УДК 378.091.398
Деонтологическая культура менеджера образования: контекст развития1
В. М. Гребенникова, Н. И. Никитина
Deontological culture of education manager: the context of development
V. M. Grebennikova, N. I. Nikitina
Аннотация. Совершенствование содержательного и методического базиса курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки менеджеров образования является актуальной проблемой для многих стран мира. В современном российском обществе к уровню профессионально-этической коммуникативной культуры руководителя образовательной организации (директора общеобразовательной школы, колледжа и др.) предъявляются высокие требования. В статье обосновывается необходимость развития в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей учреждений образования их деонто-логической профессионально-коммуникативной культуры. Раскрыты сущность, структура, уровни проявления деонтологической профессионально-коммуникативной культуры менеджера образования в реальной административно-педагогической практике. Авторы статьи утверждают, что проявления данной культуры руководителя образовательной организации зависят от его профессионально-этических, нравственных ценностей, от уровня его индивидуальной культуры личностно-делового общения. В статье рассмотрены содержание и технологии, этапы процесса развития на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки деонтологической коммуникативной культуры менеджеров образования, а также теоретико-методические основы педагогической деонтологии, которые являются базисом содержательно-технологического обеспечения процесса развития в системе дополнительного профобразования профессио-
нально-коммуникативной культуры менеджеров образования. В материалах статьи представлены итоги многолетней работы ее авторов как преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки менеджеров образования.
Abstract. One of the topical issues for many countries is the problem of improving the substantive and methodological basis of courses of education managers ' professional development and professional retraining. The modern Russian society make high demands to the level of professional and ethical communicative culture of the educational institution Heads (Director of a comprehensive school, College, and others).
The article substantiates the necessity of develop-ping the deontological professional-communicative culture of Heads of educational institutions in the system of professional development and professional retraining.
The article reveals the content, structure, levels of development of deontological professional-communicative culture of the education manager in the real administrative and pedagogical practice. The authors argue that this culture of Heads of educational institutions depend on their professional ethics, moral values, on the level of their individual culture of personal and business communication. The article describes the content and stages of the developm28ent of deontological professional-communicative culture of the education managers at courses of professional development and professional retraining. The article also considers the theoretical and methodological foundations of pedagogical deontology, which are the
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 2014/601, код проекта 3106.
basis of substantive and technical support for developing professional communicative culture of education managers in the system of additional professional education.
The article presents the results of years of authors' work as lecturers of courses of professional development and retraining of education managers.
Ключевые слова: педагогическая деонтология, профессиональная культура, менеджеры образования, курсы повышения квалификации.
Keywords: pedagogical deontology, professional culture, education managers, professional development courses.
В любой стране мира профессиональная деятельность руководителей образовательных организаций (менеджеров образования) является сферой повышенной ответственности не только для настоящего, но и для будущего, поскольку обладает большими созидательными возможностями. Менеджеры образования в процессе взаимодействия с представителями различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных, конфессиональных групп призваны способствовать формированию гуманистических взаимоотношений, диалогического стиля общения в системах «администратор - подчиненные», «взрослый - ребенок», «педагоги - члены семей обучающихся», «сотрудники образовательной организации - социальные партнеры учреждения образования» и др. В этой связи актуален вопрос о развитии на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки менеджеров образования их профессионально-коммуникативной культуры на основе требований педагогической деонтологии.
В материалах статьи отражены данные многолетней экспериментальной работы (2002-2014 годы) ее авторов на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки менеджеров образования в Российском государственном социальном университете (Россия, г. Москва) и его филиалов в городах Анапа, Воронеж, Курск, а также в Кубанском государственном университете (Россия, г. Краснодар) и его филиалов в городах Новороссийск, Славянск-на-Кубани.
Состав слушателей курсов повышения квалификации (например, по программе «Педагогическая деонтология и профессиональные
коммуникации менеджера образования», 144 ч.) и курсов профессиональной переподготовки по программе «Менеджер образования» (526 ч.) был разнообразен и по возрастным показателям (от 28 до 59 лет), и по базовому профессиональному образованию (психолого-педагогическое - 46%, инженерно-техническое - 21%, социально-гуманитарное - 20% и даже военное образование - 13%), и по стажу работы в образовательных организациях (от 3 до 30 лет). Одна характеристика состава каждой группы слушателей курсов была неизменна: это преобладание женщин (в среднем, 72% женщин и 28% мужчин). Все взрослые обучающиеся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки принимали участие в экспериментальной работе, проводимой авторами статьи, осознано и добровольно. 68% преподавателей вышеназванных курсов повышения квалификации менеджеров образования сами имели опыт работы в и качестве школьных учителей, и в качестве директоров школ и их заместителей.
В процессе исследования использовались валидные методики психодиагностики, интервьюирование, анкетирование, наблюдение. При обработке экспериментальных данных использовались математические методы (в частности, Т-критерий Стьюдента), а также пакеты прикладных статистических программ.
Для определения четких параметров модели коммуникативной составляющей профессиональной деятельности современных руководителей образовательных учреждений необходима организация стабильной обратной связи между рынком труда (в том числе и с работодателями в лице представителей законодательной, исполнительной, административной власти федерального, регионального, муниципального уровней, и с представителями органов управления образованием на местах, различными общественными организациями) и с реальными менеджерами образования конкретных учреждений, а также представителями родительской общественности.
Авторами статьи было проанализировано 1968 анкет специалистов региональных, муниципальных органов управления образованием, а также 1975 анкет представителей родительской общественности (членов попечительских советов школ, лицеев, колледжей). Результаты ана-
лиза позволили выявить следующие группы требований к проявлениям профессионально-этической коммуникативной культуры руководителя образовательной организации: а) требования к сформированное™ (развитости) профессионально важных качеств и способностей менеджера образования, влияющих на продуктивность личностно-деловых коммуникаций (способность адекватно оценивать сущность личностных и деловых проблем различных участников целостного педагогического процесса; готовность и способность нести ответственность за свои слова, действия; готовность и способность к диалогу, способность к компромиссам; умения сотрудничать и реализовывать технологии управленческой деятельности с учетом профессионально-этических норм); б) требования к сформирован-ности личностных и социально значимых качеств специалиста (самообладание, тактичность, обязательность, ответственность, профессиональная толерантность, умения контролировать свое эмоциональное состояние); в) требования к развитости способности предупреждать и разрешать конфликты, способности к восприятию новых идей, готовность выслушать другое мнение; способность сформировать команду для выполнения задания.
В целом же в основе проявлений в реальной педагогической практике коммуникативной культуры менеджера образования находится взаимосвязь следующих видов культуры его личности: культуры общения, культуры внешности (как базовая составляющая позитивного имиджа специалиста), духовно-нравственной и деонтологической культуры.
К началу XXI века в Российской Федерации сформировалась целая совокупность деонтоло-гий (медицинская деонтология, юридическая деонтология, психологическая деонтология, деонтология социальной работы) как особых научных дисциплин, в которых рассматривается проблема долга представителей той или иной профессии, система норм, императивов разного порядка и характера, выполнение которых обеспечивает оптимальное выполнение профессиональных обязанностей специалиста.
Педагогическая деонтология призвана разъяснять сущность, значение тех или иных действий, поступков, мотивов субъектов целостного педагогического процесса в ходе решения профессионально-этических задач, значение морально-
нравственных дилемм в сфере личностных деловых коммуникаций. В задачи педагогической деонтологии входит разработка способов и механизмов предотвращение формального отношения педагогов к своему функционалу.
Кроме этого педагогическая деонтология как прикладная научная дисциплина содействует активизации процесса саморазвития у педагога необходимых для выполнения педагогической миссии морально-нравственных черт личности специалиста, предотвращает их деформацию в результате длительного выполнения профессиональных функций [1; 2; 3].
По мнению авторов статьи, педагогическая деонтология как прикладная научная дисциплина рассматривает комплекс следующих вопросов: а) профессионально-этические и нормативно-императивные аспекты взаимоотношений педагога и других субъектов целостного педагогического процесса, в частности этические аспекты взаимоотношений в системах «педагог - обучающийся (несовершеннолетний ученик, студент, взрослый обучающийся)»; «педагог - группа обучающихся»; «педагог -воспитанник (дошкольник, школьник, студент)»; б) профессионально-этические аспекты отношений между педагогом и другими работниками учреждения образования, а также взаимоотношения конкретного педагога и педагогического коллектива; в) нормативно-императивные и профессионально-этические аспекты взаимоотношений педагога и микросоциальной среды воспитанника, обучающегося (его родственники, друзья, соседи, в случае взрослого обучающегося его сослуживцы и т. п.); г) специфика нормативно-императивных отношений педагога и общества, государства, права, закона; д) процесс освоения педагогом нормативных профессиональных требований, которые позволяют ему адекватно воспринимать педагогическую реальность, ориентироваться в ней, вырабатывать профессионально-целесообразные стратегии и тактики, задачи и планы профессиональной деятельности, сознательно регулировать свое поведение в рамках установленных профессионально-нормативных императивов.
На основе проведенного анализа различных подходов к трактовке понятий «деонтологиче-ская культура педагога» [1; 3; 4; 5] и «коммуникативная культура личности» [3; 6; 7], а также на основе обобщения собственных научных
изысканий авторов статьи [2; 8] было сформулировано следующее определение: деонтоло-гическая коммуникативная культура педагога представляет собой личностное интегративно-функциональное образование, которое отражает комплекс освоенных вариативных моделей нормативно-ролевого ситуационного поведения специалиста, определяет эффективность и продуктивность профессиональных коммуникаций, обеспечивает целесообразность управленческих решений с учетом социокультурной специфики, традиций образовательной среды на основе профессионально-этических норм.
Профессионально-коммуникативная деон-тологическая культура менеджера образования отражает освоенный специалистом комплекс профессионально-речевых знаний, умений, навыков, компетенций, сформированный в процессе непрерывной профессиональной подготовки и проявляемый в повседневном деловом и личностном общении с учетом социокультурной специфики, традиций и этноментальных особенностей реципиентов.
Характерной чертой деонтологической коммуникативной культуры менеджера образования является устойчивость ее проявлений в повседневных реалиях педагогической практики.
Данная культура неразрывно связана с правовой культурой как отдельной личности, так и правовой культурой общества в целом. Деонто-логическая коммуникативная культура менеджера образования может и должна быть развита, а для этого необходимо создать и реализовать определенные условия в системе непрерывного образования педагогических кадров.
Принимая во внимание тот факт, что культура специалиста трактуется в ряде работ [6; 7; 9; 10] как средневзвешенный показатель, который коррелирует с определенным уровнем его профессиональной компетентности, отражающий степень сформированности необходимых компетенций, авторами статьи были выявлены компетенции, которые образуют содержательный базис деонтологической коммуникативной культуры менеджера образования.
Для выявления совокупности компетенций были проанализированы как квалификационные требования и профессиограммы менеджеров образования (различных уровней), так и специфика реализации в естественных условиях труда данных специалистов деонтологиче-
ских коммуникативных норм взаимодействия руководителей образовательных учреждений с различными категориями участников (субъектов) целостного педагогического процесса.
В итоге были определены следующие деон-тологические коммуникативные компетенции менеджера образования: ассертивная, нормативно-императивная, этнокультурная, социально-статусная, этноконфессиональная, интерактивная (табл. 1).
В марте 2014 года группа экспертов из семи человек (экспертами являлись: преподаватели курсов профессиональной переподготовки, специалисты административно-управленческого профиля образовательных организаций, которые являлись базами стажировки слушателей курсов) оценивала сформированность системы выше перечисленных компетенций у выпускников программы профессиональной переподготовки «Менеджер образования» (502 ч.).
Для оценивания авторами статьи были разработаны специальные диагностические карты, которые позволяли оценить уровень проявления компетенций в ходе учебных занятий (семинаров, практикумов, деловых игр), различных видов тренингов, стажировок, защиты курсовых и дипломных работ, в различных формах внеаудиторной научно-исследовательской деятельности.
В таблице 1 указаны средние оценки (по 10-балльной шкале) по всем компетенциям, средне-квадратические отклонения оценок и сведения о вероятностях равенства средних значений.
Использовалась функция ТЕСТ приложения MS Excel, вычисляющая вероятность для наблюдаемого значения /-критерия. Расчеты указывают на значимость различий (при уровне значимости 0,05) средних оценок для пяти компетенций.
В процессе практической реализации де-онтологического подхода к развитию профессионально-коммуникативной культуры руководителей учреждений образования в системе повышения их квалификации (на базе РГСУ и КубГУ) были успешно использованы следующие типы дополнительных профессионально-образовательных программ для менеджеров образования, которые способствовали развитию у них профессионально-коммуникативных и деонтологических компетенций:
Таблица 1
Результаты экспертной оценки сформированности деонтологических коммуникативных компетенций выпускников курсов профессиональной переподготовки
«Менеджер образования»
Компетенции (и их составляющие) Выпуск 2011 года (п=126) Выпуск 2014 года (п=128) р
Х1 -1 Х2 □ 2
Нормативно-императивная компетенция (умение определять в профессиональной практике зоны культурно-ценностных противоречий и возможных конфликтов, в частности, в сфере личностно-делового, межэтнического общения, способность к их конструктивному разрешению; соблюдение конфиденциальности) 8,75 1,11 9,03 0,95 <0,05
Ассертивная компетенция (умения предупреждать конфликты и вести переговоры по достижению компромисса; навыки профессиональной перцепции в личностно-деловой коммуникации; готовность, способность и умения работать в команде) 8,04 1,62 8,76 1,13 <0,05
Этнокультурная компетенция (способность к открытости восприятия и принятия особенностей и специфики других культур; умения осуществлять личностно-деловые коммуникации с учетом этнокультурных традиций, норм; умения продуктивно и толерантно взаимодействовать с представителями различных этнических групп) 8,32 1,46 9,01 0,95 <0,05
Интерактивная компетенция (адекватное восприятие, понимание информации в ходе осуществления профессиональной деятельности; доступность и четкость собственного профессионально-информационного сообщения, умение проявлять эмпатию в личностно-деловой коммуникации, взаимодействовать с партнерами по общению с учетом контекста и специфики конкретной ситуации) 8,21 1,53 8,62 1,07 <0,05
Социально-статусная компетенция (умения выстраивать профессиональное общение с представителями различных социальных групп, применяя системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, формам и методам делового и личностного общения) 7,86 1,75 8,14 1,62 <0,05
Этноконфессиональная компетенция (готовность и способность понимать особенности религиозных воззрений представителей различных национальностей, специфику поведения, которая обусловлена религиозными нормами; способность к взаимодействию с представителями различных вероисповеданий и религий; умение выстраивать личностно-деловое общение с учетом конфессиональных особенностей партнеров по общению и др.) 7,58 2,03 7,93 1,84 >0,05
а) адаптивно-корректирующие курсы повышения квалификации, которые необходимы для изменения некоторых коммуникативных, поведенческих проявлений менеджеров образования, для улучшения профессиональной, социокультурной адаптации специалиста (например, курсы «Конфликтологическая компетентность менеджера образования» (144 ч.), «Конфессиональная толерантность педагогических и управленческих кадров» (86 ч.), «Деонтологи-ческие основы профессиональных коммуникаций в педагогической деятельности (132 ч.)»);
б) функционально-технологические курсы, которые помогают качественно осуществить конкретные виды функционала менеджера образования с учетом квалификационных требований (например, курсы «Профессионально-коммуникативная культура переговорной и фандрайзин-говой деятельности менеджера образования» (72 ч.), «Консультативные технологии в работе менеджера образования» (88 ч.), «Коммуникативные и деонтологические основы технологий социально-педагогического посредничества» (72 ч.)); в) компенсирующие курсы, восполняющие недостатки общекультурной и коммуникативной подготовки, необходимы для совершенствования общей и профессиональной культуры специалиста (например, курсы повышения квалификации «Этнопедагогическая культура менеджера образования» (108 ч.)); г) профессионально-пролонгированные курсы, которые, как правило, призваны совершенствовать различные аспекты профессиональной деятельности менеджеров, административно-руководящих работников образовательных учреждений (например, программы «Особенности и специфика личностно-деловых коммуникаций менеджера образования с социальными партнерами школы и родительскими сообществами» (144 ч.), курсы «Профессионально-коммуникативная компетентность менеджера образования в сфере международного сотрудничества и партнерства» (72 ч.)); д) профилактические курсы, которые предназначены для успешного разрешения отдельных проблем профессиогенеза специалиста, помогающие преодолеть те или иные кризисные состояния менеджера образования (например, курсы «Современные методы и технологии предупреждения синдрома эмоционального выгорания менеджера образования» (86 ч.), «Профилактика
профессиональной деформации менеджера образования» (108 ч.)).
Процесс развития в системе дополнительного профобразования деонтологической профессионально-коммуникативной культуры руководителей образовательных учреждений требует интеграции деонтологического подхода с рядом следующих методологических подходов: контекстного (учет в период курсовой подготовки менеджера образования социокультурного, регионально-этнического, полилингвального, профессионально-средового контекста его трудовой деятельности; отражение и воссоздание в содержательно-технологическом обеспечении дополнительного профобразования вариативных основ профессиональных связей и отношений менеджера образования в реалиях межкультурных, социально-профессиональных коммуникаций через отбор учебных материалов, отражающих специфику и особенности практики профессиональной деятельности менеджера образования и др.); персонифицирова-но-андрагогического (опора на субъективно-личностный и профессиональный опыт слушателей курсовой подготовки; создание психологической комфортности в образовательном процессе; ориентация обучения взрослых на сотрудничество и креативность в диалоговом общении; приоритет самообразовательной деятельности и самооценки результативности обучения) [11]; компетентностного (профессионально-личностный рост слушателя курсовой подготовки в профессионально-коммуникативной сфере обеспечивается развитием системы вариативных компетенций, профессионально важных качеств, необходимых и достаточных для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности); социокультурологи-ческого (опора в процессе профессионально-прикладного деонтологического и коммуникативного обучения на социально-культурный опыт слушателей курсовой подготовки при создании психологически комфортной атмосферы сотрудничества в монологических и диалогических видах общения с учетом психовозрастных, этнокультурных особенностей взрослых обучающихся; учет ведущих характеристик современного поликультурного образования в многонациональном социуме; организация межкультурной коммуникации на основе билингвальной образованности, этнопедагоги-
зация образовательной среды), системно-квалитативного (позволяет реализовать системный мониторинг качества сформированно-сти профессионально-коммуникативных и де-онтологических компетенций менеджера образования).
Этапами процесса развития деонтологиче-ской коммуникативной культуры менеджеров образования в системе повышения их квалификации являются: диагностико-ориентировочный этап (выявление актуального уровня развития деонтологической коммуникативной культуры и специфики контингента слушателей курсовой подготовки, выявление их актуальных и потенциальных возможностей, профессионально-образовательных потребностей), организационно-процессуальный этап (включает в себя: разработку и реализацию научно-методического обеспечения всех форм, направлений, видов курсовой подготовки, активизацию инноваци-оннойдеятельности профессорско-преподавательского состава курсов повышения квалификации); профессионально-тренировочный этап (применение взрослыми обучающимися вновь приобретенных коммуникативных и деонтоло-гических знаний в различных видах практикумов, тренингов, стажировки); экспертно-мониторинговый этап (включает в себя: экспертную оценку [12] эффективности реализации программ курсовой подготовки деонтологиче-ского профессионально-коммуникативного профиля для менеджеров образования).
Наиболее продуктивными профессионально-образовательными технологиями, способствующими успешному развитию в системе повышения квалификации менеджеров образования профессионально-коммуникативной деон-тологической культуры, являются: технология модерации; задачно-ситуационные технологии; технология учебного диалога; технология учебно-ролевых, имитационных игр; кейс-технологии; технологии «диагностика - консалтинг - обучение»; технология проблемного обучения (обеспечивает стимуляцию самостоятельной поисковой смыслодеятельности взрослых обучающихся); технологии консультативно-индивидуального обучения; технологии персонифицированного тренинга; технологии педагогических мастерских [2; 8; 13].
Авторы статьи в течение 12 лет изучали специфику проявлений деонтологической ком-
муникативной культуры конкретных менеджеров образования (1968 человек) в реальных условиях их трудовой практики. В результате анализа данных были выделены ниже следующие типичные уровни проявления данной культуры руководителей школ.
Ситуативно-адаптивный уровень проявления деонтологической коммуникативной культуры характеризуется: наличием у руководителя необходимых базовых знаний об особенностях проявления собственного стиля личност-но-делового общения в процессе взаимодействия с различными участниками целостного педагогического процесса; адекватными профессионально-речевыми реакциями в типовых ситуациях трудовой деятельности; ситуативно-ориентированной речью, сформированностью базовых рефлексивно-перцептивных умений, а также базовых умений саморегуляции эмоционального состояния; эпизодически удачным воспроизведением нормативно-ролевых способов личностно-делового общения в соответствии деонтологическими требованиями; сложностью адаптации в нестандартных условиях профессиональной практики.
Административно-дискретный уровень проявлений коммуникативной деонтологиче-ской культуры менеджеров образования характеризуется: осознанием профессиональной ценности норм педагогической деонтологии, устойчивым стремлением к овладению ею; наличием знаний о структуре, особенностях собственного коммуникативного стиля; рефлексивностью отдельных аспектов профессиональных коммуникаций; сформированно-стью коммуникативных умений достигать позитивного результата при реализации основных функций профессиональной деятельности; эпизодическим (дискретным) проявлением достаточно высокого уровня эмпатийно-сти; пониманием и принятием отдельных индивидуальных особенностей другого человека; сформированностью базовых умений саморегуляции профессионально-речевой деятельности, эмоционального состояния, поведенческих реакций.
Системно-управленческий уровень характеризуется: развитым мотивом к систематическому самосовершенствованию коммуникативной культуры на основе требований педагогической деонтологии с целью достижения мак-
симальной самореализации в профессиональной сфере образовательного менеджмента; наличием системных знаний об особенностях собственного коммуникативного стиля, сфор-мированностью широкого спектра приемов соблюдения профессионально-этических норм в практической деятельности, конгруэнтностью вербальной и невербальной речи в контексте конкретной профессиональной ситуации; рефлексивностью в сфере профессиональных коммуникаций.
Профессионально-креативный уровень характеризуется: устойчивым стремлением к овладению различными психотехниками самосовершенствования собственного стиля коммуникативной культуры менеджера образования; развитыми умениями самоконтроля в сфере личностно-деловых коммуникаций; высоким уровнем профессионально-социальной адаптации в постоянно обновляющихся условиях трудовой деятельности; гибкостью, вариативно-
стью, тактичностью профессионально-речевого поведения специалиста даже в нестандартных ситуациях; наличием системы продуктивно-индивидуальных приемов саморегуляции эмоционального состояния, поведенческих реакций; способностью к импровизации; достижением чувства удовлетворенности от результатов педагогической деятельности, многие из которых обусловлены используемыми индивидуально-стилевыми особенностями проявления высокого уровня деонтологиче-ской коммуникативной культуры менеджера образования.
По опроснику Р. Кэттелла была определена динамика развития профессионально важных и личностных характеристик слушателей программы профессиональной переподготовки «Менеджмент образования», влияющих на де-онтологическую и профессионально-коммуникативную культуру руководителя образовательного учреждения (табл. 2).
Таблица 2
Показатели профессионально важных и личностных характеристик
слушателей программы профессиональной переподготовки «Менеджмент образования» (502 ч.), влияющих на деонтологическую коммуникативную культуру менеджера образования
Показатели (в баллах) Выпуск 2011 г. Выпуск 2014 г. р
Х2 СТ2
Фактор G - моральная нормативность: ответственность, соблюдение правовых и социальных норм, требовательность к себе и другим в плане соблюдения норм и правил 7,35 1,82 7,96 1,43 <0,05
Фактор Q3 - дисциплинированность: самоконтроль эмоций и поведения; умение планировать свое время и порядок действий 6,26 1,72 6,95 1,34 <0,05
Фактор Q1 - гибкость мышления: восприимчивость к новому, быстрый анализ ситуации, понимание сути проблемы, эвристичность мышления, поиск новых нестандартных путей решения задачи, самостоятельность в решении проблем, рефлексия неудач в эксперименте 5,26 1,52 5,88 1,73 <0,05
Фактор М - адаптивность: успешная адаптация в жестко заданных правилах и ситуационных условиях, реалистичность в поступках, добросовестность выполнения поставленной задачи 7,62 1,46 8,13 1,52 <0,05
Фактор N - гибкость: быстрое просчитывание возможных вариантов решения проблемы и выбор оптимального, внимание к нюансам и деталям ситуации 5,08 1,57 5,64 1,13 <0,05
В ходе исследования не были выявлены ген-дерные различия в процессе развития деонтологи-ческой коммуниктаивной культуры менеджеров образования: как мужчины, так и женщины могут достичь одинаково высокого уровня сформиро-ванности деонтологической и профессионально-коммуникативной культуры.
В целом же можно констатировать, что система повышения квалификации менеджеров образования может обеспечить эффективность развития их деонтологической коммуникативной культуры, если: а) учебный процесс курсовой подготовки опирается на объективную оценку специфики контингента взрослых обучающихся (специалистов-практиков) и логику их профессионально-личностного развития в системе повышения квалификации; б) в содержательно-методическом базисе курсовой подготовки учитываются специфические особенности управленческого труда руководителей образовательных организаций, тенденции развития образовательных систем в регионах и России в целом, актуальные и перспективные потребности рынка труда в менеджерах образования; в) учебный процесс курсовой подготовки функционирует на основе интеграции андрагогического, деонтоло-гического, компетентностного, контекстного, акмеологического, персонифицированного подходов; г) содержательное и технологическое обеспечение процесса развития деонтологиче-ской коммуникативной культуры руководителей школ базируется на научном осмыслении результатов многофакторного и системного анализа требований государственно-общественного заказа к уровню профессиональной компетентности и культуры менеджеров образования, наиболее полно отражает требования квалификационных характеристик и специфику административно-управленческого труда в педагогической сфере, достижения теории и практики в области педагогической деонтологии, профессионально-педагогических коммуникаций; д) оперативно учитываются данные системного мониторинга уровня сформированности у слушателей курсовой подготовки совокупности профессионально важных коммуникативных деонтологических компетенций, обеспечивая адекватные действия, направленные на совершенствование различных сторон образовательного процесса в системе повышения квалификации менеджеров образования.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что деонтологический подход к развитию профессиональной культуры менеджера образования в системе повышения его квалификации ориентирован на принятие и осознание специалистом-практиком этико-должностных, морально-нравственных, императивно-кодексных норм, ценностей, идеалов педагогической профессии как в широком, так и в узком специализированно-профессиональном понимании; на овладение вариативными навыками личностно-деловых коммуникаций и межэтнического, поликультурного сотрудничества; понимание ответственности за свое профессиональное поведение; осознание своей высокой миссии как носителя родной культуры, речевой культуры, как представителя педагогической интеллигенции, принятие ценностей толерантности как базовой составляющей педагогического общения и коммуникативной культуры руководящего работника.
Таким образом, проблема развития профессионально-коммуникативной деонтологи-ческой культуры руководителей образовательных учреждений на основе деонтологи-ческого подхода, находясь на стыке педагогики, психологии, менеджмента образования, философии, социологии, акмеологии образования, является одной из составных частей более общей проблемы - совершенствования непрерывной профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров системы образования.
Библиографический список:
1. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии / К. М. Левитан. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1994. -313 с.
2. Nikitina N. I. The characteristics of the model for development of communicative deontologi-cal culture of school principals in the system of their refresher training / N. I. Nikitina, T. E. Galki-na, S. N.Tolstikova, N. V. Avtionova, O. I. Vole nko, V. M. Grebennikova // Life Science Journal, 2014, No 11 (12), рр. 542-546.
3. Вульфов Б. З. Педагогика рефлексии и профессиональная культура педагога / Б. З. Вуль-фов. - М. : Московский гуманитар. пед. ин-т, 2002. - 86 с.
4. Campbell E. The Ethical teacher / E. Campbell. Open University Press, Berkshire, 2003. 208 р.
5. Cummings R. Moral reasoning of inservice and pre-service teachers: a review of the research / R. Cummings, S. Harlow, C. D. Maddux // Journal of Moral Education, 2007, No 36 (1), рр. 67-78.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1998. - 386 с.
7. Зимняя И. А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста / И. А. Зимняя // Проблемы качества, его нормирование и стандарты в образовании. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.- С. 4-26.
8. Никитина Н. И. К вопросу о развитии в условиях учреждений повышения квалификации профессионально-коммуникативной деонтологи-ческой культуры менеджеров образования / Н. И. Никитина, В. М. Гребенникова // European Social Science Journal. - 2013. - № 11. - С. 122-129.
9. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер. - М. : МСПИ, 2005. - 205 с.
10. Carr D. Professional and personal values and virtues in education and teaching / D. Carr // Oxford Review of Education, 2006, No 32, рр.171-183.
11. Галкина Т. Э. Персонифированный подход в системе повышения квалификации / Т. Э. Галкина, Н. И. Никитина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2 (7). - С. 40-45.
12. Симонов В. П. О компетентности и объективности при тестировании знаний слушателей факультета повышения квалификации /
B. П. Симонов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. -№ 3 (12). - С. 13-19.
13. Гребенникова В. М. Интерактивные технологии обучения в системе повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений / В. М. Гребенникова, Н. И. Никитина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 13-1. -
C. 282-290.
References:
1. Levitan K. M. Osnovy pedagogicheskoy de-ontologii [Basics of Pedagogical Deontology], M., 1994.313 p.
2. Nikitina N. I. The characteristics of the model for development of communicative deontologi-
cal culture of school principals in the system of their refresher training / Life Science Journal, 2014, No 11(12), pp. 542-546.
3. Vul'fov B. Z. Pedagogika refleksii i profes-sional'naya kul'tura pedagoga [Pedagogy of Reflection and Professional Culture of the Teacher], M., 2002.86 p.
4. Campbell E. The Ethical teacher. Open University Press, Berkshire, 2003. 208 p.
5. Cummings R. Moral reasoning of inservice and pre-service teachers: a review of the research / Journal of Moral Education, 2007, No 36 (1), pp. 67-78.
6. Markova A. K. Psikhologiya professiona-lizma [Psychology of Professionalism], M., 1998. 386 p.
7. Zimnyaya I. A. Culture. Education. Professionalism of Expert [Kul'tura. Obrazovannost'. Pro-fessionalizm spetsialista] Problemy kachestva, ego normirovanie i standarty v obrazovanii [Problems of Quality, its Normalization and Standards in Education], M., 1998, pp. 4-26.
8. Nikitina N. I. Developping the Professional-Communicative Deontological Culture of Education Managers in the Professional Development Institutions [K voprosu o razvitii v uslo-viyakh uchrezhdeniy povysheniya kvalifikatsii professional'no-kommunikativnoy deontologi-cheskoy kul'tury menedzherov obrazovaniya] European Social Science Journal, 2013, No 11, pp.122-129.
9. Zeer E. F. Modernizatsiya professional'-nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod [Modernization of Professional Education: a Competency-Based Approach], M., 2005. 205 p.
10. Carr D. Professional and personal values and virtues in education and teaching. Oxford Review of Education, 2006, No 32, pp. 171-183.
11. Galkina T. E. Personalized Approach in the System of Professional Development [Perso-nifirovannyy podkhod v sisteme povysheniya kvalifikatsii]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2011, No 2 (7), pp. 40-45.
12. Simonov V. P. On the Competence and Objectivity When Testing Students of Professional Development Faculty [O kompetentnosti i ob'ektivnosti pri testirovanii znaniy slushateley fakul'teta povysheniya kvalifikatsii]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii ka-
drov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2012, No 3 (12), pp. 13-19.
13. Grebennikova V. M. Interactive learning technologies in the system of improvement of professional skill of heads of educational institutions
[Interaktivnye tekhnologii obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikatsii rukovoditeley obshcheo-brazovatel'nykh uchrezhdeniy]. Vestnik Universite-ta [Bulletin of the University], 2012, No 13-1, pp.282-290.