Научная статья на тему 'Имидж преподавателя высшей медицинской школы'

Имидж преподавателя высшей медицинской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ИМИДЖ / МЕДИЦИНА / HIGH SCHOOL TEACHER / IMAGE / MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Елена Викторовна, Дульский Вадим Алексеевич, Неупокоева Анна Валерьевна

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к преподавателю высшей школы медицинского направления Подход учитывает компетенции, которые должны привить выпускнику образовательной организации в соответствии с ФГОС 3+. Высказывается пожелание перевести Российскую медицину с уровня Medicina curativa на уровень Medicina preventiva. Реализация предложенных требований позволит практическому здравоохранению получить подготовленных врачей, обладающих хорошими знаниями, приобретенными компетенциями, высокими морально-психологическими качествами, умением общаться с пациентами и их родственниками в любых обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Елена Викторовна, Дульский Вадим Алексеевич, Неупокоева Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of higher medical school teacher

This article discusses the requirements for high school teachers of medical direction approach takes into account the competencies that should instill graduate educational institution in accordance with the SES 3+. It expresses the wish to translate the Russian medicine with Medicina curativa level Medicina preventiva level. The implementation of the proposed requirements will allow the practical health care get trained physicians who have a good knowledge of acquired competences, high moral and psychological qualities, the ability to communicate with patients and their relatives in all circumstances.

Текст научной работы на тему «Имидж преподавателя высшей медицинской школы»

2016, том 18 [8]

—--—

УДК 615.26:615.451.3:616-003.214

ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ

Е.В. Шевченко, В.А. Дульский, А.В. Неупокоева

ГБОУ ВПО ИГМУ Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Иркутск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются требования, предъявляемые к преподавателю высшей школы медицинского направления Подход учитывает компетенции, которые должны привить выпускнику образовательной организации в соответствии с ФГОС 3+. Высказывается пожелание перевести Российскую медицину с уровня Medicina curativa на уровень Medicina preventiva. Реализация предложенных требований позволит практическому здравоохранению получить подготовленных врачей, обладающих хорошими знаниями, приобретенными компетенциями, высокими морально-психологическими качествами, умением общаться с пациентами и их родственниками в любых обстоятельствах.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, имидж, медицина.

Реформы Правительства Российской Федерации в разных сферах услуг значительно повысили потребности общества в оказании высококвалифицированной помощи. Это касается всех сфер потребления, в том числе образовательных и медицинских услуг.

Требования к преподавателям и врачам также стали повышаться. Они должны отвечать мировым стандартам, должны решать сложные социально-психологические проблемы. В связи с этим появляется необходимость в реализации творческих способностей и деловых качеств. Наибольший эффект эти качества и способности дают при наличии определенного имиджа, положительного образа, который человек создает о себе и которое является проявлением его личных качеств [1].

Понимание и взаимное воздействие людей друг на друга является обязательным элементом совместной деятельности. Формирование психологического климата в коллективе происходит под влиянием как отдельных личностей, так и общественных мотивов профессиональной деятельности.

Каждая личность проявляется прежде всего в труде, общении и познании. И задача руководителя каждого конкретного структурного подразделения — помочь сотруднику или студенту проявить личность, раскрыть и понять сущность каждого человека. Осознание личности происходит в сравнении самого себя с другими людьми, занимающими как равное положение в обществе, так и более высокое или более низкое. Это влияет на формирование знаний о других людях, на оценку и отношение к ним.

—--—

~ 12 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Шевченко Е.В., Дульский В.А, Неупокоева А.В. Имидж преподавателя высшей медицинской школы

-----

Любом преподаватель высшей школы должен быть в некоторой степени лидером, в некоторой степени артистом и, конечно, руководителем. Также преподаватель должен обладать целым набором психологических характеристик. Для лидера должны быть характерны определенный тип мышления и поведения, чтобы обучающиеся — ученики подчинились учителю, соотносили свое поведение с поведением лидера. Истинному лидеру свойственно такое качество, как харизма. Это качество в чистом виде встречается крайне редко, но вот определенный имидж должен иметь каждый преподаватель, в том числе и в медицинской образовательной организации [2].

Начинается восприятие любого нового человека с внешнего вида. Не зря пословица говорит: «встречают по одежке, а провожают по уму». Одежда, обувь, а для преподавателя-врача — запахи, макияж, длина и окраска ногтей, кроме того — интонации, выражение лица, мимика, жесты — все это играет немаловажную роль в восприятии преподавателя. Конечно, в медицинском университете есть своя «униформа» — белый халат. Под ним можно скрыть одежду. Но при этом халат должен быть абсолютно чистым и достаточно современным, застегнутым на все пуговицы. В то же время халат не может быть очень коротким, вычурным. Это действительно форма одежды медицинского работника. Вызывает вопросы такие требования, как макияж и запахи. Но мы должны помнить, что к врачу редко обращаются здоровые люди. Об этом мы поговорим ниже. А для больного человека любой запах может оказаться раздражителем, который усугубит состояние. Резкие запахи не приемлемы для врача, и преподаватель должен в этом показывать пример своим ученикам. Пациент будет реагировать на все — и яркий макияж, и длинные ногти и их цвет — все должно быть умеренным, не вызывать негативных реакций. Начинается это с самого

первого дня пребывания в медицинской образовательной организации. Уже при поступлении в медицинскую образовательную организацию студенты должны понимать, что они просто обязаны забыть некоторые «радости» прежней жизни. Каждый свой поступок, каждое действие они должны оценивать с позиций своей будущей профессии — профессии врача. Ведь поговорка «Врач — это не профессия, а образ жизни» появилась не случайно.

Огромное значение для преподавателя имеет стиль общения: речь, которая должна быть доступной, без недосказанностей, это возможность видеть глаза собеседника. Из психологии известно, какую важную роль играет поза человека, его осанка. Осанка и поза уверенного в себе человека с приветливой улыбкой всегда располагает к себе собеседника. Уважительное отношение к коллегам, сокурсникам и преподавателям — непременный залог успешного обучения.

Для преподавателя любого ранга очень важно умение слушать и слышать собеседника. Фактически каждый студент, слушатель является собеседником. И очень важно выслушать полностью ответ, и только после этого объяснить студенту, в чем и где его ошибки. Одним из педагогических приемов является вовлечение всех остальных студентов в обсуждение ответа. Умение анализировать ответ одногруппника, именно анализировать, а не отвечать на вопрос заново, вырабатывает у студентов важную компетенцию — находить и исправлять ошибки — в постановке диагноза, выбора этапа и видов реабилитации.

Говоря об имидже преподавателя, нельзя не вспомнить о том, что преподаватель должен обладать высоким профессионализмом, общей культурой. А профессионализм зависит прежде всего от уровня мастерства врачевания. Гуманистическая направленность педагогической работы является важной

~ 13 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

составляющей педагогического процесса. Необходимо проявлять глубокое уважение к личности студента, создавать благоприятные условия для его развития. Отсутствие гуманизма в отношениях «преподаватель — студент» приводит к возникновению конфликтов, снижает работоспособность всех конфликтующих сторон.

В последних государственных стандартах образования появились новые компетенции. Среди них — толерантное отношение к окружающим. В наше непростое время, когда во всем мире постоянно вспыхивают конфликты на почве вероисповедания, цвета кожи и т. п. необходимо формировать у студента чувство национальной гордости, любовь к Родине, законам страны. На занятиях, вне зависимости от предмета, надо развивать уважение к государственным символам, символам своей профессии, совершенствовать владение русским языком, как основным государственным в России.

У педагогов высшей школы должна формироваться и интеллигентность. Ведь интеллигентность — «это зеркало души и разума воспитателя, образец для подражания» [3]. Многие преподаватели вузов имеют ученые степени и звания, и это всегда связано с проявлением профессионализма, с высокими моральными качествами. И это также оказывает сильное влияние на формирование личности будущего врача. Можно смело говорить, что студенческие годы — это годы становления личности, формирования линии поведения в дальнейшей жизни, социализации. Опыт и поведения преподавателей помогает выбрать собственную социальную ориентацию. Жизненные идеалы преподавателя помогают студентам самосовершенствоваться. Некорректное поведение преподавателя может вызвать разочарование студента, в критических ситуациях это может довести до духовной деградации.

Специфика работы (в нашем случае — медицинская направленность) приводит пре-

подавателя к необходимости анализировать действия студентов. И на лекциях, и на семинарских и практических занятиях, и у постели больного. Все это требует от преподавателя объективности оценки и справедливости. У молодых людей почти всегда завышенные требования к окружающим и их поступкам. Поэтому объективность и справедливость со стороны преподавателя, как старшего товарища, является существенным фактором становления профессионала.

Еще одно важное звено педагогического мастерства — профессиональные знания. К этому понятию студенты относят и знания по специальности, и общую эрудицию преподавателя, и его осведомленность по смежным дисциплинам. Чтобы отвечать этим требованиям, преподаватель должен ежедневно получать новые сведения из разных областей науки, техники, культуры, спорта и т. п. Самым сложным является огромный объем информации, который необходимо воспринять, переработать, сохранить в своей памяти. И только настоящий преподаватель сможет отвечать подобным требованиям [4].

В Кодексе профессиональной этики работников системы здравоохранения Российской Федерации, разработанном Минздравом, а положения этого документа распространяются и на студентов медицинских образовательных организаций, особое внимание уделяется здоровому образу жизни. Преподаватели должны не только сами вести здоровый образ жизни — следить за физической активностью, не иметь вредных привычек, следить за диетой, но и всеми доступными способами пропагандировать такое поведение. Педагог медицинского вуза обязан не только показывать личный пример обучающимся, пациентам, но и использовать все доступные средства по пропаганде здорового образа жизни.

И еще проблема — преподаватель медицинского вуза должен ориентировать студентов для работы по профилактике заболеваний. Государство тратит миллиарды рублей

~ 14 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Шевченко Е.В., Дульский В.А, Неупокоева А.В. Имидж преподавателя высшей медицинской школы

-----

на закупку высокотехнологичного оборудования, дорогостоящих методов лечения, а заболевших и болезней не становится меньше. Попробуем разобраться, почему сохраняется такая ситуация. В современном мире существует две модели здравоохранения: Medicina curativa и Medicina preventiva. Сегодня наша страна живет по первой модели — куратив-ной. При этой системе врач максимально заинтересован лечить больных. А вот если затраты направить на предупреждение болезней, тратить деньги не только на лечение, но предупреждать болезни, информировать людей об их индивидуальных рисках, связанных с полом, возрастом, генетикой, профессией, образом жизни, то есть выявлять болезни как можно раньше, тогда при тех же затратах здоровых людей будет больше. Модель Medicina preventiva — профилактическая, когда главное не лечить болезни, а создать такие условия, чтобы люди не болели.

Однако в нашей стране первичное звено — важнейший элемент «Medicina preventiva» — финансируется по остаточному принципу, работа считается не престижной, тяжелой и неблагодарной. В результате молодые и перспективные врачи пытаются попасть на работу в звенья специализированной и высокотехнологичной помощи. Задача педагога — позиционировать врача первого контакта как Врача будущего, опираясь на яркий опыт земской медицины и современной

профилактической модели оказания первичной медико-санитарной помощи некоторых зарубежных стран.

Таким образом, педагогическая культура преподавателя медицинского вуза является источником и проявлением его научной и общей эрудиции, педагогического мастерства. Все это позволит готовить высокопрофессионального врача, способного не только стать хорошим организатором, но и обладающего высокими нравственными качествами, высокой культурой, умением общаться с людьми на разных уровнях, обеспечивая высокий имидж современного врача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова В.А. Имидж личности как социально-психологическое явление // Магистр. 1994. № 2.

2. Гуцуляк С.А., Васильева Е.И. Рейтинговая оценка деятельности профессорско-преподавательского состава в ИГМУ // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. Вып. 3. Иркутск, 2014. С. 49—52.

2. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. // История педагогики в России. М., 1999.

3. Рагулина Л.В. Формирование коммуникативной компетентности преподавателя вуза в процессе повышения квалификации: дисс. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2010.

THE IMAGE

OF HIGHER MEDICAL SCHOOL TEACHER

E. V. Shevchenko, V.A. Dulsky, A. V. Neupokoeva

Irkutsk state medical University, Irkutsk, Russia

Annotation. This article discusses the requirements for high school teachers of medical direction approach takes into account the competencies that should instill graduate educational institution in accordance with the SES 3+. It expresses the wish to translate the Russian medicine with Medicina curativa level Medicina preventiva level. The implementation of the proposed requirements will allow the practical health care get trained physicians who have a good knowledge of acquired competences, high moral and psychological qualities, the ability to communicate with patients and their relatives in all circumstances.

Key words: high school teacher, image, medicine.

~ 15 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

REFERENCES

1. Baranova V. A. The image of the person as a social-psychological phenomenon. Magistr, 1994, no. 2.

2. Gutsulyak S.A., Vasilyeva E.I. The rating of the activities of the faculty in ISMU. Quality management system: experience and prospects, vol. 3. Irkutsk, 2014. S. 49—52.

3. Sukhomlinsky V.A. Problems of education of comprehensively developed personality. History of Education in Russia. Moscow, 1999.

4. Ragulina L.V. Formation of communicative competence of the teacher of high school in the course of training. Diss. kand. ped. sciences. Voronezh, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.