Научная статья на тему 'Обучение иностранных студентов основам медицинской деонтологии на занятиях по русскому языку'

Обучение иностранных студентов основам медицинской деонтологии на занятиях по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / EDICAL DEONTOLOGY / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / MORAL STANDARDS / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПОСОБИЕ / MULTIMEDIA TUTORIAL / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ВРАЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MEDICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

Статья посвящена проблеме обучения иностранных студентов, получающих профессиональное образование в медицинских вузах, основам деонтологии. Автор статьи говорит о том, что развивать деонтологическую компетенцию следует не только у русских студентов, но и у иностранных, так как моральные принципы и ценности, нравственные установки и правила поведения врача должны быть едины во всем мире. В настоящее время вопросами деонтологии занимаются многие ученые различных областей наук, однако проблема обучения иностранных студентов медицинской деонтологии не исследована в полной мере. Автор статьи предлагает прививать деонтологические принципы студентам-иностранцам на занятиях по русскому языку, используя художественную литературу. Процесс воспитания нравственных идеалов и моральных ценностей предполагает наличие у данной категории учащихся высокого уровня коммуникативной компетенции. Использование мультимедийных материалов при изучении русского языка как иностранного помогает повысить уровень коммуникативной компетенции, что дает возможность преподавателю вести диалог о деонтологических принципах и этических правилах. Автор статьи отмечает, что лучшими образцами воспитания основ деонтологии у иностранных студентов-медиков служат художественные произведения русских писателей А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, В.В. Вересаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE BASICS OF MEDICAL DEONTOLOGY FOR FOREIGN STUDENTS AT RUSSIAN CLASSES

The article is devoted to the problem of teaching foreign students, who receive professional education in medical universities, the basics of deontology. The author of the article says that it is necessary to develop deontological competence not only among Russian students, but also among foreign students, as moral principles and values, moral attitudes and rules of doctor’s behavior should be uniform throughout the world. Currently, many researchers in different fields of science are engaged in deontology, but the problem of teaching foreign students to medical deontology has not been fully investigated. The author proposes to inculcate deontological principles for foreign students in Russian language classes using fiction. The process of inculcating moral ideals and moral values presupposes that this category of students has a high level of communicative competence. The use of multimedia materials in the study of Russian as a foreign language helps to increase the level of communicative competence, which enables the teacher to conduct a dialogue about deontological principles and ethical rules. The author of the article notes that the best examples of deontology basis for foreign medical students are the works of Russian writers A.P. Chekhov, K.G. Paustovsky, V.V. Veresaev.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранных студентов основам медицинской деонтологии на занятиях по русскому языку»

педагогические науки

Чиркова Вера Михайловна ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ...

УДК 378: 811.161.1

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© 2018

Чиркова Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения иностранных студентов, получающих профессиональное образование в медицинских вузах, основам деонтологии. Автор статьи говорит о том, что развивать деонтологиче-скую компетенцию следует не только у русских студентов, но и у иностранных, так как моральные принципы и ценности, нравственные установки и правила поведения врача должны быть едины во всем мире. В настоящее время вопросами деонтологии занимаются многие ученые различных областей наук, однако проблема обучения иностранных студентов медицинской деонтологии не исследована в полной мере. Автор статьи предлагает прививать деонтологические принципы студентам-иностранцам на занятиях по русскому языку, используя художественную литературу. Процесс воспитания нравственных идеалов и моральных ценностей предполагает наличие у данной категории учащихся высокого уровня коммуникативной компетенции. Использование мультимедийных материалов при изучении русского языка как иностранного помогает повысить уровень коммуникативной компетенции, что дает возможность преподавателю вести диалог о деонтологических принципах и этических правилах. Автор статьи отмечает, что лучшими образцами воспитания основ деонтологии у иностранных студентов-медиков служат художественные произведения русских писателей А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, В.В. Вересаева.

Ключевые слова: медицинская деонтология, русский язык как иностранный, студенты-медики, моральные нормы, медицинское образование, мультимедийное пособие, коммуникативная компетенция, врачебная деятельность.

TEACHING THE BASICS OF MEDICAL DEONTOLOGY FOR FOREIGN STUDENTS

AT RUSSIAN CLASSES

© 2018

Chirkova Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department

of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the problem of teaching foreign students, who receive professional education in medical universities, the basics of deontology. The author of the article says that it is necessary to develop deontological competence not only among Russian students, but also among foreign students, as moral principles and values, moral attitudes and rules of doctor's behavior should be uniform throughout the world. Currently, many researchers in different fields of science are engaged in deontology, but the problem of teaching foreign students to medical deontology has not been fully investigated. The author proposes to inculcate deontological principles for foreign students in Russian language classes using fiction. The process of inculcating moral ideals and moral values presupposes that this category of students has a high level of communicative competence. The use of multimedia materials in the study of Russian as a foreign language helps to increase the level of communicative competence, which enables the teacher to conduct a dialogue about deontological principles and ethical rules. The author of the article notes that the best examples of deontology basis for foreign medical students are the works of Russian writers A.P. Chekhov, K.G. Paustovsky, V.V. Veresaev.

Keywords: medical deontology, Russian as a foreign language, medical students, moral standards, medical education, multimedia tutorial, communicative competence, medical activity.

Одной из актуальных проблем лингводидактики при обучении иностранных учащихся в медицинском вузе в настоящее время является проблема формирования их профессиональной компетенции, которая складывается из многих составляющих, в том числе из знаний этических норм, принципов врачебной этики и правил поведения, на которых они и основываются. Деонтологическая компетентность студентов-медиков выделяется как самостоятельная и является частью их будущей медицинской профессиональной деятельности, которая не может быть эффективной в полной мере без данной доминанты. Развитие коммуникативной компетентности у студентов медицинского профиля позволяет этой категории учащихся в дальнейшей врачебной практике эффективно взаимодействовать как с профессиональной так и с социальной средой благодаря наличию особых знаний, умений и навыков, которые базируются на мировоззренческих, интеллектуальных и моральных ценностях, а также обеспечивают продуктивную организацию лечебной деятельности и успешное решение профессиональных задач. По мнению И.П. Слюсаревой, деонтологиче-ская система знаний будущего медицинского работника должна характеризоваться умением прогнозировать и конструировать процесс профессиональной деятельности с учетом ее специфики, а структура деонтологиче-ской компетентности основывается на нравственно-этических установках и ориентирах социально-профессиональной среды медицинской деятельности [1].

Считается, что первые нравственно-этические уста-

новки сформулировал Гиппократ, который и определил ту фундаментальную базу, на которой сформировалась врачебная деонтология, что свидетельствует о древней истории медицинской этики, насчитывающей уже более двух тысячелетий [2].

Современные исследователи проблем деонтологии -это ученые различных областей науки: педагоги, философы, социологи, медики. Наиболее значимые труды в этой области принадлежат Б.В. Петровскому, В.Ф. Матвееву, М.Я. Яровинскому, М.Э. Телешевской, А.А. Радугину, Е.И. Лихтенштейну, А.А. Кирпиченко, Н.А. Магазаник [3-10].

Довольно интересен тот факт, что в последнее время появилось немало диссертационных работ, посвященных проблемам деонтологии в профессиональной деятельности, некоторые из них касаются моральной стороны врачебной деятельности и духовно-этического облика будущих специалистов медицинского профиля [1120]. В перечисленных работах исследователи сходятся во мнении, что на современном этапе развития профессионального медицинского образования вопросы этики и деонтологии приобретают все большую значимость и актуальность, а знание медицинской этики, соблюдение ее правил и следование принципам медицинских работников являются неотъемлемой частью врачебной деятельности.

В этой связи медицинское образование обязано привить деонтологические принципы студентам во время их обучения в вузе; воспитать в них нравственные иде-

Chirkova Vera Michailovna pedagogical

TEACHING THE BASICS ... sciences

алы и ценности профессии врача; приучить следовать определенным этическим правилам; развить в них такие качества как сочувствие, толерантность, доброта, сострадание, отзывчивость, внимательность к людям; акцентировать внимание на моральной ответственности и обязательствах перед коллегами, пациентами и их родственниками.

В Курском государственном медицинском университете получают высшее медицинское профессиональное образование студенты более чем из 40 зарубежных стран мира. При этом представления о правилах поведения врача, особенностях общения с пациентами и его родственниками, взаимоотношениях коллег могут сильно отличаться у представителей различных национальностей. Именно поэтому, учитывая культурную составляющую и гетерогенность студенческой аудитории, мы проводим работу по обучению медицинской деонтологии с самых основ, используя художественные тексты на занятиях по русскому языку как иностранному (далее РКИ).

Лучшими образцами для воспитания у студентов врачебной этики, а также поводом для дискуссии на медицинские темы могут служить работы ученых-медиков: Н.М. Амосова, А.А. Росновского, Ф. Г Углова [21]. Необходимость использования художественных текстов при обучении РКИ с учетом будущей врачебной специальности обусловлена тем, что именно изучение подобных произведений, в которых наглядно и живописно показываются различные ситуации из будущей профессиональной деятельности и обыгрываются различные сцены трагического, драматического и комедийного характера. В художественных произведениях А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, В.В. Вересаева, М.А. Булгакова мы можем найти удивительные примеры поведения докторов, касающихся всех аспектов медицинской деонтологии.

Работе с художественным текстом того или иного писателя предшествует обращение к личности самого писателя и изучение его биографии, что помогает лучше понять иностранным студентам смысл, который пытался донести до читателя автор художественного произведения, а так же воссоздать образы, время и место действия, где происходят события.

В Курском государственном медицинском университете на кафедре русского языка и культуры речи было разработано мультимедийное учебное пособие по русскому языку как иностранному для студентов международного факультета медицинского университета «Изучая культуру, изучаем язык» [22], созданное на основе печатного учебно-методического пособия «Русский язык» [23]. В мультимедийное пособие помимо тем социокультурной направленности, призванных расширить знания студентов-иностранцев о России, повысить их уровень культуры и образованности, включены художественные произведения А.П. Чехова и фильм «Хирургия», используемые на занятиях РКИ для формирования деонтологической компетентности.

Использование данного учебного пособия на занятиях по РКИ помогает преподавателю разнообразить предлагаемый студентам материал аудио и видео сопровождением, что, несомненно, способствует лучшему пониманию и усвоению материала, вызывает эмоциональные переживания, желание выразить свою точку зрения по данному вопросу. Уникальная структура пособия построена таким образом, что его можно использовать в аудитории с различным уровнем подготовленности студентов, она включает помимо традиционных текстов, предтекстовых, притексовых и послекстовых заданий интерактивные методы обучения, которые готовят учащихся к восприятию материала «от простого к сложному».

Для того чтобы подготовить иностранных студентов к обсуждению философских проблем деонтологии на русском языке необходимо сначала снять языковой ба-78

рьер, сформировать активный словарь и показать механизмы анализа художественного произведения. Поэтому каждая новая тема начинается с изучения соответствующей этой теме лексики. Программа iSpring Suite, в которой было создано пособие представляет возможность озвучивания словаря (рис.1), что, конечно, не только помогает преподавателю вводить незнакомые слова в нетрадиционной форме, но и помогает учащимся более быстрому запоминанию. Сочетание таких форм наглядности как слуховая, зрительная и зрительно-слуховая способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся для полноценного диалога по деонтологиче-ским вопросам.

X 13 .Г д н. о 1 Следующий слайд |

э равнодушие

Структура indifference

__________

■ —

„ т-п ■ЕВ 3

Рис.1. Словарь из мультимедийного пособия по теме: Писатели-врачи.

Развитию коммуникативной компетенции учащихся также способствуют интерактивные задания, которые могут выполняться как в аудиторные часы, так и самостоятельно, что дает студентам больше времени на решение лексико-грамматических задач. Использование мультимедийного пособия при изучении РКИ создает условия работы в аудитории с неодинаковым уровнем подготовки. Для студентов с более низким уровнем знания русского языка возможны комментарии на английском языке (языке посреднике), особенно это необходимо при просмотре различных видеоматериалов и неадаптированных фильмов (рис 2.).

X Нет видео Задание 3. Объясните значение фразеологизмов.

Explain the meaning of the phraseological units (set

|| = | Q | phrases).

Структура • Уйти восвояси

• (go back where one came from)

• Раз плюнуть

• (it's child's play, It's as easy as winking)

• Этакая оказия

• (oddity, unexpected happening)

'w. • Задание 4.

• Посмотрите фильм «Хирургия» и ответьте на вопрос?

• Над какими отрицательными чертами врача мы

смеёмся в рассказе «Хирургия»?

мП • What negative traits of human nature depicted in the story

«Хирургия» do we laugh at?

Рис.2. Задание к фильму «Хирургия» из мультимедийного пособия.

Таким образом, первостепенная задача преподавателя РКИ в медицинском вузе заключается не только в развитии коммуникативной компетенции учащихся, а также навыков и умений во всех видах речевой деятельности, позволяющих владеть русским языком в профессиональных медицинских целях, но и в формировании морально-нравственных основ и этических черт личности, предопределяющих нормы поведения в будущей врачебной деятельности.

ШИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Слюсарева И.П. Формирование деонтологиче-ской компетентности в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа: дис. канд. пед. наук.

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Чиркова Вера Михайловна ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ...

Саратов, 2009. 272 с. международного факультета. - Курск: Изд-во КГМУ,

2. Гиппократ. Этика и общая медицина / пер. с древ- 2014. 201 с. негреч. СПб.: Азбука, 2001. 352 с.

3. Петровский Б. В. Вопросы врачебной этики и со- Статья поступила в редакцию 28.12.2017 временность. Вестник РАМН, 1996. - № 11. - С. 3. Статья принята к публикации 26.03.2018

4. Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Ил. учебное пособие для учащихся мед. училищ. М.: Медицина, 1989. 176 с.

5. Яровинский М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). М.: Медицина, 1999. 148 с.

6. Телешевская М. Э. Вопросы врачебной деонтологии. М.: Медицина, 1996. 245 с.

7. Радугин А. А. Этика. Учебное пособие. М.: Центр,

2003. 224 с.

8. Лихтенштейн Е. И. Помнить о больном. Пособие по медицинской деонтологии. Киев: Высш. шк., 1989. 228 с.

9. Кирпиченко А. А. Основы медицинской психологии и коммуникации. Учеб. пособие. Минск : Высш. шк.,

2004. 174 с.

10. Магазаник Н. А. Искусство общения с больными. М.: Медицина, 1991. 186 с.

11. Парахина О.В. Профессиональное воспитание будущего медицинского работника в воспитательной системе ССУЗа: дис. канд. пед. наук. Курск.: 2012. 239 с.

12. Боженькина С.А. Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении : опыт социально-философского анализа: дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2014. 161 с.

13. Антонова Н.Л. Модели взаимодействия врачей и пациентов в системе медицинского обслуживания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 272-274.

14. Курленкова А.С. Медицинская антропология и биоэтика в США и России: историографический и социокультурный анализ: дис. канд. ист. наук. М., 2013. 336 с.

15. Курылева Н.В. Специфика представлений врачей и пациентов о качествах, обеспечивающих их взаимодействие: дис. канд. психолог. наук. Иваново, 2012. 298с.

16. Галкин К.А., Малахов И.Н. От любви до неудовлетворенности. Удовлетворённость и профессиональная идентичность персонала и молодых врачей центров амбулаторной хирургии Санкт-Петербурга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.

5. № 4 (17). С. 457-460.

17. Саркисов А.А. Психологические аспекты формирования взаимоотношений врача и пациента на стоматологическом приеме: дис. д-ра мед. наук. М., 2014. 250с.

18. Алиева Л.И. Медико-социальные проблемы оптимизации качества деятельности врачей лучевых диагностов (по материалам Поволжья и Урала): дис. канд. мед. наук. Казань, 2007. 158 с.

19. Филиппченкова С.И. Психологическая составляющая взаимодействия врача и пациента: дис. д-ра психолог. наук. М, 2013. 500 с.

20. Баженова Н.Г., Токарь О.В. Социально-психологические качества медицинского персонала, работающего в сфере родовспоможения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.

6. № 4 (21). С. 274-276.

21. Чиркова В.М. Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике: дис. канд. пед. наук. - Курск, 2011. - С. 134.

22. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В., Чиркова В.М. Изучая культуру, изучаем язык: Мультимедийное учебное пособие по русскому языку как иностранному для студентов международного факультета медицинского университета. - Курск: Изд-во КГМУ, 2014. - 1360 Мб.

23. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В., Чиркова В.М. Русский язык: Учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному для студентов 2-3 курсов_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.