Научная статья на тему 'Использование программы iSpring Suite при создании мультимедийных электронных учебных пособий'

Использование программы iSpring Suite при создании мультимедийных электронных учебных пособий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4424
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (ЭУП) / ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭУП / ГИПЕРССЫЛКА / POWER POINT / ISPRING SUITE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зарипова Н. Ж., Зарипова М. Ж.

В статье рассмотрены особенности использования программных продуктов для создания электронных учебных пособий нового поколения. Также основное внимание авторы акцентируют на создании электронных учебных пособий с помощью систем, основанных на использовании инструментальных средств общего назначения - пакета Microsoft Office.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Зарипова Н. Ж., Зарипова М. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование программы iSpring Suite при создании мультимедийных электронных учебных пособий»

and describes the implementation of electronic teaching Key words: e-learning, e-training complex, software

materials. copyrights.

УДК 002.6; 021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ISPRING SUITE ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Н.Ж. Зарипова, М.Ж. Зарипова

Джуминский педагогический колледж, Узбекистан, г. Самарканд Термезский государственный университет, Узбекистан, г. Термез e-mail: [email protected], [email protected]

В статье рассмотрены особенности использования программных продуктов для создания электронных учебных пособий нового поколения. Также основное внимание авторы акцентируют на создании электронных учебных пособий с помощью систем, основанных на использовании инструментальных средств общего назначения - пакета Microsoft Office.

Ключевые слова: электронное учебное пособие (ЭУП), основные требования к ЭУП, гиперссылка, Power Point, iSpring Suite.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его таким образом более интересным и привлекательным для обучающихся.

Как всем известно, учебные пособия, имеющие электронную форму, существенно отличаются от своих традиционных печатных аналогов. Подача учебных материалов с включением мультимедийных компонент: графики, анимации, видео, звукового сопровождения, моделирования в динамике реальных ситуаций, вовлекают студента в активный процесс обучения и делают процесс познавания глубоким и всесторонним. Основное же преимущество компьютерного учебника заключается в его интерактивности, т.е. наличии обратной связи со студентом непосредственно при «прочтении» такого учебника. Используя различные элементы управления, компьютерный учебник может буквально «следить» за процессом изучения студентом учебного материала, создавая на основе всплывающих подсказок, звуковых эффектов и речевых наговоров, соответствующих анимационных клипов и видеофрагментов эффект присутствия «виртуального преподавателя». Кроме того, полноценный электронный учебник, естественно, сопровождается системой контроля приобретенных знаний и тестирования, при органи-

зации которой также используются его интерактивные компоненты.

Применение именно в таком понимании электронных учебных пособий в учебном процессе в настоящее время очень актуально, однако существует ряд проблем. Проанализировав созданные разработчиками электронные учебные издания по различным дисциплинам, рекомендованные для школьников, для студентов, мы пришли к выводу, что некоторые из них нецелесообразно использовать систематически в учебном процессе. Это объясняется рядом причин: очень большим объемом некоторых учебников; несоответствием содержания учебника рабочей программе конкретного вуза (или несоответствием распределения информации по отдельным разделам), отсутствием примеров решения задач; экономическими факторами: не любой вуз способен обеспечить всех студентов дорогостоящими учебниками.

Согласно концепции информатизации сферы образования Республики Узбекистан, обмениваясь опытом, изучив работы, анализируя статьи [1-9], касающиеся электронных учебных изданий, изучая опыты ведущих ученых зарубежных стран и стран СНГ, в том числе и отечественные литературы, мы выделили основные требования к ЭУП:

1. Постановка цели и задач.

2. Отбор и структуризация материала.

3. Определение структурных элементов учебника.

4. Разработка дизайна.

5. Реализация учебника, его апробация и коррекция.

Следует отметить, что каждый заинтересованный в создании ЭУП человек должен соблюдать вышеперечисленные требования.

Создание электронных изданий вызывает интерес у преподавателей различных дисциплин, в том числе и у преподавателей информатики. Однако для многих из них создание собственных электронных учебных пособий (ЭУП) по преподаваемым дисциплинам вызывает значительные затруднения из-за некомпетентности в области самостоятельного создания электронных учебных пособий средствами программирования.

Предлагаемая авторами программа для создания электронных учебных пособий может заинтересовать любого преподавателя, занимающегося созданием электронных учебных изданий, а также людей, некомпетентных в этой области.

Авторы предлагают создание ЭУП системами, основанными на использовании инструментальных средств общего назначения -пакета Microsoft Office (пример, программа Microsoft PowerPoint) и программы для преобразования презентаций PowerPoint в формат флэш - iSpring Suite.

Положительные стороны Microsoft PowerPoint заключаются в том, что она имеет высокую скорость разработки, в ней не требуется специальных знаний в области программирования и использования баз данных, имеется возможность вставки объектов других программных пакетов.

И за рубежом, и в странах СНГ, и в том числе Узбекистане, значительная доля существующих электронных учебных курсов создается в программе Microsoft PowerPoint. Этот инструмент относительно прост в ис-

Основой учебного курса iSpring является презентация, созданная в PowerPoint. При

пользовании и предоставляет множество возможностей для создания интерактивного, мультимедийного контента.

Однако возможностей PowerPoint недостаточно для создания полноценного электронного курса. В частности, формат электронного курса должен быть совместим со стандартами SCORM или AICC для загрузки в систему дистанционного обучения (СДО). Кроме того, в курсах на базе PowerPoint-презентации часто используются такие дополнительные элементы, как тесты, задания, аудио- или видеосопровождение и др. Мировой рынок программного обеспечения для eLearning предлагает широкий выбор инструментов для разработки электронных курсов на базе PowerPoint. Наиболее распространенными среди них являются Articulate Studio, Adobe Presenter и в частности iSpring Suite. iSpring является золотым партнером Microsoft и сотрудничает с основными системами дистанционного обучения.

iSpring Suite - это профессиональный инструмент для создания электронных учебных курсов в PowerPoint. С помощью iSpring вы можете создать и опубликовать учебный курс в несколько этапов:

1. Построение учебного курса на базе PowerPoint-презентации.

2. Создание аудио- и видео-сопровождения.

3. Разработка интерактивных тестов.

4. Создание интерактивных блоков.

5. Публикация для СДО.

1. Построение учебного курса на базе PowerPoint-презентации. Инструменты iSpring для создания курсов устанавливаются в форме надстройки для PowerPoint. Все функции iSpring доступны на отдельной вкладке, что позволяет превращать презентации в учебные материалы прямо в PowerPoint (рис. 1).

конвертировании курса в формат Flash, iSpring обеспечивает прекрасную поддержку

Рис. 1. Панель инструментов iSpring Suite в PowerPoint

всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring.

Одним из плюсов электронного курса является возможность активного использования мультимедийных ресурсов. iSpring позволяет в один клик добавлять в презентацию мультимедиа объекты, которые доста-

точно сложно (или вообще невозможно) вставить средствами PowerPoint.

Наряду с информацией, включенной в учебный курс, вашим студентам наверняка пригодятся дополнительные материалы по теме. Это могут быть методические указания, книги, чертежи. Кнопка «Ссылки» на панели инструментов iSpring позволяет с легкостью прикреплять к курсу файлы и веб-ссылки (рис. 2).

Рис. 2. Прикрепление файлов и веб-ссылок к курсу с помощью iSpring

Вы можете прикреплять к презентации файлы различных форматов, включая .doc, .pdf, .jpg и многие другие. Для веб-ссылок можно настроить способ открытия: в том же окне или в новом окне браузера. Прикрепленные файлы будут доступны для загрузки во время просмотра опубликованной презентации в плеере. Опубликованный учебный курс отображается в специальном плеере. Внешний вид и функциональные возможности плеера могут быть индивидуально настроены для вашего курса. Кроме того, вы можете добавить в плеер логотип и информацию о докладчиках и авторах.

При загрузке учебного курса в Интернет важно обеспечить защиту содержимого от несанкционированного доступа. iSpring предлагает четыре вида защиты курса:

1. Пароль. Использование пароля позволяет ограничить круг пользователей, имеющих доступ к курсу.

2. Водянок знак. С помощью водяного знака мы можете ограничить свободный просмотр презентации.

3. Ограничение по времени. Вы можете задать период времени, в течение которого ваш курс будет доступен для просмотра.

4. Ограничение по домену. Этот вид защиты позволяет разрешить воспроизведение курса только на сайтах, указанных пользователем.

2. Создание аудио- и видеосопровождения. С помощью панели инструментов iSpring в PowerPoint можно с легкостью записать или импортировать аудио- и видеосопровождение, а также синхронизировать его со слайдами и анимациями презентации.

1. Запись сопровождения. Вы можете легко и быстро записать сопровождение для вашего учебного курса и синхронизировать его с содержимым курса.

2. Вставка сопровождения. С помощью функции вставки вы можете импортировать аудио- или видеофайлы, записанные с помощью сторонних программ и приложений.

3. Синхронизация сопровождения. Редактирование сопровождения происходит в медиа-редакторе. С помощью временной

шкалы вы можете синхронизировать аудио и видео со слайдами, изменять громкость, а также заменять и удалять записанные клипы.

По окончании работы в медиа-редакторе, вы можете перейти в режим редактирования презентации.

3. Разработка интерактивных тестов.

Эффективный электронный курс включает в себя не только слайды с учебными материалами, но и тесты для проверки знаний студентов. iSpring позволяет быстро создавать интерактивные тесты и опросы при помощи встроенного инструмента iSpring QuizMaker.

Наиболее простой и эффективный способ проверить знания студента - это оцениваемый тест. Этот вид теста позволяет оценивать правильность ответов студента и присваивать баллы за прохождение теста. Доступны следующие типы вопросов:

- Верно/неверно. Оценка правильности утверждения.

- Одиночный выбор. Выбор наиболее верного варианта ответа.

- Множественный выбор. Выбор нескольких правильных ответов.

- Ввод строки. Ввод ответа на вопрос в специальное поле.

- Соответствие. Сопоставление подходящих элементов.

- Порядок. Расстановка предложенных вариантов в правильной последовательности.

- Ввод числа. Ввод правильного ответа в числовой форме.

- Пропуски. Заполнение пропусков в тексте подходящими ответами.

- Вложенные ответы. Выбор правильных ответов из выпадающих списков.

- Банк слов. Заполнение пропусков с помощью вариантов из «банка слов».

- Активная область. Указание правильной области на изображении.

Каждый вопрос теста может быть дополнен изображением, аудио-, видео- или Flash-роликом, а также формулой. Кроме того, вы можете настроить стиль текста и вставить гиперссылки (рис. 3).

Варианты ответы также могут быть дополнены изображением или формулой.

iSpring QuizMaker позволяет создавать сценарии ветвления для каждого теста. Вы можете задать определенное действие для случаев правильного, неправильного и частично правильного ответа. Так, в случае правильного ответа, студент может перейти к следующему вопросу, а в случае неправильного - перейти на слайд с информацией по данному вопросу. Кроме того, вы можете настраивать сообщения о правильности ответа на каждый вопрос теста. С помощью таких сообщений можно давать подсказки и дальнейшие инструкции.

Рис. 3. Виды мультимедиа-ресурсов, поддерживаемых в iSpring QuizMaker

Вы можете опубликовать ваш тест для загрузки в СДО (Blackboard или любую другую с поддержкой SCORM/AICC-стандартов) или включить его в курс в виде отдельного слайда.

4. Создание интерактивных блоков.

С помощью iSpring информация в вашем электронном учебном курсе может быть представлена в интересной и удобной форме. Вы можете быстро и легко создать интерактивные блоки (интерактивности) с помощью

кнопки «Интерактивность» на панели инструментов iSpring.

1. Книга. С помощью этой интерактивности вы можете быстро создать собственную трехмерную книгу, украсить ее изображениями, оформить обложку и задать текстуру страниц. Эффект перелистывания страниц делает книгу особенно реалистичной.

2. Часто задаваемые вопросы. Интерактивность позволяет создать список часто задаваемых вопросов и ответов на них. Возможность поиска по ключевым словам обеспечивает быстрый поиск нужной информации.

3. Каталог. С помощью интерактивности «Каталог» вы можете создать глоссарий, справочник или каталог наименований. Возможна вставка изображений, аудио- и видеофайлов, Flash-роликов. Доступен поиск по ключевым словам.

4. Временная шкала. Эта интерактивность позволяет визуализировать хронологию событий в виде временной шкалы. Описание периодов и событий может сопровождаться изображениями, а также аудио- и видеоматериалами.

Любая интерактивность может быть вставлена в учебный курс или опубликована как отдельный Flash-файл.

5. Публикация курса для СДО. Электронные учебные курсы, созданные с iSpring, можно размещать в Интернете, отправлять по e-mail, записывать на CD/DVD-диск, а также загружать в СДО. Курсы могут быть загружены в любую систему дистанционного обучения, поддерживающую стандарты SCORM 1.2, SCORM 2004 и AICC. Кроме того, iSpring может создавать курсы специально для загрузки в СДО Blackboard. Вы можете настроить ваш электронный учебный курс специально для СДО:

1. Оценить число просмотренных слайдов.

2. Оценить тесты. Тесты можно ранжировать по степени сложности, задавая их вес.

3. Задать проходной балл.

4. Ограничить продолжительность урока.

Если вы используете СДО iSpring Online,

вы можете загрузить созданный учебный курс в СДО напрямую из PowerPoint - достаточно указать учетную запись iSpring Online в окне публикации. Если вы используете

другую СДО, iSpring сохранит готовый к загрузке курс на вашем компьютере.

Microsoft PowerPoint и программа для преобразования презентаций в формат флэш iSpring Suite являются прекрасным средством для разработки ЭУП. С помощью этих программ вы можете создать прекрасное ЭУП независимо от вашей подготовки.

Предложенные программы могут выступать в качестве методической рекомендации для преподавателей вуза по составлению электронных учебников по преподаваемым курсам.

Литература

1. Вуль В.А. Электронный учебник и самостоятельная работа студентов // Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы: мат-лы науч.-практ. конф. СПб., 2001.

2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. 616 с.

3. Дуброва Н. eLearning - Обучение с приставкой «e» // Открытые системы. 2004. № 11.

4. Бовт И. Обзор средств быстрой разработки мультимедийных курсов [Электронный ресурс] // eLearning World. 2007. № 2-3. URL: http://www.elw. ru/magazine/23/

5. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 464 с.

6. Маминов С. Learning Content Development System. URL: http://nixika.ru/learning-content-development-system // Технический блог Сергея Маминова. (Дата обращения - 04.05.09).

7. Смирнов Д. Электронное обучение: Решение для учебных заведений. IntroTrans: сайт [Электронный ресурс] URL: http://www.introtrans.ru/ solutions/solution-for-educational-institutions.

8. Зарипова М.Ж., Тайиров А.Х., Мирсабурова У.М. Особенности создания и использования электронных учебных пособий с помощью программы Microsoft Publisher // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: сб. мат-лов XVI Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2012. С. 92-95.

9. iSpring Suite. Набор профессиональных инструментов для быстрой разработки электронных курсов [Электронный ресурс] // Сайт компании iSpring Suite. URL: http://www.ispring. ru/company/press-releases/ispring-ispring-suite-6-0.html.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vul' V.A. 'Elektronnyj uchebnik i samostoyatel'-naya rabota studentov // Uchebnye i spravochnye

'elektronnye izdaniya: opyt i problemy: mat-ly nauch.-prakt. konf. SPb., 2001.

2. Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Razrabotka komp'yuternyh uchebnikov i obuchayuschih sistem. M.: Filin', 2003. 616 s.

3. Dubrova N. eLearning - Obuchenie s pristavkoj «e» // Otkrytye sistemy. 2004. № 11.

4. Bovt I. Obzor sredstv bystroj razrabotki mul'ti-medijnyh kursov ['Elektronnyj resurs] // eLearning World. 2007. № 2-3. URL: http:// www.elw.ru/ magazine/23/

5. Solovov A.V. 'Elektronnoe obuchenie: proble-matika, didaktika, tehnologiya. Samara: Novaya tehnika, 2006. 464 s.

6. Maminov S. Learning Content Development System. URL: http://nixika.ru/learning-content-development-system // Tehnicheskij blog Sergeya Maminova. (Data obrascheniya - 04.05.09).

7. Smirnov D. 'Elektronnoe obuchenie: Reshenie dlya uchebnyh zavedenij. IntroTrans: sajt ['Elek-tronnyj resurs] URL: http://www.introtrans. ru/solutions/solution-for-educational-institutions.

8. Zaripova M.Zh., Tajirov A.H., Mirsaburova U.M. Osobennosti sozdaniya i ispol'zovaniya elekt-ronnyh uchebnyh posobij s pomosch'yu pro-grammy Microsoft Publisher // Aktual'nye prob-lemy informatiki i informacionnyh tehnologij: sb.

mat-lov XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tambov, 2012. S. 92-95.

9. iSpring Suite. Nabor professional'nyh instrumen-tov dlya bystroj razrabotki elektronnyh kursov ['Elektronnyj resurs] // Sajt kompanii iSpring Suite. URL: http://www.ispring.ru/company/ press-releases/ispring-ispring-suite-6-0.html>.

USING ISPRING SUITE FOR CREATING MULTIMEDIA ELECTRONIC TEXTBOOKS

N.J. Zaripova, M.J. Zaripova

Dzhuminsky Teachers College, Uzbekistan, Samarkand Termez State University, Uzbekistan, Termez e-mail: [email protected], [email protected]

The article describes the features of the software for creating electronic textbooks new generation. Also, the authors emphasize the focus on creating electronic textbooks using systems based on the use of general-purpose tools -with Microsoft Office.

Key words: electronic textbooks (EUP), basic requirements for EUP, hyperlink, Power Point, iSpring Suite.

УДК 004.928;004.055

СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ СКРИНКАСТИНГА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

М.Ю. Сидляр

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]

Рассматриваются основные этапы работы программ, предназначенных для скринкастинга (videoscreen capture). В статье приведена сравнительная характеристика свободного программного обеспечения, а также описаны индивидуальные достоинства и недостатки указанных программных продуктов. Подробно показаны возможности редактирования снятого видео в сравниваемых программах. В статье даются общие рекомендации при работе с видеозахватом экрана.

Ключевые слова: скринкастинг, видеофайлы, программное обеспечение.

Кафедра информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина разрабатывает серию электронных учебных пособий, важную частью которых составляют авторские уроки по работе с офисными, гра-

фическими и программными средами. При разработке электронного учебного пособия по среде трехмерного моделирования было решено записать несколько видеофрагментов того, как проводятся построения трехмерных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.