• традиционное угощение - это (что?)
• мы возвратились в Улан-Удэ (когда?).
После поездки студенты получили домашнее задание: поделиться своими впечатлениями о поездке в Тарбагатай (подготовить презентацию с использованием фотографий, сделанных в селе, составить устный рассказ или написать сочинение).
Необходимо отметить, что экскурсия проводится на русском языке, подготовлен специально составленный текст, соответствующий элементарному уровню владения русским языком. В ходе поездки обязательно разбираются новые слова, проговариваются ответы на вопросы, обращается внимание студентов на традиции гостеприимства, продукты питания, которые кушают старообрядцы.
На аудиторном занятии, которое проводится после экскурсии, проводится анализ поездки на экскурсию. Результатом можно считать реализацию новой формы проведения занятия - занятие - экскурсия, которая вызвала интерес у иностранных обучающихся, а также отработку коммуникативных ситуаций общения с экскурсоводом, умение письменно и устно отвечать на поставленные вопросы, умение формулировать вопрос, пополнение лексического запаса обучающихся, актуализацию знаний о предложно-падежных конструкциях.
Многообразие старинных национальных праздников, следование традициям и обычаям дает преподавателю русского как иностранного еще одну возможность помочь иностранному студенту прикоснуться к самобытной русской культуре, непосредственно участвуя в обрядах и забавах, посвященных встрече того или иного события, например Масленицы. В качестве средства достижения поставленной цели была выбрана форма внеаудиторного занятия, совмещающего в себе различные способы погружения в заданную ситуацию знакомства с древним русским праздником через знакомство с его изображением в произведениях национальной культуры, а также личное участие иностранных студентов не только в приготовлении блинов, но и традиционных играх и забавах. Первоначальные знания о происхождении этого праздника, истории, его значении в жизни русского народа, традициях его встречи студенты получают благодаря работе с текстом и выполнении предтекстовых заданий (чтение, перевод):
Масленица - один из любимых праздников русского народа, сохранившийся со времен язычества, символизирует проводы зимы и встречу весны. Масленица празднуется целую неделю с бесшабашным весельем, размахом и удалью. Каждый день этой недели имеет своё название и обычай празднования.
Задания, включающие в себе знакомство с новой лексикой, очень важны с точки зрения пополнения лексического запаса и отработки речевых конструкций повторения частей речи.
Используя интерактивные средства обучения, в частности видеопрезентацию, преподаватель сообщил о названиях каждого дня Масленицы и объяснил их смысл: согласно народным традициям масленичный день имел название и «был самостоятельным праздником, который соединялся в единую радостную цепь со всеми остальными днями» [3].
Многие русские писатели, художники и композиторы обращались к теме празднования Масленицы в своем творчестве. Иностранным студентам предла-
Библиографический список
гается очень интересное задание: прослушать пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» и описать те чувства, эмоции, которые она вызывает. Данное задание не только способствует развитию эстетического чувства восприятия прекрасного, но и стимулирует речевую деятельность. Русские художники также стремились запечатлеть свое видение веселого русского праздника, сохранить личные ощущения и передать восторг от широкого размаха традиционных народных гуляний [4; 5]. Иностранным студентам предлагается рассмотреть репродукцию одной из трех картин Б.М. Кустодиева «Масленица» и ответить на следующие вопросы:
1) Каким настроением пронизано данное художественное произведение?
2) Каков был замысел художника? Что он хотел сказать своей картиной?
3) Какие эмоции вызывает полотно Б.М. Кустодиева? Что сразу привлекает внимание человека, знакомящегося с этой картиной?
4) Какую цветовую гамму использовал художник? Как вы думаете почему?
5) Что можно увидеть на картине (на переднем и заднем планах)?
Описание картины помогает активизировать речевую деятельность иностранных студентов: участие в диалогах и составление небольших рассказов по картине дают возможность актуализировать умение употреблять пространственные предлоги, наречия места, способствуют расширению лексический запас.
Неподдельный интерес у иностранных обучающих вызывают задания, связанные с проявлением логики и творческой самостоятельности: решение загадок, кроссвордов и составление слов из разрозненных букв, что является хорошей тренировкой памяти и проявлением эрудиции.
Для того чтобы иностранные студенты смогли обобщить и закрепить полученные на практическом занятии знания и навыки, предлагается выполнить домашнее задание, включающее в себя использование иных типов речевой деятельности: свободный творческий пересказ, самостоятельную письменную работу, создание презентации и её защиту. Студентам предложено было выбрать на выполнение одно задание:
1) Рассказать в письме родителям или друзьям о том, чем был знаменателен этот старинный русский праздник;
2) Подготовить текст статьи для университетской газеты по теме «Традиции и особенности празднования Масленицы в Бурятии»
3) Создать красочную презентацию или видеоролик об истории, обычаях национального праздника русского народа.
Такие упражнения приносят огромную пользу в изучении русского языка как иностранного, помогают студентам овладеть социокультурными знаниями и умениями.
Подводя итог необходимо подчеркнуть, что всем преподавателям русского языка, занимающимся с иностранными студентами, давно понятно: изучение языка посредством знакомства с культурными ценностями народа способствует приобретению, совершенствованию не только языковых, но и общекультурных знаний, а это в свою очередь обеспечивает возможность межкультурной коммуникации, толерантности, взаимопонимания между представителями разных народов.
1. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Москва: Едиториал УРСС, 2004.
2. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Москва: Наука, 1985.
3. Лобашкова С.Г. Между прошлым и будущим: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. Москва: Издательство ИКАР 2001.
4. Юдина Т.А. Интегрированный урок на тему «русский народный праздник масленица» как средство формирования социокультурной компетенции у иностранных студентов. Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы 2-й Международной научно-методической конференции. Воронеж: Издательство «Истоки», 2012.
5. Завадская А.В. Использование краеведческого материала на занятиях по русскому языку в иноязычной аудитории. Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы 2-й Международной научно-методической конференции. Воронеж: Издательство «Истоки», 2012.
References
1. Scherba L.V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel'nost'. Moskva: Editorial URSS, 2004.
2. Levi-Stross K. Strukturnaya antropologiya. Moskva: Nauka, 1985.
3. Lobashkova S.G. Mezhdu proshlym i buduschim: uchebnoe posobie dlya inostrancev, izuchayuschih russkij yazyk. Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2001.
4. Yudina T.A. Integrirovannyj urok na temu «russkij narodnyj prazdnik maslenica» kak sredstvo formirovaniya sociokul'turnoj kompetencii u inostrannyh studentov. Problemy prepodavaniya filologicheskih disciplin inostrannym uchaschimsya: materialy 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Voronezh: Izdatel'stvo «Istoki», 2012.
5. Zavadskaya A.V. Ispol'zovanie kraevedcheskogo materiala na zanyatiyah po russkomu yazyku v inoyazychnoj auditorii. Problemy prepodavaniya filologicheskih disciplin inostrannym uchaschimsya: materialy 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Voronezh: Izdatel'stvo «Istoki», 2012.
Статья поступила в редакцию 22.05.19
УДК 371
Abdullaev D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Mutsurova Z.M., senior teacher, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN SCHOOL. The work discusses a system of introducing distance learning into the educational process. Distance learning should include all elements, which together give a universal way of communicating with teachers and students. As a result, teachers obtain a universal apparatus for the development of children, allowing communicating not only with a certain circle of people on a particular issue, but also expanding possibilities for solving problems and tasks. The iSpring Suite distance learning system is one of the most promising environments. The advantage of this environment is that it works
in the cloud, which allows not to deploy your server specifically for it, one doesn't need to involve IT specialists to configure the system. This training portal may work on almost any computer. Of particular importance is the problem of training teachers at all levels of education, ready to implement distance learning, the possibility of IT-technologies in the educational process.
Key words: distance learning, technology, self-education, teacher, courses.
Д.А. Абдуллаев, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий и методики преподавания информатики, ФГБОУ ВО «Чеченский
государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
З.М. Муцурова, ст. преп. каф. информационных технологий и МПИ ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,
г. Грозный, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.
В данной статье рассматривается система внедрения дистанционного обучения в процесс образования. Дистанционное обучение должно включать в себя все элементы, что в совокупности дает нам универсальный способ общения учителя с учащимися. В результате мы получаем универсальный аппарат развития детей, позволяя общаться не только с определенным кругом людей по какому-то определенному вопросу, но и расширяя при этом возможности решения поставленных задач, проблем. Система дистанционного обучения iSpring Suite является одной из перспективных сред. Преимущество данной среды в том, что она работает в облаке, что позволяет не разворачивать специально для нее свой сервер, не нужно привлекать IT-специалистов для настройки системы. Данный учебный портал имеет возможность работать практически на любом компьютере. Особую значимость сохраняет проблема подготовки педагогических кадров всех уровней образования, готовых внедрять дистанционной формы обучения, возможности IT-технологий, в образовательном процессе.
Ключевые слова: дистанционное обучение, технологии, самообразование, учитель, курсы.
Существенная роль, исполняемая телекоммуникационными технологиями в ДО (дистанционном обучении) - снабжение учебного диалога. Обучение без связи, без стабильного диалога между учителем и учеником невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении потенциал диалога устанавливается самой формой организации учебного процесса, наличием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В ДО учебный диалог нужно образовать с помощью телекоммуникационных технологий.
Коммуникационные технологии делятся на два вида - on-line и off-line. Первые снабжают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, отправленное отправителем, достигнув компьютера адресата, мгновенно адресуется на надлежащее устройство вывода. При применении off-line технологий приобретенные сообщения остаются на компьютере адресата. Адресат имеет возможность просмотреть их посредством необходимых программ в любое время. В отличие от очного обучения, где диалог всегда ведётся в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).
Существенное преимущество off-line технологий заключается в том, что они меньше требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они вполне могут применяться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (если нет наличия стабильного подключения к Internet). К технологиям такого рода причисляются электронная почта, списки рассылки и телеконференция. Посредством list-сервера может быть основана рассылка учебной информации, посредством электронной почты определяется личное общение между преподавателем и студентом, а телеконференция дает возможность организовать совместное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии дают возможность обмениваться сообщениями между разнообразными компьютерами, подключенными к Internet. Из on-line технологий прежде всего нужно выделить chat, позволяющий реализовывать обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени.
Анализ исследований по вопросам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь, практическое применение нашло большей частью в высшем учебном заведении. Но существует категория школьников, которые нуждаются в получении образования именно дистанционным способом. Данный факт внедрения ДО в образовательный процесс средней школы нельзя назвать единственным. Средства дистанционного обучения могут применяться в очно-урочном образовательном процессе. Ниже в таблице 1 представлены некоторые из причин, по которым возникает необходимость применения дистанционных технологий в общеобразовательном процессе в совокупности с традиционным обучением.
Приведённые причины вырисовывают необходимость в индивидуальной траектории обучения, которая в данном случае будет пониматься как личност-но-значимый путь освоения образовательной программы, где содержание и структура пути определяется с учётом образовательных потребностей и познавательной самостоятельности обучаемого. Данное утверждение обуславливает необходимость внедрения и активного пользования программного обеспечения, позволяющего осуществить комплексное применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе с целью повышение качества получения знаний и мотивации отстающих школьников.
Таким образом, перед нами стоит задача: выявить наиболее оптимальную оболочку дистанционного обучения, включающую комплекс дистанционных технологий, применяемых как в очном обучении в качестве вспомогательного ин-
Таблица 1
Причина Обоснование применения ДО
Пропуски уроков Своевременное прохождение материала
Не усвоенные темы Устранение пробелов, проведение консультаций
Исправление оценок Контроль знаний
Повышенный интерес к предмету Проведение конференций, олимпиад, элек-тивов
Необходимость в воспроизведении урока еще раз Наличие наглядного пособия с подробным объяснением темы урока с возможностью самопроверки
Отработка материала Самоконтроль
струмента, так и в дистанционном обучении с целью основного способа получения знаний. Востребованность оболочки дистанционного обучения определяется по следующим критериям:
1) доступность (коммерческая или распространяется свободно);
2) минимальный набор инструментов оболочки ДО:
3) функциональность (наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми, а также другие);
4) сохранение традиционных форм обучения;
5) контроль результатов;
6) совместная работа учащихся;
7) создание вопросов и управление тестами;
8) создание контента.
Прежде чем говорить о наиболее оптимальном средстве, необходимо выделить аудиторию для ДО: это могут быть группы совершенно разной «градации». У нас же речь идет о группах из общеобразовательных школ. Поэтому область рассмотрения оболочек ДО можно значительно сузить. Ниже приведены некоторые из оболочек, которые можно применять в школьных курсах:
• бесплатная оболочка Мудл - http://moodle.org/;
• система дистанционного обучения и тестирования СДОТ «Карат» -http://www.pvobr.ru/;
• 1С:Образование 5. Школа- http://obr.1c.ru
• Ispring - http://www.ispring.ru;
• JoomlLmsru - http://elearningsoft.ru;
• Wiki - среда - http://wiki.lyceum.edu.ru;
• Net школа - https://netschool.eduportal44.ru.
Весь перечень оболочек ДО нельзя назвать полным. Но учитывая, что общеобразовательные учреждения нуждаются в универсальном ресурсе, позволяющем усовершенствовать обучение, как основное, так и на расстоянии, то необходим список критериев, определяющих наиболее оптимальную виртуальную среду, инструменты которой дают возможность учителю осуществлять следующие задачи:
1) занятия с учащимися, находящихся на домашнем обучении;
2) осуществление индивидуального подхода;
3) осуществление контроля знаний учащихся на расстоянии;
4) развитие познавательного интереса учащихся;
Таблица 2
Название продукта Хранение личной информации Контроль успеваемости учащихся Самоконтроль Форумы, чаты, личные сообщен-ия Автор-ские учебные курсы Веби-нары
1С: Образование 5. Школа -http://www.obr.1c.ru + + + + + -
Ispring http://www.ispring.ru + + + - + +
Moodle https://moodle.org + + - + + -
JoomlLmsru http://elearningsoft.ru + + + + + +
Wiki - среда http://wiki.lyceum.edu.ru + - - + + -
Net школа- https://netschool.eduportal44.ru. + + + + + -
5) развитие исследовательских способностей учащихся;
6) развитие творческого подхода школьников;
7) развитие логического мышления;
8) умение работать в группах;
9) развитие усидчивости.
В таблице 2 представлен анализ некоторых оболочек ДО, выявляющий наиболее оптимальную среду, отвечающую выше поставленным задачам.
Результаты исследования показывают, что JoomlLms является наиболее оптимальной виртуальной средой обучения. Но хотелось бы остановиться на оболочке iSpring, инструменты которой дают возможность учителю приготовить материалы к уроку не только дистанционному, но и очному.
iSpring работает как дополнение к PowerPoint. Он превращает PowerPoint в мощнейший инструмент для создания интерактивных интернет-курсов формата Flash, которые могут быть просмотрены на любом компьютере, вне зависимости от платформы. Плюсы iSpring Suite:
1) публикация в любой системе ДО;
2) использование тестов и опросов;
3) добавление звукового сопровождения;
4) создание видеолекций;
5) добавление интерактивности;
6) настраивание дизайна и навигации.
При разработке дидактических электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться определенными принципами, которые можно в полной мере осуществить в данной оболочке, представленные в таблице 3.
Применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе даёт не только вспомогательный материал для обучения, не только возможность отработки пропущенных уроков или способ повышения мотивации к учебной деятельности. Дистанционное обучение должно включать в себя все эти элементы, что в совокупности даёт нам универсальный способ общения учителя с учащимися. В результате мы получаем универсальный аппарат развития детей, позволяя общаться не только с определённым кругом людей по какому-то конкретному вопросу, но и расширяя при этом возможности решения поставленных задач,
Библиографический список
проблем. Чтобы выполнять все перечисленные задачи и цели, подойдут многие оболочки ДО. Но нужно учитывать фактор наглядности, доступности к различным способам решения поставленных проблем, необходимо наличие инструкций с наиболее понятными объяснениями. В данном случае все эти факторы выполняет программа iSpring Suite. Система дистанционного обучения iSpring Suite является одной из перспективных сред. Преимущество данной среды в том, что она работает в облаке, что позволяет не разворачивать специально для нее свой сервер, не нужно привлекать IT-специалистов для настройки системы. Данный учебный портал имеет возможность работать практически на любом компьютере, имеющем браузер и подключенном к интернет-соединению. СДО iSpring представляет собой единый центр управления дистанционным обучением, который функционирует в режиме - 24/7. То есть учащиеся имеют возможность получать или приобретать знания, изучать выложенные курсы, проходить тесты 24 часа в сутки и каждый день без выходных. Обучение не ограничено ни пространством (учебным классом), ни временем. Под контролем остаются результаты обучения.
К преимуществам среды iSpring, отличным от других СДО, также относится возможность быстрой разработки интерактивных учебно-методических материалов для дистанционного образования - учебного курса, тестов, опросов, добавить персонажи, видео тренажеров и запись с видеоэкрана. В среде iSpring Suite имеется возможность публиковать материалы в двух форматах - flash и HTML - 5, благодаря чему разработанный курс можно смотреть на компьютере, на планшете и на мобильном телефоне. Вопрос целесообразности организации дистанционной формы обучения в школе доказан, и возможность эффективного дистанционного обучения математике также практически обоснована. Не
Таблица 3
решённым остается вопрос разработки электронного содержания образования, проектирования педагогических технологий, учебно-методических разработок и рекомендаций. Вопрос разработки цифровых образовательных ресурсов по различным дисциплинам школьного образования также остаётся актуальным по сей день.
Особую значимость сохраняет проблема подготовки педагогических кадров всех уровней образования, готовых внедрять дистанционной формы обучения, возможности 1Т-технологий, в образовательном процессе.
Принципы разработки курсов ДО Осуществление принципов в iSpring
Минимизировать обращение к дополнительной литературе Учитель имеет возможность разрабатывать целую тему с подробным объяснением, предоставлять учащемуся полноценные уроки по каждому параграфу, тем самым сокращая необходимость школьника обращаться за помощью к дополнительным источникам.
Модульный принцип Учитель разрабатывает целые блоки уроков по каждой теме, где один урок плавно переходит в другой, сохраняя при этом смысловую цепочку структуры темы
Инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы Инструкции учащийся может получить on-line, непосредственно общаясь с самим учителем; также, при разработке каждого урока, учитель прописывает на каждом слайде инструкцию действий ученика, тем самым организуя всю деятельность ученика
Контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами. Разработка тестов, самостоятельных работ, контрольных работ, зачетов
1. Мнацаканян О.Л. Организация коллективной деятельности школьников с использованием социальных сетевых сервисов. Информатика и образование. 2012; 2: 89 - 94.
2. Мнацаканян О.Л. Формирование ключевых компетенций учащихся в сетевой проектной деятельности. Стандарты и мониторинг в образовании. 2012; 4: 21 - 23.
3. Шепель Э.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов-экономистов в структуре индивидуальной траектории профессионального обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.
4. Захарова Т.Б., Зенкина С.В., Сурхаев М.А. Актуальность введения курса «Информатизация управления образовательным процессом» в методическую подготовку будущих учителей информатики. Информатика и образование. 2011; 5 (223): 46 - 52.
5. Азизова Н.Р, Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие. Москва, 2018. Сер. 65 Образовательный процесс.