УДК 378.661(470.51):614.253:172 ББК 74.58+87.715
Кропачева Марина Леонидовна
преподаватель кафедра иностранных языков Ижевская государственная медицинская академия
г. Ижевск Kropacheva Marina Leonidovna Lecturer Chair of Foreign Languages Izhevsk State Medical Academy Izhevsk
Роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования этико-деонтологической культуры студентов медицинского вуза The Role of Humanities in the Process of Medical Students’ Ethical and Deontological Culture Forming
В статье обосновывается актуальность проблемы формирования этико-деонтологической культуры будущих врачей. Приводится авторская трактовка понятия «этико-деонтологическая культура». На основе анализа отечественного и зарубежного опыта рассматриваются возможности формирования этой культуры средствами гуманитарных дисциплин.
The article proves that the problem of future doctor’s ethical and deontological culture forming is topical. The author’s definition of “ethical and deontological culture” is given. On the basis of analyzing the domestic and foreign teaching practice the opportunities for forming this culture within the courses of humanities are discussed.
Ключевые слова: этико-деонтологическая культура, гуманитарные дисциплины, тексты, диалогическое взаимодействие.
Key words: ethical and deontological culture, humanities, dialogic interaction.
На протяжении последних лет в педагогической науке широко обсуждаются культурологические, культуросообразные образовательные концепции, ориентирующиеся на формирование «человека культуры» (Е.В. Бондаревская). Исследователей привлекают вопросы формирования культуры личности и профессионала (О.С. Газман, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.Б. Крылова и др.). Профессиональная этическая культура в последнее время всё чаще становится предметом изучения. В диссертационных исследованиях рассматриваются аспекты формирования этической культуры будущих менеджеров организации (Ч.Ф. Валиуллина, 2008), будущих учителей (Н.П. Степанова, 2004; Л.М. Шарова, 2003), социальных педагогов (И.В. Шарова, 1998), специалистов
по социальной работе (Н.И. Агронина, 2010), будущих юристов (Е.В. Бараник, 2007), курсантов образовательных учреждений МВД (Г.И. Андреев, 2002). Вопросы деонтологической подготовки в системе профессионального образования привлекают внимание педагогов достаточно часто, но понятие «деонтологиче-ская культура» в научных публикациях практически не встречается. Наиболее детально исследованы формирование и развитие деонтологической культуры учителя (Г.А. Караханова, 2007). Педагогических трудов, касающихся приобщения к этической и деонтологической культуре будущих врачей, не было выявлено. В то же время анализ научно-педагогических публикаций свидетельствует о востребованности врача, обладающего высокой этико-деонтологической культурой, в условиях наметившейся тенденции дегуманизации медицины в связи с реформами и реструктуризацией системы здравоохранения. Личность современного студента формируется в период, когда в обществе отмечается некоторая «размытость» системы ценностей. Ценности, пропагандируемые средствами массовой информации, зачастую являются противоположными ценностям, которые традиционно были присущи представителям отечественной медицины. Учитывая, что общее влияние социальной среды оказывается во многих отношениях более сильным, чем влияние системы образования, особую значимость приобретает создание в медицинских вузах образовательной среды, способствующей формированию этико-деонтологической культуры будущего специалиста.
Изучение работ по проблемам профессиональной этической культуры показало, что в их основе лежит рассмотрение этики в контексте профессиональной специализации. Изучение теоретических аспектов медицинской этики и деонтологии в работах А.А. Грандо, А.Я. Иванюшкина, И.А. Кассирского, Ф.И. Комарова, Ю.П. Лисицына, В.Ф. Матвеева, Т.В. Мишаткиной,
Н.В. Эльштейна и др. выявило отсутствие единой точки зрения на соотношение и содержание понятий «медицинская этика» и «медицинская деонтология», но показало, что они воспринимаются специалистами в неразрывном единстве. Это позволило нам обосновать использование термина «этико-
деонтологическая культура» применительно к одной из составляющих профессиональной культуры медицинского работника. В настоящем исследовании мы трактуем этико-деонтологическую культуру как гуманистическую направленность ценностных ориентаций врача, а также совокупность усвоенных этико-деонтологических норм и сформированность деонтологически значимых качеств личности специалиста, реализующихся в профессиональной деятельности.
В образовательном процессе медицинского вуза основную роль в формировании этико-деонтологической культуры врача, безусловно, играют такие дисциплины, как биоэтика, медицинская психология, а также специальные клинические дисциплины, призванные помочь будущему врачу сделать нравственные нормы и правила профессионального поведения своей внутренней потребностью. Однако и в отечественной, и в зарубежной литературе, посвящённой медицинской этике и деонтологии, подчёркивается, что деонтологическое воспитание должно стать «тотальным» во всех дисциплинах с первого курса и до полного формирования в сознании будущих врачей деонтологических нравственных стереотипов [1, 2, 5, 6, 8, 13 и др.].
В подтверждение этого мнения можно привести данные американских специалистов, которые отмечают, что хотя за последние 20 лет фактически во всех медицинских вузах Северной Америки были введены курсы этики, в этот же период наблюдается рост недовольства поведением врачей и ощутимое падение профессионализма. Среди ряда факторов, которые, с точки зрения исследователей, объясняют недостаточное влияние курса медицинской этики на формирование профессиональных ценностей, мы выделим следующие:
- Курс этики - это «капля» в «море» учебных дисциплин, и поэтому он направлен на решение узкого круга задач.
- Курсы этики часто делают акцент на принятии сложных решений в ситуациях на грани жизни и смерти и уделяют мало внимания тем ценностям, которые востребованы в ежедневной практике каждого врача: эмпатии, состраданию, внимательности. К тому же эти ценности трудно фор-
мировать в суете перегруженной работой клиники, где недостаточно времени для осуществления взаимодействия, рефлексии, обратной связи. По мнению исследователей, гораздо большее влияние на формирование этих ценностей могут оказать курсы, посвящённые изучению литературы, религии, кинематографии, в рамках которых большое внимание уделяется анализу, рефлексии, развитию самосознания [10, с. 14]. Полагают, что литература, искусство, философия развивают способность общаться с больными, глубже вникать в то, что происходит с пациентом, находить больше способов помощи больному и облегчения его состояния [11, с. 446]. Поэтому, например, в Великобритании Генеральный медицинский совет (General Medical Council) поощряет введение в учебные планы гуманитарных наук, а целый ряд организаций, в том числе Институт медицинской этики (Institute of Medical Ethics) и Американское общество биоэтики и гуманитарных наук (American Society for Bioethics and Humanities), поддерживают включение литературы и искусства в программу обучения в медицинских вузах США [11, с. 446].
Не случайно в зарубежной практике преподавания этики в медицинских вузах с начала 70-х гг. XX в. используются литературные тексты. В качестве текстов выступают прозаические, драматические, поэтические произведения, автобиографии и художественные фильмы. Зарубежные исследователи отмечают, что литература с каждым годом всё шире используется в учебном процессе медицинских вузов США. Существует большое количество методических материалов для тех, кто включает литературу в преподавание этики: антологии, библиографии, специальные периодические издания (Literature and Medicine в США, Medical Humanities в Великобритании), электронные базы данных и вебсайты [12, с. 201].
Важная роль литературы и искусства в профессиональной подготовке врача неоднократно отмечалась и отечественными исследователями (Е.А. Вагнер, А.А. Грандо и др.). По мнению Е.А. Вагнера, хорошая литература учит одному
из главных принципов деонтологии: понимать других людей и находить с ними общий язык [4, с. 199].
В российских вузах есть и опыт использования литературных произведений для обсуждения этических вопросов и понимания сущности врачебной профессии. Например, в Алтайском государственном медицинском университете для анализа и обсуждения на занятиях по этике и деонтологии врачам-интернам предлагаются рассказы писателей-врачей М.А. Булгакова, А.П. Чехова и Л.Е. Улицкой. По мнению авторов методики, многомерность художественного текста, множественность интерпретаций, взаимодействие эмоционального, этического, философского, эстетического компонентов позволяют обогатить обсуждение биоэтической и деонтологической проблематики [9].
Учитывая большое влияние гуманитарных дисциплин на этико-деонтологическое воспитание будущих врачей, педагоги говорят о необходимости введения на доклиническом этапе обучения в медицинском вузе основательного междисциплинарного курса, в котором освещались бы вопросы антропологии, медицинской этики, взаимоотношения с пациентами, культурных различий, традиционно положительных врачебных качеств, отражения медицины в литературе и др. [10, с. 16]. В связи с этим заслуживает внимания пример преподавателей гуманитарных дисциплин Кировской государственной медицинской академии, которыми введён элективный курс «История милосердия». Материалы курса призваны играть роль связующего моста между нравственностью и медициной и «внушить будущим врачевателям, что акты милосердия не являются какой-то отвлечённой высокой материей» [7, с. 20].
Введение междисциплинарных курсов, безусловно, способствует повышению этико-деонтологической культуры будущего специалиста, однако приводит к увеличению учебной нагрузки студентов, которая в медицинском вузе достаточно велика. Поэтому перспективным и актуальным направлением является, на наш взгляд, исследование воспитательного потенциала уже имеющихся в учебном плане гуманитарных дисциплин, в частности иностранного и латинского языков. В рамках этих дисциплин есть возможность использования лите-
ратурных и публицистических текстов этико-деонтологической направленности. Такого рода тексты используются нами, например, в качестве иллюстраций к латинским пословицам, поговоркам и афоризмам (см. Табл.).
Таблица
Образец дидактического материала к занятию по латинскому языку.
1. Aliena vitia in ocfflis habemus, a tergo nostra sunt. - Чужие недостатки замечаем, свои позади оставляем.
2. Quod non vetat lex, hoc vetat fieri pudor. - Чего не запрещает закон, то запрещает делать стыд.
3. Qui seminat mala, metet mala. - Кто сеет плохое, будет жать плохое.
4. Praemia cum poscit medicus, Satan est. - Если врач требует вознаграждения, то он сатана.
5. Est modus in rebus, [sunt certi denique fines] (Гораций). - Есть мера в вещах, [всему есть определённые пределы].
6. Ne noceas, si juvare non potes. - Не навреди, если не можешь помочь.
7. Dicere non est facere. - Сказать - ещё не значит сделать.
8. Dum spiro, spero. - Пока дышу, надеюсь.
9. Nemo judex in causa sua (in propria causa). - Никто не судья в собственном деле.
10. Qui totum vult, totum perdit. - Кто всего хочет, тот всё теряет. (Т.е. кто хочет слишком многого, остаётся у разбитого корыта.)
Задание 1. Прочтите текст. Какое латинское изречение могло бы послужить эпиграфом к нему? Каково ваше отношение к этому изречению?
В книге «О самовоспитании врача» известные врачи Е.А. Вагнер и А.А. Росновский рассказывают об одном из крупнейших клиницистов конца XIX века, пользовавшемся вполне заслуженной популярностью: «К сожалению, он отличался очень тяжёлым характером и корыстолюбием. Имея огромную практику, он брал с больных за визит 100 рублей (в то время громадные деньги).
Однажды к нему обратился за помощью заболевший туберкулёзом врач,
специально приехавший с этой целью из далёкой Сибири. Но профессор отказал в консультации, заявив, что деньги с врача брать неудобно, а бесплатно он принципиально никого никогда не лечит.
Об этом как-то узнали студенты-медики. Они собрали 100 рублей монетами 2- и 3-копеечного достоинства и мешок с этими медяками демонстративно выставили перед лекцией на кафедру профессора. Получился скандал, и в конечном итоге ему пришлось оставить университет» [3, с. 73].
Как известно, тексты занимают ведущее место среди средств обучения. Помимо этого, текст является фундаментальной категорией современной культурологии; индивидуальная культура человека формируется через общение с множеством различных текстов, а, следовательно, с людьми, создавшими их. Для формирования этико-деонтологической культуры важно, чтобы текст пробуждал у учащихся адекватные эмоциональные переживания, являющиеся необходимым условием передачи значимых ценностей.
Кроме того, необходимо, чтобы этико-деонтологическое воспитание опиралось на активные методы обучения, среди которых диалогические методы рассматриваются как наиболее актуальные и эффективные. Диалогизация - одна из основных тенденций современного образования, направленная на его гуманизацию. Диалогические отношения пронизывают все проявления человеческой жизни. В философском понимании диалог рассматривается как способ общения людей, при котором они относятся друг к другу как к равному себе субъекту; целью диалога является достижение общего миропонимания и ценностных ориентаций.
Диалогические методы способствуют пробуждению самостоятельного мышления. Нормы этически правильного поведения, сформулированные самими учащимися в процессе обсуждения или спора, становятся убеждениями гораздо быстрее тех истин, которые были преподнесены в готовом виде. Воспитательную направленность имеет и сам процесс проведения дискуссии: он способствует формированию профессионально важных качеств врача - позволяет научиться проявлять терпимость к чужому мнению, вежливость и уважение к
собеседнику, развить коммуникативные навыки и умение сдерживать свои эмоции.
Именно гуманитарные дисциплины обладают наибольшими возможностями для организации диалогического взаимодействия в процессе обучения. Раскрытие и использование потенциала каждой дисциплины позволит внести вклад в процесс формирования этико-деонтологической культуры врача - непрерывный процесс, происходящий как во время обучения в вузе, так и в период профессиональной врачебной деятельности.
Библиографический список
1. Биомедицинская этика: учеб. пособие [Текст] / Т.В. Мишаткина, Э.А. Фо-нотова, С.Д. Денисов, Я.С. Яскевич и др.; под общ. ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. - Мн., 2003. - 320 с.
2. Вагнер, Е.А. О деонтологическом воспитании врача. Актовая речь в день годовщины института [Текст] / Е.А. Вагнер. - Пермь, 1977. - 32 с.
3. Вагнер, Е.А. О самовоспитании врача [Текст] / Е.А. Вагнер, А.А. Росновский. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1976. - 156 с.
4. Вагнер, Е.А. Раздумья о врачебном долге [Текст] / Е.А. Вагнер. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1991. - 245 с.
5. Грандо, А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология [Текст] /
А.А. Грандо. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Выща шк. Головное изд-во, 1988. - 192 с.: ил.
6. Деонтология в медицине [Текст]: В 2 т. Т.1. Общая деонтология /
О.С. Белорусов, Н.П. Бочков, А.А. Бунятян; Под ред. Б.В. Петровского;
АМН СССР. - М.: Медицина, 1988. - 352 с.
7. Евсеенко, В.И. Гуманизация образования в применении к подготовке кадров здравоохранения [Текст] / В.И. Евсеенко // Профессиональное и личностное развитие обучающихся в медицинских вузах: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Киров: Кировская гос. мед. академия, 2010. - С. 18 - 20
8. Плиев, Т.Н. Формирование личностных качеств врача у студентов-медиков в процессе преподавания химии [Текст] / Т.Н. Плиев. - Владикавказ, 1996. -190 с.
9. Романова, Е.Г. Литература и медицина - аспекты взаимодействия. Опыт междисциплинарного учебно-методического пособия [Текст] / Е.Г. Романова, Е.В. Харченко // Мир науки, культуры, образования. - 2009.
- № 7-2. - С. 10-12.
10. Coulehan, J. Conflicting Professional Values in Medical Education [Text] / J. Coulehan, P.C. Williams // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. - 2003. -Vol. 12. - P. 7 - 20.
11. Giordano, S. Medical Humanities: An E-Module at the University of Manchester [Text] / S. Giordano // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. - 2010. - Vol. 19. - P. 446-457.
12. Guillemin, M. Developing “Ethical Mindfulness” in Continuing Professional Development in Healthcare: Use of a Personal Narrative Approach [Text] / M. Guillemin, R. McDougall, L. Gillam // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. - 2009. - Vol. 18. - P. 197- 208.
13. Rhodes, R. Understanding, Being and Doing: Medical Ethics in Medical Education [Text] / R. Rhodes, D. Cohen // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics.
- 2003. - Vol. 12. - P. 39 - 53.
Bibliography
1. Biomedical Ethics: Textbook [Text] / T.V. Mishatkina, EA. Fonotova, S.D. Denisov, Ya.S. Yaskevich, et al.; Under the General Editorship of T.V. Mishatkina, S.D. Denisov, Ya.S. Yaskevich . - Minsk, 2003. - 320 p.
2. Coulehan, J. Conflicting Professional Values in Medical Education [Text] / J.
Coulehan, P.C. Williams // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. - 2003. -
Vol. 12. - P. 7 - 20.
3. Deontology in Medicine [Text]: In 2 Vol. Vol. 1. General Deontology / O.S. Belorusov, N.P. Bochkov, А.А. Bunyatyan; Ed. by B.V. Petrovskiy; USSR Academy of Medical Sciences. - М.: Meditsina, 1988. - 352 p.
4. Giordano, S. Medical Humanities: An E-Module at the University of Manchester
[Text] / S. Giordano // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. - 2010. - Vol.
19. - P. 446-457.
5. Grando, А.А. Physician’s Ethics and Medical Deontology [Text] / А.А. Grando.
- 2nd ed., rev. and suppl. - Kiev: Vyshcha shkola, 1988. - 192 p.
6. Guillemin, M. Developing “Ethical Mindfulness” in Continuing Professional Development in Healthcare: Use of a Personal Narrative Approach [Text] / M. Guillemin, R. McDougall, L. Gillam // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. - 2009. - Vol. 18. - P. 197- 208.
7. Pliyev, T.N. Forming Personality Characteristics of the Physician in Medical Students in the Process of Teaching Chemistry [Text] / T.N. Pliyev. - Vladikavkaz, 1996. - 190 p.
8. Rhodes, R. Understanding, Being and Doing: Medical Ethics in Medical Education [Text] / R. Rhodes, D. Cohen // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics.
- 2003. - Vol. 12. - P. 39 - 53.
9. Romanova, Ye.G. Literature and Medicine - Aspects of Interaction. Practice of Using Interdisciplinary Student’s and Teacher’s Guide [Text] / Ye.G. Romanova, Ye.V. Kharchenko // World of Science, Culture, Education. -2009. - № 7-2. - P. 10-12.
10. Vagner, YeA. About Doctor’s Deontological Education. The Speech on the Institute’s Anniversary [Text] / YeA. Vagner. - Perm, 1977. - 32 p.
11. Vagner, YeA. About Doctor’s Self-Education [Text] / YeA. Vagner, А.А. Rosnovskiy. - Perm: Perm Publishing House, 1976. - 156 p.
12. Vagner, Ye.A. Reflections on Doctor’s Duty [Text] / Ye.A. Vagner. - Perm: Perm Publishing House, 1991. - 245 p.
13. Yevseyenko, V.I. Humanization of Education as Applied to Training Health Care Specialists [Text] / V.I. Yevseyenko // Professional and Personal Development of Medical Students: Materials of Interregional Scientific and Practical Conference. - Kirov: Kirov State Medical Academy, 2010. - P. 18 - 20.