2016, том 19 [1]
ЭТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ, КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1Свечина А.В., 2Мушников Д.Л., 1Садовникова Н.А., 2Королева О.А.
1ГБУЗ «Детская городская поликлиника №61» Департамента здравоохранения г. Москва,
2ФГБОУ ВО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России, 153034, г. Иваново
Аннотация: В статье в рамках этико-деонтологической и психолого-педагогической парадигмы рассмотрено этическое поведение медицинского персонала. На основе социологического исследования этических аспектов деятельности медицинских работников педиатрического профиля разработаны предложения по ее совершенствованию, в том числе: создание этических комитетов введение зачетной системы по знанию и применению на практике принципов Этического кодекса при получении квалифицированной категории; проведение семинаров, встреч со специалистами в области этики, биоэтики, деонтологии; формирование межличностной культуры отношений между коллегами по работе.
Ключевые слова: этика, медицинский персонал, качество медицинской помощи, педиатрический профиль, Кадры.
Этика является основой медицинской профессии, определяет идеальный образ практической деятельности медицинского работника [1,2]. Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации" - современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата. Несмотря на множество публикаций в последние годы по вопросам этики, практически
отсутствуют исследовательские работы, касающиеся этических аспектов деятельности медицинских работников педиатрического профиля [3,4]. В то же время, отсутствие этих данных препятствует разработки обоснованных предложений по повышению качества деятельности за счет оптимизации этического аспекта.
В связи с этим целью исследования определено: на основе социологического исследования этических аспектов деятельности медицинских работников педиатрического профиля разработать предложения по ее совершенствованию.
Методы исследования. Программа исследования предусматривала использование следующих методов: библиографический анализ литературных источников, экспертной оценки, социологического опроса. Объектом исследования на разных его этапах являлись: медицинские сестры, врачи. Предметом изучения являлись: этическое поведение медицинских работников. Объем исследования - 100 врачей, и 100 меди-
—--—
~ 36 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—---
пинских сестер. Статистическая обработка полученных результатов включала в себя группировку данных, экстенсивных показателей, их средних ошибок. Оценка достоверности развития сравниваемых показателей проводилась по методике Стьюдента. Программа обработки материала исследования предусматривала занесение данных в компьютер (программа Excel) и обработку их с помощью специальных программ. Проведен экспертный анализ состояния готовности медицинских организаций к реализации этических норм персоналом. В качестве экспертов выступали представители ассоциаций медицинских сестер и врачей. Проведен анализ взаимосвязи качества работы медицинских работников со стилем их этического поведения. Для этого сформированы две группы медицинских работников: с низким уровнем этического поведения (имели жалобы на грубость, конфликты, и др.), с высоким уровнем этического поведения.
Результаты исследования. Установлено, что все участники лечебно-диагностического процесса имеют низкую информированность о принципах «Этического кодекса». Так, 60% врачей, 80% медсестер и 83% пациентов отметили, что не знакомы с его содержанием.
Проведенное исследование свидетельствует так же о снижении этичного поведения медицинских работников. Так, отметили наличие случаев не этичного поведения медицинских работников 56% экспертов, 18% пациентов. В качестве причин ухудшения этического уровня работы медицинских работников, наиболее часто называли наличие перегрузки (80,3%) и низкий уровень общей культуры персонала и личностные особенности (19,7%).
По результатам экспертной оценки, установлено, что проводится большая работа по реализации принципов, заложенных в Этический кодекс медицинских работников, однако имеются ряд недостатков, а именно: долгое время ожидания приема пациентами; отсутствие на рабочем столе медицинских работников подборки основных нормативных документов, определяющих моральные и юридические права пациента; отсутствие в плане конференций вопросов, касающихся изучения теории и практики этических и правовых аспектов деятельности; дефекты ведения медицинской документации; низкий уровень
информированности медицинских работников об этических и правовых нормах сестринской деятельности; отсутствие желания и условий освоения компьютерных технологий ведения медицинской документации; низкая информированность персонала об психологических и культурных особенностях разных социальных категорий пациентов, принципах общения с ними; технологически не обеспечено обеспечение конфиденциальности информации о пациенте (возможность ее прочтения третьими лицами (санитарками, обслуживающим персоналом); наличие случаев не грамотного изложение информации пациенту о состоянии его здоровья, возможном риске и прогнозе; отсутствие общепринятых внутриучрежденческих подходов к обеспечению этических норм; в большинстве случаев пациентам не разъясняются последствия отказа от медицинских процедур, либо делается это не грамотно, не учитываются психологические особенности пациента; во взаимоотношениях с коллегами у медицинских работников наблюдается низкая коммуникативная культура (грубость, бестактность, фамильярность); отсутствие у медицинских работников навыка исследовательской и педагогической работы; не участие медицинских работников в профессиональных конкурсах; отсутствие на одежде медицинских работников профессиональной символики; имеют место нарушения трудовой дисциплины; наличие случаев конфликтных отношений между персоналом, фамильярные отношения, нарушение принципов субординации; публичные негативные высказывания в отношении медицинских работников других учреждений здравоохранения; наличие дефектов качества оказания помощи; пассивная социальная позиция в решении проблем медицинской деятельности; отсутствие материальных стимулов для повышения качества работы; плохие жилищные условия (63,6% ) Установлено, что показатели качества деятельности медицинских работников, имевших низкий уровень этического поведения, были достоверно ниже, чем в группе с высоким уровнем этического поведения (р<0,05), а именно: оценка качества ведения медицинской документации составляла в первой группе в среднем 3,2 балла, против во второй 4,5 балла, качество выполнения стандартов - соответственно 3,5 и 4,7 балла,
—--—
~ 37 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—---
качество проведения гигиенического воспитания населения - соответственно 3,2 и 4,8 балла, наличие конфликтных ситуаций - 9, против 0, наличие жалоб со стороны пациентов - 4, против 0, наличие жалоб со стороны врачей на работу медицинских сестер - 11, против 1.
Для улучшения этических принципов большинство экспертов 60,2% высказали предложение об обучении медицинского персонала этическому поведению, создание этических комитетов, приглашение специалиста по обучению этичного поведения, повышение культуры медицинского персонала, предложения организовать практику и обмен опытом работы в аналогичной клинике Европы.
Заключение. Таким образом, этические аспекты деятельности медицинского персонала являются актуальными на современном этапе, и эту работу необходимо совершенствовать. Полученные в ходе исследования данные позволили разработать ряд предложений по повышению качества этического поведения работы персонала, а именно: создание этических комитетов введение
зачетной системы по знанию и применению на практике принципов Этического кодекса при получении квалифицированной категории; проведение семинаров, встреч со специалистами в области этики, биоэтики, деонтологии; формирование межличностной культуры отношений между коллегами по работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева Т.П., Куценко Г.И., Чумаков А.С., Васильев М.Д., Мушников Д.Л., Куксенко В.М., Журавлева М.А., Тароян С.М., Тишин Н.Ф. Комплексный медико-социальный, социально-психологический и социокультурный портрет потребителей медицинских услуг (на примере стоматологического профиля)// Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2006. -№1. -С. 11-19.
2. Иванюшкин А.Я. Этический кодекс // Главная медицинская сестра. - 2000. - №4. - С. 145-153.
3. Котельников Г.П., Двойников С.И. Взаимодействие медицинской сестры и пациента на основе принципов милосердия// Главная медицинская сестра. - 2000. - №4. - С. 139-144.
4. Саркисова В.А. Роль Ассоциации медицинских сестер России в совершенствовании сестринской помощи// Главная медицинская сестра. - 2005. - №1. - С. 48-49.
ETHICAL CONDUCT OF THE MEDICAL STAFF OF THE PEDIATRIC PROFILE, AS A CONDITION OF PROVIDING QUALITY MEDICAL CARE
1Svechina, A. V., 2Mushnikov, 1Sadovnikova N.A. D.L., 2Koroleva O.A. 'Children's city polyclinic №61, Department of health, Moscow, Russia 2Ivanovo state medical Academy of Minzdrav of Russia, 153034, Ivanovo, Russia
Annotation: In the paper, within the ethical-deontological and psychological-pedagogical paradigm is considered as ethical behavior of medical personnel. On the basis of sociological research on ethical aspects of health workers of a pediatric profile developed proposals for its improvement, including: the establishment of ethics committees, the introduction of a scoring system in terms of knowledge and practical application of the principles of the Ethical code in the qualified category; seminars, meetings with experts in the field of ethics, bioethics and deontology; formation of culture of interpersonal relations between colleagues at work. Key words: ethics, medical staff, quality of care, pediatric profile. Frames.
REFERENCES
1. Vasil'eva T.P., Kutsenko G.I., Chumakov A.S., Va-sil'ev M.D., Mushnikov D.L., Kuksenko V.M., Zhuravleva M.A., Taroyan S.M., Tishin N.F. Kompleksnyi mediko-sotsi-al'nyi, sotsial'no-psikhologicheskii i sotsiokul'-turnyi portret po-trebitelei meditsinskikh uslug (na primere stomatologicheskogo profilya)// Obshchestvennoe zdorov'e i profilaktika zabolevanii. - 2006. -№1. -S.11-19.
2. Ivanyushkin A.Ya. Eticheskii kodeks // Glavnaya meditsinskaya sestra. - 2000. - №4. - S. 145-153.
3. Kotel'nikov G.P., Dvoinikov S.I. Vzaimodeistvie meditsinskoi sestry i patsienta na osnove printsi-pov mi-loserdiya// Glavnaya meditsinskaya sestra. - 2000. - №4. - S. 139-144.
4. Sarkisova V.A. Rol' Assotsiatsii meditsinskikh sester Rossii v sovershenstvovanii sestrinskoi pomo-shchi// Glavnaya meditsinskaya sestra. - 2005. - №1. - S. 48-49.
—--—
~ 38 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)