов, и обеспечивает целостную технологию учебного познания.
Для определения результативности нашей гипотезы, что профессиональная подготовка информатиков-юристов будет успешней, если использовать мультимедийные интерактивные ЭУМК на основе Moodle, нами был проведен педагогический эксперимент.
В экспериментальной работе использовались следующие методы исследования: тестирование, анкетирование, беседа, анализ результатов практических работ по дисциплинам «Интеллектуальные информационные системы», «Информационные системы распознавания в юридической деятельности», «Компьютерные системы в судебной экспертизе», наблюдение за работой студентов бакалавриата по профилю «Прикладная информатика в юриспруденции».
До прохождения вышеуказанных дисциплин нами проводился анализ готовности будущих информатиков-юристов к изучению данных дисциплин, а также нами был проведен констатирующий эксперимент, отражающий их оценку эффективности организации учебного процесса с использованием ЭУМК.
Проведенный анализ результатов этапа констатирующего эксперимента показал, что роль и функции преподавателя достаточно сильно изменились и теперь он не является единственным источником знаний. Будущие информати-ки-юристы сознают необходимость постоянного совершенствования собственного профессионального мастерства, и какова роль современных ЭОр в их профессиональном росте.
Эффективность опытно-экспериментальной работы определялась динамикой уровня развития выделенных критериев профессиональной компетентности у будущих информатиков-юристов. Сравнительные данные, характеризующие сформированность основных компонентов профессиональной компетентности будущих информатиков-юристов (мотивационно-рефлексивного, когнитивного и деятельностного) в результате педагогического наблюдения, подтвержденного экспертной оценкой, выявили четыре уровня профессиональной подготовки: неудовлетворительная, удовлетворительная, хорошая и отличная.
Четвертого уровня профессиональной подготовки мотивационно-рефлек-сивного компонента достигли 55%, когнитивного - 47% и деятельностного -43% студентов, что в среднем на 14% больше предыдущего курса, обучаемого без активного применения ЭУМК.
В настоящее время, педагогическая сторона происходящих инновационных процессов значительно отстает от прогрессирующего роста технических возможностей компьютерных сетей. Очевидно, что использование самых совершенных компьютерных технологий должно базироваться на серьезной теоретической и дидактической проработке методики их применения в образовательном процессе. Неудачный опыт бессистемного использования отдельных элементов компьютерных технологий в некоторых вузах только подтверждает необходимость глубоких педагогических исследований в области разработки и использования ЭОр в профессиональном образовании.
Таким образом, внедрение ЭУМК - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода.
литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об об-разовании в Российской Федерации».
2. «ГОСТ Р 52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 419-ст) из информационного банка «Отраслевые технические нормы».
3. Карнаух Л.А. Подготовка студентов к функционированию в информационном обществе [Текст] / Л.А. Карнаух // Материалы IV международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки», 29-30 сентября, Том 2, North Charieston, USA, 2014. - С. 50-53.
4. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста [Текст] / Е.Н. Остроумова // Научный журнал «Фундаментальные исследования». - 2011. - № 4 - стр. 37-40.00.
5. Романова Ю.С. Электронный учебник в информационно-образовательной среде вуза [Текст] / Ю.С. Романова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №2. С. 38-40.
6. Солнышкова О.В. Технология разработки интерактивных электронных образовательных ресурсов для подготовки студентов архитектурно-строительных направлений [Текст] / О.В. Солнышкова // Фундаментальные исследования №10, 2013. - С. 2295 - 2299.