УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 614.23:371
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВРАЧА © Никитин Г.А., Янковая Т.Н., Т.Е. Афанасенкова
Смоленская государственная медицинская академии. Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме: Современная педагогика высшего медицинского образования невозможна без использования активных методов преподавания, позволяющих повысить не только мотивацию и качество профессионального обучения у студентов, но и роль личности преподавателя в подготовке будущих специалистов. Высшей школе требуются активные методы обучения, создающие условия для успешного обучения и воспитания положительных устойчивых моральных качеств студентов-медиков. Клинический разбор больного по методике «малых групп», позволяет расширить возможности педагогического общения, развить личностную и предметную мотивацию и сформировать у студента-медика этико-деонтологические аспекты: милосердие, сострадание, добро, достоинство, справедливость, честь и др. Кроме того, у студентов закрепляются навыки межличностного взаимодействия, и формируется гуманистическая позиция. При непосредственном общении с больным студенту необходимо не только наладить контакт, но и суметь расположить к себе, вызвать доверие и проявить себя специалистом. В итоге проявляются такие личные качества студентов как сострадание, сочувствие, желание оказать квалифицированную помощь.
Активный метод обучения, клинический разбор больного по методике «малых групп», не только заставляет будущего врача излагать свои позиции и взгляды с их аргументацией, учетом возможных ошибок и упущений, но и оказывает сильное эмоциональное впечатление, является хорошим фоном для закрепления врачебных этико-деонтологических принципов, что станет фундаментом в формировании личности будущего врача.
Ключевые слова: методика «малых групп», воспитательная работа, этико-деонтологическое воспитание
ETHICAL-DEONTOLOGICAL EDUCATION - AN IMPORTANT COMPONENT OF TRAINING FUTURE DOCTOR
Nikitin G.A., Yankovaya T.N., Afanasenkova T.E.
Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28
Summary: The modern pedagogics of the supreme medical education is impossible without use of active methods of the teaching, allowing to raise not only motivation and quality of vocational training at students, but also a role of the person of the teacher in preparation of the future experts. To the higher school the active methods of training creating conditions for successful training and education of positive steady moral qualities of students - physicians are required. Clinical analysis of the patient by a technique of "small groups", allows to expand opportunities of pedagogical dialogue, to develop personal and subject motivation and to generate at the student-physician ethics-deontology aspects: mercy, compassion, kindly, advantage, validity, honor, etc. Besides at students skills of interpersonal interaction are fixed, and the humanistic position is formed. At direct dialogue with the patient to the student it is necessary not only to come into contact, but also to manage to gain, cause trust and to prove the expert. In a result such personal qualities of students as compassion, sympathy, desire to render the qualified help are shown.
The active method of training, clinical analysis of the patient by a technique of " small groups », not only forces the future doctor to state the positions and sights with their argument, the account of probable mistakes and omissions, but also renders strong emotional impression, is a good background for fastening
medical ethics-deontology principles that becomes the base in formation of the person of the future doctor.
Key words: method of "small groups", mentoring, ethical-deontological education
Введение
В отечественной системе высшего образования всегда уделялось большое внимание духовно-нравственному воспитанию личности [1, 4], а в период реформирования здравоохранения вопрос воспитания будущего поколения врачей стал одним из важнейших [7].
Современный философ-этик Р.Г. Апресян говорит о том, что помимо профессиональной подготовки высшее образование должно систематически и разносторонне пропагандировать фундаментальные нравственные ценности, пояснять их смысл и их действенность в профессиональной деятельности. При этом «нравственное и этическое содержание должно проникать в самые разные части учебного плана» [2], так как этическое воспитание, является одной из важнейших составляющих в формировании личности будущего врача.
Этическое воспитание в медицинском вузе приобретает особое значение, поскольку, как подчёркивали выдающиеся деятели медицины, для того, чтобы стать хорошим врачом, нужно, прежде всего, быть хорошим человеком. На основе общей этической культуры личности должна сформироваться профессиональная этическая и деонтологическая культура врача. Большинство студентов и преподавателей медицинских вузов хорошо знают, насколько важна при обучении методам диагностики и лечения наглядность преподавания. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит древняя мудрость.
Современная педагогика высшего медицинского образования невозможна без использования активных методов преподавания, позволяющих повысить не только мотивацию и качество профессионального обучения у студентов, но и роль личности преподавателя в подготовке будущих специалистов [3]. Высшей школе требуются активные методы обучения, создающие условия для успешного обучения и воспитания положительных устойчивых моральных качеств студентов - медиков.
В условиях постоянно увеличивающегося объема научной информации преподавателю необходимо помочь студентам получить не только теоретические знания, но и этико-деонтологическое воспитание по той или иной теме, а также выработать у них практические навыки и умения работы с пациентами за ограниченный по времени срок обучения.
Согласно плану воспитательной работы на кафедре, основой которого является клятва врача, предусмотрено:
1. При изложении специального материала студентам на лекциях и практических занятиях обращать внимание на формирование компетенций, высокого профессионализма и требовательности к себе, как необходимых качеств позволяющих успешно работать в условиях страховой медицины.
2. Воспитание добросовестного отношения к труду. Побуждать у студентов стремления к знаниям. Повышать их ответственность за обслуживание пациентов в поликлинике и на дому. На конкретных примерах обращать внимание на то, что недостаточные знания и умения ведут к ошибкам в диагностике, неправильному лечению и могут приносить ущерб здоровью больного. В условиях медицинского страхования эти ошибки врача наносят моральный и материальный ущербы самому лечащему врачу. Для улучшения обучения студентов расширять получение знаний через компьютерные технологии (обучающие и контролирующие программы). В ходе занятия со студентами обращать внимание на возможные упущения, нарушения и злоупотребления во врачебной работе, показывать их недопустимость и противоречие с установками на совершенствование и перестройку всех сфер деятельности в стране. Показать возможность дополнительного законного заработка через индивидуальное предпринимательство или через работу в коммерческих структурах. Подчеркивать обязанность и ответственность врача перед обществом. Обращать внимание на вводимые в стране мероприятия, поощряющие профессиональный рост и совершенствования специалиста. Привлекать студентов к научно-исследовательской работе. Включать их докладчиками при проведении врачебных конференций.
3. Воспитание в духе общечеловеческих, нравственных ценностей, в соответствии с принципами врачебной деонтологии. Постоянно подчеркивать гуманизм врачебной профессии в процессе обучения студентов и обслуживания больных. Рассматривать выполнение правил врачебного долга, врачебной этики, морали врача.
В традиционной отечественной системе медицинского образования активные методы обучения всегда занимали значительное место. Одним из эффективных методов активного педагогического обучения, используемых у студентов старших курсов, является клинический разбор тематического больного [5, 6]. Он проводится ежедневно с каждой группой студентов пятого и шестого курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся при изучении поликлинической терапии. Демонстрация и разбор больного проводится по методике «малых групп» или структурированной групповой дискуссии, что аналогично проведению врачебного консилиума.
Цель клинического разбора: повысить уровень мотивации изучения темы. Опираясь на знания и опыт педагога, стимулировать самостоятельную работу студентов; дать возможность каждому студенту проявить свои индивидуальные особенности и способности; закрепить практические умения и навыки работы с больным пациентом; улучшить процесс творческого профессионального общения преподавателя и студентов. При этом, у студентов вырабатываются навыки проведения дискуссии, повышается самооценка и профессиональная уверенность в правильности своих суждений и врачебных действий и закрепляются основы этико-деонтологического общения с пациентом. Клинический разбор больного помогает выработать компетенции у студентов и позволяет эффективно воздействовать на формирование клинического мышления, профилактической направленности, развивает нравственные позиции студента-медика [6].
Эта форма коллективного взаимодействия, основанная на творческой силе группы, где каждый может высказать свою точку зрения и аргументировать ее. В своем выражении эта форма взаимодействия близка к «мозговой атаке». Задача участников клинической дискуссии -продуцирование идей по поводу клинического ведения больного. При этом высказывание одного может навести на мысль другого участника.
Одновременно в ходе клинического разбора педагог проводит и «мастер-класс». При этом используются следующие приемы: установление контакта со студентами, привлечение их внимания через актуальность изучаемой проблемы, усиление их мотивации к изучаемой теме на примере конкретного больного и конкретной клинической ситуации, поддержание интереса к разбираемой теме и поддержание дисциплины в ходе групповой дискуссии [6]. Ключевым моментом диалога преподавателя и студентов является взаимопонимание. Успешность взаимодействия преподавателя и студентов в ходе структурированного клинического разбора больного определяется не только эрудицией и профессиональной компетентностью педагога, но и опытом его практической деятельности и жизни, а также его внутренней духовностью и нравственностью. При этом происходит одновременное обучение всех студентов группы, даже тех, кто непосредственно не участвовал в обсуждении, а только слушал ход дискуссии. Присутствие на клиническом обсуждении больного для каждого студента является стимуляцией мотивации мыслить и более полно познавать изучаемую тему. Непосредственное общение в диалоге преподавателя со студентами позволяет развивать интегральные умения педагогически мыслить и профессионально действовать. В результате реализуется принцип профессиональной ответственности, которую осознает и преподаватель, и каждый студент по отношению к больному, к своей личной деятельности. Кроме того, у студентов закрепляются навыки межличностного взаимодействия, и формируется гуманистическая позиция. При непосредственном общении с больным студенту необходимо не только наладить контакт, но и суметь расположить к себе, вызвать доверие и проявить себя специалистом. В итоге проявляются такие личные качества студентов как сострадание, сочувствие, желание оказать квалифицированную помощь, что очень важно в формировании личности будущего врача.
Анализируя течение заболевания, формируя прогноз, давая рекомендации по лечению, реабилитации и диспансерному наблюдению, студент осознает важную роль врача в судьбе больного. Тем самым значительно повышается самооценка и профессиональная ответственность будущего молодого специалиста.
Такой способ клинического разбора позволяет расширить возможности педагогического общения, развить личностную и предметную мотивацию и сформировать у студента-медика этико-деонтологические аспекты, такие как милосердие, сострадание, добро, достоинство,
справедливость, честь и др. Именно такие качества у студентов и станут фундаментом в формировании личности будущего врача.
Выводы
1. Этико-деонтологическое воспитание студентов старших курсов в медицинском вузе необходимо проводить в ходе клинического разбора больных.
2. Активный метод обучения, клинический разбор больного по методике «малых групп», не только заставляет будущего врача излагать свои позиции и взгляды с их аргументацией, учетом возможных ошибок и упущений, но и оказывает сильное эмоциональное впечатление, является хорошим фоном для закрепления врачебных этико-деонтологических принципов.
Литература
1. Амиров А.Ф. Медицинское образование в России в условиях реализации Болонских соглашений // Вест. Санкт-Петербургской гос. мед. академии им. И.И. Мечникова. - 2008. - Т.9, №2. - С. 9-21.
2. Апресян Р. Г. Этика в высшем образовании // http://ethicscenter.ru/ed/kaunas/aprl.html
3. Козырев О.А. Современные требования к организации и обеспечению учебного процесса. // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Методическое и практическое обеспечение учебного процесса в высшей школе / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд. СГМА, 2013. - С. 8-10.
4. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика // Высшее образование в России. - 2010. - №1. - С. 98-101.
5. Никитин Г.А., Янковая Т.Н. Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки и его теоретические основы // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании школе / Под ред. В.А. Правдивцева. - Смоленск: Изд. СГМА, 2012. - С. 41-42.
6. Никитин Г.А., Янковая Т.Н., Афанасенкова Т.Е. Повышение мотивации к врачебной деятельности у студентов 5 и 6 курсов как один из методов работы с «проблемными» студентами // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Реализация педагогического потенциала вуза в работе с «проблемными» студентами / Под ред. В.А. Правдивцева. - Смоленск: Изд. СГМА, 2011. - С. 35-36.
7. Шаварский П.П. Чего ожидать от медицинской этики? // Человек. - 2006. - №5. - С. 78-88
Информация об авторах
Никитин Геннадий Алексеевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей врачебной практикой с курсом поликлинической терапии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Янковая Татьяна Николаевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей врачебной практикой с курсом поликлинической терапии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Афанасенкова Татьяна Евгеньевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей врачебной практикой с курсом поликлинической терапии ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]