УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ) ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© 2017
Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы современной педагогики: повышение эффективности качества обучения студентов русскому языку как иностранному, активизация коммуникативной направленности образовательного процесса. При коммуникативно-личностном подходе в процессе обучения иностранных студентов высоких результатов можно добиться при использовании интерактивных средств обучения, в частности презентаций и мультимедийных пособий, которые дают возможность сочетать различные виды наглядности (аудио, видео и комбинированной), что в свою очередь является хорошей базой для развития коммуникативной компетенции студентов. Компьютерные технологии позволяют использовать самые различные ресурсы для обучения языку, обеспечивают его интерактивный характер. Они дают возможность постоянно находиться в языковой среде, широко применять игровые методы обучения, использовать инструменты самоконтроля и тестирования, а также активизировать такую важную составляющую обучения, какой является коммуникативность. Все это способствует обеспечению высокого качества обучения, делает его доступным и востребованным. В статье обобщается опыт работы преподавателей кафедры русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета по созданию электронных учебников с использованием программы iSpring, рассматриваются различные виды учебных заданий, созданных с помощью различных инструментов: Каталог, Вопрос-ответ, Книга, QuizMaker.
Ключевые слова: интерактивные средства обучения, мультимедийные пособия, русский язык как иностранный, коммуникативная направленность обучения, электронные учебники, коммуникативность, Каталог, Вопрос-ответ, Книга, QuizMaker.
IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS (COMMUNICATIVE ASPECT OF TEACHING) OF FOREIGN STUDENTS WITH THE HELP OF INFORMATIONAL
COMPUTER TECHNOLOGIES
© 2017
Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the department
of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with topical issues of modern pedagogics: improving the quality of teaching students Russian as a foreign language, enhancing the communicative aspect of the educational process. While working with foreign students, using personal method of teaching, high results can be achieved by interactive teaching methods, particularly by presentations and multimedia books, where audio and video are combined, which in turn is a good basis for the development of communicative competence of students. Computer technologies give the possibility to use a wide variety of resources for teaching the language in an interactive way. They make it possible to stay in the language environment constantly, to widely apply game teaching methods, to use self-monitoring and testing tools, and to enrich your knowledge of the language and improve communicative skills. It provides high quality of education, makes it accessible. The article summarizes the experience of teachers of the Department of the Russian language at the Kursk State Medical University on the creation of electronic textbooks using the iSpring program, examines the different types of study assignments created by various tools: Catalog, Question-Answer, Book, QuizMaker.
Keywords: interactive teaching methods, multimedia books, Russian as a foreign language, communicative aspect of teaching, electronic textbooks, communicative skills, Catalog, Question-Answer, Book, QuizMaker.
Проблема активизации учебной деятельности и повышения мотивации студентов актуальна как никогда, поскольку далеко не всегда у иностранных студентов, обучающихся на английском языке проявляется явный интерес к изучению русского языка, кроме того на начальном этапе обучения студентам не всегда понятны перспективы практического использования полученных знаний. Поэтому добиться повышения эффективности качества обучения, на наш взгляд, можно с помощью имеющихся в современной методике ресурсов, а именно:
- с помощью введения в преподавание информационных компьютерных технологий;
- с помощью активизации научно-исследовательской деятельности студентов (работа в научном студенческом кружке);
- с помощью введения междисциплинарных элективных курсов, основанных на передовом опыте отечественной и зарубежной педагогики.
История вопроса об использовании информационных компьютерных технологий (обучение созданию компьютерных ресурсов), цифровых образовательных ресурсов (готовые тексты, презентации, иллюстрации и т.п.) в педагогике восходит к 90-м годам XX века, оставаясь актуальным на сегодняшний день, и освещается на
протяжении многих лет в работах Н.В. Апатовой [1], И.В. Роберт [2,3], В.П. Беспалько [4,5], С.А. Христочевского [6,7,8], и в 1998 году закреплено в официальном печатном органе Научно-экспертного совета по информатизации высшей школы Госкомвуза России в документе «Концепция информатизации сферы образования РФ».
Компьютерные технологии дают большие возможности для использования самых различных ресурсов при обучении языку, обеспечивают его интерактивный характер. Они позволяют постоянно находиться в языковой среде, широко применять игровые методы обучения, использовать инструменты самоконтроля и тестирования, позволяют активизировать такую важную составляющую обучения, какой является коммуникативность. Все это дает возможность обеспечить высокое качество обучения, делает его доступным и востребованным.
Одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка как иностранного является проблема общения преподавателя и иностранного студента [9-12], принадлежащих к разным этносоциокультурным языковым общностям и различающихся по возрасту, опыту и социальному положению. Вместе с тем именно педагогическое общение является важнейшим пусковым механизмом всего коммуникативного образовательного процесса и открывает возможности для контактов с но-
Рубцова Елена Викторовна ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ...
сителями русского языка и «вхождение в культуру».
Общение преподавателя русского языка и иностранного студента - многоплановая, полифункциональная деятельность, формирующаяся и развивающаяся в пространстве четырех координат: личность, культура, общение, учебный процесс, которая в силу ограниченной наполняемости групп сохраняет личностно-ориентиро-ванную направленность даже при коллективных формах работы. Это позволяет прогнозировать возможное воздействие различного рода языковых, коммуникативных, социально-перцептивных, смысловых, интерактивных и других барьеров, создавая общий благоприятный фон учебной деятельности. В противном случае у студента нередко возникает неудовлетворенность занятиями, что может привести к конфликтным стрессовым ситуациям, актуализирующим механизмы психологической защиты. Такое общение преподавателя и студента может квалифицироваться как недостаточно продуктивное. Поэтому педагог должен снять у студента внутреннее сопротивление и предвидеть возможные «сбои» во взаимоотношениях, понимая, что именно общение в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого или даже только мысленного, составляет необходимое и специфическое условие развития человека.
Преподаватель как организатор совместной учебной деятельности должен быть самостоятельным в выборе модели обучения, творческим в плане выработки стратегии обучения, в определении его содержания, хорошо ориентирующимся в учебной и методической литературе, в том числе и современных компьютерных технологиях, гибким в использовании разных методических приемов с учетом условий обучения, целей и задач урока, а также владеть культурой общения, осознавать возможности собственного коммуникативного стиля и уметь адаптировать его к индивидуальным особенностям студентов.
При обучении русскому языку как иностранному ведущим является метод коммуникативности, который базируется на следующих методических принципах: коммуникативная направленность обучения; учет индивидуально-психологических особенностей студентов; функциональный подход к отбору учебного материала на всех уровнях; ситуативность процесса обучения как условие реализации речевого умения; принцип новизны, который обеспечивает гибкость речевых навыков.
Плодотворное межличностное общение преподавателя и студента возможно только на основе признания приоритета индивидуальности личности, ее самоценности как активного носителя субъективного опыта; студент не становится, а изначально является субъектом познания. При конструировании учебного процесса следует учитывать субъективный опыт (опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретенный ранее в ходе общения, деятельности, познания, наблюдения и т. д.) каждой личности; развитие предполагает внутренние изменения в личности: в ее психике, сознании, ценностях, потребностях и т. д. (подробнее о технологии индивидуализации см.[13]).
Коммуникативно-личностный подход в обучении русскому языку должен учитывать отношение личности к иностранному языку и культуре его носителей. Он должен обеспечить необходимые дидактические условия для погружения обучаемого в культуру народа изучаемого языка. Такое погружение способствует тому, что обучаемый наполняет знания о языке смыслами, помогающими ему сформировать целостное понимание русской культуры. Культура в процессе обучения языку выступает в качестве посредника в организуемом ею диалоге культур, в межкультурной коммуникации. При этом культурологическая информация включает в себя не только знания о государственном и административном устройстве страны изучаемого языка, но в гораздо большей степени знания об укладе повседневной жизни
и быта российских граждан, национальных обычаях и традициях. Особое внимание уделяется изучению особенностей национального характера и национальных мыслительных и поведенческих стереотипов.
Задача преподавателя - активизировать познавательную деятельность студентов в процессе обучения русскому языку.
Информационные технологии позволяют сформировать системное мышление, способствуют индивидуализации учебного процесса [14-17]. Использование ЭСУН (электронных средств учебного назначения) освобождает время педагога для тесного взаимодействия со студентом, который сможет получить активную поддержку и помощь преподавателя при работе с особо сложным материалом в личном общении. С другой стороны, качественное ЭСУН позволяет студенту самостоятельно работать над сложной темой именно столько времени, сколько требуется ему лично (Е.В. Смирнова [18-22].
Компьютерные технологии открывают новые возможности в области преподавания. Например, при помощи информационных технологий возможно:
- хранить большой объем информации на одном носителе;
- детализировать на экране фрагменты изображения, текста рукописи, что особенно полезно, при изучении творчества писателей, художников, журналистов;
- выделять в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения, что очень полезно для формирования умения находить главную мысль в тексте;
- осуществлять непрерывное музыкальное или любое другое аудио сопровождение;
- использовать видеофрагменты из фильмов, репортажей;
- выходить в Интернет.
Информационные технологии позволяют в 3 раза увеличить долю усвояемого материала, а также позволяют заинтересовать учащихся и сориентировать обучение на отдельного студента.
Сочетание устного материала с демонстрацией слайд-фильма способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию, такая информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс способствует развитию навыков всех видов речевой деятельности, стимулирует формирование личности студента и экономит время преподавателя» [23, с.5669].
Презентации Microsoft Power Point имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют преподавателю эффективно учитывать особенности самих студентов, так как, работая с документом в программе Power Point, современный иностранный учащийся находится в столь любимом и знакомом для него мультимедийном пространстве.
Актуальным видится в качестве самостоятельного задания создание презентаций студентами. К тому же контроль может осуществляться на конкурсной основе (определение лучшей презентации, поощрение). Такой вид работы имеет ряд преимуществ:
- усиление мотивации иностранных учащихся, создание у них потребности заниматься русским языком;
- повышение интереса к самостоятельной работе по изучению языка;
- активизация учебно-исследовательской деятельности студентов;
- стимулирование условии для самореализации иностранных учащихся;
- развитие творческих способностей.
Сознательно-практическиИ метод преподавания РКИ
с коммуникативной направленностью в обучение даёт возможность углубиться в функциональные особенности русского языка, познать необходимые тонкости обращения с русским словом. Несомненно, это трудоёмкий и длительный процесс, требующий как и от преподавателя, так и от студента огромного напряжения. Преподаватели кафедры русского языка и культуры речи Курского государственно медицинского университета опираются в работе на испытанные практикой и временем приёмы изучения русского языка. Однако взяв курс на интегрирование в европейское языковое пространство, кафедра активно внедряет в теорию и практику преподавания новые методы: вводятся элементы интенсивного курса русского языка как иностранного, активно используются аудио- и видеозаписи, разрабатываются новые компьютерные программы для закрепления изученного и презентации фонетического, грамматического, профессионального и социокультурного материала, создаются мультимедийные учебники. Так, например, знакомя студентов с историей и достопримечательностями города Курска, в котором иностранные студенты живут и учатся около 6-7 лет, преподаватели активно используют электронное пособие, созданное на кафедре, которое сочетает в себе визуальную, слуховую и текстовую информацию. Пособие позволяет не просто назвать одну из гордостей курского края - соловья, но и дать возможность увидеть эту птицу и услышать ее пение. Рассказ о знаменитом курском композиторе Г. Свиридове сопровождается отрывками из его произведений, изображением памятника, улицы, где он расположен. Слайды включают в себя изображение сезонных изменений города. Данная презентация помогает первокурсникам лучше ориентироваться в незнакомом городе, наглядно подсказывает расположение социально значимых объектов Курска.
«Следует отметить, что в связи с использованием средств новых информационных технологий, помимо слайд-лекций, презентаций, появляются и электронные учебники, в которых используются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Электронный учебник позволяет обеспечить режим самообучения и самоконтроля» [24].
В последние годы большой популярностью стали пользоваться программы iSpring, которые являются мощным инструментом для создания интерактивных электронных курсов, тестов, диалоговых тренажеров, видеолекций и скринкастов прямо в PowerPoint, работающие на любой настольной, переносной и мобильной платформе. Используя современные инструменты iSpring можно создавать интерактивные оценочные средства с помощью мультимедийных технологий, видео, перетаскиваний, разветвлений и гибких правил оценки и тестирования.
Обобщая опыт работы с иностранными студентами, преподаватели кафедры русского языка и культуры речи в Курском государственном медицинском университете создали несколько электронных пособий с использованием различных инструментов iSpring «Изучая культуру, изучаем язык» [25], «Великие люди России» [26], «Россия на карте мира» [27]. «Как показывает практика работы со студентами, повысить внутреннюю мотивацию к изучению РКИ возможно за счет использования инновационных методов обучения, к которым можно отнести работу с мультимедийным пособием» [28, с.1210].
Исследование Лысковой В.Ю. обосновывает эффективность занятий с использованием интерактивных упражнений, которые стимулируют учащихся и вызывают еще больший интерес к русскому языку,
при этом работа преподавателя становится продуктивнее [29].
В свою очередь Э.Г. Азимов подробно описывает требования к электронному учебнику по русскому языку как иностранному, отмечая при этом, что мультимедийные пособия наглядно представляют типовые ситуации общения, содержат упражнения на постановку произношения, письменные задания лексико-грамматиче-ского характера, игры со словами; также, как правило, включают и встроенные справочники по грамматике и фонетике изучаемого языка, а также словарь [30].
Так, например, в пособиях, созданных на кафедре, словарь темы размещен в таком инструменте iSprmg как Каталог (рисунок 1). При этом преподаватель может подавать новые слова как в алфавитном порядке, так и в любом нужном, в зависимости от их появления в тексте. Каждое слово в Каталоге озвучено (разными носителями языка), что в свою очередь позволяет прослушивать слово несколько раз, а также дает возможность иностранным студентам различать звуковую оболочку слова различной тембральной окраски. Пособие структурировано таким образом, что во время работы с текстом можно видеть панель со всеми интерактивностями - этапами работы и в любой момент, если студент забыл слово, преподаватель может вернуться к словарю, созданному в Каталоге, и быстро найти нужное слово.
Рисунок 1 - Каталог
Лексико-грамматические задания чаще всего помещаются в инструмент Вопрос-ответ, в которые, по типу матрешки, могут вставляться еще и задания в тестовой оболочке.
Новые тексты для изучения вызывают повышенный интерес при демонстрации их в инструменте Книга (рисунок 2). Такие книги обычно содержат иллюстративный материал и имеют функцию переворачивания страницы, также позволяет преподавателю одновременно видеть все страницы книги-текста и в любой момент открыть необходимую.
Рисунок 2 - Книга
Рубцова Елена Викторовна ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ...
Инструмент Временная шкала в мультимедийных пособиях может использоваться для периодизации событий в различных темах, например, при изучении «Традиций и обычаев в России» в шкале размещаются праздники России согласно календарному плану, при этом они систематизированы.
В QшzMaker предусмотрены различные формы для создания тестовых заданий: вопрос с вложенными ответами, одиночный выбор, множественный выбор, верно-неверно, соответствие, порядок, банк слов, другие (рисунок 3).
Рисунок 3 - QuizMaker Тесты
Таким образом, при коммуникативно-личностном подходе в процессе обучения иностранных студентов высоких результатов можно добиться при использовании интерактивных средств обучения, в частности презентаций и мультимедийных пособий, которые дают возможность сочетать различные виды наглядности (аудио, видео и комбинированной), что в свою очередь является хорошей базой для развития коммуникативной компетенции студентов. Подобные мультимедийные средства включают разнообразные упражнения, которые можно применять дифференцированно, с учетом уровня подготовки учащихся. Задания в виде тестов требуют запланированной реакции, которые одномоментно дают оценку уровня знания, при этом в случае ошибки представляют ссылку на материал, который необходимо повторить. Компьютерные технологии позволяют систематизировать материал, обеспечивающий учебный процесс в рамках дисциплины РКИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Изд-во РАО, 1994. 228 с.
2. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания // Человек и образование. 2012. №1 (30). С.14-18.
3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.
4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. 304 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
6. Христочевский С. А. Мультимедиа в образовании. Проблемы разработки и использования. Системы и средства информатики. Вып.8. М.: Физматлит, 1996. С.166-176.
7. Христочевский С. А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Системы и средства информатики. М.: Наука. Физматлит., 1999. 369 с.
8. Христочевский С. А. Электронный учебник - текущее состояние // Компьютерные инструменты в образовании. 2001. №6. С.3-10.
9. Лейфа И.И., Мавлеткулова В.В. Формирование положительного образа россии в процессе обучения русскому языку как иностранному // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 160-163.
10. Сидакова Н.В. Обучение второму иностранному языку как билингвальный процесс в образовании студентов неязыковых специальностей // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 185-189.
11. Ширина Т.Г. Состояние и проблемы адаптации иностранных студентов в рамках международных образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 71-72.
12. Апанасюк Л.А. Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 4 (13). С. 66-69.
13. Дмитриева Д.Д., Рубцова Е.В. Реализация технологии индивидуализации профессиональной подготовки студентов-медиков в процессе преподавания русского языка как иностранного // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 10. С. 82-85.
14. Сидакова Н.В. Использование профессионально-ориентированных аутентичных материалов в обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 154-157.
15. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
16. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.
17. Хохленкова Л.А. Современные информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов в высших учебных заведениях сервиса // Балтийский гуманитарный журнал.
2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.
18. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.
19. Смирнова Е.В. Индивидуально-психологический аспект в преподавании иностранного языка при использовании электронных средств учебного назначения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 408-411.
20. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49.
21. Смирнова Е.В. Применение электронных средств учебного назначения для формирования и развития навыков чтения иноязычного профессионально-ориентированного текста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-223.
22. Смирнова Е.В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 56-60.
23. Итинсон КС., Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С.5666-5669; URL: http://fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=38484 (дата обращения: 10.11.2017).
24. Чмырь О. В. К вопросу об использовании информационно-компьютерных технологий на уроках литературы // Молодой ученый. 2010. №4. С. 387-390.
25. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В., Чиркова В.М. Изучая культуру, изучаем язык: Мультимедийное
учебное пособие по русскому языку как иностранному для студентов международного факультета медицинского университета. - Курск: Изд-во КГМУ, 2014.
26. Ковынева И.А. Рубцова Скляр Е.С. Великие люди России: мультимедийное учебно-методическое пособие по лингвострановедению для студентов факультета по работе с иностранными учащимися Курск: КГМУ, 2014.
27. Ковынева И.А., Рубцова Е.В., Чиркова В.М. Россия на карте мира: мультимедийное учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному для студентов 2 курса международного факультета Курск: КГМУ, 2015.
28. Чиркова В.М. Проблема выбора учебно-методических пособий, используемых при обучении иностранных студентов-медиков русскому языку // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1208-1212; URL:http://applied-research.ru/ru/article/view?id=10757 (дата обращения: 02.11.2017).
29. Лыскова В.Ю. Мультимедийное электронное учебное пособие «Русский язык для иностранцев» -межкафедральный инновационный проект студентов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Выпуск 1. Том 17. С. 211-214.
30. Азимов Э.Г. Методика применения компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному // Методика преподавания русского языка как иностранного. Хрестоматия. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета им. А.М. Горького, 2008. С. 2-14.
Статья поступила в редакцию 23.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017