УДК 377:372.881.111.1 ББК 74
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 9-11 КЛАССАХ ШКОЛЫ
Малушко Елена Юрьевна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессиональной иноязычной коммуникации, Волгоградский государственный университет [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Статья рассматривает специфику обучения иностранным языкам школьников 9-11 классов в дистанционном образовательном окружении и указывает рекомендации по использованию дистанционных ресурсов для обучения школьников иноязычной учебной компетенции.
Ключевые слова: компетенция, дистанционное образовательное окружение, иностранные языки.
В системе школьного образования за последние 8 лет произошли довольно значительные изменения, в том числе и в нормативных актах, регламентирующих элементы системы образования. В частности, в Законе РФ «Об образовании» и Национальной доктрине появляются все новые позиции, отражающие современные представления об ЭОР (электронных образовательных ресурсах), системах ДО (дистанционного образования) и формах использования их в разноуровневых образовательных учреждениях. Электронными образовательными ресурсами (ЭОРами) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Современные образовательные аудитории оснащают мультимедийным, интерактивным и 3D (3-1теп8юпа1 - трехразмерным) оборудова-^ нием, способным включить учителя иностранного языка и обучаемого школьника в учебный 2 процесс. Не стали исключением и технологии И дистанционного или удаленного обучения. Со-| временный учитель должен иметь представле-
¡^ ние о таких формах интеграции ЭОРов в учебен
^ ный и научно-исследовательский процесс, уметь © интегрировать и максимально использовать их
потенциал. К таким ЭОР относятся ресурсы в электронно-цифровой форме, то есть разноплановые мультимедиа-ресурсы, интернет-контент, учебное программное обеспечение, электронные учебники. Функциональные возможности ЭОР в обучении в значительной степени определяются их дидактическими свойствами: интерактивностью, коммуникативностью, мульти-медийностью (привлечение графики, анимации, аудио, видео), применением компьютерного моделирования для изучения предметной области, а также автоматизацией разного рода работ. Умения оперировать ЭОРами стали включать и в квалификационную характеристику педагога, не имеющего прямого отношения к ИТ (информационным технологиям) или информатике.
Одним из главных экспонатов современных выставок инноваций в образовании в последнее время становится специализированный мобильный аппаратно-программный комплекс (СМАПК), состоящий из мобильного 3D пре-зентера (в частности универсальной мобильной компьютерной конгресс-системы УМККС «ХОПЕР»-3D) и комплекта программ, использующих МЭОР (http://hoper.ru/about.shtm1). Под МЭОР понимают многомерные электронные
образовательные ресурсы, специализированные программные средства, которые при использовании современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (гипертекст, мультимедиа, гипермедиа, виртуальная реальность) реализуют многомерное, стереометрическое представление изучаемой предметной области и обеспечивают углубленное погружение в нее. Помимо того предлагается к использованию мобильный компьютерный класс УМККС «ХОПЕР »-М из нескольких рабочих мест (» 16) с предустановленным программным обеспечением, объединенных беспроводной сетью.
Использование МЭОР погружает обучаемого и учителя в виртуальную среду изучаемой предметной области; моделирует непосредственный контакт обучаемого с объектами виртуальной реальности (видеть, слышать, осязать); создает ощущение присутствия в стереоскопически представленной на экране реальности за счет создания эффекта непосредственного участия в процессах и возможности влияния на их развитие и функционирование; помогает выбрать индивидуальную стратегию взаимодействия с виртуальной реальностью и неконтактное управление ею; позволяет изучать явления и процессы, которые невозможно изучить в реальной жизни / лабораторных условиях из-за существования экологической опасности или невозможности их наблюдать или которые в реальности протекают слишком быстро или бесконечно медленно; изменяет масштаб объекта и позволяет рассмотреть его со всех сторон. К дидактическим целям применения МЭОР в образовательном процессе относятся: представление дидактического контента в новой стереофонической и стереоскопической форме, формирование знаний и умений, закрепление знаний и контроль их усвоения, обобщение полученных знаний и совершенствование умений.
Еще одним новшеством в повышении мультимедийности и интерактивности ресурсов являются интерактивные приставки ePresenter от компании «СКТ», Mimio Xi Interactive, eBeam Projection (USB), E-Note Board от ЗАО НПФ «Эверест» (http://e-note.pro), состоящие в основном из приемника-веб-камеры, лазерной указки-стилуса и специализированного программного обеспечения. Комплектация приставки может дополняться запасными электронными пе-
рьями, считывающими блоками, очистителем для маркерной доски с функциями электронного ластика, USB кабелем для подключения считывающего блока к компьютеру. Приставки представляют собой специфические интерактивные устройства на основе оптической / инфракрасной технологии, которая использует передачу сигнала с лазерной указки-стилуса через приемник-камеру, где проекция сканируется, а затем информация об отсканированных изображениях передается на компьютер, где интерактивное ПО запускает процесс обработки и анализа, осуществляя операции, обычно производимые с помощью мыши.
Интерактивные системы позволяют превратить проецируемое изображение с любой информацией в интерактивную область. В качестве рабочей поверхности может выступать любая плотная основа: школьная или офисная доска, жесткий / гибкий экран, стена, пол и т. п. Электронное перо, поставляемое в комплекте, обладает всеми функциями компьютерной мыши, давая пользователю прямой доступ к управлению компьютером и любыми установленными на нем приложениями. Основными преимуществами интерактивных приставок являются: экономичность; простота использования; мобильность; работа с любыми документами и приложениями; создание интерактивных презентаций и возможность внесения корректировок в них.
Любые расчеты, построение графических отчетов и веб-решений выполняются при помощи ПО ОЗС, что особенно важно для предметов естественно-научного цикла, например ОЗС «Био IQ», «Гео IQ», «Хронолай-нер», «1С. Математический конструктор», «1С. Карты» (www.oc3.ru). Данное ПО позволяет ввести исходные данные в программное окно и в результате программных наглядных операций получить результаты расчетов.
Электронные учебники раньше в основном выполнялись в виде гипертекстовых pdf-доку-ментов, наполненных гиперссылками. Такой формат актуален и сейчас; но все большую популярность приобретают учебники, выполненные на базе языков программирования HTML5 и JavaScript, позволяющих создать полноценно интерактивные учебники в виде навигатора со ссылками, интерактивными кнопками, указателями, маршрутизаторами, либо в виде базы данных с приложенными к разделам и параграфам
тестовыми заданиями на дополнение, соотнесение, классификацию и упорядочивание. Каждый такой учебник, впрочем, как и любой другой ЭОР, является своего рода уникальным продуктом. Созданием е-учебников могут заниматься не только профессиональные издательства (например, «Дрофа», «Вентана-Граф»), но и отдельный пользователь при наличии компьютера и подходящего ПО (NVU, Document Suite, Turbosite, Teach Book Lite 1.4), знающего основы программирования на языках HTML5 и JavaScript. Учебники последнего типа легко интегрируются в структуру веб-хранилищ и сайтов, создавая сегментированную структурную единицу или систему тематических подстраниц посредством программ «заливки» (на сайт) или специальных инструментов сайта.
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовател ьные модул ьные мул ь-тимедиа системы (далее - ОМС). К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:
- отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов -интерактива, мультимедиа, моделинга - сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе - узкополосных;
- возможности построения авторского учебного курса учителем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариантов исполнения электронных учебных модулей в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету;
- неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
Облачные платформы, такие как национальный проект от Ростелекома О7 (https:// www.o7.com), OpenStack (http://openstack.org), Amazon Web Services (http://aws.amazon.com), Cloud OS (http://www.microsoft.com/ru-ru/server-cloud) позволяют связать обширное виртуальное пространство, множество приложений и пользо-
вателей для хранения данных (файловый хостинг, распределенные хранилища данных), аренды виртуальных серверов, предоставления вычислительных мощностей, интеграционных и коммуникационных сервисов и т. д. Такие сервисы обычно оплачиваются по фактическому использованию и позволяют увеличивать или уменьшать объем инфраструктуры через специальные порталы, предоставляемые поставщиками сервисов. Некоторые другие облака, например Google App Engine (https://appengine.google.com/start), или облачные подслужбы, например Amazon Micro Instances (http://aws.amazon.com/free), могут предоставить бесплатный сервис (хостинг, аренду виртуального пространства) на неограниченное время или сравнительно ограниченный функционал бесплатно в течение первого года стартапа, после чего в бесплатном пользовании остается менее половины функционала.
Большинство учебных заведений и учителей размещают свои материалы и осуществляют учебный процесс через системы дистанционного обучения (iSpring, Moodle, Mahara). Moodle - система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда (www.moodle.org). Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Mahara является полнофункциональным веб-приложением, называемым также PLE (Personal Learning Environment), для построения электронного портфолио школьников и учителей в сети Интернет; управления учебным персонализированным контентом, электронными курсами, группами обучающихся, форумами и блогами; создания блогов и загрузки файлов, добавления сторонних Интернет-ресурсов и сотрудничества с другими пользователями в группах посредством использования новых технологий.
Программное обеспечение iSpring Suite предназначено для создания интерактивных тестов и опросов, электронных курсов и презентаций в среде PowerPoint. В состав iSpring Suite входят продукты iSpring Pro (позволяет выстраивать профессиональные учебные курсы со звуковым и видеосопровождением, встроенными роликами YouTube и Flash, а также инструментами защиты проектов), iSpring QuizMaker (дает возможность разрабатывать интерактивные тесты, анкеты и опросы) и
iSpring Kinetics (представляет информацию в интерактивной форме в учебном классе, позволяя пролистать реалистичную электронную книгу, самостоятельно изучить каталог или временную шкалу, найти ответы в базе часто задаваемых вопросов). Среди ключевых особенностей и функций программ можно выделить следующие: простота использования и освоения; возможность создания интерактивных презентаций и опросов; использование технологии Flash; современный пользовательский интерфейс; проверка знаний учащихся с помощью 23 различных типов вопросов с использованием формул, изображений, аудио и видео; определение правил: времени прохождения тестов, количества попыток и проходного балла.
Одним из главных преимуществ вышеперечисленных ЭОРов, помимо создания включенности в учебную ситуацию, является повышение интереса как обучаемого, так и учителя. Помимо того, формат массового открытого онлайн-обучения имеет высокую социальную значимость, поскольку позволяет снизить фактор экономического и географического неравенства, давая возможность людям с невысокими доходами и жителям отдаленных регионов получать доступ к лучшему образовательному контенту, и дает возможность вовлечь в образовательный процесс школьников с ограниченными возможностями здоровья. В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения,
открывают перспективы для реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе - дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить ее как ЭОР нового поколения.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Астафурова, Т. Н. Модель обучения студентов иноязычной виртуальной коммуникации в сети Интернет / Т. Н. Астафурова, А. В. Олянич // Приоритеты развития классического университета в условиях модернизации образования. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2011. - С. 49 - 54.
2. ГОСТ Р53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы . - М. : Стандар-тинформ, 2011. - 12 с.
3. II Международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях и образовании» (1-2 нояб. 2013 г.) : сб. тр.- М. : ИТО, 2013. - 192 с.
4. Alexander, B. Web 2.0: A New Wave of Innovation for Teaching and Learning? / B. Alexander // Educause Review. - 2006. - № 41 (2). - Electronic text data. - Mode of access: http://www.educause.edu/ ir/library/pdf/ERM0621.pdf. - Title from screen.
5. Andean, P. What is Web 2.0.? Ideas, technologies and implications for education / P. Andean // JISC Technology and Standards Watch - 2007. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www.j isc.ac. uk/media/documents/techwatch/ tsw0701b.pdf. - Title from screen.
6. Gonzalez, D. Teaching and learning through chat: a taxonomy of educational chat for EFL/ESL / D. Gonzalez // Teaching English with technology. -2003. - № 4. - P. 33-45.
USE OF EOR FOR EDUCATING SCHOOLCHILDREN IN THE 9-11th FORM
Malushko Elena Yurievna
Candidate of Education Sciences, Senior Language Teacher, Department of Professional Foreign Language Communication, Volgograd State University [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. This article considers its specificity of teaching foreign language to schoolchildren in grades 9-11 in distance learning environment and indicates recommendations for the use of remote resources for teaching students their foreign language learning competence. Key words: competence, distance learning environment, foreign languages.